Может ли у заместителя зарплата быть больше чем у директора
О зарплате топ-менеджеров и сотрудников
Работодатели – коммерческие организации вправе по своему усмотрению устанавливать заработную плату сотрудникам, которая может быть выше зарплаты руководителя.
Согласно ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда; системы оплаты труда, включая размеры окладов, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Таким образом, система оплаты труда устанавливается работодателем самостоятельно, но с соблюдением норм трудового законодательства.
В соответствии со ст. 144 ТК РФ Правительство РФ может устанавливать базовые оклады для работников государственных и муниципальных учреждений. Для работников коммерческих организаций трудовое законодательство такого не предусматривает, при установлении заработной платы все без исключения работодатели должны соблюдать только установленный минимальный размер оплаты труда (ст. 133 ТК РФ). Также ст. 145 ТК РФ установлено, что размеры оплаты труда руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров и заключающих трудовой договор членов коллегиальных исполнительных органов организаций, не относящихся к организациям государственного сектора, определяются по соглашению сторон трудового договора. Следовательно, иные работодатели самостоятельно определяют систему оплаты труда всех своих работников, в том числе размер оклада. Кроме того, трудовое законодательство не устанавливает, что заработная плата и оклад, в частности, у руководящих должностей должны быть выше, чем у должностей, находящихся под их руководством.
Статьи 21, 129, 132 ТК РФ устанавливают, что заработная плата зависит от квалификации, сложности труда, количества и качества выполненной работы, условий выполняемой работы и максимальным размером не ограничивается, за исключением случаев, предусмотренных ТК РФ. При этом в силу ст. 2 ТК РФ одним из основных принципов правового регулирования трудовых отношений признается принцип равенства прав и возможностей работников. В соответствии со ст. 3 ТК РФ никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, политических убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника.
См. статью «Одинаковые должности – «неравные» зарплаты: обосновываем разницу»
В соответствии с разъяснениями Верховного Суда РФ по смыслу ст. 1 Конвенции Международной организации труда № 111 «Относительно дискриминации в области труда и знаний» (принята в г. Женеве 25.06.1958) и ст. 3 ТК РФ установление различий, исключений или предпочтений, имеющих своим результатом ликвидацию или нарушение равенства возможностей в осуществлении трудовых прав и свобод, или получение каких-либо преимуществ в зависимости от любых обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника, помимо определяемых свойственными данному виду труда требованиями, установленными федеральным законом, либо обусловленных особой заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите, является дискриминацией в сфере труда (п. 3 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.01.2014 № 1 «О применении законодательства, регулирующего труд женщин, лиц с семейными обязанностями и несовершеннолетних»).
ТК РФ не разъясняет, что следует понимать под деловыми качествами работника. Однако это делает ВС РФ.
В то же время в п. 10 постановления Пленума ВС РФ от 17.03.2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» отмечено, что под деловыми качествами работника следует понимать способности физического лица выполнять определенную трудовую функцию с учетом имеющихся у него профессионально-квалификационных качеств (например, наличие определенной профессии, специальности, квалификации), личностных качеств работника (например, состояние здоровья, наличие определенного уровня образования, опыт работы по данной специальности, в данной отрасли).
Таким образом, работники, занимающие различные должности, очевидно, обладают и различным набором деловых качеств, необходимых для выполнения конкретной трудовой функции.
Следовательно, при разработке системы оплаты труда и определении размера оклада работодатель должен руководствоваться условиями выполняемой работы, сложностью труда и квалификацией, необходимой лицу для занятия определенной вакансии. Очевидно, что по должностям, по которым на рынке труда спрос превышает предложение, оклад и заработная плата в целом могут быть значительно выше, чем по иным должностям, в том числе и руководящим; нарушения трудового законодательства в таком случае не будет, так как более высокая заработная плата такого специалиста связана исключительно с деловыми качествами работника. Следовательно, при отсутствии нарушения трудового законодательства для работодателя не могут наступить какие-либо негативные последствия, например штрафы или др.
При рассмотрении дел об установлении работнику более высокого оклада суды анализируют:
Суды отмечают, что у работодателя есть право индивидуально определять размер оплаты труда; установление различных окладов обуславливается деловыми качествами каждого из работников; индивидуальный подход к оплате труда каждого работника соответствует действующему трудовому законодательству (см., например, апелляционные определения Верховного суда Удмуртской Республики от 30.03.2016 по делу № 33-1193/2016, Свердловского областного суда от 29.07.2015 по делу № 33-11004/2015).
В заключение отметим, что, например, в постановлении Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.01.2012 № 11АП-14182/11 суд указал, что по смыслу правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 24.02.2004 № 3-П, судебный контроль не призван проверять экономическую целесообразность решений, принимаемых субъектами предпринимательской деятельности, которые в сфере бизнеса обладают самостоятельностью и широкой дискрецией, поскольку в силу рискового характера таковой деятельности существуют объективные пределы в возможностях судов выявлять наличие в ней деловых просчетов. В связи с этим суд приходит к выводу, что установление определенного оклада является правом работодателя; при этом оценка качества осуществления работником своих трудовых функций не входит в полномочия контролирующих органов.
ЗамНачальника получает больше, чем Начальник..
а это разве запрещено?
Вы знаете, я не нашла запретов в законодательстве.. мы частная контора.. Но и не могу найти образец(пример) документа, который от меня требует мой Руководитель.. Мне нужно составить «бумагу».. А я не знаю как это сделать((
Есть простой вариант, найти телефон местной трудинспекции и позвонить, спросить
Просто, на мой взгляд, тут нет никаких нарушений. Зачем и кому нужна бумага? 🙂
Зачем и кому нажна бумага.. Ну вот мне понадобилась! Что именно писать, об утверждении большей зп, я не знаю. Поэтому обратилась за помощью))
Буду тогда сама! Выдумывать)
проверять будут марсиане что ли? Так бы сразу и сказали 🙂
Нашим то местным, пофиг то.
Златта, поясните из чего состоит з/п зам. директора и директора? Это просто должностной оклад по штатному расписанию? Или оклад+ еще что-то? Если у зам. начальника оклад в ШР выше, чем у директора, то это однозначно нарушение ст. 132 ТК РФ. Это вы никак не объясните. Чтобы регулировать общий размер з/п, рекомендую оклады устанавливать в соответствии с ТК РФ, т.е у зама, хоть на 100 руб. меньше, дем у директора. Все остальные суммы устанавливать надбавками!
Уровень ответственности руководителя выше изначально, чем у его подчиненного, заместителя, соответственно должностной оклад руководителя, обращаю внимание именно по должности, должен быть выше.
Уровень ответственности не единственный критерий при определении зарплаты (иначе все начальники имели бы 1 оклад)
Я не утверждаю, что он единственный! И в первом посте я спросила у автора из чего состоит з/п должностных лиц!
Предложили премировать его каждый месяц, на эти 5 000.. Но для этого нужно Положение о премировании составлять, а его нет в наличае.
Златта, рекомендую вам не увеличивать оклад до 20 000, оставить прежний, но ввести в штатное расписание персональную надбавку зам. директора в размере 5000 руб. Для это даже столбец предусмотрен в ШР. потом оформите доп. соглашение к трудовому договору о введении надбавки и все. Тем самым вы соблюдете все требования ТК и отрегулируете фактическую зп.
В нашем штатном расписании тыщу лет уже у двух замов генерального директора зарплата по 10000..
— Но получают то они гораздо больше. Как Вы им выплаты делаете? Если в штатке одна сумма, а выплачиваете Вы им совсем другую цифру. Чем Вы это «обосновываете»?
— А для надбавки, также нужно Положение выдумывать..
Положение об оплате труда не регламентировано ТК РФ, но является обязательным локальным нормативным актом, который должен быть в любой компании. В нем отражаются системы и формы оплаты труда, сроки, место выплаты з/п, ответственность, доплаты, надбавки и т.д. Иначе вы все это должны прописать в друдовых договорах. Отсутствие Положения об оплате труда при проверках надзорными органами, особенно налоговой, чревато тем, что ваши выплаты по з/п не будут отнесены на затраты (вы их не сможете подтвердить), а будут отнесены к прибыли и вас обяжут уплатить со всего ФОТ неуплаченные налоги с прибыли. Об этом есть разъяснения Минфина. Рекомендую разработать положение об оплате труда и премировании, если таковое есть.
Минимально возможная зарплата генерального директора ООО
Добрый день!
На ваш вопрос отвечает Елена Лахтина, системный аналитик проекта Контур.Зарплата:
Любому сотруднику, работающему по трудовому договору, полностью отработавшему за установленный период норму рабочего времени и выполнившему нормы труда (трудовые обязанности), зарплата устанавливается в размере не менее МРОТ. Для директора ООО не предусмотрено специальных правил или исключений.
С 01.01.2019 МРОТ установлен в размере 11 280 руб. (ст. 1 Федерального закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда»: https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=327001.
Региональным соглашением в субъекте РФ может устанавливаться более высокий размер минимальной заработной платы.
Согласно трехстороннему соглашению на 2019-2021 годы от 19.09.2018 размер минимальной заработной платы по Москве устанавливается в размере величины прожиточного минимума трудоспособного населения города, на текущий момент это 18 781 руб.
Комментарий Елены Лахтиной, системного аналитика проекта Контур.Зарплата:
Законодательство не ограничивает директора в праве работать неполный рабочий день или неполную рабочую неделю. Ст. 93 ТК РФ, в которой установлена возможность работы неполное рабочее время по соглашению сторон, не содержит ограничений для руководителя предприятия. Можно оформлять неполный рабочий день, чтобы не возникло ситуации, когда документы подписаны директором в тот день, который по графику у него нерабочий.
Кроме того, есть ст. 276 ТК РФ, в которой говорится, что руководитель организации может работать по совместительству у другого работодателя, однако вводится ограничение – только с разрешения уполномоченного органа юридического лица либо собственника имущества организации, либо уполномоченного собственником лица (органа). Если директор является единственным учредителем, то ему не требуются данные разрешения.
Здесь важно, что законодательством не исключается ситуация, когда директор одной организации может работать в другой организации тоже руководителем и, соответственно, на часть ставки. Практика, когда директор работает в другой организации тоже руководителем, нередка, и в таких случаях неизбежно, что в какой-то из организаций директор работает на часть ставки.
Комментарий Елены Лахтиной, системного аналитика проекта Контур.Зарплата:
Трудовой кодекс не содержит ограничений, каким должен быть размер неполного рабочего времени. И если по соглашению сторон устанавливается 0.1 ставки, нарушения трудового законодательства не происходит.
В трудовом договоре необходимо указать, что директор работает неполный рабочий день (0.1 ставки), при этом у него свободный график работы.
Кроме этого, надо будет отражать отработанное время в табеле. В дальнейшем, если вы решите увеличить заработную плату, надо будет составить дополнительное соглашение к трудовому договору.
Добрый день,
Вам отвечает эксперт Справочно-правового сервиса Норматив https://normativ.kontur.ru/
По вопросу о необходимости заключения трудового договора с руководителем организации, являющимся ее единственным учредителем, споры, между различными инстанциями, ведутся уже ни один год, так как апеллирование происходит к разным нормам законодательства.
Если обратиться к нормам трудового законодательства, то порядок регулирования труда с руководителем организации регламентирован главой 43 ТК РФ, согласно положениям которой, подписание трудового договора одним и тем же лицом от имени работника и от имени работодателя не допускается. Эта позиция выражена в Письмах Роструда РФ от 06.03.2013 N 177-6-1, Минздравсоцразвития РФ от 18.08.2009 N 22-2-3199, МФ РФ от 17.10.2014 N 03-11-11/52558, от 19.02.2015 N 03-11-06/2/7790
При этом, в соответствии со ст. 32 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ, высшим органом управления общества с ограниченной ответственностью, состоящим из одного участника, является этот участник, который действует, как уполномоченное обществом лицо. То есть, при заключении трудового договора с руководителем организации, являющимся ее единственным учредителем, сторонами трудового договора являются общество, как юридическое лицо, от имени которого выступает уполномоченное лицо и учредитель, как физическое лицо. Судебная практика, также, подтверждает правомерность заключения трудового договора с руководителем организации, являющимся ее единственным учредителем.
Постановление Девятого ААС от 26.05.2010 N 09АП-10226/2010-АК, Тринадцатого ААС от 22.06.2015 N 13АП-9651/2015, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 09.04.2009 N А21-6551/2008, Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 27.02.2009 N А32-5056/2008-13/90 и многие другие.
Письма ФСС РФ от 21.12.2009 N 02-09/07-2598П, Минтруда РФ от 05.05.2014 N 17-3/ООГ-330
Из сказанного выше, вывод можно сделать один: если физическое лицо, являясь одновременно единственным работником организации и учредителем общества, выполняет определенную работу, совершает от имени организации действия по реализации ее прав и обязанностей, то единственный учредитель общества, фактически, осуществляет трудовую функцию руководителя организации, а значит, с указанным физическим лицом должен быть заключен трудовой договор. Если с физическим лицом заключен трудовой договор, то на основании этого договора, должна начисляться и выплачиваться заработная плата.
Как поступить в данной ситуации, заключать трудовой договор или нет, решать только Вам. Все обоснования обеих позиций приведены выше.
Соблюдаем предельные соотношения зарплат руководства АУ
Руководители автономных учреждений уже третий год подряд должны сравнивать свою зарплату со среднемесячной зарплатой остального персонала, а затем сверять это соотношение с порогом, установленным органом-учредителем. Если порог превышен – руководителя АУ могут привлечь к ответственности. Как рассчитать соотношение зарплат? В каких нормативных актах искать предельные значения? И что делать после того, как все расчеты произведены?
На какие документы опираться?
Обязанность руководителей, заместителей руководителей и главных бухгалтеров государственных (муниципальных) учреждений выдерживать соотношение зарплат установлена ст. 145 ТК РФ. Согласно ее нормам предельные границы утверждаются правовыми актами Правительства РФ, субъекта РФ, органа местного самоуправления, действующими в отношении учреждений соответствующего уровня, а индивидуальные значения, укладывающиеся в данный диапазон и распространяющиеся на конкретное учреждение, определяет орган-учредитель.
В отношении региональных и муниципальных учреждений используется похожая схема. Например, в Калужской области предельное соотношение зарплат (в кратности 6) задано Постановлением правительства Калужской области от 23.03.2017 № 159, а органы‑учредители в своих сферах регулирования установили аналогичный диапазон (см., например, приказы министерства культуры и туризма Калужской области от 20.04.2017 № 151, министерства труда и социальной защиты Калужской области от 07.02.2018 № 132-П).
На предельные соотношения, заданные органом‑учредителем, и надо ориентироваться при сопоставлении средних зарплат руководящего состава автономного учреждения и остального персонала.
Отметим, что некоторые учредители снижают для подведомственных учреждений предельное соотношение зарплат по сравнению с максимальным диапазоном, утвержденным на уровне публично‑правового образования. А кто‑то еще и дифференцирует значения по должностям управленческого персонала, группам руководителей или даже отдельным учреждениям. Так, руководители учреждений здравоохранения Московской области[2] разделены на пять групп, для которых установлены разные соотношения зарплат (от 5 до 7), в то время как для заместителей руководителей и главных бухгалтеров названных учреждений действует одно общее значение – 4,5.
Вот еще несколько примеров.
* Отдельное значение установлено для каждого учреждения.
Как рассчитать соотношение зарплат?
Согласно ст. 145 ТК РФ величина среднемесячной зарплаты рассчитывается за календарный год, при этом учитываются выплаты за счет всех источников финансового обеспечения. Расчеты ведутся отдельно по должностям руководителя, его заместителя и главного бухгалтера. Порядок расчета установлен п. 20 Положения № 922[3]. Приведем алгоритм, общий для всех учреждений.
1. Определить выплаты, учитываемые при расчете. Здесь действует следующее правило: если начисление связано с оплатой труда, оно входит в расчеты, а если имеет социальный характер – не учитывается. Что именно относится к тому или иному виду выплат – указано в п. 2 и 3 Положения № 922. Так, оклад, оплата за работу по сдельным расценкам, гонорары и авторские вознаграждения, надбавки за профессиональное мастерство, стаж работы, расширение зон обслуживания, отпускные, стимулирующие и компенсационные выплаты в расчет включаются, а оплата стоимости питания, проезда, обучения, коммунальных услуг – нет.
Несколько сложнее с совмещением профессий (должностей) и совместительством. Если руководитель, его заместитель или главный бухгалтер совмещает должности либо исполняет обязанности временно отсутствующего сотрудника без освобождения от основной работы, этот заработок учитывается в фактически начисленной зарплате по руководящей должности. Но если руководитель работает по совместительству (например, как научно‑педагогический работник), его зарплата по совместительству учитывается в фонде оплаты труда работников учреждения, а не руководящего состава (Письмо Минобрнауки РФ от 31.10.2017 № 12-1066).
2. Определить среднесписочную численность работников учреждения. В этот показатель не включаются руководитель, его заместители и главный бухгалтер. Внутренние совместители учитываются полностью.
3. Рассчитать среднемесячную зарплату работников (без учета руководящего состава учреждения). Сумма фактически начисленных выплат, относящихся к оплате труда, делится на среднесписочную численность работников за соответствующий календарный год, а потом на 12 (количество месяцев в году).
4. Рассчитать среднемесячную зарплату отдельно по каждой руководящей должности. Сумма выплат, фактически начисленных по каждой должности за календарный год, делится на 12. Если руководитель, его заместитель или главный бухгалтер отработал неполный календарный год, вместо 12 месяцев берется фактически отработанное количество полных календарных месяцев.
5. Определить по каждой должности руководящего состава соотношение зарплат. Для этого среднемесячная зарплата руководителя (заместителя, главного бухгалтера) делится на среднемесячную зарплату остального персонала.
Покажем на примере, как ведется расчет соотношения зарплаты руководителя.
Численность сотрудников составит 67 чел. (66 чел. основного персонала + 1 совместитель).
Вычислим среднюю зарплату основных сотрудников: 28 600 000 руб. / 67 чел. / 12 мес. = 35 572 (руб.).
Затем определим среднюю зарплату руководителя учреждения: 1 400 000 руб. / 12 мес. = 116 667 (руб.).
Рассчитаем соотношение зарплат: 116 667 руб. / 35 572 руб. = 3,28.
Если орган-учредитель утвердил предельный порог кратностью 5, 4 или даже 3,5, требование к соотношению зарплат автономное учреждение выполнило, если же необходимо соблюдать кратность 3, зарплата руководителя АУ не укладывается в установленные границы.
Что грозит за превышение порога?
За несоблюдение предельных значений предусмотрена ответственность. Превышение соотношений, утвержденных для заместителя руководителя и главного бухгалтера, включено в число оснований для расторжения трудового договора с руководителем государственного (муниципального) учреждения (п. 1 ч. 2 ст. 278 ТК РФ). Ответственность за несоблюдение предельного соотношения зарплаты руководителя учреждения возложена на учредителя. В частности, учредители федерального уровня должны учитывать этот факт при определении условий труда руководителей ФГУ: не превышение порога должно обеспечиваться при выполнении всех показателей эффективности деятельности учреждения и работы его руководителя и получении последним стимулирующих выплат в максимальном размере (п. 9 Положения № 583). Кроме того, органы-учредители могут сами контролировать соблюдение в учреждениях предельного соотношения зарплат. Скажем, в Нижегородской области[4] проводят мониторинг соотношения зарплат – в срок до 20‑го числа месяца, следующего за отчетным кварталом.
Однако некоторым учреждениям не нужно соблюдать общие нормы. В силу ст. 145 ТК РФ Правительство РФ, органы госвласти субъектов РФ и органы местного самоуправления могут утвердить перечни организаций госсектора, для которых не действуют установленные пороги. На федеральном уровне такой перечень существует (Распоряжение Правительства РФ от 30.12.2012 № 2627-р), утверждены подобные списки и в некоторых регионах и муниципальных образованиях (например, в Калужской области – см. Постановление правительства Калужской области от 23.03.2017 № 159).
Какую информацию публиковать?
После того, как рассчитаны соотношения зарплат, руководящему составу АУ нужно исполнить еще одну обязанность – раскрыть сведения о своей среднемесячной зарплате. Согласно ст. 349.5 ТК РФ информация (полное наименование учреждения, занимаемая должность, Ф. И. О. руководящего работника и размер его средней зарплаты) размещается на официальном сайте органа‑учредителя, а если он примет соответствующее решение – еще и на сайте учреждения.
Порядок и сроки представления и размещения информации о зарплатах определяются нормативными актами Российской Федерации, субъектов РФ, органов местного самоуправления. В отношении федеральных учреждений действует Постановление Правительства РФ от 28.12.2016 № 1521 – согласно ему сведения должны быть размещены в Интернете до 15 мая года, следующего за отчетным. На региональном и муниципальном уровнях сроки зачастую меньше. К примеру, в Самаре (реквизиты нормативного акта даны в таблице) муниципальным учреждениям необходимо до 15 марта направить информацию в отраслевой орган и до 10 апреля она должна быть опубликована на сайте городской администрации.
В начале 2020 года руководящему составу автономных учреждений предстоит отчитаться перед органами‑учредителями по соблюдению предельного соотношения зарплат и подать соответствующие сведения для публикации на сайтах органов власти. Кстати, в будущем законодатели намерены еще сократить разрыв между заработком управленческого персонала организаций госсектора (в том числе учреждений) и рядовыми сотрудниками. Предельное соотношение зарплат планируется прописать в ст. 145 ТК РФ, установив для всех случаев кратность 8. Такой законопроект (№ 746454‑7) внесен в Госдуму.
[1] Положение об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений, утв. Постановлением Правительства РФ от 05.08.2008 № 583.
[2] Положение об оплате труда работников государственных учреждений здравоохранения Московской области, утв. Постановлением правительства Московской области от 03.07.2007 № 483/23 (с последующими изменениями).
[3] Положение об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утв. Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 № 922.
[4] Постановление правительства Нижегородской области от 30.01.2017 № 34