Можно ли утверждать что понятие человек полностью изучено почему
Открытый урок по самопознанию в 5 классе по теме «Я-человек»
План урока самопознания
Школа : школа-гимназия №22
Учитель: Тулегенова Г.Б.
Качества: Любознательность, честность, оптимизм, нравственность
Педагог : Тулегенова Г.Б.
Кол-во учащихся : 25
Цель : Расширить представления у учащихся ценность Истина, через расширение представления учащихся о человеке как носителе нравственных качеств.
— содействовать совершенствованию внутреннего мира;
— развить ценностные ориентации и убеждения через осмысление бесконечности процесса познания своего «Я»;
— воспитание таких качеств как, любознательность, честность, оптимизм.
Ресурсы: Учебник, рабочая тетрадь, аудиозаписи успокаивающей музыки
Пожалуйста, сядьте поудобнее, спинку держите прямо. Мысленно представьте себе теплый летний день. Яркое солнышко вам улыбается. Птички поют веселые песни. Каждая травинка рада солнышку и теплу, которое оно дарит. На душе у вас тихо и спокойно. Идите вперед. Там, вдали, виднеется синева озера. Подойдите поближе к озеру. Взгляните на его зеркальную гладь, почувствуйте его спокойствие. Никакие бури и ветры не страшны ему, оно спокойно так же, как и ваше сердце. Сейчас, когда вы смотрите на это озеро, в мире ни один человек не обидел другого, ни один человек не причинил вреда Матушке-Природе и братьям нашим меньшим. Ни одно существо на земле не страдает. У всех на душе тишина и спокойствие. На земле царят мир и согласие. Сейчас вы можете ничего не бояться. И так будет всегда. На сердце мир и покой. Запомните это чувство, сохраните его как можно дольше.
«Человек не появляется на божий свет разумным. Он становится им, слушая людей, видя их дела, трудясь в поте лица» (Абай Кунанбаев)
Вопросы для обсуждения:
Как вы поняли данную цитату?
1.Что является определяющими чертами человека?
2. В чём является смысл существования человека?
3. Можно ли утверждать, что понятие «человек» полностью изучено? Почему?
4. При помощи каких yсилий человек вoспитывает свoй xаpaктер?
5. Какие постyпки могут способствовать закалке характера?
3.Рассказывание истории (беседа) «Вечный вопрос» (Пауло Коэлъо)
Немецкий философ Шопенгауэр шёл по улице Дрездена, ища ответы на вопросы, которые его занимали. Проходя по скверу, он решил посидеть и посмотреть на цветы. Один из жителей района наблюдал за странным поведением философа и вызвал полицию. Минутой позже офицер приблизился к Шопенгауэру.
Шопенгауэр осмотрел полицейского сверху донизу.
Анализ: Что бы вы ответили на вопрос офицера? Как вы поняли данный рассказ?
4.Творческая деятельность, групповая работа
Сейчас я предлагаю вам игру, которая покажет, как хорошо вы знаете друг друга, она называется «Вот я какой!». Каждому из вас я раздам анкеты «Вот я какой!»:
Урок по самопознанию на тему: Имя- человек
Тема урока: Имя- человек
Цель: расширение представлений учащихся о человеке как носителя нравственных качеств
-содействовать совершенствованию внутреннего мира;
— развить ценностные ориентации и убеждения через осмысление
бесконечности процесса познания своего «Я»;
— воспитывать стремление обогащать, развивать свой внутренний мир;
Круг радости приглашаю вас в круг радости. Давайте поприветствуем друг друга.
Мы знаем, что мы добрые
Наши друзья знают, что мы добрые.
Весь мир узнает, что мы добрые!
Объяснения новой темы:
Беседа с учащимися
Дать понятия о предмете «Самопознания»
Самопознания- это наука о том, как научить человека быть счастливым.
Человек – единственное в мире существо, которое способно сделать выбор в жизни- и жить независимо от исходной среды существования и даже вопреки ей. Вот на этой способности человека выбирать и находить своё «Я» основан уникальный предмет «самопознание»-как сделать правильный выбор, как стать счастливым человеком?
Предмет «Самопознание» побуждает человека к саморазвитию и к самовоспитанию и перед нами стоит вопрос: Когда и как человек формирует сам себя – самовоспитание- саморазвитие- осознание себя, которое конечно приходит через самоанализ.
«Человек не появляется на божий свет разумным. Он становится им, слушая людей, видя их дела, трудясь в поте лица.
Я знаю всё, но только не себя!
Пока человек существует, он будет себя открывать.
Чтение отрывка «Вечный вопрос»
Немецкий философ Шопенгауэр шёл по улице Дрездена, ища ответы на вопросы, которые его занимали. Проходя по скверу, он решил посидеть и посмотреть на цветы. Один из жителей района наблюдал за странным поведением философа и вызвал полицию. Минутой позже офицер приблизился к Шопенгауэру.
— Ты кто? – грубо спросил офицер.
Шопенгауэр осмотрел полицейского сверху донизу.
• что бы вы ответили на вопрос офицера?
Беседа с учащимися:
Что является определяющими чертами человека?
В чем смысл существования человека?
Можно ли утверждать, что понятие «человек» полностью изучено? Почему?
Прочитайте высказывания о человеке. Выберете то, которое отвечает вашим представлениями. (аргументируйте свой ответ)
Человек- это то, во что он верит.
Человек потому не поддается определению, что первоначально ничего собой не представляет. Человек он становится лишь впоследствии, причем, таким человеком, каким он сделает себя сам.
Человек следует рассматривать как личность. Ни один человек не может считать себя законченной личностью. Личность не закончена, она должна себя реализовать, это великая задача, поставленная человеку, задача вместить в себе в индивидуальной форме универсальное, полноту. Личность творит себя на протяжении всей человеческой жизни.
Человек- это Вселенная, которая с ним рождается и с ним умирает.
Каждый человек является творцом, ибо он творит нечто из различных врожденных факторов и возможностей.
Задание: прочитать отрывок из «Слов назидания» Абая. Что в размышлениях Сократа о человеке вы считаете главным? Сформулируйте идею в виде утверждения. (Двадцать седьмое слово) ст-9
Каждый человек – индивидуальность. При общности основных человеческих признаков в природе нет двух одинаковых людей. Это касается не только внешних данных, а прежде всего внутреннего мира человека, который, если говорить образно, представляет собой целую Вселенную. Внутренний мир включает чувства, мысли, отношение к себе, окружающему, и, конечно же, вопросы, которые волнуют личность. Содержание, глубина этих переживаний помогают каждому осознать свою природу.
Прочитайте стихотворение: Имя ему – Человек
Жизнь запутала наши реальности,
Словно импульсы, в проводах,
Подбираем усердно тональности,
Совершая всё новый взмах.
И притом, что порой окруженье
Пронизано стилей хайтек,
Остается одно неизменно,
И имя ему – Человек.
Художник Н.Н.Ге, увидев один раз комнату в одном из Петербургских
дворцов, точно воспроизвел ее на картине.
Композитор М.А.Балакирев точно воспроизвел мелодию П.И. Чайковского, услышанную два года назад.
А. Македонский знал в лицо каждого из 30 тысяч своих солдат.
Ученый А.Ф.Иоффе по памяти пользовался таблицей логарифмов.
Лиина По, потеряв зрение, на ощупь создала более 100 скульптур.
Историк Генрих Шлиман за 6-8 недель мог освоить иностранный язык.
Чемпион мира по шахматам А.Алехин мог играть вслепую на 40 досках.
Задание группе: 1.назовите достижения отдельных людей, которые вызывают ваше восхищение. Прокомментируйте их с точки зрения познания возможностей человека; 2.разбор ситуации: прочитайте два письма, адресованные известному писателю. Как раскрывается в них внутренний мир авторов? Что объединяет эти размышления о себе и людей?
Круг «От сердца к сердцу» учащиеся приглашают в круг, и предлагает каждому закончить предложение: «Человека уважают за то, что…»
стихотворение: «Золотая кровь»
Не так давно ученые открыли
Пусть небольшой, но золотой запас.
Они его не в рудниках открыли,
Они его нашли в крови у нас.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС
Курс повышения квалификации
Современные педтехнологии в деятельности учителя
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Тема урока: Имя- человек
Цель : расширение представлений учащихся о человеке как носителя нравственных качеств
-содействовать совершенствованию внутреннего мира;
— развить ценностные ориентации и убеждения через осмысление
бесконечности процесса познания своего «Я»;
— воспитывать стремление обогащать, развивать свой внутренний мир;
1. Круг радости приглашаю вас в круг радости. Давайте поприветствуем друг друга.
Мы знаем, что мы добрые
Наши друзья знают, что мы добрые.
Весь мир узнает, что мы добрые!
Объяснения новой темы:
2. Беседа с учащимися
Дать понятия о предмете «Самопознания»
Самопознания- это наука о том, как научить человека быть счастливым.
Человек – единственное в мире существо, которое способно сделать выбор в жизни- и жить независимо от исходной среды существования и даже вопреки ей. Вот на этой способности человека выбирать и находить своё «Я» основан уникальный предмет «самопознание»-как сделать правильный выбор, как стать счастливым человеком?
Предмет «Самопознание» побуждает человека к саморазвитию и к самовоспитанию и перед нами стоит вопрос: Когда и как человек формирует сам себя – самовоспитание- саморазвитие- осознание себя, которое конечно приходит через самоанализ.
«Человек не появляется на божий свет разумным. Он становится им, слушая людей, видя их дела, трудясь в поте лица.
Я знаю всё, но только не себя!
Пока человек существует, он будет себя открывать.
Чтение отрывка «Вечный вопрос»
Немецкий философ Шопенгауэр шёл по улице Дрездена, ища ответы на вопросы, которые его занимали. Проходя по скверу, он решил посидеть и посмотреть на цветы. Один из жителей района наблюдал за странным поведением философа и вызвал полицию. Минутой позже офицер приблизился к Шопенгауэру.
— Ты кто? – грубо спросил офицер.
Шопенгауэр осмотрел полицейского сверху донизу.
• что бы вы ответили на вопрос офицера?
Беседа с учащимися:
1. Что является определяющими чертами человека?
2. В чем смысл существования человека?
3. Можно ли утверждать, что понятие «человек» полностью изучено? Почему?
Прочитайте высказывания о человеке. Выберете то, которое отвечает вашим представлениями. (аргументируйте свой ответ)
Человек- это то, во что он верит.
Человек потому не поддается определению, что первоначально ничего собой не представляет. Человек он становится лишь впоследствии, причем, таким человеком, каким он сделает себя сам.
Человек следует рассматривать как личность. Ни один человек не может считать себя законченной личностью. Личность не закончена, она должна себя реализовать, это великая задача, поставленная человеку, задача вместить в себе в индивидуальной форме универсальное, полноту. Личность творит себя на протяжении всей человеческой жизни.
Человек- это Вселенная, которая с ним рождается и с ним умирает.
Каждый человек является творцом, ибо он творит нечто из различных врожденных факторов и возможностей.
Задание: прочитать отрывок из «Слов назидания» Абая. Что в размышлениях Сократа о человеке вы считаете главным? Сформулируйте идею в виде утверждения. (Двадцать седьмое слово) ст-9
Каждый человек – индивидуальность. При общности основных человеческих признаков в природе нет двух одинаковых людей. Это касается не только внешних данных, а прежде всего внутреннего мира человека, который, если говорить образно, представляет собой целую Вселенную. Внутренний мир включает чувства, мысли, отношение к себе, окружающему, и, конечно же, вопросы, которые волнуют личность. Содержание, глубина этих переживаний помогают каждому осознать свою природу.
Прочитайте стихотворение: Имя ему – Человек
Жизнь запутала наши реальности,
Словно импульсы, в проводах,
Подбираем усердно тональности,
Совершая всё новый взмах.
И притом, что порой окруженье
Пронизано стилей хайтек,
Остается одно неизменно,
И имя ему – Человек.
1. Художник Н.Н.Ге, увидев один раз комнату в одном из Петербургских
дворцов, точно воспроизвел ее на картине.
2. Композитор М.А.Балакирев точно воспроизвел мелодию П.И. Чайковского, услышанную два года назад.
3. А. Македонский знал в лицо каждого из 30 тысяч своих солдат.
4. Ученый А.Ф.Иоффе по памяти пользовался таблицей логарифмов.
5. Лиина По, потеряв зрение, на ощупь создала более 100 скульптур.
6. Историк Генрих Шлиман за 6-8 недель мог освоить иностранный язык.
7. Чемпион мира по шахматам А.Алехин мог играть вслепую на 40 досках.
Задание группе: 1.назовите достижения отдельных людей, которые вызывают ваше восхищение. Прокомментируйте их с точки зрения познания возможностей человека; 2.разбор ситуации: прочитайте два письма, адресованные известному писателю. Как раскрывается в них внутренний мир авторов? Что объединяет эти размышления о себе и людей?
Круг «От сердца к сердцу» учащиеся приглашают в круг, и предлагает каждому закончить предложение: «Человека уважают за то, что…»
Разработка урока по самопознанию на тему Имя человек
Тема урока: Имя- человек
Цель: расширение представлений учащихся о человеке как носителя нравственных качеств
-содействовать совершенствованию внутреннего мира;
— развить ценностные ориентации и убеждения через осмысление
бесконечности процесса познания своего «Я»;
— воспитывать стремление обогащать, развивать свой внутренний мир;
Круг радости приглашаю вас в круг радости. Давайте поприветствуем друг друга.
Мы знаем, что мы добрые
Наши друзья знают, что мы добрые.
Весь мир узнает, что мы добрые!
Объяснения новой темы:
Беседа с учащимися
Дать понятия о предмете «Самопознания»
Самопознания- это наука о том, как научить человека быть счастливым.
Человек – единственное в мире существо, которое способно сделать выбор в жизни- и жить независимо от исходной среды существования и даже вопреки ей. Вот на этой способности человека выбирать и находить своё «Я» основан уникальный предмет «самопознание»-как сделать правильный выбор, как стать счастливым человеком?
Предмет «Самопознание» побуждает человека к саморазвитию и к самовоспитанию и перед нами стоит вопрос: Когда и как человек формирует сам себя – самовоспитание- саморазвитие- осознание себя, которое конечно приходит через самоанализ.
«Человек не появляется на божий свет разумным. Он становится им, слушая людей, видя их дела, трудясь в поте лица.
Я знаю всё, но только не себя!
Пока человек существует, он будет себя открывать.
Чтение отрывка «Вечный вопрос»
Немецкий философ Шопенгауэр шёл по улице Дрездена, ища ответы на вопросы, которые его занимали. Проходя по скверу, он решил посидеть и посмотреть на цветы. Один из жителей района наблюдал за странным поведением философа и вызвал полицию. Минутой позже офицер приблизился к Шопенгауэру.
— Ты кто? – грубо спросил офицер.
Шопенгауэр осмотрел полицейского сверху донизу.
• что бы вы ответили на вопрос офицера?
Беседа с учащимися:
Что является определяющими чертами человека?
В чем смысл существования человека?
Можно ли утверждать, что понятие «человек» полностью изучено? Почему?
Прочитайте высказывания о человеке. Выберете то, которое отвечает вашим представлениями. (аргументируйте свой ответ)
Человек- это то, во что он верит.
Человек потому не поддается определению, что первоначально ничего собой не представляет. Человек он становится лишь впоследствии, причем, таким человеком, каким он сделает себя сам.
Человек следует рассматривать как личность. Ни один человек не может считать себя законченной личностью. Личность не закончена, она должна себя реализовать, это великая задача, поставленная человеку, задача вместить в себе в индивидуальной форме универсальное, полноту. Личность творит себя на протяжении всей человеческой жизни.
Человек- это Вселенная, которая с ним рождается и с ним умирает.
Каждый человек является творцом, ибо он творит нечто из различных врожденных факторов и возможностей.
Задание: прочитать отрывок из «Слов назидания» Абая. Что в размышлениях Сократа о человеке вы считаете главным? Сформулируйте идею в виде утверждения. (Двадцать седьмое слово) ст-9
Каждый человек – индивидуальность. При общности основных человеческих признаков в природе нет двух одинаковых людей. Это касается не только внешних данных, а прежде всего внутреннего мира человека, который, если говорить образно, представляет собой целую Вселенную. Внутренний мир включает чувства, мысли, отношение к себе, окружающему, и, конечно же, вопросы, которые волнуют личность. Содержание, глубина этих переживаний помогают каждому осознать свою природу.
Прочитайте стихотворение: Имя ему – Человек
Жизнь запутала наши реальности,
Словно импульсы, в проводах,
Подбираем усердно тональности,
Совершая всё новый взмах.
И притом, что порой окруженье
Пронизано стилей хайтек,
Остается одно неизменно,
И имя ему – Человек.
Художник Н.Н.Ге, увидев один раз комнату в одном из Петербургских
дворцов, точно воспроизвел ее на картине.
Композитор М.А.Балакирев точно воспроизвел мелодию П.И. Чайковского, услышанную два года назад.
А. Македонский знал в лицо каждого из 30 тысяч своих солдат.
Ученый А.Ф.Иоффе по памяти пользовался таблицей логарифмов.
Лиина По, потеряв зрение, на ощупь создала более 100 скульптур.
Историк Генрих Шлиман за 6-8 недель мог освоить иностранный язык.
Чемпион мира по шахматам А.Алехин мог играть вслепую на 40 досках.
Задание группе: 1.назовите достижения отдельных людей, которые вызывают ваше восхищение. Прокомментируйте их с точки зрения познания возможностей человека; 2.разбор ситуации: прочитайте два письма, адресованные известному писателю. Как раскрывается в них внутренний мир авторов? Что объединяет эти размышления о себе и людей?
Круг «От сердца к сердцу» учащиеся приглашают в круг, и предлагает каждому закончить предложение: «Человека уважают за то, что…»
Человек, индивид, личность
Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат
(в правом нижнем углу экрана).
Человек как биологический вид
С точки зрения обществознания человек — это представитель вида Homo Sapiens, который наделен прямохождением, самосознанием, речью, способностью приобретать социальные навыки, иметь не только биологические, но и духовные потребности.
С одной стороны люди, как и животные, обладают инстинктами, но с другой — разительно отличаются от остальных представителей животного мира. В самом определении понятия «человек» обществознание закладывает информацию о биологической и социальной сущности Homo Sapiens. Социальный компонент как раз и является главным отличием человека от животных.
Животное
Человек
1) Все действия обусловлены в основном инстинктами, влияние которых непреодолимо.
1) Наряду с инстинктами деятельность регулируется с помощью мышления, самосознания. Есть способность преодолевать свои инстинкты.
2) Для выживания адаптируется к окружающей среде и меняет образ жизни только при изменении внешних условий.
2) Может преобразовывать среду, сознательно менять образ жизни, создавать материальные и другие ценности.
3) Отдельные виды могут использовать подручные средства для достижения своих целей, но и они не способны создать полноценные орудия труда.
3) Может создавать широкий спектр орудий труда. Способен не только к физической, но и к творческой, интеллектуальной работе.
4) Существование и взаимодействие с другими представителями вида определяется биологической сущностью.
4) Помимо биологической, есть социальная сущность и духовные потребности.
Индивид и личность
С позиции обществознания индивид — это отдельный представитель человеческого рода со всеми присущими ему особенностями. Данное слово было образовано от латинского individuum, что значит «неделимый». Обычно им обозначают человека как биологическое существо, без указания на то, насколько реализована его социальная сущность.
Поясним на примере. Наверняка все слышали о так называемых «детях-маугли», которые ввиду трагических обстоятельств провели первые годы жизни в кругу животных или в социальной изоляции без общения с людьми. Есть несколько документально зафиксированных случаев, в частности, индийские девочки Камала и Амала, выросшие с волками, итальянский мальчик Роно и т. д. В отличие от сказочного Маугли, героя произведения Р. Киплинга, после возвращения в цивилизацию эти дети так и не научились говорить, полноценно взаимодействовать с другими людьми и даже есть привычную нам человеческую пищу.
Можно ли назвать их индивидами? Да, можно. Но личность этих детей осталась неразвитой. Другим примером, позволяющим увидеть разницу между понятиями «индивид» и «личность», могут стать люди с глубокой умственной отсталостью или с серьезными психическими заболеваниями. Их личность остается несформированной или постепенно разрушается, но при этом они, безусловно, являются индивидами.
В обществознании личность — это комплекс социально значимых качеств и навыков, которые позволяют человеку эффективно взаимодействовать с другими людьми, заниматься творчеством, создавать материальные и духовные ценности. Это своего рода надстройка психики, которая развивается в процессе социализации (игры, обучения, труда).
Как несложно заметить, определение личности, принятое в обществознании, говорит о том, что ею нельзя стать с рождения. Она имеет отношение к социальной сущности человека, к освоению социальных ролей, общественных норм, правил поведения и т. д.
Огромную роль в этом процессе играют конкретные исторические обстоятельства жизни (социальные нормы нашего времени и, скажем, XIV века существенно различаются). Также на становление личности влияет культурная среда со всеми ее национальными, религиозными и другими особенностями. Все эти факторы в итоге и превращают индивида в личность.
Важно!
Понимание социальных норм не означает их выполнение. Если человек сознательно нарушает общественные правила (как это делают, к примеру, хулиганы или преступники), он не перестает быть личностью. Это понятие не подразумевает этической оценки поступков.
Итак, повторим еще раз, чем биологическая составляющая, которая входит в понятие «индивид», отличается от социальной.
Биологическая сущность человека
Социальная сущность человека
Проявляется в его анатомии, физиологии, особенностях кровеносной, мышечной и нервной системы, присущих всему человеческому роду.
Развивается в процессе социализации, в ходе общения с другими людьми. Проявляется через способность к созидательному труду, понимание общественных норм и правил, самосознание.
Индивидуальность
В процессе становления личности человек не только усваивает общественные нормы, которые объединяют людей, но и осознает свои отличия от других. Отчасти разница между людьми проявляется уже с рождения — даже младенцы имеют разную внешность и разный темперамент. С годами к этому добавляются различия в знаниях, навыках, мировоззрении и т. д. Это называется индивидуализацией — самоопределением личности, формированием ее уникальных качеств, мировоззрения, нравственных и философских основ.
Индивидуальность, как ее определяет обществознание, — это уникальная психофизиологическая структура человека. Неповторимый комплекс, который складывается из темперамента, характера, интеллекта, мировоззрения, способностей и навыков, внешних черт и т. д.
Этот термин подчеркивает своеобразие каждого индивида, его самобытность. Ведь даже близнецы, которые совершенно одинаковы с генетической точки зрения, с годами приобретают разный жизненный опыт, а он влечет за собой все больше различий.
Поможем закрепить новый материал на курсах по обществознанию в онлайн-школе Skysmart.
Сильная личность
На протяжении жизни человек может попадать в экстремальные ситуации, которые становятся проверкой того, насколько силен его внутренний стержень — индивидуальность и личность. Насколько укоренились и стали частью «Я» его убеждения, принципы, мировоззрение и т. д.
Австрийские психиатры Бруно Беттельгейм и Виктор Франкл, попавшие в концлагеря во время Второй мировой войны, писали, что от сохранения индивидуальности иногда зависит сама жизнь человека. Условия концлагерей приводили не только к физическому истощению, но и к разрушению личности — целью фашистов было опустить заключенных до уровня индивида, занятого лишь биологическими потребностями. На практике такой индивид хотя и становился «идеальным» послушным заключенным, но быстро терял волю к жизни, память, способности и даже инстинкт самосохранения.
Франклу и Беттельгейму, по их собственному признанию, помогло выжить только стремление сохранить свою индивидуальность —продолжать умственную работу, ставить перед собой жизненные цели, даже если их реализация была на тот момент маловероятной. Так, Беттельгейм, лишенный возможности писать, сочинял книгу в уме, а Франкл вместе с группой врачей организовал тайную службу психологической помощи другим заключенным. Сильную личность как высшую ступень развития характеризует умение преодолевать жизненные обстоятельства, поставив духовные ценности не только выше материальных, но и выше биологических потребностей.
Итак, мы разобрались, что такое личность в обществознании и чем этот термин отличается от таких понятий, как «индивид» и «человек». Помимо теоретического материала предлагаем небольшой тест.
Вопросы для самопроверки
Человека как субъект общественных отношений характеризует следующий термин:
Человека от животных отличает:
а) взаимодействие с другими представителями вида,
б) способность преодолевать инстинкты,
в) способность использовать подручные средства как орудия труда.
На формирование личности влияет:
а) воспитание в семье,
б) культурная среда,
в) исторические условия,
г) все перечисленное.
Какие из перечисленных черт и качеств относятся к понятию «индивидуальность»:
а) необычный цвет волос,
б) высокий интеллект,
в) творческие способности,
г) все перечисленное.
Что характеризует человека как личность?
а) характер и темперамент,
б) принадлежность к Homo Sapiens,
в) черты, проявляющиеся во взаимодействии с другими людьми.