Можно ли утверждать что римская цивилизация принесла только материальные результаты
Контрольная работа «От первобытности к древнейшим цивилизациям»
Задания тестовой формы и с развернутым ответом
Просмотр содержимого документа
«Контрольная работа «От первобытности к древнейшим цивилизациям»»
Контрольная работа по теме «От первобытности к древним цивилизациям»
Задание 1. Выберите правильный ответ
1. Месторасположение Индии:
1) п-ов Индостан, 2) п-ов Малая Азия, 3) Аравийский п-ов, 4) Балканский п-ов.
2. Религия Древней Индии: 1) конфуцианство, 2) буддизм, 3) ислам, 4) язычество.
3. Человек современного вида появился: 1) 2—1,5 млрд лет назад 2) 4—3 млн лет назад
3) 100—40 тыс. лет назад 4) 6—5 тыс. лет назад
4. Для древневосточной деспотии характерно: 1) участие народа в управлении государством
2) всеохватывающее господство государства над подданными 3) отсутствие налоговой системы
4) отсутствие письменных законов
5. Древнейший очаг греческой цивилизации: 1) Афины 2) Спарта 3) Крит 4) Микены
6. Особенностью восточных обществ была их строгая: 1) иерархичность 2) кастовость
3) религиозность 4) замкнутость
7. Самые первые государства появились: 1) в высокогорных областях; 2) в долинах больших рек, на
территориях с жарким климатом и плодородными почвами; 3) вдоль морского побережья;
4) в тропических лесах.
8. Рим был взят и разграблен племенами вандалов в…году 1) 395 2) 455 3) 476 4) 378.
9. Письменные своды законов появились с возникновением…1) человека разумного 2) родовой бщины
3) религии 4) цивилизации.
10. Государственный строй в Афинах в середине V в. до н. э. изменился в сторону…
1) демократии 2) деспотии 3) аристократии 4) тирании
11. К периоду античности относятся государства: 1) Древняя Греция 2) Древний Рим 3) Древний
Египет 4) Древняя Индия
12. Период эллинизма в Греции связан с: 1) кризисом полисов 2) возникновением классического рабства
3) завоеваниями Александра Македонского 4) установлением демократии
В) военная деспотия
1) процесс возникновения социальных отношений между людьми и форм организации общественной жизни
2) свободные люди с определёнными правами
3)специальная историческая дисциплина, изучающая по вещественным источникам историческое прошлое человечества
4) самостоятельное государство, включавшее в се город и прилегающие земельные угодья, и обладавшее самоуправлением горожан
5) государственное образование, главной задачей которого было обеспечение защиты общинам, городам и торговцам от внешних врагов
6) строй, при котором господствующее положение занимали женщины (материнское право, материнский род)
7) начальный момент отсчёта лет в истории
Задание 2. Соотнести термин и определение
Задание 3. Расположите в хронологической последовательности основные этапы становления человека.
1) Homo habilis (человек умелый) 2) австралопитек 3) кроманьонец 4) дриопитек 5) Homo erectus (человек прямоходящий) 6) Homo neanderthalensis (неандерталец)
Задание 4. Выбрать верные утверждения
1. Кроманьонцы являются прямыми потомками неандертальцев
2. Кочевое скотоводство развивалось в степной зоне
3. Древний человек расселялся с территории Америки в Азию
4. Зонами самого раннего земледелия и скотоводства являются Южная Африка и Австралия
5. Первым металлом, который освоил человек, была медь
6. Первые люди сначала объединялись в стадо, а затем в родовые общины во главе со старейшинами
7. Объем мозга человека разумного достигает 1600 см 3
8. В результате неолитической революции человек перешел от производящего хозяйства к присваивающему
Задание 5. Отметьте пункты, относящиеся к гражданину Древней Греции:
1) коренные жители полиса 2) прибывшие из других мест 3) принадлежность к аристократии
4) защита полиса от врага 5) участие в управлении полисом 6) собственный участок земли
7) отсутствие земельного участка
Задание 6. Прочитайте текст и ответьте на вопрос.
Из труда О. Шпенглера «Закат Европы»
Как вы думаете, можно ли утверждать, что римская цивилизация принесла только материальные результаты. Приведите аргументы.
Задание 7. Выскажите свою точку зрения по обозначенной проблеме:
«По вопросу причин гибели римской империи существует ряд точек зрения. Приведем некоторые из них:
а) разложению империи способствовали изжившие себя рабовладельческие отношения,
б) империя погибла в результате варварских нашествий, это была катастрофа, подобная природным стихийным бедствиям,
в) христианская религия была принята формально, государство же не изменило своей греховной сути,
г) Рим завершил свой жизненный цикл и погиб в силу неумолимых законов природы».
Выбрать точку зрения и аргументировать ее
Два типа империй в период раннего Нового времени
В эпоху раннего Нового времени, когда в Западной Европе наметился переход к капиталистическому способу производства, а на Востоке и в России господствовал докапиталистический строй, условно называемый азиатским способом производства, собственно многокультурная и многоэтничная империя, а не национальное государство являла собой самый распространенный и привычный способ существования человеческих сообществ.
На рубеже XVII-XVIII вв. в мире насчитывалось немало империй и имперских государств, которые официально империями не назывались. Однако если мы применим к ним ряд ключевых и общепризнанных признаков империй, мы можем смело назвать их таковыми.
Перечислим эти признаки: наличие единого имперского центра в главе с монархом (необязательно императором) и лояльность ему, а не нации, или элите; наличие имперской идеологии (последняя может быть выражена в явной форме или скрытой; заключена в религиозную форму, или быть светской по содержанию); постоянное расширение территорий через войну и захваты; отсутствие унификации и однородности в управлении разнородными (в этнокультурном и религиозном плане) территориями; ассиметричность в правовом отношении отдельных территорий.
Последний признак обычно увязывают с традиционным делением на господствующую метрополию и эксплуатируемые колонии. Однако такое деление в классическом виде встречается в заморских империях европейских держав, а не в континентальных империях подобно Османской и Российской.
Итак, в мировом пространстве раннего Нового времени мы наблюдаем китайскую империю Цинов, клонящиеся к упадку империи Великих Моголов и Ирана династии Сефевидов, Османскую и Российские империи (зарождение последней не следует привязывать к эпохи Петра, а значительно раньше). Затем идет целый список европейских империй преимущественно морских(исключение составляют Австрийская империя Габсбургов), а именно: Голландская, Французская, Британская, Португальская и Испанская империи.
В последнем списке Голландская империя, или вернее государство имперского типа будет сильно отличаться от всех империй классического типа, по отсутствию ряда признаков. Напомним, что Голландия в XVII-XVIII вв. была республикой, не монархией. Здесь также не было четкого единого имперского центра, сложно было бы и определить имперскую идеологию.
В конце концов, именно купцы и капиталисты, представляющие собой больше интересы частных корпораций, а не государства являлись здесь проводниками и агентами имперских захватов. Однако наличие крупных заморских колоний с дифференциацией их управления все говорит о том, что и Голландию можно назвать империей, правда очень специфичной и только по некоторым признакам.
При ближайшем рассмотрении империи раннего Нового времени делятся на континентальные расположенные преимущественно в Азии (исключение составляет австрийская империя Габсбургов, которая была континентальной) морские, или модерные, расположенные в Европе. Категория модерна к таким империям прилагается далеко не ради модного описания социальной действительности. Империи модерна от древних империй отличались наличием бесправных туземных колоний, уровнем развития капиталистического рынка, современных технологиях и национализме-чувстве, объединяющем всех подданных/граждан метрополии независимо от их имущественного неравенства.
Собственно европейские империи эпохи раннего модерна, постепенно изживали свою имперскость в европейском центре-метрополии и создавали колониальные империи за пределами Европы. Это объяснялось тем, что в Европе под сенью династического абсолютизма формировалась идея нации-государства, где все граждане имеют одинаковые права и обязанности.
Идея народного суверенитета и равных прав для граждан единой нации, безусловно, подрывали имперское разнообразие и сословную иерархичность европейских государств. К тому же необычная пестрота европейских народов сосредоточенных на небольшой территории европейского полуострова при относительной военной и экономической силе их правителей и этнонациональной сплоченности обществ, не давали возможность завоевывать здесь большие пространства для организации империй.
Оставался один путь, используя военное и организационное превосходство завоевывать территории за морями там организовывать империи. Причем в отличие от азиатских государств и России (исключение составляет завоевание Сибири), европейские страны при завоевании заморских территорий активно использовали деловитость и административную энергию частных лиц: авантюристов, коммерсантов, религиозных миссионеров и простых граждан, порой бежавших от нужды из метрополии в колонии. Не силой государств, а силой частных коммерческих компаний создавались обширные колониальные владения Голландии, Великобритании.
Такой альянс (частно-государственный) оказывался чрезвычайно эффективным и в завоевании новых территорий в защите своих колоний от захватчиков и соперников. Европейские государства, такие как Голландия и Англия которые в большей степени, чем другие (особенно Португалия и Испания) использовали торгово-государственное партнерство в проведении колонизаторской политики, достигали и больших результатов.
Но главным преимуществом европейских колониальных империй по сравнению с континентальными и традиционными империями Востока было в постоянном совершенствовании их государственного аппарата и управления, системы образования и военного дела, на основе рациональных знаний, а не веру в традицию и религиозные культы. Вот почему их и следует называть империями модерна (по Д. Бурбанк, Ф. Купер).
Европейские колониальные империи существенно отличались также от всех неевропейских империй (Османской, Российской, империи Великих Моголов и т.д.), четким делением на метрополию и колонии. По отношении к последним и проживающим там туземцам, европейские колонисты вели себя далеко не «по-джентельменски», исходя из расово-культурных представлений о своем цивилизационном превосходстве над более отсталыми и покоренными народами.
Отсюда с самого начала в колониях выстраивалась практика сегрегации: отдельного проживания европейских колонистов и местного, туземного населения. По отношению к последним, европейцы вели себя более нетерпимо, чем это делали русские, или османские чиновники и колонисты. Смешанные браки и вовсе не допускались между расово и культурно неполноценными обществами: европейцами и туземцами. Разный правовой статус и разные права и обязанности между европейцами в метрополии и туземцами в их колониях, являлось визитной карточкой всех европейских колониальных империй. Во многом это подкреплялось своеобразной просветительско-цивилизаторской идеологией западноевропейцев, с явным расистским «душком». При которой Европа считала себя «единственной Цивилизацией», во всем противостоящей «варварским» и «недоразвитым» народам обеих Америк, Африки и Азии.
Своеобразие данного государства в отсутствии заморских колоний и морской торговли, по сравнению с Англией и Францией. А также в большой и пестрой мультикультурности европейских территорий, объединенных династическим единством Габсбургов. По словам белорусского историка Ярослава Шимова: «Габсбургам пришлось на протяжении очень долгого времени- с начала столетия вплоть до окончания Первой мировой войны- управлять конгломератом земель, населенных народами, принадлежащими к разным языковым группам- германской, романской, славянской, финно-угорской- и обладающими во многом несхожимыми культурами». Последнее делает империю Габсбургов очень похожей на империю Романовых.
Совсем по-другому, происходило формирование империй в Азии, России, Африки и доколумбовой Америки (империя инков). Здесь государств было «всем» и все контролировало, включая и частную торговлю. Коммерсант и купец, в отличие от обуржузившейся Европы, здесь занимал низшую социальную иерархию по сравнению с чиновником, военным и выступало скорее «дойной коровой», для последних. Именно милитаристское государство, с его аппаратом чиновников и армией (как это было в маньчжурском Китае при Цинах, османских султанах, российских царях и императорах), а не знать, частные лица, выступали главным и даже порой единственным субъектом в создании империй завоевании новых территорий. Этому способствовал и то обстоятельство, что в отличие от маленькой, сверхвооруженной милитаристской Европы, в Евразии были огромные территории с проживающими народами и племенами которые не успели создать сильные государства и поэтому могли послужить легкой добычей для «народов- империостроителей».
Поэтому в таком типе империй ведущая роль принадлежала не купцам и торговле, а государственному аппарату и армии, иногда духовенству, которые при общей неразвитости коммуникаций на огромных территориях империи помогали осуществлять контроль центра над окраинами и провинциями.
В континентальных империях Востока сохранялся вековой традиционный уклад жизни, религиозные верования и духовенство узаконивали имперский порядок власти, при этом крайне негативно относились к любым заимствованиям с европейского Запада. Изоляционистскую политику проводила не только имперско-сегунская Япония (из-за моноэтнического состава нельзя ее назвать империей), но и во многом Цинский Китай, особенно при императоре Цяньлуне. Зато Российская империя, начиная с первого императора Петра Великого, наоборот, в активной политике европеизации всех сторон жизни видела залог своего могущества и процветания.
Неевропейский, точнее евроазиатский тип империй как уже говорилось, характеризовался огромной ролью чиновников и армии, но в отсутствие на завоеванных провинциях большой массы колонистов, в империях такого типа проявляли большую терпимость к покоренным народам, особенно к их религиозным верованиям, традициям. Покоренную туземную знать, которая принимала господство империи, активно интегрировали в общеимперскую знать. Хотя не всегда на равных. Ярким примером может служить маньчжуро-китайская империя Цинов, где завоеватели маньчжуры отвели более подчиненную роль китайскому населению, хотя и инкорпорировали китайскую элиту в государственный аппарат, но строго на вторых и третьих ролях.
Но даже подобная практика интеграции покоренных народов в империи Цин, а тем более в культурно более терпимых империях Османской и Российской, было немыслимым в европейских колониальных империях, где представители туземной знати всегда считались людьми «низшего сорта» и поэтому не могли быть допущены в общеимперскую знать. Последнее было зарезервировано исключительно за представителями белого населения метрополии.
В евроазиатских империях все был наоборот, главное считалось лояльность и преданность к имперскому центру и в этом случае за туземной знатью могли ставить все их привилегии и льготы и даже дать возможность служить в самой столице империи. Таких примеров в истории Российской, Османской, Персидской и Могольской империй было немало.
Геополитика также играла ведущую роль в подъеме, могуществе и упадке империй как западноевропейских, так и евроазиатских. Войны между империями велись непрерывно, заставляя одних с боями отступать и терять территории, других овладевать новыми территориями, их осваивать. В XVIII веке, особенно Португальская, но также Испанская и даже буржуазная Нидерландская империи пребывали в состоянии упадка или неуклонного падения своего влияния и могущества. Весь XVIII век вели масштабную (на всех континентах) ожесточенную геополитическую дуэль: Французская и Британская империи. С 1763 г. чаша весов все больше склонялась в пользу более буржуазной Англии, чем сословно-династической Франции.
Для Российской империи XVIII век был самым «славным веком», когда русские войска вышли к берегам Балтики и Черного моря, дважды стояли в центральной Европе (во время Северной и Семилетней войн) и неоднократно разгромили в войнах еще могущественную Османскую империю. Для Османской империи XVIII столетие стало началом длительного упадка, сопровождавшееся рядом проигранных войн России, постоянными мятежами провинций. И все равно, это была тогда еще могущественная империя.
Чего не скажешь о шиитской Персии, которая после смерти шаха Надира (1747), пребывала в состоянии глубокого политического упадка, в которой феодально-клановые междоусобицы в течении нескольких десятков лет сотрясали страну. А вот империя Великих Моголов в XVIII веке и вовсе развалилась на части, что облегчило завоевание всего многокультурного Индостана англичанами. Зато для Цинской империи Китая XVIII век стал веком имперского могущества и расцвета и покорения целого ряда территорий (Джунгарии, Тибета, Восточного Туркестана).
И, тем не менее начало XIX века все евроазиатские континентальные империи, за исключением в военном и бюрократическом отношении модернизированной империи Романовых, вошли в состоянии структурного кризиса. Этот кризис облегчал колониальную экспансию против них модерных европейских держав Англии и Франции, которые продолжали расширять свои заморские империи за счет африканских и азиатских территорий. Причем все возрастающее колониальное давление со стороны буржуазных империй Запада еще больше усугубила кризис власти континентальных и традиционных империй Востока.
Автор: Бакланов В.И. Дата: 2013-12-10 Просмотров: 33951
Можно ли утверждать что римская цивилизация принесла только материальные результаты
Подробное решение параграф § 7 по истории для учащихся 10 класса, авторов В.И. Уколова, А.В. Ревякин Профильный уровень 2012
Дайте определение понятиям и приведите примеры их использования в исторической науке:
империя – форма государственного устройства со всей полнотой власти правителя (империумом);
принципат – первая стадия существования Римской империи, когда формально сохранялись все республиканские институты, а император стоял первым в списке сенаторов (был принцепсом);
доминат – вторая стадия существования империи, при которой власть императора приобрела божественный характер и многие другие черты восточной деспотии;
христианство – монотеистическая религия, последователи которой верят в пришествие на землю сына Господа в виде богочеловека, его убийство и воскрешение, а также ждут его возвращения в конце времён для последней битвы с Сатаной (олицетворением зла) и установления Божественного царства на земле.
1. Выделите характерные черты эпох принципата и домината в истории Римской империи. Определите их сходство и различия. Результаты работы оформите в таблицу.
2. Охарактеризуйте значение римских завоеваний для покорённых народом. Можно ли дать им однозначную оценку?
Можно однозначно сказать, что римское завоевание стало переломным моментом истории покорённых народов. Положительное оно оказало воздействие или отрицательно, сказать не возможно, потому что мы не можем знать, что было бы с этими народами без данного завоевания. Тем не менее воздействие завоевания условно можно разделить на отрицательное и положительное.
Факторы положительного воздействия:
— прекратились постоянный войны между эллинистическими государствами и варварскими племенами, за исключением периодов гражданских войн, внутри империи царил мир;
— варварские народы приобщились к цивилизации именно благодаря римлянам;
— многие народы долгие века после падения империи пользовались римскими дорогами, амфитеатрами, домами и т.д, не в силах построить что-либо более качественнее;
— эллинистические цивилизации ещё больше сплотились, что привело к продолжению обмена достижениями культуры;
— римское право долгое время оставалось эталоном для наследников империи;
— внутри империи были созданы хорошие условия для торговли, особенно в эпоху принципата.
Факторы отрицательного воздействия:
— само завоевание порой приводило к большим жертвам, как и подавление восстаний;
— традиционные культуры галлов, кельтиберов и некоторых других народов серьёзно пострадали или были уничтожены;
— германцы, которые какое-то время были под римской властью, а потом её свергли, милитаризировались именно в борьбе с римлянами;
— каждый из народов потерял способность к самостоятельной обороне, потому попал под власть новых варваров вместе со всей империей.
Факторы нейтральные, однако ключевые для дальнейшего развития:
— единство империи во многом способствовало распространению христианства по всей её территории;
— Средневековая Европа состояла из королевств, а титул короля пришёл именно из Римской империи, Византия же просто была непокорённой Восточной Римской империей.
3. Какими художественными средствами были реализована идея величия и могущества Римской империи? Можете ли вы привести примеры использования подобных средств в Новейшей истории?
Величие и могущество было показано через грандиозные постройки, вроде храмов (например, Пантеон), дворцов (например, дворец Нерона) и общественных зданий (например цирк Флавиев (Колизей) на месте разрушенного дворца Нерона). Также существовали и специальные постройки, единственной задачей которых было прославление побед: триумфальные арки и колонны (например, колонна Трояна) и т. д.
В наше время также величие часто показывают через архитектуру. И сегодня строят величественные храмы, хотя больший упор делают на стадионы и другие общественные здания (прославляют страну Оперный театр в Сиднее, отель Бурдж-Халифа в Дубаи и др.).
Величие империи подчёркивали и развлечения римлян. На крупных играх выступали не только гладиаторы, но и животные, свезённые со всей империи. В наше время телевидения экзотическими животными сложно удивить, но их заменяют выставки технических достижений, которых в римское время было куда меньше.
Наконец, величие империи вошло в само мировоззрение римлян. Римский мир по умолчанию считался лучшим и самым цивилизованным местом в мире. Сегодня в западном мире происходит то же самое. Обычный американец или француз просто по умолчанию знает, что живёт лучше, чем человек в Сомали или Уругвае.
4. Что способствовало распространению христианства среди широких слоев населения Римской империи? Какие слои населения первыми приняли новую веру и почему?
Высказывались разные теории про то, какие слои первыми восприняли христианство. Логично выглядит версия, что это были рабы, потому что христианство признаёт всех людей равными, независимо от социального статуса и даже говорит, что последние станут первыми. Но послания апостолов, которые обращены к первым христианам, не показывают такой тенденции. Видимо, уже в ранних общинах были люди из самых разных слоёв общества, самых разных профессий.
Теоретически помочь распространению христианства могли следующие факторы.
— Кризис римского язычества. Параллельно с христианством распространялись и многие другие культы, среди них много восточных. Причём они находили последователей всюду, включая Италию. Этого не могло бы быть, если бы традиционные культы римлян продолжали устраивать людей);
— Проповедь иудаизма. Именно в этот период иудаизм активно распространялся по империи, в него переходили многие бывшие язычники. Благодаря этому люди были уже знакомы с монотеизмом и привыкли к мысли, что можно почитать только одного бога. Кроме того, христианство вообще долго воспринимали как секту иудаизма, бывшие язычники не всегда видели разницу между ними. До поры это даже предотвращало гонения.
— Христианство учит, что спасение не зависит от социального слоя или принадлежности к определённому народу, рабам оно обещало те же награды или наказания, что и нобилям.
— Разные части империи были тесно связаны торговыми путями, по которым распространялись и новые идеи, включая христианство.
— В восточной части империи почти все более или менее понимали греческий язык, а в западной – латынь, потому проповедникам не приходилось заново переводить священные тексты и самим учить новый язык, начиная проповедь для очередного народа.
— Особенно сильно способствовала распространению христианства эпоха солдатских императоров, когда государство раздирали войны между легионами, а возведённые этими легионами правители менялись почти каждый год, часто даже не могли подчинить себе всё государство. Ситуация усугубилась ударами варваров, потому что войска занимались «политикой» вместо того, чтобы охранять границы. В те десятилетия всем казалось, что римский мир, а значит мир в целом рушиться, то есть сбываются христианские пророчества об Апокалипсисе.
5. Какие элементы феодальных отношений зарождались в поздней Римской империи?
— торговые связи ослабевали, господствовало натуральное хозяйство, особенно в западной части империи;
— в связи с этим большая часть налогов стала собираться в натуральном, а не в денежном виде, в таком же виде часто выдавали жалование;
— большинство городов пришло в упадок, оттуда начался отток населения;
— крупные землевладельцы стали сдавать свои земли в аренду полузависимым колонам, которые взамен отдавали им часть урожая;
— профессии в большинстве своём стали наследственными (что Диоклетиан закрепил законодательно);
— большое влияние на политику приобрела христианская церковь;
— светская власть активно вмешивалась в церковные споры, в частности, преследовала еретиков.
6. По карте (с. 106) определите, где прошла граница, разделяющая Римскую империю па Западную и Восточную, Какие последствия это имело для развития античного мира?
Граница прошла строго с севера на юг, образовав на карте вертикальную черту чуть восточнее самой восточной оконечности Апеннинского полуострова. Таким образом она пролегла по западной части Балканского полуострова, далее по Средиземному морю и по пустыне, разделяющей Египет и провинцию Африка (западную часть Северной Африки).
Результатом этого раздела стала различная историческая судьба римских владений. Европейская часть Западной Римской империи была заселена варварами и вместе с землями германцев составила Средневековую Западную Европу. Восточная Римская империя, включившая отвоёванную у варваров при Юстиниане провинцию Африка продолжала существовать, хоть и трансформировалась под влиянием христианства. В нашей историографии она получила название Византии. Позже большая её часть была завоёвана арабами и стала частью мусульманского мира.
7. Используя карту, определите одну из причин упадка Западной Римской империи. Какие ещё факторы привели к падению империи? Было ли оно неизбежным?
— граница Восточной Римской империи была лучше защищена от варваров Чёрным морем, Балканскими и Кавказскими горами, что видно на карте, в то время как граница Западной империи протянулась в основном по равнинам, защищённая только рекам, на реках были броды, в особенно холодные зимы они покрывались настолько толстым людом, что конница пересекала их в любом месте;
— Восточная империя была экономически стабильнее, потому что туда вошли земли древних цивилизаций и эллинистических царств и дававшими большие урожаи землями и крупными городами, продолжавшими получать большие прибыли от торговли;
— в последние десятилетия перед падением Западной Римской империи там наблюдался кризис власти, на престоле часто сменяли друг друга императоры, многие из которых были малолетними, другие избавлялись от самых талантливых полководцев (боясь их претензий на престол) и больше обращали внимание на борьбу за власть, чем на борьбу с варварами;
— в этот же период власть восточных императоров была относительно стабильной, каждый из них оставался на престоле долгое время и уделял много внимания внешней политике.
Как можно видеть из этого списка, к падению Западной и выживанию Восточной империи привели как объективные, так и субъективные факторы. Потому скорее всего, подобное развитие событий не было неизбежным – к нему во многом привели конкретные события политической жизни.
1. В чём отличие империи от республики? Обоснуйте неизбежность установления империи в Риме.
Установление империи стало неизбежным, как только у армии появились собственные политические интересы, состоящие в выдвижении на первые роли в государстве угодного ей полководца. Противостоять легионам не мог никто, кроме других легионов, а сражение частей армии, как и большинство войн, рано или поздно заканчивается победой одной из сторон. Потому только наделение значительной части граждан землёй и возвращение армии в состояние ополчение граждан могло сохранить республику.
Империя отличалась от республики единоличностью власти. Правитель стал единым, так же, как един командир в армии, которая возвела своего императора на престол. Соответственно, исчезла открытая политическая борьба и сопровождавшие её беспорядки, доходившие часто до настоящих боёв на улицах столицы. Провинции разделялись на сенатские и имперские, доходы с имперских сенат не контролировал. В число сенатских вошли только провинции, в которых не стояли войска. Теперь формально все легионы возглавлял один человек – император, полководцы на местах считались только его легатами. Главное, именно от имени императора награждали легионеров отличившихся и отслуживших положенный срок. Для этого появилась хорошо отлаженная система. Потому теперь солдаты связывали благополучие с императором, а не со своим непосредственным полководцем. Кроме того, легионами управляли молодые политики. Они занимали эту должность короткий срок (обычно год), после чего продолжали карьеру в столице. Легионеры не успевали привыкать к своим начальникам, а те не были заинтересованы в мятежах против императора, ведь мятеж мог оказаться и неудачным, а перспективы в случае лояльности открывались перед ними радужные.
При всё этом в империи эпохи принципата сохранились все атрибуты республики. Решения государственной важности принимались от имени сената, продолжали избираться консулы, преторы и т.д. (только избирал их уже не народ, а сенат, где первым высказывал своё мнение император). Народное собрание лишилось прав выборов должностных лиц и суда, но по-прежнему считало себя значимым. С этой значимостью соглашались и императоры и именно поэтому устраивали для плебса раздачи хлеба и зрелища.
2. Почему философия стоиков была популярна в Римской империи?
Философия стоиков учила принимать жизненные обстоятельства стойко. Это хорошо отвечало условиям римской империи, где с одной стороны жизнь была в целом устроена, с другой, воля императора неожиданно могла её сломать. Кроме того, эта философия на мировоззренческие проблемы давала ответы, которые позволяли не заботиться об этих проблемах прямо сейчас. Это было актуально после веков философских и религиозных споров о предметах, которые человек всё равно не может проверить.
3. Можно ли считать христианство религией «осевого времени»? Свое мнение обоснуйте.
Христианство – это однажды возникшая система взглядов и ответов на вечные вопросы, которая влияет на нашу жизнь до сих пор. Однако хронологически оно в понятие осевого времени не вписывается. Произошло это, видимо, потому, что христианство Карлом Ясперсом и последующими разработчиками концепции воспринималось как синтез иудаизма и античной культуры, из которых обе являются продуктом данного периода.
4. Чем отличалось античное понимание места человека в обществе и государстве от христианского?
В античности человек воспринимал себя как часть коллектива, прежде всего, гражданской общины. Христианстве делает акцент на индивидуальности. Место человека в церкви важно, но по пути спасения он идёт только сам и только сам отвечает за свои поступки и даже мысли. Между тем в высших слоях общества уже в античности многие воспринимали себя как отдельных личностей. Именно на этом основании они стремились к личному политическом успеху, господству и т.д.
5. Какие римские правовые нормы действуют в современном нраве? В какой мере римское наследие явилось основой европейской цивилизации?
Основой последующих правовых систем стало следующее:
— уважение к закону, который выше индивидуальной воли человека;
— привычка разрешать конфликты в суде с состязательностью сторон;
— состязание в суде не истца и ответчика, а их представителей – квалифицированных юристов;
— разделение права на многочисленные аспекты: имущественного, семейного и т.д.
— чёткое понятие собственности.
Основой последующей правовой системы стали в большей мере императорские кодексы законов, самый известный из которых составил Юстиниан I. Но они выпускались во многом, чтобы перебороть сложившуюся традицию проведения судов. К концу империи стороны состязались, в основном приводя в пример решения известных предшествовавших юристов, мнения которых считались авторитетными. Соответственно, каждая из сторон пыталась доказать или опровергнуть то, что конкретный их случай соответствует делу, разрешённому тем или иным юристом. Противоположная сторона искала контраргументы в решениях других юристов и т. д. На поиски всех этих примеров требовалось время. Потому процессы очень затягивались. Кодексы императоров, включая кодекс Юстиниана, призваны были разрушить эту практику. После их выхода обращаться можно было только к последнему из кодексов. Потому современной судебное система унаследовала многие принципы римского права, перечисленные выше, но само проведения судов, принцип вынесения решения со временем существенно изменился.
Повторение и обобщение
1. Составьте синхронистическую таблицу важнейших событий истории Древнего мира.
2. Выделите пять наиболее значимых с точки зрения последующего развития человечества достижений Древнего мира и обоснуйте свой выбор.
1) Цивилизация. Переход от первобытности к государству, то есть к цивилизации, создал историю как таковую, значительно ускорил развитие человечества (а значит и улучшение его жизни, заложил первые предпосылки ускорения этого развития гораздо позже, в эпоху индустриального и постиндустриального общества.
2) Письменность. Развитие человечества – это накопление знаний. С определённого момента оно стало бы не возможным без письменности. Но кроме того, системы письма в корне изменили характер государственной власти и облик человеческого общества.
3) Деспотия как форма правления. Восточные деспотии были примечательны своей стабильностью. Сочетание обожествления правителя (или чего-то близкого к обожествлению) с пышностью двора (для того, чтобы поддержать образ небожителя) и обширным бюрократическим аппаратом появлялось в истории много раз и не только на востоке. Они заметны и в Римской империи эпохи домината, и в абсолютных монархиях Нового времени и т.д.
4) Республика как форма правления (как демократическая, так и олигархическая). Государства с выборностью власти периодически появлялись в Средневековье, в Новое время стали эталоном для борцов за свободу и сегодня именно они преобладают в мире (одна из таких стран – наша).
5) Наука как подход к изучению мира и фактор, формирующий мировоззрение. Сегодня мы знаем мир именно с научной точки зрения. И хотя научный подход претерпел большие изменения в Новое время (стал больше основываться на эксперименте), но его основы были заложены в античности. Это и формулировка утверждений на основе логических рассуждений, и построение на основе эмпирических наблюдений теорий, которые позволяют задавать новые вопросы, и, главное – исследование ради научного интереса, при котором практическое применение является только второй и не всегда обязательной стадией.
3. Проведите исследование на тему «Античные сюжеты и архитектурные формы в искусстве последующих эпох» (на примере живописи, скульптуры или архитектуры).
Христианство зародилось именно в античности и многое взяло из наследия предыдущих эпох. Потому многие исключительно христианские мотивы на самом деле были разработаны раньше. Пример – пастух, который несёт на плечах овцу. Многие века пастырь трактуется как Христос, а овца – как грешник (заблудшая овца), которую несут обратно в стадо (церковь). Силуэт фигуры также образует крест, что придаёт ему дополнительную значимость. Но на самом деле изображающие этот сюжет статуэтки встречается и в более ранние века, ещё до Рождества Христова.
Всё же, большинство античных сюжетов – мифологические. В Средние века они были не просто забыты, а специально искоренялись. Но в эпоху Возрождения вновь пришли в искусство, во многом благодаря масштабным раскопкам в Италии. И каждые новые масштабные археологические работы вызывали новый всплеск этого интереса. Так волну ажиотажа вызвали масштабные работы в Помпеях.
Художники эпохи Возрождения именно у античных мастеров учились анатомически правильному показу тела. Вместе с этим перенимали и античные сюжеты. На их картинах снова появились Геркулес, Венера, фавны, музы и другие гости из далёких времён и другой культуры. Они перекочевали и в искусство остального Нового времени. Часто греческие и римские боги выступали как аллегорические символы. Новые аллегории также исполняли в античном духе. Так в XVII веке стало популярно изображение материков (частей света), при этом на картине мы видим не карту, а женщин, очень похожих на античных богинь.
С архитектурой произошла похожая история. В Средневековье от античного наследия почти ничего не осталось. Можно упомянуть, пожалуй, только колонны, но не с внешней стороны знания, а в основном внутри него. В Высоком Средневековье вспомнили также арку. Но и колонны, и арки были выполнены в новых стилях и совсем не походили на античные.
Ситуация изменилась в Новое время, когда и в архитектуре к античному наследию стали обращаться всё больше. В итоге классицизм пытался почти полностью скопировать греческие и римские здания: почти каждый дом снабжался портиком с колоннами и тому подобными элементами.
В XIX веке античное наследие постепенно начинает уходить и из архитектуры, и из остального искусства. Реализм объявлял его слишком оторванным от жизни и стремился максимально точно изобразить современность, а не следовать древним образцам. Новые материалы и новые типы зданий с неизвестными ранее назначениями продиктовали новые архитектурные решения при их строительстве. Сегодня античное наследию окончательно стало уделом лишь истории. Но его влияние на развитие культуры сложно переоценить, причём оказывалось оно на протяжении многих веков после падения и Западной, и даже Восточной Римских империй.
4. Создайте проект электронной энциклопедии «Происхождение мира и человека в мифологии народов Древнего мира».
Предполагаемый план энциклопедии:
1. месопотамские космогонические мифы –
а) более поздний и понятный миф под условным названием Энума элиш,
б) более ранний и туманный миф о Энки и Нинхурсаг;
2. египетские космогонические мифы –
а) версия жречества Иуну (в греческом произношении – Гелиополя),
б) версия жречества Шедета (в греческом произношении – Гермополя),
в) версия жречества Мемфиса;
3. античная мифология –
а) сотворение богов и мира в «Теогонии» Гесиода,
б) римские изменения этого мифа в изложении Овидия,
в) версии возникновения мира из одного из четырёх элементов в трудах греческих натурфилософов,
г) орфический миф о Зевсе, поглотившем мир и снова родившем его из себя;
4. китайский миф о хаосе (хунь дунь), например, по версии трактата «Хуайнань-цзы»;
5. Гимны о сотворении мира в Х книге Ригведы (Индия);
6. Сотворение мира по версии зороастризма (иранская мифология);
7. Библейская версия о 7 днях творения.
5. Подготовьте электронную презентацию о наиболее значительной, с вашей точки зрения, личности Древнего мира.
Завоевания Александра Македонского – не просто уничтожение Персидской империи, но и удивительный поворот в истории, синтез казалось бы не совместимых начал в новой цивилизации. Потому именно он наиболее достоин звания такой личности.
Рекомендуемый список литературы к докладу об Александре Македонском:
— Квинт Курций Руф. История Александра Македонского. – М.: МГУ, 1993;
— Плутарх. Александр // Сравнительные жизнеописания. – М.: Наука, 1994;
— Шахермайр, Ф. Александр Македонский. – М.: Наука, 1984;
— Фуллер, Дж. Ф.Ч. Военное искусство Александра Великого. – Смоленск: Русич, 2006;
— Шофман, А.С. Восточная политика Александра Македонского. – Казань: Изд-во КГУ, 1976.
Выберите одно из высказываний и изложите свою точку зрения по поводу поднятой проблемы. Приведите необходимые аргументы для обоснования своей позиции.
«Европейская, а во многом и мировая цивилизация построена па античном фундаменте. Это не только художественный образ, но сама подлинная реальность» (А.И. Немировский, Л.С. Ильинская, В.И. Уколова. Античность: история и культура).
Европейское искусство во многом основано на античном. Это не только мифологические сюжеты на картинах Нового времени и дома, похожие на греческие храмы. Это и анатомически верный показ тела, передача движения в застывших образах, передача эмоций на лицах, чем так славился эллинизм.
Большая часть государств сегодня – республики. Политическая мысль нашего времени также развилась на основе античного наследия. Правда, очень часто прежние названия сильно изменили свою суть. Так сегодня нет такой социальной категории как плебеи (слово осталось только как метафора), а плебисцит – реальность политической жизни.
Похожие вещи произошли с правом. Собственно римские суды с поиском примеров из практики известных юристов или решение дела исключительно исходя из репутации истца и ответчика мало напоминают современную ситуацию. Но мы унаследовали многие античные принципы, такие как сотязательность сторон, причём не их самих, а их представителей из числа профессиональных юристов, суд присяжных, в котором решают исход дела случайно выбранные люди, что усложняет их подкуп и т. д.
Цивилизация наших дней действительно во многом базируется на античности. Но главное, что оставила нам та эпоха – это наука. Именно наука создала те технические достижения, которые окружают нас повсюду. Конечно, учёные Древней Греции не помышляли ни о микробиологии, ни о нанотехнологии. Но они создали сам научный подход – сомнения на основе логики в каждом утверждении и стремление к знаниям ради интереса, ради самих знаний – практическое их применение становиться не единственной целью.
Индустриализация привела к разделу мира между европейскими державами. Освободиться от колониальной зависимости подвластным народом удалось, только переняв многое из Европы. Потому европейский образ мысли, европейские политические и иные институты действительно распространились по всему миру, а значит распространилось и античное наследие, как их органическая часть.
С процитированным выше утверждением, безусловно, стоит согласиться.