Можно ли утверждать что в современной философии победила материалистическая или идеалистическая

Материализм и идеализм в философии

Можно ли утверждать что в современной философии победила материалистическая или идеалистическая. Смотреть фото Можно ли утверждать что в современной философии победила материалистическая или идеалистическая. Смотреть картинку Можно ли утверждать что в современной философии победила материалистическая или идеалистическая. Картинка про Можно ли утверждать что в современной философии победила материалистическая или идеалистическая. Фото Можно ли утверждать что в современной философии победила материалистическая или идеалистическая Можно ли утверждать что в современной философии победила материалистическая или идеалистическая. Смотреть фото Можно ли утверждать что в современной философии победила материалистическая или идеалистическая. Смотреть картинку Можно ли утверждать что в современной философии победила материалистическая или идеалистическая. Картинка про Можно ли утверждать что в современной философии победила материалистическая или идеалистическая. Фото Можно ли утверждать что в современной философии победила материалистическая или идеалистическая Можно ли утверждать что в современной философии победила материалистическая или идеалистическая. Смотреть фото Можно ли утверждать что в современной философии победила материалистическая или идеалистическая. Смотреть картинку Можно ли утверждать что в современной философии победила материалистическая или идеалистическая. Картинка про Можно ли утверждать что в современной философии победила материалистическая или идеалистическая. Фото Можно ли утверждать что в современной философии победила материалистическая или идеалистическая Можно ли утверждать что в современной философии победила материалистическая или идеалистическая. Смотреть фото Можно ли утверждать что в современной философии победила материалистическая или идеалистическая. Смотреть картинку Можно ли утверждать что в современной философии победила материалистическая или идеалистическая. Картинка про Можно ли утверждать что в современной философии победила материалистическая или идеалистическая. Фото Можно ли утверждать что в современной философии победила материалистическая или идеалистическая

Тема: Вопросы философии. Основные категории и понятия философии.

В настоящее время философия представляет собой и науку о всеобщих законах развития природы, общества, мышления, познания и особую форму общественного сознания, теоретическую основу мировоззрения, систему философских дисциплин, способствующих формированию духовного мира человека.

Философия всегда включала в себя рассмотрение так называемых мировоззренческих вопросов: как устроен мир? Имеет ли он начало и конец? Какое место занимает человек в мире? Предназначение человека. Что такое истина? Достижима ли она? Есть ли Бог? В чём заключается смысл и цель жизни? Каковы отношения между людьми, обществом и природой, добром и злом, истиной и заблуждением? Что нас ожидает в будущем? Мимо этих и подобных вопросов не может пройти ни один человек. Философия всегда помогала людям искать ответы на эти вопросы, выполняя при этом мировоззренческую функцию.

1. Материализм.

Материя была всегда. На определенном этапе ее развития у высокоорганизованной материи появля­ется способность чувствовать и мыслить, т. е. возникает иде­альное (Ф. Бэкон, Л. Фейербах. К. Маркс. Ф. Энгельс, В. И. Ленин).

Вульгарный материализм: «Идеальное не существует, мозг продуцирует мысль, как печень желчь». (Конец 18 века, Бюхнер, Фохт, Милишотт).

Однако большинство из них еще не проводили четкого различения между физическим и психическим, наделяя свойствами последнего всю природу (Гилозоизм). Развитие материалистических и диалектических положений сочеталось еще в древнем материализме с влиянием мифологической идеологии. В средние вв. материалистические тенденции проявлялись в форме номинализма, учений о «совечности природы и бога» и раннепантеистических ересей. В эпоху Возрождения материализма (Телезио, Вруна и др.) часто был облечен в форму пантеизма и гилозоизма, рассматривал природу в ее целостности и во многом напоминал материализм античности. Дальнейшее свое развитие М. (материализм) получил в 17-18 вв. в странах Европы (Бэкон, Галилей, Гоббс, Гассенди, Спиноза, Локк).

Эта форма материализма возникла на почве зарождающегося капитализма и связанного с ним роста производства, техники, науки. Выступая в качестве идеологов прогрессивной в то время буржуазии, материалисты вели борьбу со средневековой схоластикой и церковными авторитетами, обращались к опыту как учителю и к природе как объекту философии. М. 17-18 вв. Связан с бурно прогрессировавшими тогда механикой и математикой, что обусловило его механистический характер. В отличие от натурфилософов-материалистов эпохи Возрождения материалисты 17 в. стали рассматривать последние элементы природы как неодушевленные и бескачественные. Другой особенностью М. этой эпохи было стремление к анализу, к разделению природы на более или менее обособленные, не связанные друг с другом области и объекты исследования и рассмотрение их вне развития, среди представителей материалистической философии этого периода особое место занимают фр. материалисты 18 в. (Ламетри, Дидро, Гельвеции я Гольбах).

Можно ли утверждать что в современной философии победила материалистическая или идеалистическая. Смотреть фото Можно ли утверждать что в современной философии победила материалистическая или идеалистическая. Смотреть картинку Можно ли утверждать что в современной философии победила материалистическая или идеалистическая. Картинка про Можно ли утверждать что в современной философии победила материалистическая или идеалистическая. Фото Можно ли утверждать что в современной философии победила материалистическая или идеалистическая

Оставаясь в целом на позициях механистического понимания движения, они вслед за Толаендом рассматривали его как универсальное и неотъемлемое свойство природы, полностью отказались от деистической непоследовательности, присущей большинству материалистов 17 в. много элементов диалектики свойственно материализму Дидро. Органическая связь, существующая между всяким М. и атеизмом, у французких материалистов 18 в. выступила особенно ярко. Вершиной в развитии этой формы М. на Западе был «антропологический» М. Фейербаха. Вместе с тем у Фейербаха наиболее ярко проявилась присущая всему домарксовскому М. созерцательность.

В России и других странах восточной Европы во второй половине 19 в. дальнейшим шагом в развитии М. явилась философия революционных демократов (Белинский, Герцен, Чернышевский, Добролюбов, Маркович, Вотев и др.), опиравшаяся на традиции Ломоносова, Радищева и др. и в ряде отношений поднявшаяся над узким горизонтом антропологизма и метафизического метода. Высшей и самой последовательной формой М. стал созданный Марксом и Энгельсом к середине 19 в. диалектический М. Он не только преодолел указанные выше недостатки старого М., но и присущее всем его представителям идеалистическое понимание человеческого об-ва.

В дальнейшей истории М. (материализм) уже резко обозначились две принципиально различные линии: развитие диалектического и исторического М., с одной стороны, и ряд упрощенных и вульгаризованных разновидностей М. Среди последних наиболее типичным был вульгарный М., приближавшийся к позитивизму; к последнему тяготеют и те разновидности М., которые возникли на рубеже 19-20 вв. как искажение диалектического М. (механистическая ревизия марксизма и др.), а также так называемый «научный материализм» (Дж. Смарт, М. Бунге и др.). Во второй половине 19 в. М. в его зрелых формах оказался несовместимым с узкоклассовыми интересами буржуазии.

Буржуазные философы обвиняют М. в аморализме, непонимании природы сознания и отождествляют М. с примитивными его разновидностями. Отвергая атеизм и теоретико-познавательный оптимизм М., нек-рые из них вынуждены были тем не менее в интересах развития производства и естествознания допускать отдельные элементы материалистического мировоззрения. Иногда идеалисты изображают свои учения как «подлинный» и «наиболее совр.» М. (Карнап, Башляр, Сартр). Затушевывая в ряде случаев противоположность М. и идеализма, буржуазные философы прибегают не только к позитивизму и неореализму, но и к таким аморфным и двусмысленным построениям, как совр. американский натурализм.

С другой стороны, среди ученых в прошлом было немало таких, которые, декларативно признавая идеализм или по-позитивистски чураясь «всякой философии», в специальных научных исследованиях фактически занимали позиции М. (естественноисторический М. Геккеля, Больцмана и др.). Для совр. передовых ученых характерна эволюция от естественнонаучного к сознательному, а в конечном счете к диалектическому м. (Лан-жевен, Жолио-Кюри и др.).

2. Идеализм.

а) Объективный идеализм: «Первичной была идея. Из нее все произошло, в том числе и эволюционным путем» (Пла­тон, Гегель).

Современный французский философ Тейяр де Шарден:

«Во всем было психическое начало, но в неживом оно не получило развития».

б) Субъективный идеализм (Беркли, Юм). «Существуют только я и мое сознание. Оно порождает ок­ружающий мир. Явления мира — это комплексы наших ощущений».

В противоположность буржуазным философам, насчитывающим множество самостоятельных форм И., марксизм-ленинизм все разновидности его подразделяет на две группы: объективный И., принимающий за основу действительности личностный или безличный всеобщий дух, некое сверхиндивидуальное сознание, и субъективный И., сводящий знания о мире к содержанию индивидуального сознания. Однако различие между субъективным и объективным И. не абсолютно. Многие объективно-идеалистические системы содержат элементы субъективного И.; с другой стороны, субъективные идеалисты, пытаясь уйти от солипсизма, нередко переходят на позиции объективного И. В истории философии объективно-идеалистические учения первоначально возникают на Востоке (Веданта, Конфуцианство).

Основные концепции теории познания и истории философии (эмпиризм, рационализм, иррационализм) В познавательном процессе, цель которого истина, достижение проходит через ряд ступеней:

1. Эмпиризм (основатели Беккон, Локк, Гобс). Такая философия – это методологическая ориентация познания, которая признает основным по источникам и критериям чувственный опыт, интегрируемый в материалистический эмпиризм как результат воздействия связей и предметов внешнего мира на человеческие чувства, в результате чего они выступают образами этого мира. А в идеологическом эмпиризме – это достояние внутреннего мира человека, его ничем необусловленные переживания.

3. Иррационализм – это направление философской мысли, которое признает основой процесса познания и преобразования мира – внерациональные аспекты духовной жизни человека: интуиция, вера, воля, ограничивая или отрицая возможности разума в этом процессе.

4. Сенсуализм – многообразная философская позиция, представители которой в полной мере признавали чувства единственным источником и фактором достижения истины всем ее содержанием и единственной существенной реальностью, абсолютизируя их значение, недооценивая или игнорируя другие познавательные особенности человека. Проблема познания мира и основные пути её решения Проблема получения истинного знания о мире, т.е. вопрос о познаваемости мира, является центральной проблемой гносеологии.

В истории философии сложились три основных подхода, по-разному отвечающие на вопрос о познаваемости действительности:

1) познавательный оптимизм;

3) агностицизм (познавательный пессимизм).

Но решающими аргументами в пользу познавательного оптимизма являются: развитие общественной практики и материального производства, успехи экспериментального естествознания, подтверждающие истинность знания. Теоретико-познавательная ситуация имеет свою структуру, включающую субъект и объект познания, а также «посредника», связывающего их в единый процесс. Диалектика процесса познания. Единство чувственного, рационального и интуитивного в познании Познание – общественно-исторический процесс творческой деятельности людей, формирующий их знания. А знание – это идеальные образы (представления, понятия, теории) закреплённые в знаках естественных и искусственных языков, на основе которых возникают цели и мотивы человеческих действий.

В научной философии познание рассматривается как процесс взаимодействия объекта и субъекта в материально – чувственной деятельности человека. Субъект и объект выступают как стороны практического отношения. Субъект – носитель материального целенаправленного действия, которое связывает его с объектом. Объект – предмет, на который направлено действие. Исходная характеристика субъекта – активность, объекта приложение активности. Активность носит осознанный характер, она опосредована целеполаганием и самосознанием.

В структуру познавательной деятельности включаются такие её уровни как чувственное и рациональное. Чувственное познание: ощущение – субъективный образ предмета, первичная информация о мире, восприятие – целостный чувственный образ предметов, данных посредством наблюдения, в нём отражаются различные свойства вещи как одно целое, представление – это опосредованный целостный образ, сохраняемый и воспроизводимый с помощью памяти. Оно базируется на прошлых восприятиях, воображении, мечте, фантазии и т. д. Рациональное познание – это, прежде всего мышление, которое опирается на чувственное познание и даёт обобщённое знание. Оно осуществляется в 3 формах: понятия, суждения, умозаключения. Для всех трёх форм логического мышления характерна связь с языком. Уровни познания существуют в неразрывной связи и образуют диалектический путь познания: от живого созерцания, к абстрактному мышлению – от него к практике. Итог познания – достижение истинного знания.

Предметом философии называется круг вопросов, которые изучает философия.

Общую структуру предмета философии, философского знания составляют 4 основных раздела:

1. Онтология (учение о бытие);

2. Гносеология (учение о познании);

Основные разделы философского знания:

1). Онтология(Метафизика). Онтология занимается всем комплексом вопросов, связанных с существованием Бытия и его основными принципами. Можно сказать, что она включает в себя такие подразделы, как космогония, философская космология, натурфилософия, метафизика и т. д. Она занимается вопросами случайности и вероятности, дискретности и континуальности, стационарности и изменчивости, в конце концов, материальности или идеальности происходящего в окружающем нас мире.

2). Гносеология. Она занимается изучением вопросов познания, возможности познания, природы познания и его возможностей, отношения знания к реальности, предпосылок познания, условий его достоверности и истинности. Именно из гносеологии проистекают такие философские направления, как скептицизм, оптимизм, агностицизм. Еще одним важным вопросом, которым занимается гносеология, является вопрос об отношении между опытом, работой Разума и ощущениями, получаемыми нами с помощью органов чувств. Помимо других разделов, в гносеологию входит и эпистемология, изучающая философия научного знания. Теория познания как философская дисциплина анализирует всеобщие основания, дающие возможность рассматривать познавательный результат как знание, выражающее реальное, истинное положение вещей.

Основные разделы философии

В рамках собственно философского знания уже на ранних этапах становления началась его дифференциация, в результате которой выделились такие философские дисциплины, как этика, логика, эстетика и постепенно оформились следующие разделы философского знания:

— онтология – учение о бытии, о первоначалах всего сущего, о критериях существования, общих принципах и закономерностях существования;

гносеология – раздел философии, в котором изучаются проблемы природы познания и его возможностей, отношение знания к реальности, выявляются условия достоверности и истинности знания;

— аксиология – учение о природе и структуре ценностей, их месте в реальности, о связи ценности между собой;

праксеология – учение о практическом отношении человека и мира, активности нашего духа, целеполагании и действенности человека;

антропология – философское учение о человеке;

социальная философия – раздел философии, описывающий специфические особенности общества, его динамику и перспективы, логику социальных процессов, смысл и предназначение человеческой истории.

Источник

МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МВД РОССИИ ИМЕНИ В.Я.КИКОТЯ

____________________________________________________

КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ

ПРАКТИКУМ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«ФИЛОСОФИЯ»

(для курсантов очной формы обучения, обучающихся по всем специальностям)

Выполнил:

(ФАМИЛИЯ, ИМЯ, ОТЧЕСТВО, специальное звание)

ФАКУЛЬТЕТ _____________________________________________

УЧЕБНЫЙ ВЗВОД _______________________________________

УЧЕБНЫЙ ГОД: 201__ – 201__

ВАРИАНТ: ___

Проверил:

(ученая степень, ученое звание, специальное звание)

ИТОГОВАЯ ОЦЕНКА:

(«ЗАЧТЕНО» или «НЕ ЗАЧТЕНО», дата проверки, подпись)

СОДЕРЖАНИЕ

№ п/пРаздел практикумаСтраница
График контроля выполнения задания
Организационно-методический раздел
ЗАДАНИЯ
Часть 1. Философия бытия и познания
Часть 2. Философия человека
Часть 3. Философия общества и культуры
Часть 4. Анализ философского текста
Литература и электронные ресурсы

ГРАФИК УЧЕТА И КОНТРОЛЯ ЗАПОЛНЕНИЯ ПРАКТИКУМА

Задания по теме (части)Срок выполненияОценкаПодпись преподавателяПримечания
Философия бытия и познания (с. 4–15)
Философия человека (с. 16–24)
Философия общества и культуры (с. 25–33)
Анализ философского текста (с. 34–36)

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

Заполнение практикума является обязательным условием допуска к экзамену по дисциплине «Философия» для курсантов всех направлений подготовки.

Каждая часть практикума заполняется только после изучения и повторения соответствующей темы и обязательного ознакомления с приведенными текстами (отдельно на диске), специальной литературой и электронными ресурсами (см. списки в конце практикума).

ЦЕЛЬЮ практикума является практическое закрепление общекультурных и профессиональных компетенций, приобретенных в результате изучения философии в соответствии с рабочей учебной программой дисциплины и федеральным государственным образовательным стандартом.

ЗАДАЧАМИпрактикума являются:

· закрепление базовых знаний по предметной области философии (ее системе, содержании и взаимосвязи основных принципов, законов, понятий и категорий) на примере конкретных материалов по истории философии и ее основным разделам;

· наработка умений применять философские категории и понятия с четко определенным содержанием; устанавливать философский и логический смысл суждений; оценивать факты и явления с философской точки зрения и использовать принципы, законы и методы философии для решения конкретных задач;

· выработка навыков работы с оригинальными и адаптированными философскими текстами и использования общефилософских, общенаучных и философско-прикладных методов;

· проверкавладений основами анализа социально и профессионально значимых проблем, процессов и явлений с использованием философских знаний, способности и готовностикучастию в дискуссиях по проблемам общественного и мировоззренческого характера на основе правильного и философски развитого мышления;

· подготовка к федеральному интернет-тестированию остаточных знаний по дисциплине «Философия».

По результатам проверки заполненных частей практикума, в установленные сроки, за каждую часть выставляется дифференцированная оценка по четырехбалльной системе («ОТЛИЧНО», «ХОРОШО», «УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО» или «НЕ УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО»).

По результатам проверки заполненного практикума (всех частей), в установленные сроки, выставляется оценка «ЗАЧТЕНО» либо «НЕ ЗАЧТЕНО».

При получении оценки «НЕ ЗАЧТЕНО» (то есть неудовлетворительной оценки за любую из частей) практикум должен быть переработан с учетом замечаний и представлен на проверку повторно в установленный срок.

ЗАДАНИЯ

ЧАСТЬ 1

ФИЛОСОФИЯ БЫТИЯ И ПОЗНАНИЯ

1.1. ВНИМАТЕЛЬНО ПРОЧИТАЙТЕ ПРИВЕДЕННЫЕ НА ДИСКЕ ТЕКСТЫ № 1.1. и, самостоятельно размышляя, дайте развернутый аргументированный ответ на следующие вопросы (по каждому вопросу кратко обобщите варианты решения проблемы – и сформулируйте (обоснуйте) собственную позицию):

1.1.1.Каково место проблемы бытия в философии?

Одним из проблемных вопросов философии является, по мнению Л. Фейербаха, проблема отношения мыщления к бытию, отношения души к внешнему миру. Главным является вопрос о том, что первично — дух или природа, и создан ли мир Богом или существует от века. Так появилось два направления. Сторонники одного считали, что дух существовал прежде природы, они признавали сотворение мира. Они занимали идеалистическую позицию. Сторонники второго направления считали, что первична природа и потому они примыкали к материализму.

Не менее важным также был вопрос о тождестве мышления и бытия. По мнению Гегеля в действительном мире мы познаём именно его мыслительное содержание, именно то, благодаря чему мир оказывается постепенным осуществлением абсолютной идеи, которая от века существовала где-то независимо от мира и прежде него.

1.1.2.В чем заключается онтологический смысл так называемого «основного вопроса» философии?

Онтологический смысл «основного вопроса философии» заключается в определении того,

что есть бытие, реальность. Проблема заключается в том, что объективную реальность, которая действует во всех существующих вещах и явлениях, нельзя охватить своим мышлением ни во всем ее объеме, ни во всех способах ее проявления. Критерий реальности несводим к критерию чувственной достоверности.

Таким образом, нельзя полностью познать объективную реальность, поскольку сознание человека субъективно.

1.1.3.В чем суть противостояния материализма и идеализма? (Дайте краткие определения их основным разновидностям)

Сущность противостояния материализма и идеализма состоит в проблеме

противоположности духа и материи. По мнению материалистов, бытие есть материя. По мнению вторых, бытие зависит от сознания, которое способно влиять на бытие.

На мой взгляд, нужно учитывать взаимозависимость внутренних процессов, происходящих в сознании человека, с внешними обстоятельствами.

1.1.4.В чем заключается смысл идеалистического и материалистического понимания единства мира?

Идеалистическое понимание единства мира заключается в понимании реальности как

материи, находящейся в непрерывном историческом развитии. Говорится о зависимости человеческих стремлений и побуждений от воздействия внешнего мира, которое запечатлевается в голове человека и отражается в виде чувств, мыслей, побуждений.

Материалистическое понимание единства мира заключается в представлении о тождественности реальности, равенства единства и множества, их целостности, которая неможет быть разделима, связи между конечным и бесконечным, внутренним и внешним. Например, Шеллинг также говорит о единстве пространства и времени, о порождении всего физическими явлениями, элементы которых находятся во взаимосвязи друг с другом и составляют единое целое, порождающее все сущее.

Таким образом, нельзя быть полностью уверенным в истинности идеалистических или материалистических представлений, поскольку каждая из них имеет свою научную основу, которая позволяет принять то или иное положение относительно определения сущности бытия.

1.1.5.Какова связь материализма и идеализма с развитием естествознания?

С развитием естествознания и ростом промышленности сторонники идеализма стали склоняться к позициям материализма и отрицать противоположность духа и материи. Например, философия Гегеля стала иметь материалистичную основу понимания бытия. Соглашаясь с Гегелем, Фейербах заметил, что вещественный, чувственно воспринимаемый нами мир, к которому принадлежим мы сами, есть единственный действительный мир и что наше сознание и мышление, как бы ни казались они сверхчувственными, являются продуктом вещественного, телесного органа – мозга. По его мнению, материя не есть продукт духа, а дух есть лишь высший продукт материи.

По мнению Фейербаха материализм является основой здания человеческой сущности и человеческого знания. Материализм он определяет как общее мировоззрение, основанное на определённом понимании отношения материи и духа.

С развитием механики со стороны материализма человек стал восприниматься как машина. Философское мышление было антидиалектическим, поэтому мир не воспринимался как процесс, находящийся в непрерывном историческом развитии.

Таким образом, с развитием естествознания начались стираться границы между материализмом и идеализмом, притом, последний стал приобретать черты материализма, в соответствии с которым материя является основанием для всего сущего и способна определять сознание.

1.2. ВНИМАТЕЛЬНО ПРОЧИТАЙТЕ ПРИВЕДЕННЫЕ НА ДИСКЕ ТЕКСТЫ № 1.2. и, самостоятельно размышляя, дайте развернутый аргументированный ответ на следующие вопросы:

1.2.1.Какие гносеологические проблемы можно отнести к разряду всеобщих, вечных и фундаментальных?

По мнению Декарта, основные гносеологические проблемы состоят в определении истинного познания. В соответствии с этим, он выработал принципы познания. Первый принцип состоит в том, чтобы никогда не принимать за истинное ничего, что нельзя признать таковым с очевидностью, а именно, необходимо избегать поспешности и предубеждения и включать в свои суждения только то, что представляется ясным и отчетливым, что не подвергается сомнению.

Второй принцип заключается в разделении каждой рассматриваемой проблемы на несколько частей, требуемых для их разрешения.

Также необходимо упорядочивать собственные мысли, начиная с познания простых предметов и заканчивая более сложными.

Наконец, необходимо совершать обзоры с целью достижения уверенности в том, что ничего не потеряно.

Таким образом, гносеологические проблемы охватывают область познания и заключаются в том, чтобы отделить истинное от ложного, найти наиболее простой и правильный путь к познанию самой истины.

1.2.2.Кратко охарактеризуйте наиболее употребительные гносеологические категории:

Главными гносеологическими категориями можно назвать субъект — тот, кто познает; объект — это то, что лежит в области познания, сам предмет познания. Познание составляет взаимодействие субъекта и объекта.

Само познание бывает чувственным и рациональным. Первое делится на ощущение, восприятие и представление. Особенностью чувственного познания является отражение мира в наглядной форме, существование непосредственной связи субъекта и объекта, отражение в основном внешних сторон и связей, постижение внутренних зависимостей с помощью первоначального обобщения чувственных данных.

Рациональное познание основано на понятиях, суждениях и умозаключениях, поэтому оно имеет чисто научный характер и на его основе возможно построение научных теорий.

Такая категория как мышление представляет собой процесс оперирования наглядно-чувственными и понятийными образами.

В свою очередь, язык является знаковой системой, выполняющей функцию формирования, хранения и передачи информации в процессе познания действительности, а также служит средством коммуникации между людьми.

Также к категориям гносеологии можно отнести истинность, ложь, дезинформацию. Истина адекватна действительности, а ложь и дезинформация — это искаженные знания, не соответствующие действительности и вводящие в заблуждение.

Таким образом, гносеология основана на категориях, связанным с познанием, и включает в себя познающий субъект и объект. Средствами познания служат мышление и язык, а само знание может быть истинным или ложным.

1.2.3.В чем суть философской оппозиции рационализма и эмпиризма?

Эмпиризмом называют теоретико-познавательную позицию, в соответствии с которой в основе всех знаний лежит чувственный опыт. Первой формой эмпиризма выступает сенсуализм, включающий в себя чувственные данные, основанный на восприятий.

Целью эмпиризма является стремление доказать, что знание, которое кажется внеопытным, выступает на самом деле или сложным продуктом опыта, или представляет собой совокупность аналитических утверждений, которые эксплицируют какие-либо особенности языка, или же является бессмыслицей.

Сущность рационализма состоит в понимании его как мировоззренческой установки, в соответствии с которой истинной основой бытия, познания и поведения людей являются принципы разума. В античной философии основополагающей была идея божественного разума как смысла и первопричины мирового бытия, говорилось о сверхразумности божественной воли, ее непостижимости и неохватности человеческим разумом. Начиная с эпохи Возрождения допускалось участие эмпирической науки в богопознании, так как предметом естествознания являлось понимание мира как божественного творения, управляемого богом. Например, протестантизм отстаивал рационалистические поведенческие установки в качестве моральной санкции предпринимательства и производительного труда, правовых институтов, которые способны привести к развитию демократии.

В классической философии в основу рационализма лег научный метод. Главной проблемой стала проблема научного знания. В качестве его источника выдвигался либо опыт, либо математика как общий метод познания.

Основным требованием классического рационализма являлось достижение абсолютной и неизменной истины, которая обладает универсальной общезначимостью для человеческого ума.

Целью современного неорационализма является разделение рационального мышления и культуротворческой активности человека.

Таким образом, эмпиризм основан на познании путем опыта, а опорой рационализма являются точные науки. Тем не менее и рационализм и эмпиризм при познании должны дополнять друг друга, поэтому нельзя выделить преимущество одного только рационализма или эмпиризма.

1.2.4.Выделите главное в рационалистическом методе познания (на примере Р. Декарта):

Главным в рационалистическом методе познания, по мнению Декарта, выступает заимствование из геометрического анализа и алгебры метода, основанного на движении познания от простейшего к сложному, на расчленении и выделении пропорции в познаваемых предметах, нахождении между ними последовательности, выражении чисел.

Таким образом, Декарт основным рационалистическим методом познания считал математический или арифметический метод, основу которого составляют числа.

1.2.5.Выделите главное в теории познания эмпириков (на примере Дж. Локка):

По мнению Локка, все устроенное в природе способно воздействать на человеческие чувства и породить в душе некоторое восприятие, вызывающее в разуме идею.

Также необходимо, считает Локк, различать идеи, существующие в разуме и то, что лежит в природе. По его мнению, множество существующих в уме идей ощущения мало похожи на то, что находится вне нас.

Качеством предмета Локк называет то, в основе чего лежит способность вызывать идеи. Он делит их на первичные, которые неотделимы от материи, и вторичные, вызывающие ощущения и порождаемые первичными.

По мнению Локка, материя способна влиять на мозг, вызывая идеи, вторичные качества возникают посредством действия незаметных частиц на чувства человека. Поэтому, объем, форма, сцепление и движения частиц вызывают в человеке вкус, звук и т. д.

Вторичные качества способны изменяться под воздействием представления, а первичные нет.

Таким образом, в основе эмпиризма, по мнению Локка, лежат первичные (материальные) и вторичные (чувственные) качества. Первые порождают вторые, а поэтому познание возможно только опытным путем.

1.3. ВНИМАТЕЛЬНО ПРОЧИТАЙТЕ ПРИВЕДЕННЫЕ НА ДИСКЕ ТЕКСТЫ № 1.3. и дайте развернутый аргументированный ответ на следующие вопросы (по каждому вопросу кратко обобщите аргументы «ЗА» и «ПРОТИВ» – и сформулируйте (обоснуйте) собственную позицию):

1.3.1.Нужна ли современной науке дуалистическая концепция сознания?

Современная наука должна обращаться к дуалистической концепции познания, поскольку

постулаты дуализма направлены на преодоление проблемы, которая возникает при объяснении связи сознания с организмом, мозгом, деятельностью человека и с материальными процессами.

В современной науке дуализм делят на субстанциональный дуализм, опирающийся на понятия интенциональности, смысла, ценности, цели, и на концептуальный дуализм, в основе которого лежат понятия массы, энергии и пространственных отношений. Тем не менее, научные задачи требуют применения двух типов дуализма в рамках единой концептуальной структуры, но при этом возникает эпистемологическая проблема объяснения связи ментального и телесного, сознания и мозга. Поэтому, это в современной аналитической философии является одним из главных предметов обсуждения. Теоретические вопросы, затрагивающие преодоление дуализма и редукционизма, актуальны при разработках проблемы сознания.

1.3.2.Можно ли утверждать, что в современной философии победила материалистическая или идеалистическая концепция сознания?

На мой взгляд, на каждом этапе развития философии преобладало или материалистическое, или идеалистическое направление. В современной науке эти два направления являются взаимодополняющими. При познании используют как методы материализма, так и идеализма. Поэтому, нельзя быть полностью уверенным, что победила какая-то одна из концепции, поскольку в зависимости от проблемы, одна из концепции может являться основополагающей или они в равной степени могут быть применены.

1.4. ВНИМАТЕЛЬНО ПРОЧИТАЙТЕ ПРИВЕДЕННЫЕ НА ДИСКЕ ТЕКСТЫ № 1.4. и дайте развернутый аргументированный ответ на следующие вопросы:

1.4.1.Являются ли понятия застывшими мыслительными конструкциями или они меняются вместе с развитием общества, познания и общественной практики?

Сами понятия представляют собой отображение сущности предмета в человеческом мышлении, при которых предмет трактоваться или как объект, или как группа объектов, отношения между ними, или как связи свойств, которые абстрагированны от объектов.

Понятие возникает, функционирует и развивается в деятельности человеческого субъекта, следовательно оно основано на предметных, коммуникативных и рефлексивных аспектах деятельности. Поэтому понятие выступает не только как способ бытия предмета, но в качестве выражение в языке, в формах взаимодействия и самоотчета человеческих индивидов. Развитие понятий связано не только с изменением предметов в мышлении, но и с изменением социальных форм, позиций и установок поведения людей.

Таким образом, понятие как развивающийся в деятельности человека предмет способно изменяться с развитием общества, познания и общественной практики.

1.4.2.Является ли позиция агностицизма только ошибочной или она все же способствовала развитию теории познания?

В соответствии с агностицизмом познание мира невозможно. Тем не менее, агностицизм в немалой степени повлиял на развитие теории познания, поскольку это способствовало разоблачению и отбрасыванию иллюзий и заблуждений, что привело к прогрессу познания. Также агностицизм повлиял на разрушение идеи о том, что мир такой, каким мы его представляем. Ведь на самом деле мир объективен, а сознание человека субъективно, поэтому абсолютное познание бытия представляется сложным.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *