Можно ли считать знаками следующие изображения где они используются что они означают
Знаки по окружающему миру. ВПР 4 класс, задание №7
Знаки по окружающему миру, ВПР 4 класс.
Рассмотри знаки, изображённые на рисунках. Где можно встретить каждый из этих знаков?
Как ты думаешь, какое правило отражает каждый из этих знаков?
Напиши эти правила.
Данные знаки можно встретить:
2. В музее/торговом центре и т. д.
3. На этикетке одежды.
Знаки отражают следующие правила:
1. Здесь следует переходить дорогу по пешеходному переходу.
2. В данном помещении запрещено фотографировать.
3. Эту вещь нельзя гладить.
Внимательно рассмотри знаки. Где можно встретить каждый из этих знаков?
Как ты думаешь, какое правило отражает каждый из этих знаков?
Напиши эти правила.
Данные знаки можно встретить:
2. В лесу/парке/заповеднике.
3. В парке/музее/магазине/транспорте.
Знаки отражают следующие правила:
1. Идут дорожные работы.
2. Не разорять гнезда.
3. Вход с мороженым запрещен.
Внимательно рассмотри знаки. Где можно встретить каждый из этих знаков?
Как ты думаешь, какое правило отражает каждый из этих знаков?
Напиши эти правила.
Данные знаки можно встретить:
2. В музее/магазине/заповеднике.
3. На этикетке одежды.
Знаки отражают следующие правила:
1. Здесь место для катания велосипедистов.
2. В этом месте запрещено фотографировать.
3. Эту вещь можно стирать только руками в тёплой воде.
Рассмотри знаки, изображённые на рисунках. Где можно встретить каждый из этих знаков?
Как ты думаешь, какое правило отражает каждый из этих знаков?
Напиши эти правила.
Данные знаки можно встретить:
2. В парке/на улице/в торговом центре.
3. На этикетке одежды.
Знаки отражают следующие правила:
1. Ведутся дорожные работы.
2. Запрещено кататься на роликах.
3. Эту вещь нельзя гладить.
Рассмотри знаки, изображённые на рисунках. Где можно встретить каждый из этих знаков?
Как ты думаешь, какое правило отражает каждый из этих знаков?
Напиши эти правила.
Данные знаки можно встретить:
2. В парке/заповеднике.
3. На этикетке одежды.
Знаки отражают следующие правила:
1. Возможен выброс камней из-под колес транспорта.
2. Нельзя вредить животным.
3. Эту вещь нельзя стирать.
Рассмотри знаки, изображённые на рисунках. Где можно встретить каждый из этих знаков?
Как ты думаешь, какое правило отражает каждый из этих знаков?
Напиши эти правила.
Данные знаки можно встретить:
2. В парке/заповеднике/торговом центре.
3. На этикетке одежды.
Знаки отражают следующие правила:
1. Подземный переход.
2. Нельзя входить с животными.
3. Эту вещь нельзя стирать.
Рассмотри знаки, изображённые на рисунках. Где можно встретить каждый из этих знаков?
Как ты думаешь, какое правило отражает каждый из этих знаков?
Напиши эти правила.
Данные знаки можно встретить:
2. В парке/заповеднике.
3. На этикетке одежды.
Знаки отражают следующие правила:
1. Велосипедная дорожка.
2. Нельзя срывать растения.
3. Эту вещь можно стирать только вручную.
Рассмотри знаки, изображённые на рисунках. Где можно встретить каждый из этих знаков?
Как ты думаешь, какое правило отражает каждый из этих знаков?
Напиши эти правила.
Данные знаки можно встретить:
1. На этикетке одежды.
2. На упаковке товара.
3. На электрическом щитке.
Знаки отражают следующие правила:
1. Изделие можно стирать.
2. Содержимое, которое находится внутри упаковки нужно беречь от влаги.
3. Осторожно! Опасность поражения электрическим током!
Рассмотри знаки, изображённые на рисунках. Где можно встретить каждый из этих знаков?
Как ты думаешь, какое правило отражает каждый из этих знаков?
Напиши эти правила.
Данные знаки можно встретить:
Знаки отражают следующие правила:
1. По газонам не ходить!
2. Бегать по ступенькам эскалатора запрещено!
3. Здесь можно переходить проезжую часть дороги по подземному переходу.
Рассмотри знаки, изображённые на рисунках. Где можно встретить каждый из этих знаков?
Как ты думаешь, какое правило отражает каждый из этих знаков?
Напиши эти правила.
Данные знаки можно встретить:
1. На некоторых входных дверях.
2. На баках для бытовых отходов.
Знаки отражают следующие правила:
1. Осторожно! Стеклянная дверь!
2. В этот бак нужно бросать отходы из бумаги и картона.
3. Выгул собак запрещён!
Рассмотри знаки, изображённые на рисунках. Где можно встретить каждый из этих знаков?
Как ты думаешь, какое правило отражает каждый из этих знаков?
Напиши эти правила.
Данные знаки можно встретить:
Знаки отражают следующие правила:
1. Ставить предметы на перила эскалатора запрещено!
2. Пока горит такой световой сигнал, необходимо сидеть в кресле, застегнув ремни.
3. Это место предназначено для пассажиров с маленькими детьми.
Рассмотри знаки, изображённые на рисунках. Где можно встретить каждый из этих знаков?
Как ты думаешь, какое правило отражает каждый из этих знаков?
Напиши эти правила.
Данные знаки можно встретить:
Знаки отражают следующие правила:
1. В музее фотографировать со вспышкой запрещено!
2. Кататься на роликах в парке запрещается.
3. Входить в зал с едой и напитками не разрешается.
Рассмотри знаки, изображённые на рисунках. Где можно встретить каждый из этих знаков?
Как ты думаешь, какое правило отражает каждый из этих знаков?
Напиши эти правила.
Данные знаки можно встретить:
1. В лесу/парке/заповеднике.
Знаки отражают следующие правила:
1. Трогать птичье гнёзда запрещается!
2. В это месте можно купаться.
3. Посетителям зоопарка кормить животных запрещено!
Рассмотри знаки, изображённые на рисунках. Где можно встретить каждый из этих знаков?
Как ты думаешь, какое правило отражает каждый из этих знаков?
Напиши эти правила.
Данные знаки можно встретить:
2. На этикетке одежды.
3. На одноразовой пластиковой посуде.
Знаки отражают следующие правила:
1. Пользоваться открытым огнём в лифте запрещено!
2. Данное изделие нужно стирать только вручную.
3. Данная посуда безопасна и может использоваться для пищевых продуктов.
Рассмотри знаки, изображённые на рисунках. Где можно встретить каждый из этих знаков?
Как ты думаешь, какое правило отражает каждый из этих знаков?
Напиши эти правила.
Данные знаки можно встретить:
1. Около железной дороги.
Знаки отражают следующие правила:
1. Переходить железнодорожные пути запрещается!
2. Прыгать в воду с моста запрещено!
3. На участке дороги разрешается движение только на велосипеде.
Рассмотри знаки, изображённые на рисунках. Где можно встретить каждый из этих знаков?
Как ты думаешь, какое правило отражает каждый из этих знаков?
Напиши эти правила.
Данные знаки можно встретить:
1. На этикетке одежды.
2. На заднем стекле автомобиля.
Знаки отражают следующие правила:
1. Данное изделие нельзя стирать.
2. Внимание! За рулём автомобиля находится ученик.
3. Во время движения автобуса держись за поручень!
Рассмотри знаки, изображённые на рисунках. Где можно встретить каждый из этих знаков?
Как ты думаешь, какое правило отражает каждый из этих знаков?
Напиши эти правила.
Данные знаки можно встретить:
3. В туалетной комнате.
Знаки отражают следующие правила:
1. Мойте руки перед едой.
2. Соблюдайте тишину в библиотеке.
3. Не забывайте закрывать кран!
Рассмотри знаки, изображённые на рисунках. Где можно встретить каждый из этих знаков?
Как ты думаешь, какое правило отражает каждый из этих знаков?
Напиши эти правила.
Данные знаки можно встретить:
2. В парке/на улице/в торговом центре.
3. На этикетке одежды.
Знаки отражают следующие правила:
1. Пересечение с трамвайной линией.
2. Выгул собак запрещен.
3. Данную вещь нельзя стирать.
Внимательно рассмотри знаки. Где можно встретить каждый из этих знаков?
Как ты думаешь, какое правило отражает каждый из этих знаков?
Напиши эти правила.
Данные знаки можно встретить:
1. В парке/заповеднике.
2. В музее/библиотеке.
3. На этикетке одежды.
Знаки отражают следующие правила:
1. Запрещено наносить вред животным.
2. Пользоваться мобильными телефонами запрещено.
3. Данную вещь нельзя гладить.
Внимательно рассмотри знаки. Где можно встретить каждый из этих знаков?
Как ты думаешь, какое правило отражает каждый из этих знаков?
Напиши эти правила.
Данные знаки можно встретить:
1. На улице/в транспорте.
2. В музее/в библиотеке.
3. На этикетке одежды.
Знаки отражают следующие правила:
1. Осторожно! Предмет находится под напряжением.
2. Пользоваться мобильными телефонами запрещено.
3. Данную вещь можно стирать в воде не горячее 40 градусов.
Внимательно рассмотри знаки. Где можно встретить каждый из этих знаков?
Как ты думаешь, какое правило отражает каждый из этих знаков?
Напиши эти правила.
Данные знаки можно встретить:
1. На улице/железной дороге.
2. В музее/библиотеке/магазине/транспорте.
3. На этикетке одежды.
Знаки отражают следующие правила:
1. Запрещено выходить на рельсы.
2. Запрещено входить с мороженым.
3. Данную вещь можно стирать только вручную.
Внимательно рассмотри знаки. Где можно встретить каждый из этих знаков?
Как ты думаешь, какое правило отражает каждый из этих знаков?
Напиши эти правила.
Данные знаки можно встретить:
2. На этикетке одежды.
Знаки отражают следующие правила:
1. Запрещено кататься на велосипеде.
2. Нельзя выжимать и сушить в стиральной машине.
3. Мусорить запрещено.
Внимательно рассмотри знаки. Где можно встретить каждый из этих знаков?
Как ты думаешь, какое правило отражает каждый из этих знаков?
Напиши эти правила.
Данные знаки можно встретить:
2. На этикетке одежды.
Знаки отражают следующие правила:
1. Запрещено разорять гнезда.
2. Можно стирать только вручную.
Внимательно рассмотри знаки. Где можно встретить каждый из этих знаков?
Как ты думаешь, какое правило отражает каждый из этих знаков?
Напиши эти правила.
Данные знаки можно встретить:
1. В музее/магазине/транспорте.
Знаки отражают следующие правила:
1. Запрещено входить с мороженым.
3. Места для пассажиров с детьми.
Внимательно рассмотри знаки. Где можно встретить каждый из этих знаков?
Как ты думаешь, какое правило отражает каждый из этих знаков?
Напиши эти правила.
Данные знаки можно встретить:
Знаки отражают следующие правила:
1. Запрещено кормить птиц.
2. Нельзя кататься на водных лыжах.
3. Железнодорожный переезд.
Внимательно рассмотри знаки. Где можно встретить каждый из этих знаков?
Как ты думаешь, какое правило отражает каждый из этих знаков?
Напиши эти правила.
Данные знаки можно встретить:
2. На этикетке одежды.
Знаки отражают следующие правила:
1. Запрещено лицам младше 18 лет.
2. Стирать при температуре не выше 40 градусов.
3. Купаться запрещено!
Внимательно рассмотри знаки. Где можно встретить каждый из этих знаков?
Как ты думаешь, какое правило отражает каждый из этих знаков?
Данные знаки можно встретить:
2. В музее/библиотеке.
3. На этикетке одежды.
Знаки отражают следующие правила:
1. Запрещено играть на железнодорожных путях.
2. Слушать громко музыку запрещено.
3. Одежду нельзя отбеливать.
Внимательно рассмотри знаки. Где можно встретить каждый из этих знаков?
Как ты думаешь, какое правило отражает каждый из этих знаков?
Напиши эти правила.
Данные знаки можно встретить:
2. В музее/библиотеке.
3. На этикетке одежды.
Знаки отражают следующие правила:
1. Запрещено разводить костры.
2. Запрещено входить с мороженым.
3. Одежду нельзя стирать.
Внимательно рассмотри знаки. Где можно встретить каждый из этих знаков?
Как ты думаешь, какое правило отражает каждый из этих знаков?
Напиши эти правила.
Данные знаки можно встретить:
Знаки отражают следующие правила:
1. Запрещено плавать на надувных матрасах.
2. СТОП. Путь запрещен.
3. Внимание! Возможна встреча с белками.
Внимательно рассмотри знаки. Где можно встретить каждый из этих знаков?
Как ты думаешь, какое правило отражает каждый из этих знаков?
Задачи и упражнения по введению в теорию языка (стр. 2 )
| Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах: 1 2 3 4 |
листочки на деревьях; хвост, принадлежащий собаке; покрасневший помидор; красное горло, горячий лоб; звонок будильника; стук молотка; наклейки на продуктах (напитках); номера на транспорте; звуки; букет цветов; траурный венок; погоны; цветок на окне; морфемы; интонация; деньги; словосочетание.
Не являются знаками
В зависимости от ситуации
Приведите примеры фразеологизмов, связанных с мимикой и жестами и дайте им толкование.
65. Докажите, что синонимы увеличивают возможности знаковой системы. Можно ли то же самое сказать об омонимах?
66. (?) Проанализируйте примеры значимого отсутствия знаков. Можно ли это отсутствие считать знаком? Сделайте вывод, когда отсутствие знака может считаться знаком и как, на ваш взгляд, такой знак называется?
На дверях магазина не висит табличка «Закрыто» или «Обед»; в дверь не звонят; в лифте не горит огонек и др.
Приведите свои примеры, в том числе и примеры нулевых показателей в языке.
67. (?) Можно ли искусство считать знаковой системой?
68.* Что общего и в чем отличие у кляксы и буквы?
70. Когда человек разговаривает по телефону, то он смеется не совсем так, как при обычном (непосредственном) общении, более громко и выразительно. Почему?
71. Давно замечено: близорукий человек, сняв очки, начинает хуже. слышать. Почему?
72. Среди лиц, пользующихся правом бесплатного проезда в общественном транспорте, фигурируют «военнослужащие в форме». К чему тут эта оговорка: «в форме»? Объясните знаковую сущность военной униформы: что, кому, зачем она сигнализирует?
73. Можно ли считать знаками следующие предметы: а) денежные купюры; б) номерок за сдаваемую в гардероб верхнюю одежду; в) серьгу в ухе; г) авторучку в нагрудном кармане пиджака? Проиллюстрируйте данными примерами основные свойства знака.
74. На следующих рисунках изображены некоторые жесты, встречающиеся у разных народов, с одним и тем же значением. Передайте словами значение этих жестов. Укажите, какими преимуществами и какими недостатками обладает жест по сравнению со словесным выражением мысли.
75. Русская пословица гласит: „Языком не расскажешь, так пальцами не растычешь». Как следует ее понимать? Опишите роль жестов в обыденном общении. Сравните ее с функциями языка жестов (вторичной знаковой системы, используемой глухонемыми).
В чем неестественность, «неправильность» данной ситуации? Какова ее лингвистическая природа?
78. (?) Сравните содержание оценки «удовлетворительно» в разных системах:
а) в пятибалльной системе школьных оценок по предмету;
б) в четырехбалльной системе вузовских оценок;
Какие отсюда можно сделать общие выводы о свойствах языкового знака? И конкретнее: от чего зависит значение слова?
79. (?) В приключенческой литературе (например, в рассказах Э. По „Золотой жук», „Пляшущие человечки» и т. п.) часто описывается ситуация с разгадыванием зашифрованного текста. Представьте себе такую ситуацию и ответьте: с чего начинается процесс дешифровки? Какие общие свойства языка и текста должны учитываться при дешифровке?
80. Попытайтесь при помощи жестов и мимики передать следующий диалог;
— Пошли с тобой погуляем, а?
— Не могу, мне через полчаса должны звонить.
Определите, что является планом содержания жестов и мимических знаков. Соотносятся ли жесты со словами звукового языка или напрямую с понятиями? Передают ли жесты грамматические значения?
81. Найдите словесные соответствия неречевым (невербальным) знакам в следующих семиотических ситуациях. Почему здесь эти знаки предпочитаются словам?
1. Студенты встают, когда преподаватель входит в аудиторию.
2. Посетитель, сидящий в приемной, время от времени покашливает.
4. Автомобиль, стоящий у подъезда дома, продолжительно сигналит.
5. Ученик на уроке поднимает руку.
6. У человека, что-то делающего на проезжей части улицы, поверх одежды надет ярко-оранжевый жилет.
7. Человек стучит монетой по стеклу телефонной кабины.
8. Перед телевизионной передачей с экрана звучит одна и та же музыкальная „заставка».
82. Представьте себе ситуацию провожания на вокзале. Отъезжающий уже в вагоне, от провожающих, стоящих на перроне, его отделяет звуконепроницаемое стекло, а до отправления поезда еще остается 10 минут. Опишите основные (наиболее характерные) типы жестов, которые используются в данной ситуации; переведите их на язык слов.
83. (Т.) Вспомните сказки, связанные со знаками, помогающими героям. Прокомментируйте их.
Ниже приводится (в несколько упрощенном и сокращенном виде) схема построения (по ) одной известной русской сказки. Попытайтесь угадать, что это за сказка.
1. Начальная ситуация.
2. Запрет, усиленный обещаниями.
4. Нарушение запрета (вместе с мотивировкой нарушения).
5. Нанесение вреда через похищение.
7. Выход из дома в поисках.
8. Связка: кратковременное появление похитителя.
9. Появление испытателя.
10. Диалог с испытателем и испытание.
11. Заносчивый ответ (невыдержанное испытание).
12. Утроение: испытание повторяется еще два раза, оба раза реакция отрицательная, и награждения все три раза не происходит.
13. Появление помощника.
14. Беспомощное состояние помощника и пощада по отношению к нему.
16. Благодарный помощник указывает путь.
18. Облик антагониста.
19. Появление искомого (похищенного) персонажа.
20. Добыча с применением хитрости.
22. Погоня, преследование.
23. Вновь троекратное испытание; реакция героя н:а сей раз положительная.
24. Вознаграждение; спасение от погони.
25. Благополучное возвращение домой.
84.(Т.) Познакомьтесь с символикой цвета и цветов.
Белый – цвет вечности; веры, чистоты и свободы.
Желтый, золотой – солнце, зерно; цвет силы, славы, вдохновения, предчувствий и прозрений.
Синий – знак вечности, цвет истины, справедливости и стойкости.
Лиловый, сиреневый – цвет утраты, памяти, верности.
Фиолетовый – цвет траура и покаяния.
Коричневый – знак отказа от мира, мирской суеты и благ.
Мак – страсть, утешение в горе, забвение; символ быстротечности (сорванный цветок вянет сразу) и невинно пролитой крови.
Левкой (ирис белая лилия) – печаль, символизирует вечер в жизни (ирис – ее утро, белая лилия – день).
Лилия – чистота; по преданию, лилии вырастают на могилах невинно осужденных.
Георгин – благородство, отказ.
Ирис – чистота и верность.
Гиацинт – горечь и успокоение; цветок вдохновения.
Жасмин – страсть, верность, нежность.
Сирень – чистота, дружелюбие.
Ландыш – невинное кокетство.
Мальва – тоска, сострадание.
Незабудка – печальная память, весть.
Нарцисс – суетность, себялюбие, хрупкость, обреченность.
Роза белая – чистота, робость, равнодушие, отказ.
Роза голубая – символ недосягаемого.
Роза желтая – знак измены.
Роза красная – всепобеждающая любовь.
Тюльпан – безответная любовь, гордость.
Фиалка – робость, смирение и терпение; молчаливая любовь.
Напишите приглашение на вечер, в кино, на свой день рождения, поздравление (кому угодно и с чем угодно), используя символику цвета и цветов.
86. В антракте театрального спектакля на кресле лежит программка. Что это значит? Та же самая программка осталась лежать на кресле, и когда спектакль закончился, а зал опустел. Значит ли это что-либо? Опишите знаковую сущность данных ситуаций.
Приведите примеры языковых субзнаков. Что мешает им быть полноценными знаками? Приведите примеры суперзнаков. Почему они тоже не считаются нормальными знаками?
88. Покажите на примере русского слова лоб, что план содержания и план выражения знака могут изменяться. Независимы ли эти изменения по отношению друг к другу?
Язык и речевая деятельность
90. Ознакомьтесь со статьями (книгами) о языке и речи, которые имеются в библиотеке. Выберите одну из них и подготовьте сообщение, чтобы ваши одногруппники могли решить, стоит ли ее читать.
91. Почему акт речевого взаимодействия называют элементарным диалогом?
92. Прочитав предложенные высказывания, характеризующие речевые действия, попытайтесь установить цель каждого из них. Сделайте общий вывод.
— Какой сегодня день недели?
— Давайте, пойдем в кино.
93. Представьте себе: профессор-химик зашел в мясной отдел магазина и по ошибке попросил показать ему карбонат вместо карбонада. Тем не менее, продавщица прекрасно его поняла и даже не заметила ошибки. Почему?
94. Определите, какое значение имеет слово язык в следующих словосочетаниях и предложениях?
1. Красный язык, шершавый язык, влажный язык, длинный язык.
2. Мал язык, да всем телом владеет. Мал язык, великим человеком ворочает. Как только у тебя язык повернулся сказать? Лишиться языка. Не сходит с языка. Прикуси язык. Прилип язык к гортани.
3. Говорить на разных языках. Русский язык. Болгарский язык. Материалы к словарю древнерусского языка. Вольтер говорил, что за пять-шесть лет можно выучить любой язык, чтобы понимать его, но всю жизнь надо изучать свой родной язык.
4. Официальный язык. Язык газет, радио, телевидения.
5. Язык жестов. Язык мимики. Язык рук. Язык цветов. Язык пантомимы.
6. Без языка и колокол нем.
7. Допросить языка. Взять в плен языка.
8. Умрете за язык и не за язык токмо. Встанет язык на язык, и царство на царство (летопись). Слух обо мне пройдет по всей Руси великой, И назовет меня всяк сущий в ней язык, И гордый внук славян, и фин, и ныне дикой Тунгуз, и друг степей калмык (Пушкин)
95. (?) В языке действует закон: чем чаще слово употребляется в речи, тем в принципе шире его значение (или, по-другому, тем больше у него значений). Как можно обосновать это правило? Покажите его действие на примере следующих русских существительных, обозначающих части тела: голова, лоб, пятка, плечо, запястье, щека, ключица, рука, ступня, нога, поясница, висок.
96. (?) Подумайте, можно ли утверждать, что язык владеет человеком?
97. (?) Оцените коммуникативную ситуацию и правомерность ответа мальчика.
Мальчик звонит на работу матери:
— Позовите, пожалуйста, Анну Ивановну!
— Она вышла, перезвоните попозже.
Подумайте, удалось ли мальчику правильно оценить коммуникативное намерение собеседника и дать правильный ответ.
98. (?) Докажите верность утверждения :
«Ничто для нас столь необыкновенно, ничто столь просто не кажется, как наша речь,- но в самом существе ничто столь удивительно есть, столь чудесно, как наша речь».
99. (Т.) Вспомните или найдите анекдот, в котором обыгрывается неправильное понимание коммуникативного намерения.
Например: В 3 ч. ночи стук в окно:
— Хозяева, дрова не нужны?
— Нет, не нужны. Какие дрова, ночь на дворе?
Утром встали – все дрова из сарая исчезли.
101. (?) К. Маркс писал в „Капитале»: „Название какой-либо вещи не имеет ничего общего с ее природой. Я решительно ничего не знаю о данном человеке, если знаю только, что его зовут Яковом». Как следует понимать эту цитату? Разве имя человека не говорит нам о том, какого пола его обладатель, а, возможно, также какого возраста, национальности и т. п.? Выскажите и обоснуйте свою точку зрения.
102. Ф. Энгельс в работе „Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» приводит пример с попугаем, которого матросы покупают в жарких странах, по дороге в Европу обучают ругательствам, а затем продают, после чего обнаруживается, что попугай „умеет так же правильно применять свои бранные слова, как берлинская торговка зеленью».
Объясните: почему попугай ведет себя таким образом? Какой из следующих ответов представляется Вам правильным?
1. Потому что попугай видит реакцию своих новых хозяев и старается им досадить еще больше.
2. Потому что дурное обращение с попугаем на корабле сопровождалось ругательствами, и у него выработался условный рефлекс: связь первого со вторым.
3. Потому что у попугая имеются зачатки (низшие формы) мышления и способность выражать свои эмоции.
104. Почему рука является, по Ф. Энгельсу, не только органом Труда, но также и его продуктом? Какие новые свойства приобрела рука в ходе эволюции человека? Какова связь между развитием руки и развитием головного мозга?
105. В чем заключается связь между эволюционным развитием руки у человека и появлением языка как средства общения?
106. Какое место в исторической эволюции человека занимает уменьшение нижней челюсти? С чем это было связано и к каким последствиям приводило?
107. Почему тенденция к увеличению объема головного мозга в эволюции человека объективно противоречила (шла вразрез) тенденции к прямохождению, переходу к вертикальной осанке?
108. (?) Древние обезьяны с одинаковым успехом пользовались обеими верхними конечностями. Среди наших предков, живших полтора-два миллиона лет назад, по данным палеоантропологии, было уже более половины «правшей». Сегодня левши рождаются всего лишь в 10-15% случаев. О чем говорят эти факты применительно ко всей эволюции человека и какое они имеют значение для исторического формирования языка?
109. Какие органы человеческого организма (из числа перечисленных ниже) со временем приобрели вторичные функции, образовав в совокупности речевой аппарат?
Губы, зубы, легкие, диафрагма, нос, рука, язык, гортань.
110.(?) Данные каких наук, по вашему мнению, могут пролить свет на проблему происхождения человека и его языка: археологии, палеоантропологии, физиологии, детской психологии, социологии, экспериментальной фонетики?
111.(?) Давно известна рекомендация медиков: если у ребенка наблюдаются задержки в развитии речи, следует давать ему больше игрушек, побуждающих его к движениям. рук. Как филолог может объяснить такую рекомендацию?
Искусственные и естественные языки
112. Прочитайте следующий отрывок из сатирического романа Д. Свифта „Путешествие Гулливера». Почему неприемлемы (нереальны) описываемые проекты искусственных языков? В чем их недостатки по сравнению с естественным языком? Какие важнейшие свойства естественных языков можно вывести из этого сравнения?
После этого мы пошли в школу языкознания. Там три профессора обсуждали различные проекты усовершенствования родного языка. Первый проект предлагал упростить разговорную речь, переделав все многосложные слова в односложные и выбросив глаголы и причастия. Автор указывал, что только именам существительным соответствуют существующие предметы.
Второй проект требовал полного упразднения всех слов. Автор этого проекта ссылался главным образом на его пользу для здоровья и сбережения времени. Ведь совершенно очевидно, что произнесение слов утомляет горло и легкие, и, следовательно, сокращает нашу жизнь. А так как слова суть только названия вещей, то гораздо удобнее носить при себе вещи, необходимые для выражения наших мыслей и желаний.
…Многие весьма ученые и мудрые люди пользуются новым способом объясняться при помощи вещей. Единственным его неудобством является то обстоятельство, что собеседникам приходится таскать на плечах большие узлы с разными вещами, которые могут понадобиться в разговоре. Мне часто случалось видеть двух таких мудрецов, сгибавшихся, подобно нашим разносчикам, под тяжестью огромной ноши. При встрече на улице они снимали с плеч мешки, открывали их и, достав оттуда необходимые вещи, вели таким образом беседу. Затем складывали свою утварь, помогали друг другу взваливать груз на плечи, прощались и расходились.
Впрочем, для коротких и несложных разговоров можно носить все необходимое в кармане или под мышкой, а при разговорах в домашней обстановке все подобные затруднения легко устранить. Надо только наполнить комнаты, где собираются сторонники этого языка, самыми разнообразными предметами.
Великим преимуществом этого языка является его международный характер. У всех цивилизованных наций мебель и домашняя утварь более или менее одинаковы. Благодаря этому посланники при помощи вещей могут легко объясняться с иностранными королями или министрами, язык которых им совершенно неизвестен.
113. (?) Попробуйте перевести на русский язык диалог, взятый из учебника языка эсперанто. Какие корни знакомы вам по русскому или другим языкам? Как можно охарактеризовать словоизменение существительного и глагола в этом искусственном языке?
— Си vi deziras trinki kafon? Kafo estas bongusta kaj иti1а.
— Mi deziras trinki varmegan teon.
— Ne, sen sukero. Кип citrono. Kaj vi?
— Mi ne trinkas lakton.
114. Сравните фразу на искусственном языке эсперанто и ее перевод на русский язык.
Mi vidas malgrandajll dometojn.
Я вижу маленькие домики.
Развитие языков. Виды языковых контактов
116. (?) Французский философ и психолог Л. Леви-Брюль в книге „Первобытное мышление» так характеризует умственную деятельность „туземных» народов:
„Все представлено в виде образов-понятий, т. е. своего рода рисунками, где закреплены и обозначены мельчайшие особенности (а это верно не только в отношении естественных видов живых существ, но и в отношении всех предметов, каковы бы они ни были, в отношении всех движений, всех действий, всех состояний, всех свойств, выражаемых языком). Поэтому словарь этих „первобытных» языков должен отличаться таким богатством, о котором наши языки дают лишь весьма отдаленное представление».
Согласны ли Вы с последним выводом? Представлена ли в таком языке отвлеченная лексика? Как Вы понимаете выражение „богатство (или бедность) словаря»? Что вообще служит основой при сравнении лексического состава разных языков?
117. Истолкуйте следующий отрывок из романа Вальтера Скотта „Айвенго», где очень ярко изображено влияние норманского завоевания и классовой дифференциации общества в феодальной Англии на развитие языка.
— Как же так — свиньи, к моему утешению, превратятся в норманнов?— сказал Гурт.— Объясни мне это, Вамба, а то я сейчас так отупел и такая меня досада разбирает, что я не в состоянии отгадывать загадки.
— Ну, как называются эти хрюкающие твари, что разбегаются от тебя во все стороны? — спросил Вамба.
— „Суайн»— слово саксонское,— сказал шут,— Ну, а как же ты назовешь свинью, когда она зарезана, ободрана, рассечена на части и повешена за ноги, как изменник?
— Порк,— отвечал свинопас.
— Очень рад, что и это известно всякому дураку, — заметил Вамба.—А „тюрк», кажется, французско-норманское слово. Значит, пока свинья жива и за ней смотрит саксонский раб, то зовут ее по-саксонски; но она становится норманном и ее называют „порк», как только она попадает в господский замок и является к столу знатных особ.
— Что правда, то правда, друг Вамба. Не знаю только, как эта правда попала в твою дурацкую башку.
— А ты послушай, что я тебе скажу еще,— продолжал Вамба в том же духе. — Вот, например, старый наш ольдермен бык: покуда его пасут такие рабы, как ты, он продолжает носить свою саксонскую кличку „оке», когда же он оказывается перед высокородным ртом, который призван его отведать, он становится пылким и любезным французским рыцарем Беф. Таким же образом и теленок из мистера Каф делается мсье де Во; пока за ним нужно присматривать, он саксонец, но когда он служит для наслаждения, ему дают норманское имя.
Признаки, формы существования русского литературного языка
118. Что такое литературный язык? Выберите из предложенных ниже определений то, которое, по Вашему мнению, наиболее точно отражает суть данного понятия. Попытайтесь объяснить недостатки других определений.
119. Сформулируйте основные положения, высказанные учеными. В чем их мнения совпадают?
1. Но вот мысль, над которой следует задуматься: язык не только лучший показатель общей культуры, но и лучший воспитатель человека. Четкое выражение своей мысли, богатый язык, точный подбор слов в речи формирует мышление человека и его профессиональные навыки во всех областях человеческой деятельности. Это не сразу кажется ясным, но это так. Если человек точно может назвать ошибку, допущенную им в работе, значит, он определил ее суть. Если он, не озлясь и не употребив грубого выражения, четко указал на недочеты товарища, значит, он умеет руководить работой. Точность, правильность и прямота без грубостей в языке – нравственный показатель работы, товарищества, семейной жизни, залог успеха в учении ()
2. Основная и наибольшая часть…уменья говорить дается в школе. Жизнь мало сравнительно прибавляет к приобретенному в школе. Отсюда понятна колоссальная государственно-культурная роль постановки родного языка в школе именно как предмета нормативного. Там, где дети усиленно учатся говорить, там взрослые не теряют бесконечного количества времени на отыскание в словесном потоке собеседника основной мысли и не изливают сами таких потоков вокруг своих мыслей, там люди не оскорбляют друг друга на каждом шагу, потому что лучше понимают друг друга, там люди меньше судятся, потому что составляют более ясные контракты и т. д. и т. п. Уменье говорить, это то смазочное масло, которое необходимо для всякой культурно-государственной машины и без которого она просто остановилась бы. Если для общения людей вообще необходим язык, то для культурного общения необходим как бы язык в квадрате, язык, культивируемый как особое искусство, язык нормативный ()
121. Попытайтесь представить и описать речевые ситуации, характерные для носителя русского языка, в которых приветствие „Здравствуйте!» претерпевает редукцию разной степени, превращаясь в а) „Здрасте!», б)„3дрсь!»,в)„3сь!»
122. Понаблюдайте за человеком, разговаривающим по телефону. Чем отличается его речь от обычной диалогической речи? С чем это связано?
123. Чем обеспокоен автор следующего стихотворения? Вы во всем ли вы с ним согласны? Обоснуйте свою точку зрения.
Ода русскому языку
О, бедный мой язык родной,
О, прелесть русской речи чистой!
Кто не глумился над тобой –
Шпана, чиновники, лингвисты…
Кто бедолагу не ломал,
Не выворачивал, не мучил:
«ОблЕгчить, нАчать, взад, принЯл,
ПравЫ, сочуЙствовать, подклЮчил».
Рабочий и интеллигент
Родную речь, как шавку, лупят:
ОсУжденный и инцидент,
БлагА, сочуЙствовать, оглУпят».
От сердца я хочу воззвать
Ко всем, кто сын России верный:
Пора не «нАчать», а начАть
Язык наш очищать от скверны.
Друзья, следите за собой,
Когда по-русски говорите.
Ведь это наш язык родной _
Его для внуков сохраните.
Это язык зрелого самобытного национального характера. И русский народ, создавший этот язык, сам призван достигнуть душевно и духовно той высоты, на которую зовет его – его язык…
126. Человека высокого и крупного по-русски могут назвать примерно такими словами: исполин, великан, атлант, богатырь, гигант, колосс, Гулливер, Геракл, Антей, верзила, дылда, амбал, слон, шкаф. Представьте себе, что вам поручено подобрать название для нового магазина готовой одежды больших размеров (от 54-го и выше). Какое (или какие) название вы выберете и почему?
Дифференциация общенародного языка
Масу зетил ёный ховряк, в хлябом костре Москве мастырится клёвая оклюга, на мастырку эбетой биряют скень юс. Поерчим на масовском остряке и повершаем да пулим шивару.
Мне сказывал один господин, что в столичном городе Москве строится чудесная церковь, на устроение которой делаются чрезвычайные пожертвования. Поедем и мы туда на моей лошади и посмотрим да купим товару.
Масовской курёхой стремыжный пендюх прохандырили трущи. Лохи биряли клыги и гомза. Кубы биряли бряеть и в устреку кундяков и егренят. А ламонные карюки курещали курески, ласые лащата грошались.