Можно ли утверждать что индивидуальные индексы по методологии исчисления адекватны темпам роста
Статистика ответы тесты. Тестовые вопросы к разделу 2. 2 Анализ взаимосвязи в статистике исследует a тесноту связи b форму связи c оба ответа верны Вопрос 3
Вопрос 1
Абсолютный прирост исчисляется как: а) отношение уровней ряда б) разность уровней ряда. Темп роста исчисляется как: в) отношение уровней ряда г) разность уровней ряда
Выберите один ответ:
a. а, г
b. б, в
c. а, в
Анализ взаимосвязи в статистике исследует:
a. тесноту связи
b. форму связи
c. оба ответа верны
В индексном методе анализа несуммарность цен на разнородные товары преодолевается:
a. переходом от абсолютных единиц измерения цен к относительной форме
b. переходом к стоимостной форме измерения товарной массы
Вторая факторная индексная мультипликативная модель анализа – это:
b. произведение индекса постоянного состава на индекс структурных сдвигов
Выборка может быть: а) случайная, б) механическая, в) типическая, серийная, д) техническая
Выберите один ответ:
a. а, б, в, г,
b. а, б, в, д
c. б, в, г, д
Выборочная совокупность отличается от генеральной:
b. разным объемом единиц непосредственного наблюдения
Выборочный метод в торговле используется:
b. при прогнозировании товарооборота
Выборочный метод в статистических исследованиях используется для:
Выберите один ответ:
a. экономии времени и снижения затрат на проведение статистического исследования
Дайте классификацию связей по аналитическому выражению:
d. линейная.
Для выявления основной тенденции развития используется: а) метод укрупнения интервалов б) метод скользящей средней в) метод аналитического выравнивания г) метод наименьших квадратов
Выберите один ответ:
a. а, б, в
b. а, б, г
c. а, г
d. б, г
Для определения тесноты связи двух альтернативных показателей применяют:
Выберите один ответ:
a. коэффициенты ассоциации и контингенции
Индексы переменного состава рассчитываются:
b. по одному товару
Индексы позволяют соизмерить социально-экономические явления:
Выберите один ответ:
b. в пространстве и во времени
Вопрос 14
К наиболее простым методам прогнозирования относят:
c. метод на основе среднего абсолютного прироста.
Какой коэффициент корреляции характеризует связь между Y и X:
c. линейный
Коэффициент доверия в выборочном методе может принимать значения:
Выберите один ответ:
a. 7, 8, 9.
b. 1, 2, 3
c. 4, 5, 6
c. до 30 единиц изучаемой совокупности
Может ли в отдельных случаях средний гармонический индекс рассчитываться по средней гармонической невзвешенной:
b. не может
Может ли индекс переменного состава превышать индекс фиксированного состава:
b. может
Можно ли утверждать, что индивидуальные индексы по методологии исчисления адекватны темпам роста:
a. можно
Необходимая численность выборочной совокупности определяется:
b. колеблемостью признака
Ошибка репрезентативности обусловлена:
b. самим методом выборочного исследования
Первая индексная мультипликативная модель товарооборота – это:
Выберите один ответ:
a. произведение индекса цен на индекс физического объема
товарооборота
По направлению связь классифицируется как:
Выберите один ответ:
a. прямая
b. отобранная однажды единица наблюдения возвращается в генеральную совокупность
При каком значении коэффициента корреляции связь можно считать умеренной?
Выберите один ответ:
b. r=0,43
Вопрос 27
При каком значении линейного коэффициента корреляции связь между Y и X можно признать более существенной:
Прогнозирование в статистике это:
b. оценка возможной меры изучаемого явления в будущем.
Ряд динамики, характеризующий уровень развития социально-экономического явления на определенные даты времени, называется:
a. моментным
Ряд динамики может состоять: а) из абсолютных суммарных величин б) из относительных и средних величин
Выберите один ответ:
a. б
b. а, б
c. а
Ряд динамики характеризует: а) структуру совокупности по какому-то признаку б) изменение характеристик совокупности во времени в) определенное значение признака в совокупности г) величину показателя на определенную дату или за определенный период
Выберите один ответ:
a. а, б
b. б, в
c. б, г
Сводные индексы позволяют получить обобщающую оценку изменения:
b. по товарной группе
Средний уровень интервального ряда динамики определяется как:
Выберите один ответ:
a. средняя арифметическая
Средний уровень моментного ряда динамики исчисляется как: а) средняя арифметическая взвешенная при равных интервалах между датами б) при неравных интервалах между датами как средняя хронологическая, в) при равных интервалах между датами как средняя хронологическая
Выберите один ответ:
a. б
b. б, в
c. а
Средняя ошибка выборки:
c. прямо пропорциональна рассеяности данных
Выберите один ответ:
a. когда каждому факторному соответствует свой результирующий показатель
c. относительная величина сравнения двух показателей
Термин корреляция в статистике понимают как:
Выберите один ответ:
a. связь, зависимость
b
Термин регрессия в статистике понимают как: а) функцию связи, зависимости б) направление развития явления вспять в) функцию анализа случайных событий во времени г) уравнение линии связи
Выберите один ответ:
a. а, б
b. в, г
c. а, г
Вопрос 40
Можно ли утверждать, что индивидуальные индексы по методологии исчисления адекватны темпам роста?
3. Сводные индексы позволяют получить обобщающую оценку изменения:
а) по товарной группе;
б) одного товара за несколько периодов.
Тема 9. Выборочные наблюдения
Краткая теория
Понятие о выборочном методе.Выборочное наблюдение – это такое несплошное наблюдение, при котором отбор подлежащих исследованию единиц совокупности осуществляется случайно, отобранная часть подвергается исследованию, после чего результаты распространяются на всю совокупность.
К использованию выборочного метода прибегают в следующих случаях: когда само наблюдение связано с порчей или уничтожением наблюдаемых единиц (например, пряжа на крепость, электрическая лампочка на продукт горения); большой объем совокупности; значительные затраты (финансовые и трудовые).
Комбинированная выборка. В статистической практике выборочное наблюдение из больших массивов генеральной совокупности часто проводится в виде комбинированной, или ступенчатой, выборки. При комбинированной выборке выборочная совокупность единиц формируется в результате так называемого ступенчатого отбора. Например, для обследования успеваемости студентов факультета выборочную совокупность можно сформировать в результате двухступенчатого отбора: вначале провести случайный отбор групп (как серий), а затем в каждой группе методом механической или собственно-случайной выборки отобрать определенное число студентов.
Практические задания
Когда применяется выборочное наблюдение?
а) ________________________________________________________________
б) ________________________________________________________________
в) ________________________________________________________________
2. Виды совокупностей:
а) ________________________________________________________________
б) ________________________________________________________________
3. По способу формирования выборка делится:
а) ________________________________________________________________
б) ________________________________________________________________
в) ________________________________________________________________
Контрольный тест по теме:
«Выборочное наблюдение»
1. Под выборочным наблюдением понимают:
а) обследование наиболее крупных единиц изучаемой совокупности
б) сплошное наблюдение всех единиц совокупности
в) несплошное наблюдение части единиц совокупности, отобранных случайным способом
г) несплошное наблюдение части единиц совокупности
2. Преимущества выборочного наблюдения по сравнению со сплошным наблюдением:
а) снижение трудовых затрат за счет уменьшения объема обработки первичной информации
б) возможность периодического проведения обследований
в) возможность провести исследования по более широкой программе
г) более низкие материальные затраты
3. Какой из видов несплошного наблюдения является основным, главным:
а) Анкетное наблюдение;
б) Выборочное наблюдение;
в) Опрос (устный опрос);
г) Корреспондентский способ;
д) Обследование основного массива.
4. При проведении выборочного наблюдения определяют:
а) вероятность того, что ошибка выборки не превысит заданную величину
б) численность выборки, при которой предельная ошибка не превысит допустимого уровня
в) тесноту связи между отдельными признаками, характеризующими изучаемое явление
г) число единиц совокупности, которые остались вне сплошного наблюдения
5. Статистическое наблюдение, при котором обследуется научно отобранная часть совокупности, называется:
а) выборочным наблюдением
б) текущим наблюдением
в) случайным наблюдением
г) аномальным наблюдением
6. Если при отборе попавшая в выборку единица не возвращается в совокупность, то такой метод называется:
б) индивидуальный отбор
в) бесповторный отбор
г) комбинированный отбор
а) продолжительность проведения наблюдения
б) вариации признака и объема выборки
в) определения границ объекта исследования
г) времени проведения наблюдения
Тема 10. Исследование связей между явлениями
Краткая теория
Понятие корреляции. Все явления в мире взаимосвязаны. Это значит, что каждое событие оказывает влияние на все события, следующие за ним, а само происходит вследствие всех событий, случившихся до него.
До сих пор рассматривались основные статистические характеристики изолированно друг от друга, теперь будем изучать, как и в какой форме одно явление оказывает влияние на другое. Это является предметом корреляционно-регрессионного анализа.
При статистическом исследовании корреляционных связей одной из основных задач является определение их формы, т.е. построение модели связи.
Построение регрессионной модели проходит несколько этапов:
1. Определение факторов, которые оказывают определяющее воздействие на результативный признак.
2. Определение форм воздействия факторов и результата.
3. Определение степени влияния на результат учтенных и неучтенных факторов.
В статистике изучаются следующие виды связей:
1. Балансовая связь – характеризует зависимость между источниками формирования результатов и их использованием.
2. Компонентные связи – характеризуются тем, что изменение статистического показателя определяется изменением компонентов, входящих в этот показатель, как множители.
3. Факторные связи – характеризуются тем, что они появляются в согласованной вариации изучаемых показателей.
Одни выступают как факторные, другие как результативные.
При функциональной связи изменение результативного признака (у) обусловлено всецело действием одного факторного признака (х), т.е. одному факторному соответствует одно и только одно значение результативного признака y=f(x). Функциональная связь проявляется во всех случаях наблюдения и для каждой конкретной единицы изучаемой величины.
Если причинная зависимость проявляется не в каждом отдельном случае, а в общем, при большом числе наблюдений, то такая зависимость называется стохастической. Частным случаем стохастической связи является корреляционная, при которой изменение среднего значения результативного признака обусловлено изменением факторных признаков.
По аналитическому выражению выделяют связи прямолинейные и нелинейные.
В статистике не всегда требуются количественные оценки, важно просто определить форму воздействия одних факторов на другие.
Корреляция – это статистическая зависимость между случайными величинами, не имеющими строго функционального характера, при котором изменение одной из случайных величин приводит к уменьшению математического ожидания другой. В статистике принято различать следующие варианты зависимостей:
1. Парная корреляция – связь между двумя признаками.
2. Частная корреляция – зависимость между результатом и одним факторным признаком при фиксированном значении других факторных признаков.
3. Множественная корреляция – зависимость результативного и двух или более факторных признаков, включенных в исследование.
По направлению связи распределяют:
а) прямую регрессию (положительную);
б) обратную (отрицательную), т.е. с увеличением или уменьшением независимой величины зависимая соответственно уменьшается или увеличивается.
Практические задания
__________________________________________________________________
2. Заполните таблицу «Виды зависимостей между признаками»:
3. Методы выявления корреляционной связи:
а) ________________________________________________________________
б) ________________________________________________________________
Контрольный тест по теме:
«Исследование связей между явлениями»
1. Корреляционный анализ используется для изучения:
а) взаимосвязи явлений;
б) развития явления во времени;
в) структуры явления.
2. По характеру различают связи:
а) функциональные и корреляционные;
б) функциональные и статистические;
в) вероятностные и обратные;
г) статистические и криволинейные.
3. Для количественной оценки связи используется:
а) корреляционный анализ;
б) метод группировок;
в) метод средних величин.
4. По аналитическому выражению связи различаются:
Тема 11. Ряды динамики
Краткая теория
Понятие рядов динамики. Ряд динамики представляет собой ряд числовых значений определенного показателя в последовательные моменты, или периоды времени.
Числовые значения того или иного показателя, составляющие динамический ряд, называют уровнями ряда (у).
Ряды динамики выражают в таблицах или графически. При графическом изображении динамического ряда на оси абсцисс строится шкала времени (t), а на оси ординат – шкала уровней ряда (y).
Одной из основных задач исследования рядов динамики является выявление определенной закономерности в изменении уровней ряда (тренда).
Виды рядов динамики. В зависимости от вида показателей, ряды динамики подразделяют на ряды абсолютных, относительных и средних величин. При этом ряды абсолютных величин рассматриваются как исходные, а ряды относительных и средних величин как производные.
Кроме того, уровни рядов динамики могут относиться к определенным моментам или интервалам времени. В зависимости от этого различают моментные и интервальные ряды.
Моментным называется ряд, уровни которого характеризуют величину явления по состоянию на определенные моменты времени, определенные даты (например, на 1 января, 23 марта и т.д.).
Интервальным называется такой ряд, уровни которого характеризуют величину изучаемого показателя, полученную в итоге за определенный период времени (например, 2009 год, 2010 год и т.д.). Отличительной особенностью интервальных рядов абсолютных величин является то, что уровни их можно дробить и складывать. Уровни моментных рядов складывать нельзя так как в его уровни могут входить одни и те же единицы изучаемой совокупности. Поэтому при суммировании уровней моментного ряда может возникнуть повторный счет, поэтому их не складывают.
Сопоставимость рядов. При изучении явлений общественной жизни в статистике приходится иметь дело с различными видами динамических рядов. Основное требование к ним – сопоставимость уровней. Несопоставимость уровней в рядах динамики может возникнуть:
— изменение территории, к которой отнесены показатели;
— изменение методологии учета и расчета показателей;
— изменение в ценах для стоимостных показателей;
— различная продолжительность периодов, к которым относятся уровни;
— изменение даты учета.
Изучение сезонных колебаний. Внутригрупповые уровни многих показателей существенно зависят от сезонности. Это характерно для таких отраслей как сахароварение, рыболовство, охота, туризм, навигация.
В таких случаях при укрупнении интервалов закономерность изменения не только не проявляется, но и затушевывается. Только наблюдение за месячными (или квартальными) уровнями можно обнаружить колеблемость в ряду, вызванную влиянием сезонности.
В статистике существует два метода для выявления сезонности волны.
1. Суть метода заключается в следующем: для каждого года рассчитывается средний уровень, а затем с ним сопоставляется (в процентах) уровень каждого месяца (квартала). Это процентное отношение называют индексом сезонности.
2. Однако месячные (квартальные) данные одного года в силу элемента случайности слишком ненадежны для выявления закономерности колебаний. Поэтому надежнее пользоваться месячными (квартальными) данными за ряд лет в основном за 3 года). Тогда для каждого месяца (квартала) рассчитывается средняя величина уровня за 3 года, затем из них рассчитывается среднемесячный (среднеквартальный) уровень для всего ряда и в заключение определяется процентное отношение средних для каждого месяца (квартала) к общему среднемесячному (среднеквартальному) уровню ряда.
Практические задания
1. Ряд распределения – это __________________________________________
__________________________________________________________________
2. Требования к построению ряда динамики:
а) ________________________________________________________________
б) ________________________________________________________________
в) ________________________________________________________________
г) ________________________________________________________________
д) ________________________________________________________________
3. Что представляют собой сезонные колебания __________________________
__________________________________________________________________