Мойра клото бог чего в греческой
Мойры
Полезное
Смотреть что такое «Мойры» в других словарях:
МОЙРЫ — МОЙРЫ, в греческой мифологии три дочери Зевса и Фемиды (богини судьбы): Клото прядет нить жизни, Лахесис назначает жребий, Атропос обрезает жизненную нить. Мойры соответствуют римским Паркам … Современная энциклопедия
Мойры — МОЙРЫ, в греческой мифологии три дочери Зевса и Фемиды (богини судьбы): Клото прядет нить жизни, Лахесис назначает жребий, Атропос обрезает жизненную нить. Мойры соответствуют римским Паркам. … Иллюстрированный энциклопедический словарь
МОЙРЫ — в греческой мифологии три дочери Зевса и Фемиды, богини судьбы: Клото прядет нить жизни, Лахесис распределяет судьбы, Атропос в назначенный час обрезает жизненную нить. Мойрам соответствуют римские Парки … Большой Энциклопедический словарь
мойры — Парки, Лахесис, колесо фортуны, судьба, Атропос, Клото, Атропа Словарь русских синонимов … Словарь синонимов
Мойры — (Moirai) греч. богини судьбы. Раннее религиозноемировоззрение обозначило этим именем верховный закон природы, указываяна богов, как на его исполнителей; на ряду с выражением DioV aisa частовстречается выражение moirai Jewn. Из этого представления … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
Мойры — Триумф смерти. Три мойры. Фландрский гобелен (около 1510 1520). Музей Виктории и Альберта … Википедия
мойры — в греческой мифологии три дочери Зевса и Фемиды, богини судьбы: Клото прядёт нить жизни, Лахесис распределяет судьбы, Атропос в назначенный час обрезает жизненную нить. Мойрам соответствуют римские парки. * * * МОЙРЫ МОЙРЫ, в греческой мифологии… … Энциклопедический словарь
Мойры — (греч. Moiroi) в греческой мифологии богини человеческой судьбы, дочери Зевса и Фемиды. Наиболее известны три м. Лахесис («дающая жребий»), Клото («прядущая») и Атропос («неотвратимая»). В литературе их изображали зловещими старухами,… … Античный мир. Словарь-справочник.
МОЙРЫ — (греч.) или ПАРКИ (лат.) Богини судьбы. Дочери Зевса и Фемиды. Обычно упоминали трех мойр: Клото – пряла нить жизни, Лахесис – определяла жребий и самая грозная – Атропос – перерезала жизненную нить. В храме Зевса Олимпийского в Афинах над… … Cловарь-справочник по Древней Греции и Риму, по мифологии
Мойра клото бог чего в греческой
Поиск по сайту:
Новые статьи
Статистика
Мойры, греч., лат. Парки — дочери Зевса и богини законного порядка Фемиды; богини судьбы.
Мойры, греч., лат. Парки — дочери Зевса и богини законного порядка Фемиды; богини судьбы.
Гомер, как правило, говорит об одной Мойре, лишь в двух местах речь у него идет о нескольких Мойрах. Гесиод говорит о трех Мойрах: Клото, Лахесис, Атропос. Они предназначали каждому человеку в отдельности его жизненную судьбу — сразу же при его рождении. При этом Клото начинала прясть нить человеческой жизни, Лахесис продолжала прясть и разматывать ее, Атропос перерезала нить. Согласно более поздним представлениям, Мойры пели за работой, аккомпанируя небесной «гармонии сфер».
Греческое слово «Мойра» означает не просто судьбу, а скорее долю, часть или удел, т. е. то, в чем человек должен участвовать в жизни, в чем заключается его удел от рождения. Все, что охватывается этим понятием, неизменно и независимо от свободной воли человека, и не только человека, но даже бога. Боги тоже подчиняются Мойрам.; несмотря на все их могущество, «и над ними властвует судьба», они всего лишь ее стражи и исполнители. Правда, иногда Зевс или какой-нибудь другой бог выступает в роли «властелина судьбы» — но только в том случае, если он ее знает и руководствуется ею, т. е. если он действует в соответствии с познанным всемирным законом. Но таким же образом может «властвовать своей судьбой» и обычный смертный.
Однако «Мойры» — не единственное обозначение судьбы у греков. Например, Гомер употребляет более десятка выражений для обозначения судьбы (ведь и мы говорим: доля, судьба, участь, удел и т. д.). Мойры у него обычно сопровождалась эпитетами «злая», «пагубная». Из остальных выражений наиболее любопытно слово «айса», в котором можно усматривать судьбу, подвластную воле человека. Это уже звучит оптимистичнее: перед Мойрами человек бессилен, но вопреки Айсе человек действует скорее своевольно, подчиняясь гордыне или страсти, и эти действия нельзя считать неизбежными. В этом смысле можно понимать некоторые стихи у Гомера, например в знаменитой сцене прощания Гектора с Андромахой, в которой Гектор говорит дословно: «Вопреки Айсе никто не пошлет меня к Аиду; но, думаю, Мойры не избежит ни один человек, ни великий, ни низкий, коль он родился на свет». Однако во многих переводах Гомера на современные языки (в том числе и на русский) различие между М. и Айсой стирается, и оба выражения переводятся одним и тем же словом «судьба».
Греки представляли себе Мойр в виде серьезных старух. Клото обычно изображали с веретеном в руке, Лахесис — с меркой или весами, Атропос — с книгой жизни, солнечными часами или ножницами, которыми она перерезала нить жизни. Античных изображений Мойр сохранилось мало. Самое выдающееся из них находилось на восточном фронтоне Парфенона (было создано Фидием или, по крайней мере, его учениками), но в прошлом веке было увезено в Англию и теперь находится в Британском музее (см. также «Парки»).
Известно выражение «нить жизни»: «…И покамест жизни нить/Старой Паркой там прядется…» — A.C. Пушкин, «Опытность»
(1814). Образ Мойр встречается в литературе: «[Гоголь] пал последнею жертвою той трагической мойры, которая тяготела… над русскими поэтами» — Ап. Григорьев, «0 комедии Островского».
Мойры – древнегреческие богини с нитями в руках
Знакомясь с древнегреческими мифами, мне неоднократно приходилось встречать упоминание о мойрах. Несмотря на то, что об этих богинях сложено значительно меньше преданий, чем о верховных божествах, их не стоит обходить своим вниманием. Почему? Да просто мойры влияли на судьбу каждого – от самого обыкновенного смертного до героя или бога.
Древние греки верили, что именно мойры определяют три самых главных этапа жизни всякого существа. В своих трудах знаменитый Гомер даже писал, что сам Зевс подчинялся этим независимым богиням. В чём же скрывалась сила мойр? И почему их нередко называют ведьмами Древней Греции?
Мойры и судьба
Александр Ротхауг «Три судьбы», около 1910 года
Частная коллекция
Три сестрицы – мойры
Однако шло время, и представления о судьбе несколько изменились. Когда в Древней Греции начинают приобретать популярность мифы об олимпийских богах, вместе с ними приходят и мойры. Как можно заметить, теперь их становится три. Согласно преданиям, мойры были тремя родными сёстрами.
Они управляли судьбой людей, однако в ведении каждой из богинь были разные этапы жизни. Например, мойра Клото давала жизнь, определяя время рождения. Более того, эта богиня могла даже воскресить умершего, что и произошло с погибшим Пелопом. Дар предсказания был ещё одной способностью этой мойры. Благодаря ей Афина узнала о том, что вечно будет хранить обет безбрачия, несмотря на многочисленных претендентов на руку и сердце.
Мойры были тремя богинями-сёстрами, плетущими Судьбу
© Giovana Marion / gmarion.artstation.com
Вторая сестра-мойра, Лахесис, следила непосредственно за судьбой человека или божества. Лишь от её прихоти зависело счастье пришедшего в этот мир. Успех и слава, позор и несчастье – всем этим Лахесис могла одарить своего подопечного. Неслучайно её имя переводится как «бросающая жребий». Это правда так – богиня словно по жребию решала, каким будет рождённый человек – несчастным или настоящим счастливчиком.
И ведьмы, и богини
Несмотря на такие разные обязанности, сёстры были едины в своём деле. Древние греки представляли трёх богинь с нитями в руках. Каждая нить – это чья-то судьба. Одна из сестёр выбирает её, вторая прядёт, а третья следит за тем, чтобы она оборвалась в нужный срок.
У мойр было немало общего с древними ведьмами. Они могли видеть судьбу, управляли ею и своими руками могли оборвать жизнь человека. Тем не менее, античные поэты не рассказывают о мойрах как о тёмных богинях. Напротив, чаще всего мы видим царственные образы женщин, облачённых в белые одежды и прядущих нити судеб.
Питер Тейс «Время и три Судьбы», около 1665 года
Местонахождение: Музей искусства и истории, Женева, Швейцария
В мифе о борьбе Зевса с Тифоном они приходят на помощь верховному богу, хитростью обманывая его противника. Мойры имели право вмешиваться в ход событий, а Зевс считался их отцом. Неслучайно Громовержец порой именуется Мойрагетом, то есть судьбоуправителем. Именно благодаря мойрам в мире поддерживалась гармония, соблюдался высший порядок.
В храме Зевса в Афинах над головой бога располагалось изображение мойр, которые помогали отцу вершить справедливость и следить за судьбами людей. Это древнее изображение также подчёркивает главенство Зевса над мойрами, ведь лишь он мог подчинять себе жизни и судьбы.
Марко Биджо «Три мойры», около 1525 года
Местонахождение: Национальная галерея старинного искусства Палаццо Барберини, Рим, Италия
Хранительницы гармонии
По сути, в деятельности мойр заключается вся жизнь. Мне встретилось интересное сравнение каждой из богинь с периодом времени: прошлым, настоящим и будущим. Если первая из мойр, Клото, находила нить и давала ей жизнь, то вторая, Лахесис, определяла случаи, что должны произойти. В воле Лахесис было также сплетение нитей между собой, что связывало разных людей в одно целое.
Когда отведенное время подходило к завершению, Атропос, словно опытная пряха, отрезала нить, прекращая жизнь человека. Несмотря на кажущуюся жестокость, в этих трёх составляющих заключается гармония жизни, что появляется, идёт и затем останавливается.
У каждой мойры было своё предназначение
© Sara Neves / saraajn.artstation.com
В честь мойр был построен храм в Коринфе. Туда мечтали прийти многие почитатели этих богинь, люди надеялись получить покровительство одним из самых могущественных божеств. Кроме этого, к мойрам часто обращались с просьбами о благосклонности в судьбоносные дни, как, например, свадьба или рождение ребёнка.
Узнавая особенности этих богинь, даже не удивляюсь, что они во все времена интересовали людей. Как ни странно, но более всего изображений мойр можно встретить не в античный период, а гораздо позднее. В честь них были названы несколько астероидов. Имена мойр упоминаются и у Рафаэля Сабатини, и у Стивена Кинга, что доказывает актуальность отсылок к верованиям древних греков. Впрочем, тайны судьбы не перестанут интересовать человека даже через много веков.
Когда возобладали анимистические представления (вера в одушевленность природы), магическая сила, которая была заключена в фетише, стала представляться самостоятельным божеством, наделяющим той или иной участью человека. Это божество изрекало ему свою волю, а также определяло его дальнейшую жизнь. Мойры понимались теперь уже как рок («то, что изречено») и судьба («то, что суждено»). Они представляли собой тёмную невидимую силу, которая не имела отчётливого антропоморфного облика: именно поэтому изображение мойр в античном искусстве встречается довольно редко.
По Платону, мойры владели силами высшего небесного правопорядка и изображались им женщинами в белых одеяниях, головы которых венчали венки. Они вершили под музыку небесных сфер настоящее, прошлое и будущее. Платон называет их дочерями богини Ананке («необходимости»), которая вращала мировое веретено.
Лучшие отели Греции Посмотреть все
Stella Island Luxury Resort & Spa
Этот отель призван стать идеальным направлением для влюбленных пар и тех, кто проводит свой медовый месяц
Мойры
Мойры, Иоганн Готфрид Шадов (1764–1850)
Если Танатос выполнял как бы роль палача, то решения, кому и когда суждено умереть, выносили мойры — три сестры в белых одеяниях, Лахесис, Клото, Атропос. Мойр представляли суровыми старухами. У каждой из них было свое дело и свои «орудия труда»:
Лахесис отмеряла жизнь, у нее была мерка или весы.
Клото — владела веретеном, на котором она скручивала все события и поступки человека в единую нить, нить жизни.
Атропос, последняя сестра, держала в руках книгу жизни, солнечные часы и ножницы, которыми она эту нить отрезала.
Мойры сопричастны Зевсу — иногда он именуется Морием. Зевс и Аполлон называются также Мой-рагетами («водителями мойр»). Эпитет Зевса «вершитель судеб» (надпись на жертвеннике в Олимпии) означает, что верховный бог «знает человеческие дела и все то, что предопределяли мойры, и все, в чем они отказали».
В римской мифологии им соответствуют парки. Парки — римские богини судьбы — при рождении ребенка определяли его судьбу в виде нити, которую они пряли, отмеряли и отрезали. Обычно они представлены в образе ужасных и злобных старух.
На офорте Франсиско Гойи Децима (слева) держит веретено в виде беспомощного младенца, Норта смотрит через увеличительное стекло, а Морта (крайняя справа) щелкает ножницами. Четвертая фигура возможно символизирует общее направление судьбы.
В скандинавской мифологии мойрам соответствуют богини судьбы норны. Считалось, что норны лишь определяли судьбу богов, великанов, карликов и людей, но не могли ею распоряжаться, хотя иногда они предвещали несчастье.
Читать онлайн
книги о тайнах и загадках истории, а также о необъяснимых явлениях на нашем сайте