Можно ли считать что смирнов добровольно дал правдивые показания

Какой стиль противоборства следует избрать оперуполномоченному в данной ситуации?

Задача 2. По подозрению в убийстве был задержан Смирнов. При подготовке к допросу следователь тщательно изучал его настроение во время нахождения под стражей. Оказалось, что Смирнов очень беспокоился за своего отца. Со следователем и конвоирами он заводил разговоры, касающиеся здоровья отца, его показаний по делу, спрашивал, находится ли он дома. При этом Смирнов не спрашивал о матери, хотя именно она часто болела. Не интересовался он и своей женой, с которой заключил брак за две недели до задержания. Можно было предположить, что его отец что-то знает о совершенном преступлении, и именно поэтому Смирнов боится за него. Перед очередным допросом было решено устроить «случайную» встречу Смирнова с отцом. Последнего пригласили в милицию для того, чтобы расспросить о личностных качествах сына. Общение следователя и отца Смирнова происходило в непринужденной форме. В условленный момент в кабинет ввели Смирнова, который увидел, что его отец свободно разговаривает о чем-то со следователем. Тут же подозреваемого перевели в другой кабинет. На последовавшем за этим допросе он дал подробные показания о том, как совершил преступление.

Проведите анализ данной следственной ситуации и ответьте на следующие вопросы:

1) что следователю оказать психическое воздействие на подозреваемого Смирнова?

2) каков психологический механизм этого воздействия?

3) допустимы и правомерны ли такие приемы в следственной практике?

4) можно ли считать, что Смирнов добровольно дал правдивые показания?

Источник

Процесс осознания индивидом того, как он принимается партнером по общению

а) эмпатия б) каузальная атрибуция

в) рефлексия г) атрибуция

Что такое «каузальная атрибуция»?

а) форма познания другого человека, основанная на формировании устойчивого позитивного чувства к нему

б) механизм интерпретации поступков и чувства другого человека.

в) связь, в ходе которой осуществляется обмен информацией

г)механизм самопознания в процессе взаимодействия, в основе которого лежит способность человека представлять себе то, как он воспринимается партнерами по общению

Что такое аффилиация?

а) боязнь возмездия и его последствий

б) готовность бескорыстно действовать на пользу других

в) потребность в помощи, заботе, защите

г) поиск положительных контактов.

Что такое «аттракция»?

а) форма познания другого человека, основанная на формировании устойчивого позитивного чувства к нему

б) эмоциональное сопереживание другому человеку

в) механизм самопознания в процессе взаимодействия, в основе которого лежит способность человека представлять себе то, как он воспринимается партнёром по общению

г) социально-психологический процесс познания личностью или группой других людей в ходе непосредственных или опосредованных контактов с ним, при котором осуществляется сравнение или сопоставление внутренних состояний или положений партнёров, а также образцов для подражания, со своими психологическими и другими характеристиками.

Распространенная форма межличностного общения, предполагающая воздействие на партнера по общению с целью достижения своих скрытых намерений:

а) императивное общение

б) диалогическое общение

Эмпатия – это:

а) эмоциональный отклик, своеобразное прочувствование того, что он переживает, сочувственное отношение к нему

б) общее неблагоприятное мнение, мешающее установлению с человеком психологического контакта из-за искаженного первого впечатления о нем

в) процесс осознания индивидом того, как он принимается партнером по общению

Механизм этноцентризма:

а) перенос на познаваемых людей психических особенностей субъекта восприятия

б) пропуск всей информации через фильтр, связанный с этническим образом жизни

в)отождествление себя с другим человеком

7.3.3. Примерные практические (ситуационные) задания для подготовки к промежуточной аттестации (зачету) у обучаемых

Задача 1

Высказывание следователя: «Будучи расстроена служебными неполадками, я сразу же стала допрашивать Жилину по существу предъявленного обвинения, не изучив ее личность и психологические особенности. Обвиняемая отрицала причастность к убийству и давала неубедительные показания по поводу оказавшихся у нее вещей покойной. Проявляя нервозность и по-человечески понятную, но недопустимую при допросе ненависть к убийце, я так озлобила Жилину, что та упорно запиралась до конца и, плача, заявила: «Пусть вас по службе накажут за то, что вы не смогли с человеком по-человечески говорить, ничего я вам не скажу!». Какое значение имеет установление следователем психологического контакта с допрашиваемым?Какое требование к установлению контакта было нарушено в данном случае?

Задача 2

К. подозревалась в убийстве своего семилетнего сына Игоря, труп которого был обнаружен в колодце. В процессе расследования не удалось добыть доказательств виновности К., и дело производством было прекращено. Однако прокуратура области отменила постановление о прекращении дела, и расследование было поручено другому следователю.

Проведя ряд необходимых следственных действий, следователь решил допросить К. Если убийца она, полагал следователь, то с момента совершения преступления находится в постоянном эмоциональном напряжении, и оно значительно усилится в связи с вызовом в прокуратуру.

При допросе К. не спросила о причине ее вызова и сразу же рассказала, что когда они с сыном возвращались от соседей, мальчик якобы обругал ее, побежал и бросился в колодец. Следователь задал вопрос:

– Оказывал Игорь сопротивление, когда вы хотели его бросить в колодец?

К. срывающимся голосом ответила:

– Он не понимал, что я его туда бросаю.

Допустимы ли приемы психического воздействия с целью изменения позиции допрашиваемого и получения правдивых показаний, основанные на испытываемых им острых эмоционально-волевых состояниях?

Можно ли считать что смирнов добровольно дал правдивые показания. Смотреть фото Можно ли считать что смирнов добровольно дал правдивые показания. Смотреть картинку Можно ли считать что смирнов добровольно дал правдивые показания. Картинка про Можно ли считать что смирнов добровольно дал правдивые показания. Фото Можно ли считать что смирнов добровольно дал правдивые показания

Задача 3

По подозрению в убийстве был задержан Смирнов. При подготовке к допросу следователь тщательно изучал его настроение во время нахождения под стражей. Оказалось, что Смирнов очень беспокоился за своего отца. Со следователем и конвоирами он заводил разговоры, касающиеся здоровья отца, его показаний по делу, спрашивал, находится ли он дома. При этом Смирнов не спрашивал о матери, хотя именно она часто болела. Не интересовался он и своей женой, с которой заключил брак за две недели до задержания. Можно было предположить, что его отец что-то знает о совершенном преступлении, и именно поэтому Смирнов боится за него. Перед очередным допросом было решено устроить «случайную» встречу Смирнова с отцом. Последнего пригласили для допроса в милицию. Допрос, который следователь начал с вопросов биографии, происходил в непринужденной форме. В условленный момент в кабинет ввели Смирнова, который увидел, что его отец свободно разговаривает о чем-то со следователем. Тут же подозреваемого перевели в другой кабинет. На последовавшем за этим допросе он дал подробные показания о том, как совершил преступление.

Правомерен ли примененный следователем прием психического воздействия? В чем заключается его сущность? Можно ли считать, что Смирнов добровольно дал правдивые показания?

Задача 4

В качестве подозреваемого по делу об изнасиловании несовершеннолетней Т. был задержан Артамонов. На первом допросе он полностью отрицал факт совершения преступления. К началу второго допроса был произведен осмотр места происшествия (садового домика семьи потерпевшей), в ходе которого была изъята часть обоев со следами ножевых проколов. По показаниям потерпевшей, в процессе совершения преступления насильник угрожал ей ножом, при этом ударяя им в стену. Т. подробно описала характерные признаки этого ножа.

Правомерен ли примененный следователем прием психического воздействия?

Задача 5

По делу о крупном хищении следователь установил, что его организатор директор ресторана П. вел аморальный образ жизни, сожительствовал одновременно с несколькими женщинами, в том числе и с К. В деле имелись изъятые при обыске в его кабинете фотографии П. в обществе К. и других женщин. Зная, что жена П. ревновала его к К. и подозревала в неверности, следователь при определении тактики ее допроса решил использовать это обстоятельство. Перед тем как вызвать жену П. на допрос (ранее она отрицала свою осведомленность о преступной деятельности мужа), следователь разложил на столе изъятые у П. фотографии. Увидев их, жена П. сообщила об известных ей фактах хищения.

Допустимо ли использование низменных побуждений свидетеля при расследовании преступлений?

Задача 6

В городе М. за короткий срок было совершено несколько тяжких преступлений, в том числе убийство Гусевой. Во всех этих преступлениях, кроме убийства, был изобличен Камов. В то же время у следователя имелись основания подозревать Камова в убийстве, однако данных для его обвинения было недостаточно. Зная, что у убитой исчезла сберегательная книжка, следователь спросил: – Камов, а куда вы дели сберкнижку? О какой сберкнижке идет речь, он не сказал. Камов опустил голову и ответил: «Я ее порвал». После этого он рассказал о совершенном им убийстве Гусевой.

Как можно расценить постановку следователем вопросов в такой форме, которая создает у допрашиваемого уверенность в том, что «следствию все известно»? Не является ли это обманом?

Задача 7

По одному уголовному делу следовало установить, встречались ли для согласования показаний взяткополучатель Ников и посредник Шульц. Показания Пельцера, изобличающие Никова в получении взятки, стали известны последнему; он имел возможность обсудить их с Шульцем и выработать единую линию поведения на следствии. В своем объяснении Ников отрицал встречи с Шульцем. Первым следователь вызвал на допрос Шульца. Как и следовало ожидать, он показал, что длительное время не встречался с Никовым. Записав показания допрашиваемого, следователь отпустил его. Затем в кабинет пригласили Никова. Он знал, что Шульц только что был на допросе, но поговорить с ним не успел. В присутствии Никова следователь подписал протокол допроса Шульца и с нескрываемым интересом стал его перечитывать. По тому, как он читал протокол и посматривал на допрашиваемого, тот сделал вывод, что Шульц дал какие-то важные показания. Пауза затянулась, и Ников забеспокоился.

– Так вы утверждаете, что не видели Шульца больше года? – спросил следователь, оторвавшись, наконец, от бумаг.

– Да, то есть точно не помню, – в голосе Никова уже не чувствовалось уверенности.

– Вы обсуждали с Шульцем, какую вам позицию занять по поводу показаний Пельцера? – тоном, не вызывающим сомнений в осведомленности, спросил следователь.

– Нет, мы только возмущались его показаниями.

Существенное обстоятельство было выяснено.

Где грань между обманом и теми приемами психического воздействия, которые создают у допрашиваемого преувеличенное представление об осведомленности следователя?

Источник

Задача 28

При обыске в квартире П. были найдены некоторые ценности, хотя на допросе он утверждал, что у него их больше нет. Однако по материалам дела можно было предположить, что у него имеются и, по-видимому, где-то спрятаны другие ценности, нажитые преступным путем.

Перед очередным вызовом на допрос П. следователь разложил на столе золотые монеты и изделия из золота, изъятые у другого лица. Когда П. ввели в кабинет, он предложил конвойному подождать с арестованным в коридоре и стал убирать со стола ценности.

П. был допрошен, но при этом следователь не касался вопроса о ценностях. П. заметно волновался и вскоре после того, как его увели в камеру, попросил бумагу и написал заявление, в котором указал места хранения ценностей, видимо, решив, что спрятанные им ценности уже обнаружены, и что в его интересах добровольно заявить о них[55].

Правомерен ли прием психического воздействия, основанный на создании при допросе ситуаций, допускающих различное толкование предъявленного доказательства?

Влияет ли осознание допрашиваемым своей виновности или невиновности на формирование оценки как ситуации в целом, так и отдельных доказательств?

Задача 29

По подозрению в убийстве был задержан Смирнов. При подготовке к допросу следователь тщательно изучал его настроение во время нахождения под стражей. Оказалось, что Смирнов очень беспокоился за своего отца. Со следователем и конвоирами он заводил разговоры, касающиеся здоровья отца, его показаний по делу, спрашивал, находится ли он дома. При этом Смирнов не спрашивал о матери, хотя именно она часто болела. Не интересовался он и своей женой, с которой заключил брак за две недели до задержания. Можно было предположить, что его отец что-то знает о совершенном преступлении, и именно поэтому Смирнов боится за него. Перед очередным Допросом было решено устроить «случайную» встречу Смирнова с отцом.

Последнего пригласили для допроса в милицию. Допрос, который следователь начал с вопросов биографии, происходил в непринужденно форме. В условленный момент в кабинет ввели Смирнова, который увидел, что его отец свободно разговаривает о чем-то со следователем. Тут же подозреваемого перевели в другой кабинет. На последовавшем за этим допросе он дал подробные показания о том, как совершил преступление[56].

Правомерен ли примененный следователем прием психического воздействия? В чем заключается его сущность? Можно ли считать, что Смирнов добровольно дал правдивые показания?

Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.)

Источник

Антонян Ю.М., Еникеев М.И., Эминов В.Е. Психология преступника и расследование преступлений. – М., Юристъ, 1996

Можно ли считать что смирнов добровольно дал правдивые показания. Смотреть фото Можно ли считать что смирнов добровольно дал правдивые показания. Смотреть картинку Можно ли считать что смирнов добровольно дал правдивые показания. Картинка про Можно ли считать что смирнов добровольно дал правдивые показания. Фото Можно ли считать что смирнов добровольно дал правдивые показанияМожно ли считать что смирнов добровольно дал правдивые показания. Смотреть фото Можно ли считать что смирнов добровольно дал правдивые показания. Смотреть картинку Можно ли считать что смирнов добровольно дал правдивые показания. Картинка про Можно ли считать что смирнов добровольно дал правдивые показания. Фото Можно ли считать что смирнов добровольно дал правдивые показанияМожно ли считать что смирнов добровольно дал правдивые показания. Смотреть фото Можно ли считать что смирнов добровольно дал правдивые показания. Смотреть картинку Можно ли считать что смирнов добровольно дал правдивые показания. Картинка про Можно ли считать что смирнов добровольно дал правдивые показания. Фото Можно ли считать что смирнов добровольно дал правдивые показанияМожно ли считать что смирнов добровольно дал правдивые показания. Смотреть фото Можно ли считать что смирнов добровольно дал правдивые показания. Смотреть картинку Можно ли считать что смирнов добровольно дал правдивые показания. Картинка про Можно ли считать что смирнов добровольно дал правдивые показания. Фото Можно ли считать что смирнов добровольно дал правдивые показанияМожно ли считать что смирнов добровольно дал правдивые показания. Смотреть фото Можно ли считать что смирнов добровольно дал правдивые показания. Смотреть картинку Можно ли считать что смирнов добровольно дал правдивые показания. Картинка про Можно ли считать что смирнов добровольно дал правдивые показания. Фото Можно ли считать что смирнов добровольно дал правдивые показанияМожно ли считать что смирнов добровольно дал правдивые показания. Смотреть фото Можно ли считать что смирнов добровольно дал правдивые показания. Смотреть картинку Можно ли считать что смирнов добровольно дал правдивые показания. Картинка про Можно ли считать что смирнов добровольно дал правдивые показания. Фото Можно ли считать что смирнов добровольно дал правдивые показанияМожно ли считать что смирнов добровольно дал правдивые показания. Смотреть фото Можно ли считать что смирнов добровольно дал правдивые показания. Смотреть картинку Можно ли считать что смирнов добровольно дал правдивые показания. Картинка про Можно ли считать что смирнов добровольно дал правдивые показания. Фото Можно ли считать что смирнов добровольно дал правдивые показанияМожно ли считать что смирнов добровольно дал правдивые показания. Смотреть фото Можно ли считать что смирнов добровольно дал правдивые показания. Смотреть картинку Можно ли считать что смирнов добровольно дал правдивые показания. Картинка про Можно ли считать что смирнов добровольно дал правдивые показания. Фото Можно ли считать что смирнов добровольно дал правдивые показания

Антонян Ю.М., Еникеев М.И., Эминов В.Е. Психология преступника и расследование преступлений. – М., Юристъ, 1996.

Вид занятия: семинар.

— сформировать у студентов теоретические подходы к пониманию организации и проведения психологии допроса.

План семинарского занятия

1. Общие социально-психологические особенности профессионального общения юриста. Процессуальные и непроцессуальные формы профессионального общения.

2. Допрос как разновидность общения, его психологическая структура. Основные стадии допроса. Содержание и источники изучения следователем психологии обвиняемого.

3. Допрос в бесконфликтной ситуации. Особенности в установлении психологического контакта с участником допроса. Пространственная организация коммуникативных процессов во время бесконфликтного допроса. Требование к постановке вопросов и процессу уяснения информации. Приемы активизации памяти допрашиваемого во время допроса.

4. Допрос в конфликтной ситуации. Использование характерологических особенностей личности допрашиваемого в ходе допроса. Психическое состояние обвиняемого (подозреваемого), влияние его состояния на поведение во время допроса.
Самостоятельная работа

Темы рефератов и докладов (на выбор)
1.Основные способы противодействия во время допроса.

2.Защитная доминанта, ее влияние на поведение допрашиваемого.

3.Критерии допустимости и приемы психического воздействия на допрашиваемого.

4.Оговорки и показания допрашиваемого, их психологическое объяснение и оценка следователем.

5.Психология лжи. Структура ложного показания. Виды лжи. Психодиагностические признаки ложных показаний (лжесвидетельствования).

7.Психологические особенности допроса несовершеннолетних.
Вопросы и задания для размышления и групповой дискуссии

1. В научных публикациях дискутируется вопрос о том, что активное применение следователем приемов психического воздействия может быть проявлением его предвзятого отношения к подозреваемому (обвиняемому), который до приговора суда не должен считаться виновным. Каково Ваше отношение к сути данной дискуссии в контексте правомерности применения следователем различных средств психического воздействия, например, на лиц, противодействующих расследованию?

2. Общеизвестны следующие криминалистические рекомендации: во-первых, «при поиске преступников признаки его личности должны быть «прошкалированы» следователем (оперработником) по их информативной значимости», а, во-вторых, «наиболее редко встречающиеся признаки имеют наибольшую информативность».

Как Вы считаете, какую роль здесь, наряду с традиционными информационно-статистическими показателями (рост, признаки внешности и т.п.), могут играть собственно психологические (например, характерологические, индивидуально-стилевые) параметры личности преступника?

Вид занятия: практическое.

— сформировать у слушателей начальные навыки в реализации следственного действия – допроса;

-развитие у обучающихся таких профессионально-деловых ка­честв, которые предусмотрены государственными образовательными стандартами и квалификационной характеристикой специалиста-вы­пускника учебного заведения;

— при подготовке к практическому занятию включает: изучение задания и указаний к практическому занятию; прослушивание консуль­тации (по мере необходимости, индивидуально).

В развалинах дома были обнаружены части расчлененного трупа. Внимание следователя и оперативных работников привлек К. Он на­блюдал за поисками, живо интересовался ходом следствия, пытался выяснить, что известно работникам милиции о преступнике. Провер­кой установлено, что К. — преступник, которого разыскивает милиция.

Оперативными сотрудниками по делу об убийстве и ограблении ин­кассатора и водителя автомобиля, в котором перевозились полученные в торговых предприятиях и перевозимые в банк деньги, проводилась проверка работников автопредприятия, не вышедших на работу в день преступления. Было установлено, что водитель Б. на следующий день находился в необычном состоянии: бледный, взволнованный, он не на­ходил себе места. Проверка показала, что Б. имел судимость за кражу, по характеру скрытен, жаден к деньгам, использует любые источники наживы (торговал на местном рынке, убивал собак и из их шкур шил на продажу шапки и куртки). Впоследствии удалось доказать, что Б. — участник нападения.

Среди лиц, возможно причастных к преступлению, внимание сле­дователя привлек Л., который проявлял в связи с расследованием за­метное беспокойство, расспрашивал свидетелей, о чем они с ними беседовали, кого подозревают, интересовался, зачем следователь и оперативные сотрудники милиции осматривают у подозреваемых одежду и обувь. Именно Л. и оказался разыскиваемым преступником.

Какие действия получили название «улики поведения»? Какие вы може­те назвать виды «улик поведения» с учетом особенностей их проявле­ния? Какое значение имеет своевременное выявление «улик поведения» в тактике допроса?
Психологический контакт

По подозрению в убийстве был задержан Смирнов. При подготов­ке к допросу следователь тщательно изучал его настроение во время нахождения под стражей. Оказалось, что Смирнов очень беспокоился за своего отца. Со следователем и конвоирами он заводил разго­воры, касающиеся здоровья отца, его показаний по делу, спрашивал, находится ли он дома. При этом Смирнов не спрашивал о матери, хо­тя именно она часто болела. Не интересовался он и своей женой, с которой заключил брак за две недели до задержания. Можно было предположить, что его отец что-то знает о совершенном преступле­нии и именно поэтому Смирнов боится за него. Перед очередным допросом было решено устроить «случайную» встречу Смирнова с отцом. Последнего пригласили для допроса в милицию. Допрос, ко­торый следователь начал с вопросов биографии, происходил в непри­нужденной форме. В условленный момент в кабинет ввели Смирно­ва, который увидел, что его отец свободно разговаривает о чем-то со следователем. Тут же подозреваемого перевели в другой кабинет. На последовавшем за этим допросе он дал подробные показания о том, как совершил преступление.

ПЕРЧЕНЬ ВОПРОСОВ ВЫНОСИМЫХ НА ЗАЧЕТ

49. Психологические аспекты деятельности адвоката в гражданском судопроизводстве.

50. Психология деятельности частных детективных служб.

СЛОВАРЬ ПЕРСОНАЛ иЙ

Ананьев Б.Г. — отечественный психолог, рассматривает человека в единстве четырех сторон: как биологический вид; в онтогенезе, про­цессе жизненного пути; как личность; как часть человечества.

Анденес И. — норвежский криминолог, поставил вопрос о не­обходимости разработки новых мер общественного реагирования на преступления в рамках теории стигмы. Во многом благодаря изыска­ниям авторов этой теории в странах Запада декриминализировали гомосексуализм и довольно лояльно относятся к наркоманам.

Анохин П.К. (1898-1974) — отечественный физиолог. Известен фундаментальными исследованиями в области нейрофизиологии — механизмов условного рефлекса и внутреннего торможения, онтоге­неза нервной системы и др.

Беккариа Ч — синтезировал идеи гуманистов, опубликовал фундаментальный труд «О преступлениях и наказаниях» (1764). Изу­чал юриспруденцию в университете итальянского города Павиа, в 1758 г. получил степень доктора права. Видя всю жестокость испол­нительной системы, отказался от юридической профессии. В своей книге поддерживает идеи Ф.Бэкона. Работа содержит 46 параграфов, освещающих широкий круг вопросов исполнения наказания. Идеи гума­низма (отказ от смертной казни, соразмерность наказания и т.д.) поддержали многие монархи и пытались реализовать в практике того времени.

Беккер Г. — проводил социологические исследования отклоняю­щегося поведения, написал книгу «Аутсайдеры», в которой продолжил разработку теории девиантности на примере рассмотрения жизненного пути 50 наркоманов. Пришел к выводу о взаимозависимости отклоняю­щегося поведения и мнения общества (стигматизации). Определенный интерес представляет его подход к периодизации преступной карь­еры. По результатам исследований, в большинстве случаев первичное нарушение социальных норм носит случайный характер. Далее происходит криминализация личности, а вершиной этого является вступление человека в банду преступников, где максимально реализуются все криминальные возможности индивида.

Бине А. (1857-1911) — французский психолог. Известен трудами по экспериментальному изучению высших психических функций (особенно мышления), диагностике умственного развития ребенка. Разработал серию тестов.

Бюллер К. (1879-1963) — немецкий психолог. Известен трудами по развитию детского мышления, по психологическим аспектам речи.

Берн Э. — знаменитый американский психиатр, особую извест­ность которому принесла книга «Люди и игры», ставшая бестселлером. Один из основателей трансакционного анализа — нового метода инди­видуальной и социальной психотерапии.

Выготский Л.С. (1896-1934) — выдающийся отечественный психолог. Разработал учение о развитии психических функций в процессе освоения индивидом ценностей культуры, многие методологиче­ские принципы психологической российской науки.

Гальтон Ф. (1822-1911) — английский психолог и антрополог; один из основателей биометрической, дифференциальной психоло­гии и метода тестов.

Галль Ф.(1758-1828) — основатель френологии австрийский врач и анатом, в 1825 г. писал: «Объектом законодательства должно быть, поскольку позволяет природа человека, предупреждение преступле­ний, исправление преступников и обезопасивание общества от тех из них, которые неисправимы». На основании исследований он сделал открытие, актуальное и до сего времени, об особой роли коры го­ловного мозга и мозговых извилин. Он утверждал, что там сосредоточены 27 основных человеческих способностей, и возможно опреде­лить места, откуда исходят побуждения к убийству, кражам и т.д.

Гарофало Р.(1852-1934) — итальянский ученый, сторонник позити­вистской школы науки о преступлении работал судьей уголовного апелляционного суда Неаполя. Будучи еще молодым ученым, опублико­вал фундаментальную монографию «Позитивный критерий наказа­ния»(или «Критерии опасного состояния») в 1880 г. Пытался сформу­лировать социологическое понятие преступления. Он утверждал, что при определении типа преступника надо отдавать преимущество пси­хическим чертам, в рамках уголовной антропологии. В 1884 г. вышла монография «Криминология», состоящая из 3 глав, раскрывающая при­роду преступности и теории наказания. Выступил против отмены пожизненного заключения и смягчения наказания для лиц, совершивших жестокие преступления. В 1891 г. вышло второе издание «Криминоло­гии», в котором автор разработал целостную карательную систему.

Глюк Э. и Ш. — проводили исследования в рамках конституцион­ной предрасположенности к совершению преступления. В 1925 г. исс­ледовали природу преступности, в основу изучения положили метод лонгэтюдных наблюдений. В 1943 г. опубликовали книгу «Преступные карьеры в ретроспективе», в которой отразился почти 20-ти летний опыт изучения преступников(главный вывод: наличие или отсутствие определенных черт и признаков в конституции и ранней окружающей среде различных преступников определяет, кем неизбежно станут эти преступники и что станет с ними). В 1956 г. опубликовали моногра­фию «Строение тела и юношеская преступность», в контексте ее вы­делили группы подростков, требующих особого внимания, разработали понятие преступного потенциала, зависящего от строения тела. На основании этого феномена в 1959 г. ими разработана таблица для прогнозирования преступного поведения. Также была разработана таблица адекватных наказаний в помощь судьям.

Гиппократ (V век до н.э.) — древнегреческий врач, реформатор ан­тичной медицины, материалист. Создал учение о целостности орга­низма, о темпераменте.

Зинченко П.И. (1903-1969) — отечественный психолог. Занимал­ся проблемами памяти, разработал новые методы экспериментально­го исследования непроизвольного и произвольного запоминания.

Кеттел Д. (1860-1944) — американский психолог, основатель и президент Психологической корпорации США.

Кречмер Э. (1888-1964) — немецкий психиатр и психолог, разра­ботал учение о связи основных типов конституционального телосло­жения с определенными типами темперамента.

Ланге Н.Н. (1858-1921) — русский психолог. Создал первую в России экспериментальную психологическую лабораторию при Одес­ском университете. Сформулировал закон перцепции — стадиальный характер процесса восприятия; разработал моторную теорию внима­ния.

Левин К. (1890-1947) — немецко-американский психолог. Известен своими экспериментальными исследованиями воли, аффе­кта. Один из основоположников экспериментальных исследований мотиваций и психологии групп (групповой динамики).

Леонтьев А.Н. (1903-1979) — выдающийся отечественный психо­лог. Вместе с Л.С. Выготским и А.Р. Лурия разрабатывал культурно-историческую теорию, выдвинул и обосновал общепсихологическую концепцию деятельности, являющуюся теоретическим направлением в отечественной и мировой психологии.

Локк Дж. (1632-1704) — английский философ, разработал эмпи­рическую теорию познания, развил теорию образования общих идей (абстракций). Основоположник ассоцианизма в психологии. Исходил из решающего влияния среды на воспитание.

Ломброзо Ч. (1835-1909) — итальянский судебный психиатр и криминалист, родоначальник антропологического направления. Выд­винул положение о существовании особого типа человека, предрас­положенного к совершению преступлений в силу определенных био­логических признаков.

Лурия А.Р. (1902-1977) — выдающийся отечественный психолог, основоположник нейропсихологии в нашей стране. Основное внима­ние уделял экспериментальному исследованию проблем локализации высших психических функций.

Маслоу А. (1908-1970) — американский психолог, представитель гуманистической психологии. В иерархии потребностей главное мес­то отводил потребностям в творчестве и самоактуализации личности.

Морено Я. (1892-1974) — социальный психолог и психиатр, ос­нователь социометрии. Родился в Румынии, с 1927 г. работал в США, где основал институт социометрии.

Мэйо Э. (1880-1949) — американский социолог, один из основа­телей американской индустриальной социологии.

Мюллер Г. (1850-1934) — немецкий психолог, один из основате­лей экспериментальной психологии. Известен трудами по проблемам психофизики, памяти.

Оллопорт Г. (1897-1967) — американский психолог, развил кон­цепцию личности как динамической организации мотивационных систем, привычек, установок и т.д., определяемую перспективой реализации будущих возможностей личности.

Павлов И.П. (1849-1936) — великий русский физиолог, основа­тель учения о высшей нервной деятельности человека.

Петровский А.В. — отечественный психолог. Известен исследова­ниями по истории психологии, социальной психологии и психологии личности.

Платонов К.К. — отечественный психолог. Разработал динамиче­скую структуру личности, элементами которой являются: направлен­ность, опыт, особенности психических процессов, биопсихологиче­ские свойства.

Рибо Т. (1839-1916) — французский психолог и психопатолог, ро­доначальник экспериментальных исследований высших психических процессов во Франции. Известен трудами по проблемам памяти, про­извольного внимания, чувств.

Рубинштейн С.Л. (1889-1960) — выдающийся отечественный пси­холог и философ. Разработал деятельностный подход в психологии, принцип детерминизма, принцип личностного подхода.

Сатерленд Э.(1883-1950) — профессор Иллинойского университе­та, развивал теорию стигмы. Создал оригинальную криминологическую концепцию, получившую название теории дифференциальной ассоциа­ции(схожа с идеями Тарда Г. о подражании как основе человеческого общения). Он объяснял преступность исключительно на основе факто­ров социальной жизни. В 1924 г. вышел его учебник по криминоло­гии, в котором были заложены основы социологического понимания преступности. В 1939 г. была опубликована монография «Принципы криминологии», в которой раскрыл социальную сущность преступного поведения и обучения.

Селье Г. (1907-1982) — канадский ученый. Сформулировал кон­цепцию стресса, ввел понятия адаптационного синдрома, болезней адаптации и др.

Сеченов И.М. (1829-1905) — великий русский физиолог и психо­лог. Разработал естественно-научную теорию психической регуляции поведения.

Симонов П.В. — отечественный физиолог. Известен работами по экспериментальной нейрофизиологии эмоций, проблемам высшей нервной деятельности.

Смирнов А.А. — отечественный психолог. Известен трудами по проблемам памяти, общей, детской и педагогической психологии.

Узнадзе Д. (1887-1950) — психолог и философ. Занимался иссле­дованиями в психологии мышления, речи, восприятия. Разработал концепцию установки.

Фрейд 3. (1856-1939) — австрийский врач-психиатр, психолог, основатель психоанализа.

Штерн В. (1871-1938) — немецкий психолог и философ. Изве­стен трудами по детской, а также прикладной психологии (судебной и др.). Первый применил тесты, ввел понятие коэффициента интел­лектуальности.

Эббингауз Г. (1850-1909) — немецкий психолог, представитель ассоциативной психологии. Положил начало экспериментальным исследованиям высших психических функций. Основное его сочинение — «О памяти» (1885), вывел «забывание» как функцию времени.

Эриксон Э. — американский психолог и психоаналитик, предста­витель «эго психологии». Развил теорию стадиального формирования психосоциальной «групповой идентичности» и параллельно «эго-идентичности» (восемь стадий развития личности). Известен также трудами по детской психологии.

Юнг К. (1875-1961) — швейцарский психолог и философ, осно­ватель «аналитической психологии». Развил учение о коллективном бессознательном, в образах которого (так называемых архетипах) ви­дел источник общечеловеческой символики, в том числе мифов и сновидений.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *