Можно ли базарова считать революционером в чем слабая сторона политических взглядов базарова
В чём заключаются сила и слабость базаровского нигилизма? (По роману Отцы и дети Тургенева)
Главным героем произведения Отцы и дети является Евгений Базаров. Он именует себя нигилистом. Нигилизм – это убеждения, базирующиеся на отвержении прошлого опыта человечества, на уничтожении обычаев и норм социума.
Положительной стороной этой теории является отрицание самодержавия и крепостного права. Базаров осуждает старшего Кирсанова за то, что он ничего не создает. Паразитизм высших классов нагляден.
Базаров порицает искусство делать деньги. Он не добивается личного обогащению, а хочет безвозмездно работать для науки. Эта любовь к труду связана с его теорией. Его нигилизм направлен утверждением материалистического воззрений и развитием науки. Стремление последователей этой теории ничего не принимать на веру, все анализировать, добиваться знаний разумом и трудом очень похвально и заслуживает лишь одобрения.
Мощной стороной его теории является борьба против необразованности. Он переживает запуганность народа. Базаров – демократ. Он выступает за то, чтобы народ имел права. Пробуждение мировоззрения низших классов – часть его программы.
Слабыми являются взгляды героя на искусство, любовь, природу. Он их не ценит. Евгений распространяет мнение о потребительском отношении к природе.
Нигилист насмешливо высказывается о Пушкине. Он критически относится к поэзии, которую не читает. Базаров считает, что внимания достойны лишь те книги, которые приносят практическую пользу. Евгений утверждает, что химик всегда лучше литератора.
Такое отношение к прекрасному говорит об недостатке культуры. Нигилисты не следуют правилам поведения. Поэтому Евгений ведет себя грубо.
Вульгарный материализм сводит все к ощущениям. Есть люди, которым приятно быть порядочными, другим нравится их аморальность. Воззрения главного героя отражаются также в его научной деятельности. Он полагает, что все люди одинаковы. Этим Евгений отвергает психические особенности личности.
К прекрасному полу главный герой относится бесстыдно. Евгений отрицает брак, семью и родственные чувства. Он не навещает отца и мать 3 года. Он не хочет заводить семью и детей.
Базаровский нигилизма неоднозначное явление. С одного боку, герой стремится к прогрессу, осуждает бедность, невежество народа, ничтожность высших классов. Но слабость его взглядов состоит в том, что у него нет позитивной программы действий. Евгений — разрушитель, который не предлагает взамен уничтоженного ничего.
2 вариант
Также читают:
Картинка к сочинению В чём заключаются сила и слабость базаровского нигилизма?
Популярные сегодня темы
Старшее поколение в романе представлено в лице нескольких персонажей, но главную роль забирает себе Николай Петрович Кирсанов.
Мой город находиться на реке Десне, недалеко о границы с Белоруссией, между Москвой и Киевом. Город областного значения. Зимы у нас капризны, а лето теплое, без палящего солнца.
В жизни каждого человека есть свой учитель. Эта профессия очень нелегка, но педагоги — это люди, играющие большую роль в формировании личности
Базаров выразитель другой тенденции революционно-демократического движения
«Базаров — революционер демократ»
Роман Тургенева «Отцы и дети» был написан через два года после романа «Накануне», о котором критик Н.Добролюбов писал: «Cтарая общественная рутина отживает свой век… и в литературе явится полный, резко и живо очерченный образ русского Инсарова. И недолго нам ждать его…» Образ Базарова в романе «Отцы и дети» и явился ответом на вопрос: каковы же они, «новые люди» новой эпохи. Разъясняя истинный смысл своего произведения, Тургенев писал: «Это торжество демократизма над аристократией». Отмечая главную черту своего героя, Тургенев утверждал, что Базаров «демократ до конца ногтей». Демократизм Евгения Базарова наглядно отражен в его биографии, портрете, речи, занятиях, мировоззрении. Автор не дает подробной биографии Базарова, но читателю известно, что дед его был сельским дьячком и «сам землю пахал», что отец его — лекарь, что сам Базаров учился в Медико-хирургической академии, «ни копейки» не взяв у родителей на свое образование. Своими знаниями он обязан себе и с полным правом говорит об этом: «Всякий человек сам себя воспитать должен».
Когда Базаров появляется в Марьине, его внешность сразу шокирует Павла Петровича, который увидел в нем человека не своего круга и поэтому «не подал руки». Базаров небрежен в одежде, руки его обнажены и красны, манеры просты. Но в словах автора о том, что лицо Базарова «оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум», мы видим симпатию. Базаровская манера говорить, спорить, отвечать характеризует его именно как человека демократического лагеря, его речь проста и лаконична, в ней много народных выражений, пословиц, поговорок («дурь из него не вся вышла», «от копеечной свечи Москва сгорела»). Не терпя пустых и праздных разговоров, Базаров говорит четко и до предела сгущает мысль, часто — афоризмами («Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник»).
Характерная черта демократа-разночинца Базарова — любовь к труду. И хотя автору было трудно детально показать деятельность Базарова, его трудолюбие он подчеркивает на протяжении всего действия романа: «Аркадий сибаритствовал, Базаров работал»; «Работать хочется, а здесь нельзя» (о доме родителей); «на него нашла лихорадка работы». Базаров увлечен естественными науками, что было отличительной чертой 60-х годов XIX века, он хорошо разбирается в агрономии, химии, ботанике, медицине, при этом оценивая их значимость для общества с передовых современных позиций, как истинный патриот Отечества, понимающий отсталость России и необходимость развития тех областей знаний, которые помогут ей выбраться из вековой отсталости. В противоположность господам-аристократам Базаров понимает, что пышными и красивыми фразами никого не изменить, необходимо учиться и работать, этому он и посвящает почти все свое время. Демократизм Базарова на фоне дворян Кирсановых сразу чувствуют простые люди Марьина, которые видят, что он «свой брат, не барин»: слуги симпатизируют ему, с ним быстро освоилась застенчивая Фенечка, «дворовые мальчишки бегали за дохтуром, как собачонки».
Но Базарова это отношение простых людей не умиляет, как это было бы с господами Кирсановыми. Знание народной жизни, частое общение с мужиками привели Базарова к критическому отношению к русской деревне, ее быту, он насмешливо и требовательно относится к народу, которому решил посвятить свою жизнь, а тот этого еще и понять не может. Русский крестьянин 50—60-х годов XIX века еще не умеет видеть, что господа бывают разные, что среди тех, кого он привык считать господами, есть защитники интересов народа. Базаров понимает это и не идеализирует народ. Определяя мировоззрение своего героя, Тургенев писал: «…если он называется нигилистом, то надо читать революционером». Базаров отрицает «все», что даже «страшно вымолвить» Павлу Петровичу: самодержавие, крепостное право, религию, то есть те основы, на которых держится «безобразное состояние общества». Базаров честно и прямо заявляет, что его цель — «место расчистить», так как он понимает, что для «дела», для революционных преобразований и строительства жизни его поколения не хватит, надо успеть хотя бы «место расчистить, а строить будут другие».
Революционные убеждения Базарова основаны на близком знакомстве с жизнью народа, поэтому он так легко разбивает доказательства Павла Петровича о незыблемости религии, патриархальности, крестьянской общины. Революционер 60-х годов XIX века, Базаров ненавидит «барчуков проклятых», его споры с Павлом Петровичем — отражение взаимной неприязни. Следуя правде жизни, автор показал идейную и моральную победу революционера-демократа Базарова над Кирсановыми, аристократами и бездельниками, то есть, говоря словами Герцена, «вместо того, чтобы посечь сына, он выпорол отцов». Произошло это потому, что для Тургенева главным в творчестве было: «Точно и сильно воспроизвести истину, реальность жизни… даже если эта истина не совпадает с его собственными симпатиями».
Сочинение на тему базаров демократ разночинец
Сочинение на тему Демократизм Базарова
Базаров: характеристика героя
Автор делает акцент на происхождении героя. Базаров – разночинец. Из одного этого становится понятным, что он не относится ни к одному из сословий. Он человек дела и сделал себя сам. От своих предков он вынес трудолюбие и нравственный закал. Это отличает его от мягкотелых, ленивых и дряблых обитателей кирсановского дома и их окружения.
Базаров — человек цельный и трудолюбивый. Автор подчеркивает, что Аркадий бездельничает и сибаритствует, а Евгений работает. Чтобы чего-то в жизни добиться без посторонней помощи, без чинов и регалий, о чем свидетельствует происхождение Евгения Базарова, ему приходится постоянно трудиться и работать над собой. Это закалило его еще больше. Он не только разглагольствует о пользе труда, но и сам работает без устали.
Герой романа — очень сильный человек. Это чувствуют все действующие лица романа. Его внутренняя сила чувствуется во всем: в отношении к людям, в его категоричных утверждениях и, конечно же, в несчастной любви и смерти. Такие люди, как Базаров, не говорят пустых слов, а высказывают только то, что осознали, до чего дошли путем научного и жизненного опыта.
Базаров по-своему добр. Это видно из встречи Базарова с Фенечкой. Когда ее ребенок пошел спокойно к нему на руки, мать отмечает, что дети чувствуют, каков человек на самом деле. Здесь неважно, к какому сословию принадлежит Базаров, и каковы его убеждения.
Важно то, что доброта его проявляется во многом: он естественно относится к простому люду, и они отвечают ему любовью; после дуэли Евгений тут же кидается на помощь раненому Павлу Петровичу. Отношения с Одинцовой, его возлюбленной, после их объяснения вызывают искреннее уважение. Он трогательно относится к родителям, перед смертью он прежде всего думает о них.
По сути, это черты и чувства главного героя, на которых автор не акцентирует внимание. Но что автор хочет донести до читателя этими эпизодами? Как меняется на протяжении всего романа «Отцы и дети» Базаров? Характеристика человека, которого мы видим в этом произведении, свидетельствует о том, что, отвергая любовь и нравственные нормы, главный герой по большому счету живет по ним.
Демократ Базаров и либералы Кирсановы
Как посравнить да посмотреть Век нынешний и век минувший. А. Грибоедов Ярким солнечным днем двадцатого мая тысяча восемьсот пятьдесят девятого года к постоялому двору на шоссе подкатил тарантас, из которого вышли два молодых человека. Как мы узнаем позже, это Евгений Васильевич Базаров и его друг Аркадий Кирсанов. Однако стоит задуматься, почему автор уже в начале произведения называет точную дату происходящих событий. Перенесемся мысленно в эпоху конца пятидесятых годов девятнадцатого столетия. «Да ведь это же время перед отменой крепостного права»,- скажете вы. Действительно, в эти годы обнажился кризис крепостнической системы, но тогда же произошло не менее важное для России событие — выход на арену борьбы за освобождение народа нового типа общественного деятеля — революционера-демократа. Причем это рождение шло в острейшей борьбе с отживающим свой век либерализмом. Что же такое либерализм и демократизм? Либерализм возник как прогрессивное течение и означал любовь к народу, протест против всего темного и притеснительного, уважение к искусству, науке. Но с течением времени это движение утратило свои начальные принципы, пошло на компромисс с реакцией. Его сущностью стала защита привилегий господствующего класса и в тоже время борьба против уродливых форм эксплуатации, но только путем реформ: ведь либерализм был противником движения масс. «Болтунами, хвастунами и дурачьем» назвал либералов Н. Г. Чернышевский. И в это же время в непрерывной борьбе с либерализмом происходит процесс становления революционной демократии, которая последовательно и действительно боролась за подлинные интересы народа. И. С. Тургенев, обладающий исключительным даром угадывать зарождающееся явление, выразил в своем ро мане «Отцы и дети» идейные споры либералов и демократов, художественно воплощенных в образах господ Кирсановых и разночинца Базарова. Познакомимся с героями поближе. В образе Евгения Базарова сконцентрированы мельчайшие крупинки свойств, присущих молодому поколению. Тяжелая, бедная, трудовая жизнь в молодости приучила его к лишениям, выработала презрение к комфорту и изяществу, сделала сильным и суровым. «Демократом до конца ногтей» называет его автор. Труд, созидательная деятельность, жизнь, приносящая реальную пользу,- вот идеал Базарова. Годы упорной работы сделали его образованнейшим человеком. Его главный предмет — естественные науки. «Да он все знает» — эти слова Аркадия прекрасно характеризуют кругозор Евгения. Глубокое изучение естественных наук сделало его материалистом, опыт стал для него единственным источником познания. Материалистическое миросозерцание породило нигилизм Базарова, то есть отрицание устаревших авторитетов, принципов жизни, отношение ко всему с критической точки зрения. Это отрицание носило революционный смысл, заключавшийся в бескомпромиссной борьбе с барством, в решительном разрыве с либерализмом, презрении к фразерству. «И если он называется нигилистом, то надо читать: революционером»,- отмечал Тургенев. И вот этот передовой, мыслящий революционер-демократ попадает в гнездо либералов Кирсановых. В лице Николая Петровича писатель показал черты умеренно-либерального дворянства, стремящегося к различным преобразованиям и не отвергающего возможности компромисса с демократами. Николай Петрович — мягкий, чувствительный, гуманный человек, любящий искусство, чувствующий красоту природы. Свое призвание он видит в хозяйственной деятельности, осуществлении преобразований в поместье, улучшении жизни крестьян. Как стремится он приспособиться к новому времени, поспеть за жизнью! «Кажется, я все делаю, чтобы не отстать от века: крестьян устроил, ферму завел, учусь, вообще стараюсь стать в уровень с современными требованиями»,- досадует он. Но, несмотря на его трудолюбие и рвение, все начинания кончаются крахом, «и недавно заведенное на новый лад хозяйство скрипело, как немазаное колесо, трещало, как домоделанная мебель из старого дерева», а все поместье имело жалкий вид. Став мировым советником, он «трудился изо всех сил». В чем же заключается его неустанный труд? Да в том, что Николай Петрович «беспрестанно разъезжает по своему участку» и «произносит длинные речи». Вот он, российский либерализм со своей дряблостью и бессилием! Старшего Кирсанова, Павла Петровича, в противоположность Базарову можно назвать «аристократом до конца ногтей». Аристократизм и англоманство — один из принципов этого человека, без которых он не мыслит своего существования. Во внешности (аккуратно выбритый подбородок, красивые ногти, прекрасные белые зубы), в одежде (накрахмаленные воротнички, изящный костюм) и в поведении (приятный голос, легкий наклон головы, отказ от рукопожатия с Базаровым) чувствуется желание щегольнуть своим аристократизмом. В молодости Кирсанов блистал в свете, его ожидала блестящая карьера, но несчастная любовь сломила светского льва, и жизнь его стала пустой. Найти службу он не захотел и, дожив до седин без цели и дела, приехал к брату в деревню, где, окружив себя изящным комфортом на английский вкус, превратил свою жизнь в спокойное прозябание. Спокойное, размеренное существование господ Кирсановых прерывает внезапный приезд Евгения Базарова, демократизм которого с первой же встречи восстанавливает против себя аристократа Павла Петровича. Все в нем: от «длинного балахона с кистями», «красной руки» до самоуверенного, независимого обращения — вызывает неприязнь Кирсанова, которая вскоре перерастает в открытую ненависть. Различные взгляды героев на жизнь неизбежно ведут к столкновению двух лагерей. «Меж ними все рождало споры»: и пути развития страны, и назначение человека, и отношение к народу, и вопросы о материализме и идеализме, науке, искусстве, природе. Одним из принципов Павла Петровича является проповедь политических свобод, прогресса, конституции, гласности. «Меня все знают за человека либерального и любящего прогресс»,- говорит он о себе. Но эта половинчатость, трусость целей либерализма, конечно же, находится в противоречии со взглядами демократизма. Базаров отрицает все «в людском быту принятые постановления», то есть всю систему общественного устройства во имя полезности. «Мы действуем в силу того, что мы считаем полезным». «Строить — не наше дело. Сперва нужно место расчистить»,- говорит Базаров, выражая этими словами сокровенные мысли. Революционность мышления Базарова, смелость его воззрений — все это накладывает особый отпечаток на его личность. Именно это больше всего и злит Павла Петровича, больнее всего бьет его по «чувству собственного достоинства». Лекарский сын представляет силу, угрожающую сословию аристократов. Может быть, Павел Петрович очень хотел бы унизить Базарова, представить его грубым, неотесанным мужланом. Базаров же не так мелок, чтобы обратить свое возмущение против незначительного «уездного аристократишки». У него есть более серьезный противник — самодержавно-помещичий строй. Дуэль решит вопрос о том, кто из них является носителем истинного благородства и настоящего чувства чести. Тургенев предоставил Павлу Петровичу самому ответить на этот вопрос. И Павел Петрович почувствовал себя нравственно побежденным. Разночинная демократия делала решающий шаг на пути к революционному свержению эксплуататорского строя. Вот почему такие люди, как Базаров, никогда не исчезнут с лица земли, они будут вечной частицей жизни. Они «драться хотят», а без их бунтарства невозможно рождение нового.
Разночинец Евгений Базаров
Роман “Отцы и дети”, по определению нобелевского лауреата Владимира Набокова, — это “не только лучший роман Тургенева, но и одно из самых блистательных произведений XIX века”. Центральное место здесь занимают долгие споры молодого разночинца нигилиста Евгения Базарова и стареющего аристократа Павла Петровича Кирсанова. Эти герои отличаются друг от друга всем: возрастом, социальным положением, убеждениями, внешностью.
Начнем с внешности. Вот портрет Базарова: “высокого роста в длинном балахоне с кистями”; лицо “длинное и худое, с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвету, оно оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум”; “темно-белокурые волосы, длинные и густые, не скрывали крупных выпуклостей просторного черепа”; “обнаженная красная” рука. Это портрет человека несомненно умного, но плебейского происхождения и подчеркивающего свое пренебрежение социальными нормами.
А вот портрет главного базаровского оппонента: “человек среднего роста, одетый в темный английский сьют, модный низенький галстух и лаковые полусапожки”; “на вид ему было лет сорок пять; его коротко остриженные седые волосы отливали темным блеском, как новое серебро; лицо его, желчное, но без морщин, необыкновенно правильное и чистое, словно выведенное тонким и легким резцом, являло следы красоты замечательной; особенно хороши были светлые, черные, продолговатые глаза. Весь облик… изящный и породистый, сохранил юношескую стройность и то стремление вверх, прочь от земли, которое большею частью исчезает после двадцатых годов”; Тургенев также отмечает “красивую руку с длинными розовыми ногтями, — руку, казавшуюся еще красивей от снежной белизны рукавчика, застегнутого одиноким крупным опалом”. Мы видим портрет человека незаурядного, но в отношении к собственной внешности — полную противоположность Базарову.
Старший Кирсанов — человек, чрезвычайно заботящийся о своей внешности, причем желающий выглядеть как можно моложе своих лет. Так и подобает светскому льву, старому сердцееду. Базаров, напротив, о внешнем виде нисколько не заботится. В портрете Павла Петровича писатель выделяет правильные черты и строгий порядок, изысканность костюма и устремленность к идеальным, неземным материям. Этот герой и будет отстаивать в споре порядок против базаровского преобразовательского пафоса. И все в его облике свидетельствует о приверженности норме. Даже рост у Павла Петровича средний, так сказать нормальный, тогда как высокий рост Базарова символизирует его превосходство над окружающими. И черты лица у Евгения подчеркнуто неправильные, волосы неухоженные, вместо дорогого английского костюма у него какой-то странный балахон, рука красная, грубая, тогда как у Кирсанова — красивая, “с длинными розовыми ногтями”. Зато широкий лоб и выпуклый череп Базарова говорят об уме и уверенности в себе. А у Павла Петровича лицо желчное, повышенное же внимание к туалету выдает в нем тщательно скрываемую неуверенность в собственных силах. Можно сказать, что это постаревший лет на двадцать пушкинский Онегин, живу щий в другую эпоху, в которой этому типу людей скоро уже не будет места.
Разница во внешности — разница в мировоззрении, которая проявляется в постоянных, по многим поводам, спорах героев. Так, Базаров утверждает, что “природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник”. Евгений глубоко убежден, что достижения современного естествознания в перспективе позволят решить и все проблемы общественной жизни. Прекрасное — искусство, поэзию — он отрицает как ненужное, в любви видит только физиологическое начало. Базаров “ко всему относится с критической точки зрения”, “не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружен этот принцип”. Павел Петрович же провозглашает, что “аристократизм — принсип, а без принсипов жить в наше время могут одни безнравственные или пустые люди” (даже слово “принцип” герой произносит “на французский манер”). Однако впечатление от этой вдохновенной оды принципам заметно ослабляется тем обстоятельством, что оппонент Базарова на первое место ставит наиболее близкий себе “принсип” аристократизма. Павел Петрович, воспитанный в обстановке безбедного усадебного существования и привыкший к петербургскому светскому обществу, не случайно на первое место ставит поэзию, музыку, любовь. Он никогда в своей жизни не занимался никакой практической деятельностью, исключая короткую и необременительную службу в гвардейском полку, никогда не интересовался естественными науками и мало что в них смыслил. Базаров же, сын небогатого военного врача, с детства приученный к труду, а не к праздности, кончивший университет, увлекающийся естественными науками, очень мало в своей короткой жизни имел дело с поэзией или музыкой, может быть, и Пушкина-то толком не читал. Отсюда и резкое и несправедливое суждение Евгения Васильевича о великом русском поэте: “…он, должно быть, в военной службе служил… у него на каждой странице: на бой, на бой! за честь России!”
Тургеневскому замыслу вполне отвечала победа разночинца Базарова над аристократом Кирсановым. В 1862 году в одном из писем по поводу “Отцов и детей” писатель особо подчеркивал, что “вся моя повесть направлена против дворянства как передового класса… Эстетическое чувство заставило меня взять именно хороших представителей дворянства, чтобы тем вернее доказать мою тему: если сливки плохи, что же молоко. если читатель не полюбит Базарова со всею его грубостью, бессердечностью, безжалостной сухостью и резкостью — если он не полюбит, повторяю я, — я виноват и не достиг своей цели. Но «рассиропиться», говоря его словами, я не хотел, хотя через это я бы, вероятно, тотчас имел молодых людей на моей стороне. Я не хотел накупаться на популярность такого рода уступками. Лучше проиграть сражение… чем выиграть его уловкой. Мне мечталась фигура сумрачная, дикая, большая, до половины выросшая из почвы, сильная, злобная, честная — и все-таки обреченная на гибель, — потому что она все-таки стоит в преддверии будущего…” Сам Тургенев был представителем того же поколения, что и Павел Петрович, но из героев своего романа наибольшие симпатии испытывал к молодому нигилисту Базарову, видя именно в нем животворные силы, способные изменить Россию. И в споре с Кирсановым Базаров, по убеждению писателя, да и любого вдумчивого читателя, прав в основных своих позициях: в необходимости подвергать сомнению сложившиеся догмы, неустанно трудиться на благо общества, критически относиться к окружающей действительности.
Нигилизм Базарова в романе Отцы и дети Тургенева сочинение с цитатами
В романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» одной из проблем является противоборство барской и демократической России. Евгений Базаров, главный герой произведения, называет себя «нигилистом».
Персонажи романа трактуют это понятие по-разному. Аркадий Кирсанов, считавший себя последователем Базарова, объясняет, что нигилист – человек, относящийся ко всему с критической точки зрения. Павел Петрович, представитель старшего поколения, говорил следующее: «Нигилист – это человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру». Но полностью ощутить на себе весь смысл этой философии, осознать сильные и слабые стороны нигилизма мог только Евгений Базаров.
Базаров связывал нигилизм с утверждением материалистического мировоззрения, с развитием естественных наук. Герой действительно ничего не брал на веру, досконально проверяя всё опытами и практикой, природу считал не храмом, а мастерской, где человек является работником. И сам Базаров никогда не сидел без дела, не сибаритствовал, как Аркадий, например. Евгений полностью отрицал искусство во всех его проявлениях, не верил в любовь, презирал её, называя «романтизмом» и «вздором». Творчество Пушкина считал ерундой, игру на виолончели – позором. Во время спора с Павлом Петровичем Евгений заявил, что порядочный химик гораздо полезнее поэта. Он ценил только то, что можно потрогать руками и отрицал духовное начало. Подтвердить это может цитата: «Ты проштудируй-ка анатомию глаза: откуда там взяться загадочному взгляду?». Евгений Базаров гордился своей теорией, считал её истины непоколебимыми.
Особенную роль играют женские образы Тургенева. Они всегда проникнуты легким романтизмом: в женщине Тургенев видит существо высшего порядка. Чаще всего именно они пробуждают у героев их лучшие духовные качества, меняют их в корне. Так случилось и с Базаровым. Судьба словно сыграла с ним злую шутку. Еще совсем недавно, услышав откровенную историю о несчастье Павла Петровича, нигилист высказал, что человек, поставивший жизнь на карту любви не является мужчиной и самцом.
В жизни Базарова появилась Анна Одинцова. Базаров сразу обратил на неё внимание. «Это что за фигура? На остальных баб не похожа», — впечатлен Евгений. Позже герой осознает, она – особенная. Ему нравится её присутствие, её близость к нему делает его счастливым. Сам того не замечая, Базаров всеми силами пытался произвести на неё впечатление, но отрицал свои чувства, закрывался грубостью. Евгений начал постепенно меняться, злиться, тревожиться. Придерживаясь ранее теории «Нравится тебе женщина – старайся добиться толку, а нельзя – отвернись». Но, несмотря на то, что от Одинцовой было трудно добиться толку, он не мог отвернуться. При воспоминаниях о ней он невольно осознавал «романтическое» в себе. Его борьба с чувством проходила безуспешно. Любовь не могла долго томиться в его душе, требовала признания. «Я люблю вас, глупо, безумно», — задыхаясь, не справляясь с потоками страсти, молвит герой. Анна Сергеевна не способна была любить, Базаров не получил отдачи и бежал в родительский дом. Даже не от Одинцовой, а от самого себя.
Евгений все-таки сильная натура, он не раскис, но разочаровался в теории. Вед то, что он отторгал и презирал, завладело им. Герой понимает, что любовь выше, сложнее теорий, не подчиняется законам физики. Это говорит о несостоятельности нигилизма. Именно любовь привела к кризису взгляды и отношение Базарова к жизни. Неспособность любить Одинцовой, необходимость переосмысления своих ценностей и принципов привели к тому, что герой трагически погибает, ведь это единственный способ достичь спокойствия в полной мере.
И.С. Тургенев показывает, что невозможно бесследно отрицать то, что является основой существования человека. Духовное начало берет верх. Чувства, рождающиеся в душе даже самого ярого нигилиста, способны погубить любые устои и идеи. Настоящие ценности нельзя презирать, как бы люди ни старались это сделать. Такая позиция приведет только к противостоянию с самим собой, безграничной внутренней борьбе. И всегда нужно помнить, что сила любви в том, что каждый перед ней бессилен.
Другие сочинения: ← Характеристика и образ Анны Одинцовой↑ ТургеневКонфликт поколений в романе Отцы и дети Тургенева →
Сочинение 2
В романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» явно прослеживается борьба двух противоборствующих сторон, двух лагерей, на которые разбит социум: либерально дворянской и демократической. Впрочем, в случае с Базаровым, двойственность проявляется в том, что он, будучи скорее приверженцем второго течения не верит в народ как таковой и свято убежден в том, что отмена крепостного права ни даст никаких результатов.
Впрочем, подобный взгляд на вещи Евгений сохраняет относительно абсолютно всего, представая пред читателем законченным нигилистом. По сути, Базаров есть человек – отрицание, причем отрицание всего – плохого и хорошего, правильного и неправильного, логичного и неразумного, логичного и бессмысленного.
Порою кажется, герою абсолютно все равно против чего протестовать, он может найти лишенным логики абсолютно все – от сущей чепухи до действительно стоящих вещей. Евгений не верит ни во что: ни в поэзию, ни в музыку, ни в искусство, ни в существующий политический строй – для Базарова, по сути, ничего не имеет смысла.
К слову, иногда возникают мысли, что главному герою не чуждо поведение, называемое в современном мире «позерством»: мало что из себя представляя, он всячески стремится выделиться из толпы и показать свою «уникальность», и весьма «оригинальную» позицию «против всех», нося балахон с кистями и большие бакенбарды.
Кстати, в этом главный герой немного схож с определенной категорией подростков. Такое впечатление, что и «отрицание» в данном случае не является устоявшейся системов взглядов взрослого человека, а является своеобразным способом бахвальства и попыткой обрести уверенность в себе посредством вычурности и невежества.
Кирсанов же является типичным «прилипалой», который старается соответствовать своему «более харизматичному» другу, безоговорочно принимая его систему ценностей, точнее систему отсутствия оных. Однако, дядя Аркадия оказывается человеком старой закалки, не боящимся выражать свое мнение, потому он довольно часто конфликтует с Базаровым, пытаясь вразумить заблуждающегося героя.
Однако, не стоит думать, что Евгений в высшей степени маргинальная, не способная ни на что человеческое, личность. Повстречав Анну, в которую оказался не взаимно влюблен, Базаров показывает себя как весьма заботливый, галантный кавалер. Но его чаяниям не суждено сбыться: как он не старается добиться расположения и благосклонности своей избранницы, его сердце все же оказывается разбитым, что очень подкашивает его волю и жизненные силы.
Не такой уж плохой человек Базаров, если бы не его нигилизм, доведенный до абсурда, гипертрофированный до нечеловеческих размеров и масштабов. Но автор все таки дает герою шанс – перед смертью Евгений осознает многие вещи, которых ранее не видел, и согласен признать свои ошибки… Но увы… Теперь это уже мало что меняет…
В завершение хотелось бы отметить, что конфликт поколений является извечной темой, которая актуальна и по сей день. Ввиду различий жизненной позиции, крайне отличающегося мировоззрения, зрелые и молодые люди частенько не могут найти общий язык, либо же им довольно сложно достигнуть консенсуса. Так или иначе, Тургенев ставит своей целью не только освещение проблемы взаимоотношений между поколением родителей и поколением детей, а и попытку осмыслить мировоззрение нового человека, того самого в чьих руках будет судьба государства, и соответственно социума.
Другие темы: ← Что делает Базарова героем своего времени?↑ ТургеневЕвгений Базаров и Павел Петрович Кирсанов →
«Нигилизм Базарова (по роману И. А. Тургенева «Отцы и деты»)»
Образ Базарова продолжает традицию изображения «лишних людей», начатую Пушкиным в начале 19 века. Онегин, Печорин, Обломов — люди умные, образованные, имеющие свою точку зрения, но не знающие, как практически применить свои знания. Они являются яркими представителями своего времени, отражающими политические и социальные изменения, происходящие в обществе. Базаров — один из них, «новый человек», бунтарь, разночинец, ставивший своей задачей «сперва… место расчистить», а «строить» потом.
Прототипом главного героя был молодой провинциальный врач, поразивший писателя умом и духовной силой.
Действие романа начинается 20 мая 1859 года. Молодой человек, Аркадий Кирсанов, возвращается домой после учёбы и привозит с собой погостить своего приятеля, представившегося как «Евгений Васильев». Вскоре мы узнаём, что Базаров — сын уездного лекаря и дворянки. Он не только не стыдится своего положения в обществе, но даже отвергает свои дворянские корни. «Чёрт его знает. Секунд-майор какой-то», — с пренебрежением говорит он об отце своей матери. По самому первому описанию мы видим, что Базаров умён и самоуверен. Он полностью посвятил свою жизнь естественным наукам и медицине. Герой признаёт за истину только то, что можно увидеть и пощупать, а все остальные чувства — это «вздор» и «романтизм». Базаров — ярый материалист, доходящий в своих убеждениях до крайностей. Он отвергает музыку, поэзию, живопись, искусство вообще. В окружающей природе он видит лишь мастерскую человека и не более того. «Что же такое Базаров?» — спрашиваем мы словами Павла Петровича.
Интересно, что уже описание внешности героя говорит нам о неординарности его натуры: высокий рост, обнаженная красная рука, „длинное, худое лицо с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом“, „большие зеленоватые глаза и висячие бакенбарды песочного цвета“, лицо „оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум“. Еще можно заметить отношение автора к герою. Оно не прочитывается прямо, но если сравнивать с тем, как иронично говорит Тургенев о внешности Павла Петровича, то можно заметить некоторое уважение и симпатию к столь необычному виду Базарова. Из этого описания можно сделать выводы о Базарове: его красная обнаженная рука говорит об отсутствии щегольства, простоте и „плебействе“, а медлительность, вернее, неохотливость действий создает некое ощущение бестактности, даже невежества.
У Базарова особые взгляды на жизнь: он — нигилист, то есть „человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружен этот принцип“. Жизненное кредо Базарова построено на отрицании: „В теперешнее время полезнее всего отрицание — мы отрицаем“.
Базаров показан Тургеневым как сторонник самого „полного и беспощадного отрицания“. „Мы действуем в силу того, что мы признаём полезным“, — говорит Базаров… — В теперешнее время полезнее всего отрицание,—мы отрицаем». Что ж отрицает Базаров? На этот вопрос он сам даёт короткий ответ: «Всё». И, в первую очередь, то, что Павлу Петровичу «страшно вымолвить», — самодержавие, крепостное право и религию. Базаров отрицает всё то, что порождено «безобразным состоянием общества»: народную нищету, бесправие, темноту, патриархальную старину, общину, семейный гнёт и т. д.
Такое отрицание, бесспорно, носило революционный характер и было свойственно революционным демократам 60-х годов. Это прекрасно понимал сам Тургенев, в одном из писем по поводу «Отцов и детей» говоривший о Базарове: «Он честен, правдив и демократ до конца ногтей… если он называется нигилистом, то надо читать: революционером».
Не раз Базаров высказывает свои идеи: «порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта», «природа пустяки… Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник», «Рафаэль гроша медного не стоит». Этот герой отрицает даже любовь. Он отрицает и принципы либералов, и английский аристократизм, и логику истории, и авторитеты, и парламентаризм, и искусство, и общину с круговой порукой — одним словом, всё то, во что верили либералы — «отцы». Он смеётся над «таинственными отношениями между мужчиной и женщиной», ставит в один ряд слова: романтизм, художество, чепуха, гниль. Базаров отрицал возможность наслаждения красотой природы, «любовь в смысле идеальном, или, как он выражался, романтическом, называл белибердой, непростительной дурью». Однако было бы неверным утверждать, что Базаров рубит сплеча, начисто отвергая всё. Отрицая абстрактную науку, Базаров выступает за конкретные, прикладные науки; отрицая авторитеты ради авторитетов, он считается с мнением «дельных» людей.
Тургенев не мог, разумеется, видеть в нигилисте Базарове своего положительного героя. Но он хотел, чтобы читатель «полюбил» Базарова «со всей его грубостью, бессердечностью, безжалостной сухостью и резкостью». Писатель не хотел придавать своему герою ненужной «сладости», делать его «идеалом», а хотел «сделать его волком» и всё-таки «оправдать его». В Базарове ему «металась фигура сумрачная, дикая, большая, до половины выросшая из почвы, сильная, злобная, честная и всё-таки обречённая на погибель, потому что она всё-таки стоит ещё в преддверии будущего…» То есть Тургенев считал, что время Базарова еще не наступило, но именно благодаря таким личностям общество движется вперед.
Образ Базарова получил продолжение в литературной традиции в произведении Чернышевского «Что делать?».
Популярные сочинения
Первоначальная авторская характеристика Базарова
Каким же изобразил своего героя Тургенев? Автор первоначально представил этого персонажа как нигилиста, самоуверенного, не лишенного цинизма и способностей. Он живет малым, презирает народ, хотя и умеет говорить с ним. Евгений не признает «художественного элемента». Нигилист Базаров знает много, энергичен, а в сущности своей – «бесплоднейший субъект». Евгений горд и независим. Таким образом, сначала этот персонаж был задуман угловатой и резкой фигурой, лишенной душевной глубины и «художественного элемента». Уже в процессе работы над романом Иван Сергеевич увлекся героем, научился его понимать, проникся симпатией к Базарову. В какой-то степени он даже начал оправдывать отрицательные черты его характера.
Евгений Базаров как представитель поколения 1860-х годов
Нигилист Базаров, несмотря на весь свой дух отрицания и резкость, — типичный представитель поколения 60-х годов 19 века, разночинной демократической интеллигенции. Это независимая личность, которая не желает склоняться перед авторитетами. Нигилист Базаров привык подвергать все суду разума. Герой подводит под свое отрицание четкую теоретическую основу. Он объясняет общественные болезни и несовершенство людей характером общества. Евгений говорит, что нравственные недуги появляются от дурного воспитания. Большую роль при этом играют всяческие пустяки, которыми с малых лет набивают головы людей. Именно такой позиции и придерживались отечественные демократы-просветители 1860-х годов.
Революционность мировоззрения Базарова
Тем не менее в произведении «Отцы и дети» Базаров-нигилист, критикуя и объясняя мир, пытается его кардинально изменить. Частичные улучшения жизни, мелкие ее исправления его не могут удовлетворить. Герой говорит, что не стоит большого труда «только болтать» о недостатках общества. Он решительно требует смены самих основ, полного уничтожения существующей системы. Тургенев в нигилизме Базарова видел проявление революционности. Он писал, что если Евгений считается нигилистом, то это означает, что он является и революционером. В те времена в России дух отрицания всего старого, отжившего крепостнического мира был тесно связан с народным духом. Нигилизм Евгения Базарова со временем становился разрушительным и всеобъемлющим. Не случайно этот герой в беседе с Павлом Петровичем говорит, что тот зря порицает его убеждения. Ведь нигилизм Базарова связан с народным духом, а Кирсанов ратует как раз во имя него.
Отношение к окружающему миру
Автор на протяжении всего романа демонстрирует отношение Базарова ко многим жизненным ценностям. Главный герой не верит в любовь, на женщин смотрит только как на живых существ. Любовь для Базарова – это нелепая чепуха, которую придумали романтики.
Негативное отношение Базаров выражает относительно природы. Для него она всего лишь мастерская, в которой главным является человек-работник.
Евгений считает, что наука намного важнее творчества. Так выражается позиция Базарова относительно искусства. По его утверждению, Рафаэль и гроша медного не стоит.
Базаров отрицал не все окружающее, а только то, что не приносит конкретной пользы для человека: природа, искусство, любовь. Большое значение в жизни Евгения имела наука и медицина, которой он посвящает основную часть своего времени.
Отрицание Базарова
Тургенев, воплощая прогрессивные черты молодежи в образе Евгения Базарова, как отметил Герцен, проявил некоторую несправедливость в отношении к опытному реалистическому воззрению. Герцен считает, что Иван Сергеевич смешал его с «хвастливым» и «грубым» материализмом. Евгений Базаров говорит, что придерживается во всем отрицательного направления. Ему «приятно отрицать». Автор, подчеркивая скептическое отношение Евгения к поэзии и искусству, показывает характерную черту, свойственную ряду представителей передовой демократической молодежи.
Иван Сергеевич правдиво изображает и то, что Евгений Базаров, ненавидя все дворянское, распространял свою ненависть и на всех поэтов, которые были выходцами из этой среды. Это отношение автоматически распространялось и на деятелей других искусств. Такая черта также была свойственна многим представителям молодежи того времени. И.И. Мечников, например, говорил, что среди молодого поколения распространилось мнение о том, что лишь положительное знание может привести к прогрессу, а искусство и иные проявления духовной жизни способны только тормозят его. Вот почему Базаров — нигилист. Он придерживается веры только в науку – физиологию, физику, химию – и не приемлет все другое.
Положительное в нигилизме Базарова
Базаров — незаурядная личность. Его взгляды для своего времени звучали революционно, ломали стереотипы. Не удивительно, что молодое окружение героя усматривало в нигилизме признаки нового времени, прогресса.
Долой авторитеты
Самоуверенность и сила личности позволяют Базарову открыто высказывать свое мнение. Он подвергает сомнению заслуги людей, которые имеют вес в обществе. Они аристократы, а для Евгения аристократизм, «принсипы» — пустые слова. Больше пользы от мужика, который землю пашет. Такая радикальность взглядов — глоток свежего воздуха для молодежи. В созерцательных рассуждениях старого поколения они не усматривают потенциал для развития общества. А значит надо ломать устои, драться. Мысли Базарова обнажают назревающий кризис, призывают к переменам.
Нет — суждениям, да — опыту
Профессиональная работоспособность
Базаров ценит практическую деятельность, которая приносит пользу. И профессию для себя избрал, руководствуясь этими соображениями. Для него медицина и другие естественные науки — это ремесла. В них он ежедневно совершенствуется. Базарова не обвинишь в безделье, как иных аристократов. Он бескорыстен в своем труде. Герой иронизирует над высокопарными словами, но последовательность и ответственность, с которыми он занимается практической наукой, заслуживают восхищения.
Критическое самоуважение
Признание в себе качеств, над которыми сам насмехался, говорит о незаурядности Базарова. Прощаясь навсегда с Кирсановым, сознается, что есть у него душевные слова, но не позволяет себе «рассыропиться». Любовь к Анне Сергеевне Одинцовой — особая проверка на прочность. С присущей прямолинейностью Базаров признает в себе способность летучей рыбой подняться в воздух. Но убежден, что лучше «плюхнуть» обратно в свою стихию. Для него лишь доброе участие любимой женщины, а не любовь — это милостыня, которую он никогда не примет.
Сила духа и цельность личности
Слово «дух» не укладывается в нигилизм Базарова, он материалист и признает другую силу. Но цельность, самообладание, прямодушие героя трудно назвать чем-то другим, кроме как силой духа. С этими качествами он не расстался даже на смертном одре. Мужественно признав неизбежное, Базаров сожалеет лишь о том, что мало сделал.