Можно ли считать что декрет о земле выполнил требования крестьян
Задание: Дайте оценку первым декретам Советской власти.(документ 1 и 2)
Документ 1
Декрет о земле Съезда Советов Рабочих и Солдатских Депутатов. 26 октября 1917 г.
1. Помещичья собственность на землю отменяется немедленно без всякого
выкупа.
2. Помещичьи имения, равно как все земли удельные, монастырские,
церковные со всем их живым и мертвым инвентарем, усадебными
постройками и всеми принадлежностями переходят э распоряжение
волостных земельных Комитетов и уездных Советов Крестьянских
Депутатов впредь до Учредительного собрания.
3. Какая бы то ни была порча конфискуемого имущества, принадлежащего
отныне всему народу, объявляется тяжким преступлением, караемым
революционным судом. Уездные Советы Крестьянских Депутатов
принимают все необходимые меры для соблюдения строжайшего порядка
при конфискации помещичьих имений, для определения того, до какого
размера |участки и какие именно подлежат конфискации, для составления
точной описи всего конфискуемого имущества и для строжайшей
революционной охраны всего переходящего к народу хозяйства на земле со
всеми постройками, орудиями, скотом, запасами продуктов и проч.
4. Для руководства по осуществлению великих земельных преобразований,
впредь до окончательного их решения Учредительным собранием, должен
повсюду служить следующий крестьянский наказ, составленный на
основании 242 местных крестьянских наказов.
5. Земля рядовых казаков и крестьян не конфискуется.
Документ 2.
Декрет о мире Съезда Советов Работа и Солдатских Депутатов. 26 октября 1917года.
Рабочее и крестьянское правительство, созданное революцией 24-25 октября и опирающееся на Советы Рабочих, Солдатских и Крестьянских Депутатов, предлагает всем воюющим народам и их правительствам начать немедленно переговоры о справедливом демократическом мире.
Такой мир предлагает Правительство России заключить всем воюющим народам немедленно, выражая готовность сделать без малейшей оттяжки тотчас же все решительные шаги впредь до окончательного утверждений всех условий такого мира полномочными собраниями народных представителей всех стран и всех наций.
Под аннексией или захватом чужих земель Правительство понимает сообразно правовому, сознанию демократии вообще, и трудящихся классов в особенности, всякое присоединение к большому или сильному государству малой или слабой народности без точно, ясно и добровольно выраженного согласия и желания этой народности.
Продолжать эту войну из-за того, как разделить между сильными и богатыми нациями захваченные ими слабые народности, Правительство считает величайшим преступлением против человечества и торжественно заявляет свою решимость немедленно подписать условия мира, прекращающего эту войну на указанных равно справедливых для всех без изъятия народностей условиях.
Вместе с тем Правительство заявляет, что оно отнюдь не считает вышеуказанных условий мира ультимативными, то есть соглашается рассмотреть и всякие другие условия мира, настаивая лишь на возможно более быстром предложении их какой бы то ни было воюющей страной и на полнейшей ясности, на безусловном исключении всякой тайны при предложении условий мира.
Тайную дипломатию Правительство отменяет, со своей стороны выражая твёрдое намерение вести переговоры совершенно открыто перед всем народом, приступая немедленно к полному опубликованию тайных договоров, подтверждающих или заключённых правительством помещиков и капиталистов с февраля 25 октября 1917 года. Всё содержание этих тайных договоров. Правительство объявляет безусловно и немедленно отмененным.
Вопросы:
— Можно ли считать, что Декрет о земле выполнил требования крестьян, сформировавшиеся после отмены крепостного права?
— В чем, на ваш взгляд, состояла политическая привлекательность декретов?
Таким образом. Сегодня мы с вами на уроке рассмотрели события осени 1917 года, познакомились с первыми декретами Советов, рассмотрели характеристику нового политического режима. Сегодня существует много точек зрения на революционные события 1917 года.
Сторонники монархических взглядов считали, что Февраль положил начало катастрофе, а в Октябре страна рухнула в пропасть. Власть большевиков ввергла Россию в анархию, а в дальнейшем привела к миллионам смертей, духовному распаду. Либералы, эсеры и меньшевики полагали, что Советская власть снова закабалила народ – установила не диктатуру пролетариата, а “диктатуру над пролетариатом”. Сами большевики считали, что только советская власть отвечает коренным интересам народа, только она обеспечила спасение от экономической катастрофы, ликвидировала эксплуатацию, открыла путь к демократии и социальной справедливости. Многие историки склоняются к тому, чтобы не разделять “Февральскую” и “Октябрьскую” революции. Целесообразнее говорить о Российской революции 1917 года. Наша Родина стала полем для невиданного эксперимента. Было положено начало новому государству – советскому. В завершении нашей работы, для закрепления ваших знаний выполним задания:
Задание: проанализируйте высказывания известных исторических деятелей – современников событий октября 1917, какую оценку они давали произошедшей революции. Выпишите в тетрадь
Декрет о земле
Один из самых знаменитых революционных лозунгов большевиков, гласил: «Фабрики – рабочим! Земля – крестьянам!». Во многом благодаря этим заманчивым обещаниям, революционерам удалось добиться поддержки самого многочисленного слоя населения России – крестьян. Селяне, на протяжении долгих лет мечтавшие о переделе помещичьих земель, ожидали от новой власти полной отмены частной собственности и запрета на использование наемного труда. Понимая, насколько важно завоевать одобрение крестьянского населения, Ленин разработал и предложил специальный закон, удовлетворяющий все требования сельских общин. Документ был спешно принят уже на следующий день после захвата власти большевиками 26 октября (8 ноября по новому стилю) 1917 г. и получил название «Декрет о земле».
Черный передел и другие предвестники «Декрета о земле»
Предпосылки к принятию «Декрета о земле» появились задолго до прихода к власти большевиков. После февральской революции 1917 года и свержения монархии в России, недовольные своим положением крестьяне ожидали от Временного правительства аграрной реформы. Однако ее не последовало и уже к началу осени многие сельские общины отказались подчиняться новой власти, приступив к самовольному захвату земли помещиков и зажиточных крестьян. Самозахват получил название «крестьянская революция» и особенно стремительно разворачивался в Центральной России.
Благодатной почвой для крестьянской революции стали популярные среди сельских жителей идеи «черного передела» и «естественного права». Согласно этим идеям, земля считалась средством выживания, подаренным людям самой природой. Ее сравнивали с воздухом, водой и солнечным светом, которые нельзя присваивать и отчуждать. Среди людей даже появилось устойчивое выражение: «Земля ничья – земля Божья». Крестьяне полагали, что уже по праву рождения они могут пользоваться землей, обрабатывать ее и получать прибыль. Исходя из такого видения, главными врагами становились помещики, дворяне и зажиточные крестьяне, владеющие большими земельными наделами.
Однако по закону разделить дворянские угодья было невозможно. Не желая выглядеть грабителями и бандитами, в августе 1917 года лидеры сельских общин сформулировали и издали документ, получивший название «Крестьянские наказы». В этом документе было подробно описано, чего требуют крестьяне от власти и как видят свои права на землю.
Всего документ включал 242 крестьянских наказа, которые были опубликованы на страницах газеты «Известия Всероссийского Совета Крестьянских Депутатов». Среди основных положений «Крестьянских наказов» можно выделить следующие:
По мнению большинства историков, понимая, что остановить крестьянскую революцию они не смогут, большевики решили ее возглавить.
Положения «Декрета о земле»
«Декрет о земле» стал одним из первых законов, принятых большевиками после прихода к власти. Документ был разработан В.И. Лениным и принят Вторым Всероссийским Съездом Советов Рабочих и Солдатских Депутатов. По существу, нормативный акт содержит всего четыре положения:
Таким образом, большевики принимали и выполняли все требования крестьян, всецело поддерживая крестьянскую революцию. На основании земельного декрета в деревнях формировались комитеты деревенской бедноты (комбеды), которые были уполномочены заниматься отчуждением земельных ресурсов и прочего имущества. Однако вопреки указам Ленина, передел коснулся не только дворянских угодий, но и зажиточных крестьянских семей, отрубников и хуторян.
Последствия принятия «Декрета о земле»
Сельские общины приняли декрет с воодушевлением. Передел дворянских земель должен был решить проблему малоземелья, с которой на протяжении многих десятков лет сталкивались простые крестьяне. Согласно «Декрету о земле» в их пользование должно было быть передано 150 миллионов десятин сельскохозяйственных земельных наделов.
Однако вскоре выяснилось, что эта цифра завышена и всего конфискации подлежало 90 миллионов десятин. Из них только 8 миллионов принадлежали настоящим помещикам. Остальные земли были отобраны у казаков и зажиточных крестьян, имевших купчие. Кроме того, значительная часть отобранной земли представляла собой болота, непроходимые леса и топи, непригодные для ведения сельскохозяйственной деятельности. Велика была также доля земельных наделов, расположенных в Сибири и на Дальнем Востоке, где проблем с землей крестьяне не испытывали.
Сельское население, ожидавшие значительного увеличения площади крестьянских участков, было разочаровано. После принятия декрета реальная площадь крестьянского надела увеличилась всего на 1-2 десятины. При этом большинство новых пользователей не имели необходимого инвентаря для обработки полученной земли. Ситуацию также усугубляло то, что безработное городское население массово перебиралось в деревню, стремясь получить земли. Также в село возвращались демобилизованные солдаты.
В результате, на месте крупных хозяйств, производивших качественную сельскохозяйственную продукцию, образовались тысячи мелких крестьянских наделов. Большинство из новых «карликовых» хозяйств были неспособны производить необходимую стране продукцию, в виде хлеба, круп, овощей, мяса и молока. В упадок пришло животноводство, а сбор урожая сократился почти в три раза по сравнению с дореволюционными показателями. Многие крестьяне едва могли прокормить свои семьи, не имея избытков на продажу. Это привело к страшному голоду в городах.
Когда охваченная гражданской войной страна буквально погибала от голода, большевицкое правительство перешло к решительным мерам в виде политики продразвертки. Специально созданные продовольственные отряды насильственно изымали у крестьян запасы хлеба и других продуктов питания. Это вызвало массовые крестьянские волнения и саботаж. В знак протеста многие крестьяне осознанно сокращали посевы и прекращали обрабатывать земли. Все это серьезно отразилось на показателях сбора хлебов. Вместо 644 миллионов центнеров, собранных в 1917 году, уже через 4 года собрать удалось только 254,8 миллионов центнеров зерна.
Публикации
Первая глава историко-правового проекта РАПСИ посвящена правам крестьян и земельному вопросу. После революционных событий 1917 года крестьяне попытались устроить собственную революцию. Захватывая помещичьи земли, они требовали от властей вернуть законы более чем тысячелетней давности. Выдающуюся историю появления большевистского «Декрета о земле» и правовых последствий его применения, рассказывает в семнадцатой части своего расследования кандидат исторических наук, депутат Госдумы первого созыва Александр Минжуренко.
Осенью 1917 года российские крестьяне, не дождавшись от властей аграрной реформы, приступили к самовольному массовому захвату помещичьих земель. В Центральной России развернулась самая настоящая крестьянская революция – тот самый «черный передел», о котором мечтали в селах на протяжении многих поколений. Временное правительство было не в состоянии погасить это движение, и оно приобретало все более широкий размах.
Объясняя мотивы своих действий, крестьяне не желали выглядеть простыми грабителями. Они утверждали, будто они «имеют полное право» разделить между собой дворянские угодья.
О каком праве идет речь? Разумеется, никаких писаных законов, позволяющих крестьянам производить захват не принадлежащей им земли, в природе не существовало. В данном случае, сами того не ведая, крестьяне опирались фактически не на положения позитивного права, а на теорию естественного права. Только толковали ее по-своему. Если эта теория полагала, что целый ряд прав человека принадлежит ему от рождения, и они являются неотъемлемыми, то крестьяне добавляли в классический перечень этих прав, кроме права на жизнь и свободу, еще и свое право на землю.
Исходя из такого толкования, праздный помещик, конечно же, не считался крестьянами законным обладателем земельных угодий. И они полагали, что следует восстановить ту «русскую правду» относительно владения землей, которая якобы и существовала в Древней Руси.
Вряд ли малограмотные крестьяне достоверно знали историю своей страны и ведали о том, что их земли – земли совершенно свободных крестьян – в древние времена действительно «незаконно» захватили феодалы. Но мифы о том «золотом веке» вольного пользования всей землей в крестьянской среде имели хождения. И в правовую культуру российских крестьян так и вошло с давних пор представление о том, что их права были когда-то попраны. А теперь они их, мол, только восстанавливают.
Большевики, готовясь к государственному перевороту, объективно стояли перед выбором: либо, взяв в руки власть, ввести жизнь на селе в законные рамки, либо принять крестьянское захватное движение как неотвратимое явление и способствовать ему, завоевывая тем самым авторитет у самого многочисленного слоя населения России.
Собственно, они уже сделали свой выбор еще до октября: своими лозунгами и призывами большевики подталкивали крестьян на бесправные самовольные действия. Ленин поступал согласно известному старинному принципу: если не можешь остановить массовое движение – возглавь его.
Уже в ходе октябрьского вооруженного восстания Ленин готовит свой «Декрет о земле», который и принимает тут же II съезд Советов. Документ составлен наспех и не представляет собой действительно детально разработанный нормативный акт. Собственно, в нем было всего два «несущих» пункта. Они гласили:
«1) Помещичья собственность на землю отменяется немедленно без всякого выкупа.
2) Помещичьи имения, равно как все земли удельные, монастырские, церковные, со всем их живым и мертвым инвентарем, усадебными постройками и всеми принадлежностями, переходят в распоряжение Волостных Земельных Комитетов, Уездных Советов Крестьянских Депутатов, впредь до разрешения Учредительным Собранием вопроса о земле».
Как видим, уж очень кратко и декларативно в этом декрете говорится о том, что делать с землей. Поэтому было ясно, что при реализации его на практике встанет много вопросов. И здесь Ленин не утруждает себя созданием корректного правового документа (некогда), а прикладывает к кратчайшему декрету как неотъемлемую его часть «Крестьянские наказы». Интересно, что они были опубликованы еще в августе на страницах совсем небольшевистской газеты «Известия Всероссийского Совета Крестьянских Депутатов». Этот текст составлен редакцией на основании 242 крестьянских наказов, поступивших из разных мест Европейской России.
Данный документ очень интересен тем, что является сборником положений, которые раскрывают представления крестьян об их правах на землю. Да, они соглашаются с тем, что «Вопрос о земле, во всем его объеме, может быть разрешен только всенародным Учредительным Собранием». В этой фразе, правда, угадывается редактура со стороны эсеров, так как простые крестьяне не особенно были озабочены формой принятия нужных им законов. И следующий текст как раз говорит о том, что, невзирая на высказанное уважение к будущему законодательному органу, крестьяне фактически выдвигают Учредительному собранию свои требования, причем в категорической форме. Тут виден намек на то, что любое другое решение они не приемлют.
Перечень этих требований начинается с очень выразительных слов: «Самое справедливое разрешение земельного вопроса должно быть таково». И после этой ультимативной преамбулы в адрес Учредительного собрания идут все пункты наказа. Рассмотрим только самое основное.
«1) Право частной собственности на землю отменяется навсегда; земля не может быть ни продаваема, ни покупаема, ни сдаваема в аренду либо в залог, ни каким-либо другим способом отчуждаема… Вся земля отчуждается безвозмездно, обращается во всенародное достояние и переходит в пользование всех трудящихся на ней.
6) Право пользования землею получают все граждане Российского государства, желающие обрабатывать ее своим трудом, при помощи своей семьи, или в товариществе, и только до той нормы, пока они в силах ее обрабатывать. Наемный труд не допускается.
7) Землепользование должно быть уравнительным, т.е. земля распределяется между трудящимися, смотря по местным условиям, по трудовой или потребительной норме.
8) …Земельный фонд подвергается периодическим переделам в зависимости от прироста населения».
Ну, в общем, как в дофеодальную эпоху, как в VIII–IX веках. Вот так крестьяне понимали свои права. Они мечтали вернуться туда, в славную старину, устные предания о которой дожили и до XX века. Они старались не замечать того, что товарно-денежные рыночные отношения уже давно проникли и в их среду, а не были каким-то враждебным внешним фактором.
Крестьяне хотели сохранить себя именно в прежнем качестве как сельских хозяев, не принимая во внимание того, что рост производительности труда и появившееся аграрное перенаселение неминуемо должны были привести к значительному сокращению числа земледельцев. Неизбежное «раскрестьянивание» они понимали, как понятие равнозначное слову «гибель».
Ясно, что включенный в состав «Декрета о земле» свод пожеланий крестьян России был наивной утопией. Претворение этих наказов в жизнь так или иначе все равно бы привело к обезземеливанию большинства земледельцев и к сосредоточению земли в руках эффективных менеджеров.
Понимал ли это Ленин, придавший «наказам» силу закона? Разумеется, понимал. Но из чисто политических соображений он поддакнул этим бесхитростным мечтаниям крестьян и пообещал им реализовать их «наказы» на практике.
Фактически «Декрет о земле» не регулировал правоотношения в аграрной сфере страны, а предоставил развернувшемуся стихийному крестьянскому движению полную свободу действий. Органы крестьянского самоуправления получили широчайшие права в решении земельного вопроса.
Вышло так, что крестьяне действовали как бы на основании декрета, основную часть которого – «наказы» – они написали сами. И крестьяне повсеместно явочным порядком реализовывали свои права так, как они их понимали. Государство до поры до времени устранилось от вмешательства в дела и проблемы деревни.
Продолжение читайте на сайте РАПСИ 16 января.
Можно ли считать, что декрет о земле выполнил требования крестьян, сформировавшиеся после отмены крепостного права?
Можно ли считать, что декрет о земле выполнил требования крестьян, сформировавшиеся после отмены крепостного права?
Шел второй день Великой Октябрьской социалистической революции.
В 2 часа ночи 8 ноября (26 октября по ст.
Второй Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов принял Декрет о земле.
Декрет отменял помещичью собственность на землю без выкупа и передавал помещичьи, удельные, монастырские, церковные земли в распоряжение волостных земельных комитетов и уездных Советов крестьянских депутатов.
Земли рядовых крестьян и казаков не конфисковались.
Отменялось право частной собственности на землю.
Запрещались продажа, аренда и залог земли.
Вся земля объявлялась всенародным достоянием.
Земельные участки с высококультурными хозяйствами и хозяйственный инвентарь земель передавались в пользование государства или общин.
Право пользования землей получили все граждане при условии обработки ее своим трудом, семьей или в товариществе без наемного труда, на основе уравнительного землепользования – при свободном выборе его форм, в том числе и артельной.
По Декрету о земле крестьяне России получили бесплатно 150 миллионов десятин земли, были освобождены от уплаты 700 миллионов рублей золотом ежегодно за аренду земли и от долгов за землю, достигших к этому времени 3 миллиардов рублей.
Принятие Декрета о земле обеспечило широкую поддержку Советской власти крестьянством.
«Декрет о земле» и самоубийство русского крестьянства, растянутое во времени.
«Крестьянин (мужик, землепашец, земледелец, селянин, поселянин, сельский обыватель)— сельский житель, занимающийся возделыванием сельскохозяйственных культур и разведением сельскохозяйственных животных как своей основной работой.
Неотъемлемые признаки крестьянина: работа на земле, проживание в деревне или селе, регулирующая роль традиции во всех сферах жизни.» (С)
Отличие крестьянина от фермера в том, что крестьянин основную часть произведённой продукции потребляет в своей семье. Именно русские крестьяне XV—XVII веков стали основой формирования современного русского народа. К началу 20 века произошло расслоение крестьянства. Крестьяне разделились на бедноту, середнячество и кулачество. Это разделение весьма условное, но будем его придерживаться ради привычного удобства. Предпосылкой для ВОСР считается нерешенный вопрос о земле, который должен был обеспечить миллионы крестьян за счет, как принято считать, справедливого изъятия помещичьих, монастырских земель в пользу общинного крестьянства.
Ожидания крестьян на получение таким образов «прирезков» земли были сильно преувеличены: предполагалось получение «прирезков» в 5, 10 или даже 40 гектаров, тогда как на самом деле, по расчётам ещё царского министра земледелия А. С. Ермолова, прирезки должны были составить всего 0,8 гектара. Но поделить площади помещичьих земель на число крестьянских хозяйств, под которыми подразумевались бедняки и середняки, было для крестьян непосильной научной задачей. Распространённое представление о том, что в предреволюционной Российской империи большая часть земли находилось в собственности помещиков, также сильно преувеличено. После отмены крепостного права в 1861 году дворяне начали постепенно терять собственность на неё. Земля переходит главным образом в собственность крестьянских общин, а также богатых купцов и крестьян-единоличников. На 1905 год в собственности крестьян (общинной или единоличной) находится 61,8 % частновладельческой земли, к концу 1916 г. – уже до 90 %, те по разным источникам от 80 до 90%.
Воспользовавшись слабостью Временного правительство мужики начинают действовать. Н.Н. Суханов пишет: «И мужик начал действовать сам. Делят и запахивают земли, режут и угоняют скот, громят и жгут усадьбы, ломают и захватывают орудия, расхищают и уничтожают запасы, рубят леса и сады, чинят убийства и насилия. Это уже не „эксцессы“, как было в мае и в июне. Это — массовое явление»
Так как Временное правительство не собирается одобрять «аграрные беспорядки», крестьянство всё сильнее начинает склоняться к поддержке партии эсеров с её доктриной «социализации земли». С июля 1917 года эсеры, а затем и большевики призывают деревни «брать землю». Для этих партий действовал принцип: чем хуже, тем лучше и общее стремление на плечах русского малограмотного крестьянства ворваться во власть. Для этих целей все средства были хороши и партии закрывали глаза на откровенный бандитизм. Самозахваты далеко не ограничивались только помещичьими землями; зачастую их жертвой становились «отрубы», т.е. те же самые крестьяне-единоличники, вышедшие из крестьянских общин во время земельной реформы Столыпина. Имели место и случаи столкновений между различными деревнями. Т.е. налицо обычный русский бунт, бессмысленный и беспощадный, который во всех советских учебниках характеризовался, как справедливое исполнение многовековых чаяний русского народа. Сомнительно, чтобы христианский народ много веков вынашивал чаяния совершить грехи, однозначно запрещаемые и осуждаемые Библией. Хотя соблазн был велик. « Слышь, завтра идем жечь помещика. Если мы не сделаем это завтра, послезавтра это сделают мужики соседней деревни. Общество его приговорило. Ты будешь дураком, если упустишь шанс набрать подводу добра».
Трудно назвать мужиков, приезжавших громить помещичьи усадьбы крестьянской беднотой. Были у погромщиков и подводы и лошади, причем не в единственном экземпляре, так что погромщиков никак не назовёшь «безлошадными». И вот крестьянин, крещеный, ходивший в церковь на исповедь, вместе со всеми идет и грабит, а может и убивает, потому что грех общества – не грех. Проходит каких-то 12 лет и та же власть, что натравливала крестьян на своих соседей и с помощью крестьянских голосов укрепилась во власти в России, объявляет этих же крестьян кулаками или подкулачниками, выгоняет с семьями из изб и высылает в гиблые места.
Но до этого был знаменитый «Декрет о земле», по которому земля теряла свою товарную ценность, переставала быть объектом наследования, заклада, купли-продажи и переводилась из общинной и личной собственности в государственную под распоряжение местных Советов.
Принято считать, что эта идея почерпнута из крестьянского наказа, составленного на основании 242 местных крестьянских наказов редакцией «Известий Всероссийского Совета Крестьянских Депутатов» и опубликованный в номере 88 этих «Известий» (Петроград, № 88, 19 августа 1917 г.).
Официальная советская история никогда не упоминала, кем конкретно были подписаны эти 242 наказа, что полностью изменили жизнь миллионов крестьян, стоят ли за ними реальные люди, или это сфабрикованная партийной редакцией фальшивка.
Принято считать, что эти шаги Советской власти были произведены в интересах беднейшего крестьянства в союзе с середнячеством и направлены против помещиков, купцов, кулаков.
Но факты говорят о том, что вряд ли все крестьяне-середняки были сильно рады изъятию земли из личной собственности.
Процитирую официальную архивную справку, подготовленную по запросу родственницы в Смоленском Государственном Архиве.
В архивной справке имена, отчества и возраст всех указаны в соответствии с документами, даты до 1918 г. даны по старому стилю. Фамилии в документах не указаны.
Ф. 48. On. 3. Д. 368. Л. 120 об.-121, 128 об.-129 (1891); Д. 369. Л. 98 об.-99 (1892); Д. 370. Л. 404 об.-405 (1893); Д. 372. Л. 875 об.-876 (1895); Оп. 4. Д. 270. Л. 1209 об.-1210 1242 об.-1243 (1897); Д. 272. Л. 534 об.-535 (1898); Д. 273. Л. 224 06.-225 (1900); Д. 339. Л. 516 об.-517 (1903); Д. 1010. Л. 947 об.-948 (1905); Д. 1012. Л. 1178 об.-1179 (1907); Д. 1015. Л. 873 об.-874, 906 об.-907 (1910); Д. 1017. Л. 165 об.-166 (1912); Д. 1019. Л. 350 об.-351 (1914); Д. 1020. Л. 793 об.-
794 (1915); Ф. Р-653, Он. 9. (Св. 29). Д. 6. Л. 2, Л. 3-3 об., Д. 65. Л. 73.» (С)
Переводя площади земельных участков из десятин в гектары, получаем, что помимо сельхоз. Орудий и скота всех видов, в хозяйстве имелось 4.3 га общинной земли и 3.9 га купленной. Посмотрите на фото. Похож этот человек на паука-кровопийцу, врага трудового народа? Нет, это и был трудовой народ. Что дал Декрет о земле Сергею? Сначала еще 1 десятину помещичьей земли, и через 12 лет полное изъятие всей и общинной и купленной на свои деньги земли? И нас хотят уверить, что именно этого и хотел крестьянин-середняк?
Уже в начале 1918 года становится ясно, что надежды на получение значительных «прирезков» были сильно преувеличены, к дальнейшему усугублению хаоса приводит массовое прибытие в деревни дезертиров с фронта, резко возросшее с ноября 1917 года. В ходе «чёрного передела» было уничтожены немногие наиболее эффективные имения, в которых помещики или богатые купцы вели хозяйство по передовым европейским методикам, причём урожайность в таких имениях могла превосходить урожайность на крестьянских землях до 50 %. Например, было уничтожено соседнее с бабушкиной деревней имение, занимавшееся семеноводством и вся волость осталась без семенного материала.
На продовольственном рынке воцаряется мелкий товаропроизводитель, который не горит желанием снабжать дешевой сельхозпродукцией городское население. Государство с таким отношением к пролетариату мириться не может. Таким образом, крестьянство само себе подписывает смертный приговор, который начинает исполняться в 30-ые годы во время коллективизации самыми жестокими и насильственными методами. Крестьянские дети в рядах карательных органов и РККА занялись борьбой с крестьянами.
В годы Советской власти общинное крестьянство продолжает существовать в форме колхозов и совхозов, но насильственное превращение крестьян в сельхозрабочих, с вытравливанием из их сознания любви к земле, крестьянскому труду, семье, крестьянским традициям сделало общинное землепользование непопулярным. До сих пор, уже многое годы после прекращения существования Советской власти, в России нет желающих организовывать коммуны, основанные на совместной обработке земли и распределения полученной продукции «по справедливости». Да и физически деревня обезлюдела. Нет и этих деревень и уже невозможно исправить сделанную Советской властью ошибку, в основе которой лежали ошибочные представления необразованной крестьянской массы, ложные идеологические взгляды и стремление большевиков любой ценой закрепиться во власти.