Мой тулон что означает
Презентация по литературе «Тулон князя Андрея Болконского» (по роману Л. Толстого «Война и мир»)
Описание презентации по отдельным слайдам:
«Тулон» князя Андрея Болконскго в романе-эпопее «Война и мир»
История слова «Тулон» В действительности «Тулон»- город во Франции. При военных действиях Тулон был взят под предводительством Бонапарта. Эта победа при Тулоне сделала Бонапарте генералом и сотни юношей стали мечтать о своем Тулоне. В «Войне и мире» о «своем Тулоне» мечтает и князь Андрей как о битве, в которой он проявит свои лучшие качества и после которой он станет знаменитым.
Слово «Тулон» стало метафорически означать момент блестящего начала карьеры никому не ведомого молодого военачальника; так, Андрей Болконский в романе «Война и мир» спрашивает: «Когда же проявится мой Тулон? »
«Тулон» Андрея Болконского На протяжении всей жизни Андрей Болконский мечтает о “своем Тулоне”. Он мечтает на глазах у всех совершить подвиг, чтобы, доказав свою силу и бесстрашие, окунуться в мир славы, стать знаменитостью. “Туда-то я буду послан, — думал он, — с бригадой или дивизией, и там-то с знаменем в руке я пойду вперед и сломлю все, что будет передо мной”. На первый взгляд это решение кажется вполне благородным, оно доказывает мужественность и решительность князя Андрея.
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-1713799
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Итоговое сочинение успешно написали более 97% выпускников школ
Время чтения: 2 минуты
Российские юниоры завоевали 6 медалей на Международной научной олимпиаде
Время чтения: 2 минуты
В России стартует пилотный проект по реабилитации детей-инвалидов
Время чтения: 2 минуты
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
В российских школах могут появиться «службы примирения»
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Конспект урока по литературе на тему «»Тулон» Андрея Болконского»
МБОУ «Образцовская средняя общеобразовательная школа» Орловского района Орловской области
«Тулон» Андрея Болконского
(анализ эпизода «Небо Аустерлица»)
учитель русского языка и литературы,
Платошкина Светлана Викторовна
Определить, каким оказался “Тулон” Болконского.
Выявить роль данного эпизода в духовном становлении князя Андрея Болконского.
Повторить литературоведческие термины (эпизод, антитеза).
Развивать навыки мыследеятельности (сравнение, анализ, интерпретация).
Воспитывать стремление познать себя, осмысливать своё предназначение.
Оснащение урока : проектор, рабочие листы с отрывками, тексты романа «Война и мир».
Повторить определение понятия “эпизод”.
Подчеркнуть слова (части речи), которые преобладают при описании сражения и после ранения Болконского.
Посчитать, сколько раз употреблено слово “небо” в эпизоде и сколько раз оно названо высоким.
Отметить детали, которые показывают крушение идеалов Болконского.
Индивидуальное задание (историческая справка).
Мы все глядим в Наполеоны
I. Оргмомент (проверка готовности к уроку)
«Во всем мне хочется дойти до самой сути», — этими словами Б.Л. Пастернака хочу начать урок, посвященный анализу эпизода из романа «Война и мир». Тема сегодняшнего урока: “Тулон” Андрея Болконского (анализ эпизода “Небо Аустерлица”)
— Обратите внимание, слово “Тулон” в заглавии употреблено в кавычках. Почему?
(Э то цитата, взятая из текста).
— О чём свидетельствует неоднократное повторение этого слова рядом с именем Болконского?
( О том, что эта мысль не оставляла Болконского ни на мгновение, она постоянно была с ним ).
— С какой исторической личностью связано это слово?
( Слово «Тулон» стало метафорически означать момент блестящего начала карьеры никому не ведомого молодого военачальника капитана Наполеона Буонопарте, который здесь положил начало своей известности.
Его план штурма города был рискованным, но имел шансы на успех. 17 декабря 1874 года начался штурм города. Наполеон шел во главе штурмующих, был ранен, но войска англичан и испанцев были разбиты и 18 декабря город пал. Наполеон Буонопарте одержал здесь свою первую победу. Французская республика присвоила ему чин генерала. Генералу было всего 24 года.)
-Так чем стал Тулон для Наполеона?
( Символом славы, первой ступенькой на его пути восхождения к величию ).
— А кем был Наполеон для Болконского?
Да и не только для него, Наполеон был кумиром для многих молодых людей того времени. Достаточно вспомнить слова Пушкина: “Мы все глядим в Наполеоны”.
— Итак, какой вывод из сказанного можно сделать?
(Так как Тулон для Наполеона стал восхождением к славе, то Болконский, мечтая о своём “Тулоне”, мечтал о собственной славе. )
Сегодня на уроке мы с вами постараемся выяснить, каким же оказался “Тулон” Болконского и какова его роль на пути духовного становления героя, а узнать это мы сможем, проанализировав эпизод из романа, который в литературоведении носит название “Небо Аустерлица”.
III. Актуализация знаний
— Я просила вас повторить, что такое эпизод. Дайте определение этого понятия.
Запись (Эпизод – это относительно самостоятельная единица действия в фабульно-сюжетной системе произведения, фиксирующая происшедшее в легко обозримых границах пространства и времени).
— Прежде чем анализировать эпизод, в первую очередь мы должны установить ближайшие связи эпизода.
См. Памятки Анализ эпизода
— А раз мы выявляем роль данного эпизода на пути духовного становления князя Андрея, то давайте и вспомним, что предшествовало в жизни Болконского его “Тулону”.
III . Анализ эпизода
— Обратимся к тексту. В какой сцене впервые предстает А. Болконский?
( Впервые князя Андрея мы видим в салоне А.П.Шерер: «»В это время в гостиную вошло новое лицо. Новое лицо это был молодой князь Андрей Болконский» )
— Как описывает его автор?
(Князь Андрей безупречен и моден. Безупречен его французский. Даже имя Кутузов он произносит с ударением на последнем слоге, как француз. Безупречны сухие черты его лица, мундир адъютанта и тихий, медленный, стариковский шаг. Завершает картину вселенская скука в глазах. Князь Андрей — светский человек. В этом смысле он подвержен всем движениям и переменам моды не только в одежде, но прежде всего в поведении, в стиле жизни.
И тихая походка, и скука во взгляде, и манера держать себя с окружающими — все выдает в нем приверженца начинающего входить в светский европейский и российский обиход дендизма. И действительно, князь Андрей чрезвычайно дистанцирован от посетителей салона. Его лицо портит гримаса, замечает Толстой. Все и вся надоело и наскучило. Все окружающее ниже и уже поэтому хуже него.)
— На всех ли распространяется такое отношение князя Андрея?
(Нет, подобное отношение к миру не затрагивает людей, симпатичных ему. Он преображается, встретив Пьера. Улыбка князя Андрея становится «неожиданно доброю и приятною». А их дальнейшая беседа — разговор двух добрых товарищей, и, несмотря на то, что Пьер младше Болконского, разговор равных, безмерно уважающих друг друга людей.)
— Почему князь Андрей решил отправиться на войну?
С каким чувством отец отправляет Андрея на войну?
(За то, что сын исполняет долг. Службу (в высоком значении этого слова) за опального отца продолжает сын.)
Вам предлагается следующее задание: на доске и листочках зафиксированы основные (уже известные вам) жизненные этапы Болконского на пути к “Тулону”. Ваша задача: стрелочкой вверх обозначить те, которые способствуют продвижению Болконского к его мечте, а стрелочкой вниз – те, которые мешают его движению к цели.
Интерактивный момент – работа в группе
Том I, часть первая:
1) “…все бывшие в гостиной не только были знакомы, но уже надоели ему так, что и смотреть на них и слушать их ему было очень скучно” (гл.III)
2) “Я иду потому, что эта жизнь, которую я веду здесь, эта жизнь – не по мне!” (гл.V)
3) “Бонапарте всё-таки великий полководец!” (гл.ХХIV)
4) “…счастлив ли я? Нет. Счастлива ли она? Нет. Отчего это? Не знаю…” (гл.ХХV)
Том I, часть вторая:
5) “он имел вид человека, …занятого делом приятным и интересным” (гл.III)
6) “Князь Андрей был один из тех редких офицеров в штабе, который полагал свой главный интерес в общем ходе военного дела” (гл.III)
7) “Известие это [о переходе через мост] было горестно и вместе с тем приятно князю Андрею” (гл.ХII)
8) “Я одно понимаю, что всё мерзко, мерзко и мерзко” (гл.ХIII)
9) “Князю Андрею было грустно и тяжело. Всё это было так странно, так не похоже на то, чего он надеялся” (гл.ХХI)
Том I, часть третья:
10) “Ему хотелось высказать Долгорукову свой, составленный им, план атаки” (гл.ХI)
11) “Военный совет …оставил в нём неясное и тревожное впечатление” (гл.ХII)
12) “…при этой мысли о смерти целый ряд воспоминаний, самых далёких и самых задушевных, восстал в его воображении” (гл.ХII)
— Какой можно сделать вывод?
(Как видим, чем ближе Болконский к Аустерлицу, тем больше появляется факторов, мешающих движению к цели, заставляющих задуматься)
— И в результате в финале ХII главы это противоречие выливается во внутренний диалог Болконского с самим собой. Давайте перечитаем этот внутренний диалог по ролям.
— Вопрос классу: как вы думаете, зачем Толстой прерывает внутренний диалог Болконского бессмысленной шуткой денщиков?
(Чтобы спустить князя Андрея на землю, отрезвить его мысли о славе)
— Так какой голос побеждает в сознании Андрея Болконского?
(“И всё-таки я люблю и дорожу только торжеством над всеми ими, дорожу этой таинственной силой и славой, которая вот тут надо мной носится в этом тумане!”)
Вывод: В ходе внутреннего диалога побеждает стремление к славе
— Итак, именно с этими мыслями встречает Болконский Аустерлицкое сражение.
А теперь прочитайте его мысли в конце анализируемого нами эпизода.
Чтение наизусть учащимся отрывка «Небо Аустерлица» т.1,ч.3, гл.16
(“ Ничего, ничего нет, кроме его. Но и того даже нет, ничего нет, кроме тишины, успокоения. )
— Что же произошло с героем и его сознанием? Что послужило причиной столь резкой метаморфозы?
-Поиск ответа на этот вопрос и будет одной из задач анализа исследования данного эпизода. Для этого давайте обратимся к сцене боя, во время которого Болконский осуществляет свои мечты.
-Какая часть речи преобладает при описании сражения?
— Подтвердите текстом (кричал, бил, обогнал, схватил, бежали, хватали и т.п.)
— Как вы думаете: почему преобладают именно глаголы?
(Они воспроизводят быстроту, лихорадочную напряжённость событий).
— И вдруг всё исчезло. Какой приём использует автор?
— Как проецируется название романа на эту сцену?
( Смертельной горячке боя противопоставлены тишина, спокойствие, вечный мир природы )
— Покажите с помощью текста, как замедляется ритм фразы. С помощью каких художественных средств Толстой это делает?
(Замедляет его обилие определений-эпитетов и повторы слов, особенно важных)
— Приведите примеры. Я вас просила посчитать дома, сколько раз употреблено слово “небо” в данном эпизоде? (12) названо высоким? (10). Зачитайте.
— Наверное, это не случайно. Давайте поразмышляем, почему именно небо использует Толстой, для того чтобы показать духовное обновление героя?
— Что являлось для Болконского неосознанной подготовкой к восприятию неба?
( Вера в бессмертие княжны Марьи и слова Тушина: “Как там ни говори, что душа на небо пойдёт… ведь это мы знаем, что неба нет, а есть атмосфера одна”)
— Прочувствовали? И теперь я вернусь к вопросу: почему именно небо использует Толстой, для того чтобы показать духовное обновление героя?
(Потому что это тайна, потому что это вечность)
— Я не буду сейчас спрашивать, какие мысли ещё пришли к вам в голову, а вот какие мысли пришли в голову Болконскому, пожалуйста, зачитайте.
(“Да! всё пустое, всё обман, кроме этого бесконечного неба. Ничего, ничего нет, кроме его”; “я ничего, ничего не знал до сих пор”).
— Что, Болконский по-прежнему мечтает о славе?
(Нет, он мечтает только, “чтоб эти люди помогли ему и возвратили бы его к жизни, которая казалась ему столь прекрасною, потому что он так иначе понимал её теперь”)
— Так о чём же теперь мечтает Болконский?
(“Тихая жизнь и спокойное семейное счастие в Лысых Горах представлялись ему”)
— Итак, небо меняет мировоззрение Болконского, но только ли оно одно? В.Набоков писал: “Читая книгу, следует прежде всего замечать детали и наслаждаться ими”.
Докажите текстом, какие детали использует Толстой, чтобы в сознании героя разрушился ореол святости Наполеона и победила одна из заповедей, постулат христианства: “Не сотвори себе кумира”.
Развенчание теории Болконского
(1) “Славный народ” // отдаёт приказ об усилении батарей (“Велите привезти из резервов”). – через поступок.
2) Отношение Толстого к Наполеону (“На лице его было сиянье самодовольства и счастия”; “рассматривал убитых и раненых”; “счастливым от несчастия других взглядом”). – через авторское отношение.
3) Внутреннее восприятие Болконским Наполеона (“Но он слышал эти слова, как бы он слышал жужжание мухи”; “…но в эту минуту Наполеон казался ему столь маленьким, ничтожным человеком…”; “так мелочен казался ему сам герой его”) – через внутреннее восприятие.
4) Внешнее выражение (“Несмотря на то, что за пять минут перед этим князь Андрей мог сказать несколько слов солдатам, переносившим его, он теперь, прямо устремив свои глаза на Наполеона, молчал…”) – через внешнее проявление. )
— В чём вы видите парадоксальность ситуации?
(Ситуация, действительно, парадоксальна. Сначала Наполеон говорит о Болконском величественные и милостивые слова: “Вот прекрасная смерть”. Затем, заметив, что это раненый, а не убитый, принимает в нём участие и велит лекарям заботиться об этом человеке. Кумир признал в Болконском героя – кумир отвергнут князем Андреем. И в этом отрицании Наполеона – знаменитая толстовская диалектика души героя)
-Итак, мы видим, что кумир Болконского развенчан. А как же сам “Тулон” Болконского, ведь щедрый Лев Николаевич дарит князю Андрею именно ту ситуацию в бою, о которой тот мечтал?
(Сам “Тулон” Болконского развенчивается ещё до разочарования Наполеона. Наверное, он и подготавливает Болконского к этому разочарованию).
(“волоча его за древко”; “Князь Андрей видел уже ясно растерянное и вместе озлобленное выражение лиц этих двух людей, видимо не понимавших того, что они делали”; “Как бы со всего размаха крепкою палкой кто-то из ближайших солдат, как ему показалось, ударил его в голову”).
— А теперь, ребята, покажите мне, как Толстой описывает физическое состояние князя Андрея после ранения?
(“истекая кровью, и сам не зная того, стонал тихим, жалостным и детским стоном”; “опять почувствовал себя живым и страдающим от жгучей и разрывающей что-то боли в голове”; “Ему жгло голову; он чувствовал, что он исходит кровью”; “он потерял сознание от страшной боли”; “он опять чувствовал невыносимую боль; лихорадочное состояние усиливалось, и он начинал бредить”)
— Какой вывод из услышанного можно сделать?
(Никакой романтики, о которой грезил Болконский до сражения в войне нет – это грязь, кровь и боль)
— А теперь вернёмся к теме урока. Скажите, после проанализированного нами эпизода, только ли потому слово “Тулон” взято в кавычки, что это цитата?
(Слово “Тулон” взято в кавычки ещё и потому, что оно употреблено в ироническом значении)
V. Подведение итогов урока
— Итак, кто готов подвести итог нашего урока и дать ответ на главный вопрос: какова роль “Тулона” Болконского на пути его духовного становления?
(Под небом Аустерлица у Болконского меняются взгляды. Небо становится символом нового понимания жизни. Взамен былого кумира он обретает высокие и вечные ценности, которых не знал прежде: счастье просто жить возможность дышать, видеть небо – быть)
На следующих уроках мы продолжим исследование духовных исканий Андрея Болконского, поэтому запишите д/з
Всем: перечитать эпизоды(есть распечатки композиции романа):
Т.2 Ч. 2 Гл. 9 Андрей и его сын, духовный кризис
Гл. 11 Встреча Андрея и Пьера
Гл. 12 Разговор на пароме Андрея и Пьера
Гл. 2 Встреча с Наташей в Отрадном
Гл. 4-5 Князь Андрей и государственная служба. Сперанский
Гл. 14-17 Первый бал Наташи Ростовой
Гл. 18 Духовное пробуждение Андрея
Гл. 22 Андрей о Наташе
Гл. 23 Объяснение в любви. Отъезд Андрея
VII. Выставление оценок, выполнение теста по эпизоду (т.1.,ч. 1, гл..16)
В1 Какое определение добавляют к слову «роман», характеризуя жанр «Войны и мира»?
В2 Единица действия в фабульно-сюжетной системе произведения, фиксирующая происшедшее в легко обозримых границах пространства и времени
В3 Установите соответствие между тремя персонажами и присущими им качествами личности. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПЕРСОНАЖИ КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ
А) капитан Тушин 1) аристократизм, благородство, мечта о славе
Б) князь Багратион 2) карьеризм, тщеславие, бескомпромиссность
В) князь Андрей 3) истинный героизм, непосредственность,
4) справедливость, демократизм, талант военачальника
Ответ запишите цифрами в таблице.
В4 После какого сражения состоялась встреча князя Андрея и Наполеона, которая имела огромное значение в судьбе героя:
«Он знал, что это был Наполеон – его герой, но в эту минуту Наполеон казался ему столь маленьким, ничтожным человеком в сравнении с тем, что происходило теперь между его душой и этим высоким, бесконечным небом с бегущими по нему облаками».
В5 Как в литературоведении называется монолог, который герой произносит «про себя» и который характеризует его сознание (« Как же я не видал прежде этого высокого неба? И как я счастлив, я, что узнал его наконец. Да! все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба»)?
Можно ли назвать поведение князя Андрея подвигом (ч.3., гл.16.)
В каких произведениях русской классики звучит тема человека на войне и что сближает эти произведения с романом Л.Н. Толстого
Мечта Андрея Болконского в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»
Андрей Болконский — главный персонаж произведения Л. Н. Толстого «Война и мир». Он прожил недолгую, но наполненную и насыщенную жизнь, стремился к добру и правде, искал смысл существования. Светская жизнь не для него. Пустые разговоры и трата времени его не интересуют. Мечта Андрея Болконского — совершить подвиг, доказать свою силу и бесстрашие, прославиться и стать знаменитым.
Андрей Болконский на поле боя под Аустерлицем (анализ эпизода том 1, часть 3, глава 19)
Роман Льва Николаевича Толстого «Война и мир» открыл читателю галерею бессмертных образов, созданных рукой писателя-психолога. Благодаря его тонкому мастерству, мы может проникать в сложный внутренний мир героев, познавая диалектику человеческой души.
Одним из положительных героев романа является князь Андрей Болконский. Писатель наметил сначала эпизодическую фигуру офицера-аристократа, но затем она вылилась в фигуру главного героя, который в результате долгих поисков, ошибок и борьбы приходит к народу.
Это, по мнению Толстого, и делает его положительным.
Позиция князя Андрея в самом начале романа – это конфликт со средой. Этот конфликт назревает из-за неудовлетворенности героя окружающей его действительностью. Болконского не устраивает общество, в котором он находится. Высший свет остановился в своем развитии, походит на болото, которое засасывает в трясину праздномыслия, бездействия, внешного блеска и внутренней бессодержательности. Князь Андрей же хочет вырваться из этой трясины и имеет для этого достаточно сил.
Путь разрешения конфликта со средой, который намечает для себя герой, – попытаться достичь власти через воинский подвиг. Это становится лейтмотивом сюжетной линии образа Андрея Болконского на протяжении всего первого тома.
Образцом героя, который владеет умами людей, долгое время является для князя Андрея Наполеон Бонапарт.
Он стремится уподобиться этому кумиру, одержав победу в своем Тулоне, который пытается найти во время войны 1805 года. Аустерлицкое сражение завершает этот этап.
В день битвы князь Андрей с нетерпением ждет осуществления своих честолюбивых планов, но после поражения идеальный Тулон развенчивается самим героем.
В девятнадцатой главе третьей части первого тома описывается тот сильнейший внутренний перелом в душе князя Андрея, который повлечет за собой перемену всех его взглядов и станет сильнейшим толчком к более глубокому самоанализу и самосовершенствованию.
Этот эпизод переносит нас на Працежную гору, где «упал с древком знамени в руках» раненый князь Андрей. Его голова теперь уже не занята мыслями о сражении, о поражении и о неудавшемся Тулоне. Он смотрел в «высокое небо Аустерлица», понимая, что «… ничего, ничего не знал до сих пор».
Там же он переосмыслил свое отношение к Наполеону. Услышав рядом с собой голоса, князь Андрей понял, что среди них был и голос его героя, произнесший в его адрес свое знаменитое: «Вот прекрасная смерть».
Но для героя это уже были не слова великого императора, а всего лишь «жужжание мухи»: «В эту минуту Наполеон казался ему столь маленьким, ничтожным человеком в сравнении с тем, что происходило теперь между его душой и этим высоким, бесконечным небом с бегущими по нем облаками».
Князь Андрей полностью разочаровывается в Наполеоне с «безучастным, ограниченным и счастливым от несчастья других взглядом».
Теперь, когда цель жизни Болконского – добиться славы – разрушена, героем овладевает беспокойство. Но небо обещает успокоение, а это значит, что есть надежда быть счастливым. Только искать счастье нужно где-то в другом месте. И князь Андрей это понимает: «Ничего, ничего нет верного, кроме ничтожества всего того, что мне понятно, и величия чего-то непонятного, но важнейшего!»
И мысли «о чем-то непонятном и важнейшем» постепенно завладевают им — князь Андрей думает о Боге, о жизни и смерти, о сестре, о жене и сыне: «Тихая жизнь и спокойное семейное счастие в Лысых Горах представлялись ему. Он уже наслаждался этим счастием…»
Так меняется мировоззрение героя. Побывав на краю смерти, Андрей Болконский направляет все свои личные интересы в сторону семейной жизни, отказавшись от военной службы.
Эпизод на поле боя под Аустерлицем занимает очень важное место в романе. Во-первых, он раскрывает причины внутреннего перелома одного из лучших героев произведения.
Этот перелом окажет впоследствии огромное влияние на дальнейшее развитие его личности.
Во-вторых, перед нами предстает истинный образ Наполеона, увиденный глазами Андрея Болконского, образ жестокого, тщеславного, ничтожного человека, наслаждающегося несчастьем других людей.
Так, через восприятие одного из персонажей, писатель воссоздает правдивый облик реального исторического лица.
И, наконец, размышления Андрея Болконского о смысле жизни заставляют и нас задуматься о том, что на самом деле важно на Земле: слава и общественное признание или тихое семейное счастье.
Достопримечательности (фотогалерея)
Вид на Тулон и гору Фарон
Тулон сильно пострадал во время Второй мировой войны, однако в основных своих чертах уцелела пешеходная зона времён Людовика XIV с узкими улочками, небольшими площадями и многочисленными фонтанами. Главная достопримечательность в этой части города — Тулонский собор, заложенный в XI веке, но достроенный только при «Короле-Солнце». Со времён Наполеона в городе размещается Национальный военно-морской музей[17]. На горе Фарон находится экспозиция военной техники Второй Мировой войны и музей[18].
Вид на побережье Тулона с горы Фарон
Аустерлицкое сражение
План.
Изображение войны 1805-1807 гг.
1.Историческая конкретность в изображении Толстым войны.
2.Многогранность изображения войны.
3. Показ Толстым ненужности и неподготовленности этой войны. Отношение к ней Кутузова и солдат. Сцена смотра в Браунау.
4. Отношение Толстого к войне. Его утверждение бессмысленности и бесчеловечности войны. Изображение ее «в крови, в страданиях, в смерти». Сюжетная линия Николая Ростова.
5. Описание Шенграбенского сражения:
а) изображение Толстым трусости Жеркова и штаб-офицера, показной храбрости Долохова, истинного героизма Тимохина и Тушина;
б) поведение князя Андрея, мечты о «Тулоне».
6. Описание Аустерлицкого сражения:
а) кем и как оно было задумано; ироническое отношение Толстого к «диспозициям»;
б) как природа влияет на ход сражения;
в) Кутузов и император Александр; бегство русских;
г) подвиг князя Андрея и его разочарование в «наполеоновских» мечтах.
7. Аустерлиц – эпоха срама и разочарований для всей России и отдельных людей. «Аустерлицы» Николая Ростова, Пьера Безухова и других.
1-2.«В июле 1805 г.» собрала свой вечер А.П. Шерер. «В октябре 1805 г. Русские войска занимали села и города эрцгерцогства Австрийского. Исторический жанр романа требовал достоверности.
КАКОВЫ БЫЛИ ЦЕЛИ ВОЙНЫ?
3.Русское правительство вступило в войну из боязни распространения революционных идей и желания воспрепятствовать захватнической политике Наполеона. Толстой удачно выбрал для начальных глав о войне сцену смотра в Браунау. Идет смотр людям и сражению. Что он покажет? Готова ли русская армия к войне?
ВЫВОД. Назначая смотр в присутствии австрийских генералов, Кутузов хотел убедить последних в том, что русская армия не готова к походу и не должна идти на соединение с армией генерала Мака. Для Кутузова эта война не была священным и необходимым делом. Поэтому его цель — удержать армию от боя.
4.Отношение автора к войне прослеживается через сюжетную линию Николая Ростова. Он еще не успел стать военным, впервые будет принимать участие в войне.
Ростов сначала стремился попасть на войну, но разочаровался в ней: столкнулись романтические представления о войне с ее реальной жестокостью, бесчеловечностью, и раненый он думает «И зачем я попал сюда?»
5.Шенграбенское сражение, предпринятое по инициативе Кутузова, дало русской армии возможность выйти на соединение со своими частями, шедшими из России. Кутузов по прежнему считает войну ненужной, но здесь речь шла о спасении армии. Толстой еще раз показывает опытность и мудрость Кутузова, его умение найти выход в сложной исторической обстановке.
ШЕНГРАБЕНСКОЕ СРАЖЕНИЕ. Поведение воина в бою: трусость и героизм, подвиг и воинский долг прослеживаются в эпизодах этого сражения.
БАТАРЕЯ ТУШИНА. ИХ УЧАСТИЕ В БОЮ.
На самом жарком участке, в центре сражения, без прикрытия находилась батарея Тушина. Тушин, которому были обязаны «успехом дня» не только не требовал « славы и любви людской».
Таково было первоначальное представление кн. Андрея о его месте в бою и о природе подвига. Участие в Шенграбенском сражении заставляет его иначе смотреть на вещи.
А встреча с Тушиным до боя и на батарее, затем после боя в избе у Багратиона заставила его увидеть настоящий героизм и воинский подвиг. Он не отказался от своего преставления о подвиге, но все пережитое за этот день заставляет его задуматься.
Это композиционный центр. К нему идут все нити бесславной и никому ненужной войны.
ВЫВОД: отсутствие нравственного стимула для ведения войны, непонятность и чуждость ее целей солдатам, недоверие между союзниками, неразбериха в войсках – все это было причиной поражения русских. По Толстому, именно в Аустерлице подлинный конец войны 1805-1807 гг. «Эпоха наших неудач и нашего срама» — так определил войну сам Толстой.
Аустерлиц стал эпохой позора и разочарований не только для всей России, но и для отдельных героев. Совсем не так, как ему хотелось бы, вел себя н.Ростов. Даже встреча на поле боя с государем, которого Ростов обожал, не принесла ему радости.
Накануне Аустерлицкого сражения князь Андрей думает только о своем будущем славном подвиге.
И вот подвиг князя Андрея как будто в точности осуществляется именно в той классической картинности. Как представлялось ему в его мечтаниях: « с знаменем в руке я пойду вперед».Так, как он мечтал, ему и довелось « идти впереди войска», и весь батальон побежал за ним.
С ощущением величайшего разочарования в Наполеоне, бывшем его героем, лежит на Праценской горе и князь Андрей. Наполеон представился ему маленьким, ничтожным человечком, « с безучастным, ограниченным и счастливым от несчастья других взглядом».
Правда, ранение князю Андрею принесло не только разочарование в тщетности и ничтожности подвигов во имя личной славы, но и открытие нового мира, нового смысла жизни.
Неизмеримо высокое, вечное небо, синеющая бесконечность открыли в нем новый строй мыслей, и он желал бы, чтобы люди «помогли ему и возвратили бы к жизни, которая казалась ему столь прекрасною, потому что он так иначе понимал ее теперь».
ОБЩИЙ же ИТОГ – ощущение разочарования в жизни в результате осознания ошибок, совершенных героями. В этом плане примечательно. Что рядом с аустерлицкими батальными сценами стоят главы, повествующие о женитьбе Пьера на Элен. Для Пьера это его Аустерлиц, эпоха его позора и разочарований.
ВСЕОБЩИЙ АУСТЕРЛИЦ.- таков итог 1 тома. Затеянная война ради славы, ради честолюбивых интересов русских придворных кругов она была непонятна и не нужна народу и потому завершилась Аустерлицем. Такой исход был тем позорнее, что русская армия могла быть мужественной и героической, когда ей хоть сколько-нибудь были понятны цели сражения, как это было при Шенграбене.
Примечания
Жизненный путь Андрея Болконского
Роман-эпопея Л.Н. Толстого «Война и мир»
Жизненный путь Андрея Болконского
«Я живу и в этом не виноват, стало быть, надо как-нибудь получше, никому не мешая, дожить до смерти.»
Андрей Болконский — яркий пример того, насколько непредсказуема по отношению к человеку может быть жизнь. Она не берет во внимание социальный статус людей, ей безразличны их планы на будущее.
Вершить правосудие — таковое её главное назначение.
Непростой жизненный путь князя следуетизобразить данным образом. Кульминационные моментыобозначены
Разочарование в светском обществе
Наше первое знакомство с героями происходит именно в доме фрейлины Анны Павловны Шерер, где мы впервые имеем возможность встретить князя Василия Курагина с «надушенной лысиной», его красавицу дочь Элен с «белоснежными плечами» и двух сыновей—дураков — неспокойного Анатоля и умиротворенного Ипполита. Не остаются без внимания читателей и «незаконный сын знаменитого екатерининского вельможи, графа Безухова», Пьер, его близкий «уставший» в тот день друг Андрей Болконский со своей женой, Лизой «с беличьей губкой», в скором времени ожидающей ребенка. На протяжении всего вечера царит довольно непринужденная атмосфера. Однако еще одной гостье, обедневшей пожилой княгине Анне Михайловне Друбецкой, поначалу казавшейся довольно незаметной, всё же удается проявить себя среди остальных спустя несколько мгновений: обращаясь к князю Василию прилюдно, она просит его о том, чтобы он помог её сыну, Борису Друбецкому, перевестись в гвардию. Ах, до чего бывают расчетливы и коварны женщины! Курагину старшему ничего не остается, кроме как пойти просящей даме навстречу.Лживое поведение героев глубоко возмущает Болконского. Он считает минуты до возвращения домой.
«Эта жизнь, которую я веду здесь, эта жизнь – не по мне!»
В 1805-ом году Андрей Болконский покидает родимый дом.
«Я теперь отправляюсь на войну, на величайшую войну, какая только бывала, я ничего не знаю и никуда не гожусь…
Генералу Кутузову угодно меня к себе в адъютанты…» Принимая участие в Шенграбенском сражении, князь мечтает о заветном Тулоне.
Всё, к чему он стремится — слава и признание со стороны простого народа.
Разочарование в Наполеоне и военной славе. Небо Аустерлица
В битве под Аустерлицем Болконский получает свое первое ранение.Над ним не было ничего уже, кроме неба,— высокого неба, не ясного, но все-таки неизмеримо высокого, с тихо ползущими по нему серыми облаками.
«Как тихо, спокойно и торжественно, совсем не так, как я бежал,— подумал князь Андрей,— не так, как мы бежали, кричали и дрались; совсем не так, как с озлобленными и испуганными лицами тащили друг у друга банник француз и артиллерист,— совсем не так ползут облака по этому высокому бесконечному небу. Как же я не видал прежде этого высокого неба? И как я счастлив, что узнал его наконец. Да! все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба. Ничего, ничего нет, кроме его. Но и того даже нет, ничего нет, кроме тишины, успокоения. И слава богу. »
Видя Наполеона сквозь приподнятые веки, Болконский навсегда разочаровывается в нем. Князю наконец становится ясна вся ничтожность и фальшивость величия французского предводителя, вследствие чего Андрей незамедлительно меняет свой взгляд
Спустя некоторое время возвращаясь в Лысые горы, Андрей попадает на роды жены, Лизы Болконской. В эту же ночь княгиня умирает. «Он вошел в комнату жены. Она мертвая лежала в том же положении, в котором он видел ее пять минут тому назад…» У Андрея остается новорожденный сын Николенька.
«Крестили молодого князя Николая Андреича…» Болконский сталкивается с душевным расколом. Отныне жизнь ему не мила. Он не находит себе места: его мучит совесть, голос которой заглушить невозможно.
Разговор с Пьером Безуховым на пароме
Впадая в депрессию, князь Болконский обращается за советом к Пьеру Безухову.
«Надобно жить, надобно любить, надобно верить,» — заключает тот.
Первая встреча с Наташей. Дуб
«На краю дороги стоял дуб… с обломанными, давно видно, суками и с облапанною корой, заросшею старыми болячками…. Только он один не хотел подчиняться обаянию весны и не хотел видеть ни весны, ни солнца…»
Этот «старый сердитый и презрительный урод», стоявший в весеннем березовом лесу, встречает Андрея Болконского по дороге в Отрадное.
Именно подобное состояние меланхолии охватило князя при встрече с данным деревом. В его душе возник «целый новый ряд мыслей безнадежных, но грустно-приятных». Несчастье за несчастьем превратили душу Андрея в нечто потрепанное и истерзанное.
«Пускай молодые вновь поддаются на это обман, а мы знаем жизнь, наша жизнь кончена!»Однако, познакомившись в Отрадном с Наташей, Болконский осознает, что его душа еще способна испытывать любовь, радость, счастье. Далеко не все, как ему казалось, потеряно.
«Нет, жизнь не кончена в тридцать один год!»
Он почувствует весну в своем сердце. На обратном пути Андрея дуб, отражая душевное состояние героя, предстанет перед нами совершенно в ином облике: «весь преображенный, раскинувшись шатром сочной, темной зелени…, чуть колыхаясь в лучах вечернего солнца».
Танец на балу с Ростовой. Чувство любви к ней
Однажды на балу Андрей вновь встречает юную Наташу Ростову. Герои влюбляются друг в друга. Князь делает предложение графине, и она отвечает ему согласием.
«Поди, поди к нему. Он просит твоей руки!»
Тем не менее, строгий отец Болконского против данного брака.
«Я тебя прошу, отложи дело на год, съезди за границу, полечись…»
По воле отца Андрей оставляет Наташу и уезжает за границу.
«Тогда отец назначил мне срок год, и вот уже шесть месяцев, половина, прошло из назначенного срока, и я остаюсь более чем когда-нибудь тверд в своем решении…»
Ростова поклялась хранить князю верность до его возвращения.
Разочарование в отношениях
Пока Андрей находился за границей, Ростова влюбилась в Анатоля Курагина. Болконский не смог простить измену Наташи. Их помолвка была расторгнута.
«Я говорил, что падшую женщину надо простить, но я не говорил, что я могу простить. Я не могу…»
Бородино. Патриотизм.Ранение на поле боя
«В 12-м году князь Андрей попросил у Кутузова перевода в Западную армию…» Болконского назначили полковым командиром. «10‑го августа полк, которым командовал князь Андрей, проходил по большой дороге, мимо проспекта, ведущего в Лысые Горы…» Он с уважением относился к своим обязанностям.
«Князь Андрей командовал полком, и устройство полка, благосостояние его людей, необходимость получения и отдачи приказаний занимали его…»
«Он весь был предан делам своего полка, он был заботлив о своих людях и офицерах и ласков с ними. В полку его называли наш князь, им гордились и его любили…»
В Бородинском сражении Андрей Болконский получил серьезное ранение.
«И мучительная боль внутри живота заставила князя Андрея потерять сознание…»
Прощение измены Наташи. Смерть
Раненый Андрей Болконский случайно оказывается в Москве в доме Ростовых.
«В эту ночь еще нового раненого провозили через Поварскую…»
«Раненый этот был князь Андрей Болконский…»
Наташа узнает, что Андрей едет в одной из повозок Ростовых. Она заботится и ухаживает за раненым Болконским.
«На всех отдыхах и ночлегах, Наташа не отходила от раненого…»
В этот период Наташа и Андрей снова сближаются. Князь признается Наташе в любви.
«Наташа, я слишком люблю вас. Больше всего на свете…»
Прошло несколько недель: Андрей Болконский чувствует, что умирает. Он теряет интерес к жизни.
«Я не знаю отчего, но вы увидите, какой он стал…»
«Князь Андрей был жив более месяца после Бородинского сражения и только недавно умер в Ярославле, в доме Ростовых…»
У Болконского остается 7-летний сын.
«Княжна не стала спрашивать и мельком только, незаметно взглянув на семилетнего Николушку…»
Андрей Болконский — герой с невероятной судьбой. Зачастую он поступал иначе, нежели надо было, однако по окончании своего жизненного пути он всё же обрел гармонию, уйдя в мир иной со спокойной душой, что поистине важно.
Аустерлиц князя Андрея (по роману Л.Н. Толстого «Война и мир»)
/ Сочинения / Толстой Л.Н. / Война и мир / Аустерлиц князя Андрея (по роману Л.Н. Толстого «Война и мир») |
Аустерлицкое сражение является одним из центральных эпизодов в романе Толстого «Война и мир». Композиция этого эпизода традиционна для военных фрагментов романа. Автор дает небольшое вступление к предстоящей битве. Он описывает настроения князя Андрея в ночь перед предполагаемым решающим боем его жизни.
Толстой дает эмоциональный внутренний монолог героя: князь Андрей представляет себе один центральный пункт сражения, ему видится замешательство всех военных начальников. Здесь князь Андрей увидел Тулон, который так долго преследовал его в заветных мечтах. Тулон – это первая победа Наполеона, начало его карьеры. И князь Андрей мечтает о своем Тулоне.
Вот он в одиночку спасает армию, берет в свои руки всю диспозицию и выигрывает сражение. Герою кажется, что его честолюбивые мечты вот-вот должны осуществиться: «Я хочу славы, хочу быть известным людям, хочу быть любимым ими, я не виноват, что хочу этого, что для одного этого я живу.
Я никогда никому не скажу этого, но боже мой! Что же мне делать, ежели я ничего не люблю, как только славу, любовь людскую». Болконский знает, что Наполеон будет непосредственно участвовать в сражении, и он мечтает встретиться с ним лично. Пока князь Андрей хочет показного эпического подвига. Но жизнь все расставит на свои места.
Князь Андрей осознает намного больше, чем он знал, ожидая славу. Само сражение целиком представлено с позиции князя Андрея. Герой находится при штабе Кутузова. По прогнозам всех командующих битва должна быть выиграна, поэтому князь Андрей так занят диспозицией. Он внимательно наблюдает за ходом сражения, замечает лакейство штабных офицеров.
Все группировки при главнокомандующем хотели только одного – чинов и денег. Простой народ не понимал значения военных событий, поэтому войска так легко обратились в панику, ведь они отстаивали чужие интересы. Князь Андрей взбешен массовым бегством солдат. Для него это означает позорную трусость.
При этом князя Андрея поражают действия штабной верхушки: Багратион занят не организацией огромного войска, а поддержанием его боевого духа, Кутузов находится в растерянности. Государь, которым так восхищался Николай Ростов, сам обращается в бегство. Война оказалась непохожей на пышные парады.
Бегство апшеронцев, которое видел князь Андрей, послужило для него сигналом судьбы: «Вот она, наступила решающая минута! Дошло до меня дело», — подумал князь Андрей и, ударив лошадь, повернул к Кутузову». Князя Андрея охватывает стремление изменить ситуацию: «Ребята, вперед! – крикнул он детски-пронзительно».
В эти минуты князь Андрей не замечал снарядов и пуль, летевших прямо на него. Он бежал с криками «ура!» и ни минуты не сомневался в том, что весь полк побежит за ним. Так и получилось. Еще мгновение назад паникующие солдаты снова ринулись в бой. Князь Андрей вел их со знаменем в руках. Этот миг был поистине героическим в жизни князя Андрея.
Толстой здесь точно передает психологическое состояние человека перед лицом смертельной опасности. Герой чувствует, что он сильно ранен. У него стали подкашиваться ноги. Внезапно перед князем Андреем оказалось высокое, пронзительно- голубое небо. По нему тихо «ползли облака». Это зрелище заворожило героя.
Ясное, спокойное небо было совершенно непохоже на земные баталии, бегство, суету. Тональность повествования при описании неба меняется. Само строение предложений передает неторопливое движение облаков: «Как тихо, спокойно и торжественно, совсем не так, как я бежал, — подумал князь Андрей, — не так, как мы бежали, кричали и дрались. Как же я не видел прежде этого высокого неба».
Это момент истины для героя. В один момент он осознал ничтожность мимолетной земной славы. Она не сравнима с безбрежностью и величием неба, всего мира. С этой минуты князь Андрей смотрит на все события другими глазами. Его уже не волновал исход сражения. Именно небо Аустерлица откроет для героя новую жизнь, станет символом жизни Болконского, олицетворением его холодного идеала.
В ночь перед сражением князь Андрей мечтал совершить подвиг, повести за собой армию, встретить Наполеона. Все его желания осуществились. Он сделал невозможное, у всех на глазах проявил героизм. Князь Андрей даже встретился со своим кумиром Наполеоном. Французский император имел обыкновение проезжать поле битвы, смотреть на раненых. Люди казались ему простыми марионетками.
Наполеону нравилось сознавать собственное величие, видеть полную победу своей неуемной гордости. И в этот раз он не мог не остановиться около лежавшего князя Андрея. Наполеон посчитал его погибшим. При этом медленно он произнес: «Вот славная смерть». Князь Андрей сразу понял, что это было сказано про него. Но слова Наполеона напоминали ему «жужжание мухи»: герой тотчас забыл их.
Наполеон казался князю Андрею ничтожным, маленьким человеком. Таким образом, герой Толстого осознал бесплодность своих замыслов. Они направлены на мирское, суетное, проходящее. А человек должен помнить, что есть в этом мире вечные ценности. Думаю, что небо в какой-то степени олицетворяет непреходящие идеалы. Князь Андрей понял, что жизнь ради славы не сделает его счастливым, если в душе не будит жить стремление к чему-то вечному, высокому.
В данном эпизоде князь Андрей совершает подвиг, но важно не это. Самое главное заключается в том, что князь Андрей осознал смысл, значение своего подвига. Огромный мир оказался неизмеримо шире честолюбивых устремлений героя. В этом и сказалось открытие, прозрение Болконского.
человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.
Основание Тулона
Именно так и началась история Тулона. По данным историков, свыше трех тысяч лет назад в этих благодатных краях появились лигуры, которых привлекли замечательный климат и природа Лазурного Берега. Особенно их покорила гора Фарон (ее название переводится с древнегреческого языка как «маяк»), которая могла выполнять сразу несколько функций: защищать поселение от холодного ветра Мистраля, позволять вести наблюдение за вражеским флотом, а также одаривать жителей свежей водой из расположенных на юге горы пресных источников.
Однако существует и вторая версия основания Тулона: считается, что город начали строить финикийцы, основным занятием которых была добыча красок из морских улиток. Соответственно, им также было выгодно географическое положение города на берегу моря.