Можно ли утверждать что слова консервировать консервативный и консерватория
Консервы и консерватория
Опубликовано: 06.06.2016 18:55
Почему мы смеемся? Как говорят ученые, нас веселит то, чего мы не ожидаем, логическое несоответствие, которое мы не сразу можем «раскусить». Оно и создает в нашем мозгу особый электрический разряд. Несоответствие ожидаемого и реального и лежит в основе игры слов, или каламбура, когда сталкиваются в одном контексте похожие слова с разным значением.
Вот пример каламбура с полки продуктового магазина – название торговой марки «Консерватория вкуса». Под таким брендом выпускаются консервированные кабачки, перцы и прочие маринады. Очевидно, что автор этого названия хотел поиграть на созвучии слов «консервы» и «консерватория». Этот каламбур получился забавным как раз потому, что «консервы» так же далеки от «консерватории», как мир обыденных вещей далек от высокого музыкального искусства.
Изначальное значение самого слова conservatorio – «хранилище». Но есть еще одна, более любопытная версия. Латинский глагол conservare переводится не только как «сохранять», но и как «спасать»
Такие каламбуры, хоть и задача у них вполне коммерческая – привлечь внимание покупателя, на пару секунд возвращают нам детский, вечно удивленный взгляд на мир. Любознательный человек, может быть, и задумается на мгновение: как связаны «консервы» и «консерватория»? Может быть, никак они и не связаны, просто для красного словца красуется «консерватория» на банке с консервами?
Нет, слова созвучны не случайно. Оба происходят от латинского conservare, что значит «сохранять». Почему «консервы» от слова «сохранять» – это понять легко: их упаковывают так, чтобы скоропортящийся продукт сохранился. А вот с «консерваторией» все сложнее. Все словари отсылают нас к итальянскому conservatorio – так в Неаполе в XVIII веке называли музыкальные школы, слава о которых распространилась по всей Европе, и слово conservatorio в значении «музыкальное училище» из итальянского разошлось по всем европейским языкам. Неудивительно, ведь Италия всегда была законодательницей мод в мире музыки.
Почему «консервы» от слова «сохранять» – это понять легко: их упаковывают так, чтобы скоропортящийся продукт сохранился. А вот с «консерваторией» все сложнее
Изначальное значение самого слова conservatorio – «хранилище». По крайней мере, так его определяют некоторые энциклопедии: высшее музыкальное учебное заведение как метафорическое хранилище искусств. Но есть еще одна, более любопытная версия. Латинский глагол conservare переводится не только как «сохранять», но и как «спасать». Значения близкие, хотя немного различаются между собой оттенками смысла. Итальянский язык – прямой потомок латыни, вполне вероятно, что эти значения сохранялись и в итальянском. По второй версии, в Италии словом conservatorio назывались детские приюты – места, где сирот в буквальном смысле спасали от одиночества и нищеты. В Неаполе в приютах детей учили не только ремеслам, но еще и музыке, и в XVIII веке итальянские «консерватории» уже стали известны во всей Европе не как приюты, а как специальные музыкальные училища. Получается, что музыкальность, присущая итальянцам, способствовала тому, что слово не просто изменило значение, но и заимствовалось в этом значении другими языками.
А словарь синонимов русского языка напоминает нам, что консерваторию в просторечии или сленге иногда могут назвать «консерва». В сленговых словах, особенно если это сленг молодежный, почти всегда присутствует творческое начало, и это здорово.
Автор статьи: БУЛЬИНА Ольга
Выпуск: №80 (28074)
Слова консервировать консервативный и консерватория являются этимологически родственными?
Троюродными.
Оба происходят от латинского conservare (сберегать; сохранять).
Консервы – производное от французского conserve, которое напрямую происходит от латинского слова.
Консерватория – производное от итальянского conservatorio (приют для сирот и беспризорных, где обучали ремеслам. В том числе и музыке).
Это итальянское слово тоже произошло от того же латинского предка – conservare.
Сейчас это слово используется в качестве названия высшее музыкальное
учебное заведение.
Другие интересные вопросы и ответы
Дублёначная ткань что это такое?
Дубленка – это верхняя одежда, изготовленная из шкуры животных (дубленая овчина), которая в отличии от шубы носится мехом внутрь, а не наружу.
Тем не менее ценовой фактор (а некоторые полагают, что и активная борьба за сохранение живой природы) обусловил возникновение дубленочных полотен или дубленочных тканей. Чаще всего это синтетический либо смесовый материал: тканевая либо трикотажная основа и искусственный мех.
Качественное дубленочное полотно по своим свойствам ничем не уступает натуральной дубленой овчине, а по ценовым характеристикам, легкости ухода, вариативности расцветок и фактур, а также простоте обработке оставляют натуральный материал далеко позади.
Alterations&Tailoring by Svirskaya 1
Когда изделие из нефрита становится основой ООО на селе
Почему китайцы любят нефрит?
Многие китайцы как мужчины так и женщины носят ожерелья из нефрита, даже имеется рынок где продают только нефритовые изделия.
Любят китайцы нефрит потому, что еще с древности считают его священным камнем, камнем Неба и Земли, Мудрости и Вечности, его всегда использовали в обрядах служения богам.
Нефрит также считался королевским драгоценным камнем в Китае, его ценность была сравнима с золотом и бриллиантами на Западе.
Еще с древности используют нефрит и в китайской медицине, они считают, что нефрит обладает многими лечебными свойствами, способными приносить успокоение, излечивать почечные болезни. Кстати, небольшие по размеру гальки нефрита по внешнему виду напоминают почку, откуда и пошло его название, от греческого нефрос – почка.
Нефрит также вырабатывает отрицательные ионы, которые способствуют обмену веществ, в клетках, а он, в свою очередь, придает энергию всему телу и повышает выносливость организма, а также укрепляет иммунитет.
По китайской традиции, нефрит обладает самым важным и привилегированным качеством — бессмертием. Поэтому он фигурирует в обрядах и заклинаниях ещё с третьего тысячелетия до нашей эры, и это, мне кажется основная причина такой любви к нефриту.
Имеет ли право субъект РФ провести референдум о выходе из состава РФ?
Нет. В этом и есть ирония ситуации с Крымом. В рамках Украины наша власть считала возможным его отделение в рамках права самоопределения (не смотря на то, что Украинский закон предполагает возможность отделения территорий на основании ВСЕНАРОДНОГО референдума ВСЕЙ страны). А вот после принятия Республики Крым в состав РФ им теперь запрещено даже задумываться о отделении, как либо призывать или дискутировать об этом.
консерватория
Смотреть что такое «консерватория» в других словарях:
КОНСЕРВАТОРИЯ — (см. предыд. слово). Учреждение для высшего изучения музыки или пения. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. КОНСЕРВАТОРИЯ новолатинск. conservatorium, фр. conservatoire, от лат. conservare, сохранять.… … Словарь иностранных слов русского языка
консерватория — конса, консерва Словарь русских синонимов. консерватория сущ., кол во синонимов: 2 • конса (2) • консерва … Словарь синонимов
КОНСЕРВАТОРИЯ — (от итальянского conservatorio), музыкальное учебное заведение (высшее, в некоторых зарубежных странах также среднее), готовящее музыкантов исполнителей, дирижеров, хормейстеров, композиторов, музыковедов. В ряде зарубежных консерваторий имеются… … Современная энциклопедия
КОНСЕРВАТОРИЯ — (от итал. conservatorio) музыкальное учебное заведение (высшее, в некоторых зарубежных странах также среднее), готовящее музыкантов исполнителей, композиторов, музыковедов. В ряде зарубежных консерваторий имеются драматические отделения. В России … Большой Энциклопедический словарь
КОНСЕРВАТОРИЯ — КОНСЕРВАТОРИЯ, консерватории, жен. (итал. conservatorio, букв. хранилище). Высшая музыкальная школа. Студент консерватории. Профессор консерватории. Кончить консерваторию. Поступить в консерваторию. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935… … Толковый словарь Ушакова
КОНСЕРВАТОРИЯ — КОНСЕРВАТОРИЯ, и, жен. Высшее музыкальное учебное заведение. | прил. консерваторский, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
Консерватория — имени Н. А. Римского Корсакова (Театральная площадь, 3), старейшее в СССР высшее музыкальное учебное заведение. Основано в 1862 русским музыкальным обществом по инициативе А. Г. Рубинштейна (директор в 1862 67 и 1887 91) на базе музыкальных … Санкт-Петербург (энциклопедия)
Консерватория — (ит. Conservatorio, фр. Conservatoire, нем.Conservatorium) хранилище искусства, высшее учреждение, в которомпреподается музыкальное искусство сообразно его традициям ихудожественно эстетическим требованиям. Первая К. (соnservalorio Mariadi… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
Консерватория — ■ Необходимо быть абонированным в Консерваторию … Лексикон прописных истин
Консерватория — (от итальянского conservatorio), музыкальное учебное заведение (высшее, в некоторых зарубежных странах также среднее), готовящее музыкантов исполнителей, дирижеров, хормейстеров, композиторов, музыковедов. В ряде зарубежных консерваторий имеются… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
Консерватория — Санкт Петербургская государственная консерватория имени Н. А. Римского Корсакова: современный вид … Википедия
Несколько мыслей из Малого зала Московской консерватории
Вы верите в чудеса? Выросли из этого возраста? А зря. Надеюсь, что, по крайней мере, под Рождество или под Новый год, которым в атеистическом советском государстве подменили религиозный праздник, вера в чудо возрождается.
фото: mosconsv.ru
К слову сказать, введение новогоднего праздника в 1934 году имело свои положительные последствия. Новый год с одинаковой радостью отмечают люди всех конфессий, и это такой праздник, который не нанес ущерба ни богатым, ни бедным, ни либералам, ни консерваторам. Вот уж действительно скрепа из скреп, цементирующая наше многонациональное, поликонфессиональное и идеологически пестрое государство.
Но вернемся к чудесам, которых в канун Рождества и Нового года с одинаковым воодушевлением алчут и взрослые, и дети. Я лично недавно своими глазами и ушами наблюдал, как сказка становится былью. Почему и ушами? Потому что происходило это в Малом зале Московской консерватории им. П. И. Чайковского, на сцене которого чудодействовал молодой пианист Павел Колесников.
Исполнял он мало известное широким слушателям произведение И. С. Баха «Гольдберг-вариации». История создания этого шедевра заслуживает внимания. Считается, что вариации были написаны по заказу российского посланника в Саксонии графа Германа Карла фон Кайзерлинга, покровительствовавшего Баху, и получили название по имени личного музыканта Кайзерлинга, клавесиниста Иоганна Готлиба Гольдберга.
Юный Гольдберг в конце 1730-х годов учился у Баха. Граф часто хворал и всякий раз, когда его одолевало какое-нибудь недомогание, страдал бессонницей. Гольдберг, живший у него в доме, должен был в таких случаях находиться ночью в соседней комнате и что-нибудь играть ему, дабы отвлечь от недугов.
Как-то раз граф сказал Баху, что хотел бы получить для своего Гольдберга какие-нибудь приятные клавирные пьесы, достаточно бодрые по характеру, чтоб они могли скрасить его бессонные ночи. Бах решил, что тут, пожалуй, лучше всего подойдут вариации, хотя до сих пор считал, что это дело неблагодарное — его не устраивала неизменность гармонической основы. Тем не менее эти вариации, как и всё, что он создавал в то время, получились у него великолепными: это одно из образцовых произведений музыкального искусства.
Следует сказать, что им создан единственный образец такого рода. Граф называл этот цикл своими вариациями. Он никак не мог ими насладиться и долго еще, как только у него начиналась бессонница, говорил: «Любезный Гольдберг, сыграй-ка мне какую-нибудь из моих вариаций».
Граф отблагодарил Баха, одарив его золотым сосудом, до краев наполненным золотыми гульденами. Едва ли когда-либо еще в своей творческой жизни композитор получал столь щедрые гонорары.
Сегодня, когда копья ломаются вокруг проблемы патриотического воспитания нашей молодежи, с удовлетворением замечу, что нам есть чем гордиться помимо воинских побед и расширения имперских границ. По сути дела, в описанной истории русский дипломат выступил, как сегодня принято говорить, продюсером проекта.
Впрочем, в истории все переплетено: война и мир, культура и политика. Так, например, будущий император Павел инкогнито путешествовал по Европе, что, впрочем, не было тайной для венценосных особ. К приезду сына император Иосиф II заказал Моцарту оперу «Похищение из сераля». Турецкая тема в подарок принцу была выбрана сознательно. В это время его матушка завоевала Крым. Кстати, на обратном пути через полтора года наследник престола получил от другого великого композитора Гайдна шесть струнных квартетов. Они так и остались в истории как «Русские квартеты».
Но вернемся в Малый зал консерватории. Звучат дивные аккорды Баха, а на сцене большой портрет Сергея Леонидовича Доренского, заведующего кафедрой специального фортепиано. Среди его учеников такие разные, но такие знаменитые исполнители: Денис Мацуев, Николай Луганский и многие другие — лауреаты первых премий престижнейших международных конкурсов, народные артисты России…
В этом декабре С. Л. Доренскому исполнилось бы девяносто лет. Его юбилею и посвящены музыкальные вечера, где концертируют его ученики.
Московской пианистической школе воистину есть чем гордиться, ибо она признана во всем мире.
А на портрете лицо пожилого человека, взгляд которого направлен как бы внутрь самого себя, но при этом он слегка улыбается. Или это мне только кажется? Попеременно переводя взгляд с портрета на молодого исполнителя и обратно, я постепенно убеждаюсь в том, что это так и есть, ибо нет большего счастья для подлинного педагога, чем оставить после себя след в лице своих выдающихся воспитанников.
Павел Колесников, несмотря на молодость, чрезвычайно востребованный пианист мирового уровня. После победы на конкурсе им. Эстер Хонненс Павел Колесников дал ряд концертов: в Карнеги-холле, в берлинском Концертхаусе, в парижском Лувре, зале Ванкуверского концертного общества, Музыкальном обществе г. Ла-Хойя, на фестивале искусств «Сполето» в Чарлстоне (США), на канадском фестивале камерной музыки в Оттаве и на летнем фестивале искусств в Банфе. О Павле говорят, что он создает замки из музыки.
Несмотря на жесткий концертный график, прилетел из Лондона на один вечер в Москву, чтобы отдать должное памяти учителя. Согласитесь, уже одно это говорит о многом.
Но, разумеется, больше всего говорит о личности музыканта его исполнение.
Трудно выразить словами увиденное, но еще труднее — услышанное. Полное впечатление, что Павел не просто эффектно демонстрирует виртуозное техническое мастерство, которым, безусловно, обладает, но напрямую воспринимает музыку высших сфер. Постоянно шепчущие что-то губы. Что это как не молитва… Удивительно точные ферматы (паузы между музыкальными вариациями): тишина — та же музыка, послезвучие.
Для меня, педагога, видно, как по мере исполнения передо мной вырастает зрелая творческая личность, сочетающая в себе огромную культуру (и не только музыкальную) и деликатность, граничащую со скромностью, мастерство и вдохновение. Резонный педагогический вопрос: где истоки личности этого молодого человека? Не сразу же он попал в консерваторию. Где и с кем провел свое детство? Возможно, его родители музыканты. Так часто бывает, когда сын, подобно молодым Ойстраху или Шостаковичу, наследует призвание родителей.
Как оказалось, ничего подобного: Павел родом из Новосибирска, а точнее, из знаменитого Академгородка, где в шестидесятые годы в СССР концентрировали молодую техническую элиту. Так что родители музыканта — ученые. Вполне естественно, что технари тех лет читали запойно, приглашали к себе в закрытый Академгородок Галича, Высоцкого. Там же проходили джазовые и симфонические концерты. Словом, в Академгородке шла насыщенная культурная жизнь. Закрытые города были открыты мировой культуре.
И еще одно: папа с мамой приучили Павла к систематическому напряженному труду. Занятия скрипкой, а затем фортепиано требуют ежедневного четырнадцатичасового тренинга. Талант талантом, но мастерство достается потом.
И наконец, последнее. В Малом зале консерватории было достаточно молодых лиц, включая моих коллег, начинающих педагогов. Попробуйте после этого утверждать, что все молодое поколение, все без исключения, предпочитает попсу.
Так на моих глазах наяву, а не во сне родилась рождественская сказка. Чего накануне Рождества и Нового года искренне всем желаю.
Что консервируют в консерватории?
Всем привет, в очередном ликбезе полюбопытствуем, отчего высшие музыкальные учебные заведения назвали консерваториями. Ну не в честь же консервов «Килька в томатном соусе», честное слово! К тому же для наших словокопаний подвернулся повод: в этот день, 20 сентября 1862 года, в Петербурге открылась первая в России консерватория.
Словари сообщают, что консерватория – (итал. conservatorio, от лат. conservo – сохраняю) высшее музыкальное учебное заведение, готовящее специалистов в области музыкального искусства. Ну и какая связь между консервами и музыкой, спросите вы?
Оказывается, первоначально консерваториями называли дома призрения для детей-сирот. Заведения под таким названием появились в ХVI веке в Италии как приюты для беспризорников. Историки утверждают, что самая первая консерватория для малолетних бродяг открылась в 1537 году в Неаполе.
Консерватории содержали городские власти, видевшие в этих приютах средство борьбы с пауперизмом, или, проще говоря, с нищетой и бродяжничеством. Консерваторцев не только «консервировали», то есть охраняли (conservo – охраняю, сохраняю) от тлетворного влияния улицы, но и учили ремёслам, и среди них сначала церковной, потом и светской музыке. Музыка, так уж сложилось исторически, и стала основным предметом для воспитанников, делавших в ней заметные успехи.
В XVII в. итальянские консерватории получили широкую известность, сюда приезжали учиться из других стран Европы. А раз так, то слово консерватория как название музыкального учебного заведения распространилось в других европейских языках. В 1862 году заработала консерватория в Петербурге, а с 1866 года – в Москве. А в Красноярске консерватории хоть и нет, зато мы теперь точно знаем, почему она так называется.