Моя жена курица о чем
Мультик поражает своей духовностью, и одновременно с этим холодностью стилистики.
При этом в нем много метафор, взятых из психоанализа. Больше всего понравился синий заводной автобус, который заводит пластинку. Ведь действительно, наша жизнь это пружина, ключик, в начале, когда у нее есть цель, чтобы заиграла пластинка, он движется по кругу, в угоду окружающим, но в конце фильма, последняя сцена он едет в даль по комнате, и в конце концов упирается в стену, символизирующее одиночество человека в любом союзе.
Вообще, люди, а я убежден, что в фильме, показаны, люди, хоть это курица, покойник и гусеница, тут показаны очень мнительными (всего лишь шепот человека в черном разрушил их привычную остановку, их жизненный цикл) но при этом нуждающееся в поддержке и опоре. Что-то выше бытовой действительности, не случайно выгнав жену, синему мужчине снится сон, что он тонет в каше, жиже, а потом проснувшись, разбивает будильник. Вязкое вещество – это быт, а разбив будильник, он выбирает не выходить наружу, а искать поддержку в себе.
Гусеница – это привычка, домашнее животное которое никуда не уйдет. Мертвец не случайно ее связывает ремнем к стулу. Мертвец- обыватель, обычный человек как мы с вами, он мертв и поэтому жив. Но в уютной обстановке, слушая классику, он ведет нечто большее, хотя в бытовой реальности он никто и звать его никак.
Курица – это порядок, равновесие, между привычкой и уютом. Как сделать в жизни так чтобы не приесться, не утомить, и при этом позаботиться о том,чтобы привычка не стала зависимостью. Да, курица не видит ничего выше быта, но именно она самая живая в этом микро- мирке, не имея утонченности вкуса к эстетике, она живет жизнь, а не размышляет о ней. Она знает точно, что ей надо делать и когда. Когда сварить, помыть, почистить, приготовить, и прочие. Она есть порядочность, которая так бывает хрупка, под натиском объективной действительности. «Ведь мир жесток и груб»- как писала Ахматова. «И Бог не спас».
Так к тоже такой гость с подарком божьих коровок. Очевидно, что это и есть Мир. Мир с большой буквы, Мир не как фантом, а как свет. Именно он шепчет мужу, на не достаток его женщины. «Да она же курица, брат!» «А кругом есть еще – кругом их много и лучше»
Нет, не много и не лучше. Мир внушил нам свое представление о любви, о том что красота при выше ума, что побеждает сильнейшей. Но это ложь. В этом мире никто не побеждает, ни талантливый, ни хитрый, ни злой, ни слабый, ни юродивый… ни мертвый. В Мире не побеждают, в Мир либо приходят, либо уходят из Него. Никакой борьбы нет. А если и есть, то она уже проиграна, потому что бы иначе человек не был бы все время так одинок в себе.
И когда обычный человек это осознает, оставшись без равновесия, которого его решил Мир, только тогда он звонит, просит его ввернуться в свое сердце. Равновесие возвращается, но больше нет мертвеца, на его месте стоит страх, потому что покаяние зеркальное отражение гордыни, и именно в беге этих состояний по кругу и была цель жизни таких разных, и таких одинаковых людей в этом микро-мирке, под названием быт, а отнюдь не в борьбе.
В чем смысл мультфильма «Его жена курица»
В мае 1990 года состоялась премьера рисованного мультфильма для взрослых режиссера Игоря Ковалева «Его жена курица». Эта короткометражка длиной всего 12 минут настолько сюрреалистичная и отталкивающая, что не каждый сможет осилить ее полностью. Чего уж говорить о том, чтобы понять смысл, заложенный создателями. Сам Игорь Ковалев категорически отказывался давать хоть какие-то комментарии по этому поводу, оставляя все на суд зрителей. Эта картина высоко ценится аниматорами по всему миру и особенно вызывает восторг у зарубежных критиков. Чего стоит только номинация на «Золотую пальмовую ветвь» в категории лучший короткометражный фильм на «Каннском кинофестивале». Поэтому сегодня мы до мелких деталей разберем сюжет, объясним психологическую символику и составим наиболее полное описание смысла мультфильма «Его жена курица».
Смысл мультфильма «Его жена курица»
События мультфильма разворачиваются в обычной квартире. Жизнь здесь тягучая и однообразная: жена хлопочет на кухне, занимается уборкой и прислуживает мужу, который лениво сидит в кресле и читает книгу. В квартире, помимо супружеской пары, живет непонятное существо, похожее на большую толстую гусеницу с мужской головой. Отношение супругов к нему очень похоже на отношение к собаке.
В прогнившую от бытовухи квартиру приходит гость в черной маске. Поздоровавшись в хозяином, он смотрит на его жену и тут же сообщает результат своих наблюдений мужчине: его жена — курица! Муж, оказывается, этого не знал, и такой порядок вещей его не устраивает. Он выгоняет жену из дома.
Но очень быстро муж понимает, что совершил ошибку. Привычный быт разрушен, и в таком мире мужчина не может найти для себя места. В конце концов он не выдерживает, звонит жене и зовет ее обратно. Она возвращается домой, смотрит на ноги мужа и видит, что те превратились в куриные лапки.
Полная бессмыслица и бред душевнобольного? Не спешите с выводами, давайте посмотрим на картину внимательнее.
Супруги изображены максимально стереотипно: все домашние заботы лежат на жене, муж ей совершенно не помогает, а сидит целыми днями в кресле и расслабляется. Кожа мужчины синего цвета, что вызывает яркую ассоциацию с трупом: в бытовухе, если не стараться сделать семейную жизнь счастливой, человек часто теряет свою личность, умирает изнутри. Свитер в полосочку — отсылка к одежде заключенных. Это и мелькающие в комнате решетки говорят о том, что дом для мужчины — тюрьма. Именно так чувствуют себя люди, которые несчастны в браке, не правда ли?
Внешность жены тоже дает представление о ее роли в этом доме. Фартук — символ домашних обязанностей, которыми они круглосуточно занята. Горошек на теле это что-то вроде второго слоя одежды. Фрейд считал одежду символом наготы. Выходит, что курица вдвойне голая, то есть в доме она для того, чтобы готовить, убирать и ублажать мужа.
Мужчина не ценит жену, не уделяет ей достаточно внимания, иначе давно бы заметил, что она курица. Когда он выгоняет жену, его лицо на мгновение превращается в лицо загадочного гостя. То есть гость не является реальным человеком, его визит — символ того, что к мужчине внезапно пришло озарение.
Сон, в котором мужчина тонет в зубной пасте, метафора того, как он тонул в бытовухе. Он погряз в ней настолько сильно, что уже не может жить иначе.
Что это за страшная гусеница? Есть несколько версий. Это может быть домашнее животное. Или ребенок, отношение к которому такое же, какое могло быть к питомцу. Есть мнение, что это существо — половой орган мужчины, который больше не способен выполнять свои функции.
В этом мультфильме настораживает все. Даже название производит отталкивающее впечатление с ожиданием какого-то подвоха. На самом деле оно отлично раскрывает центровое событие сюжета — муж узнает, что его жена курица.
Чувство отвращения от происходящего усиливает мрачная и малоприятная рисовка. Не нужно думать, что авторы не умеют рисовать, это еще один способ донести свою мысль. Если вам невыносимо трудно смотреть на такую картинку, только представьте, каково героям в таком мире жить.
Смысл финала мультфильма «Его жена курица»
Курица — тоже метафора. На самом деле речь идет о каком-то недостатке жены. Возможно, мужчина, мучаясь в котле семейной жизни, решает, что во всех его бедах виновата женщина. Так часто бывает, супруги любят во всем винить свою половинку. Но когда она ушла из его жизни, мужчина не почувствовал облегчения. Потому что при всех своих возможных недостатках, жена многое делала для мужа и их дома. Мужчина понимает, что стало только хуже, и зовет курицу обратно. Только теперь обнаруживается, что он сам обладатель птичьих лапок, то есть ничем не лучше своей жены, которую до этого осудил и выставил за дверь.
Смысл в том, что семья — это вклад всех ее членов. Нельзя находиться в стороне от нее или винить во всех проблемах другого. Никто не идеален, на свои недостатки нельзя закрывать глаза.
«Его жена курица» — прекрасный и жизненный мультфильм, который без прикрас показывает сложности семейных отношений через призму психологических образов и авторского видения.
Насколько публикация полезна?
Нажмите на звезду, чтобы оценить!
Средняя оценка 4.3 / 5. Количество оценок: 11
В чем смысл мультфильма «Его жена – курица»?
Я посмотрел и мой мозг дошёл только до такой аналогии. Зачастую люди ошибочно отказываются от отношений, когда понимают что их партнера общество/друзья не принимают. Как буд-то они выбирают партнёра не для себя, а для всех остальных. Я увидел тут семью, которая достаточно размеренно живет. Жена прекрасно справляется с бытом. Их обоих все устраивает. Тут появляется некий символ общества, шепчет мужу что-то на ухо, и тот осознаёт. Жена то курица. Как я сразу не заметил. Он выгоняет ее. Потом череда внутренних конфликтов, осознание что с ней он был счастлив, звонок ей, просьба вернуться, и вот она на пороге. Ему не важно мнение общества, он любит ее даже если она курица. Он даже сам стал курицей. И тут начинается все заново, но уже с ее стороны. Вот. А потом я зашёл в интернет и нашёл разбор от профессора, я так понимаю, ВГИКА. Внимание. Далее много Фрейда и анализа. В фильме «Его жена — курица» обыкновенный немолодой мужчина обычно живет в обычной квартире с курицей. Курица-жена представлена не просто одетой, но как бы одетой вдвойне: у нее и обычная одежда (фартук), и нанесенный прямо на тело регулярный «горошек», словно рисунок на ткани, превращающий и само тело в подобие одежды. По Фрейду, одежда — символ наготы. Курица в таком случае подразумевается не просто обнаженной, но голой в квадрате.
Муж синий, словно мертвец. Из дальнейшего будет ясно, что таковым он является в качестве мужа и мужчины. Он одет в полосатую одежду, словно зэк, и обилие решеток в быстрых проездах по интерьеру намекает на его роль узника и в домашней жизни, и в тенетах собственных комплексов.
В роли домашнего животного выступает червяк (по Фрейду — ребенок, плод существующих супружеских отношений) с мужской головой, имеющий явное сходство с мужем, и тоже синего цвета. Червяк имеет пучок жестких волос, ассоциирующихся с волосами на половых органах. Кроме того, его короткое, толстое и тоже синее тело отчасти напоминает кастрированный фалл (далее станет ясно, почему это «милое» существо неразлучно с синюшным мужем нашей курицы: муж является онанистом; онанируя и выбрасывая впустую свое семя, он лишает себя потомства — как бы отрезает себе тем самым свое «мужское достоинство»). Итак, «ребенком» от этого брака оказывается червяк — образ, овнешняющий отрезанный синий (т.е. мертвый, «нерабочий») фалл.
Обилие решеток в доме и паранормальные эффекты (левитация курицы, полтергейст вещей) говорят о том, что перед нами не только быт некой семьи, но также и условная, символическая картина внутренней ситуации. Здесь и звук падения металлического шарика, прыгающего по полу, и рефрен подъема лифта (эрекция), и левитация курицы (половой акт), и книга, чьи страницы сами по себе начинают перелистываться (то же самое), и некие волосообразные «колючки»-перекати-поле, катающиеся по стенам (половые органы), и т. д.
Проблемы нашей семьи, как можно понять из перечисленного набора семейных событий, исключительно сексуального характера. Плотность символики здесь настолько велика, что кажется, будто в кадре нет ничего несимволического. Это подвигает на расшифровку каждой, даже самой невинной сцены. В начале фильма курица подливает мужу горячей воды в таз, чтобы попарить ноги, и муж, читающий книгу, как ошпаренный подскакивает вверх: возможно, курица (ее сексуальные притязания?) слишком «горяча» для вялого, «бабьего» темперамента ее мужа. В этом же эпизоде курица протягивает мужу бокал с горячим питьем, он же демонстративно утыкается в книгу, как бы не замечая ее предложения. (Замечу в скобках, что предложение угощения мужчине женщиной — классический мифологический мотив, который подразумевает угощение мужчины женщиной. Напомню о предложении кисти винограда перед соитием влюбленных во «Франческе» Дамиана Слиепчевича (Югославия) или о предложении угощения Фаниверу женами драконов и их тонкие эротические намеки на готовность отдаться ему в «Сыне Белой Кобылицы» Марцелла Янковича (Венгрия, 1981).
Тихое житье этого семейства неожиданно прерывается появлением гостя в маске.
Далеко не сразу становится очевидно, что напористый и активный, обольстительный и улыбчивый гость — это alter ego хозяина. Достаточно трудно разглядеть, что под маской прячется то же самое лицо. В одном из намеренно коротких и «неудобных» для восприятия кадров лицо гостя в наплыве переходит в лицо хозяина (когда в свое время Игорь показывал мне фильм, он специально акцентировал внимание на этом кадре, чтобы я не упустил его при первом просмотре). Гость — это еще одна, гораздо более брутальная ипостась мужа; не случайно гость приносит коробочку с божьими коровками (мелкие жучки — образ детей), а персонаж с синим лицом — та часть его личности, которая «обабилась», привыкла онанировать и обходиться без самки; «приложением» к этой стороне личности и является член-червяк (не случайно он проявляет явно нездоровый интерес к солдатику — мотив аутоэротизма).
Так возникает «треугольник» различных ипостасей одного человека: он — мужчина с нормальной половой ориентацией (гость), он — «баба» (муж с синим обрюзгшим «бабьим» лицом) и он же — онанист, тяготеющий к аутоэротизму и гомосексуализму (червяк).
Визит гостя может быть образом неожиданного пробуждения в муже его мужского достоинства, его сексуального пыла, интереса к женщине. Однако в этом аспекте его не может заинтересовать собственная жена, поскольку она — курица (когда я спросил у своих вгиковских студентов, а почему курица, одна из девушек очень точно ответила: «А курица и с петухом несет яйца, и без петуха тоже несет»).
Слушание брутальной (т. е. беспримесно «мужской») музыки (черкесская народная мелодия, как указано в титрах) на сложном механизме (эрекция) странного патефона, по диску которого катается заводной автомобильчик (фалл), является метафорой (что подчеркнуто паранормальным истаиванием коробочки из-под автомобиля) онанирования (персонаж блаженно балдеет в своем кресле, а когда этот балдёж прерывается звонком в дверь, персонаж вздрагивает и испуганно захлопывает крышку патефона, словно он занимался чем-то непристойным). В «Андрее Свислоцком» тот же мотив онанирования показан еще проще: персонаж просто нюхает кончики своих пальцев, при этом воровато оглядываясь — как бы совершая нечто постыдное. (В одной из первых книг о фильмах Феллини автор (кажется, Т. Бачелис) описывает кюре, который нюхает кончики своих сомнительно пахнущих пальцев. Общеизвестно, что онанистам нравится запах своей спермы. Этот же мотив с нюханием пальцев воспроизвел в своем фильме «Наедине с природой» А. Федулов, долгое время работавший вместе с А. Татарским и И. Ковалевым на ТВ и, возможно, бессознательно напитавшийся фрейдистскими мотивами, типичными для Ковалева.)
Объятие гостя и хозяина — двух ипостасей одного человека — слишком долгое и пылкое для просто дружеского, здесь проступает что-то гораздо более интимное: нечто вроде любовного оглаживания самого себя. Этот же мотив вводится в «Андрее Свислоцком» в эпизоде, где alter ego персонажа — его двойник — любовно умащивает ему маслом спину, или томительно долго, отнюдь не по-братски, целует его перед сном в постели, или — в следующем эпизоде — целует лишь выразительным взглядом, образующим «поце-взгляд».
Гость приносит подарок: шкатулку с божьими коровками (дети), которых скармливает червяку.
Гость проходит прямо по столу, давя тарелку — как бы разрушая семейный уют, основанный на бесполом прозябании, а собравшись уходить, он не покидает квартиры, а растворяется в воздухе перед дверью, тем самым давая понять, что он — образ одного из аспектов личности главного героя.
В интерьере показана картина с «ромбом плодородия» (она стоит на полу) — символом женского начала; до этого же в рапиде (т. е. в особом, пограничном состоянии сознания) гость в маске падает сверху на курицу (сексуальные притязания).
Перед тем как уйти, гость открывает хозяину глаза, показывая ему, что тот живет с курицей.
Выгнав курицу, муж после душа выходит из ванны (рождение нового человека) и вновь заводит свой патефон (онанирование) — но кайфа нет: паста из тюбика заполняет всю квартиру (семяизвержение), но на этот раз персонаж тонет в ней. Ему чудится, как гость в маске недвусмысленно преследует его курицу, а затем в квартиру входит — возвращается! — он сам в черной маске «настоящего мужчины», и после этого он связывает червяка (запрещает себе онанировать) и звонит по телефону, вызывая курицу. Курица возвращается. На лестнице перед дверью ее веник, который она несет под мышкой, падает на пол и разбивается, как стеклянный, — как их тихая, бесполая и безлюбая семейная жизнь. Так онанист (или иначе, убийца своих возможных детей) завязывает с прошлым и становится петухом-мужчиной.
История имеет еще и элегантный зашифрованный хеппи-энд: после возвращения курицы показан поднимающийся лифт (эрекция), по полу едет заводная машинка (половой акт) — едет мимо червяка (отказ от онанизма), мимо солдатика, которым ранее живо интересовался червяк (отказ от аутоэротизма) и наезжает на стенку, утыкаясь в нее и буксуя (аналогично тому, как — прошу прощения — фаллос утыкается в заднюю стенку матки). После этого в кадре появляется бегущий по полу жучок — т. е. ребенок (следовательно, на этот раз — с женщиной — «сработало»!), и далее, на титрах, продолжая детскую тему, звучит уже целый хор поющих звонких детских голосов (т.е. сработало не раз, а как в песне — «много-много-много раз»), и вновь поднимается лифт (эрекция). В сказке это звучало бы так: «И жили они долго и счастливо, и дети у них были». Я, конечно, пока не так крут, как эти сценаристы. Но и они, конечно, не так уж круты. Такую мысль можно и попроще подать 🙂 Вот в этом вся беда ВГИКА. Они не думают о людях, они творят. (99% выпускников снимают дичь или не снимают ничего.) По этому все кино на самоучках 🙂
Его жена курица, 1990
Режиссёр: Игорь Ковалёв
Художник-постановщик: Юрий Пронин
Длительность: 12 минут, 46 секунд
Существует множество трактовок сюжета мультфильма и скрытых в нём символов. Буквальный пересказ истории удивит и шокирует: жена постоянно находится на кухне, заботясь о странном существе-гусенице с человеческим лицом. Однажды, приходит загадочный человек в шляпе и говорит мужу, что его жена курица. В гневе тот изгоняет женщину из дома, но через какое-то время одумывается и звонит ей. Вернувшись, жена замечает, что у мужа ноги превратились в птичьи. В отчаянии, закрыв лицо руками, она сбегает.
На первый взгляд, картина может показаться бредом, но мультфильм высоко ценится в среде аниматоров, он наполнен психологической символикой. Существует развёрнутый анализ картины с точки зрения Фрейдизма.
Мультфильм снял режиссёр Игорь Ковалёв на студии «Пилот», которую они создали в тандеме с режиссёром-мультипликатором Александром Татарским. Татарский и Ковалёв работали над рядом известных и любимых мультфильмов: «Следствие ведут колобки», «Крылья, ноги и хвосты», «Пластилиновая ворона».
Сам режиссёр никак не трактовал свою работу. В 1990 году короткометражка была номинирована на «Золотую пальмовую ветвь» на кинофестивале в Каннах. Картина вошла в список 50-ти лучших короткометражных мультфильмов, созданных с 1960 по 2010 год.
Если ограничится разбором явных метафор, можно предположить, что это история о семье, которая переживает кризис брака и взаимоотношений. Жена перестала быть человеком и превратилась в «существо», муж сродни человеку, который ничего не чувствует, а живёт по инерции. Изгнание жены не решило его проблему, ситуация усугубляется, супругам становится ясно, что оба они перестали чувствовать себя живыми.
Мораль: То, о чём молчит подсознание, расскажут символы и знаки.
Кадры из «Его жена курица»
Кадры из «Его жена курица» запись закреплена
Кадры из «Его жена курица» запись закреплена
Мультик поражает своей духовностью, и одновременно с этим холодностью стилистики.
При этом в нем много метафор, взятых из психоанализа. Больше всего понравился синий заводной автобус, который заводит пластинку. Ведь действительно, наша жизнь это пружина, ключик, в начале, когда у нее есть цель, чтобы заиграла пластинка, он движется по кругу, в угоду окружающим, но в конце фильма, последняя сцена он едет в даль по комнате, и в конце концов упирается в стену, символизирующее одиночество человека в любом союзе.
Вообще, люди, а я убежден, что в фильме, показаны, люди, хоть это курица, покойник и гусеница, тут показаны очень мнительными (всего лишь шепот человека в черном разрушил их привычную остановку, их жизненный цикл) но при этом нуждающееся в поддержке и опоре. Что-то выше бытовой действительности, не случайно выгнав жену, синему мужчине снится сон, что он тонет в каше, жиже, а потом проснувшись, разбивает будильник. Вязкое вещество – это быт, а разбив будильник, он выбирает не выходить наружу, а искать поддержку в себе.
Гусеница – это привычка, домашнее животное которое никуда не уйдет. Мертвец не случайно ее связывает ремнем к стулу. Мертвец- обыватель, обычный человек как мы с вами, он мертв и поэтому жив. Но в уютной обстановке, слушая классику, он ведет нечто большее, хотя в бытовой реальности он никто и звать его никак.
Курица – это порядок, равновесие, между привычкой и уютом. Как сделать в жизни так чтобы не приесться, не утомить, и при этом позаботиться о том,чтобы привычка не стала зависимостью. Да, курица не видит ничего выше быта, но именно она самая живая в этом микро- мирке, не имея утонченности вкуса к эстетике, она живет жизнь, а не размышляет о ней. Она знает точно, что ей надо делать и когда. Когда сварить, помыть, почистить, приготовить, и прочие. Она есть порядочность, которая так бывает хрупка, под натиском объективной действительности. «Ведь мир жесток и груб»- как писала Ахматова. «И Бог не спас».
Так к тоже такой гость с подарком божьих коровок. Очевидно, что это и есть Мир. Мир с большой буквы, Мир не как фантом, а как свет. Именно он шепчет мужу, на не достаток его женщины. «Да она же курица, брат!» «А кругом есть еще – кругом их много и лучше»
Нет, не много и не лучше. Мир внушил нам свое представление о любви, о том что красота при выше ума, что побеждает сильнейшей. Но это ложь. В этом мире никто не побеждает, ни талантливый, ни хитрый, ни злой, ни слабый, ни юродивый… ни мертвый. В Мире не побеждают, в Мир либо приходят, либо уходят из Него. Никакой борьбы нет. А если и есть, то она уже проиграна, потому что бы иначе человек не был бы все время так одинок в себе.
И когда обычный человек это осознает, оставшись без равновесия, которого его решил Мир, только тогда он звонит, просит его ввернуться в свое сердце. Равновесие возвращается, но больше нет мертвеца, на его месте стоит страх, потому что покаяние зеркальное отражение гордыни, и именно в беге этих состояний по кругу и была цель жизни таких разных, и таких одинаковых людей в этом микро-мирке, под названием быт, а отнюдь не в борьбе.