Можно доказать что растения дышат
Дыхание растений. Значение дыхания
Вопрос 1. Какое значение имеет дыхание?
Дыхание — это окислительный, с участием кислорода распад органических питательных веществ, сопровождающийся образованием химически активных метаболитов и освобождением энергии, которые используются растением для процессов жизнедеятельности.
Вопрос 2. Как можно доказать, что органы растения дышат?
Доказать, что органы растения дышат, можно следующим опытом. Взять три банки из бесцветного прозрачного стекла. В одну из них поместить 30—40 набухших, прорастающих семян гороха, фасоли или других растений. Во вторую банку положить корнеплоды моркови. Чтобы активизировать их клетки, перед опытом корнеплоды следует 2—3 дня подержать в воде. В третью бутылку поместить свежесрезанные стебли растений с листьями. Плотно закрыть бутылки пробками и поставить в темное теплое место. На следующий день опустить в каждую из банок зажженную свечу. Свечи погаснут, потому что в процессе дыхания органы растения поглотили кислород из воздуха, находящегося в бутылках, и выделили большое количество углекислого газа.
Вопрос 3. Почему нельзя закладывать на хранение влажные семена?
Во влажных семенах все процессы жизнедеятельности, в том числе и дыхание, протекают очень интенсивно. Такие семена за одни сутки расходуют на дыхание столько питательных веществ, сколько за целый год хранения в сухом состоянии. В семенах истощается запас питательных веществ, необходимый для прорастания. Они в короткий срок полностью теряют пищевые и посевные качества. Поэтому закладывать на хранение необходимо только сухие семена.
Вопрос 4. Почему культурные растения плохо растут на заболоченных почвах?
На заболоченных почвах культурные растения особенно страдают от недостатка кислорода. Вода в таких почвах вытесняет воздух, и нормальное дыхание корней нарушается, что может привести не только к замедлению роста, но и к гибели растения.
Как доказать, что растения дышат
Как доказать, что растения дышат
Тот факт, что человек дышит уже не нужно никому доказывать. Тем более, у нас есть нос и рот, то есть внешние признаки того, что мы дышим. Для нас необходим кислород, который обеспечивает нам жизнеспособность. Но вот с растениями намного сложнее: как понять, а тем более как доказать, что растения дышат, когда они это делают, а также чем именно? Ученые ответили на эти вопросы давно, но это теория. Для того, чтобы самому убедится в правдивости фактов, которые говорят ученые можно провести несколько экспериментов.
Для того, чтобы это проверить понадобится сосуд с водой. В него необходимо поместить ветку растения. Перед опусканием возьмите увеличительное стекло и рассмотрите лист, особенно его нижнюю поверхность. При внимательном изучении можно увидеть поры. Затем опускаем веточку в сосуд так, чтобы только часть листа была в воде. После этого сосуд плотно закрываем крышкой или запечатываем скотчем. Через время из той части листа, что находится в воде, начнут выходить пузырьки, а значит, растение дышит. Кроме того, можно сделать такой же эксперимент, но с двумя веточками. На одной из них листья смазывают парафином или растительным масло (они блокируют поступление кислорода). После этого сосуд закрывают. Через время та веточка, листья которой были покрыты специальными веществами, начнет засыхать. Почему? Потому, что не смогла дышать.
Этот процесс – основа фотосинтеза. Как убедится в том, что это правда? Очень просто. Достаточно взять комнатный цветок, поместить его в герметичную камеру на несколько дней, но светлую, прозрачную, чтобы растение получало солнечный свет. А мы знаем, что свет плюс углекислый газ равно кислород. Так вот, через несколько дней, согласно теории, количество кислорода должно увеличиться. Как это проверить? Достаточно при открывании сосуда внести в него горящую спичку. Как известно, кислород хорошо горит. При эксперименте мы увидим, что спичка вспыхнула в момент погружения в сосуд, а значит, количество кислорода действительно увеличилось. Это доказывает то, что растение дышит, а также то, что фотосинтез существует.
Как видим, с помощью простых опытов можно убедиться в том, что растения – это живые вещества, которые дышат.
Как можно доказать, что растение дышат
Ответ или решение 2
Абсолютно все растения – это живой организм, который не может функционировать без дыхания. Растения дышат круглыми сутками. Днем они используют устьица – это специальный орган, который отвечает за добычу, газообмен и усвояемость кислорода всеми клетками растения. Ночью процесс дыхания не прекращается и кислород в растении поддерживается за счёт накопленных запасов. Также растения могут дышать за счёт трещинок в стеблях и благодаря наличию корневой системы.
Роль дыхания в жизни растений
Дыхание – сложный процесс, в результате которого под действием поступившего кислорода образуется углекислый газ и вода. Этот газ из растений выводится всё теми же устьицами, а также с помощью корневой поросли. Дыхание способствует росту растений, обеспечивает и поддерживает все необходимые процессы в клетках растений для их полноценной жизнедеятельности. Если растение не будет дышать, оно погибнет.
Экспериментальные доказательства с участием растений
При дыхании поглощается кислород и выделяется углекислый газ. Следовательно, нужно привести доказательства выделения углекислого газа растением. Итак, проведем небольшой эксперимент.
Проведём другой эксперимент. Для него нам понадобится стеклянная поверхность, стакан с водой и известью и, конечно, само растение.
Вот такие несложные эксперименты помогают убедиться, что растения дышат.
ГДЗ биология 6 класс Пасечник, Суматохин, Калинова Просвещение 2019-2020 Задание: 32 Дыхание растений и животных
Стр. 136. Вспомните
№ 1. Что вы знаете о дыхании?
Дыхание является целой совокупностью процессов, которые обеспечивают поступление в живой организм достаточного количества кислорода и выведение из него углекислого газа. Дыхание – это то, что жизненно необходимо всем живым существам на нашей планете. Без него жизнь будет невозможной.
№ 2. Какой газ при дыхании поглощается, а какой выделяется?
В процессе дыхания из воздуха поглощается кислород, а выделяется углекислый газ.
Стр. 137. Вопросы после параграфа
№ 1. Какой процесс называют дыханием?
Дыханием называют процесс поглощения живыми организмами из окружающей среды (воздуха) кислорода с постоянным выделением в нее углекислого газа.
№ 2. В чём состоит значение дыхания?
Прежде всего, дыхание является физиологическим процессом, который обеспечивает нормальное течение обмена веществ и энергии в живых организмах и способствует постоянству их внутренней среды путем поглощения из окружающей среды кислорода и выделения в нее углекислого газа. Без дыхания ни один организм не смог бы расти и развиваться, питаться, размножаться и просто жить на нашей планете.
№ 3. Как можно доказать, что растения дышат?
Нам известно, что все живые организмы на Земле могут дышать – потреблять кислород и выделять углекислый газ. Однако у растений данный процесс происходит немного иначе. Они поглощают углекислый газ и в процессе фотосинтеза выделяют кислород.
Чтобы убедиться в том, что растения все-таки дышат и потребляют небольшое количество кислорода, можно провести опыт. Для этого растение в горшке следует поместить в стеклянную банку, оставив на некоторое время в теплом и темном месте. Чуть позже в банку нужно опустить зажжённую спичку. Мы сразу увидим, что пламя спички погаснет. Это означает, что в банке уже не было кислорода – его использовало растение.
№ 4. Какие органы дыхания животных вы знаете?
У рыб и прочих водных животных основными органами дыхания служат жабры – специальные выросты, которые покрыты кровеносными сосудами. У насекомых дыхательная система отличается простым строением – трахеями, которые представляют собой тонкие воздухоносные трубки.
У некоторых животных, в частности у представителей ракообразных и земноводных рыб, для поглощения кислорода используется кожное дыхание. Также к такому типу дыхания относят и кишечное дыхание, при котором функцию газообмена выполняет оболочка кишечника, например, у кишечнополостных.
У птиц, млекопитающих и человека анатомические особенности дыхательной системы включают как дыхательные пути, так и легкие, и специальные мышцы для дыхания.
Стр. 137. Подумайте
Почему на свету у растений трудно обнаружить процесс дыхания?
На свету в растениях процессы фотосинтеза и дыхания происходят достаточно активно, поэтому обнаружить именно поглощение ними кислорода затруднительно. С наступлением темноты процесс фотосинтеза замедляется, так как поступление солнечного света прекращается. Тогда и можно обнаружить процесс дыхания у растений более явственно.
Стр. 138. Моя лаборатория
Опыт 1. В два одинаковых сосуда нальём воду, в которой растворено небольшое количество минеральных веществ, необходимых растению. В каждый сосуд с раствором опустим корни проростком фасоли, бобов или гороха и закрепим их. Раствор в одном из сосудов ежедневно будем насыщать воздухом с помощью пульверизатора. Другой сосуд плотно закроем крышкой так, чтобы в него не проникал воздух. Растения во втором сосуде через некоторое время погибнут. Сделайте вывод о причине гибели растений.
Так как второй сосуд был плотно закрыт, в него не поступал воздух, необходимый для растений. Когда растения старалось поглотить воду, то закупоренный в сосуде воздух просто создавал сопротивление. Из-за этого растения, не дополучавшие ни воды, ни воздуха, погибли.
Опыт 2. На дно банки налейте воду и насыпьте до 1/3 её высоты прорастающих семян гороха, фасоли или пшеницы. Банку плотно закройте крышкой. В другую банку насыпьте такое же количество сухих семян. Обе банки держите при температуре 20-25 °С.
Через сутки опустите в обе банки горящую лучинку. Объясните, почему в банке с сухими семенами лучинка будет некоторое время гореть, а в банке с прорастающими семенами лучинка сразу погаснет. Сделайте вывод.
В банке с сухими с сухими семенами лучинка будет гореть некоторое время, потому что семена все еще не проросли, а значит, тепло от ее горения поглощать нечему. В банке с прорастающими семенами лучинка гаснет сразу, так как они поглощают тепло от ее горения.
По итогу опыта можно сделать вывод, что растения способны поглощать тепло.
Сразу лучинка погаснет в банке с прорастающими семенами, которая находилась в теплом месте, потому что одним из условий для прорастания растений является наличие тепла. Кроме того, нам известно, что растения и их семена способны дышать, поглощая при этом кислород и выделяя углекислый газ. Углекислый газ, которого в результате дыхания семян выделилось достаточное количество, не поддерживает горение, а потому лучинка погасла.
Во второй банке, которая находилась в прохладном месте, лучинка будет гореть, потому что при низких температурах дыхание семян замедляется и может вовсе приостановиться.
Результаты опыта подтвердили, что прорастающие семена, как и само растение, могут поглощать кислород и выделять углекислый газ.
Стр. 138. Задание
Используя текст учебника, дополнительные источники информации, подготовьте сообщение о том, как человек использует знания о дыхании растений в своей деятельности.
Как и всем живым организмам, растениям для жизнедеятельности необходима энергия, которую они получают в процессе дыхания. Для них дыхание обеспечивает сполна потребности всех тканей и их клеток в кислороде. Наиболее активно дышат растущие органы у растений, а вот сухие семена дышат очень слабо. Каких-то специальных органов для дыхания у растений нет – дышат они всем телом. При этом у высших растений в газообмене ведущую роль играют устьица, расположенные в кожице зеленых стеблей и листьев, а также чечевички пробкового слоя коры. У некоторых крупных растений имеют воздушные пространства – межклетники между рыхло распложёнными клетками, из которых кислород поступает в клетки.
Хорошо зная физиологию растений, а также их способность к фотосинтезу и дыханию, человек уже давно научился использовать эти познания в своей деятельности. Например, давно установлено, что если концентрация углекислого газа в воздухе повышается, то у растений замедляется дыхание. Знание об этом позволяет людям использовать такую способность растений в целях долгосрочного хранения фруктов и овощей, в закладке сена и силоса. Достаточно всего лишь повысить содержание в воздухе углекислоты путем насыщения ею помещений, где хранятся плоды растений, и дыхание их станет менее активным. А значит, они на дольше сохранятся свежими, нежели при обычных условиях.
Также известно, что сухие семена дышат намного слабее. Но если их намочить, то дыхание становится активным. Эти знания помогают в хранении семян, когда нужно следить за влажностью в зернохранилищах, чтобы исключить их раннее нежелательное прорастание и порчу.
Еще одно знание о дыхании растений позволяет при необходимости снабжать их корни кислородом. Например, растение получает достаточно кислорода, так как растет на открытом грунте. Однако корням кислорода не хватает. Чтобы растение было крепким и дало хорошие плоды, грунт на открытых участках регулярно рыхлится, чем обеспечивается доступ кислорода к его корневой системе.
Не менее полезны знания о дыхании растений и в плане загрязнения воздуха и озеленения промышленных районов. Пыль, которая оседает на листьях растений, закрывает микроскопические устьица, тем самым затрудняя поступление воздуха в листья. Именно поэтому при озеленении городов, промышленных районов и т.д. используют только устойчивые к запылению растения – конский каштан, липу, тополь.
§ 17. Дыхание растений — Пасечник. 6 класс. Учебник
Вопросы в начале параграфа
1. Какой газ при дыхании поглощается, а какой — выделяется?
При дыхании человек и животные поглощают кислород, а выделяют углекислый газ.
2. Назовите газ, поддерживающий горение.
Вопросы в конце параграфа
1. Какое значение имеет дыхание?
Посредством дыхания растения получаюют энергию, необходимую для их жизнедеятельности.
2. Как можно доказать, что органы растения дышат?
Порядок выполнения опыта доказывающего, что органы растения дышат:
Результат опыта: во всех трёх банках свечи погаснут.
Вывод: Свечи погасли, поскольку части растения поглотили кислород из воздуха, находящегося в бутылках, и выделили большое количество углекислого газа.
Примечание:
Если во время проведения опыта в банках будут находиться ёмкости с известковой водой, то можно будет увидеть, что в за сутки известковая вода помутнеет. Это станет ещё одним доказательством того, что в банках увеличилось количество углекислого газа.
Если для опыта использовать не стеклянные банки, а термосы, то можно будет после проведения опыта зафиксировать ещё и повышение температуры в ёмкостях. Такой эффект происходит благодаря тому, что часть энергии при дыхании выделяется в виде тепла.
3. Почему нельзя закладывать на хранение влажные семена?
Сухие семена находятся в состоянии покоя, поэтому все процессы в семенах замедлены. Если же семена становятся влажными, то они выходят из состояния покоя и процессы жизнедеятельности у них активизируются.
Влажные семена начинают интенсивно расходовать имеющиеся питательные вещества во время дыхания, причем расход питательных веществ может увеличиться в сотни раз по сравнению с состоянием покоя. Без дополнительных источников (воды, почвы с минеральными веществами, солнечного света и т.д.) запасы питательных веществ во влажных семенах очень быстро истощаются и они теряют свои пищевые и посевные качества.
Кроме того, в процессе ускоренного дыхания влажные семена начинают выделять большое количество тепла. Они быстро разогреваются, портятся и плесневеют. Если же хранится большое количество влажных семян, например в элеваторе или в амбаре, то их быстрое разогревание может привести к серьёзному пожару.
4. Почему культурные растения плохо растут на заболоченных почвах?
Заболоченные почвы перенасыщены влагой, поэтому для них характерен недостаток кислорода, необходимого для дыхания корней растения. Некоторые растения, например ива ломкая, для восполнения недостающего кислорода имеют специальные дыхательные корни, выходящие на поверхность почвы. Что касается культурных растений, то у них таких приспособлений нет, поэтому культурные растения плохо растут на заболоченных почвах, болеют и становятся хилыми.
Существуют и другие причины, мешающие нормально развиваться растениям на заболоченных почвах:
Подумайте
Каковы отличительные особенности процессов фотосинтеза и дыхания и какова взаимосвязь между ними?
Отличительные особенности процессов фотосинтеза и дыхания
Взаимосвязь между процессами фотосинтеза и дыхания
На свету процессы фотосинтеза и дыхания растений происходят одновременно:
Без дыхание растение погибает и фотосинтез останавливается. Без фотосинтеза растение чахнет и дыхание замедляется, то есть при длительном отсутствии света растение не получает достаточного количества органических веществ и в конце концов погибает.
Задания
1. Изучив текст параграфа, заполните таблицу «Сравнение процессов фотосинтеза и дыхания».