Можно ли при помощи метода условных рефлексов установить что человек симулирует глухоту
Можно ли при помощи метода условных рефлексов установить что человек симулирует глухоту
Образование условных рефлексов на звук служит для дифференцировки тонких отличий в слуховом анализаторе, и если процесс ограничивается теми областями или связями в центральной нервной системе, от которых зависит сознательная переработка слышимого, то успешная выработка условного рефлекса на звук еще не будет говорить против существования дефектов. в этих высших центрах.
Как известно, человек может полуавтоматически реагировать на звуковые раздражители, например во сне или полусне, отвечает па вопросы, хотя и невпопад, или по приказу выполняет те или другие движения. Следовательно, если выработан условный рефлекс на звук и он выражается в каком-либо простейшем движении (отдергивание руки, когда ток фарадической машинки еще не пущен), то это еще не доказывает, что у данного исследуемого действует его слуховая функция полностью. Также не вполне доказательной представляется нам и проба с биотоками мозга. Еще менее пригодны для диагноза полноты слуховой способности рефлексы, идущие через подкорковые центры, например ауропальпебральный и кохлеопупиллярный: если они налицо, то это свидетельствует о целости периферического аппарата и среднего мозга, но вышележащие отделы могут оставаться при этом полупарализованными.
При установке симуляции глухоты и экспертизе слуха нам важно, конечно, доказать в первую очередь существование сознательного слуха, потому что в большинстве случаев целью исследования является определение профессиональной пригодности данного лица. Однако диагноз расстройства или целости на других уровнях слухового пути может иметь прогностическое значение, так как процессы в корковых центрах часто имеют обратимый характер, чего нельзя сказать, например, о лабиринтной глухоте.
С функцией слуха тесно связана голосовая. Иннервация гортани, как известно, тоже двусторонняя благодаря перекресту волокон, соединяющих ядра блуждающего нерва в продолговатом мозгу с корковыми центрами; поэтому афония, сопровождающаяся бездействием обеих истинных голосовых связок, возможна только при двусторонних процессах в полушариях, что естественно для аффектогениых форм и нетипично для односторонних механотравм головы.
Таким образом, когда определяют ларингоскопически неподвижность обеих истинных голосовых связок при попытке исследуемого фонировать, то здесь более вероятна аффектотравма. Смешать такое состояние можно с двусторонним или односторонним параличом истинных голосовых связок при повреждении возвратного нерва или самого ствола блуждающего нерва, но тогда одновременно должна быть в наличии шейная рапа и, кроме того, при одностороннем параличе голос целиком не пропадает. а лишь изменяется в тембре, его сравнивают с «рыканием льва».
По А. И. Титову, наблюдаются следующие типы параличей голосовой мускулатуры: треугольный просвет (щель) в задней трети голосовой щели, т. е. гипофункция поперечной мышцы, иногда с выгибом края связки; овальный просвет в передних третях щели, т. е. гипофункции внутренней голосовой мышцы и комбинация всех суживателей вместе со смыканием ложных связок.
Артикуляционные (речевые) расстройства следующие: а) отсутствие «стремления к речеобразованию»; б) спастическая анартрия — повышение нервно-мышечной возбудимости — со стремлением к речеобразованию; в) дизартрия (речевой гиперкинез и спастическая дизартрия) и слоговые и буквенные расстройства.
Можно ли при помощи метода условных рефлексов установить что человек симулирует глухоту
Наиболее точной и научно обоснованной является методика исследования слуха, основанная на использовании условнорефлекторных реакций (условных рефлексов). Звуковые раздражения для выработки условных реакций (двигательная и вегетативная) применялись более 40 лет назад (В. М. Бехтерев, И. А. Арандаренко и др.).
В условиях работы в госпитале для ЛОР раненых и контуженых мы в связи со специальными задачами эту методику видоизменили и усовершенствовали. Для воспроизведения звуков мы пользовались генератором звука—аудиометром. Испытуемый слушал звуки через наушники. Пользуясь переключением, мы могли давать звук раздельно для правого и левого уха.
В качестве безусловного раздражителя применялся генерируемый санным аппаратом Дюбуа—Реймона ток, передаваемый на два пальца—указательный и средний. Двигательная реакция руки на ток регистрировалась на кимографе.
Там же регистрировались дыхательные движения грудной клетки и начало действия безусловного раздражителя. Для выработки условного рефлекса сначала давался звук, и через 1,5 секунды следовало раздражение током. Обычно после 10—30 сочетаний можно было видеть и дыхательный, и двигательный рефлексы. Рефлексы, как правило, вырабатывались на различные по высоте звуки.
Недостатком описанной методики является необходимость причинения боли. Т. В. Ковшарова в качестве безусловного раздражителя применяла распыленную струю воды, направленную в лицо испытуемому; звуковым раздражителем являлась разговорная речь. Порядок раздражений был такой: одновременно давался звуковой и световой сигнал, который длился 1—2 секунды; затем к нему присоединялось безусловное подкрепление, длившееся 2—3 секунды; оба раздражения одновременно прекращались.
После 10 сочетаний условная реакция считалась упроченной и испытуемому предлагался один звуковой ее компонент, т. е. давался звонок или произносилось какое-нибудь слово, например «желтый».
Глухие не давали условной реакции на слово или звонок, не сопровождаемые зажиганием лампочки. Ни увеличения длительности латентного периода, ни резких колебаний его величины как до предложения изолированного звукового сигнала, так и после него не наблюдалось. При притворной глухоте изменяется величина условной реакции на изолированный звуковой сигнал и самая форма двигательной реакции; наблюдаются выпадения.
Проявлением торможения является увеличение длительности латентного периода реакции больного на световое раздражение, возникающее после изолированного звукового раздражения. Это удлинение связано с повышением настороженности испытуемого и указывает, что данная им положительная реакция на звук правильно расценена им как обнаружение слуха; в связи с этим он сознательно удлиняет скрытый период, чтобы иметь возможность уточнить, сопровождает ли струя воды звуковой раздражитель.
Следовательно, рефлекс на звук и последующее удлинение скрытого периода свидетельствуют не только об отсут ствии истерической глухоты, но и о сознательной аггравации.
Профессиональный отбор и экспертиза в оториноларингологии. Выявление симуляции
Для выявления симуляции односторонней глухоты применяют следующие опыты.
1. Опыт Швартце — здоровое ухо закрывают пальцем или комочком ваты и проверяют слух с помощью разговорной речи. Симулянт думает, что при таком закрывании уха наступает полное его выключение, и не отвечает на вопросы.
2. Опыт Маркса — заглушают здоровое ухо трещоткой Барани и спрашивают, слышит ли пациент треск трещотки. Если отвечает, что слышит, значит он симулянт, так как вопрос можно услышать только мнимо глухим ухом, поскольку трещотка полностью выключает здоровое ухо.
3. Опыт Люце — в оба уха вводят разветвленную резиновую грубку, через которую произносятся слова; попеременно зажимаются ветви трубки — то идущую в слышащее ухо, то в мнимо глухое. Симулянт обязательно ошибется и иногда повторит слово, когда была пережата трубка, вставленная в здоровое ухо.
Экспертиза двусторонней глухоты.
При этом следует быть очень тактичным, расположить к себе испытуемого, проявить настойчивость и выдержку.
Существуют следующие опыты, позволяющие подтвердить или отвергнуть двустороннюю глухоту.
1. Проверяют безусловные рефлексы на звук:
а) ауро-пальпебральный рефлекс (Бехтерева), заключающийся в мигании век при действии звука;
б) ауро-пупиллярный рефлекс (Шурыгина) — быстрое сужение и медленное расширение зрачка при действии звука (интенсивность его должна быть не выше 100дБ). Но это только ориентировочные опыты.
2. Методика выработки условных рефлексов по Павлову. Впервые методика условных рефлексов для исследования слуховой функции была использована в клинике Н. П. Симановского в 1914 г. Его сотрудник П. Н. Арандаренко предложил для выявления симуляции полной двусторонней глухоты использовать сочетание звукового и болевого раздражителя: подается звук и одновременно подводится фарадический ток к стопе.
После многократных сочетаний подается только звук, симулянт отдергивает ногу. На этом же принципе основаны способы Паутова (звук сочетается с фарадическим током, подводимым к плечу) и Кутепова. Последний способ заключается в том, что испытуемый должен стучать карандашом по столу при дотрагивании до его плеча и произнесении слова «стук», здесь тактильный сигнал сочетается со словесным подкреплением. При образовании условной реакции один словесный приказ вызывает действие со стороны испытуемого.
3. Кроме методов условных рефлексов, существуют и другие способы выявления симуляции двусторонней глухоты, в частности опыт Говсеева и опыт Ломбарда.
Опыт Говсеева — это способ распознавания притворной глухоты, основанный на торможении восприятия тактильных ощущений при раздражении слухового анализатора. Выполняется он так: врач проводит по спине исследуемого, покрытой сложенным вчетверо полотенцем, поочередно рукой или щеткой. Исследуемый правильно отвечает, чем провели по спине.
Затем врач проводит одновременно рукой по спине исследуемого, а щеткой — по своему халату. Мнимоглухой в этом случае отвечает «щетка», т. е. он ошибается, а истинно глухой никогда не ошибется, он точно отличит прикосновение руки от щетки. Дело в том, что звук для слышащего человека является более сильным раздражителем, чем тактильное ощущение, а глухой руководствуется только тактильным ощущением.
Опыт Ломбарда основан на том, что человек контролирует интенсивность своей речи слухом. В шумной обстановке человек естественно повышает голос, чтобы окружающие слышали его. Опыт проводится следующим образом: исследуемому вставляют в уши трещотки Барани или оливы корректофона Деражне и предлагают читать вслух текст. Во время чтения включают звук. В момент заглушения ушей мнимоглухой начинает читать громче, а интенсивность речи истинно глухого при этом не увеличивается, он не усиливает голос.
Глухого, давно потерявшего слух, всегда можно отличить от слышащего человека и по характеру речи: он неправильно ставит смысловые ударения, его речь неэмоциональная, маловыразительная, смазанная.
Выявление симуляции и даже аггравации является довольно сложной задачей. При малейшем сомнении в правильности заключения эксперта вопрос решают в пользу обследуемого.
Темой «Профессиональный отбор и экспертиза в оториноларингологии» я заканчиваю лекции по нашей специальности. Прослушав их, вы познакомились с ее содержанием и местом среди других отраслей клинической медицины, с историей развития отечественной оториноларингологии и задачами, стоящими перед ней сегодня. В лекциях освещены клиническая анатомия, физиология и методы исследования большей части анализаторов, поскольку они начинаются в ухе, носу и глотке; рассмотрены и заболевания уха и верхних дыхательных путей.
При этом из большого числа болезней, составляющих ЛОР-патологию, выбраны лишь некоторые, а именно такие, которые по тем или иным причинам представляют собой проблему и отражают приоритетные направления в развитии специальности. Например, рассмотрен ряд заболеваний уха, имеющих большую социальную значимость, определяемую прежде всего развитием стойких нарушений слуха, к которым они приводят, — тугоухость и глухота затрудняют общение людей друг с другом, ограничивают их профессиональную и социальную деятельность.
Возникая у маленьких детей, тугоухость и глухота ведут к нарушению речи и даже глухонемоте. Хроническая вестибулярная дисфункция является одной из самых частых причин стойкой утраты трудоспособности у оториноларингологических больных, и, кроме того, она оказывается препятствием для овладения рядом профессий, в том числе военных. Именно поэтому лечение тугоухости, глухоты и вестибулярных расстройств, медицинская и социальная реабилитация больных, страдающих стойким нарушением слуха и вестибулярной дисфункцией, являются одними из важнейших проблем нашей специальности, ждущих решения.
То же можно сказать о патологии лимфаденоидного глоточного кольца, которая не является локальной, поскольку способствует развитию различных заболеваний организма, в том числе почек, суставов, сердечно-сосудистой системы. Понятно, что с тонзиллярной патологией должен быть хорошо знаком врач широкого профиля.
Только что приведенные примеры служат иллюстрацией принципа выбора темы для проблемной лекции. Они показывают также, что оториноларингология — специальность не узкая и а большей степени, чем какая-то другая, отвечает профилактической направленности медицины в целом.
В «Основных направлениях развития охраны здоровья населения и перестройки здравоохранения РФ в двенадцатой пятилетке и на период до 2000 года» отмечается, что в современной стратегии профилактической деятельности важное место принадлежит всеобщей диспансеризации населения. Как вы уже знаете из прослушанных лекций, хронический гнойный отит встречается у 1,3—2,4 %, а хронический тонзиллит — у 15,8 % взрослого и детского населения, следовательно, в осуществлении такого большого мероприятия государственного масштаба, каким является всеобщая диспансеризация, оториноларингологам отводится важная роль.
Хочется напомнить еще об одном обстоятельстве, которое существенно повысило значение нашей специальности. Это — космические полеты, особенно последних лет, когда от экипажа космического корабля требуется активная, напряженная, творческая деятельность. Здесь необходима идеальная работа всех систем организма и прежде всего вестибулярного анализатора. Только благодаря совершенствованию профессионального отбора, разработке специальных мер тренировки удается предупреждать развитие вестибулярной неустойчивости и обеспечить успешное выполнение программы при длительных космических полетах.
Ответы к задачам по биологии 665 (Часть 5)
576. И овальное, и круглое окно в костной капсуле улитки затянуты эластичной мембраной. Если бы эта мембрана стала жесткой, восприятие звуков резко нарушилось бы. Почему?
Ответ Овальное окно передает колебания слуховых косточек перилимфе. Круглое окно обеспечивает возможность смещения перилимфы под влиянием колебаний мембраны овального окна, так как мембрана круглого окна также способна выпячиваться. Если бы обе эти мембраны стали жесткими, то перилимфа не могла бы смещаться, так как жидкость несжимаема. Таким образом в обоих случаях не могло бы в конечном счете происходить раздражение волосковых клеток кортиевого органа и не происходило бы восприятие звука
577. КЧСМ является более низкой для слабых вспышек света. Определяли раздельно КЧСМ для палочек и колбочек. В каком случае величина КЧСМ оказалась выше?
Ответ В чем состоит основное различие палочек и колбочек применительно к условию задачи? Палочки более активны при низкой интенсивности освещения, а колбочки – при высокой. Поэтому КЧСМ для палочек будет ниже, а для колбочек – выше.
578. Резонансная теория слуха Гельмгольца предполагала, что восприятие различной высоты звука основано на том, что в зависимости от высоты звука возникают колебания различных участков основной мембраны – резонируют и возбуждаются волокна основной мембраны, имеющие различную длину. Однако эта теория была опровергнута и заменена другой (теория бегущей волны). Известны однако, опыты в лаборатории И. П. Павлова, в которых разрушение различных участков кортиева органа приводило к выпадению условных рефлексов на звуки соответственно низкой или высокой частоты. Не подтверждает ли это справедливость резонаторной теории?
Ответ Действительно, различные участки кортиевого органа обеспечивают восприятие звуков разной высоты. Но это еще ничего не говорит о механизме избирательного реагирования основной мембраны на звуковые волны разной частоты. Поэтому нужно использовать правило АСФ, которое основано на анализе не структур, а процессов. В эндолимфе возникает бегущая волна. Ее параметры зависят от частоты действующего звука. В зависимости от характера этой бегущей волны происходит выбухание различных частей основной мембраны, что определяется ее упругими свойствами. В результате возбуждаются разные волосковые клетки и возникает ощущение высоты звука. Этот механизм называется пространственным кодированием.
579. Если крыс приучают находить дорогу в лабиринте с многочисленными поворотами, то даже после выключения зрения, животные продолжают правильно проходить все повороты. Какую дополнительную операцию (одну из двух возможных) нужно сделать, чтобы крыса перестала ориентироваться в лабиринте?
Ответ Какие сенсорные системы организма работают при движении в лабиринте? Прежде всего зрительная. Но при прохождении каждого поворота возникают угловые ускорения и, следовательно, включается вестибулярная сенсорная система. Отчасти здесь участвует и проприоцептивная сигнализация. Нейроны соответствующих отделов КБП запоминают последовательность поворотов и их местонахождение. Если дополнительно разрушить у животного вестибулярный аппарат или связанные с ним отделы КБП, то ориентация в лабиринте полностью исчезнет.
580. Вкусовые сосочки содержат большое количество АХЭ. К какому типу рецепторов они относятся, первично- или вторичночувствующих?
Ответ АХЭ расщепляет АХ, который является медиатором, осуществляющим связь между рецепторными клетками. Таким образом наличие АХЭ характерно для вторичночувствующих рецепторов, каковыми и являются рецепторы вкуса.
581. Чтобы проверить, заряжена ли батарейка, электроды ее полюсов прикладывают к языку. На чем основан этот старинный способ?
Ответ Электрический ток вызывает деполяризацию мембран рецепторных клеток. Кроме того, он может вызвать электрофоретическое движение ионов. В результате возникает возбуждение во вкусовых сосочках языка и ощущение кислого вкуса.
597. Некоторые люди при подготовке доклада, лекции, публичного выступления предпочитают проговаривать текст вслух. Другие произносят текст про себя, но при этом ходят по комнате. Чем можно объяснить такие различия в поведении с физиологических позиций?
Ответ Есть разные виды памяти. Они классифицируются по различным признакам, в частности, по модальности воздействия – зрительное, слуховое, кинестетическое. Одни люди лучше запоминают то, что увидели, другие – то, что услышали, а третьи – то, что было связано с какими-то движениями тела. Этим и объясняется различное их поведение, описанное в задаче. К сожалению, эта физиологическая особенность далеко не всегда учитывается в педагогике. А ведь в соответствии с ней одному ученику лучше всего показать, другому – рассказать, а третьему – дать что-то сделать руками.
598. Если человек должен войти в комнату, где, как ему заранее известно, находится злая собака, то сразу же после открывания двери он предпримет какое-то действие в зависимости от поведения собаки. Но, если вместо ожидаемой собаки в комнате окажется компания попугаев или большая свинья, то наш испытуемый, пусть на небольшое время, но «замрет», хотя ничего страшного нет. Почему? При поиске ответа вспомните о функциональной системе поведенческого акта по П. К. Анохину.
Ответ. Акцептор действия в функциональной системе поведенческих актов работает по следующему принципу. Перед совершением действия в мозгу формируется модель ожидаемого результата. После того как действие произведено, акцептор сравнивает модель с реальным результатом. Если совпадения нет, требуется какое-то время на анализ происшедшего и выработку нового поведенческого акта.
599. В литературе описан больной, который, испытывая гнев при разговоре с кем-либо, замахивался на собеседника одной рукой и тут же, чтобы удержать эту руку от удара, хватал ее другой рукой. Какая структура в головном мозге этого больного была поражена патологическим процессом?
Ответ Быстрее всего задачу можно решить, если применить последовательно правила АСС и АСФ. Понятно, что всегда, когда мы имеем дело с правым и левым (разные руки), то следует думать о функциональной асимметрии полушарий. За эмоции отвечает правое полушарие, за логический анализ – левое. У здорового человека любая ответная реакция возникает в результате взаимодействия полушарий, которые в каждом случае между собой «договариваются». У больного же наблюдалось разобщение – каждое полушарие реагировало независимо от другого. Значит, связь между полушариями была нарушена. А она осуществляется через мозолистое тело. Именно в нем и развился какой-то патологический процесс.
600. Серотонинэргичные нейроны голубого пятна в заднем мозгу могут оказывать тормозящее влияние на РФСМ. Как изменяется это взаимодействие при переходе человека от сна к бодрствованию?
Ответ При переходе к бодрствованию состояние коры становится активным. Важнейшую роль в этом играют восходящие активирующие влияния со стороны РФСМ. Чтобы они проявились, тормозящее влияние нейронов голубого пятна на РФСМ должно значительно уменьшиться. При переходе ко сну картина будет обратной.
601. Известно явление активного, отдыха, установленное еще Сеченовым И. М. по отношению к мышечной работе. Справедлива ли эта закономерность и для умственной деятельности?
Ответ. Они знают, что при умственном утомлении, например, при решении математических задач, работе на компьютере и т. п. лучше не просто отдыхать, ничего не делая, а переключиться на другой вид умственной деятельности – сыграть легкую партию в шахматы, решить кроссворд и т.д. По этой же причине некоторые педагоги считают, что более эффективным для студентов будет прослушать две часовых лекции по разным предметам, чем двухчасовую по одному и тому же предмету.
602. Один из способов борьбы с алкоголизмом в свое время состоял в выработке соответствующего УР. В чем заключалась сущность этого УР?
Ответ. Условный раздражитель – прием алкоголя. Безусловный раздражитель – какой-либо препарат, вызывающий рвоту. При выработке УР прием небольшой дозы алкоголя подкрепляется через некоторое время введением рвотного препарата. Это сочетанное воздействие повторяют до тех пор, пока вид и запах алкоголя станут вызывать рвотный рефлекс
603. Если кошке протянуть палец, она обнюхает его. Этот опыт можно повторить несколько раз, пока кошка перестанет обращать внимание на Ваши манипуляции. У собак такое «исчезновение интереса» обычно наступает быстрее. У кого из животных в данном опыте сильнее выражены нисходящие корковые влияния?
Ответ Система «ориентировочный рефлекс». Интересующий нас элемент – угасание этого рефлекса при повторных воздействиях. Они вызывают в КБП аналитический процесс, в результате которого устанавливается отсутствие биологически важного сигнального значения у повторяющегося раздражителя. После этого КБП тормозит данный ориентировочный рефлекс. В нашем примере это торможение сильнее выражено у собаки.
604. В любом виде спортивных эстафет спортсмен имеет право начать прохождение своего этапа только после того как участник предыдущего этапа передаст ему эстафету. В беге – это эстафетная палочка, в плавании – касание рукой стенки бассейна. Иногда пловец, стоящий на стартовой тумбочке, не выдерживает и прыгает в воду до того как его товарищ по команде успел коснуться стенки. Какой вид условного торможения ослаблен у такого пловца?
Ответ Вид пловца, приближающегося к месту старта, является условным раздражителем для участника, стоящего на тумбочке. Подкрепление – касание стенки бассейна рукой плывущего. Однако момент подкрепления отставлен на значительное время. С каждым взмахом рук плывущего момент подкрепления приближается, но ответная реакция – прыжок в воду – должна тормозиться до самого последнего взмаха. Это пример запаздывающего торможения. Он аналогичен стоянию в очереди. Хочется купить товар, получить билет и т. п. поскорее, но приходится ждать. Особенно трудно дается этот вид торможения холерикам.
606. Для проверки предположения о наличии у данного вида животных цветного зрения ставили следующий эксперимент. Вырабатывали УР на свет зеленой лампы мощностью 100 ватт и диффереицировку на свет красной лампы мощностью 150 ватт. Дифференцировку выработать удалось. Подтверждает ли этот результат гипотезу о наличии у данного животного цветного зрения?
Ответ. Внимательно проанализируем условие задачи. Условные раздражители различались не только по цвету, но и по силе. Вполне возможно, что дифференцировка выработалась именно на интенсивность света, а не на цвет. Опыт поставлен некорректно. Его нужно повторить таким образом, чтобы уравнять все параметры раздражения, кроме цвета.
605. Как доказать в эксперименте на животном, что данный орган, например, почка, может управляться сигналами, поступающими из КБП?
Ответ. Наиболее простой и наглядный способ доказательства состоит в выработке УР. Известно, что при этом замыкание временной связи происходит обязательно в КБП. Значит, если удастся выработать такой УР, который приводит к изменению работы изучаемого органа, то это свидетельствует о том, что сигналы, изменяющие эту деятельность, приходят из КБП. Применительно к данной задаче опыт выглядит так. Сначала вызовем БР. Будем вводить в организм собаки значительные количества жидкости, допустим, физиологический раствор. Введение, конечно, должно быть искусственным, например, внутривенно. Оно приведет к увеличению диуреза.
Затем перед водной нагрузкой будем каждый раз включать индифферентный раздражитель – свет, звонок, метроном и т. п. После определенного числа сочетаний одно только включение условного раздражителя начинает вызывать увеличение диуреза. Значит, УР выработался и на вопрос задачи получен положительный ответ.
Аналогичные результаты получены в исследованиях на грудных младенцах. После начала прикармливания ребенка различными молочными продуктами оказывается, что через некоторое время после повторных кормлений его из бутылочки допустим, кефиром, один вид бутылочки начинает вызывать такие изменения в компонентах мочи, которые характерны именно для данного пищевого продукта.
607. Можно ли при помощи метода УР установить, что человек симулирует глухоту?
Ответ Различия только в преследуемой цели. В данном случае нужно доказать, что человек слышит звук, используя для этого реакцию, которую он не может контролировать. Например, выработаем оборонительный УР на любой звук (звонок, трещотка, метроном, свисток и т. п.). Для этого будем подкреплять звуковое воздействие ударом электрического тока в руку или вливанием в рот раствора кислоты. Через некоторое время обнаружится, что при включении звука испытуемый отдергивает руку (непроизвольно) или у него увеличивается слюноотделение. Если удалось выработать УР на звук, значит, симулянт его слышит, хотя и отрицает это
608. В лаборатории был установлен такой вроде бы странный факт. Изучали влияние высокой температуры среды на угашение оборонительного УР у собак. Для этого проводили несколько опытов, в которых вызывали УР при обычной температуре. В одном из ряда таких опытов производили угашение УР путем неподкрепления условного раздражителя безусловным. Отмечали, через какое время УР после неподкрепления полностью угасал. Контрольные опыты ставили в каждом эксперименте при высокой температуре среды. В нем также производили угашение УР путем неподкрепления. Затем повторяли опыты при обычной температуре и т. д.
Необычный результат заключался в том, что если в обычных условиях угашение происходило, как это известно, волнообразно с постепенным и достаточно медленным исчезновением УР, то при высокой температуре обнаружилось нечто непонятное. Начиная с третьего – четвертого опыта после первого же неподкрепления УР исчезал и не появлялся ни разу до конца данного эксперимента. Исследователям довольно быстро удалось установить причину очередной «собачьей хитрости». Попробуйте и Вы сделать это.
Ответ И в данном случае собака установила связь пищевого подкрепления с «непредусмотренным» раздражителем, который включался непосредственно перед подкреплением, а не за 30 секунд до него, как «нормальный» условный раздражитель – свет лампы. Дело в том, что поворотный механизм при включении работал с характерным шумом. Этот шум и стал условным сигналом немедленной подачи пищи. Образно говоря, можно сказать, что мозг собаки стал реагировать не на первый звонок в театре, а на третий. После смазки механизма шум исчез и восстановилась нормальная картина УР.
610. Почему при исследовании влияния высокой температуры среды на ВНД собак используют различные виды двигательных УР, но не слюноотделительные?
Ответ Как и в большинстве подобных случаев – обратное. Чем отличается состояние собаки в условиях высокой температуры среды от обычных условий? Среди многих реакций на действие тепла выберем ту, которая наиболее близка к условию задачи. Это – резкое усиление слюноотделения, аналогичное выделению пота у человека. В обычных же условиях, без действия каких-либо специфических раздражителей (например, пищевых) слюна у собак не выделяется. Из этого понятно, что при тепловых воздействиях нельзя использовать работу слюнных желез у собаки в качестве индикатора величины УР.
611. В специальных исследованиях было показано, что интенсивность энергетического обмена у человека можно увеличить условно – рефлекторным путем. Так, если рабочий в свой выходной день находился в цеху и только наблюдал за работой других, то энергетический обмен у него возрастал. Однако для проявления этого эффекта необходимо было соблюсти еще одно условие. Какое?
Ответ Строго говоря, это задача на недостаточность информации. Но можно попытаться восполнить пробел. Для этого нужно сразу же отвергнуть все предположения, связанные с различными случайными причинами, и подумать над сущностью вопроса. Если испытуемый должен не просто находиться в цеху, где работают люди, но при этом следует соблюдать еще одно условие, значит, условный раздражитель является комплексным, то есть, содержит несколько компонентов. Одни из них имеется – рабочая обстановка в цеху. Подумайте, какой еще элемент системы «работа в цеху» необходим, чтобы максимально приблизить наблюдаемую обстановку к собственно работе?
Человек в цеху работает не сам по себе, а в составе своей бригады. Поэтому, если испытуемый наблюдал за работой именно своей бригады, обмен энергии увеличивался. Но такой эффект отсутствовал, если наблюдение велось за работой других бригад.
612. Инстинкты представляют собой цепь врожденных безусловных реакций, в которых окончание предыдущей реакции является сигналом для последующей. Например, некоторые виды ос так заботятся о своем потомстве.
Оса находит жертву, обычно это крупное насекомое, и жалит его точно в нервный ганглий. Добыча парализуется, но остается живой. После этого оса подтаскивает добычу к норке, входит в нее для обследования, выходит, берет лежащую рядом жертву, вносит ее в норку, откладывает прямо в добычу яички и улетает. Вышедшие из яичек личинки обеспечены питанием в виде живых консервов, которыми питаются достаточно долго и весьма осмотрительно, оставляя жизненно важные участки тела жертвы только на самый конец. В эксперименте был наглядно показан автоматический характер всех этих сложных реакций. Как это было сделано?
Ответ ВВ тот момент, когда оса заползала в норку, чтобы обследовать ее, добычу отодвигали на некоторое расстояние от входа. Выйдя из норки, оса, как того требовала последовательность реакций, снова подносила добычу ко входу. Но теперь раздражитель «добыча у входа» требовал включения очередной реакции «обследовать норку». Во время обследования добычу снова отодвигали и так повторялось 20-30 раз, пока оса не улетала, так и не добившись нужного результата. Опыт убедительно доказывает врожденный, жестко закрепленный характер инстинктивных реакций. Такие реакции биологически целесообразны и оправданы, но только в естественных условиях. Лишь те организмы, которые обладают высшими формами поведения, способны приспосабливаться к самым разнообразным изменяющимся условиям.
613. Электроконвульсивный шок вызывает у животного ретроградную амнезию. Оно забывает ранее выработанный навык. Подобным же действием обладают некоторые препараты. Как, используя какое-либо из этих средств, определить продолжительность кратковременной памяти?
Ответ Исходя из сущности кратковременной памяти, нужно определить время, необходимое для того, чтобы следы восприятий, оставшиеся после каких-либо воздействий, были переведены в долгосрочную память. Образно говоря, это время, необходимое для того, чтобы книга, которая находится у нас в руках, была поставлена на полку, где она будет долго храниться и перечитываться по мере надобности. Для определения этого времени будем вызывать шок или вводить препарат через короткие промежутки времени – 2, 5, 10, 20, 30 секунд после первой реализации вырабатываемого навыка (например, вскакивание крысы на специальную полочку после сигнала болевого воздействия). Далее следует найти то максимальное время, после которого воздействие еще приводит к забыванию навыка. Это и есть продолжительность краткосрочной памяти. Свыше этого времени амнезия не возникает, так как соответствующая информация уже передана в долгосрочную память.
614. Докажите, что на ранних стадиях выработки УР происходит иррадиация возбуждения в КБП.
ОтветНужно доказать что в системе «КБП» возбуждение первоначально возникает не только в тех элементах (нейронах), к которым непосредственно адресован условный раздражитель. Например, если вырабатывается УР на тон «ми», то при отсутствии иррадиации только он будет вызывать условную реакцию, допустим, выделение слюны. В действительности же на ранних стадиях выработки УР слюна будет выделяться и на действие других тонов – «ре, фа, соль» и т.д. И лишь после ряда повторений слюна станет выделяться только на тон «ми». После иррадиации возбуждения произойдет его концентрация
615. Как доказать, что выделение слюны у собаки при виде и запахе мяса является условнорефлекторной, а не врожденной реакцией? Почему такие УР называются натуральными?
Ответ Новорожденный щенок мяса еще не ест, поэтому на нем нельзя провести проверку. Но, если через некоторое время после рождения щенка кормить любой пищей, но никогда не давать ему мяса, то при первом знакомстве со столь вкусной едой слюна выделяться не будет. Если же мясо хотя бы однажды съедено, то в дальнейшем один вид и запах его будут вызывать слюноотделение. Таким образом данный рефлекс не врожденный, но в естественных условиях вырабатывается «сам собой». Поэтому подобные рефлексы называются натуральными, в отличие от искусственных УР, образуемых в эксперименте.
616. У собаки выработали двигательный УР. Для этого после включения мигающего света (условный раздражитель) наносили на лапу болевое раздражение ударом тока. Постепенно увеличивали интервал между условным и безусловным раздражителем и довели его до 10 секунд. УР заключался в том, что при включении света собака поднимала лапу и этим разрывала электрическую цепь, предохраняя себя от болевого раздражения. Если лапа не поднималась, то в момент подкрепления ток включался. Теперь требуется провести хроническое угашение УР. Как это сделать? Ведь особенность методики такова, что собака сама выключает болевое подкрепление и поэтому «не знает», давалось оно или нет.
Ответ Система «угашение УР». Ее варианты – хроническое угашение и острое угашение. Острое угашение мы не можем применить по условию задачи. А хроническое угашение в чистом виде провести нельзя, ибо из-за особенности методики собака «не знает», что подкрепление не производилось. Но попробуем объединить оба способа угашения. С одной стороны будем повторно включать мигающий свет, не подкрепляя его током – хроническое угашение. С другой стороны удлиним время действия условного раздражителя с 10 секунд до 20-30. В таком варианте угашение УР удается вызвать
617. Как в эксперименте на человеке доказать наличие явления обобщения во второй сигнальной системе, используя метод УР?
Ответ Обобщение связано с использованием понятий, носящих объединяющий характер по отношению к ряду конкретных объектов. Например, яблоко, груша, слива, абрикос – фрукты. Реакции во второй сигнальной системе связаны с действием словесных раздражителей. Так, можно выработать УР – двигательный, сосудистый, мигательный и т.д. на слово «воробей», «ласточка», «соловей» и т. п. После упрочения УР он может быть вызван обобщающим словом – «птица». Степень такого обобщения у человека весьма велика. Например, УР, выработанный на слово «плохо» можно воспроизвести словом «война» и т. п.
618. Как выработать у собаки комплексный УР на время и обстановку?
Ответ. Для выработки УР на время нужно давать подкрепление в строго определенное время дня. Аналогично для выработки УР на обстановку подкрепление производят в строго определенной обстановке, например, в одной и той же комнате в углу. Поэтому при выработке комплексного УР нужно при подкреплении комплексного условного раздражителя (время и обстановка) безусловным (пища) сочетать оба фактора, входящих в комплексный раздражитель. Конкретно это делают, например, следующим образом. Собаку приводят в комнату № 1 в 10 час. утра и не кормят. Собаку приводят в комнату № 2 в 6 час. вечера и тоже не кормят. Собаку приводят в комнату № 2 в 10 час. утра и кормят. После выработки УР слюноотделение будет появляться только в последнем варианте опыта.
619. На двух собаках ставили такие опыты. У одной исследовали пищевые УР (1-я серия опытов), а затем вызвали у нее невротическое состояние и повторили исследование (2-я серия). У второй собаки сразу вызвали аналогичное невротическое состояние и затем исследовали такие же УР (1-я серия), после чего провели успешное медикаментозное лечение и повторили исследование (2-я серия). На какой из двух этих собак были получены следующие результаты?
Условный раздражитель – звонок.
Изменяли силу условного раздражителя, измеряемую в децибелах.
1-я серия 2-я серия
Сила (дБ) 60 70 80 90 100 60 70 80 90 100
Величина УР (капли слюны) 34 39 31 22 14 32 38 45 53 44
Ответ Даны величины УР при действии условных раздражителей разной силы. В этом случае будет иметь место закон силовых отношений: при усилении условного раздражителя величина УР возрастает, но до определенного предела. В первой серии нарушение этого закона, связанное с возникновением запредельного торможения, произошло при силе звука 80 дБ, а во второй серии при силе в 100 дБ. Значит, во второй серии работоспособность нервных клеток оказалась более высокой. Отсюда вывод – представлены результаты исследования, проведенного на второй собаке, когда после лечения состояние животного улучшилось.
620. И. П. Павлов описал случай психического расстройства у студента, который после окончания духовной семинарии поступил на медицинский факультет университета. Заболевание возникло и стало прогрессировать во время занятий в университете. По рекомендации врачей юношу перевели на гуманитарный факультет. После этого постепенно восстановилось нормальное состояние и он смог продолжать обучение. К какому типу ВНД можно отнести этого человека?
Ответ Взаимодействуют системы «студент» и «условия обучения». Какой элемент в системе «условия обучения» изменился и тем самым изменил узел пересечения? Установить это нетрудно. Сначала книги духовного содержания, молитвы, умиротворение, а потом – лягушки, кровь, трупы. Очевидно, у молодого человека был резко выражен инертный тип нервной системы (флегматик). Такие люди обычно тяжело переносят значительные изменения жизненных условий и плохо к ним приспосабливаются. Обучение же на гуманитарном факультете гораздо ближе к духовному образованию, что и способствовало выздоровлению.
621. У четырех групп крыс многократно вызывали стрессовое состояние путем иммобилизации. В первой группе крысы находились в этом состоянии 70% от продолжительности суток, во второй – 40 %, в третьей – 15 % и в четвертой – 5 %. После окончания эксперимента определили устойчивость организма по отношению к другим нагрузкам в каждой из четырех групп крыс. В какой группе устойчивость оказалась наиболее высокой?
Ответ. В задаче приведены данные реального исследования. Они подтверждают важное общефизиологическое положение – чрезмерные нагрузки вызывают ослабление организма, снижение его сопротивляемости, но и минимальные нагрузки также приводят к снижению устойчивости, так как не происходит необходимая тренировка защитных сил организма, включение компенсаторных, адаптивных механизмов. Поэтому понятен результат исследования, когда наиболее устойчивыми оказались животные не четвертой, как можно было подумать, а третьей группы, которые подвергались умеренным, но не минимальным стрессовым воздействиям. Следовательно, отрицательные эмоции, хотя и неприятны, но будучи умеренными для данного организма, способствуют повышению его устойчивости.
622. Как известно, длительная гипокинезия приводит к появлению целого ряда нарушений в организме. При прочих равных условиях где гипокинезия более опасна – на Земле или в космическом корабле? Почему?
Ответ Какое главное отличие условий космического полета по сравнению с земными усугубляет эффект гипокинезии? Это невесомость, которая дополнительно и в значительной степени уменьшает нагрузки на опорно-двигательный аппарат. Это приводит, в частности, к выходу кальция из костей и другим неблагоприятным сдвигам. Поэтому для космонавтов разрабатываются специальные комплексы физических упражнений, чтобы противостоять действию гипокинезии.
623. Человека необходимо адаптировать в действию температуры среды 50° С.
Однако, когда его поместили в камеру с такой температурой, довольно быстро наступили явления истощения и опыт пришлось прекратить. Поэтому в дальнейшем был разработан специальный режим тренировки, который позволил достаточно быстро достигнуть необходимого уровня тепловой устойчивости. На каком принципе был основан примененный режим? Никакие дополнительные воздействия, например, медикаментозные, не применялись.
Ответ Один из важных принципов адаптирования организма к действию больших нагрузок – постепенное увеличение силы воздействия. В этом проявляется закономерность термодинамического подхода, а именно: системе легче переходить от одного стационарного состояния к другому, если расстояние между этими состояниями не слишком велико. Поэтому применили режим с постепенным увеличением температуры в камере. Не сразу 50 градусов, а сначала 30, потом 35, потом 40 и т. д. Если сравнивать процесс адаптации организма к любым воздействиям с подъемом на очень крутую гору, то можно сказать, что наилучший результат будет достигнут, если подниматься по лестнице, причем высота и ширина ее ступенек должны быть подобраны в соответствии с индивидуальными особенностями каждого данного организма.
624. В литературе описаны такие случаи. В семье кто-то заболел и оказалось, что болезнь очень опасна. От больного это приходится скрывать. Через некоторое время у кого-то из родственников, вынужденных так себя вести, возникает нервное расстройство. К какому типу ВНД скорее всего относятся такие люди?
Ответ Когда человек вынужден подавлять в себе какие-либо эмоции, это вызывает перенапряжение процесса торможения. Наиболее уязвимы в этом отношении представители двух типов нервной системы – меланхолики и холерики.
631. На каком объекте легче вызвать гладкий тетанус – на икроножной мышце лягушки или летательной мышце шмеля?
Ответ Прежде всего в задаче употреблен не совсем корректный термин «легче». Каждый может понять его по своему. Поэтому в подобных случаях обязательно нужно уточнить – что же имеется в виду. В данной задаче под словом легче подразумевается – при меньшей частоте раздражения. Тогда условие задачи понятно, но недостаточно. Если о продолжительности одиночного сокращения икроножной мышцы лягушки можно узнать в любом учебнике физиологии, то в отношении летательных мыши шмеля о ней можно только догадываться В этом и состоит недостаточность информации в данной задаче. Оказывается, летательные мышцы шмеля могут давать до тысячи одиночных сокращений в секунду. Тогда понятно, что вызвать в них гладкий тетанус трудней, чем в икроножной мышце лягушки, так как потребуется очень большая частота раздражений.
632. При определении ЖЕЛ у физически тренированного юноши ее величина составила 4 800 мл, а у нетренированного того же возраста – 5 200 мл. Нет ли ошибки в измерениях?
Ответ Величина ЖЕЛ у здоровых людей зависит не только от степени тренированности, но и от роста. А о нем в задаче не говорится. Если у испытуемых большая разница в росте, а точнее в размерах тела, то ошибки в измерениях нет.
633. При внутриклеточном раздражении мышечного волокна постоянным током надпороговой величины волокно не сокращается в ответ на замыкание тока. Можно ли утверждать, что волокно утратило возбудимость?
Ответ Задача некорректна в связи с недостаточностью информации. Следует указать, какой полюс находится внутри волокна. Если это катод, то возбуждение не сможет возникнуть и в нормальном волокне
634. Во взятой у человека пробе крови обнаружено десять миллиардов лейкоцитов на литр. Эта величина выше нормы. Следует ли думать о наличии патологического процесса, например, воспаления?
Ответ Нужно уточнить, в каких условиях брали кровь. Если после еды, интенсивной физической работы, эмоционального возбуждения, то обнаруженный лейкоцитоз является физиологическим. Всегда следует помнить, что не бывает физиологических показателей вообще, а есть показатели в данных конкретных условиях.
635. На возбудимую клетку наносят два надпороговых раздражения с интервалом 2 мс. Сколько ПД будет зарегистрировано – один или два?
Ответ Если второе раздражение попадет в АРП, то на него ответа не будет. Но продолжительность АРП значительно различается у различных возбудимых тканей. Поэтому необходимо уточнить, какую именно возбудимую клетку раздражают, узнать, какова продолжительность АРП в клетках данного типа и только после этого дать ответ.
636. После перелета на самолете из пункта А в пункт В у человека в течение нескольких дней наблюдались различные дискомфортные явления. Может ли воздушное путешествие вызвать столь продолжительный эффект?
Ответ Нужно уточнить, на каком расстоянии друг от друга находятся пункты А и В. Если их разделяет несколько часовых поясов, то потребуется перестройка суточных ритмов, которая у многих людей идет с трудом. Возникают явления десинхроноза, длящиеся некоторое время.
637. Длина аксона, иннервирующего мышцу, составляет один метр. В эксперименте блокируют мионевральные синапсы через 0,01 с после возникновения возбуждения в теле нервной клетки, от которой отходит аксон. Сократится ли мышца?
Ответ Необходима дополнительная информация о том, какие волокна входят в состав аксона. После этого можно провести сравнительный анализ. Если речь идет о скелетной мышце, то в аксонах, иннервируюших эти мышцы, скорость проведения большая – до 120 м/с и в таком случае мышца успеет сократиться. Если же мышца гладкая, то в соответствующих аксонах скорость проведения мала и сокращение в условиях эксперимента не произойдет.
638. Для перфузии изолированного сердца кролика был приготовлен раствор Рингер – Локка, содержащий все необходимые компоненты. Однако вскоре после начала перфузии сердце остановилось. На другом сердце в аналогичных условиях эксперимента тоже произошла остановка вскоре после начала перфузии. Какая ошибка была допущена?
Ответ Недостающая информация может относиться или к особенностям сердца, или к особенностям раствора. Поскольку и на другом сердце был получен такой же эффект, следует думать о растворе. Все необходимые компоненты по условию задачи в нем имеются. Чего же недостает? Опыт ставится на сердце теплокровного животного. В таком случае раствор должен иметь температуру 38 градусов. Но об этом в условии ничего не сказано. Поэтому остается предположить, что раствор не был подогрет.
639. Если наложить два электрода на поврежденный и неповрежденный участки мышцы и соединить их с высокочувствительным стрелочным гальванометром, то можно зарегистрировать ток покоя. Если в качестве электродов использовать просто обычные медные провода, то один из них может оказаться окисленным. В таком случае получится пара из двух разнородных металлов и прибор покажет артефакт – не ток покоя, а ток, возникший из-за разности потенциалов, образовавшейся в месте прикосновения двух различных металлов к нерву – проводнику второго рода. Можно ли установить истину (ток покоя или артефакт), используя только имеющийся прибор?
Ответ Отправную точку для рассуждений дает правило АРР-ВС. Имеется две системы – «мышца» и «электроды». Главные элементы этих систем, которые попадают в узел пересечения, – это «окисленный участок электрода» и «поврежденный участок мышцы». Проще всего установить истину, если оба электрода наложить на неповрежденные участки мышцы. Если электрод окислен, то гальванометр покажет наличие артефакта. Если же электрод не окислен, то будет обнаружено отсутствие тока. Но при препаровке небольшие участки мышцы могут оказаться поврежденными, хотя внешне это может быть незаметно. В этом случае вопрос останется по прежнему открытым. Более надежен и изящен второй способ. Применим правило САС. Если данный электрод окислен, то под ним всегда будет возникать потенциал определенного знака, независимо от того, на каком участке мышцы находится электрод. Точно так же, если данный участок мышцы поврежден, то в нем всегда будет отрицательный потенциал, независимо от электрода. Поэтому для уверенного ответа на вопрос нужно просто поменять электроды местами. Если дело было в электроде, то после перемены мест электродов знаки зарядов поменяются и ток пойдет в противоположном направлении. При этом стрелка гальванометра отклонится примерно на ту же величину, но в другую сторону. Это подтвердит наличие артефакта. Если же дело не в электродах, то независимо от их местоположения неповрежденный и поврежденный участки мышцы сохранят свои заряды и стрелка отклонится в ту же сторону. Значит, зарегистрирован истинный ток покоя. В чем же тогда недостаточность информации? Она состоит в том, что для регистрации не только величины, но и направления тока нужен гальванометр с нулем посередине шкалы. А об этом в условии задачи ничего не сказано.
640. У членистоногих роль крови выполняет гемолимфа, которая содержит дыхательные пигменты – гемоглобин или гемоцианин. Однако у насекомых таких пигментов в гемолимфе нет. Чем объяснить эту их особенность?
Ответ Об этом уже говорилось в некоторых аналогичных задачах. При трахейном дыхании, присущем насекомым, воздух поступает через систему трахей прямо к тканям. Поэтому нет необходимости в дыхательных пигментах. Но о недостаточности информации можно говорить лишь условно. Она имеет место только для тех, кто не знает, что у насекомых трахейное дыхание.
641. У собаки выработан пищевой УР. В одном из опытов в момент подкрепления условного раздражителя безусловным (дача мясного порошка) собака, вместо того чтобы сразу начать поглощать столь вкусную пищу, проявила отчетливую ориентировочную реакцию и только после этого с большой задержкой во времени начала есть. В чем дело?
Ответ Ситуация аналогична – акцептор действия обнаруживает несовпадение модели ожидаемого результата с реальным. Почему такая ситуация возникла в данной задаче? Очевидно, что подкрепление внезапно оказалось не таким, как всегда. Действительно, в опыте произвели экстренную замену обычного подкрепления (сухарный порошок) необычным – мясной порошок.
642. Взято некоторое количество лимфы, оттекающей от миокарда одной собаки, и введено в коронарные сосуды другой. Что произойдет с этой второй собакой?
Ответ Сразу видно, что задача на недостаточность информации. Действительно, сама по себе лимфа не может вызвать какие-либо вредные последствия. Значит, необходимо уточнить, в каком состоянии находилась первая собака. Если в обычном – ничего особенного не произойдет. Если же, например, у первой собаки вызвали острую ишемию миокарда и взяли лимфу в этом состоянии, то в ней окажется множество токсичных продуктов, поступивших в лимфу из ишемизированной ткани. Тогда введение такой лимфы может привести к тяжелым последствиям вплоть до гибели животного.
651. На нервное волокно типа А подействовали препаратом, который значительно повышает величину МП, но не влияет на КУД. Как изменилась возбудимость волокна?
652. У животного, находящегося в условиях высокогорья, определяли величину ДК. Она оказалась равной 0,94. Какой можно сделать вывод о характере веществ, преимущественно окислявшихся в организме?
Ответ Если величина ДК близка к единице, значит, окислялись главным образом углеводы. Сведения же об условиях высокогорья излишни, ибо они никак не используются для решения, а могут только усложнить его.
653. При изучении с диагностической целью активности пищеварительных ферментов у пациента учитывали следующие показатели: условия питания, время суток, когда производили анализ, физическую выносливость. Какие из этих показателей имеют значение для оценки полученных данных, а какие нет?
Ответ Активность ферментов может оказаться измененной в связи с заболеванием или в зависимости от определенных физиологических факторов. Так, на ней могут сказаться особенности питания или особенности суточных ритмов. Сведения же о физической выносливости могут пригодиться для оценки состояния сердца, но в данном случае эта информация будет избыточной.
654. Гладкую мышцу обработали препаратом, повышающим ее возбудимость, а в область ганглия, от которого отходят постганглионарные волокна к этой мышце, ввели ингибитор АХЭ. Преганглионарное волокно раздражают с частотой 50 имп/с. Какова будет реакция мышцы?
655. Испытуемый после двухминутной гипервентиляции задержал до предела дыхание на выдохе. Затем после отдыха он приседал в течение двух минут, после чего снова задержал дыхание, но уже на вдохе. В каком случае задержка была более длительной?
Ответ На вдохе задержка дыхания всегда дольше, чем на выдохе. Но разница между содержанием в крови углекислого газа после гипервентиляции и физической нагрузки столь велика, что этот фактор во много раз перекрывает различия между этой разницей после вдоха и выдоха. Поэтому после гипервентиляции продолжительность задержки значительно увеличивается, а то что она проводилась на вдохе или на выдохе в данном случае несущественно. Эта информация избыточна.
656. Из двух испытуемых один ярко выраженный сангвиник, другой – флегматик. У обоих выработаны прочные двигательные УР. На зеленый свет – нажатие на рычаг левой рукой, на красный свет – нажатие на другой рычаг правой рукой. У сангвиника избыточный вес, у флегматика – нормальный. При исследовании указанных УР регистрировали время от подачи сигнала до ответной реакции нажатия на рычаг. В одном из очередных опытов провели переделку сигнального значения условных раздражителей. Теперь на красный свет надо было нажимать левой рукой, а на зеленый – правой. Как в этом опыте изменилось время реакции и у кого из испытуемых в большей степени?
Ответ Подвижность нервных процессов у сангвиника выше, чем у флегматика. А переделка сигнального значения условных раздражителей как раз и является одним из тестов для определения этого свойства нервной системы. Такая переделка всегда представляет определенную трудность для нервной системы. Это находит отражение в том, что латентные периоды условных двигательных реакций при переделке сначала увеличиваются, причем в большей степени у флегматика. У сангвиника переделка происходит быстрей и величина латентного периода реакций поэтому возвращается к исходной быстрее, чем у флегматика. Но вес тела не имеет к этому никакого отношения и информация о нем избыточна.
657. Наибольшей чувствительностью ухо человека обладает по отношению к звукам частотой 2,5-3,0 кГц. Порог болевой чувствительности 135-140 дБ. Как определить этот порог в эксперименте?
Ответ Не следует путать порог чувствительности (раздражения) и порог болевой чувствительности. Слабые звуки лучше всего воспринимаются на частоте 1-4 кГц. А болевые ощущения зависят от силы звука. Именно она является определяющей, а не частота. Поэтому для определения порога болевого ощущения можно брать тон в большом диапазоне частот. Главное условие – усиливать силу звука до тех пор, пока не возникнет ощущение боли.
658. В опыте на скелетной мышце установили, что ее хронаксия составляла 0,3 мс, при этом раздражающий импульс имел напряжение 1,5 В. Через 5 с Нанесли повторное раздражение напряжением 0,85 В и продолжительностью 4 с. Сократилась ли мышца?
Ответ Хронаксию определяют при силе тока равной удвоенной реобазе. Значит, реобаза равна 1,5 : 2 = 0,75 В. Следовательно, в повторном опыте сила раздражения была несколько больше реобазы. Полезное время примерно в 10 раз больше хронаксии и в нашем случае случае составляет 3 мс. Значит, при повторном раздражении ток был несколько больше реобазы, а время действия тока несколько больше, чем полезное. Тогда возбуждение должно было возникнуть и мышца сократилась. Какая же информация избыточна? То, что повторное раздражение нанесено через 5 с. У нас нет никаких оснований по условию задачи полагать, что за это время в состоянии мышцы что-то изменилось. Такая подробность только уводит в сторону от сущности задачи.
659. В лабораторию доставлен новый пищевой продукт. Провели следующие исследования: определен химический состав продукта (процентное содержание белков, жиров, углеводов, минеральных солей, воды), удельный вес. Затем сожгли навеску этого продукта в калориметрической бомбе и определили, сколько потребляется кислорода и выделяется углекислого газа при полном окислении 200 грамм его. Какие из перечисленных данных могут быть использованы для суждения об энергетической ценности данного продукта?
Ответ Сжигание в калориметрической бомбе дает непосредственный ответ в калориях или джоулях. Тот же результат можно получить расчетным путем, узнав химический состав продукта. По данным газового анализа можно вычислить ДК и далее пользоваться калорическим эквивалентом кислорода. Во всех этих случаях будет определена энергетическая ценность продукта. Но сведения об удельном весе продукта излишни.
660. В одной пробирке находится 3 мл раствора поваренной соли концентрацией 0,2 %, а в другой 2 мл такого же раствора, но с концентрацией 0,15 %. В каждую пробирку вносят по две капли крови. Где произойдет гемолиз?
Ответ В обеих пробирках среда резко гипотонична. Значит, в каждой из них произойдет полный гемолиз. Остальные подробности излишни и никакой роли в решении не играют.
661. Двум собакам ввели внутривенно по 200 мл холодного физраствора. Вес первой собаки 14 кг, вес второй – 39 кг. Первая собака длинношерстная, вторая – короткошерстная. У обеих собак после введения указанной жидкости возникла холодовая дрожь. У какой из собак дрожь была выражена сильнее?
Ответ Холодный физраствор охлаждает и кровь. Холодная кровь действует на терморецепторы гипоталамуса и вызывает дрожь. Чем больше охлаждена кровь, тем сильнее дрожь. Это доказано специальными опытами и является одним из примеров регуляции по отклонению. Температура и количество введенного раствора для обеих собак одинаковы. Однако масса второй собаки почти в три раза больше, чем у первой. Соответственно в ее организме больше крови. Поэтому добавленный в одинаковых количествах холодный физраствор в большей степени изменит температуру крови первой собаки. Исходя из этого можно предположить, что при прочих равных условиях холодовая дрожь будет больше выражена у первой собаки. Что касается длины шерсти, то это влияет на потери тепла, но не на степень охлаждения крови в условиях опыта. Данная информация является избыточной.
662. Экспериментальное животное перевели на диету с повышенным содержанием белка, а затем стали вводить регулярно избыточные количества гормонов коры надпочечников. Через некоторое время исследование закончили, животное вскрыли и исследовали состояние надпочечников. Что было обнаружено?
Ответ В условии задачи содержатся три существенных положения: 1 – характер диеты; 2 – регулярное введение избыточных количеств гормона; 3 – исследование производилось на вскрытии, поэтому могли изучаться только морфологические показатели. Исходя из этого, начнем решение. На белковый обмен оказывают влияние глюкокортикоиды. Поэтому при увеличении содержания белков в диете можно было бы ожидать увеличение секреции этих гормонов. Однако в опыте вводили животному также и избыточные количества гормонов коры надпочечников. Один из общих физиологических принципов состоит в том, что при слишком малых нагрузках на орган в нем возникают явления гипотрофии и даже атрофии (см. задачу № 538). При искусственном введении в организм избыточных количеств гормона какой-либо железы ее клеткам уже не нужно вырабатывать собственный гормон, так как он имеется в избытке. Поэтому в железе постепенно развиваются атрофические явления, которые и могут быть обнаружены на вскрытии. На этом фоне информация об особенностях диеты оказывается избыточной, так как не влияет на окончательный ответ.
663. Для ликвидации явлений кессонной болезни у водолаза, быстро поднятого с большой глубины на поверхность, его поместили в компрессионную камеру. Регистрировали следующие показатели внутри камеры – процентное содержание кислорода, давление воздуха, температуру тела. Какие из этих показателей имеют значение для ликвидации проявлений кессонной болезни?
Ответ Для ликвидации проявлений кессонной болезни нужно быстро убрать из крови выделившиеся при поднятии водолаза пузырьки азота. Повышение давления в камере с пострадавшим способствует повторному растворению азота в крови. После этого давление медленно снижают и выделяющийся азот теперь успевает выводиться с выдыхаемым воздухом. Таким образом повышение давления в камере является главным фактором. Температура тела также влияет на растворение газов, но в значительно меньшей степени, так как пределы ее изменений существенно ограничены. Этот показатель имеет небольшое значение. И уж совсем незачем измерять процентное содержание кислорода в воздухе, так как оно никак не влияет на растворимость азота. Но, разумеется, кислорода должно быть достаточно, если пострадавший будет долго находиться в камере.
664. Если поставить ножку звучащего камертона на сосцевидный отросток, то звук будет слышен даже при закрытом наружном слуховом проходе благодаря костной проводимости. После прекращения ощущения звука в данном опыте человек закрыл глаза и поднес камертон к открытому слуховому проходу. Будет ли теперь слышен звук?
Ответ Чем отличается воздушная проводимость от костной? Первая выражена лучше. Поэтому в описанном опыте после поднесения камертона к открытому слуховому проходу ощущение звука может вновь появиться. Закрывание же глаз не повлияет на костную или воздушную проводимость. В данном случае эта информация избыточна.
Дотошный читатель может спросить – «а почему же некоторые люди, слушая музыку, закрывают глаза?» Вопрос вполне уместен. Для ответа на него применим правило САС. В условии задачи сравнивается воздушная и костная проводимость, как таковые. Закрывание глаз на эти чисто физические процессы не влияет. При слушании же музыки сравнивается состояние человека, которого от восприятия звуков могут отвлекать различные зрительные раздражители (глаза открыты) и не могут отвлекать (глаза закрыты). Почувствуйте разницу, как говорится в столь любимой нами рекламе.
665. Лягушки могут длительное время находиться в виварии без пищи, особенно зимой. Как изменится у такой лягушки центральное время рефлекса, если провести локальное нагревание синаптических областей?
Ответ Мы имеем дело с простейшей системой «рефлекторная дуга». Центральное время рефлекса зависит главным образом от процессов, происходящих в синапсах, и имеющих химическую природу. Следовательно, при повышении температуры они будут ускоряться и центральное время рефлекса уменьшится. Голодание же не имеет прямого отношения к данным особенностям синаптической передачи. Значит, сведения о нем – это избыточная информация.