Можно ли назвать жизненным подвигом то что сделал дюйшен как учитель
Дюйшен – борец за светлое будущее (изучение повести Ч. Айтматова в школе)
Акматов Кыялбек Камутович – кандидат педагогических наук, доцент Ошского государственного университета.
Аннотация: Чынгыз Айтматов в повести “Первый учитель” сумел показать трудную жизнь кыргызского народа в переплетении с реальностью, которая обретает при этом действительность. В ней ярко раскрываются борьба новой власти и старых взглядов, выход людей из плена старого строя, старания Дуйшена научить детей грамоте, страстное желание учиться и надежды Алтынай. Писатель через образ и поступки Дуйшена поднял “стратегические проблемы” кыргызского аила в первые годы советской власти. Вот такую стратегически значимую работу выполняет Дуйшен. Он своим добрым,бережным и тёплым отношением выводит одну из самых лучших своих питомцев, Алтынай, в новый мир, чем автор показывает, что через дуйшеневцев проблемы образования и воспитания в кыргызских аилах можно решить и направить их деятельность в нужное русло.
Ключевые слова: Автобиографические произведения, повесть, образ, герой, образ учителя, воспитание.
Направление творческих исканий Ч.Айтматова открыто характеризуется повестями «Тополёк мой в красной косынке» и “Первый учитель”. И, кажется, определилось самое основное в его творчестве. Тогда почему первая повесть из вышеуказанных двух напрямую посвяшена современности, тогда как вторая в какой-то мере описывает исторические события прошлого века?
Жизненный путь главных героев Дуйшена и Алтынай в повести “Первый учитель” по своему духу и значению напрямую перекликаются с современностью.
Для ясности мы должны разобраться в том, какие “современные”проблемы Ч.Айтматов видел и чувствовал во время работы над этим произведением в плане эстетического принципиального отношения.
Разговор пойдёт об одном из главных героев Ч.Айтматова Дуйшене, который стал образцом, эталоном для многих людей, работающих в области образования и посвятивших всю свою жизнь и силы ради воспитания будущего поколения.
Автор в повести “Первый учитель” сумел показать трудную жизнь кыргызского народа в переплетении с реальностью, которая обретает при этом действительность.
Вовремя осознав главные проблемы в жизни общества писатель в своей повести сумел рассказать реальную жизнь, протекающую в кыргызских аилах. В произведении события происходят в первые годы Советской власти. Тяжёлая жизнь простого кыргызского народа и связанные с этой жизнью общественно-социальные и нравственные проблемы, классовые противостояния, история формирования общественного сознания и личности нового социалистического общества – все это ярко изображается в повести Ч.Айтматова.
Расмотрим начальный эпизод, где главный герой Дуйшен начинает свою учительскую деятельность:
«. Когда мы, запыхавшись, прибежали на пригорок, где обычно проходили сходки, там уже перед кучкой пеших и конных людей выступал тот самый бледнолицый парень в черной шинели. Мы не могли расслышать его слов и придвинулись было ближе, но тут один старик в драной шубе, словно очнувшись, торопливо перебил его.
– Слушай, сынок, – начал он заикающейся скороговоркой, – раньше детей учили муллы, а твоего отца мы знали: такая же голытьба, как и мы. Так скажи на милость, когда это ты успел сделаться муллой?
– Я не мулла, аксакал, я комсомолец, – быстро отозвался Дюйшен. – А детей теперь будут учить не муллы, а учителя. Я обучался грамоте в армии и до этого малость учился. Вот какой я мулла.
– Молодец! – раздались одобрительные возгласы.
– Так вот, комсомол послал меня учить ваших детей. А для этого нам нужно какое-нибудь помещение. Я думаю устроить школу – с вашей помощью, конечно, – вон в той старой конюшне, что стоит на бугре. Что скажете на это, земляки?
Люди замялись, как бы прикидывая в уме: куда он гнет, этот пришлый? Молчание прервал Сатымкул-спорщик, прозванный так за свою несговорчивость. Он давно уже прислушивался к разговорам, облокотясь на луку седла, и изредка поплевывал сквозь зубы.
– Ты постой, парень, – проговорил Сатымкул, прищуривая глаз, словно бы прицеливаясь. – Ты лучше скажи, зачем она нам, школа?
– Как зачем? – растерялся Дюйшен.
– А верно ведь! – подхватил кто-то из толпы.
И все разом зашевелились, зашумели.
– Мы испокон веков живем дехканским трудом, нас кетмень кормит. И дети наши будут жить так же, на кой черт им учение. Грамота начальникам требуется, а мы простой народ. И не морочь нам голову! [1, С. 56-57].
Настоящий подвиг Дуйшена, его патриотический дух ради будущего счастливого общества, большая надежда и любовь к своей профессии показаны в повести писателя. На самом деле, людям, которые никогда не держали в руках книги и карандаши и всю свою жизнь занимались скотоводством и земледелием, действия Дуйшена были непонятны. Простой бедный народ, живший среди гор, сразу не смог поддержать Дуйшена. И учителю, чтобы выйти из этого трудного положения, пришлось несмотря ни на что самому действовать изо всех сил.
Как отмечает профессор С.Байгазиев: «У каждого общества, государства должна быть планомерная система образования и воспитания. Государство, забывшее институт воспитания, не обращающее на него должного внимания, отдавшее рычаг управления воспитанием в руки стихии, открывает путь к хаосу и нравственному беспорядку в обществе. Образовательно-воспитательная проблема, считающаяся стратегической любого общества и государства, всегда должна быть в центре их внимания». [2, С. 91].
Значит, по мнению литератора, через образ и действия Дуйшена в повести поднимаются «стратегические проблемы» кыргызских аилов в первые годы советской власти.
Человеческое отношение к детям, теплая забота, отдающий своим подопечным все самое лучшее, что у него было, любовь и уважение к своей профессии, а также честный кропотливый труд явились гордостью и достижением представителей ранней кыргызской интеллигенции и составили основу в переходе их на более высокие ступени развития.
Несмотря на лютые зимние морозы, Дуйшен подготовил дрова на зиму, охапками сена заменил парты, дал старые изорванные бумаги, потрёпанные тетради, начал учить детей с буквы «А». Каждый раз учитель говорил им о светлом будущем. Даже просыпаясь среди ночи, думал о своих учениках, об их завтрашнем дне, вообще о будущем кыргызских детей. Дуйшен вкладывал в свое дело всю душу. Он сам ходил по дворам, собирая учеников, терпеливо объясняя людям, для чего их детям нужны знания. Начинает учить детей с того, как держать карандаш, произносить буквы, читать и писать.
Одним из главных идей этой повести является пример посвящения себя в педагогическое дело.
Дуйшен сам оборудовал класс, то есть отремонтировал байскую конюшню, которая послужила школой, терпя трудности и лишения, снося насмешки и оскорбления, избитый досмерти бай-манапскими кольями, несмотря на угрозы, учит с таким необыкновенным упорством, чтобы оторвать детей односельчан от их невежества и нежелания быть образованными.
В итоге его добросовестный труд не пропал даром.
Кыргызким детям, не выходившим за пределы своего аила, Дуйшен со словами «школа», «учёба» открыл большой мир. И чтобы проложить дорогу их будущему, он вложил в образование и воспитание общества, в свою профессиональную деятельность громадный труд. А ведь он учил детей не только читать и писать, он учил жить, дал уроки человечности, учил делать добро, не скупился на щедрость. И именно поэтому он – настоящий учитель
В следующем третьем эпизоде показан яркий облик учителя Дуйшена:
«Когда мы в первый раз пришли в школу, учитель усадил нас на разостланную по полу солому и дал каждому по тетрадке, по карандашу и по дощечке.
– Дощечки положите на колени, чтобы удобнее было писать, — объяснил Дюйшен.
Потом он показал на портрет русского человека, приклеенный к стене.
– Мы будем учиться как он.
– Я научу вас, дети, читать и считать, покажу, как пишутся буквы и цифры… [1, С. 65].
Ч.Айтматов, изображая переживания первого учителя Дуйшена о своём образовании и малограмотности, определяет ещё один принципиальный профессиональный пример.
Благодаря этим качествам Дуйшен становится образцом для наших современных педагогов. Сегодня в школах трудятся учителя, которые имеют дипломы высшего педагогического образования. Но, к большому нашему сожалению, среди них редко встречаются такие, которые относились бы к своей работе так, как Дуйшен. Многие учителя ограничивают познавательные требования, не желая учащихся вмешивать в большую научную среду придерживаясь принципа: “Если дети усвоили тот материал, что дается в учебниках, то это уже большое достижение”.
Мы согласимся с мнением А.Алибекова, который сказал: “Ещё одна принципиальность Дуйшена в том, что он открыто говорит о недостаточности своих знаний, что его интеллектуальный потенциал намного узок от мысленного состояния, и всё это ему необходимо развивать” [3, С. 13].
Затем, образ учителя Дуйшена прекрасно раскрывается в четвёртом эпизоде:
«. – Ручеек ты мой светлый, – сказал он, ласково гладя на меня. – И способности у тебя хорошие… Эх, если бы я мог послать тебя в большой город! Каким бы ты человеком стала!» [1, С. 69].
Оказывается, Ч.Айтматов ещё в 50-60 годы предвидел недостатки современных дуйшеневцев, для которых не хватает прозрачной человечности (не быть властным, авторитарным), мягкости, и даже успел показать эту проблему в своей повести.
В современном обществе нашей молодёжи, может быть, нужна именно такая забота, какую проявляет Дуйшен к своим подопечными. И здесь рождается вопрос: “Нужны ли образованные манкурты для будущего?”
В пятом эпизоде образ Дуйшена раскрывается ещё ярче и глубже.
«…. после уроков взял меня за руку и отвел в сторону. Сейчас мы с тобой, Алтынай, сделаем одно дело, – сообщил он, загадочно улыбаясь. – Вот эти топольки я принес для тебя. Мы с тобой их посадим. И пока они вырастут, пока наберут силу, ты тоже вырастешь, будешь хорошим человеком. У тебя душа хорошая и ум пытливый. Мне всегда кажется, что ты будешь ученым человеком. Я в это верю, вот посмотришь, у тебя на роду так написано. Ты сейчас молоденькая, точно прутик, такая же, как эти топольки. Так давай посадим их, Алтынай, своими руками. И пусть твое счастье будет в учении, звездочка ты моя ясная… [1, С. 80].
В шестом эпизоде учительский смиренный вид Дуйшена действительно изображается писателем на высоком уровне.
В седьмом эпизоде очень сильно описывается картина, где мастером слова до глубины души передаются душевные переживания главной героини Алтынай Сулаймановны, причиной чего явился её запоздавшийся долг благодарности за доброе сердце Дуйшена, за его добросовестное и честное служение своему народу, за его учительский вид.
Вот как в повести Алтынай размышляет о благосклонности и доброте своего первого учителя и преклоняется перед его мужеством :
«Почему следы людей не остаются навеки на дорогих им памятных местах? Если бы сейчас я нашла ту тропу, по которой мы возвращались с Дюйшеном с гор, я приникла бы к земле и поцеловала следы учителя. Тропа эта для меня — всем дорогам дорога. Да будут благословенны тот день, та тропа, тот путь моего возвращения к жизни, к новой вере в себя, к новым надеждам и свету… Спасибо тому солнцу, спасибо земле той поры…» [1, С. 89]
«Молодежь не знает, каким учителем был Дюйшен в свое время. А среди старшего поколения многих уже нет. Немало учеников Дюйшена погибло на войне, они были настоящими советскими воинами. Я обязана была поведать молодежи о своем учителе Дюйшене. Каждый на моем месте должен был бы это сделать. Но я не бывала в аиле, не знала ничего о Дюйшене, и со временем его образ превратился для меня словно бы в дорогую реликвию, хранимую в музейной тиши» [1, С. 95 ] – в разных условиях нашей многогранной человеческой жизни, в интересных хлопотах пробежавщего времени, когда-то учитель, самый близкий ей человек, освободив её из рук жестокого бая, сказал:
– Будь здорова, счастливого пути, прощай, родная… Не бойся, иди смелей. [4, С. 41].
Среди всех других персонажей Ч.Айтматова образ Дуйшена является самым ярким образом.
Этот образ досконально и разносторонне изучен писателем. Он стал героем времени. Как показывает практика, сегодня наши уважаемые культурные представители интеллигенции, работающие в области образования, отличаются от Дуйшена какой-то необъяснимой нами чертой. Поэтому мы должны расмотреть, как и чем современный учитель в условиях рыночной экономики может отличаться от Дуйшена.
Профессия учителя – это несгибаемая, ответсвенная профессия. Дуйшен был именно таким учителем-героем, который достойно выполняет долг, ставя его превыше всего. Он отличается от современных высокообразованных передовых интеллектуально- развитых учителей своей человечностью, простотой, теплой заботой. Это настоящий педагог, который, понимая действительность, берёт на себя непосильное бремя своего народа. Конечно, не каждый ради счастья другого может просеять зёрнышко доброты, порядочности, теплого и внимательного отношения к людям, заботы о молодёжи, и это, как вы знаете, даётся нелегко. Вот такой высокой человечностью, чистотой и широтой души отличается наш главный герой Дуйшен от всех остальных.
Вот что пишет известный учитель Апыш Койчусанов: «Нам, учителям, особенно дорога повесть “Первый учитель”. Дуйшен колыбель кыргызских учителей. Его образ нам священ. Мы, старые учителя, прошедшие школу Дуйшена, стали продолжателями начатого им дела. [5, С. 32] Мы очень обеспокоены за будущее нации кыргызского народа. Заботясь о молодёжи, являясь патриотами народа и родной земли, обладая самой почётной профессией герои-учителя поднимают престиж учительского искусства. Д уйшен навсегда останется идеальным героем молодёжи и учителей.
«Первый учитель»: краткое содержание и анализ произведения
Кадр из фильма «Первый учитель»: YouTube / Киноконцерн «Мосфильм»
Повесть «Первый учитель», краткое содержание которой представлено читателям, затрагивает трепетные струны человеческой души. При прочтении порой наворачиваются слезы, стоит ком в горле, но светлое чувство любви и безграничной веры в добро в конце повествования окрыляет. С подробным анализом гениального сочинения можно познакомиться в статье.
«Первый учитель»: краткое содержание
Произведение «Первый учитель», краткое содержание которого знакомо каждому школьнику, вошло в историю классической литературы как пример силы человеческого духа и гуманизма. Его автор — киргизский писатель Чингиз Айтматов. Он приобрел первую славу благодаря этому произведению. Книга описывает:
Автор акцентирует внимание на том, что ломка стереотипов начинается с маленьких шагов каждого человека и ведет к большим переменам. Вот что открывает произведение Айтматова:
Экспозиция
Повесть «Первый учитель» начинается с ностальгических воспоминаний главного рассказчика — Художника. Творческий человек находится в кризисе: сюжет нового полотна не приходит на ум.
Красочные воспоминания художника о родном крае изложены в главе «Два тополя». Здесь описан холм возле селения, в котором прошло детство рассказчика. На месте этих деревьев ранее была первая сельская школа, которую организовал комсомолец Дюйшен. Волна ностальгии не оставляет в покое художника, и вскоре мастер получает телеграмму с приглашением посетить родные края.
Завязка
Прибыв в небольшую деревушку Куркуреу, художник становится свидетелем торжественного открытия новой колхозной школы. На церемонии присутствует много важных лиц, среди которых академик, философ и научный деятель Алтынай Сулайманова. Она была землячкой художника и приехала в аил по приглашению компартии.
Эпизод из фильма «Первый учитель»: YouTube / Киноконцерн«Мосфильм»
В завязке знакомимся с образом главного героя — Дюйшена. Первые впечатления о нем у читателя формируются из обрывочных суждений односельчан, насмешливо характеризующих дедушку:
Все эти слова почему-то больно ранили не самого Дюйшена, а Алтынай, которая в скором времени покинула родной аил, выслав художнику телеграмму с объяснениями.
Развитие событий
Краткое содержание «Первый учитель» будет неполным без пересказа телеграммы академика Алтынай, которая поведала новому знакомому свою историю. В 1924 году, когда в аиле только установилась советская власть, Дюйшен (на тот момент амбициозный юноша) решил открыть небольшую школу.
Располагалась она на холме, где раньше было здание старой конюшни. Парень самостоятельно подготовил место для будущих занятий, укрыл пол снопами соломы и на свое скудное жалованье закупил дрова. После он стал приглашать учеников — местных детишек. Вначале желающих обучаться грамоте было немного, но вскоре популярность учебного заведения выросла.
Одной из учениц Дюйшена была Алтынай — бедная сиротка, над которой издевалась ее тетка. Первый учитель расположил к себе детей и влюбил их в удивительный мир книг. Хоть сам он читал по слогам, но его запал к получению новых знаний пробудил в ребятах искру, что позже переросла в пламя — большое желание и стремление учиться.
Кульминация
Так проходили будни молодого парня Дюйшена: он ежедневно посещал школу, обучал детей грамоте и рассказывал им о важности образования. Но однажды к нему пришла заплаканная Алтынай и сообщила, что дядюшка отдает ее замуж в горный аул за старого деда.
Когда это событие состоялось, учитель не оставил в беде воспитанницу. Он явился в аил с отрядом милиции и забрал Алтынай, отправил ее в городе. Правда, ему пришлось поплатиться за свой благородный поступок: его избили родственники девушки.
Развязка
Первый учитель вернулся к преподавательской деятельности в родном аиле, а девушка продолжила учиться, со временем стала доктором философии, лектором и уважаемым научным сотрудником. В старости Дюйшен так и остался жить в деревне, а его подвиг односельчане забыли. Но первые ученики помнят и гордятся своим наставником, неся его человеколюбие в жизнь
Эпизод фильма «Первый учитель»: YouTube / Киноконцерн «Мосфильм»
Эта повесть — ода гуманизму, как говорил сам Чингиз Айтматов. «Первый учитель» — знаковое произведение, прославляющее силу человеческой воли и веры в лучшее, которые способны сломать даже самую жесткую укоренившуюся систему.
«Первый учитель»: анализ произведения
Книга «Первый учитель» заслуженно понравилась как совсем юным, так и зрелым читателям. Образ главного героя влюблял в себя, а красочные описания пейзажей погружали в атмосферу произведения. Чтобы лучше понять замысел, проведем детальный анализ книги:
История создания
Литература должна касаться актуальной проблематики. Именно так считал Чингиз Айтматов. «Первый учитель» — яркое воплощение этого постулата писателя. Произведение написано в далеком 1961 году, а издано ровно через год — в 1962-м.
Выходец из маленького киргизского аула, автор отобразил свои размышления на тему провинциальной жизни и сложностей обучения. Книга стала частью школьной программы, по ее мотивам режиссер Андрей Кончаловский снял одноименный фильм, вышедший на экраны в 1965 году.
Тема и конфликт
Пожалуй, одна из главных тем произведения — идея прославления труда педагогов. Дюйшен — яркий пример того, как любознательность и жажда новой информации перерастает в дело всей жизни и дает плоды.
Кроме того, Чингиз Айтматов поднимает острые конфликты в произведении:
Особенности композиции и жанр
Многие критики настаивают на том, что произведение «Первый учитель» похоже на балладу: такая же ритмика и динамика сюжета, описание героического поступка, напряженный сюжет. Но все же сочинение считают повестью:
Сам автор называл свое творение живописной картиной, а множественные эпитеты и сравнения этот факт только подтверждают. Критики же называют повесть «Первый учитель» музыкальным произведением, отличающимся такими чертами, как: тихое, меланхоличное вступление, ряд нарастающих аккордов, увеличивающих напряжение и громогласная развязка.
Характеристика главных героев
Повесть «Первый учитель» интересна тем, что имеет сразу двух рассказчиков — художника с его сентиментальными размышлениями и Алтынай, которая делится воспоминаниями.
Но все же главный герой произведения — учитель Дюйшен. Вначале он предстает пред нами малограмотным, милым и добродушным стариком, над которым подшучивают односельчане. Но они не способны оценить вклад этого мужчины в жизни их детей. Автор рисует такой портрет Дюйшена:
Повесть «Первый учитель» показывает нам, насколько важно реализовать себя в том деле, которое ты искренне любишь, как необходимо сохранять веру и любовь к человечеству в самые темные времена.
Узнавайте обо всем первыми
Подпишитесь и узнавайте о свежих новостях Казахстана, фото, видео и других эксклюзивах.
1)Можно ли назвать жизненным подвигом то что сделал Дюйшен как учитель?2)В чем проявляется его подвиг?»Рассказ Первый учитель»
Стихотворение начинается со строфы от лица рассказчика, затем следуют воспоминания его дяди.
Племянник спрашивает у своего дяди о сражении у деревни Бородино, в котором тот принимал участие. Родственник восхваляет своё поколение, и возмущается нынешним:
Да, были люди в наше время,
Не то, что нынешнее племя:
Богатыри — не вы!
Дядя рассказывает про битву. По приказу командиров русские войска отступают, этим недовольны старые вояки. Затем находят место для финальной битвы:
И вот нашли большое поле:
Есть разгуляться где на воле!
Построили редут.
Перестрелка идёт два дня, но не приносит никаких результатов. Вот уже третий день русские войска бездействуют. Радости французов нет предела:
И слышно было до рассвета,
Как ликовал француз.
Утром полковник произносит речь, вселяя в солдат уверенность в своей победе. Начинается Бородинская битва.
Вам не видать таких сражений.
Носились знамёна, как тени,
В дыму огонь блестел,
Звучал булат, картечь визжала,
Рука бойцов колоть устала,
И ядрам пролетать мешала
Гора кровавых тел.
Французы узнают на собственной шкуре, что значит «русский бой удалый». Русские воины готовы стоять до конца, но французы отступают.
Вот затрещали барабаны —
И отступили бусурманы. Тогда считать мы стали раны,
Товарищей считать.