Можно ли утверждать что проблемное обучение универсально

Можно ли утверждать что проблемное обучение универсально

Проблемное обучение способствует решению задачи формирования универсальных учебных действий (особенно регулятивных и познавательных). В статье представлены материалы о структуре проблемного урока, приёмах создания проблемной ситуации, методах постановки учебной проблемы и путях её решения.

В современном мире постоянно растёт поток информации, и его невозможно охватить школьной программой. Поэтому гораздо важнее научить ребёнка пользоваться источниками информации, чем перегружать его память фактами и готовыми ответами на вопросы. А для этого необходимо вооружить ученика универсальными учебными действиями.

Универсальные учебные действия условно можно разделить на следующие группы:
1. Личностные действия, которые обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся:
• Самоопределение;
• Смыслообразование;
• Нравственно-этическая ориентация.
2. Регулятивные действия, которые обеспечивают организацию учебной деятельности:
• Целеполагание;
• Планирование;
• Прогнозирование;
• Контроль;
• Коррекция;
• Оценка;
• Саморегуляция.
3. Познавательные действия:
• Общеучебные универсальные действия:
 Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
 Поиск и выделение необходимой информации;
 Структурирование знаний;
 Осознанное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
 Выбор наиболее эффективных способов решения задач;
 Рефлексия, контроль и оценка;
 Смысловое чтение
• Знаково-символические действия:
 Моделирование;
 Преобразование модели.
• Логические действия:
 Анализ и синтез;
 Сравнение;
 Обобщение и классификация;
 Определение понятий (вид и род);
 Доказательство и опровержение;
 Выдвижение гипотез и их обоснование.
• Постановка и решение проблемы:
 Формулирование проблемы;
 Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
4. Коммуникативные действия:
• Планирование сотрудничества;
• Инициативное сотрудничествол;
• Разрешение конфликтов;
• Управление поведением партнёра;
• Полное и точное выражение своих мыслей.

Проблемное обучение – это такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учеников по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями и навыками и развитие мыслительных способностей.
Именно проблемное обучение способствует решению задачи формирования универсальных учебных действий (особенно регулятивных и познавательных).
Структура проблемного урока
Процесс творческой деятельности включает 4 основных этапа:

Соответственно структура проблемного урока выглядит следующим образом:

Существует 2 типа проблемных ситуаций:
• Проблемная ситуация с удивлением;
• Проблемная ситуация с затруднением.
Каждый тип предполагает определённые приёмы создания проблемной ситуации.
Тип проблемной ситуации: с удивлением.
Тип противоречия: между двумя (или более) положениями.
Приёмы создания проблемной ситуации:

Тип противоречия:Между житейским представлением учащихся и научным фактом 3.Шаг 1. Обнажить житейское представление учащихся вопросом или практическим заданием «на ошибку».
Шаг 2. Предъявить научный факт сообщением, экспериментом или наглядностью.
Тип проблемной ситуации:
Между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя.
Приёмы создания проблемной ситуации:

Шаг2. Доказать, что задание учениками не выполнено.

При создании проблемной ситуации необходимо учитывать специфику преподаваемого предмета. Так, на уроках русского языка целесообразно использовать противоречия между двумя (или более) положениями и противоречия между необходимостью и невозможностью выполнить задание и приёмы создания проблемной ситуации, соответствующие данным типам противоречий.

Например, на уроке по теме «Глаголы-исключения» детям можно предложить определить, какие окончания нужно написать в глаголах: слыш.шь, вид.шь, держ.т, смотр.т, ненавид.т. Ребята, действуя по изученному алгоритму, определяют спряжение по начальной форме глагола. Затем им предлагается сравнить выполненное ими задание с записью в учебнике. Дети обнаруживают, что задание выполнили неверно. Возникает противоречие между изученным правилом и данным фактом.

При подготовке к уроку изучения нового материала необходимо определить тип знания, которое вводится на этом уроке:
Факт – единичная, не содержащая обобщения информация.
К данному типу можно отнести следующие темы уроков: «Русский алфавит», «Несклоняемые имена существительные», «Глаголы-исключения».
Правило – алгоритм действия, указание к тому, как поступать.
К данному типу относится изучение различных орфограмм («Безударные гласные в корне слова», «Правописание парных согласных», «Правописание непроизносимых согласных», «Правописание предлогов и приставок» и т. д.) и пунктуационных правил («Знаки препинания в конце предложения», «Запятая в предложении с однородными членами», «Запятая в сложном предложении»).
Понятие – выделение существенных признаков предмета.
К этому типу относятся уроки знакомства с частями речи, частями слова, темы: «Признаки предложения», «Признаки текста», «Склонение имён существительных», «Спряжение глаголов» и т.д.

Закономерность – отражение связей между понятиями.
Закономерности изучаются на уроках по темам: «Связь слов в предложении», «Связь имён существительных и прилагательных», «Главные и второстепенные члены предложения», «Образование имён прилагательных» и т. д.
Если вводимое на уроке знание является фактом, то целесообразно после постановки проблемы сообщить его детям в готовом виде.
Если на уроке вводится понятие с единственным признаком, целесообразно использовать подводящий диалог.
При введении правил, закономерностей и понятий с несколькими признаками можно применять побуждающий или подводящий к гипотезам диалог.

Методы постановки учебной проблемы:
1.Побуждающий от проблемной ситуации диалог – это отдельные вопросы и побудительные предложения, подталкивающие мысль ученика.
При этом мысль ученика делает скачок к неизвестному, возможны неожиданные ответы детей.
С помощью побуждающего диалога развиваются творческие способности учащихся. Данный метод предпочтителен для сильных учащихся.
2.Подводящий к теме диалог – это система посильных ученику вопросов и заданий, подводящих его к открытию мысли.
При подводящем диалоге практически невозможны неожиданные ответы учеников, учитель «пошагово» ведёт мысль ученика.
При этом развивается логическое мышление учащихся. Данный метод предпочтителен для слабых учащихся.
3.Сообщение темы с мотивирующим приёмом:
• Приём «яркого пятна» (сказки, легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории науки, загадки и т.д.)
Например, урок по теме «Алфавит» можно начать с загадки:
Буквы – значки, как бойцы на парад,
В строгом порядке поставлены в ряд.
Каждый в условленном месте стоит,
И называется всё… (алфавит)
В начале урока «Орфограмма. Орфографическое правило» можно предложить детям решить кроссворд со словарными словами, ключевым словом которого является тема урока.
• Приём «актуальность» (обнаружение смысла, значимости предлагаемой темы урока для учащихся)
Например, при изучении темы «Алфавит» учитель просит одного ребёнка прочитать список учащихся из классного журнала. Затем задаёт вопрос: «Случаен ли порядок фамилий?» Дети убеждаются, что их фамилии записаны в алфавитном порядке. Учитель спрашивает: «Где ещё вам может понадобиться знание алфавита?» Ответив на этот вопрос, ученики осознают важность изучения этой темы.
Эти приёмы могут переплетаться между собой.
При использовании данного метода развивающий эффект отсутствует, но тема становится интересной и значимой для детей.
Пути решения учебной проблемы
1.Побуждающий к гипотезам диалог.
Общее побуждение к любым гипотезам:
— Какие есть гипотезы?
Общее побуждение к аргументу/контраргументу:
— Согласны ли вы с этой гипотезой?
Почему?
Общее побуждение к плану проверки:
— Как можно проверить эту гипотезу?

Подсказка к решающей гипотезе.
Подсказка к аргументу/контраргументу.
Подсказка к плану проверки.

Сообщение решающей гипотезы.
Сообщение аргумента/контраргумента.
Сообщение плана проверки.
На уроке возможно последовательное и одновременное выдвижение гипотез.
При последовательном выдвижении проверяется каждая выдвинутая гипотеза, и лишь затем выдвигается следующая. Процесс продолжается до выдвижения и проверки решающей гипотезы.

При одновременном выдвижении возможна фронтальная или групповая проверка каждой гипотезы отдельно или одна общая проверка всех гипотез.
2.Подводящий диалог – система посильных ученику вопросов и заданий, которые пошагово приводят к открытию нового знания.
3.Подводящий без проблемы диалог.

Если вводимое на уроке знание является фактом, то целесообразно после постановки проблемы сообщить его детям в готовом виде.
Например, на уроке по теме «Глаголы-исключения» после осознания детьми противоречия между изученным правилом и частным случаем, учитель рассказывает о том, что в русском языке есть несколько глаголов, не подчиняющихся правилу определения спряжения. Это глаголы-исключения.
Если на уроке вводится понятие с единственным признаком, целесообразно использовать подводящий диалог.
Например, первый урок по теме «Сложное предложение».

Детям предлагается прочитать предложения:
Порыв ветра налетел на дерево. Последние листья сорвались с веток.
Порыв ветра налетел на дерево, и последние листья сорвались с веток.
Затем даётся задание:
• Выделите грамматические основы.
• Что скажете о третьем предложении?
• Подумайте, как образовалось данное предложение?
• Как может называться такое предложение?
• Проверьте своё предположение по учебнику.
При введении правил, закономерностей и понятий с несколькими признаками можно применять побуждающий или подводящий к гипотезам диалог.
Например, урок по теме «Способы обозначения мягкости согласных звуков на письме».
После того, как дети сформулировали проблемный вопрос (Как обозначить мягкость согласного звука на письме?), им предлагается рассмотреть слова: Петя, соль, тип, пальто, лёд, крюк, рысь, зорька.

Задание к словам:
Спишите. Обозначьте мягкие согласные звуки зелёной точкой. Подчеркните следующую букву. Подумайте, на какие группы можно разделить эти слова. Сделайте вывод.
Это подводящий диалог.

На уроке по теме «Правописание слов с разделительным твёрдым знаком» целесообразно применить побуждающий диалог.
После выдвижения детьми проблемного вопроса (Когда в словах нужно писать разделительный твёрдый знак?) учитель задаёт вопрос:
— Может быть, у кого-то есть гипотеза?
Как правило, сильные учащиеся предлагают один или несколько вариантов. Если гипотеза предложена, учитель задаёт следующий вопрос:
— Как можно проверить это предположение?
Дети предлагают понаблюдать над словами. Учитель предлагает им набор слов с разделительным ъ и разделительным ь.
Если дети затрудняются в выдвижении гипотез и не предлагают никаких вариантов, целесообразно перейти к подводящему диалогу.
На этапе воспроизведения знаний эффективны дифференцированные задания.
Например, на уроке по теме «Роль предлогов в предложении» предлагается выполнить задания двух уровней трудности.

Первый уровень.
Выбери нужные предлоги. Запиши предложения, раскрыв скобки. Подчеркни пробел между предлогом и словом.
Дедушка приехал к нам в гости (из, с) (город).
Сегодня Илья рано вернулся (из, со) (школа).
Об извержении вулканов я узнал (из, с) (фильм).
Пальто достали (из, со) (шкаф).

Второй уровень.
Прочитай текст. Вставь подходящие по смыслу предлоги и спиши. Озаглавь текст.
… нашего дома…лесу ведёт узкая тропинка. Сначала она бежит … лугу, пробирается … крапиву, взбирается … горку. Потом спускается … горки и исчезает … лесу.

На уроке по теме «Способы обозначения мягкости согласных звуков на письме» детям предлагается дифференцированное задание трёх уровней трудности.

Первый уровень.
Выпиши слова, в которых мягкость согласных обозначена буквой ь. Подчеркни орфограмму «Мягкий знак – показатель мягкости».
Я люблю мультфильм про трёх поросят.
Нам целый день играть не лень!
Коньки скользят по гладкому льду.
Игорь получил сегодня пять пятёрок!

Второй уровень.
Выпиши в одну группу слова, в которых мягкость согласных обозначена буквами е, ё, ю, я, и, в другую группу – буквой ь. Подчеркни буквы, обозначающие мягкость согласных.
Кончается осень. Осыпались красные и рыжие листики с клёнов. Скоро начнётся долгая зима. Весь город побелеет.

Третий уровень.
Спиши. Вставь, где это необходимо, букву ь. Обозначь орфограмму «Мягкий знак – показатель мягкости».
Пис.мо, пис.ал, пис.менный.
Осен., осенн.ий.
Ран., ранн.ий.
Тетрад., тетрад.ка, тетрад.ный.
Мен.ше, мен.ший, мен.шинство.
Бол.шой, бол.ше.
Пол.за, пол.езный.

Выполнение продуктивных заданий на этапе воспроизведения знаний позволяет учащимся более глубоко понять новый материал, проявить творчество и фантазию.
Продуктивные задания на воспроизведение знаний:

Предлагается детям в качестве творческого домашнего задания, выполняемого по желанию учащихся.

Социально-культурные требования к личности в современном мире вызывают необходимость развивать индивидуальность, адаптируемость ребёнка, личностный потенциал, способность самостоятельно решать и предупреждать жизненные проблемы.
Технология проблемного обучения имеет следующие преимущества:

Таким образом, технология проблемного обучения оптимально соответствует современным целям образования и требованиям общества к обучению подрастающего поколения.

Источник

ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ И ПРОБЛЕМЫ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ

ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ И ПРОБЛЕМЫ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ

В работе рассмотрены основные понятия технологии проблемного обучения, его возможности и трудности, возникающие при использовании технологии в школе.

Ключевые слова: проблемное обучение, универсальные учебные действия, проблемные задания в школе, анкетирование учителей.

Федеральный государственный образовательный стандарт диктует ряд требований к современному уроку, главное из которых научить ребенка учиться. Ясно, что традиционные образовательные технологии, основанные на трансляции готовых знаний, справиться в полной мере с этим требованием не могут, поэтому в дополнение к ним приходят современные образовательные технологии, в том числе и технология проблемного обучения.

Принципиальным изменением, привнесенным проблемным обучением, является усиление роли ученика как субъекта учебного познания и роли учителя как организатора самостоятельной познавательной деятельности учащихся. Отсюда исходит основная идея проблемного обучения: знания в значительной своей части не передаются учащимся в готовом виде, а приобретаются ими в процессе самостоятельной познавательной деятельности в условиях проблемной ситуации. Другими словами, проблемное обучение направлено на активизацию самостоятельной деятельности ученика, которую координирует учитель, при этом преследуются такие цели как повышение мотивации к обучению, формирование устойчивых знаний, воспитание активной личности, способной к творческой деятельности.

Актуальность технологии проблемного обучения для современного школьного образования обусловлена ее ролью в формировании универсальных учебных действий обучающихся. В широком смысле, универсальные учебные действия – это умение учиться, то есть способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В узком смысле универсальные учебные действия определяются как совокупность способов действий учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса. В условиях дефицита часов и при изучении важных и объемных тем, технология проблемного обучения и реализация ее элементов на уроках выходит на первый план в связи с тем, что такая форма проведения урока обеспечивает преемственность вузовского обучения. Такая форма способствует углубленному изучению материала, проявлению самостоятельности и ответственности.

Несомненно, реализация технологии проблемного обучения на уроках географии имеет свои трудности: например, требуется большое количество времени как учителю для подготовки, так и учащимся. Кроме того, проблемное обучение – это технология на порядок сложнее традиционных объяснительно-иллюстративных уроков в плане усвоения материала, следовательно, успеваемость учащихся может снизиться, что, в свою очередь, может послужить потерей интереса к предмету. Это ставит перед учителем определенное обязательство: при реализации на уроках технологии проблемного обучения или использования ее элементов крайне ответственно относиться к данному процессу – использовать подходящие темы, давать подробные инструкции учащимся для подготовки к уроку, уделять внимание тем учащимся, для кого данная технология слишком трудна. Только при ответственном отношении учителя к своей деятельности, к тому, что он внедряет в учебный процесс, можно добиться высоких результатов, главный из которых развитие личности, готовой к дальнейшему обучению и самостоятельной жизни.

Как же обстоят дела в реальной школе? Так ли действенно использование технологии проблемного обучения и с какими трудностями приходится сталкиваться учителям?

Для ответа на этот вопрос было проведено анкетирование учителей на базе МБОУ СОШ №206 г. Новосибирск. Педагогам предлагалось заполнить следующую анкету:

Таблица 1 – Анкета «Использование технологии проблемного обучения в образовательном процессе».

Знаете ли Вы о технологии проблемного обучения?

Источник

Проблемное обучение

1. Причины возникновения проблемного обучения

Какая же деятельность считается творческой?

Это деятельность, в которой проявляются такие качества личности, как продуктивность, оригинальность мышления, изобретательность, умение увидеть проблему, интуиция, быстрота умственных реакций, способность к догадке, инсайту, “ага-реакции”. Эти способности в определенной мере и развивает проблемное обучение.

Проблемное обучение стало ответом на тот вызов, который сделали педагогической науке собственно процесс обучения, изменившиеся условия жизни и деятельности человека и сам человек с его стремлением к самосовершенствованию. [8;96]

2. Понятие «Проблемное обучение»

Под проблемным обучением обычно понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению.

Проблемное обучение заключается в создании проблемных ситуаций.

Проблемная ситуация — это интеллектуальное затруднение человека, когда он не находит объяснения какому-то факту, явлению, процессу. Известные способы действия не обеспечивают достижения цели, и тогда человек начинает искать новые. Таким образом, проблемная ситуация — это ситуация конфликта между знаниями как прошлым опытом и незнанием того, как объяснить новые явления.

В осознании, принятии и разрешении этих ситуаций в ходе совместной деятельности обучающихся и учителя, при оптимальной самостоятельности первых и под общим направляющим руководством последнего, а также в овладении учащимися в процессе такой деятельности обобщенными знаниями и общими принципами решения проблемных задач. Принцип проблемности сближает между собой процесс обучения с процессами познания, исследования, творческого мышлени. [6;124]

Проблемное обучение (как и любое другое обучение)может способствовать реализации двух целей:

Обе эти задачи могут быть реализованы с большим успехом именно в процессе проблемного обучения, поскольку усвоение учебного материала происходит в ходе активной поисковой деятельности учащихся, в процессе решения ими системы проблемно-познавательных задач.

Сущность проблемного обучения сводится к тому, что в процессе обучения в корне изменяется характер и структура познавательной деятельности учащегося, приводящее к развитию творческого потенциала личности учащегося. Главным и характерным признаком проблемного обучения является проблемная ситуация. [1;56]

В основе ее создания лежат следующие положения современной психологии:

— процесс мышления имеет своим источником проблемную ситуацию;

проблемное мышление осуществляется, прежде всего, как процесс решения проблемы;

— условиями развития мышления является приобретение новых знаний путем решения проблемы;

— закономерности мышления и закономерности усвоения новых знаний в значительной степени совпадают.

Дидактические основы проблемного обучения определяются содержанием и сущностью его понятий. По мнению М. И. Махмутова, основными понятиями теории проблемного обучения должны быть «учебная проблема», «проблемная ситуация», «гипотеза», а также «проблемное преподавание», «проблемное учение», «проблемность содержания», «умственный поиск», «проблемный вопрос», «проблемное изложение».

Учебная проблема — явление субъективное и существует в сознании ученика в идеальной форме, в мысли. Задача — явление объективное, для ученика она существует с самого начала в материальной форме (в звуках или знаках, и превращается задача в субъективное явление лишь после ее восприятия и осознания. Важным является и то, что формой реализации принципа проблемности в обучении является учебная проблема. [6; 46]

М. И. Махмутов предлагает дидактическую классификацию учебных проблем,которая строится на следующих переменных:

1) область и место возникновения;

2) роль в процессе обучения;

3) общественная и политическая значимость;

4) способы организации процесса решения.

Психологическая классификация учебных проблем основана на таких показателях,как:

1) характер неизвестного и вызываемого затруднения;

3) характер содержания и соотношения известного и неизвестного в проблеме.

Определяя проблемную ситуацию, М. И. Махмутов отмечает, что она является начальным моментом мышления, вызывающим познавательную потребность ученика и создающим внутренние условия для активного усвоения новых знаний и способов деятельности. При этом можно выделить два типа проблемных ситуаций, возникающих при постановке как теоретической, так и практической проблемы. [6;56]

Классификация способов создания проблемных ситуаций основана на характере противоречия,возникающего в процессе учения:

1. Столкновение учащихся с явлениями и фактами, требующими теоретического объяснения.

2. Использование учебных и жизненных ситуаций, возникающих при выполнении учащимися практических заданий.

3. Постановка учебных проблемных заданий на объяснение явления или поиск путей его практического применения,

4. Побуждение учащихся к анализу фактов и явлений действительности, сталкивающих их с противоречиями между житейскими представлениями и научными понятиями об этих фактах.

5. Выдвижение гипотез, формулировка выводов и их опытная проверка.

6. Побуждение учащихся к сравнению, сопоставлению и противопоставлению фактов, явлений, правил, действий, в результате которых возникает познавательное затруднение.

7. Побуждение учащихся к предварительному обобщению новых фактов.

8. Ознакомление учащихся с фактами, носящими как будто бы необъяснимый характер и приведшими в истории науки к постановке научной проблемы.

9. Организация межпредметных связей[6;172].

М. И. Махмутов выделяет три вида проблемного обученияпо типу реализуемой творческой деятельности:

1) научное творчество;

2) практическое творчество;

3) художественное творчество.

Что лежит в основе каждого вида обучения и творчества? Научное творчество основано на постановке и решении теоретических учебных проблем. Практическое творчество базируется на постановке и решении практических учебных проблем. Художественное творчество — «это художественное отображение действительности на основе творческого воображения, включающее литературные сочинения, рисование, написание музыкального произведения, игру и т. д.» [6; 265].

3. Значение и функции проблемного обучения

Технология проблемного обучения позволяет:

— определять проблему в различных ситуациях, принимать ответственное решение, оценивать последствия своего решения;

— ставить цель своей деятельности, определять условия для её реализации, планировать и организовывать процесс её достижения, то есть разрабатывать технологии, адекватные задаче;

— осуществлять рефлексию и самооценку, оценку своей деятельности и её результатов;

— выбирать для себя нормы деятельности и поведения адекватные ситуации.

Проблемное обучениемногофункциональное и решает следующие задачи:

1. Стимулирует мотивацию учения;

2. Повышает познавательный интерес;

3. Формирует самостоятельность, ответственность, критичность и самокритичность, инициативность, нестандартность мышления;

4. Развивает творческие способности;

5. Формирует убеждения;

6. Формирует навыки исследовательской деятельности;

7. Развивает коммуникативные компетенции.

Чрезвычайно важной функцией проблемного обучения можно назвать повышение мотивации студентов, особенно при изучении нового материала. Как говорил еще Г. Галилей, “вы не в состоянии научить человека чему-либо. Вы можете лишь помочь ему обнаружить это внутри себя”. Вообще без мотивации учебная деятельность, как и любая другая, практически невозможна. В традиционной системе преподавания мотивация осуществляется известным методом кнута и пряника или же основные усилия педагога по мотивации студентов направлены на объяснение важности обучения для будущей профессиональной деятельности студентов.

В этом отношении проблемное обучение, опять же, имеет более выигрышное положение, так как его характеризует творческая, а не репродуктивная деятельность, студенты получают больше возможности самореализоваться в процессе обучения, постоянная постановка и решение проблемных задач является более приемлемой для поддержания неослабевающего интереса и активности. [7;34]

4. Плюсы и минусы проблемного обучения

Проблемное обучение направлено на самостоятельный поиск обучаемым новых знаний и способов действия, а также предполагает последовательное и целенаправленное выдвижение перед учащимися познавательных проблем, разрешая, которые они под руководством педагога активно усваивают новые знания. Следовательно, оно обеспечивает особый тип мышления, глубину убеждений, прочность усвоения знаний и творческое их применение в практической деятельности. Кроме того, оно способствует формированию мотивации достижения успеха, развивает мыслительные способности обучающихся[8;69]

Проблемное обучение в меньшей мере чем другие типы обучения применимо при формировании практических умений и навыков; оно требует больших затрат времени для усвоения одного и того же объема знаний по сравнению с другими типами обучения.

Таким образом, объяснительно-иллюстративное обучение не обеспечивает эффективного развития мыслительных способностей обучающихся потому, что базируется на закономерностях репродуктивного мышления, а не творческой деятельности.

Несмотря на выделенные недостатки, на сегодняшний день проблемное обучение является наиболее перспективным. Дело в том, что с развитием рыночных отношений все структуры общества в той или иной мере переходят с режима функционирования (что в большей степени было характерно для советского периода развития страны) на режим развития. Движущей силой любого развития является преодоление соответствующих противоречий. А преодоление этих противоречий всегда связано с определенными способностями, которые в психологии принято называть рефлексивными способностями. Они предполагают умение адекватно оценить ситуацию, выявить причины возникновения трудностей и проблем в деятельности (профессиональной, личностной, а также спланировать и осуществить специальную деятельность по преодолению этих трудностей (противоречий). Эти способности являются одними из базовых для современного специалиста. Они лекциями и рассказами не передаются. Они «выращиваются». Значит, учебный процесс нужно организовать таким образом, чтобы «выращивать» эти способности у будущих специалистов. Следовательно, учебный процесс должен моделировать процесс возникновения и преодоления противоречий, но на учебном содержании. Этим требованиям, по нашему мнению, в наибольшей степени соответствует сегодня проблемное обучение. Идеи проблемного обучения получили реализацию в системах развивающего обучения. [8;73]

Конспект занятия по математике в старшей группе детского сада.

-развитие логического мышления, умения решать проблемные задачи;

-знакомство с понятием «Таблица», с ее составляющими – сроками и столбиками.

— Формирование аналитико–синтетического мышления.

-Формирование умения делать выводы, работать в паре, коллективно решать поставленную задачу.

Материал к занятию: Таблица –дом для геометрических фигур на каждого ребенка, схем выкладки геометрического узора для работы в паре.

Ход занятия

-Ребята, Вы когда-нибудь переезжали в новый дом или квартиру?

-Воспитатель предлагает ребятам вспомнить, что такое новоселье.

Чтобы заселиться в новый дом, нужно собрать вещи, упаковать, перевезти вещи. Дело это очень хлопотное.

— Есть волшебная страна. Ее нет на карте. Там живут геометрические фигуры.

Для них построили новый дом. Им надо в него заселиться. Вы знаете, какое это хлопотное дело. Вы им поможете.

Дети садятся за столы и получают расчерченную таблицу –дом и 9 геометрических фигур.

— Перед вами дом. Этот дом недостроенный. Это чердак. Это подсобные помещения. Они закрыты.

— Сколько этажей в этом доме?

— Проведите пальчиком по нижнему этажу?

-Проведите пальчиком по среднему этажу.

-Проведите пальчиком по верхнему этажу.

-В доме кроме этажей есть подъезды. Рядом с подсобными помещениями первый подъезд. Покажите его.

-Покажите второй подъезд.

-Покажите третий подъезд.

-Заселились жители, расставили вещи, повесили шторы, развесили карины, чайник поставили. Решили посмотреть, что находится вокруг. Где например детский сад, магазин…Что еще они могли бы поискать (остановку, парикмахерскую, почту, школу?

-Вот они вышли и пошли по району. Ходят, уже есть захотелось, решили вернуться в свою квартиру, там же их вещи.

-Смогли ли они их найти?

— Дети пытаются вспомнить, где располагались геометрические фигуры и располагают их на квадратах.

— Ребята, каждая фигура попала в свою квартиру?

Дети затрудняются ответить. Некоторые, считают, что они правильно их вернули в свои квартиры. Но точно это утверждать не берутся.

Воспитатель подтверждает их опасения:

— Желтый круг говорит: У меня в квартире были другие шторы, это не моя квартира.

— Синий квадрат утверждает, что у него был другой диван.

— А красный треугольник уверен, у него в квартире были другие картины.

-Что же надо делать, чтобы жильцы запомнили свои квартиры и не терялись.

Ребят предлагают разделить фигуры по цвету.

Чем ваши фигуры отличаются?

(по цвету и по форме)

-Разделим фигуры на три кучки по цвету: синие, красные, желтые.

-Давайте на верхний этаж поселим синие фигуры, на средний – желтые, на нижний красные

-Давайте теперь расколотим подсобные помещения.

-О чем говорят эти пятнышки? (Нарисованы цветные пятнышки, обозначающие синий, желтый, красный цвета).

— Эти пятнышки говорят, что на верхнем этаже живут синие фигуры, на среднем – желтые, на нижнем- красные.

-А теперь можно раскрыть чердак.

— Уберем строительный мусор (собирает зажимы и бумажную полосу, закрывающую подсобные помещения чердак).

— Что нарисовано на чердаке?

— О чем говорят эти изображения фигур, расположенные на чердаке?

-Они говорят,что в первом подъезде живут круги, во втором подъезде живут квадраты, в третьем – треугольники.

— Давайте расставим фигуры по подъездам.

-Теперь давайте вспомним, какие фигуры живут на среднем этаже? (желтые)

-Какие фигуры живут на нижнем этаже?

-Какие фигуры живут на верхнем этаже?

-Какие фигуры живут в первом подъезде? (круги)

-Какие фигуры живут во втором подъезде? (квадраты)

-Какие фигуры живут в третьем подъезде? (треугольники)

-Теперь если они выйдут, найдут свои квартиры?

— Теперь можно устроить новоселье. Что такое новоселье?

Физминутка (дети выполняют ритмичные движения под музыку).

Пошли фигуры погулять. Куда могли они пойти? (в магазин, в кино, в кафе, в офис, в детский сад и т. д.)

Дети раскладывают геометрические фигуры на столе.

-Первым пришел с работы красный круг.

-Потом пришел из магазина синий треугольник.

-Потом пришел из детского сада красный треугольник.

— Потом пришел из школы грустный желтый круг.

— Потом с рынка пришел синий квадрат.

— Потом с почты пришел синий круг.

— Вы смогли расселить фигуры по квартирам? Почему?

-Есть значки по цвету и по форме.

В стране геометрии – дом –это таблица.

У нас этажи, а у них строки.

-Теперь давайте вспомним, какие фигуры живут на верхней строчке? (синие)

-Какие фигуры живут на нижней строчке? (красные)

-Какие фигуры живут на средней строчке? (желтые)

-У нас подъезды, а у них столбики.

-Какие фигуры живут в первом столбике (круги)

-Какие фигуры живут во втором столбике? (квадраты)

-Какие фигуры живут в третьем столбике? (треугольники)

Представьте, что вы сидите возле подъезда. Подходит бабушки и просит помочь найти квартиру внука, который недавно заселился.

— Где живет мой внук- синий круг?

Дети: (верхняя строка, первый столбик).

-Какая строка? (верхняя) Какой столбец? (первый)

-Где живет мой внук красный треугольник (нижняя строка)

Дети: (нижняя строка, третий столбик).

-Какая строка? (нижняя) Какой столбец? (третий).

В: в вашем доме скрывается опасный преступник красный квадрат.

Дети: Нижняя строка, второй столбец.

В: Нужно найти преступника – синий треугольник.

Дети: Верхняя строка, третья строка.

Люди живут в квартире,и со временем им хочется сделать ремонт. Выложить плитку в ванной. Есть еще силы. Обычно работает бригада, будете работать вдвоем.

Дети получают карточки со схемой выкладки плитки. Задание выполняется в паре, поэтому надо найти своего напарника, у которого такая же схема.

Обучение через диалог — успешное обучение. «Обучение через диалогическое обучение» Один из модулей, который ближе мне, который я буду внедрять в свою практику, это – диалоговое обучение.

Можно ли утверждать что проблемное обучение универсально. Смотреть фото Можно ли утверждать что проблемное обучение универсально. Смотреть картинку Можно ли утверждать что проблемное обучение универсально. Картинка про Можно ли утверждать что проблемное обучение универсально. Фото Можно ли утверждать что проблемное обучение универсальноОбучение детей прыгучести. Развивать прыгучесть можно в любое время: на прогулке, на занятии, в свободной деятельности. Дети старшего возраста очень любят играть в.

Обучение диалогической речи Составила воспитатель Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения города Москвы «Школа с углубленным изучением иностранных.

Обучение дошкольников чтению При обучении дошкольников чтению я ставила следующие задачи работы: 1. Развивать фонематический слух. 2. Познакомить детей с понятиями.

Обучение рассказыванию детей с ОНР Методика обучения детей с ОНР рассказыванию разработана В. П. Глуховым, Н. С. Жуковой, Р. И. Лалаевой, Р. Е. Левиной, С. А. Мироновой, Н. А. Никашиной,.

Обучение тому, как учиться «Обучение тому, как учиться» В настоящее время неоспорим факт наибольшего воздействия на процесс обучения и результаты учеников не столько.

Проблемное обучение в ДОУ «Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на.

Можно ли утверждать что проблемное обучение универсально. Смотреть фото Можно ли утверждать что проблемное обучение универсально. Смотреть картинку Можно ли утверждать что проблемное обучение универсально. Картинка про Можно ли утверждать что проблемное обучение универсально. Фото Можно ли утверждать что проблемное обучение универсальноРазвивающее обучение КОНЦЕПЦИИ НЕПРЕРЫВНОГО МАТЕМАТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАПреобразования в социальной, культурной, экономической жизни.

Обучение эстетике питания у воспитанников МБДОУ «Краснокоммунарский детский сад «Стрела» Сообщение на тему: «Обучение эстетике питания у воспитанников. Культурно-гигиенические.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *