Мозг работает быстрее чем язык

Шевели извилинами: как и почему изучение языков меняет наш мозг

Мозг работает быстрее чем язык. Смотреть фото Мозг работает быстрее чем язык. Смотреть картинку Мозг работает быстрее чем язык. Картинка про Мозг работает быстрее чем язык. Фото Мозг работает быстрее чем язык

Мозг работает быстрее чем язык. Смотреть фото Мозг работает быстрее чем язык. Смотреть картинку Мозг работает быстрее чем язык. Картинка про Мозг работает быстрее чем язык. Фото Мозг работает быстрее чем язык

Головной мозг – один из сложнейших «механизмов» в мире. Несмотря на многочисленные исследования, он по-прежнему таит в себе немало тайн. Ранее ученые придерживались теории о четком распределении обязанностей между частями мозга при речевой функции:

Воспроизведение речи – область Брока (нижняя лобная доля мозга). Пациенты с ее повреждением (афазией) понимают, что им говорят, но связанно ответить не могут.

Понимание речи – область Вернике (задний отдел верхней височной извилины доминантного полушария мозга). Ее афазия приводит к тому, что человек не только не может выразить свои мысли, но и не способен читать и понимать речь других.

Эта модель считалась основополагающей до 1970-х годов. Однако проведенные в последующие десятилетия эксперименты показали, что такое представление о «разделении труда» сильно упрощено. Понимание речи, произношение слов и их воспроизведение требуют работы всего мозга. Изучая новые слова или выстраивая фразы на неродном языке, мы активизируем не какой-то конкретный отдел головного мозга, а стимулируем все его участки, ответственные за восприятие, запоминание, фонетику, семантику и анализ контекста употребления слова.

Мозг работает быстрее чем язык. Смотреть фото Мозг работает быстрее чем язык. Смотреть картинку Мозг работает быстрее чем язык. Картинка про Мозг работает быстрее чем язык. Фото Мозг работает быстрее чем язык

Полушария и языковой барьер

При обучении новому языку главной «рабочей лошадкой» выступает левое полушарие головного мозга. Условно его можно назвать «техническим». Именно оно отвечает за поэтапную обработку информации, контроль речи и способность к изучению языков в целом.

Правое полушарие считается «гуманитарным». В его зону ответственности входит все, что связано с «креативностью»: талант к искусствам, интуиция, фантазия, ассоциативное мышление и многое другое. Речевую функцию правое полушарие может взять на себя только в исключительном случае, например, при повреждении мозга.

С основами теории о полушариях мозга знакомы многие: она достаточно широко популяризирована. Однако последние исследования показывают, что и здесь все не столь однозначно. Так, ученые Баскского центра исследования сознания, языка и мозга (The Basque Center on Cognition, Brain and Language) выяснили, что при изучении иностранного языка человек может задействовать оба полушария. Участниками эксперимента стали изучающие новый язык взрослые люди. С помощью функциональной магнитно-резонансной терапии у них измерили нейронную активность между полушариями во время чтения, аудирования и разговора на родном и неродном языках. Оказалось, что чем лучше испытуемые знали иностранный язык, тем активнее они использовали оба полушария.

Источник

Как слова влияют на наш мозг. Интервью с нейролингвистом Ириной Симановой


Ɔ. Как именно слова могут влиять на структуру мозга?

Представьте, что мы видим какой-то предмет. Информация поступила с сетчатки глаза в зрительную кору, но на первом этапе мозг не «видит» картинки целиком, а узнает только линии, углы, очертания. Далее из этих признаков мозг строит изображение: это многоступенчатый процесс, и на каждой ступени формируется все более сложный, осмысленный образ. Сегодня все больше исследований говорят о том, что слова, которые есть в нашем лексиконе, могут влиять на то, какой именно образ возникнет в итоге.


Ɔ. «Возникает в нашем мозге» — что имеется в виду? В каком формате образы там существуют?

За отражение любого предмета отвечает нейросеть. Она активируется при взаимодействии человека с этим предметом. Пусть это будет яблоко. Если мы видим яблоко, точнее, когда мозг принимает решение, что перед нами яблоко, он активирует воспоминания о свойствах этого предмета (картинка, звуки, вкус). Получается, что наш опыт — все, что мы по жизни делали с яблоками, — влияет на то, каким мы этот предмет себе представляем. Но, когда мы слышим или употребляем слово «яблоко», активируется та же сеть. Таким образом, использование слов, названий — это тоже опыт взаимодействия с предметом, и он влияет на последующее восприятие.


Ɔ. Могут ли наши представления нас в некоторой степени обмануть?

Да, потому что на восприятие, как я уже говорила, в огромной степени влияет предыдущий опыт, ожидания, контекст. Возникновение иллюзий — это очень естественный процесс. Огромное количество вещей мы можем воспринимать неправильно. Например, мы смотрим на небольшой дом с двумя окошками и дверью, а видим лицо с глазами и носом. Что происходит? Наш мозг старается как можно быстрее интерпретировать информацию и предлагает самый подходящий вариант: лицо. Просто потому, что мы очень часто видим лица, глаза-нос — это очень ожидаемый паттерн. Мозг строит догадки, исходя из имеющейся информации и предыдущего опыта. Чаще всего эти догадки правильны, но иногда — нет.


Ɔ. Вернемся к разнице между языками: какие различия в восприятии могут быть у носителей разных языков?

В разных языках категории для обозначения предметов и явлений могут различаться. Один из самых известных примеров: в русском языке используются разные слова для обозначения голубого и синего цветов. Это означает, что мозг человека, говорящего на русском языке, распознает голубой цвет как отдельную категорию. А в английском языке есть только одно слово — синий, отдельного слова для светло-синего нет, такой категории не существует.


Ɔ. Означает ли это, что если сло́ва, которое называет явление, не существует, то и воспринимается этот объект совсем иначе? Грубо говоря, отличают ли американцы на самом деле голубой цвет от синего?

Хороший вопрос. Чтобы на него ответить, специально проводились исследования: сравнивали восприятие цветов между русскоговорящими и англоговорящими участниками. Конечно, англоговорящие участники замечают разницу между темно-синим и светло-синим, но, кажется, делают это чуть-чуть медленнее, чем русскоговорящие. Кроме того, категории языка могут влиять на память: вот в русском языке нет отдельного слова для обозначения «светло-зеленого» цвета. Если ты увидишь человека в майке такого цвета, то решишь, что эта майка зеленая, и возможно, не запомнишь точно, светлая она была или темная. Со светло-синей майкой такого не будет: ты просто запомнишь, что она была голубая.

Мозг работает быстрее чем язык. Смотреть фото Мозг работает быстрее чем язык. Смотреть картинку Мозг работает быстрее чем язык. Картинка про Мозг работает быстрее чем язык. Фото Мозг работает быстрее чем языкИрина Симанова Фото: 2xЛекторий


Ɔ. А есть ли еще подобные примеры кроме цветов?

Категория цветов — популярная тема в психолингвистике. Еще одна такая тема — слова для обозначения времени. Ведь прошлое и будущее время — это абстракция, ни того, ни другого нельзя увидеть. В большинстве языков для разговора о времени используются пространственные метафоры. Например, на русском, так же как на английском языке, мы говорим о будущем — «впереди», а о прошлом — «позади». А китайцы измеряют время по вертикальной шкале: говорят о прошлом — «вверху», а о будущем — «внизу». Есть ли разница в мышлении, в представлении о прошлом и будущем, между людьми, которые используют разные метафоры? И можно ли «натренироваться» видеть мир по-другому через изучение иностранного языка? Есть очень интересные исследования на эту тему.


Ɔ. А в чем разница головного мозга людей, в языке которых есть определенные звуки, и тех, у кого этих звуков нет?

Для того чтобы воспринимать речь на слух, человек должен распознавать фонемы — звуки, характерные для его языковой среды. В слуховой коре формируется что-то вроде фонетической карты. Чем больше разных звуков (фонетических категорий) в окружающей нас речи, тем сложнее будет устроена эта карта.


Ɔ. Верно ли утверждение, что чем больше различных звуков, языков и слов мы знаем, тем выше наши когнитивные способности?

Мне кажется, это утверждение ошибочно. Например, в японском нет различия между звуками [р] и [л]. В карте звуков у японцев есть один звук, который находится посередине. Но дело в том, что им-то не нужно различать звуки [р] и [л]. Мозг приспосабливается к той среде, в которой человек живет, и для тех действий, которые человек совершает. Если человек, выросший в Японии и не умеющий различать [л] и [р], вдруг попадет в среду, где это разные звуки, то у него будет много проблем. Например, у меня был коллега-японец, а с нами еще работала девушка по имени Лила. И он ее имя все время произносил неправильно, что, конечно, мешало ему с ней общаться. Но если бы он жил в Японии, то таких проблем не возникало бы. К общим когнитивным способностям это не имеет отношения, нельзя сказать, что один человек умнее другого, если он различает больше звуков.


Ɔ. А есть ли примеры, когда изучение иностранного языка все-таки делает нас умнее?

Раньше считалось, что двуязычная среда или раннее обучение второму языку может даже навредить развитию ребенка, потому что было такое наблюдение, что дети из семей, где говорят на двух языках, позже начинают говорить. Сейчас точка зрения изменилась. Считается, что у билингвов лучше развивается функция когнитивного контроля — контроля над действиями. Ведь они в любой момент должны понимать, в каком контексте они находятся и на каком языке им необходимо говорить, и быть готовыми переключиться. Исследования в этой области ведутся постоянно, думаю, нас еще ждет множество открытий.

Изучение иностранного языка во взрослом возрасте в любом случае хорошо. При изучении нового алфавита перестраивается зрительное и слуховое восприятие, через артикуляцию увеличивается контроль над мышцами, задействуются связи между отделами мозга. Мы все знаем, что учиться чему-то новому полезно, а язык — это комплексный навык, он использует все возможные системы мозга. Кроме того, категории и метафоры иностранного языка, которых в нашем языке нет, дают возможность буквально по-другому взглянуть на мир.

Источник

Тренировки для мозга: какие они бывают, и зачем они нужны. Советы специалиста

Мозг работает быстрее чем язык. Смотреть фото Мозг работает быстрее чем язык. Смотреть картинку Мозг работает быстрее чем язык. Картинка про Мозг работает быстрее чем язык. Фото Мозг работает быстрее чем язык

Человеческий мозг по-прежнему остается самой большой загадкой. Однако, благодаря стремительному развитию нейронаук, мы научились управлять его состоянием. Медитация и релаксация, развивающие и интеллектуальные упражнения, нейрофидбэк-тренинг — всё это методики, направленные на тренировку нашего мозга. Рассказываем, как это работает и зачем это нужно. В тонкостях данного вопроса нам помогла разобраться Ольга Чащина, врач-психотерапевт, к. м. н., специалист по нейротехнологиям X-Clinic.

Мозг работает быстрее чем язык. Смотреть фото Мозг работает быстрее чем язык. Смотреть картинку Мозг работает быстрее чем язык. Картинка про Мозг работает быстрее чем язык. Фото Мозг работает быстрее чем язык

Зарядка для мозга

Тренировки для мозга, подобно зарядке для тела, помогают нам оставаться молодыми и энергичными. При занятиях спортом формируется мышечная ткань, тело становится упругим и подтянутым, примерно тот же принцип соблюдается и при работе с головным мозгом: при регулярных упражнениях формируются новые нейронные связи, которые влияют на психологическую гибкость и способность адаптироваться к разным условиям. Причем, как и в ситуации с телом, систематичность — важное условие крепкого и устойчивого здоровья.

Тренировать сознание и головной мозг можно самыми различными способами, например, для улучшения концентрации внимания подойдут головоломки, видеоигры, различные тренажеры и скорочтение. Улучшить память и избавиться от стресса можно при помощи медитаций и практики осознанности. Есть и сочетающие в себе все это методики, основанные на новейших исследованиях в области нейрофизиологии, например, нейрофидбэк-тренинг.

Медитация

Есть множество различных техник медитации, но остановимся на самой, казалось бы, простой — посидеть в тишине с закрытыми глазами, сосредоточившись на дыхании. Даже такое на первый взгляд простое упражнение может вызвать массу препятствий. В первый раз будет крайне трудно просидеть даже минуту без назойливых мыслей, обуревающих сознание. Тем не менее, постепенно останавливая поток сознания и возвращаясь к дыханию, вы поможете своему мозгу перезагрузиться. Ежедневные практики помогают избавиться от тревожности, уменьшить воздействие стресса и научиться контролировать внимание.

Исследования доказывают, что те, кто практикуют медитацию каждый день, имеют более толстый слой серого вещества именно в тех зонах, которые отвечают за внимание и психологическую гибкость. Тренировка мозга при помощи медитации приводит к тому, что со временем нужно прикладывать все меньше усилий для фокусировки вашего внимания. А это значит, что со временем вам станет легче концентрироваться в обычной жизни, когда это необходимо — например, на важном совещании или сдаче экзамена.

Онлайн-тренажеры и игры

На смену кроссвордам и печатным судоку пришли онлайн-сервисы для развития и тренировки мозга. Можно выбрать любой: начиная от онлайн-головоломок до развивающих игр, которые анализируют ваше игровое поведение и адаптируются под ваши решения. Самые популярные — «Викиум», Uplift и «Битрейника». Для чего это нужно? Во-первых, выполнение упражнений может быть просто интересным. Во-вторых, это позволяет отвлечься от будничных стрессовых ситуаций с пользой для здоровья. С прагматической точки зрения такие упражнения способствуют улучшению когнитивных способностей, что со временем поможет вам быстрее решать жизненные и рабочие задачи, запоминать имена коллег и знакомых, а также не забывать про важные семейные даты.

Нейрофидбэк-тренинг

Одна из перспективных методик — нейрофидбэк-тренинг. Это процедура, позволяющая научиться контролировать активность собственного мозга. В ее основу заложен принцип биологической обратной связи. Во время нейрофидбэк-тренинга малые электрические сигналы головного мозга измеряются с помощью электродов, прикрепленных к коже головы, и с помощью программного обеспечения превращаются в звук и изображение. То есть компьютерная программа создает в режиме реального времени визуализацию биоэлектрической активности мозга.

Как это происходит

Врач дает инструкции — и если ритмы мозга свидетельствуют о переходе в нужное терапевтическое состояние, то программа на экране изменяет изображение, звуковое сопровождение и интенсивность вибрации тактильного датчика. Обратная связь облегчает процесс обучения физиологическому контролю, а компьютерная программа делает доступной информацию, в обычных условиях невоспринимаемую. При необходимости врач подключает дополнительные техники для управления эмоциональным состоянием, чтобы усилить эффект от нейрофидбэк-тренинга.

Получается, что можно влиять на ритмы мозга в интерактивном режиме, отслеживая, фиксируя свои ощущения. По мере продолжения тренировок и закрепления желаемого чувства расслабления приобретается навык переходить в необходимое терапевтическое состояние самостоятельно в любой момент времени.

Мозг работает быстрее чем язык. Смотреть фото Мозг работает быстрее чем язык. Смотреть картинку Мозг работает быстрее чем язык. Картинка про Мозг работает быстрее чем язык. Фото Мозг работает быстрее чем язык

Подписаться на новости

В соответствии с Федеральным законом № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006, отправляя любую форму на этом сайте, вы подтверждаете свое
согласие на обработку персональных данных.

Источник

Заказать обратный звонок

Запись на прием к специалисту Центра

Мозг работает быстрее чем язык. Смотреть фото Мозг работает быстрее чем язык. Смотреть картинку Мозг работает быстрее чем язык. Картинка про Мозг работает быстрее чем язык. Фото Мозг работает быстрее чем язык

Психотерапевт Мартынов Сергей Егорович

Мозг работает быстрее чем язык. Смотреть фото Мозг работает быстрее чем язык. Смотреть картинку Мозг работает быстрее чем язык. Картинка про Мозг работает быстрее чем язык. Фото Мозг работает быстрее чем язык

Психолог, семейный психолог, клинический психолог Теперик Римма Фёдоровна

Мозг работает быстрее чем язык. Смотреть фото Мозг работает быстрее чем язык. Смотреть картинку Мозг работает быстрее чем язык. Картинка про Мозг работает быстрее чем язык. Фото Мозг работает быстрее чем язык

Психолог Копьёв Андрей Феликсович

Мозг работает быстрее чем язык. Смотреть фото Мозг работает быстрее чем язык. Смотреть картинку Мозг работает быстрее чем язык. Картинка про Мозг работает быстрее чем язык. Фото Мозг работает быстрее чем язык

Конфликтолог, психолог, клинический психолог Цуранова Наталья Александровна

Мозг работает быстрее чем язык. Смотреть фото Мозг работает быстрее чем язык. Смотреть картинку Мозг работает быстрее чем язык. Картинка про Мозг работает быстрее чем язык. Фото Мозг работает быстрее чем язык

Ночевкина Алёна Игоревна

Мозг работает быстрее чем язык. Смотреть фото Мозг работает быстрее чем язык. Смотреть картинку Мозг работает быстрее чем язык. Картинка про Мозг работает быстрее чем язык. Фото Мозг работает быстрее чем язык

Психолог, клинический психолог Алиева Лейла. Телесная терапия и арт-терапия.

Мозг работает быстрее чем язык. Смотреть фото Мозг работает быстрее чем язык. Смотреть картинку Мозг работает быстрее чем язык. Картинка про Мозг работает быстрее чем язык. Фото Мозг работает быстрее чем язык

Психолог Михайлова Анна Дмитриевна

Мозг работает быстрее чем язык. Смотреть фото Мозг работает быстрее чем язык. Смотреть картинку Мозг работает быстрее чем язык. Картинка про Мозг работает быстрее чем язык. Фото Мозг работает быстрее чем язык

Психолог, семейный психолог, коуч Волкова Татьяна

Мозг работает быстрее чем язык. Смотреть фото Мозг работает быстрее чем язык. Смотреть картинку Мозг работает быстрее чем язык. Картинка про Мозг работает быстрее чем язык. Фото Мозг работает быстрее чем язык

Детский психолог Горина Екатерина

Мозг работает быстрее чем язык. Смотреть фото Мозг работает быстрее чем язык. Смотреть картинку Мозг работает быстрее чем язык. Картинка про Мозг работает быстрее чем язык. Фото Мозг работает быстрее чем язык

Психолог Светлана Ткачева

Мозг работает быстрее чем язык. Смотреть фото Мозг работает быстрее чем язык. Смотреть картинку Мозг работает быстрее чем язык. Картинка про Мозг работает быстрее чем язык. Фото Мозг работает быстрее чем язык

Клинический психолог, психолог, психотерапевт Прокофьева Анна Вячеславовна

Мозг работает быстрее чем язык. Смотреть фото Мозг работает быстрее чем язык. Смотреть картинку Мозг работает быстрее чем язык. Картинка про Мозг работает быстрее чем язык. Фото Мозг работает быстрее чем язык

Основатель беатотерапии, психолог, клинический психолог Спиваковская Алла Семеновна

Мозг работает быстрее чем язык. Смотреть фото Мозг работает быстрее чем язык. Смотреть картинку Мозг работает быстрее чем язык. Картинка про Мозг работает быстрее чем язык. Фото Мозг работает быстрее чем язык

Психиатр Фролов Алексей Михайлович

Мозг работает быстрее чем язык. Смотреть фото Мозг работает быстрее чем язык. Смотреть картинку Мозг работает быстрее чем язык. Картинка про Мозг работает быстрее чем язык. Фото Мозг работает быстрее чем язык

Подростковый психолог Каравашкина Елена

Ведущий логопед Кухтина Алла Юрьевна

Мозг работает быстрее чем язык. Смотреть фото Мозг работает быстрее чем язык. Смотреть картинку Мозг работает быстрее чем язык. Картинка про Мозг работает быстрее чем язык. Фото Мозг работает быстрее чем язык

Подростковый психолог Максимов Алексей Вячеславович

Мозг работает быстрее чем язык. Смотреть фото Мозг работает быстрее чем язык. Смотреть картинку Мозг работает быстрее чем язык. Картинка про Мозг работает быстрее чем язык. Фото Мозг работает быстрее чем язык

Детский психолог Таранова Ирина Юрьевна

Мозг работает быстрее чем язык. Смотреть фото Мозг работает быстрее чем язык. Смотреть картинку Мозг работает быстрее чем язык. Картинка про Мозг работает быстрее чем язык. Фото Мозг работает быстрее чем язык

Психолог, юнгианский аналитик Юзьвак Екатерина Григорьевна

Мозг работает быстрее чем язык. Смотреть фото Мозг работает быстрее чем язык. Смотреть картинку Мозг работает быстрее чем язык. Картинка про Мозг работает быстрее чем язык. Фото Мозг работает быстрее чем язык

Психолог, клинический психолог, психоаналитический психотерапевт Ермушева Анастасия Алексеевна

Мозг работает быстрее чем язык. Смотреть фото Мозг работает быстрее чем язык. Смотреть картинку Мозг работает быстрее чем язык. Картинка про Мозг работает быстрее чем язык. Фото Мозг работает быстрее чем язык

Мозг работает быстрее чем язык. Смотреть фото Мозг работает быстрее чем язык. Смотреть картинку Мозг работает быстрее чем язык. Картинка про Мозг работает быстрее чем язык. Фото Мозг работает быстрее чем язык

Клинический психолог, психотерапевт, нейропсихолог Баринская Янина Сергеевна

Мозг работает быстрее чем язык. Смотреть фото Мозг работает быстрее чем язык. Смотреть картинку Мозг работает быстрее чем язык. Картинка про Мозг работает быстрее чем язык. Фото Мозг работает быстрее чем язык

Врач-психотерапевт Сивков Евгений Евгеньевич

Мозг работает быстрее чем язык. Смотреть фото Мозг работает быстрее чем язык. Смотреть картинку Мозг работает быстрее чем язык. Картинка про Мозг работает быстрее чем язык. Фото Мозг работает быстрее чем язык

Нейропсихолог Трофимова Александра Константиновна

Психология речи (продолжение)

Какова мозговая основа такого сложного строения речи и реализации всех ее функций? Современные исследования показывают, что речь обеспечивается совместной работой ряда мозговых зон коры головного мозга, а именно заднелобных, нижнетеменных, височных, задневисочных — нижнетеменных — переднезатылочных (зона ТРО) и являющихся мозговой основой речи. Объединение этих зон называют речевой зоной коры головного мозга. Совместная же работа анализаторных систем этих областей мозга (двигательно-кинетического, кинестетического, акустического, пространственного, зрительного анализаторов) составляет психофизиологическую основу речи и речевой деятельности. Все эти анализаторные системы находятся в тесной взаимосвязи, особенно это касается акустического и речедвигательного анализаторов. На тесную связь этих анализаторных систем указывали многие исследователи. Еще И. М. Сеченов писал о связи «слуховых ощущений» с мышечными ощущениями в груди, гортани, языке, губах, т. е. с «ощущениями при собственном разговоре» <Сеченов, 1952. С. 568). В психологии давно установлен факт тесной связи и зависимости слуховых ощущений с речевыми кинестезиями <А. Р. Лурия, Б. М. Теплое, А. И. Леонтьев, А. Н. Соколов, Н. И. Жинкин, Л. А. Новикова и др.). В работах Л. А. Чистович неоднократно высказывалась мысль о том, что первым этапом распознавания речи является артикуляторное распознавание слышимой речи, который можно назвать внутренней имитацией.

Таким образом, психофизиологической основой речи является функциональная система, состоящая из взаимодействия различных анализаторных систем, и прежде всего речедвигательного и слухового анализаторов. Мозговой основой является совместная работа ряда областей коры головного мозга.

Кратко подведем итоги современных представлений о речи в психологии.

Для понимания нарушения речи при афазии, для постановки точного топического и речевого диагноза, а также для применения адекватных научно обоснованных методов преодоления речевых дефектов, соответствующих их природе и механизмам, специалисту необходимо учитывать, по крайней мере, следующие важнейшие характеристики речи.

1. Природа речи — социальная, речь возникает прижизненно.

2. Речь, слово возникают при тесном взаимодействии звучания, значения и выражения.

3. Роль и место речи в психической сфере:

а) опосредование и связывание всех психических про- цессов;

б) средство и форма познавательной деятельности;

в) средство и способ вербального общения людей;

40 г) осуществление тесной взаимосвязи с другими психи- ческими процессами, такими как восприятие, память, мышление, а также и с личностью, и эмоциональ- но-волевой сферой человека.

4. Основные функции речи:

а) коммуникативная, обобщения, познавательная, но- минативная, регулирования собственного поведения. В живой речи важная роль отводится эмоциональ- но-выразительной функции, интонации;

б) основная функция речи в сфере общения — коммуни- кативная; ее функциональная нагрузка, социальный смысл ее в том, что «она обеспечивает любую другую деятельность» (Основы теории… 1974. С. 23), либо овладение ею, либо ее планирование, регулирование, координацию, либо контроль;

в) коммуникативная функция речи (как и другие) воз- можна только при тесной взаимосвязи и взаимовлия- нии всех функций речи;

г) возможна и весьма продуктивная эквивалентная за- мена языковых средств в процессе общения паралинг- вистическими средствами — мимикой, жестами, дви- жением головы, интонированными несентенцио- нальными выражениями (междометиями и др.).

5. Наиболее полная связь между функциями общения и обобщения.

6. Важнейшие характеристики слова:

а) предметная отнесенность, значение и смысл являются компонентами семантики слова;

б) обобщение возможно лишь на основе семантики слова;

в) значение устойчиво и является общим для всех гово- рящих на данном языке. Смысл слова индивидуален и порождается всем жизненным опытом человека;

г) слово тесно связано с предметными образами.

7. Речь и ее структура:

а) тесное взаимодействие всех уровней организации речи — психологического, лингвистического, психофизиологического (сенсомоторного); тесная связь всех интимных

41 характеристик слова: его значения и смысла с его материальными носителями — звуковым, графическим, моторным, б) наличие и взаимодействие таких уровней реализации речи, как произвольный (осознанная речь) и непроизвольный (неосознанная форма речи), наличие особых языковых средств, обеспечивающих эти уровни. 8. Основной вид речи — диалогическая, другим важным и распространенным видом является групповая (полилогическая) речь.

1. Психофизиологической основой речи является функциональная система, включающая ряд совместно работающих анализаторных систем, и прежде всего слуховой и речедвигательной.

2. Мозговой основой речи является ряд совместно работающих зон коры левого полушария головного мозга — заднелобных, височных, нижнетеменных, теменно-височно-затылочных.

Источник

Как заставить мозг работать лучше? Профилактика когнитивных нарушений

Мозг может работать интенсивно и продуктивно, но он ленив. Он максимально старается упростить себе любую задачу, действовать по отработанному алгоритму и избегать любых действий. Но чтобы не было деградации памяти, снижения умственной работоспособности и других когнитивных нарушений, мозг нужно регулярно заставлять работать и тренировать. Как именно это делать, рассказал главный врач Ставропольской краевой психиатрической больницы №1 Олег Боев телеканалу «Своё ТВ».

Не отвлекаться на гаджеты!

Это парадоксально: гаджеты, созданы для того, чтобы упростить жизнь и сделать её более комфортной, но их регулярное использование снижает продуктивность работы мозга. Нахождение в постоянном потоке информации, привычка несколько раз в час мониторить новости и социальные сети может отрицательно влиять на мышление, сознание, память – они не развиваются, и даже деградируют. На активизацию мыслительного процесса полностью мозгу требуется до 20 секунд. Этот процесс обрывается, когда вы отвлекаетесь на просмотр социальных сетей, быстрое чтение новостей или ответ на сообщение в мессенджере. Даже после паузы в несколько секунд, мозгу приходится запускать мыслительный процесс с самого начала.

Для детей постоянно «сидение» в гаджетах имеет более серьезные последствия – их память и мышление не успевает сформироваться полностью. По словам главного психиатра СКФО, такие дети растут, но не могут полностью осмысливать происходящее, анализировать, правильно формулировать свои мысли, просчитывать свои действия на несколько шагов вперед и пытаться спрогнозировать будущее. Это значит, что современные технологии разрушают сформированные за миллионы лет возможности мозга.

Пандемия продемонстрировала высокую зависимость общества от потребления информации. Неслучайно примерно год назад появился термин «инфодемия» – поражение «информационным вирусом» общества, появление в информационном пространстве большого количества фейковых материалов, вызывающих панику и меняющих массовое сознание. Ситуация с пандемией показала: есть немало людей, которые не могут уйти спать или заняться какими-то делами, пока не почитают социальные сети и не просмотрят новости. Большой процент этой информации не имеет ценности и только загружает мозг. Но если человек не смотрит соцсети и новостные ленты, не получает сообщений и реакций на свои публикации, у него может нарастать тревожность, появиться паника, апатия, уныние, ощущение ненужности, снизится интерес к жизни. Размываются цели, будущее кажется нерадостным и бесперспективным. Человек попадает в зависимость, из-за которой не может быть здорового долголетия и высокой умственной работоспособности.

Как улучшить работу мозга?

Меньше проводите время в гаджетах и фильтруйте информацию, которая поступает извне. Пандемия показала, что для сохранения ментального здоровья важна «информационная» гигиена: умение без эмоций анализировать новости и доверять только официальным источникам.

Чтобы мозг работал продуктивно, его нужно понуждать к действиям и ставить перед ним новые нестандартные задачи. Мозг необходимо тренировать так же, как и тело. Чтобы сохранить и развить когнитивные функции, нужно читать, пересказывать прочитанное, заниматься каллиграфией, учить языки. Кстати, именно изучение языков и игра на музыкальных инструментах является профилактикой деменции. А во время каллиграфического письма активизируется сразу несколько центров мозга.

Эффективность работы мозга напрямую зависит и от физической активности. Она должна быть постоянной и в удовольствие. Это не должны быть изнурительные тренировки. Будет эффект, даже если делать простую гимнастику, ходить пешком, вставать из-за стола во время рабочего дня и выполнять несколько несложных упражнений. Кровь будет лучше питать мозг, а, значит, его продуктивность вырастет.

Полная версия интервью

Читайте наши статьи

Смотрите и читайте нас в соцсетях Мозг работает быстрее чем язык. Смотреть фото Мозг работает быстрее чем язык. Смотреть картинку Мозг работает быстрее чем язык. Картинка про Мозг работает быстрее чем язык. Фото Мозг работает быстрее чем язык Мозг работает быстрее чем язык. Смотреть фото Мозг работает быстрее чем язык. Смотреть картинку Мозг работает быстрее чем язык. Картинка про Мозг работает быстрее чем язык. Фото Мозг работает быстрее чем язык Мозг работает быстрее чем язык. Смотреть фото Мозг работает быстрее чем язык. Смотреть картинку Мозг работает быстрее чем язык. Картинка про Мозг работает быстрее чем язык. Фото Мозг работает быстрее чем язык Мозг работает быстрее чем язык. Смотреть фото Мозг работает быстрее чем язык. Смотреть картинку Мозг работает быстрее чем язык. Картинка про Мозг работает быстрее чем язык. Фото Мозг работает быстрее чем язык Мозг работает быстрее чем язык. Смотреть фото Мозг работает быстрее чем язык. Смотреть картинку Мозг работает быстрее чем язык. Картинка про Мозг работает быстрее чем язык. Фото Мозг работает быстрее чем язык

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *