Можно ли утверждать что чертков растратил свой талант в угоду корыстным интересам
Как раскрывается тема творчества в повести н. в гоголя портрет кратко
Главная мысль (идея) повести – в том, что истинное служение искусству
требует от человека нравственной стойкости и мужества, понимания
высокой ответственности перед обществом за талант.
Ни того, ни другого недоставало Чарткову. “Талант есть
драгоценнейший дар Бога – не погуби его»,– так учит своего сына
старый художник, это и составляет основную идею произведения.
“Красивая жизнь”, праздничные гуляния с дамами, вкусные обеды – об
этом мечтал тайно бедный художник в маленькой комнатке на
Васильевском острове. В короткое время Чартков входит в моду:
«схватывая одно общее выражение, он пишет множество портретов,
удовлетворяя самые разные притязания.»
Он богат, принят в аристократических домах. На полотнах Чарткова
заиграли яркие, кричащие краски; хорошенькую головку Психеи
заменит томное личико Лизы, на котором “можно обнаружить
тяжёлые следы безучастного прилежания к разным искусствам”.
Чартков солгал, придав незначительной девице облик Психеи.
Каждый новый заказчик будет иметь “притязания на разное”.
Они попытаются скрыть следы деформированной действительности
за маской Марса, Байрона, обликом Коринны, Ундины, Аспазии.
Чартков с “большой охотой согласится на всё и прибавит от себя уже
всякому вдоволь благообразия. Он будет дивиться чудной быстроте
и бойкости своей кисти. ”
Польстив ради успеха «аристократической даме» (читай-богатым заказчикам),
он изменил чистоте искусства. И талант стал покидать Чарткова,
изменил ему. Сделав своим призванием накопление богатств,
угодливое служение верхам общества, Чартков мог создавать
лишь стандартные, лишенные всякой живой мысли, живого чувства
портреты знатных сановников, аристократических дам, но он потерял
Дар передать в искусстве большую жизненную правду,
Талантливый художник превратился в жалкого ремесленника,
неспособного создавать подлинные художественные ценности.
Трагедия Чарткова в том и состоит, что он сам загубил свой талант,
поставив сиюминутную славу, материальный успех выше искусства.
Отсутствие живой веры в Бога как источника всякого блага и
готовности обратиться ко Творцу в чувстве покаяния приводит
Чарткова к краху: художник возненавидел искусство.
Он начинает скупать все талантливые произведения и уничтожать
их с «бешенством» и «адским» наслаждением.
Деньги играют роковую роль в его жизни: в начале они стали
причиной гибели его таланта, сейчас он использует их на то,
чтобы уничтожать талантливые произведения других художников.
Можно ли утверждать что чертков растратил свой талант в угоду корыстным интересам
Николай Васильевич Гоголь-это писатель со своими, непохожими на другие, взглядами на жизнь и проблемы общества. На протяжении всей жизни Гоголя осуждали и считали странным, или даже утверждали, что у него были психические отклонения, немногие понимали его творчество, но он продолжал писать.
В произведении «Портрет» действующие герои-художники. Люди искусства крайне непонятны окружающим, ведь они выделяются из серой массы, не боятся открыто высказывать своё мнение, также эти люди очень ранимы и чувствительны, легко подвергаются влиянию чего-либо.
Гибель и спасение таланта художника, в чём же они заключаются? Гибель таланта, у любого рода творцов, осуществляется посредством потери индивидуальности, погони за славой и высоким доходом.
В повести «Портрет» Чартков, молодой и подающий надежды художник, поддался искушениям сверхъестественного портрета, перестал творить для души и писал картины в одном, угождающем всем, стиле, полностью потеряв себя как личность. Гоголь писал о жизни Чарткова после гибели индивидуальности:»Художник был награждён всем:улыбкой, деньгами, комплиментами, искренним искренним пожатьем руки, приглашением на обеды; словом, получил тысячу лестных наград».
Спасение таланта художника заключается в сохранении своего индивидуального почерка и бескорыстном творчестве. Отец художника, о котором шла речь во второй части повести, искал спасение в росписи храмов, это доставляло ему духовное удовольствие, также написание рокового портрета отчасти спасительным этапом в жизни художника. Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.
Он мечтал изобразить тёмные силы и, не подозревая, передал это в портрете ростовщика.
Почему Чартиков превратился из художника в ремесленника и погубил свой талант? (ЕГЭ по литературе)
В своих произведениях «Портрет» и «Записки сумасшедшего» Н. В. Гоголь поднимает важные, волнующие его вопросы. Как сберечь свой талант и не поддаться искушению? Где грань между шедевром и шаблонной картинкой «из дешевой лавки»? Как распадается личность человека?
Я считаю, что ответы на эти вопросы мы сможем найти, проследив жизненный путь Чартикова и узнав, как он из художника превратился в ремесленника. Андрей Петрович Чартиков был молод, трудолюбив, «с талантом, прочившим многое», однако его ум будоражила мысль о богатстве и о славе. Вскоре деньги сами к нему приходят, их «приносит» портрет Ростовщика. Мне кажется, что ключевую роль здесь сыграл мотив дьявольского соблазна: когда к тебе в руки попадают деньги, разве не хочется взять ещё, урвать ещё кусочек? Такие мысли посещают и главного героя.
И хотя молодой художник стремится следовать правде жизни, старается перенести на полотно душу человека, но толпа просит не этого. Автор подчёркивает, что именно уступка ради любви толпы уничтожила божественную искру Чартикова. Он уже не вкладывает в свои творения душу и любовь. Это приводит к тому, что его картины становятся шаблонными, и талант его угасает. По моему мнению, человек, променявший талант на деньги, больше не может называться творцом. Именно поэтому Гоголь больше не может назвать Чартикова художником, — ремесленником, не более того. В произведении «Портрет» автор показывает распад личности творца. В другом своем произведении «Записки сумасшедшего» он тоже делает акцент на распаде личности, но рассказывает историю уже простого, обыденного человека. Гоголь задается вопросом: где та грань между талантом и безумием? И дает ответ в данных произведениях.
Своим произведением Н. В. Гоголь хотел показать, как важно для творца оставаться свободным, стремиться к своим идеалам, расходовать свой талант для достижения высших целей. Ремесленник же делает только то, что у него купят. А отказ от творческой свободы ради материальных благ приводит к неизбежной потере таланта.
Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
Образ Чарткова в повести «Портрет» Гоголя
Мы подготовили для Вас несколько сочинений на тему — образ Чарткова в повести портрет. Используйте наши примеры для написания своего рассуждения на урок литературы в школе.
Сочинение 1
Чартков — главный герой повести Николая Васильевича Гоголя «Портрет», бедный молодой художник, обнищавший дворянин, живущий вместе со своим слугой Никитой в низенькой скудной комнатке на Васильевском острове, из которой их вот-вот выселят за неуплату. Положение Чарткова столь бедственно, что денег у него нет даже на одну свечу. Несмотря на это, молодой человек подаёт большие надежды, и, по заверениям его учителя, усердное обучение и развитие собственных талантов помогут добиться ему огромных успехов в искусстве и принесут ему всеобщую славу. Но пока что ему приходится жить и творить в нищете, едва ли сводя концы с концами и мечтая сказочно разбогатеть.
Однажды, зайдя в лавку торговца картинами, Чартков почти случайно натыкается на незаконченный портрет неизвестного ему художника, на котором изображен старик с весьма жутким взглядом, который, как кажется юноше, обращен прямо на него. Сам не понимая зачем, Чартков покупает загадочную картину, тратя на неё последний двугривенник. В ночь после покупки, художнику снится кошмар, в котором странный старик с портрета подходит к его кровати и, открыв мешок, высыпает рядом с ней несколько свёртков с золотыми червонцами. Наутро же, по счастливой случайности Чартков находит один из свёртков, которые он видел во сне. Это находка делает его необычайно богатым. И тут перед молодым творцом встаёт серьезный выбор: потратить эти деньги на то, чтобы 3 года ни в чём себе не отказывать и полностью посвятить себя искусству или на то, чтобы мгновенно купить себе репутацию и известность.
Чартков выбирает второй вариант. Он снимает себе квартиру на главной улице Петербурга, Невском проспекте, покупает дорогой костюм, чтобы ни у кого не было сомнения, что он — человек уважаемый, а так же заказывает о себе хвалебный отзыв в петербуржской газете. После этого слава не заставила себя ждать. Раз за разом к Чарткову приходят всё больше и больше знатных петербуржцев, его приглашают на светские приемы и обеды. Он становится «модным» художником, рисуя портреты так, чтоб угодить богатым заказчикам и изображая их такими, какими они хотят себя видеть. Постепенно искра таланта угасает в юноше, он теряет всякое удовольствие от творчества, выполняя машинальную работу, а иногда и вовсе отдавая её своим ученикам. Автор пишет, что «золото сделалось его страстью, идеалом, страхом, наслаждением, целью».
Но однажды, в жизни Чарткова происходят кардинальные перемены. Произошло это тогда, когда его, как уважаемого и признанного мастера, приглашают оценить работу еще неизвестного автора, с которым он когда-то учился. Художник этот, в отличие от Чарткова, посвятил свою жизнь не заработку денег, а чистому, настоящему искусству. Его картина так поражает главного героя, что тот, понимая, что он уже полностью утратил свой талант, начинает безумно завидовать истинным творцам. Чартков скупает шедевры молодых авторов и в приступах дикой зависти разрывает их на мелкие кусочки. С каждой такой покупкой безумие его лишь усиливается. Припадки доводят его до душевной болезни, от которой он, впоследствии, погибает.
Так заканчивается история Чарткова – молодого, подающего большие надежды художника, променявшего свой талант и возможность по-настоящему творить на деньги и всеобщую славу. Но стоило ли оно того? Будут ли помнить юношу после его смерти, как мы помним великих творцов? На эти вопросы Гоголь не дает ответов, оставляя их на размышление читателям.
Сочинение 2
Написанное Николаем Васильевичем Гоголем произведение «Портрет» в 1833-34 годах одно из известнейших произведений писателя. Впервые эта повесть публикуется в «Арабески» в 1835 году.«Портрет» включил в себя как романтизм, так и мистику. Главной темой произведения является искусство. Можно заметить, что поветь разделена на две части. В этой поэме описывается жизнь двух художников, связанных одним портретом. По описанию главного героя, Чарткова, мы можем судить на сколько трагична его судьба.
Главным героем повести является молодой художник,Андрей Петрович Чартков. В этом юноше автор хотел изобразить человека, стремящегося добиться всего своим упорством и талантом. Юноша происходит из дворянского сословия, но уже давно обедневшего. Ему около двадцати двух лет об этом свидетельствует следующая цитата«…в нем двадцать два года и горячая юность». Живет главный герой на съёмной квартире на Васильевском острове вместе со своим слугой. Юноша совершенно не следит за своим внешним видом, носит старую разорванную одежду. Они находятся в таком бедственном и бесславном положении, что еле-еле сводят концы с концами. Не смотря на своё довольно плохое положение, герой имеет восхитительный талант. Он был весьма добрым и амбициозным молодым человеком.
Для него искусство не только единственный источник дохода, но и желанное дела. Многие его учителя замечали, что Андрей очень нетерпелив. Его мечтой является разбогатеть и не в чём себе не отказывать. И вот его мечта осуществляется после покупки одного недописанного портрета старика.
Зачем так подробно описана комната?
Почему же автор так подробно описывает комнату главного героя? А дело в том, что изменения в комнате наблюдаются только тогда, когда изменяется сам герой. Изначально комната олицетворяла человека, стремящегося добиться больших высот. Она была его крепостью. На протяжении всего текста комната менялась вместе с главным героем.
О купленном потрете
Карина привлекла молодого художника. Она была написана так легко, так живо, что юноша не смог удержаться и купил её.Купил он потрет на последние деньги. Возникает вопрос:«Как же именно осуществилась его мечта, ведь он потратил все оставшиеся деньги?» В вечер после покупки ему приснился сон, что старик с картины принес ему несколько свёртков с золотыми монетами. После этого он осматривает картину, и правда, находит в ней свёрток.
Подъём карьеры главного героя
После своей находки у Чаркова возникает выбор: либо потратить деньги чтобы на протяжении трёх лет ни в чём себе не отказывать и посветить всего себя карьере, либо купить себе репутацию и совсем не напрягаясь прославиться. Так как наш герой был нетерпелив, он решает выбрать второй вариант. Для начала юноша расстаётся со всеми долгами, потом покупает квартиру в центре и приличную одежду. После всего решает написать лестный отзыв о себе в газету. После этого у него конечно же появляются новые полезные знакомства. Он становится знаменитой персоной. Но со всем этим богатством молодой человек совсем погубил свой изумительный талант.
Первым посетителем становится богатая дама с дочерью Лизой, они первые просят убрать все дефекты с их лиц. Так Андрей начинает писать людей не так как хочет он, а так как хотят они. Как говориться любой каприз за ваши деньги. Позже у художника совсем пропадает интерес и стремление к чему-то более совершенному, и он отдаёт свои заказы ученикам. В сфере искусства молодой человек совершенно растратил свой талант.
Отношение к капиталам
Как мы уже знаем наш герой нетерпелив. Можно заметить, что, когда ему представилась возможность заработать своё честное имя самому или получить всё сразу и без трудностей, наш герой сразу выбрал второй вариант. Богатство заменило ему талант. Теперь у юноши меняются приоритеты с добиться всего своим непосильным трудом до простой нужды в богатстве. Теперь, увидев достижения своего товарища в молодом художнике просыпается ревность и зависть. После нескольких попыток снова начать рисовать юноша понимает, что потерял что-то более ценное чем деньги, он потерял свой талант. Утеря таланта очень тревожит Андрея Петровича Чаркова, так вскоре он обезумел. Он начал скупать все красивые картины, а по приходу домой разрывал, разрезал их, делал всё, чтобы о них никто ни помнил и не знал. Так в безумстве он и закончил свою жизнь.
Таинственный потрет обогатил нашего героя, но за это обогащение пришлось платить талантом. Так наш гоголевский герой превращается в антигероя. Автор призывает нас в погоне за богатством не надо терять вашу цель, вашу идею. Цель данного произведения донести, что жить надо идеей, лучше не совсем богато, но иметь свою цель, свою идею и что нужно разумно расставлять приоритеты. В погоне за чем-то земным мы теряем себя, теряем своё я.
Сочинение 3
В своей повести «Портрет» Гоголь смог очень ярко и достойно отобразить, что бывает с людьми, которые делают искусство ради денег, а не ради своего роста, как профессионального, так и духовного. Главный герой повести — Чертков Андрей Петрович, очень бедный дворянин, у которого есть только один крепостной Никита, его слуга.
Андрею Петровичу двадцать два года, он молод, но очень способный к искусству человек. Одевается он в потёртые вещи, не особо следит за своим гардеробом, его это мало волнует, потому что, во-первых, смысл его жизни — это писать картины, развивать свои навыки художника, а во-вторых, у него просто нет денег, чтобы поменять одежду на другую. Живёт наш герой на Васильевском острове в Петербурге, где снимает комнату и даже имеет по ней долги. Чертков настолько беден, что по вечерам у него не горит свеча, чтобы экономить.
Однажды художник побывал на аукционе, где на последние свои деньги выкупил картину, которая ему сильно понравилась. На ней был изображён какой-то загадочный старик. За рамкой этой картины Чертков находит мешочек с тысячей червоных, которые переворачивают его жизнь. Обрадовавшись внезапному богатству, он бросается менять свою жизнь: он бежит к портному, чтобы купить новые вещи, которыми долго любуется и восхищается, он снимает первую попавшуюся огромную квартиру на Невском проспекте, он покупает себе духи и другие средства туалета.
Но Чертков хочет славы и признания, поэтому заказывает рекламу в газете за те деньги, что он нашёл. С помощью этой рекламы все в городе узнают о нём, начинают заказывать у него свои портреты, вскоре к нему уже ходят самые важные и зажиточные люди Петербурга, Чертков купается в деньгах и самолюбии. Андрей Петрович становится частым гостем на светских вечеринках, ухаживает за дамами и считается в обществе важной персоной.
К сожалению, с приходом денег от Черткова уходит талант: ему больше не доставляет удовольствия писать портреты, его кисть хладеет, как пишет автор, а бывшие знакомые больше не узнают его картины, потому что его прошлые картины были окружены ореолом таланта, а эти — бездарностью.
В один момент Чертков видит картину своего приятеля, которая в разы лучше, чем его работы, потому он начинает яростно ненавидеть товарища и завидовать ему. С этого момента Андрей понимает, что его талант угас, что он сам всё испортил, сам себя погубил. Из зависти он начинает скупать лучшие картины в городе и портить их. Так доходит он и до белой горячки, от которой и умирает.
Урок литературы в 9-м классе на тему «Талант как божественный дар в повести Н.В. Гоголя «Портрет»
Разделы: Литература
ЭПИГРАФ: «Спасай чистоту души своей. Кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душою. Другому простится многое, но ему не простится…»
ОФОРМЛЕНИЕ: Портрет Н.В.Гоголя, репродукция картины А.Иванова «Явление Христа народу», репродукция картины К.Брюллова «Последний день Помпеи», иллюстрации Кукрыниксов, компьютерная презентация.
— Какие пути были заготовлены художникам того времени? (У художников был выбор: стать модным художником и иметь деньги или работать в нищете, развивая свой талант).
— Схематично мы сможем изобразить это так:
— Давайте рассмотрим жизнь художника Чарткова в первой части повести. Каким он предстает перед нами вначале? («Предан своему делу»)
— Что же заставило его измениться? (Бедность. Он покупает портрет в лавочке на Щукином дворе и счастливым образом находит деньги).
— Какую роль играет сон Чарткова? (Сон становиться явью и выдает сокровенные мысли Чарткова: жажду стать богатым).
— Как меняются отношения Чарткова к своей работе после того, как у него появились деньги. (Он уже рисует заученными жестами, ему становится скучно, «кисть его тупеет»).
— Какие изменения происходят в его внешнем виде? (Он пошел к портному, оделся с головы до ног, «нечаянно купил лорнет, бездну галстуков», обедал, бросая гордые взгляды на других и поправляя завитые локоны).
— Как характеризует Чаркова встреча с профессором? (Он делает вид, что не замечает профессора, стал высокомерным, гордым и заносчивым).
— Найдите в тексте повести фрагменты, где изображена борьба святости и дьявольского наваждения? (« Теперь я обеспечен … на три года, могу запереться в комнате, работать. На краски теперь у меня есть, на обед, на чай … мешать и надоедать мне теперь никто не станет; куплю отличный манкен, закажу гипсовый торсик … И если поработаю три года для себя, не торопясь, не на продажу, я зашибу их всех, и могу быть славным художником»… «но изнутри раздавался другой голос, слышнее и громче. И как глянул он еще раз на золото, не то заговорили в нем 22 года и горячая юность. Теперь в его власти было все то, на что он глядел доселе завистливыми глазами, чем любовался издали, глотая слюнки…»)
— Что же перевесило чашу весов? («Желание жить богато»).
— Как вы думаете, нравственный путь выбирает Чартков или бездуховный? («Он выбирает бездуховный путь»).
— Проследим ступени нравственного падения Чарткова. (Ученики комментируют)
— Как Гоголь относится к перерождению своего героя? (Чартков очень сильно стремится войти в круг высшего общества, иметь деньги, славу. Автор осуждает его, показывает его духовное оскудение).
— Было ли заложено в характере Чарткова духовное падение? (Да, профессор замечал в нем задатки модного художника, краски иногда яркие были, «рисунок не строг или слаб, линия не видна», профессор предостерегал его, говоря, что « на этом талант губится, а не развертывается»).
— Обратимся к кульминации первой части. Какие чувства испытывает Чартков, видя картину товарища прежних лет? («Речь умерла в его устах, слезы рыдания вырвались в ответ. Им овладел ужас и зависть до бешенства).
— Взгляните на иллюстрацию Кукрыниксов. Какая иллюстрация соответствует кульминации первой части повести? (…)
— Что вы можете сказать о товарище Чарткова? (Автор использует антитезу. У него была страсть к искусству, он оторвался от всех дел и уехал в Рим, много работал, посещал галереи и творит произведение, от которого у всех чуть не выступают слезы от восторга).
— Есть предположение, что новая картина талантливого художника – это «Последний день Помпеи» Карла Брюллова. Посмотрите на репродукцию картины и прочитайте отрывок из повести Гоголя, где есть описание этой картины. Можно ли предположить, что это именно та картина, которую описывает Гоголь? (Да, описание подходит).
— Как построено произведение, что вы можете сказать о композиции? Сравните две части. ( Антитеза).
— Что вы можете сказать о портрете? Почему ростовщик заказывает портрет у художника, и почему тот соглашается его писать? (Художник должен был на картине поместить духа тьмы, ему хотелось в лице его показать «все тяжелое, гнетущее человека». Ему пришла мысль о ростовщике, который через несколько дней сам явился для того, чтобы художник писал с него портрет, т. к. он не хотел умереть «совершенно», а жить в портрете).
— Почему художник решился писать именно «Рождение Иисуса Христа»? ( Строгостью жизни, соблюдением всех монастырских правил художник удивил всех. Хотя настоятель монастыря и просил его написать картину, тот сначала решил очистить душу, только потом взялся за кисть. Он хотел убедиться, что Бог простил его, поэтому он вибирает ту картину, которая созвучна его душе.).
— В период создания повести Гоголь увлекался картинами К.Брюллова «Последний день Помпеи» и А.Иванова «Явление Христа народу». Это увлечение отразилось в создании высокого творения главного образа художника-монаха. Черты художника А. Иванова указывают в образе художника, жившего в Италии и приславшего в Петербург свое гениальное творение и в образе старика-художника, равнодушного к жизненным благам. Судьба самого художника отразилась во второй части повести.
— Чем поразила эта картина окружающих, найдите ключевые слова? (Учащиеся зачитывают отрывок: «Это было точно, чудо кисти …»)
— Как можно озаглавить первую и вторую части повести? (Первая часть: «Гибель художника», вторая часть: «Возрождение»).
— Почему у первого художника талант гибнет, а у второго- расцветает? (Талант Чарткова гибнет, т. к. не связывает свою жизнь с Богом, не молится, а отец художника Б. – 12 лет истязает себя постом, молитвами, обращениями к Богу. У него жизнь отняла все, он понял свою ошибку и пришел к Богу. А Чартков, погибнув сам, губит и другие шедевры мирового искусства).
— Посмотрите на слайд № 4. Что в нем отражено? (Сначала духовное падение героя, потом нравственное возрождение)
— Что связывает этих двух художников из первой и второй части повести? (Общая тема: творчество, один центр – портрет ростовщика).
— Что необычного, странного, фантастического было в портрете? ( Портрет странен, лицо, наряд, демонические глаза. Портрет как будто «глядел» на окружающих).
— Как влияют на окружающих ростовщик и портрет? (Они приносят несчастья окружающим. – Учащиеся приводят примеры из текста).
— Что олицетворяет портрет? (Зло, при его описании часто используются слова «демон» и «дьявол»)
-Могут ли противостоять люди его силам? (Чартков не в силах сопротивляться портрету, а сильные духом могут. Так художник-монах находит в себе силы избавиться от портрета)
-В произведении затронута и религиозная тема, Гоголь был глубоко верующим человеком. Как вы понимаете его слова?
(Можно согласиться со словами Гоголя, т. к. и Чартков верит в Бога, но он делает это машинально, когда в третий раз видит продолжение сна о ростовщике, он крестится. Верить в Бога и делать зло одновременно нельзя. Нужно на деле показать, что человек способен к труду, к работе трудной и упорной. Нужно идти к своей цели, несмотря ни на что, а Чартков выбирает легкий путь наживы и губит свой талант)
-Наказ отца сыну по стилистике очень похож на Нагорную проповедь Иисуса Христа. Отец здесь выступает как резонер-это мысли самого Гоголя. Найдите и прочитайте в тексте наказ отца к сыну. (Один ученик читает вслух)
-Почему в финале повести таинственный портрет исчезает? (Гоголь хочет сказать, что Зло, которое олицетворяет портрет, существует на земле, оно всегда противостоит Добру. И человек в любых ситуациях должен всячески противостоять злу. Открытым финалом Гоголь призывает нас задуматься над произошедшим и начать работать над собой уже сейчас, никогда не совершать поступков, о которых можно пожалеть в будущем)
-Можно ли утверждать, что портрет странствует по свету, причиняя зло людям? (Несомненно)
-Как противостоять злу в мире? (Нужно всегда воспитывать себя и выбирать нравственный путь в жизни, не поддаваясь искушениям «дьявола»)
-Кто виноват в гибели Чарткова? (Он сам, у него был выбор, но он пошел не той дорогой, не выбрав тяжелую работу истинного художника творца)
-В чем, по Гоголю, заключается великая сила художника, его предназначение? (Сила художника в том, что он создает искусство, пропуская окружающую действительность через себя, через свою душу. Гоголь верил, что «красота спасет мир». У Чарткова не хватило сил, ведь служение искусству требует от художника нравственной стойкости и мужества, понимания высокой ответственности перед обществом за свой талант. У художника-монаха на картине «сквозит невидимо прекрасная душа создателя», у Чарткова этого нет)
-Что же погубило Чарткова? Какую роль выполняет в повести гоголевский Петербург? (Чарткова погубила не только страсть к наживе, но и капиталистический строй города, который таил в себе еще большую угрозу человечеству. Он не смог противостоять пошлой аристократической среде, влияние которой неотвратимо вело к превращению искусства Чарткова в бездушное ремесло. У Чарткова не хватило сил, чтобы сопротивляться этому влиянию, и он был вынужден сдаться).
-В чем философский смысл повести «Портрет»? Какой нравственный урок преподает читателям Н.В.Гоголь? (Каждый человек ответственен за свои дела на земле. Человек должен работать над собой всегда и в любых ситуациях противостоять злу, тому, что противоречит природным, душевным качествам человека, иначе может произойти непоправимое, как с Чартковым).
1) Повесть «Портрет» в оценке В.Г.Белинского
2) Письменный ответ на вопрос:» В чем заключаются гибель и спасение таланта художника? »
3) Сопоставить повесть «Портрет» с произведениями: