Можно ли утверждать что изображенные на рисунке клетки имеют общий план строения
Рассмотрите рисунок, на котором изображены клетки различных организмов. Можно ли утверждать, что изображённые на рисунке клетки имеют общий
Ответы 2
Рим был взят и разграблен вандалами
Западная Римская империя прекратила существование. Последний император Ромул Августул смещен Одоакром.
Восточная Римская империя (Византийская) отбила вторжения варварских племен.
Образование Франкского королевства. Хлодвиг.
Правление Византийского императора Юстиниана I. Период наивысшего могущества Византии.
Первые упоминания о славянах в византийских источниках
Бегство Мухаммеда из Мекки в Ястриб (Медина). Начало мусульманского летоисчисления.
Образование Болгарского государства
Победа ислама в Аравии. Начало завоевательных походов арабов.
Разгром арабов-мусульман Карлом Мартеллом при Пуатье.
Период наивысшего могущества Арабского халифата.
Коронация Карла Великого в Риме. Образование Франкской империи.
Византия остановила натиск арабов.
Верденский раздел Империи внуками Карла Великого.
Распад Арабского халифата.
Коронация в Риме короля Германии Оттона I. Образование Священной Римской империи германской нации.
Включение Болгарии в состав Византийской империи.
Окончательный раскол между Восточной (православной) и Западной (католической) церквями.
Окончательный раскол между Восточной (православной) и Западной (католической) церквями.
Можно ли утверждать что изображенные на рисунке клетки имеют общий план строения
Подробное решение параграф § 4 по биологии рабочая тетрадь для учащихся 9 класса, авторов В.В. Пасечник, Г.Г. Швецов 2016
1. Дайте определение понятия.
2. Почему клетку считают основной структурной и функциональной единицей живого?
3. Схематически зарисуйте общий план строения клетки. Укажите на рисунке основные структурные компоненты клетки.
4. Рассмотрите рисунок, на котором изображены клетки различных организмов. Можно ли утверждать, что изображённые на рисунке клетки имеют общий план строения? Аргументируйте свою точку зрения и объясните разнообразие форм клеток.
На рисунке изображены растительные и животные клетки. Каждые из этих клеток имеют схожие черты строения (ядро, клеточная оболочка, цитоплазма и др.), одновременно с эти клетки могут отличаться формой и своим строением в зависимости от выполняемой ими функции.
5. Сформулируйте основные положения современной клеточной теории.
Основные положения современной клеточной теории:
1) Клетка является универсальной структурной и функциональной единицей живого.
2) Все клетки имеют сходное строение, химический состав и общие принципы жизнедеятельности.
3) Клетки образуются только при делении исходных клеток.
4) Клетки способны к самостоятельной жизнедеятельности, но в многоклеточных организмах их работа скоординирована, и организм представляет собой целостную систему.
5) Именно благодаря деятельности клеток в многоклеточных организмах осуществляется обмен веществ и энергии, рост и размножение
6. Заполните таблицу «История открытия клетки».
§ 10. Клеточная теория. Общий план строения клетки
1. Кого считают первооткрывателем клетки? Кто является автором и основоположником клеточной теории? Кто дополнил клеточную теорию принципом «Каждая клетка — от клетки»?
Первооткрывателем клетки считают английского ученого Р. Гука.
Автором и основоположником клеточной теории является немецкий зоолог Т. Шванн.
Немецкий врач Р. Вирхов дополнил клеточную теорию принципом «Каждая клетка — от клетки».
2. Какие понятия пропущены в биологических «уравнениях» и заменены вопросительными знаками?
Поверхностный аппарат клетки + цитоплазма + ядро = эукариотическая клетка
Цитоплазма = органоиды + цитоскелет + гиалоплазма
Надмембранный комплекс + цитоплазматическая мембрана = поверхностный аппарат клетки
3. Сформулируйте основные положения клеточной теории. Какой вклад внесла клеточная теория в развитие естественнонаучной картины мира?
1. Клетка — элементарная структурно-функциональная единица живых организмов, обладающая всеми признаками и свойствами живого.
2. Клетки всех организмов сходны по химическому составу, строению и процессам жизнедеятельности.
3. Все клетки образуются только в результате деления исходных (материнских) клеток.
4. Клетки большинства многоклеточных организмов специализируются по функциям и образуют ткани. Из тканей состоят органы и системы органов.
Клеточная теория стала одной из предпосылок возникновения эволюционного учения, фундаментом для развития таких дисциплин, как гистология (наука о тканях), эмбриология (наука о зародышевом развитии организмов), физиология.
4. Назовите основные компоненты клеток. Какие из них свойственны только клеткам эукариот?
Основными компонентами клеток являются поверхностный аппарат, цитоплазма, а у эукариот также ядро.
5. О чем свидетельствует тот факт, что клетки различных организмов имеют общий план строения?
Общий план строения клеток свидетельствует о родстве различных организмов, общности их происхождения.
6. Используя знания, полученные при изучении биологии в 6—10-м классах, на примерах докажите справедливость четвертого положения клеточной теории.
Четвертое положение клеточной теории: «Клетки большинства многоклеточных организмов специализируются по функциям и образуют ткани. Из тканей состоят органы и системы органов.«
В состав внутренней (слизистой) оболочки тонкого кишечника человека входят клетки покровного эпителия, которые обеспечивают всасывание питательных веществ и выполняют защитную функцию. Клетки железистого эпителия секретируют пищеварительные ферменты и другие биологически активные вещества. Средняя (мышечная) оболочка образована гладкой мышечной тканью, клетки которой выполняют двигательную функцию, обусловливая перемешивание пищевых масс и их перемещение в сторону толстого кишечника. Наружная оболочка образована соединительной тканью, выполняющей защитную функцию и обеспечивающей прикрепление тонкого кишечника к задней стенке живота. Таким образом, тонкий кишечник образован различными тканями, клетки которых специализированы на выполнении тех или иных функций. В свою очередь, тонкий кишечник вместе с другими органами (пищеводом, желудком и т.д.) образует пищеварительную систему человека.
Покровные клетки кожицы листа выполняют защитную функцию. Замыкающие и побочные клетки образуют устьичные аппараты, обеспечивающие транспирацию и газообмен. Клетки хлорофиллоносной паренхимы осуществляют фотосинтез. В состав жилок листа входят волокна, придающие механическую прочность, и проводящие ткани, элементы которых обеспечивают транспорт растворов. Соответственно, лист (орган растения) образован разными тканями, клетки которых выполняют определённые функции.
7. В связи с чем некоторые клетки достигают сравнительно крупных размеров (яйцеклетки птиц и акул, клетки мякоти плодов и эндосперма семян, нейроны с отростками более 1 м)? Как вы думаете, есть ли пределы увеличению (уменьшению) размеров клеток? Чем они могут быть обусловлены?
Некоторые клетки достигают сравнительно крупных размеров, поскольку это увеличивает площадь поверхности. От площади поверхности зависит интенсивность транспорта веществ в клетку и из неё.
Потребности клетки в питательных веществах и кислороде, в выведении конечных продуктов обмена зависят от её объёма. Увеличение размеров клеток сопровождается отставанием интенсивности транспорта веществ от потребностей клеток. Следовательно, увеличение размеров приводило бы к замедлению процессов жизнедеятельности и в конечном итоге – к гибели клеток.
Поэтому крупных размеров могут достигать те клетки, которые не принимают активного участия в метаболизме, а служат хранилищами запасных веществ.
Уменьшение размеров клеток тоже имеет предел. Любая клетка должна иметь объём, достаточный для содержания хотя бы минимального количества нуклеиновых кислот, ферментов и других макромолекул, необходимых для поддержания жизнедеятельности и для размножения.
Можно ли утверждать что изображенные на рисунке клетки имеют общий план строения
В 9 классе ученикам предстоит многое изучить. На их пути встанут темы, которые ранее не встречались. Акцента на какую-то определенную тему нет. Это связано с тем, что многие школьники покидают стены родной школы после 9 класса. А в колледжах и техникумах им не дают столько информации, сколько в школе. Еще одна причина углублено изучать биологию именно в 9 классе – это сдача итогового экзамена. Данная дисциплина предоставляется на выбор. Многие ученики не против пройти испытание по данному предмету. Чтобы качественнее изучить материал и хорошо подготовиться к испытанию, ученикам предстоит подключить собственные способы. Чтобы не тратить время на разработку конспектов, можно использовать «ГДЗ по биологии 9 класс рабочая тетрадь Пасечник (Дрофа)». Основной акцент в 9 классе необходимо сделать на следующие темы и разделы:
Скорее всего все темы будут затронуты на экзамене. Если же нет, они пригодятся в написании контрольных работ. Оценка по биологии будет решать судьбу тех, кто решит получать медицинскую профессию.
Особенности ГДЗ по биологии за 9 класс от Пасечника
Пособие дает возможность ученикам не просто выполнить домашнее задание, но и обогатить свой багаж знаний. Он потребуется во многих моментах. Пользоваться решебником достаточно просто. Все потому, что:
Польза решебника
Решебник поможет справиться со многими трудностями. Возможно, кого-то он подтолкнет стать медиком и станет мотиватором для детального изучения биологии.
§ 10. Клеточная теория. Общий план строения клетки
Сайт: | Профильное обучение |
Курс: | Биология. 11 класс |
Книга: | § 10. Клеточная теория. Общий план строения клетки |
Напечатано:: | Гость |
Дата: | Четверг, 23 Декабрь 2021, 08:30 |
Оглавление
Открытие клеток. Изучение клеток стало возможным благодаря изобретению микроскопа — прибора, предназначенного для получения увеличенных изображений. *Первый микроскоп появился в Европе в конце XVI в.*
Человеком, впервые увидевшим клетки при помощи микроскопа (рис. 10.1, а), был английский ученый Р. Гук. В 1665 г. при рассмотрении тонкого среза пробкового слоя древесной коры он обнаружил, что пробка разделена на множество крошечных ячеек (рис. 10.1, б). Эти ячейки, похожие на пчелиные соты, Гук назвал клетками. Тот же план строения он наблюдал и при изучении других тканей растений. Со временем термин «клетка» утвердился в биологии.
*Об открытии клеток Гук написал в своей книге «Микрография»: «Взяв кусочек чистой светлой пробки, я отрезал от него острым как бритва перочинным ножом очень тонкую пластинку. Когда затем я поместил этот срез на предметное стекло и стал разглядывать его под микроскопом, направив свет с помощью зеркала, я очень ясно увидел, что весь он пронизан отверстиями и порами. Эти поры были не слишком глубокими, а состояли из очень многих маленьких ячеек, вычлененных из одной длинной непрерывной поры особыми перегородками. Такое строение свойственно не одной только пробке. Я рассматривал при помощи своего микроскопа сердцевину бузины и различных деревьев, а также внутреннюю мякоть стебля тростника, некоторых овощей и других растений: фенхеля, моркови, лопуха, папоротника и т. п. И обнаружил у них всех тот же план строения, что и у п ро бк и».*
Через несколько лет голландский натуралист А. ван Левенгук изготовил микроскоп, который обладал гораздо бóльшим увеличением. С его помощью исследователь обнаружил движущиеся микроскопические организмы — инфузории, амебы, подвижные бактерии. Также Левенгук впервые наблюдал клетки животных — эритроциты и сперматозоиды.
Микроскоп Левенгука представлял собой пластинку, в центре которой была одна линза (рис. 10.2). Наблюдателю нужно было смотреть через линзу на образец, закрепленный с другой стороны. Несмотря на простоту конструкции, микроскоп Левенгука позволял получить увеличение в несколько раз большее, чем у других микроскопов того времени. В течение жизни Левенгук изготовил не менее 25 микроскопов. Девять из них, сохранившиеся до наших дней, способны увеличивать изображение в 275 раз. Однако предполагается, что Левенгук создал микроскопы, которые могли давать увеличение до 500 раз.
*В XVIII в. было опубликовано много новых рисунков и описаний различных клеток, причем преимущественно растительных. Дело в том, что ткани животных легко повредить, вследствие чего ученым было трудно изготавливать препараты для исследования. Однако микроскоп в то время рассматривался главным образом как игрушка, поэтому большинство естествоиспытателей не придавало своим наблюдениям серьезного значения.*
Клеточная теория. В первой половине XIX в. происходило углубление представлений о строении клетки, что связано с существенными улучшениями конструкции микроскопов. В клетках были обнаружены ядро и некоторые другие структуры. До этого считалось, что живыми являются клеточные стенки, а внутри клетки или пусты, или заполнены «питательным соком». В 1840-х гг. ученые пришли к пониманию того, что важнейшие процессы жизнедеятельности протекают именно внутри клеток, а не в клеточных стенках.
В 1838 г. немецкий ботаник М. Шлейден доказал, что различные органы растений состоят из клеток. Кроме того, ученый указал на значимость ядра для жизнедеятельности клетки.
Создателем клеточной теории стал немецкий зоолог Т. Шванн. Он установил, что ткани животных состоят из клеток, каждая из которых имеет ядро. Сопоставляя собственные наблюдения с трудами Шлейдена, Шванн пришел к выводу о том, что на микроскопическом уровне животные и растения устроены по единому плану. В 1839 г. была опубликована его книга «Микроскопические исследования о соответствии в структуре и росте животных и растений». В этой книге были выражены основные идеи клеточной теории: все организмы состоят из клеток, при этом клетки растений и животных сходны по строению и процессам жизнедеятельности. Создание клеточной теории было одним из величайших открытий в естествознании XIX в., наряду с эволюционной теорией и законом сохранения и превращения энергии.
*Главной ошибкой Шванна было высказанное вслед за Шлейденом мнение о том, что клетки растений и животных возникают из бесструктурного неклеточного вещества. Интересно, что именно этот ошибочный взгляд на способ образования клеток позволил Шванну прийти к выводу об их сходстве у растений и животных.*
В дальнейшем учение о клетке оказалось в центре внимания всей биологической науки и бурно развивалось. Для изучения клеток и их компонентов стали использовать разнообразные физические и биохимические методы. Это позволило понять сложность строения клеток и многообразие протекающих в них процессов.
Клеточная теория, главные положения которой были сформулированы в середине XIX в., является одной из основополагающих идей современной биологии. Она утверждает единство принципа строения и развития всех организмов, имеющих клеточное строение. Клеточная теория стала одной из предпосылок возникновения эволюционного учения, фундаментом для развития таких дисциплин, как гистология (наука о тканях), эмбриология (наука о зародышевом развитии организмов), физиология и др.
Современная клеточная теория включает следующие основные положения.
1. Клетка — элементарная структурно-функциональная единица живых организмов, обладающая всеми признаками и свойствами живого.
2. Клетки всех организмов сходны по химическому составу, строению и процессам жизнедеятельности.
3. Все клетки образуются только в результате деления исходных (материнских) клеток.
4. Клетки большинства многоклеточных организмов специализиру ются по функциям и образуют ткани. Из тканей состоят органы и системы органов.
Общий план строения клеток. Все клетки имеют единый принцип организации. Содержимое каждой из них отделено от внеклеточной среды цитоплазматической мембраной (плазмалеммой), а внутри находится цитоплазма с различными органоидами и генетический материал в виде ДНК. Однако в связи с особенностями строения клеток все клеточные формы жизни делятся на две группы — прокариоты, или доядерные, и эукариоты, или ядерные.
Основными структурными компонентами клеток являются поверхностный аппарат, цитоплазма, а у эукариот также ядро (рис. 10.3, 10.4).
Поверхностный аппарат клетки является барьером, отделяющим ее содержимое от внеклеточной среды. Он обеспечивает обмен веществ, взаимодействие клетки с внешней средой и окружающими клетками. Поверхностный аппарат состоит из цитоплазматической мембраны и надмембранного комплекса.
Цитоплазматическая мембрана — основная часть поверхностного аппарата, характерная для всех клеток. Надмембранный комплекс клеток бактерий, грибов, растений и многих водорослей представлен прочной клеточной стенкой. Она обеспечивает защиту от внешних воздействий, придает клетке определенную форму. Надмембранным комплексом клеток животных является гликокаликс — тонкий слой, который состоит из молекул олиго- и полисахаридов, связанных с белками и липидами цитоплазматической мембраны.
Цитоплазма — это все внутреннее содержимое клетки, за исключением ядра, ограниченное цитоплазматической мембраной. Цитоплазма состоит из жидкой части — гиалоплазмы и погруженных в нее цитоскелета и органоидов. Гиалоплазма представляет собой раствор, содержащий различные органические и неорганические вещества. Она объединяет все клеточные структуры и обеспечивает их взаимодействие.
Цитоскелет эукариот является механическим каркасом цитоплазмы, обеспечивающим поддержание и изменение формы клеток, внутриклеточные движения и т. п. Долгое время считалось, что цитоскелетом обладают только эукариотические клетки, однако на сегодняшний день установлено, что он имеется и в прокариотических.
Органоиды (органеллы) — постоянные специализированные структуры цитоплазмы, которые осуществляют определенные функции, жизненно необходимые для клетки. В зависимости от строения выделяют немембранные, одномембранные и двумембранные органоиды. Мембранные органоиды характерны только для клеток эукариот.
Немембранными органоидами являются рибосомы, клеточный центр, миофибриллы, *жгутики и реснички*. К одномембранным органоидам относятся эндоплазматическая сеть, комплекс Гольджи, лизосомы, вакуоли, к двумембранным — митохондрии и пластиды.
*Необязательными компонентами клетки являются включения. Они могут появляться и исчезать в зависимости от внешних условий и характера обмена веществ. Включения могут находиться непосредственно в гиалоплазме или внутри органоидов, например вакуолей. Выделяют несколько типов включений. Трофические включения представляют собой запасные питательные вещества — капли липидов, крахмальные зерна, гранулы гликогена и т. д. Секреторными включениями называют биологически активные вещества, которые синтезируются клеткой и подлежат выведению из нее (гормоны, некоторые ферменты, слизь и др.). Пигментные включения придают клеткам определенную окраску, как, например, гранулы меланина. К экскреторным включениям относят такие конечные продукты клеточного метаболизма, как кристаллы мочевой кислоты, оксалата кальция и т. п.*
Многообразие клеток. Как уже отмечалось, клетки живых организмов имеют общий план строения. Однако они могут отличаться друг от друга размерами, формой, некоторыми особенностями строения (рис. 10.5).
Самыми маленькими являются прокариотические клетки, их диаметр обычно составляет 0,5—10 мкм. Большинство клеток эукариот имеет размер 10—100 мкм. Реже встречаются клетки еще бóльших размеров. Например, мышечные волокна животных и ситовидные трубки растений в длину могут достигать 1—10 мм. Диаметр яйцеклеток крупных птиц и акул составляет несколько сантиметров, а отростки нейронов бывают длиной более 1 м.
В многоклеточном организме отличия между клетками обусловлены тем, что разные клетки выполняют различные функции. Однако даже самым высокоспециализированным клеткам свойственно наличие тех же органоидов и веществ, которые характерны и для других клеток.
Клеточная теория является одним из основных обобщений современной биологии. Согласно этой теории элементарными структурно-функциональными единицами организмов являются клетки. Они обладают всеми признаками и свойствами живого и образуются только в результате деления исходных клеток. В связи с особенностями строения клеток организмы делятся на две группы — прокариоты и эукариоты. Все клетки имеют общий принцип организации: их основными компонентами являются поверхностный аппарат, цитоплазма и ядро (у эукариот).
1. Кого считают первооткрывателем клетки? Кто является автором и основоположником клеточной теории? Кто дополнил клеточную теорию принципом «Каждая клетка — от клетки»? Р. Вирхов, М. Шлейден, Р. Гук, Т. Шванн, А. ван Левенгук. 3. До 1840-х гг. было распространено мнение о том, что клетки — это мешочки с питательным соком, при этом главной частью клетки считалась ее оболочка. Чем могло быть обусловлено такое представление о клетках? Какие открытия способствовали изменению представлений о строении и функционировании клеток? 4. Сформулируйте основные положения клеточной теории. Какой вклад внесла клеточная теория в развитие естественнонаучной картины мира? 5. Назовите основные компоненты клеток. Какие из них свойственны только клеткам эукариот? 6. О чем свидетельствует тот факт, что клетки различных организмов имеют общий план строения? 7*. Используя знания, полученные при изучении биологии в 6—10-м классах, на примерах докажите справедливость четвертого положения клеточной теории. 8*. В связи с чем некоторые клетки достигают сравнительно крупных размеров (яйцеклетки птиц и акул, клетки мякоти плодов и эндосперма семян, нейроны с отростками более 1 м)? Как вы думаете, есть ли пределы увеличению (уменьшению) размеров клеток? Чем они могут быть обусловлены? Повторение открытия Гука● Сравните ваши наблюдения с изображением Гука, сделанным более трех с половиной веков назад (см. рис. 10.1, б). ● Вспомните из курса биологии 7-го класса, какими клетками (живыми или мертвыми) образована пробка. Как вы думаете, почему пробка не тонет в воде?
|