Можно ли считать что стихотворение анчар суровое обличение деспотизма подтвердите свою позицию
Это можно подтвердить аллегорическими примерами из текста.
«Но человека человек
Послал к анчару властным взглядом:
И тот послушно в путь потек
И к утру возвратился с ядом».
«И умер бедный раб у ног
Вот и снова примчалась плутовка-зима…
В хоровод завертела пургу,
Щедро в белые шали одела дома,
Растеряла алмазы в снегу.
Зимний лес – гулкое, как выстрелы, карканье ворон, снег с еловой ветки, упавший за шиворот, следы, в которых не видно дна, пар от мокрых рукавиц и параллельные, то и дело пересекающиеся кривые лыжных следов.
Некрасов любил природу и хотел передать всю её красоту,с помощью эпитетов,автор «пишет картину» (литературную).
Я прочитал много книг летом, одна из них «Мой брат играет на кларнете» Анатолия Алексина. Мне вообще нравятся книги этого автора «Безумная Евдокия», «А тем временем где-то», «Третий в пятом ряду» и другие. И эта книга меня очень тронула.
У девочки Жени есть брат Лёва – студент консерватории. Он играет на кларнете. Женя решила посвятить свою жизнь брату, чтобы он добился больших успехов. Сама Женя решила, что её учиться не надо, что быть сестрой великого музыканта – это почетно и престижно. Она стала вести дневник, чтобы из него потом узнали, каким музыкант был в детстве.
Лёву пригласили в школу сыграть на концерте. Брат пришел и выступил, Женя им очень гордилась. После выступления Лёва танцевал не с Женей, как обещал, а с красивой старшеклассницей Алиной. Потом они вместе проводили Алину, а Лёва пригласил её на свой концерт. Но Женя, встретив Алину в школе, сказал ей, что концерт отменяется, и Алина не пришла. Из-за этого Лёва не очень хорошо сыграл на концерте. Женя призналась в своем поступке брату, а он сказал, что она поступила подло. Тогда Женя перестала вести дневник, а взялась за учебу.
Стихотворение “Анчар” – обличение деспотизма. Анализ
Деспотизм и рабство
Можно было бы сказать, что поэт сочувствует рабу, который “послушно в путь потек”. Сочувствовать – значит сопереживать, испытывать аналогичные чувства. Но Пушкин не может разделить чувств раба, он проявляет здесь не сочувствие, а понимание закономерности, трагической неизбежности происходящего: раб не может поступить иначе.
Сказать, что поэт осуждает “непобедимого владыку”, было бы не
Антитеза и повтор как основные художественные приемы стихотворения
Антитеза (противопоставление) – основной художественный прием стихотворения.
Властный взгляд – послушно.
Бедный раб- непобедимый владыка.
Второй по значимости художественный прием в стихотворении – повтор. Повторы слов, начало строк с одного слова (анафора), употребление однокоренных слов усиливают воздействие стихотворения.
Принес он смертную смолу… Принес – и ослабел и лег…
И зелень мертвую… На древо смерти…Принес он смертную смолу…И умер бедный раб…
И тот послушно в путь потек…Свои послушливые стрелы…
Значение слов и словосочетаний
В пустыне чахлой – в пустыне с чахлой, бедной растительностью.
Жаждущих степей – степей, в которых редко бывает дождь; пустынь.
Растопясь от зною – от жары сок становится жидким, текучим, затем застывает, как смола.
Властным взглядом – взглядом человека, обладающего властью.
Ветвь с увядшими листами – ветку с увядшими листьями.
Бледному челу – бледному лбу.
Непобедимого владыки – владыки, господина, князя, которого никто не мог победить, завоевать его земли.
Послушливые стрелы – стрелы, которыми стреляют из луков послушные рабы.
Чуждые пределы – земли (территории, государства) других князей, владык.
Related posts:
Можно ли считать, что стихотворение «Анчар» суровое обличение деспотизма?
Традиционно в 9 классе задают учить наизусть следующие произведения:
Сказки и другой народный фольклор из уст няни Арины Родионовны, учеба в Царскосельском лицее.
С одной стороны, Фамусов реакционер, враг просвещения, крепостник, коррупционер, типичный представитель российской бюрократии. С другой стороны, это любящий отец, хороший семьянин, хлебосольный и гостеприимный хозяин дома. Фамусов может быть добродушным и снисходительным. Он не глуп, в нем нет тупой прямолинейности Скалозуба. Именно поэтому Фамусов единственный из круга гостей и домочадцев понимает опасность идей Чацкого, каковые угрожают существованию уютного и комфортного фамусовского мира. Так что именно Фамусов и становится главным противником Чацкого.
Сюжет баллады был взят из германских народных преданий. Сама баллада не только стала достаточно популярной в Германии, но и оказала большое влияние на дальнейшее развитие эпической немецкой поэзии. Написанная на немецком языке, эта баллада была переведена на другие европейские языки. Литературоведы считают, что именно она положила начало новому направлению в литературе – романтизму.
Стихотворение «Анчар» — обличение деспотизма. Анализ
Анчар
Стихотворение «Анчар» — обличение деспотизма
Деспотизм и рабство
Можно было бы сказать, что поэт сочувствует рабу, который «послушно в путь потек». Сочувствовать — значит сопереживать, испытывать аналогичные чувства. Но Пушкин не может разделить чувств раба, он проявляет здесь не сочувствие, а понимание закономерности, трагической неизбежности происходящего: раб не может поступить иначе.
Сказать, что поэт осуждает «непобедимого владыку», было бы не вполне верно. Пушкин вскрывает природу деспотизма, который держится на необузданной воле владык и молчаливом согласии рабов.
Антитеза и повтор как основные художественные приёмы стихотворения
Антитеза (противопоставление) — основной художественный приём стихотворения.
Властный взгляд — послушно.
Бедный раб— непобедимый владыка.
Второй по значимости художественный приём в стихотворении — повтор. Повторы слов, начало строк с одного слова (анафора), употребление однокоренных слов усиливают воздействие стихотворения.
Принёс он смертную смолу… Принёс — и ослабел и лёг…
И зелень мёртвую… На древо смерти…Принёс он смертную смолу…И умер бедный раб…
И тот послушно в путь потек…Свои послушливые стрелы…
Значение слов и словосочетаний
В пустыне чахлой — в пустыне с чахлой, бедной растительностью.
Жаждущих степей — степей, в которых редко бывает дождь; пустынь.
Растопясь от зною — от жары сок становится жидким, текучим, затем застывает, как смола.
Властным взглядом — взглядом человека, обладающего властью.
Ветвь с увядшими листами — ветку с увядшими листьями.
Бледному челу — бледному лбу.
Непобедимого владыки — владыки, господина, князя, которого никто не мог победить, завоевать его земли.
Послушливые стрелы — стрелы, которыми стреляют из луков послушные рабы.
Чуждые пределы — земли (территории, государства) других князей, владык.
Пример анализа стихотворения «Анчар»
Тема свободы была одной из главных тем в творчестве русского поэта Александра Сергеевича Пушкина. И если в ранних произведениях содержится призыв к свободе, воспевание ее, полное торжественно-высокопарных оборотов речи, то позже, пережив две ссылки, поэт начинает говорить о ней более сдержанно — аллегорично (иносказательно).
Стихотворение «Анчар», созданное в 1828 году, основано на древней легенде о «древе яда», растущем в пустыне. Но под пером великого поэта легенда перерастает в суровое обличение самодержавного деспотизма, царящего в России. Своеобразие стихотворения «Анчар» в том, что идея поэта выражена не от лица автора, а заключается в самом сюжете. В «Анчаре» как будто философски обобщена трагедия пушкинского современника.
Произведение построено на антитезе: оно состоит из двух частей, противопоставленных друг другу, — из описания мира природы и описания человеческого общества. В первой читатель видит безжизненный пейзаж:
В пустыне чахлой и скупой,
На почве, зноем раскаленной…
Такое обличение античеловечности деспотизма подчеркнуто совершенством художественной формы стихотворения «Анчар». Ключевыми становятся слова «яд», «ядовитый», «смертная смола». Антитеза «владыка» — «раб» усилена выразительными эпитетами: «властный взгляд» — «послушно», «бедный раб» — «непобедимый владыка». Примечательно, что даже стрелы становятся у него «послушливыми», то есть лишенными активного действия (а сначала были «губительными», «догадливыми»).
Глаголы подчеркивают власть и принуждение: послал — потек. Анафора и градация усиливают эмоциональное напряжение:
Принес он смертную смолу… Принес — и ослабел и лег…
В целом стихотворение звучит очень торжественно благодаря старославянизмам (древо, жаждущих, вихорь, хладными, чело), ставших уже архаизмами, а также инверсии — «в пустыне чахлой и скупой», «лист его дремучий», «зелень мертвую ветвей». Удивительно, но традиционный для Пушкина четырехстопный ямб звучит в этом стихотворении почти как гекзаметр Гомера.
В «Анчаре» Пушкин воплотил свои представления о добре и зле, о тирании и рабстве. Образ ядовитого древа из легенды расширяется у поэта до обобщенного символа вселенского зла.
Данный поэтический шедевр создан в 1828 году. Это время, когда Пушкин вернулся из ссылки в Москву и полностью посвятил себя светской жизни. Отношения с властью у поэта напряженные, поэтому все его творчество подвергается жесткой цензуре. А Пушкин, так страстно любивший свободу, чувствовал себя скованным тяжелыми цепями по рукам и ногам. Но он не может открыто противостоять власти, поэтому пишет очень сильно завуалированное стихотворение «Анчар», в котором обличает и осуждает неограниченную власть одного человека.
В 1832 году «Анчар» печатается в альманахе «Северные цветы» и становится настоящей жемчужиной русской литературы.
Пушкин использовал в своем стихотворении сюжет, прочитанный в каком-то периодическом издании. Голландский врач рассказывал о дереве упас-анчар на острове Ява. Это дерево выделяет ядовитый сок, который местные жители использовали при охоте, смазывая им стрелы.
В стихотворении «Анчар» Пушкин очень тонко и осторожно обличает порочную систему власть, обладающей неограниченной свободой. Пушкин и сам страдал из-за отнятой свободы творчества, поэтому и стихотворение получилось очень экспрессивным и образным. Символично поэт показал, как один человек, в руках которого неограниченная власть, может сделать разменной монетой жизнь многих других людей ради удовлетворения собственных амбиций.
Композицию стихотворения можно разделить на две почти равные по объему смысловые части. Первая часть – это рассказ об Анчаре. Анчар – это дерево, сок которого ядовит. Но у Пушкина не только сам сок смертоносный, но, кажется, даже воздух вокруг дерева пропитан ядом.
Вокруг дерева чахлая и скупая пустыня. Чахлая, потому что все живое умирает, и пустыня вместе с животными и растениями тоже умирает медленно. И уже из первой строфы становится понятно, какова сила яда Анчара:
Анчар, как грозный часовой,
Стоит — один во всей вселенной.
Далеко-далеко от него простирается раскаленный песок пустыни, что кажется, будто во всем мире нет никакой жизни и ничего, кроме этого дерева.
И зелень мертвую ветвей
И корни ядом напоила.
К дереву не может подойти ни одно живое существо, потому что даже ветер, налетающий на Анчар, сразу же становится «тлетворным», а дождь стекает ядом в почву под деревом.
Во второй части рассказывается о человеке, которого послал к Анчару господин, и раб не осмелился противостоять ему, хотя оба они знали, что все закончится смертью.
Пушкин выступал против авторитарной власти, которая способна испортить человека с самыми добрыми намерениями. Постепенно для господина стираются нравственные ориентиры, теряет цену человеческая жизнь.
Ярким и эмоциональным стихотворение делают средства художественной выразительности, которыми изобилует «Анчар». Так, метафоры «природа жаждущих степей его в день гнева породила», «вихорь черный на древо смерти набежит», «послушно в путь потек» способствуют раскрытию идеи стихотворения. Эпитеты «в пустыне чахлой и скупой», «зелень мертвую», «густой прозрачною смолою» помогают автору передать психологический посыл стихотворения, воздействуя на эмоции читателя. Есть в нем и антитеза «раб-господин», благодаря которой пороки власти видны еще ярче, ведь беспомощность и безответность раба делает его более уязвимым под грозным взглядом его господина.
Эмоционально насыщают стихотворение и инверсии «зелень мертвую», «густой прозрачною смолою», «вихорь черный», а также устаревшая лексика, которая, я думаю, отражает безграничность власти вне зависимости от времени.
«Анчар» принято считать лирическим стихотворением, но «Анчар» напоминает читателям балладу, ведь у произведения есть четкая сюжетная линия. Так Пушкину удалось более точно указать недостатки современного государственного строя.
Тема
Основная тема стихотворения – пагубность неограниченной власти одного человека, для усиления этой мысли Пушкин использует антитезу – противопоставление естественного поведения, когда всё живое в природе избегает прикосновений к смертоносному древу, и поведения владыки, который нарушает этот закон природы.
Использованный для написания стихотворный размер – четырёхстопный ямб – позволяет одинаково хорошо передать как ощущения от смерти в природе, так и проявления зла в человеческих отношениях. Поэт использовал перекрестную рифму.
Жанр
Обычно жанр этого произведения определяют как лирическое стихотворение, однако его можно частично считать балладой благодаря тому, что в нём есть сюжет, также присутствует некая тайна.
Средства выразительности
Поэт использовал всё богатство русского языка, чтобы передать как психологический, так и идейный посыл стихотворения. Так, при его создании использованы следующие художественные средства:
метафоры – “природа жаждущих степей его в день гнева породила“, “вихорь чёрный на древо смерти набежит“, “послушно в путь потек“
эпитеты – “в пустыне чахлой и скупой“, “зелень мёртвую“, “густой прозрачною смолою“
сравнения – “анчар, как грозный часовой“;
инверсии – “зелень мёртвую“, “вихорь чёрный”
В нём также легко проследить антитезу “царь – раб”. Для её создания автор использует не только эпитеты (“бедный раб” – “непобедимый владыка”), но и глагольное противопоставление: если царь послал раба, то тот потёк, причём во втором случае глагол усиливается словом “послушно”. При этом царь и анчар, напротив, описываются как одинаково смертоносные явления.
С помощью ярких выразительных средств Пушкин создал мрачное, эмоционально насыщенное произведение с ясно выраженной мыслью.