Можно ли считать что пейзаж в искусстве это точная копия картины природы
Что такое пейзаж в искусстве?
Современное искусство постоянно развивается, независимо от конкретной области культуры. При этом основные понятия остаются неизменными на протяжении десятилетий и даже целых веков. К примеру, многие люди, только начинающие знакомиться с этой важной частью человеческой деятельности, часто задаются вопросом, что такое пейзаж? Определение этого слова произошло из французского языка (в дословном переводе «местность») и обозначает изображение природных красот в художественном произведении, музыке, картинах и других сферах творчества. Стоит отметить, что практически во всех областях он является самостоятельным жанром, а многие авторы прославились своими шедеврами именно в данном направлении.
Распространение в музыке. Основные моменты
Образы природы в произведениях знаменитых композиторов уже давно стали нормой. При этом в отличие от изображения на картинах идет не визуальное, а звуковое восприятие труда творческой личности. Отвечая на вопрос, что такое пейзаж в музыке, можно отметить перенос создателем своих переживаний, ощущений и настроений в классические звуки. Времена года, лунные ночи, одухотворенная природа – все эти образы улавливаются в произведении авторов, как прошлых лет, так и современников. Этюды, относящиеся к музыкальным пейзажам, могут быть величавыми, печальными, задумчивыми или радостными.
В них слышатся и шум летнего ливня, и перезвон весенних ручейков, и пение лесных птиц. Одним из первых композиторов, который пытался описать метафору (музыкальная живопись), стал Серов. Этим словосочетанием он выразил еще один образ – пространственно-звуковой.
Времена года в музыке
На данный момент известно огромное количество нотных произведений, связанных с образами природы. Но если спросить обычного обывателя, интересующегося музыкой, что такое пейзаж в искусстве инструментального характера, в большинстве случаев ответ будет – времена года. Самым знаменитым циклом в этом направлении по праву считаются миниатюры Чайковского, объединенные в одно грандиозное сочинение. Они являются уникальными фортепианными акварелями, посвященные зиме, лету, осени или весне.
Отражая конкретное сезонное настроение, произведения композитора пробуждают в слушателе духовное начало Руси. При этом сам Петр Ильич, создавая свои двенадцать пьес, основывался на поэзии, как на первоисточнике собственного творения. Если отвечать на вопрос, что такое пейзаж в произведении Чайковского, «Времена года» – это лиризм, традиционные русские обычаи и неизведанная душа соотечественников знаменитого автора.
Другие образы природы в музыке
В творчестве композиторов разных эпох довольно часто можно встретить точную натуру окружающей среды, ярко интегрированную в звуковое сопровождение. Такие образы повсеместно встречаются и у российских музыкантов, и у зарубежных авторов. В первую очередь стоит отметить инструментальные произведения, вызывающие великолепные ощущения слушателя. Распускание цветов, шелест листьев дерева, многообразие природных атмосферных явлений, шум волн и тишина безветренной ночи – все эти качества можно найти в музыке. Поэтому ответом на вопрос, что такое пейзаж в данном виде искусства, является целый ряд чувств автора, изложенных в звуковой форме.
Влияние естественной среды на творчество художников
Жанровые, исторические, тематические и другие картины нередко изображают природу и ее образы. Иногда вопрос, что такое пейзаж в изобразительном искусстве, вызывает большие сложности, в первую очередь из-за своего многообразия в данной области культуры. Графика, живопись, современные технологические работы и другие произведения – везде можно увидеть фрагменты жанрового направления, передающие сложные чувства автора после встречи с различными природными явлениями.
Пейзаж и живопись. Исторические детали
Многовековая история пейзажной живописи начинается с наскальных рисунков древности, постепенно превращаясь в настоящие шедевры знаменитых художников, уходящих с аукциона за баснословные деньги. Первыми людьми, задавшими себе вопрос, что такое пейзаж и передавшими ответ посредством изобразительного искусства, стали китайцы, жившие в шестом столетии.
Отечественные художники, внесшие наибольший вклад в развитие жанра
В российской истории было несколько по-настоящему выдающихся мастеров кисти, которые прославились именно в жанре пейзажа. Особую роль в данном виде искусства играл Шишкин. Он не просто изображал природу на холсте, а воспевал богатырскую мощь, феноменальный размах и величие родной земли.
Поэтическое изображение направления
Стихосложение с упоминанием природы и объектов окружающей среды имеет богатую историю. Но немногие знают, что первые попытки выразить свои чувства от единения с неодушевленным миром носили персонифицированный характер.
Жанровая проза
Во время объяснения, что такое пейзаж в литературе прозаического содержания, будут уместны такие эпитеты, как лаконизм, четкость и индивидуальное мастерство. Наиболее известными авторами, часто описывающими природу в своих произведениях, по праву считаются Диккенс, Пришвин, Лондон, Тургенев, Бунин, Флобер, Карл Май, Некрасов, Толстой и многие другие. В изложении названных авторов, пейзаж приобретал самостоятельную духовность и нередко становился отдельной частью творения.
Конспект интегрированного урока по литературе и музыке на тему «Пейзаж»
Методическая разработка урока музыки
«Пейзаж в музыке. Образы весенней природы в творчестве композиторов и поэтов»
для учащихся 5-го класса по программе «Музыка» Т.И.Науменко, В.В.Алеев.
Исмагилова Лилия Наиловна,
Ярмиева Айгуль Идрисовна,
Учитель русского языка и литературы
Тема урока: «Пейзаж. Образы весенней природы в творчестве композиторов и поэтов».
Проблема: Может ли музыка писать пейзажи? Можно ли считать, что пейзаж в искусстве-точная копия картина природы? (добавить)
Тип урока : изучение нового материала
Методы: методы организации осуществления учебных действий, анализ конкретной ситуации, словесный, наглядный.
Дополнительный материал : учебник «Музыка» Т.И. Науменко, В.В. Алеев – 5 класс, презентация к уроку, музыкальные фонограммы.
Оборудование: компьютер, проектор, синтезатор.
Предметные: н а у ч а т с я слушать и анализировать музыкальные произведения П. Чайковского «Апрель. Подснежник» (из фортепианного цикла «Времена года»); С. Рахманинова «Весенние воды», И. Стравинского «Поцелуй земли» (из балета «Весна священная»), стихотворения Ф. Тютчева «Весенние воды», «Зима недаром злится», А. Фета «Уж верба вся пушистая», наблюдать в музыкальных и поэтических произведениях примеры содружества нескольких видов искусства;
получат возможность развивать вокальные и исполнительские способности, формировать певческие навыки ( звуковедение, дыхание, артикуляция, интонирование)
∙ познавательные – внимательно слушают, формулируют ответы на вопросы, для получения необходимой информации пользуются справочной литературой, анализируют и делают выводы,строят рассуждения;
∙ коммуникативные – осваивают диалоговую форму общения;
Личностные: оценивают результаты деятельности.
I . Организационный момент.
— Л.Н. Здравствуйте дорогие ребята! Сегодня у нас необычный урок. Мы с вами совершим путешествие в мир чудесной Музыки, а также заглянем в удивительный мир поэзии. Ребята, а что значит удивляться?
Л.Н. Какие удивительные слова! А чтобы действительно наш урок получился необыкновенным и интересным я хочу предложить вам правила, которыми мы будем пользоваться в процессе работы (слайд 1)
Не перебивать собеседника.
Уважать мнение другого.
II. Повторение пройденного материала. Подготовка к изучению новой темы.
Давайте проверим домашнее задание. Что было задано на дом?
Дети отвечают……………. нарисовать и выучить песню
Л.Н.. Из ваших работ мы оформили галерею, в ней представлены рисунки, которые показывают, что каждый из вас по-своему видит это время года, которое мы называем весной. Спросить у детей 1-2 Какие краски использовали, время пробуждения природы или этапы весны (краткий анализ, что изобразил) на 1 минуту.
1.Воспроизведение в памяти изученных знаний.
На прошлом уроке мы разучили с вами песню на стихи Эдуарда Успенского и музыку Гладкова « О картинах». Давайте ее исполним. Споем только первый куплет.
Сели все ровно, не напрягаемся, дыхание ровное, слова песни произносим четко, песню исполняем в умеренно быстром темпе.
Дети исполняют Если видишь: на картине нарисована река,
Или ель и белый иней, или сад и облака,
Или снежная лавина, или поле и шалаш,
Обязательно картина называется – ПЕЙЗАЖ. (молодцы..)
Л.Н.. Подумайте и скажите, с каким термином мы встретились в этой песне? Ответы…
Л.Н. Итак, проблема нашего урока : Может ли музыка писать пейзажи? Можно ли считать, что пейзаж в искусстве-точная копия картины природы?
Попробуем дать обстоятельный ответ на данный вопрос в ходе урока. ?
Л.Н. Тема урока : «Пейзаж. Образы весенней природы в творчестве композиторов и поэтов».
Л.Н.-мы будем с вами говорить о пейзаже.
III. Работа по теме урока:
Все виды искусства волнуют сердца людей, пробуждают в них самые лучшие чувства. И каждый вид искусства, описывая природу, делает это своим языком. Живопись рисует образ природы красками, музыка – звуком, литература – словом.
Запишем его: Музыкальный пейзаж – это «пейзаж настроения», в котором выразительность интонаций сливается с изобразительными подробностями музыкального языка. (слайд 5)
Ребята, откройте учебники. В нем показаны иллюстрации художников, изображающих пейзаж. В.Борисов-Мусатов. Весна. П.Уткин. Крымский этюд (слайд)
Работа с текстами.
Л.Н. Перед вами лежат тексты, в которых представлены какими могут быть пейзажные образы в музыке. Ознакомьтесь с ними (читают дети самостоятельно)
Пейзажные образы в музыке:
Успокоение (умиротворение) от созерцания природы;
Взволнованность от созерцания природы;
Восторг от созерцания природы;
Душевное равновесие от созерцания природы.
Пейзаж, передающий процессы, происходящие в природе:
Шторм; Метель; Восход солнца; и другие
Пейзаж как красочная картина, заключающая в себе прелесть окружающего мира:
Лунный свет; Облака; Туманы; Мёртвые листья; и другие
Л.Н.: Все ли из прочитанного вам понятно?
Образы природы издавна привлекали музыкантов. И мы уже не раз слушали такую музыку.
— Назовите известные музыкальные произведения или их автора, в которых есть пейзаж!
Ответы детей: Н.А. Римский-Корсаков.Опера «Садко» «Океания». Э.Григ«Утро в горах». А. Вивальди «Времена года» и т.д.
Л.Н.К теме природы обращался и русский композитор Петр Ильич Чайковский
Ребята, в нашем классе есть учащиеся, которые занимаются в музыкальной школе. Что вы можете сказать о чайковском и его сборнике «Времена года»
1 . Рассказ ученика о сборнике П.И.Чайковского «Времена года».
Пётр Ильич Чайковский
Сборник произведений «Времена года»
— Музыка Чайковского ярко живописна – и в обобщенно-эмоциональном плане, связанном с «образом» каждого месяца, и в плане музыкальной изобразительности.
— Вот, например, пьеса «Апрель», которой дан подзаголовок «Подснежник».
Л.Н. Когда П.И. жил в подмосковье и мог наслаждаться в подмосковных лесах этим чудом природы подснежником. (слайд фото подснежников)
А.И.- Подснежник. Почему их так называют и символом чего они являются, об этом сейчас р асскажу вам одну легенду : «Когда Адам и Ева были изгнаны из рая, шел сильный снег и Еве было холодно. Тогда, желая согреть ее своим вниманием, несколько снежинок превратились в цветы. Увидев это, Ева повеселела, и сразу ожила надежда. С тех пор подснежники, стали символом надежды и любви»
Самостоятельное чтение текста и выполнение задания по выбору эпиграфа к музыке. Работа в парах с карточками.
— Ребята, на партах у вас лежат листочки с отрывками стихотворений. Поработайте в парах, советуйтесь! Прочитайте текст, выберите стихотворение, которое, по-вашему мнению, Чайковский взял в эпиграф к своей пьесе «Апрель. Подснежник».
3. Высказывания детей.
Эпиграфом к музыкальной пьесе «Подснежник» Чайковский выбрал строки поэта 19 века Аполлона Майкова: (слайд)
Голубенький, чистый подснежник цветок,
А подле сквозистой – последний снежок.
Последние слезы о горе былом. И первые грезы о счастье ином.
— Что вы представили перед собой?(весна,голубые подснежники).
Когда появляются подснежниеи?(в апреле)
Если нужно разъяснения слов (слайды)
Л.Н. Слушание и обсуждение музыкального фрагмента фортепианного цикла «Времена года» «Апрель. Подснежник». П.И.Чайковский (звучит музыка).
Слушание музыки П.И.Чайковского из цикла «Времена года» «Подснежник».
Обсуждение прослушанной музыки.
-Каким предстает апрель в пьесе Чайковского?
Какими средствами музыкальной выразительности композитор передаёт свои чувства?
— Какая музыка по темпу? (Скорость)
— Какая музыка по динамике? (Громкость)
— Какая музыка по характеру? (Настроение)
— Какая музыка по звуковедению? (Движение мелодии плавное или отрывистое?) Вначале музыка звучала очень нежно, светло, казалось будто цветок тянется к солнышку, средняя часть звучала несколько взволнованно, слышно журчание ручейков.
— Обратите внимание: темп, динамика, характер, звуковедение – музыкальные краски.
— Что можно представить на звучание этой музыки? расцветающая природа Пробуждение природы, композитор любуется распустившимся подснежником.
— Соответствует ли содержание музыки названию? ( Образ ранней весны, первого весеннего цветка связан с пробуждением сил человека после долгого зимнего сумрака морозов и вьюг – к новым чувствам, свету, солнцу. Маленький цветок, растущий прямо из-под снега становиться символом стремления к жизни, к свежим чувствам. Приход весны всегда вызывал в композиторе необычайное воодушевление и подъём духа)
-Можно ли сказать, что изображение ранней весны в музыкальной картине Чайковского-точная копия картины природы? (Высказывания учеников)
А.И. В литературе 19 века немало поэтов, которые пишут о природе.
Каких поэтов, воспевающих природу вы знаете? (ученики перечисляют:Тютчев,Бунин,Плещеев,Есенин и др.)
— Федор Иванович Тютчев родился в старинной дворянской семье. Юные годы провел в Москве. Рано проявивший способность к учению, получил хорошее домашнее образование. В 1819 году он поступил на словесное отделение Московского университета, которое закончил в 1821 году. Вскоре поступил на службу в министерство иностранных дел, а в 1822 году отправляется в Мюнхен, где живет и работает 22 года. Все это время он переводит стихи многих европейских поэтов, а также пишет свои, публикуя их в журнале «Современник». В 1844 году Тютчев возвращается на родину. В конце 40-х годов начинается новый подъем его лирического творчества: выходит сборник со стихотворениями поэта.
А.И.-. Удивительно, но факт. Человек, чье творчество получило самую высокую оценку современников: Пушкина, Некрасова, Тургенева Фета, сам себя поэтом не считал. По его словам, он не писал, а записывал стихи, а точнее описывал все, что его окружало, волновало, огорчало, восхищало. И вот одними из таких восхитительных творений являются стихотворения «Зима недаром злится», «Весенние воды».
А.И.- Давайте закроем глазки и внимательно послушаем следующее стихотворение Ф.Тютчева.Нам выразительно расскажет Исмагилов Анвар.
Что вы представили перед глазами?
1-Что показывает поэт в этом стихотворении?
(Схватку уходящейзимы с весной)
2.В образе кого предстаёт перед нами Зима и Весна?
(Зима-старая ведьма,Весна-молодая девушка )
3.Почему зима злится? (Не хочет уходить ).
5.Перечислите действия зимы (Злится,хлопочет,ворчит,шумит,взбесилась)
-Да, действительно многие поэты обращались к воспеванию образа весны: Cлово «весна» образовано от той же основы, что и «весёлый», если мы несколько раз повторим слово, то мы обнаружим, что в нём спрятано слово ото «сна».-А теперь мы послушаем следующее стохотворение о весне «Весенние воды».
Они гласят во все концы:
«Весна идет, весна идет!
Мы молодой весны гонцы,
Она нас выслала вперед».
Весна идет, весна идет!
И тихих, теплых майских дней
Румяный, светлый хоровод
Толпится весело за ней!
Анализ стихов (слайды)
Вам понравилось это стихотворение? Какие чувства и настроение оно вызывает?
О какой весне пишет поэт? (о ранней)
— Какие слова вам подсказали? (ещё в полях белеет снег)
— В стихотворении есть слова, которые могут быть вам непонятны. Давайте поговорим о них.
(Цель: совершенствовать навык работы с поэтическим текстом и навык чтения.)
1 четверостишие (читается)
— Какие ещё действия совершают ручьи? (бегут, будят)
— Что общего между всеми этими словами? (глаголы)
— Тютчев использует в своём стихотворении глаголы, чтобы оживить природу, показать скорый приход весны.
— Прочитайте, что гласят весенние ручьи. (Весна идёт! Весна идёт! )
— Как ручьи сами себя называют? (мы молодой весны гонцы)
— Тютчев наделил ручьи человеческой речью. А на самом деле они говорят? (журчат, звенят, как будто говорят)
— Как в литературе называется этот приём? ( олицетворение)
3 четверостишие (читается )
— О чём восклицает поэт в 3 четверостишье? Для чего Тютчев использует в своём стихотворении эти повторы? (показать скорое наступление весны).
— В чем сходство этих двух стихотворений? О чем они? (о весне, жанр- пейзажная лирика)
— Какие художественно-изобразительные средства языка используют авторы в своих произведениях?
эпитеты : тихих,теплых майских дней, румяный светлый хоровод, ведьма злая.
А.И.- Оказывается, есть и музыка. написанная к этому стихотворению. С нею вас познакомит Лилия Наилевна.
Музыку к этому стихотворению написал русский композитор Сергей Васильевич Рахманинов. Родился в имении Онега Новгородской губернии, умер в Беверли Хиллс, США. Русский композитор, пианист-виртуоз, дирижер.
– слушаем С. Рахманинова «Весенние воды»
– Что вы услышали? (Композитор воспевает пробуждающуюся природу. В музыке слышно восторженное утверждение жизни)
-для чего здесь фанфарные сигналы? (они радостно изображают приход весны, приветствуют ее)
-Что изображает бурные весенние потоки? (фортепианная партия)
-Чем насыщена музыка Рахманинова? Музыка С. Рахманинова «Весенние воды» насыщена бурным движением. Нет силы, которая могла бы остановить приход весны. Бурные потоки воды сметают все препятствия на своём пути и несут торжество жизни
Продолжим знакомство с творчеством поэтов, изображавших картины природы в своих стихотворениях.
А.И.-Одним из таких поэтов является и А. Фет. Прослушаем небольшое сообщение о поэте( Исхаков Денис).
Галиева Алия прочитает стихотворение «Уж верба вся пушистая».
Уж верба вся пушистая
Опять весна душистая
Станицей тучки носятся,
И в душу снова просятся
Картиной занят взгляд,
Шумит толпою праздною
Какой-то тайной жаждою
И над душою каждою
-О чем это стихотворение?
-Понравилось вам стихотворение?
-Какие чувства и настроение оно вызывает?
(Приход весны вызывает радость, веселье.
Ель-ель-ель-с крыши капает ……(капель)
ЕЙ-ЕЙ-ЕЙ-НА УЛИЦЕ бежит …….(ручей )
А.И. Физминутка Мы с вами хорошо поработали, а теперь давайте проведем физминутку
А.И. (слайд)Стихотворение Фет. анализ.
IV. Вокально-хоровая работа:
В продолжение весенней темы, мы начнем разучивание песни, непосредственно связанную с некоторыми весенними сюрпризами природы.
2.Послушайте слова 1 куплета новой песни.(школьники повторяют слова хором, по рядам)
Повторите текст песни, одновременно прохлопывая ритмический рисунок
(класс отрабатывает ритмический рисунок)
Послушайте мотив куплета
Какой является мелодия (опускается вниз или поднимается вверх)
класс поет куплет, отрабатывая трудные моменты
Припев отрабатывается так же как куплет. Исполняется классом, Класс поет куплет и припев песни. Пение. «Это весна» муз. и сл. Я.Жабко. (Разучивание, тексты на партах).
1. Первый тёплый дождик
Жёлтый одуванчик – 2 раза
Припев: Весна, весна,
Весна, весна, 4 раза
К нам пришла весна!
Всё вокруг смеётся – 2 раза
Припев: Весна, весна,
Весна, весна, 2 раза
К нам пришла весна!
К нам пришла весна!
Л.Н. Подошел к концу наш урок.
Л.Н.. Что же, по-вашему, объединяет их всех в создании произведений искусства? ответы детей.
В чем созвучие произведений Чайковского «Апрель». Рахманинова «Весенние воды»
Л.Н. И в заключении я напомню, что пейзаж – жанр не только изобразительного искусства, но и музыкального, это непосредственный отзвук души человека, зеркало его внутреннего мира. Он решает крупные задачи, воплощает тончайшие духовные композиции художников и музыкантов. И я надеюсь, что музыка, которая всегда с нами будет помогать нам, видеть красоту, творить добро, становиться умнее и лучше.
Оцените сегодняшний урок. раздать цветные листки(зеленый да, желты-между, красный-нет.
VI. Домашнее задание : (слайд)
Мальчики: тв-во К.Дебюсси;
Девочки: сообщение на тему «Импрессионизм».
Выучить по литературе стихотворение о весне.
За активную работу на уроке все получаете пятерки.
Друзья, на этой оптимистической ноте мы завершаем урок. Включаем музыку Стравинского.
Урок музыки: Пейзаж в музыкально искусстве
МУЗЫКА И ДРУГИЕ ВИДЫ ИСКУССТВА
Тема: Пейзаж в музыке. Образы природы в творчестве музыкантов.
Цели урока: Анализировать многообразие связей музыки и изобразительного искусства; рассуждать об общности и различии выразительных средств музыки и изобразительного искусства; самостоятельно подбирать сходные поэтические и живописные произведения к изучаемой теме.
Материалы к уроку: портреты композиторов, репродукции картин, музыкальный материал.
Слушание: М. Мусоргский. «Гном» из цикла «Картинки с выставки».
— Прочитайте эпиграф к уроку. Как вы его понимаете?
«Пока не было музыки, человеческий дух был не в состоянии представить себе образ прелестного, прекрасного, полноты жизни. »
(И. В. Гёте)
Сообщение темы урока:
Работа по теме урока.
1. Природа в искусстве.
Однажды ты проснёшься в изумленье,
Услышишь птичьи трели на лугу.
И сердце затрепещет в восхищенье –
Вокруг всё в бело-розовом снегу!
Что стало в одночасье вдруг с природой?
Откуда столько света и тепла?
Преодолев мороз и непогоду,
Пушистой пеной вишня расцвела!
Собой заполонила всё пространство,
Взметнув цветов фонтаны в вышину!
Накинув ароматное убранство,
Приветствует красавицу Весну!
Принарядившись белыми цветами,
Невеста юная к себе манит.
И замирает сердце под ветвями.
Любовь, Надежду и Мечту хранит!
Тема природы издавна привлекала музыкантов. Природа дарила музыке звуки и тембры, которые слышались в пении птиц, в журчании ручьёв, в шуме грозы.
Слушание: К. Жанекен. «Пение птиц».
Среди ярких музыкальных картин, связанных с изображением природы,- цикл П. Чайковского «Времена года». Каждая из двенадцати пьес цикла представляет образ одного из месяцев года, причём этот образ чаще всего передан через пейзаж.
Вот, например, пьеса «Апрель», которой дан подзаголовок «Подснежник» и предпослан эпиграф из стихотворения А. Майкова:
Голубенький, чистый
Подснежник-цветок,
А подле сквозистый
Последний снежок.
Последние грёзы
О горе былом
И первые грёзы
О счастье ином.
Слушание: П. Чайковский. «Апрель. Подснежник» из фортепианного цикла «Времена года».
— Как звучало это произведение, какие чувства хотел передать композитор своей музыкой? (Музыка звучала очень нежно, светло. Казалось, будто цветок действительно тянется к солнышку и постепенно распускает свои лепестки. Средняя часть звучала несколько взволнованно, слышно журчание ручья, звон капели.)
Правильно, строки поэта Майкова претворяются в нежной мелодии, которая передаёт живое дыхание весны. Мы словно видим маленький беспомощный цветок, пробивающийся к свету из-под снега.
Ференц Лист так писал об этом: «Цветок живёт в музыке, как и в других видах искусства, ибо не только «переживание цветка», его запах, его поэтические чарующие свойства, но сама форма его, структура, цветок как видение, как явление не может не найти своего воплощения в искусстве звука, ибо в нём находит воплощение и выражение всё без исключения, что может испытать, пережить, продумать и прочувствовать человек.
Начальная тема-наигрыш, исполняемая фаготом, по своим очертаниям напоминает строение стебелька, который постоянно тянется, устремляется вверх. Подобно тому, как стебель растения постепенно обрастает листьями, мелодическая линия на протяжении всего звучания также «обрастает» мелодическими подголосками. Свирельные пастушьи наигрыши постепенно превращаются в густую музыкальную ткань, в которой слышится птичье щебетанье.
Слушание: И. Стравинский. «Поцелуй земли» из балета «Весна священная».
«Пейзаж не имеет цели,- говорил Саврасов,- если он только красив. В нём должна быть история души. Он должен быть звуком, отвечающим сердечным чувствам. Это трудно выразить словом, это так похоже на музыку».
1. Можно ли считать, что пейзаж в искусстве – это точная копия картины природы?
2. Почему музыкальный пейзаж можно уподобить пейзажу в изобразительном искусстве?
3. Каким предстаёт апрель в пьесе П. Чайковского из цикла «Времена года»? Какие чувства вызывает эта музыка?
4. Почему музыка И. Стравинского воспринимается как настоящая «картина весеннего произрастания»?
5. Подбери поэтические и живописные произведения на пейзажную тему, которые вам известны.
6. Выполните задание в «Дневнике музыкальных наблюдений», стр. 28.