Можно ли считать что опричнина укрепила самодержавную форму правления в россии
Как опричнина укрепила самодержавие на Руси
Зимой 1565 года страну накрыла семилетняя «тьма кромешная» – опричнина. О ее причинах, ходе и последствиях спорят уже не одно столетие. Явление опричнины уже стало мифом, живущим параллельно с исторической правдой.
Тысяча лучших слуг
Известно, что в 1550 году Иван Грозный раздал подмосковные поместья тысяче «лучших слуг», среди которых оказались и худородные дворяне, и родовитые князья. От новых подмосковных помещиков требовалось немного: всегда быть «под рукой» и в нужный момент исполнить поручение государя. Именно такие люди пригодятся Ивану Грозному, когда он решит ввести опричнину: надежные, проверенные, готовые отдать «долг».
Чем руководствовался Иван Грозный, когда принимал решение о введении опричнины?
Широко известно мнение о его желании отомстить, а также о «сумасшествии» царя. Несмотря на то, что вопрос о невменяемости Грозного до сих пор не решен однозначно, следует ли без колебаний признавать, что им руководили только помешательство и желание отомстить?
Возможно, он желал утвердить свой новый титул и церемонию венчания на царство, которая была проведена в 1547 году и признавалась далеко не всеми? А может царь стремился победить детские страхи? Или хотел создать новую опору для себя – дворянство, которое к тому же перестало бы заявлять претензии на престол, сосредоточенный в итоге в руках одной династии? Вопрос остается открытым.
Вдовья доля
Ошибочно определять опричнину исключительно как формирование специальных карательных отрядов. «Чёрные мстители» действительно исполняли повеление государя: нещадно истребляли изменников. Сам Иван Грозный говорил, что всегда боролся с изменниками, и не важно, в чьем лице: боярина, дворянина или обычного повара.
Когда бояре и духовенство приехало к Ивану Грозному в Александровскую слободу с просьбами вернуться, государь объявил о своем желании: разделить земли на земщину и опричнину.
В опричнину вошли лучшие земли и более 20 крупных городов, в том числе Москва, Вязьма, Суздаль, Вологда и Великий Устюг. Таким образом, была сформирована система, которая положила начало истинного самодержавия на Руси. В последующей истории снова и снова самодержцы прибегали к «опричным методам управления».
Метла и песья голова
В черных кафтанах, на вороных конях, украшенных черной сбруей – вид у царских «слуг» был устрашающим. Неизменным атрибутом опричников были метла и песья голова, которыми «декорировалось» седло.
Символы давали понять, что любой государев изменник будет по-собачьи «выгрызен» и «выметен» поганой метлой. Впрочем, собачьи головы могли напоминать и об ужасной казни, к которой нередко прибегали: осужденного зашивали в медвежью шкуру и травили собаками.
Во время репрессий в одном только Новгороде было уничтожено по разным оценкам от 3 до 10 тысяч человек. Если учесть, что население города составляло в то время 30 тысяч человек, был убит как минимум каждый десятый.
После жестокой расправы с главой Боярской думы Иваном Федоровым, царь лично ездил с опричниками и уничтожал имущество изменника. Сегодня это связывают не столько с кровожадностью государя, сколько с его особым отношением к так называемому «нечистому имуществу», которое было неугодно Богу и не могло быть принято, например, монастырем.
Видимо, предчувствуя скорую расправу Федоров отписал часть земель Кирилло-Белозерскому монастырю, часть – в московскую обитель. Интересно, что Иван Грозный «подтвердил» дар, при этом, правда, вторую часть забрал себе в казну.
Возможно, потому-то и был русский суд «самым гуманным» в мире: за «мелкие» нарушения чаще следовало позорящее наказание, например, публичная порка. Кому же будет нужен работник, которому отрубили руку? Подобным образом обстояло дело и с опричниной. Вотчины, которые получали государевы слуги, были ценны не землей, а дворами с крестьянами.
У многих земли было предостаточно, только вот работать на ней было практически некому. Поэтому опричники старались не упустить возможности «поживиться» рабочей силой: иногда уговорами, иногда насильно вывозили крестьян изменника в свою вотчину. Слишком практичные даже заставляли мужиков разбирать избы и перевозить их на новое место жительства.
Лучшее, что нам дает история,— это возбуждаемый ею энтузиазм.
Опричнина Ивана Грозного рассматривается кратко современными историками, но это были события, которые имели большое влияние, как на самого царя и его окружение, так и на всю страну в целом. В ходе проведения опричнины 1565-1572 годов, русский царь старался укрепить собственную власть, авторитет которой был в весьма шатком положении. Связано это было с участившимися случаями измены, а также настроенности большинства бояр против действующего царя. Вылилось же все это в массовые расправы, во много из-за которых царь получил прозвище «Грозный». В целом же опричнина выразилась в том, что часть земель царства была передана в исключительное правление государства. На этих землях не допускалось влияние бояр. Сегодня мы кратко рассмотрим опричнину Ивана Грозного, ее причины, этапы проведения реформы, а также последствия для государства.
Причины опричнины
Иван Грозный остался в историческом взгляде потомков мнительным человеком, который постоянно видел вокруг себя заговоры. Началось все с Казанского похода, из которого Иван Грозный вернулся в 1553 году. Царь (на тот момент еще великий князь) заболел, и сильно опасаясь предательства бояр, велел всем присягать на верность своему сыну, младенцу Дмитрию. Бояре и придворные люди неохотно присягали на верность «пелёночнику», а многие и вовсе уклонились от этой присяги. Причина тому была очень простая – действующий царь очень болен, наследник имеет меньше года от роду, большое количество бояр, которые претендуют на власть.
После выздоровления Иван Грозный изменился, став более осторожным и обозленным к окружающим. Он не мог простить придворным предательства (отказ от присяги Дмитрию), прекрасно понимая, чем это было вызвано. Но решающие события, которые привели к опричнине, были обусловлены следующим:
В результате Иван Грозный решил ликвидировать в России независимость бояр (они на тот момент владели землями, содержали свою армию, имели своих помощников и свой двор, свою казну и так далее). Было принято решение создать самодержавие.
Сущность опричнины
В начале 1565 года Иван Грозный покидает Москву, оставляя после себя две грамоты. В первой грамоте царь обращается к митрополиту, говоря о том, что все духовенство и боярство замешаны в государственных изменах. Эти люди желают только иметь больше земель и расхищать царскую казну. Второй грамотой царь обращался к людям, говоря о том, что его причины отсутствия в Москве связаны с действиями бояр. Сам же царь направился в Александрову слободу. Туда, под влиянием жителей Москвы, были направлены бояре для того, чтобы вернуть царя в столицу. Иван Грозный согласился вернуться, но только при условии, что он получит безусловную власть казнить всех врагов государства, а также создать новый строй в стране. Эта система называется опричнина Ивана Грозного, которая выражается в разделение всех земель страны на:
Для осуществления этого плана Иван Грозный создал специальный отряд — опричники. Изначально их число составляло 1000 человек. Эти люди составляли тайную полицию царя, которая подчинялась непосредственно главе государства, и которая наводила в стране нужный порядок.
В качестве опричных земель были выбраны часть территории Москвы, Костромы, Вологды, Можайска и некоторых других городов. Местные жители, которые не вошли в государственную программу опричнины, были вынуждены покинуть эти земли. Как правило, им предоставлялась земля в самых отдаленных глубинках страны. В результате опричнина решила одну из важнейших задача, которая была поставлена Иваном грозным. Эта задача заключалась в ослаблении экономической мощи отдельных бояр. Это ограничение было достигнуто за счет того, что государство забрало в личное распоряжение одни из лучших земель в стране.
Основные направления опричнины
Такие действия царя были встречены искренним недовольством бояр. Зажиточные семейства, которые прежде активно высказывали свое недовольство деятельностью Ивана Грозного, теперь стали еще активнее вести свою борьбу, для восстановления своей былой мощи. Для противодействия этим силам было создано специальное военное подразделение «опричники». Их основная задача, по распоряжению самого царя, заключалась в том, чтобы «грызть» всех изменников и «выметать» измену из государства. Именно отсюда и пошли те символы, которые непосредственно связаны с опричниками. Каждый из них носил у седла своей лошади собачью голову, а также метлу. Опричники уничтожали или отправляли в ссылку всех людей, которые были заподозрены в измене государству.
В 1566 году проходил очередной земский собор. На нём царю было передано обращение, с просьбой ликвидировать опричнину. В ответ на это Иван Грозный приказал казнить всех, кто был причастен к передаче и к составлению этого документа. Реакция бояр и всех недовольных последовала незамедлительно. Наиболее показательным является решение московского митрополита Афанасия, который сложил с себя духовный сан. На его место был назначен митрополит Филипп Колычев. Этот человек также активно выступал против опричнины и критиковал царя, в результате чего буквально через несколько дней войска Ивана отправили этого человека в ссылку.
Главные удары
Отмена опричнины
Одна из самых значимых проблем российской земли этого времени находилось на западной границе. Там не прекращалась война с ливонским орденом. В результате, постоянные набеги крымского ханства, продолжающаяся война против Ливонии, внутренние беспорядки в стране, слабая обороноспособность всего государства способствовали тому, что Иван Грозный отказался от идеи опричнины. Осенью 1572 года опричнина Ивана Грозного, которую мы кратко рассмотрели сегодня, была отменена. Сам царь запретил всем упоминать слово опричнина, а сами опричники стали вне закона. Практически все войска, которые подчинялись царю и наводили нужный ему порядок, в дальнейшем самим же царем были уничтожены.
Итоги опричнины и ее значение
Любое историческое событие ну, тем более такое массовое и значимое, как опричнина, несет после себя определенные последствия, которые являются важными для потомков. Итоги опричнины Ивана Грозного можно выразить в следующих основных пунктах:
Историческая оценка
Краткое повествование об опричнине не позволяет с точностью понять всю суть тех событий. Более того, это тяжело сделать даже при более детальном анализе. Наиболее показательным в этом плане является отношение историков к данному вопросу. Ниже представлены основные идеи, которые характеризуют опричнину, и которые указывают, что единого подхода к оценке данного политического события нет. Основные концепции сводятся к следующему:
Проблема здесь заключается в том, что изучение опричнины является крайне тяжелым, поскольку практически не осталось реальных исторических документов той эпохи. В результате мы имеем дело не с изучением данных, ни с изучением исторических фактов, а очень часто мы имеем дело с мнениями отдельных историков, которые ничем не обоснованы. Именно поэтому опричнину нельзя оценивать однозначно.
Все, о чем мы можем говорить, это то, что на момент проведения опричнины внутри страны не было никаких четких критериев, по которым происходило определение «опричника» и «земщика». В этой связи ситуация очень похожа на ту, которая была на начальном этапе становления советской власти, когда происходило раскулачивание. Точно так же никто не имел даже отдаленного представления о том, что собой представляет кулак, и кого к кулакам стоит причислять. Поэтому и в результате раскулачивание в результате опричнины пострадало огромное количество людей, которые ни в чем не были повинны. Это и есть главная историческая оценка данного события. Все остальное уходит на второй план, поскольку в любом государстве главной ценностью является человеческая жизнь. Укрепление власти самодержавца за счет уничтожения простых людей является весьма постыдным шагом. Именно поэтому в последние годы жизни Иван Грозный запрещал любые упоминания об опричнине и велел казнить практически людей, которые в этих событиях принимали активное участие.
Остальные же элементы, которые преподносит современная история как последствия опричнины и ее итоги, весьма сомнительны. Ведь главный итог, о котором говорят все исторические учебники, заключается в усиление самодержавной власти. Но о каком усилении власти мы можем говорить, если после смерти царя Ивана наступило смутное время? Все это вылилось не просто в какие-то беспорядки или другие политические события. Все это вылилось в смену правящей династии.
Опричнина: попытка укрепления самодержавия в России
Во многих источниках опричнина времен Ивана Грозного описывается как период кровавого террора. Сам царь характеризуется как одержимый безумец, не знающий, что творит. Но так ли было на самом деле? Чего добивался правитель, какие цели преследовал? Иван Грозный – первый русский царь, попытавшийся ограничить власть бояр и укрепить самодержавие. Сопротивление богатых семей и привело к огромным жертвам.
Предпосылки введения опричнины
Судьба Ивана IV полна трагических событий. С раннего детства он остался сиротой. Воспитываемый боярами, будущий царь видел их жестокость, безнравственность, жадность. Ненависть к этому сословию у него появилась еще в юном возрасте, а усугубилась в 1553 году. Тогда Иван Грозный вернулся с Казанского похода очень больным. Опасаясь смерти, он приказал боярам присягнуть на верность своему сыну Дмитрию, который был еще младенцем. Но придворные не спешили подчиняться правителю.
Бояре понимали, что Иван очень болен, а наследнику и года еще нет. Очень велика вероятность освобождения трона. Все уже готовились к смене власти, битве за лучшие места при дворе. Но Грозный выздоровел, нарушив планы бояр. Царь прекрасно понимал, с чем связан отказ присягать на верность царевичу Дмитрию, поэтому стал обозленным и придирчивым.
Вскоре произошли события, подтолкнувшие Ивана IV к введению опричнины:
Тревожность Ивана IV росла с каждым годом. Его подозрительность выходила за рамки здравого смысла. В каждом царь видел врага, предателя. Одно неосторожное слово или действие могло привести к казни. В середине XVI века бояре были привилегированным сословием. Они имели огромные владения, содержали личную армию, располагали казной. Грозный решил покончить с независимостью бояр раз и навсегда.
Создание опричнины Грозного
В старину «опричь» означала «кроме». Например, на Руси было принято после кончины князя выделять вдовствующей княгине часть земель отдельно от уделов наследников. Вдовьи владения называли «опричными». Иван Грозный пожелал создать «опричную» территорию, которая бы была отдельна от всего государства. На этих землях власть царя была безгранична.
Осуществлением замыслов о создании опричнины русский правитель занялся в начале 1565 года. Еще в декабре 1564 Грозный отправился на богомолье. Никто на это не обратил внимания, поскольку для Ивана IV объезд монастырей был привычным делом. Но уже в январе стало известно о двух грамотах, которые царь оставил в Москве.
В XVI веке люди почитали царя независимо от его личных качеств. Они не могли даже представить, как можно остаться без правителя. Весь гнев обрушился на боярство. Под давлением общественности они были вынуждены отправиться в Александрову слободу просить Ивана IV возвратиться в Москву. Государь согласился, но на своих условиях. Грозный получил право:
С этого времени Русское царство начало жизнь по новым правилам. Оно разделилось на опричнину и земщину. Иван по-прежнему управлял всей страной. Но опричнина была полностью в его власти. А на земщине продолжали господствовать бояре.
Управление опричниной
Иван Грозный сразу же обзавелся помощниками – опричниками. Это был отряд тайной полиции, в который входило около тысячи человек. Со временем их численность возросла. Опричники полностью подчинялись государю, наводили в стране порядок. Царь отобрал себе лучшие земли. Опричнина распространялась на части территорий Москвы, Вологды, Костромы, Можайска, других центральных городов.
По приказу царя опричнину вынуждены были покинуть все бояре, а также люди, не вошедшие в государственную программу. Взамен Иван Грозный выделял им земли в отдаленных регионах земщины. Благодаря этому государь достиг главной цели – ослабил экономическую мощь бояр, отобрал себе самые лучшие, прибыльные уделы.
Действия Ивана Грозного спровоцировали яростное сопротивление бояр. Богатые семейства стремились вернуть свои владения, прежнее влияние. Но любые проявления недовольства сразу же подавлялись опричниками. Царь приказал «выметать» измену из страны и «грызть» всех предателей. Опричники даже привязывали к седлу метлу и собачью голову, как символ борьбы с оппонентами.
В 1566 году прошел земский собор. К Ивану IV обратились с просьбой ликвидировать опричнину. В ответ он приказал казнить всех составителей прошения. Бояре взбунтовались. Митрополит Афанасий сложил с себя духовный сан. Его место занял ярый противник опричнины митрополит Филипп Колычев. Но Грозный не позволил себя критиковать. Священнослужитель был отправлен в ссылку.
Укрепление самодержавия
Иван Грозный активно боролся с инакомыслием. По самым скромным подсчетам за 7 лет опричнины погибло 4 тыс. человек. Но историки говорят о более существенных потерях – 20 тыс. погибших. В первую очередь царь казнил людей, способных организовать против него заговор, посягнуть на трон.
Больше всех от опричнины Грозного пострадал Великий Новгород. На протяжении веков он славился свободолюбивыми, зажиточными людьми. Новгородская республика имела особый статус, с которым должны были считаться русские правители. Иван IV решил покончить с независимостью Новгорода раз и навсегда. В декабре 1569 года царь возглавил карательный отряд. Поход длился до 1571 года. За это время были казнены тысячи людей. Царь достиг цели. Утопив Новгород в крови, он утвердил там свою власть.
Отказ от опричнины
Пока Иван Грозный занимался покорением Великого Новгорода, безоружную Москву поджег крымский хан Девлет-Гирей. Оказать сопротивление врагу могли боярские армии, но они отказались помогать царю. В 1571 году Иван IV вернулся в Москву. Внешнеполитическая ситуация оставляла желать лучшего. Царю пришлось отказаться от опричнины и искать поддержки у бояр.
С юга угрожал крымский хан. На западе шли сражения с ливонским орденом. Само Русское царство погрузилось в хаос. Проблемы с экономикой и оборонной заставили Ивана IV пересмотреть свои идеи. Осенью 1572 года опричнина была официально отменена. Вчерашние царские помощники оказались вне закона.
Результаты опричнины
7 лет террора не прошли бесследно для всех сфер жизни страны. Главные изменения:
Сам Иван Грозный в будущем запретил даже упоминать об опричнине. Он казнил всех людей, принимавших в ней активное участие. Определить, почему царь так резко изменил свое отношение к опричнине из положительного на крайне отрицательное, не представляется возможным. Пожар в мае 1626 года уничтожил практически всю государственную документацию. Из-за отсутствия фактов эпоха Ивана Грозного обросла многими домыслами.
Опричнина подвергается осуждению из-за многочисленных жертв режима. Но в Европе для установления абсолютной монархии правители тоже не жаловали подданных. В XVI веке шли ожесточенные войны в Англии, Испании, Франции. Опричнина Ивана Грозного ни в какое сравнение не идет с европейским кровопролитием. Это был вынужденный шаг для ликвидации политической раздробленности, боярского произвола.
Но все же полностью оправдывать опричнину нельзя. Правитель не побеспокоился о создании критериев, которые помогли бы отделить «опричника» от «земщика». В результате пострадало огромное количество невинных людей. Уничтожение народа, развал экономики, ослабление обороноспособности страны – все это легло на плечи Ивана Грозного тяжелым грузом.
Опричнина и становление самодержавия в России.
Опричное устроение было введено в феврале 1565 г. и отменено осенью 1572 г. Опричнина пребывает в разряде загадок. Концепция, сводящая ее к борьбе со Старицким уделом, новгородским сепаратизмом и церковью как объективными противниками централизации, мало кем разделяется. Стремление увидеть в ней сверхжесткий путь централизации можно принять, если только закрыть глаза на политическую форму ее осуществления. Непротиворечивое объяснение этого феномена сейчас вряд ли возможно.
В дек. 1564 года государь с царской семьей выехал из столицы. Его сопровождало несколько сотен вооруженных дворян. В конце месяца царь обосновался в Александровской слободе. В Москву доставляют два послания Иерархам, дворянам, боярам, приказным царь объяснял отъезд их «великими изменами» при полной невозможности их пресечь: каждая его попытка «понаказать» виновных оказывалась безрезультатной из-за вмешательства владык и думных бояр. Вот почему он покидает врученный ему от Бога престол и направляется туда, где его и семью устроит Бог. Совсем иное заключала грамота горожанам: царь уверял в полном отсутствии гнева на них, во всем виноваты бояре-изменники. После переговоров в слободе с делегацией из Москвы Грозный смилостивился. Он вернется на трон при исполнении трех условий: казни изменников по своему усмотрению, введении опричнины для обеспечения царского обихода и безопасности, выплаты на «подъем» (на первоначальное устройство) остальной частью страны 100 тысяч рублей. Возвращение царя в столицу в феврале 1565 г. не обошлось, конечно, без репрессий.
В свой удел царь взял многие уезды на западе, юго-западе и в центре страны, наиболее богатые дворцовые владения и северные регионы (Подвинье, Поморье. Вологда), часть территории Москвы. Опричный корпус насчитывал тысячу специально отобранных дворян, получивших поместья только в опричных уездах, все земцы должны были быть выселены из них. Позднее численность опричников увеличилась в несколько раз, территория опричнины расширилась. В опричнине были своя Дума, свой двор, свои приказы. Земская дума и приказы полностью отключались от любого воздействия на опричнину. В свою очередь, царь, устранившись от текущего управления (оно было за Земской думой и центральными ведомствами), сосредоточил в своих руках контроль над дипломатией и важнейшими делами. Тяготы войны лежали на земщине, опричники знали только две обязанности — охрану царя и его семьи, сыск и выведение изменников. Дворовые опричники выходцы из незаметных ранее отраслей ряда родов, из младших линий родословных фамилий. Широко представлены старомосковные нетитулованные и не первостепенные дворянские фамилии. На первых ролях были отец и сын Басмановы, князь Афанасий Вяземский, Г. Ловчиков.
Укрепление самодержавной власти Иван Грозный производит странным образом, выделяя третьестепенный по традиционной шкале удел, опричниной в XIV—XV вв. называли вдовий удел, выделявшийся помимо, опричь других княжений и уделов. Это первый парадокс. Второй парадокс в том, что именно опричной части страны усваивается политически и социально первенствующая роль. У нее есть и своя столица — Александровская слобода, и ее филиал — опричный двор в Москве. В этом третий парадокс царя. Учреждение опричнины ознаменовалось ссылкой в Казань нескольких сотен дворян. Большинство из них принадлежало к ведущим княжеским домам—Ярославским, Ростовским, Стародубским, Оболенским. Их родовые земли были конфискованы и пошли в раздачу. Так царь опробовал еще один вариант разделения элиты (передача бывших вотчин новым помещикам). К весне 1566 г. всеобщее неудовольствие опричниной усилилось. Иван IV искал компромисса. Ссыльные в Казань были прощены, им компенсировались их владения. Возникла также потребность определиться в отношении Литвы.
Еще один парадокс опричнины — первый полный по составу (включая представителей от купцов) Земский собор 1566 г. Он не был совещанием правительства со своими чиновниками (депутаты избирались, правда, из числа дворовых в Москве). Царь действительно нуждался во мнениях сословий —по вопросу войны с Литвой. Поддержка Собора стала результатом ожиданий земщины, что царь распустит опричнину в условиях общественного согласия. Но выступление против опричнины нескольких сотен дворян было подавлено. Царь поставил нового митрополита — соловецкого игумена Филиппа, уговорив его снять требование об отмене опричнины и взяв обязательство не вступаться в нее.
Осень 1572 г. царь запретил употреблять даже само слово «опричнина». Итак, завершилась первая, семилетняя фаза царских экспериментов с властью. За это время не было издано ни одного указа, который бы сохранила правовая традиция. Нет новаций в сфере государственного устройства, если не считать за него использование старой формы уделов совсем в иных целях. Самодержавие без границ требовало тысячи жертв, режим террора и репрессий мог существовать только при натравливании одной части политически значимых сословий на другие. Царь не отказался и позднее от самодержавных приемов управления. В 1572—1575 гг. не было разделения территории страны, но существовали два двора — земский (общегосударственный) и государев. В 1575 г. три волны казней и расправ обезглавили особый двор царя, вновь прошлись по Новгороду.
Вся вторая половина его правления — безумный эксперимент царя с целью определить, существуют ли на земле пределы его самодержавной власти. В хозяйственном отношении страна была разорена. Сильно уменьшилось трудовое население. При этом налоговый нажим государства почти не изменился в сравнении с годами максимального подъема. Ответ крестьян был очевиден: побеги (в том числе на окраины страны). Правительство — введение режима заповедных лет, когда отменилась норма о крестьянском переходе. Вот тогда, в самые последние годы царствования Ивана Грозного, был сделан первый реальный шаг к становлению крепостничества. Положение в городах было не лучше, падение внутренней, отчасти внешней торговли было болезненным. В глубоком кризисе находилась вся поместная система, а соответственно и русская армия. Массовые репрессии до предела обострили внутрисословные противоречия в дворянстве, между ним и знатью. Ливонская война была проиграна. Все завоеванное пришлось вернуть, шведы захватили четыре русские крепости.