Можно ли заместить чем либо отсутствие ощущения той или иной модальности

Модальность ощущений — виды и характеристики

А вы, случайно, не синестетик? Задумывались ли вы над таким удивительным феноменом как светомузыка? Оказывается, есть люди, которые не только слышат музыку, но и «видят» ее. Таких людей называют синестетиками. Синестетики обладают удивительными способностями. Они могут, например, «видеть» запах и «слышать, как он звучит».

Строго говоря, каждый из нас — немного синестетик. Чтобы помочь «увидеть» музыку, ее звуки совмещают с цветовыми пятнами. Получается светомузыка или, точнее, цветомузыка. Явление, при котором модальность ощущений как бы нарушается, потому что сигналы одной модальности (например, звуки) вызывают ощущения другой модальности (например, зрительные образы), называется синестезией. Помните, в каком-то фильме мальчик, решивший наказать музыканта оркестра, игравшего на трубе, сел в первом ряду и стал демонстративно поедать лимон? Одного взгляда на лимон хватит, чтобы во рту появился вкус кислого, и началось слюноотделение. А кому-то для этого и вовсе достаточно лишь произнести слово «лимон».

Синестезия помогает нам почувствовать, что наши ощущения взаимодействуют между собой самым причудливым образом. А ведь по сути своей они – элементарные процессы отражения лишь отдельных свойств окружающего мира. В норме каждое ощущение отражает лишь то свойство, которые соответствует его модальности. Мы пользуемся 5 сенсорно-перцептивными системами, которые продуцируются нашим мозгом под воздействием определенных раздражителей:

Иногда упоминают также вестибулярные ощущения (результат воздействия вибрации). Но в обыденном сознании отнюдь не вибрацию называют «шестым чувством», а скорее интуицию, место для которой в системе мировосприятия человека психологи пока еще не нашли.

Элементарные сенсорные процессы (так в асихологии принято называть перечисленные 5 ощущений), как показывает синестезия, способны не только взаимодействовать и таким образом генерировать неспецифические ощущения, но и изменять их силу.

Можно ли заместить чем либо отсутствие ощущения той или иной модальности. Смотреть фото Можно ли заместить чем либо отсутствие ощущения той или иной модальности. Смотреть картинку Можно ли заместить чем либо отсутствие ощущения той или иной модальности. Картинка про Можно ли заместить чем либо отсутствие ощущения той или иной модальности. Фото Можно ли заместить чем либо отсутствие ощущения той или иной модальности

Если вы долго и упорно сидите за монитором или книгой и почувствовали, что ваше зрение ослабевает, положите в рот что-либо сладкое или соленое, и сразу почувствуете, что зрение улучшилось. Такое изменение силы ощущения одной модальности (зрительные) под воздействием раздражителя или сигнала другой модальности (вкусовые) получило термин сенсибилизация.

Задавались ли вы вопросом, почему в залах филармонии при исполнении музыкальных произведений не выключают свет, как это обычно делают в оперном театре? Музыканты отмечают, что так, при ярком свете, звучание кажется более насыщенным и мощным. Кондитеры заметили, что зеленый цвет отбивает вкус сладкого во рту, и стали красить в зеленый цвет цеха, где изготавливаются сладости. Рестораторы знают, что красно-коричневые цвета возбуждают аппетит, а соломенно-желтые, напротив, снижают его. Угадайте, в какой цвет они предпочитают окрашивать залы ресторанов? Налицо использование сенсибилизации.

Как изучают модальность в психологии

Модальность ощущений в психологии изучают давно. Собственно самые первые научные эксперименты В. Вундта, с которого начинает свою историю экспериментальная психология, посвящены именно измерению чувствительности.

Самые важные ощущения в жизни человека – зрительные. Об их значении можно судить по следующему факту. Чтобы заслужить гордое имя «Соколиный глаз», индейцу надо было иметь зрение, которое позволяло бы ему различать две звезды, расположенные в середине ручки ковша Большой Медведицы. Острота зрения зависит от того, какой величины угол между объектами, которые способен различить человек. Человеческий глаз способен различать несколько сотен тысяч цветов и тонов. А свет свечи мы способны увидеть за 27 км при условии прозрачного и чистого воздуха. И, тем не менее, немецкий физик Г. Гельмгольц, в середине 19 века изучавший устройство человеческого глаза, высказывал множество претензий по поводу несовершенства этого органа.

Следующие по важности – слуховые ощущения, которые воспринимают высоту, тембр и громкость звуков. Мозговой центр разделяет звуки (информативный сигнал от шумового фона), затем обнаруживает повторяющиеся элементы и, в конец концов, идентифицирует его, т.е. опознает.

Вкусовые и обонятельные ощущения до сих пор составляют психологическую загадку. Во-первых, удивительно, насколько велики индивидуальные различия в этих областях. Парфюмеры способны по запаху восстановить состав аромата. А многие мужчины, выбирая духи для любимой дамы, согласятся, что « сбить с толку здесь нетрудно всякого: все пробки пахнут одинаково». Во-вторых, так пока и не может наука создать искусственных распознавателей запахов и вкусов. Дегустаторов пока не способно заменить никакое искусственно созданное устройство.

Тактильные ощущения несут для человека сигналы типа тепло-холодно, больно — не больно, мягко-жестко. Разные рецепторы отвечают за прикосновение, боль и температурные ощущения. И расположены они в разных частях тела с разной степенью частоты. Поэтому, спина, например, почувствует холод быстрее, чем живот. Под носом кожа чувствительнее к боли, чем на поверхности ладони. А прикосновение кончиками пальцев больше сообщит вам о поверхности предмета, чем, если вы прикоснетесь локтем.

Как измерить чувствительность

Профессионалы отличаются особенной чувствительностью к звукам, запахам и цвету. Услышать фальшь в исполнении музыкального произведения сможет только подготовленный музыкант. Художник лучше дилетанта различает цветовые оттенки. Можно ли измерить эти индивидуальные различия?

Да, причем психологические исследования направлены на измерение двух видов чувствительности: абсолютной и разностной.

Можно ли заместить чем либо отсутствие ощущения той или иной модальности. Смотреть фото Можно ли заместить чем либо отсутствие ощущения той или иной модальности. Смотреть картинку Можно ли заместить чем либо отсутствие ощущения той или иной модальности. Картинка про Можно ли заместить чем либо отсутствие ощущения той или иной модальности. Фото Можно ли заместить чем либо отсутствие ощущения той или иной модальности

Вот самый простой способ понаблюдать за тем, как отличаются люди остротой слуха. Посадить их рядом и попросить закрыть глаза. Затем медленно приближаться к ним с тикающими часами или метрономом. Кто раньше услышит звук, у того выше абсолютная слуховая чувствительность. А кто раньше почувствует, что звук стал громче, у того выше разностная слуховая чувствительность. Закономерность, выведенная психофизиологом С. Стивенсоном, указывает, что, чем слабее сигнал, который способен воспринять человек, тем выше его чувствительность к этому виду сигналов. И, наоборот, при низкой чувствительности человеку требуется сигнал большей силы. Вот почему так тонко дифференцируют звуки, запахи и вкусы тренированные профессионалы – они способны улавливать самые тончайшие оттенки и чувствовать малейшую разницу между сигналами разной силы.

Зачем нужна адаптация

Мозг человека пластичен, и если на органы чувств какой-то сигнал воздействует достаточно длительное время, то ощущение, порождаемое этим сигналом, постепенно притупляется, ослабевает. Срабатывает механизм адаптации.

Вы входите в темную комнату и первое время ничего не видите. Постепенно глаза адаптируются к темноте, и предметы приобретают отчетливые очертания. Когда вы вернетесь в хорошо освещенную комнату, вам снова потребуется время на адаптацию, на этот раз к свету.

А теперь представьте, что вы на какое-то время уехали из своего дома, а потом вернулись. Вы входите в знакомое помещение и первое впечатление – это необыкновенная резкость всех находящихся здесь предметов. Уезжая, вы такого не испытывали, а сейчас оглядываетесь и удивляетесь: вроде все то же самое, а по-другому. Но через некоторое время все опять возвращается на круги своя. Это снова сработал механизм адаптации, благодаря которому ощущения как бы притупляются, теряя свою остроту и яркость.

Может, поэтому психологи предлагают супругам, которые перестали испытывать по отношению друг к другу чувство новизны, разъехаться на несколько дней, чтобы потом, встретившись, взглянуть друг на друга по- новому? Нивелировать адаптацию, из-за которой ушло возбуждение от аромата, образа и прикосновений любимого человека. Как-то незаметно он или она стали привычным элементом домашнего помещения.

Хотя в последнем примере адаптация служит не самую хорошую службу, тем не менее, это очень важный биологический механизм. Человек живет в быстро изменяющемся мире и действует внутри турбулентной среды. Адаптация выполняет, прежде всего, ориентировочную функцию, помогая отбросить привычные знакомые сигналы и сосредоточиться на новых. Поэтому, слушая музыку в концертном зале, вы вполне можете отвлечься на свои размышления или шепот соседа, особенно, если музыка вас не захватывает.

Другая функция адаптации – защитная – помогает приспособиться к сильным раздражителям и, в конце концов, перестать их замечать. Такой приспособительный механизм снижает наши энергетические затраты.

Виды ощущений различаются по скорости наступления адаптации. Обонятельные и тактильные рецепторы адаптируются быстрее, чем это происходит со зрительными и слуховыми ощущениями. Те, кто носит очки и имеет привычку сдвигать их на лоб, знают, как легко про них забыть – быстро наступает адаптация к тактильному раздражителю.

Можно ли развивать свою чувствительность

Да. Собственно это и происходит у профессионалов, которые тренируют свой музыкальный слух, или обоняние, или цветоразличение. Чувствительность поддается тренировке. Тренированный человек способен различать до 40 оттенков черного цвета. Этим отличались и гордились красильщики тканей.

А наградой человеку за тонкость ощущений становятся открывающиеся ему новыми гранями разные стороны мира. Развивая умение различать оттенки цветов или музыкальные фразы сложной формы, человек развивает свои художественные способности. Научившись дифференцировать вкусовые ощущения, он становится способен наслаждаться тончайшими оттенками вкуса кофе, или коньяка, или вина, или кулинарного шедевра.

Напротив, отсутствие такой вкусовой чувствительности заменяется привычкой к очевидному вкусу. И тогда для человека самым вкусным на всю жизнь так и остается лишь то, к чему он привык.

Источник

Кейс №1 Задание

Можно ли заместить чем либо отсутствие ощущения той или иной модальности. Смотреть фото Можно ли заместить чем либо отсутствие ощущения той или иной модальности. Смотреть картинку Можно ли заместить чем либо отсутствие ощущения той или иной модальности. Картинка про Можно ли заместить чем либо отсутствие ощущения той или иной модальности. Фото Можно ли заместить чем либо отсутствие ощущения той или иной модальностиМожно ли заместить чем либо отсутствие ощущения той или иной модальности. Смотреть фото Можно ли заместить чем либо отсутствие ощущения той или иной модальности. Смотреть картинку Можно ли заместить чем либо отсутствие ощущения той или иной модальности. Картинка про Можно ли заместить чем либо отсутствие ощущения той или иной модальности. Фото Можно ли заместить чем либо отсутствие ощущения той или иной модальностиМожно ли заместить чем либо отсутствие ощущения той или иной модальности. Смотреть фото Можно ли заместить чем либо отсутствие ощущения той или иной модальности. Смотреть картинку Можно ли заместить чем либо отсутствие ощущения той или иной модальности. Картинка про Можно ли заместить чем либо отсутствие ощущения той или иной модальности. Фото Можно ли заместить чем либо отсутствие ощущения той или иной модальностиМожно ли заместить чем либо отсутствие ощущения той или иной модальности. Смотреть фото Можно ли заместить чем либо отсутствие ощущения той или иной модальности. Смотреть картинку Можно ли заместить чем либо отсутствие ощущения той или иной модальности. Картинка про Можно ли заместить чем либо отсутствие ощущения той или иной модальности. Фото Можно ли заместить чем либо отсутствие ощущения той или иной модальностиМожно ли заместить чем либо отсутствие ощущения той или иной модальности. Смотреть фото Можно ли заместить чем либо отсутствие ощущения той или иной модальности. Смотреть картинку Можно ли заместить чем либо отсутствие ощущения той или иной модальности. Картинка про Можно ли заместить чем либо отсутствие ощущения той или иной модальности. Фото Можно ли заместить чем либо отсутствие ощущения той или иной модальностиМожно ли заместить чем либо отсутствие ощущения той или иной модальности. Смотреть фото Можно ли заместить чем либо отсутствие ощущения той или иной модальности. Смотреть картинку Можно ли заместить чем либо отсутствие ощущения той или иной модальности. Картинка про Можно ли заместить чем либо отсутствие ощущения той или иной модальности. Фото Можно ли заместить чем либо отсутствие ощущения той или иной модальностиМожно ли заместить чем либо отсутствие ощущения той или иной модальности. Смотреть фото Можно ли заместить чем либо отсутствие ощущения той или иной модальности. Смотреть картинку Можно ли заместить чем либо отсутствие ощущения той или иной модальности. Картинка про Можно ли заместить чем либо отсутствие ощущения той или иной модальности. Фото Можно ли заместить чем либо отсутствие ощущения той или иной модальностиМожно ли заместить чем либо отсутствие ощущения той или иной модальности. Смотреть фото Можно ли заместить чем либо отсутствие ощущения той или иной модальности. Смотреть картинку Можно ли заместить чем либо отсутствие ощущения той или иной модальности. Картинка про Можно ли заместить чем либо отсутствие ощущения той или иной модальности. Фото Можно ли заместить чем либо отсутствие ощущения той или иной модальности

Кейс № 1
ЗаданиеСитуацияВаш ответ
Объясните, прочитав приведенный текст, можно ли «заместить» чем-либо отсутствие ощущения той или иной модальности. За счет чего слепая от рождения О. И. Скороходова «видит» мир?

Многих зрячих чрезвычайно интересует вопрос: могу ли я представить тот или иной цвет? Некоторые даже спрашивали: нельзя ли с помощью осязания различать цвета?

На оба эти вопроса я отвечаю: «Конечно, нет». Но поскольку я пользуюсь языком зрячих, то о различных цветах и их оттенках говорю теми же словами, какими принято о них говорить. Представлять цвета мне очень хочется, и когда я была помоложе, то часто приставала к своим близким, чтобы они объяснили мне различные цвета. Например, однажды мне сшили хорошее шерстяное платье и сказали, что оно цвета кофе с молоком.

. Конечно, я представила чашку горячего кофе с молоком, представила даже запах и вкус кофе, но только не цвет, — вместо цвета мне представлялось мое платье, которое я очень тщательно ощупывала, хотя знала, что с помощью пальцев я не в состоянии увидеть кофейный цвет.

. Подобная же история повторилась при объяснении абрикосового цвета: в моем воображении возникли нагретые солнцем душистые абрикосы, которые я срываю с веток и тут же съедаю, но это отнюдь не помогло мне в смысле представления цвета абрикосов.

Сочетание кожных и двигательных ощущений, возникающих при ощупывании предметов, т.е. при прикосновении к ним движущейся руки, называется осязанием. Органом осязания является рука. Слепоглухая Ольга Скороходова пишет в стихотворении «К бюсту A.M. Горького»:

Я никогда не видела его, Мне осязанье зренье заменяет, Своими пальцами смотрю я на него, И Горький предо мною оживает.

Источник

Задание по общей психологии. Общая психология. Кейс 1 Задание

Общая психология

Кейс № 1
ЗаданиеСитуацияВаш ответ
Объясните, прочитав приведенный текст, можно ли «заместить» чем-либо отсутствие ощущения той или иной модальности. За счет чего слепая от рождения О. И. Скороходова «видит» мир?

Многих зрячих чрезвычайно интересует вопрос: могу ли я представить тот или иной цвет? Некоторые даже спрашивали: нельзя ли с помощью осязания различать цвета?

На оба эти вопроса я отвечаю: «Конечно, нет». Но поскольку я пользуюсь языком зрячих, то о различных цветах и их оттенках говорю теми же словами, какими принято о них говорить. Представлять цвета мне очень хочется, и когда я была помоложе, то часто приставала к своим близким, чтобы они объяснили мне различные цвета. Например, однажды мне сшили хорошее шерстяное платье и сказали, что оно цвета кофе с молоком.

. Конечно, я представила чашку горячего кофе с молоком, представила даже запах и вкус кофе, но только не цвет, — вместо цвета мне представлялось мое платье, которое я очень тщательно ощупывала, хотя знала, что с помощью пальцев я не в состоянии увидеть кофейный цвет.

. Подобная же история повторилась при объяснении абрикосового цвета: в моем воображении возникли нагретые солнцем душистые абрикосы, которые я срываю с веток и тут же съедаю, но это отнюдь не помогло мне в смысле представления цвета абрикосов.

Заместить ощущение определенной модальности другой нельзя, так как каждый орган чувств (анализатор) получает только один вид ощущений. Но ощущения обычно не существуют независимо друг от друга. И работа одного анализатора может влиять на работу другого. Из-за отсутствия зрения у Скороходовой усилились обоняние, осязание, за счет чего она и «видит» мир. Она именно старается представить определенные цвета, опираясь на полученные ощущения от других органов чувств.
Кейс № 2
Объясните с точки зрения психологии восприятия следующие факты и ответьте на поставленные в текстах вопросы.

1) Однажды И. М. Файгенберг читал лекцию об активности зрительного восприятия преподавателям челюстно-лицевой хирургии мединститутов. В качестве иллюстрации он демонстрировал известный гештальт рисунок Э. Боринга, на котором смотрящий может увидеть либо прелестную молодую женщину, полуотвернувшуюся от зрителя, либо беззубую старуху, уткнувшуюся в меховой воротник. Обычно часть слушателей сразу же видят женщину, часть — старуху. Каково же было его удивление, когда он услышал только «старуха беззубая», «старая бабка». Все увидели только старуху! В первый момент лектор был обескуражен неудачей своего демонстрационного эксперимента, но быстро догадался о причине случившегося. А вы?Из-за специфики работы преподаватели челюстно-лицевой хирургии имеют определенное восприятие картинки. Они привыкли работать с людьми, имеющими проблемы с зубам, и это более привычный для них образ. С учетом их рода деятельности возникает апперцепция.
2) Вы, наверняка, знаете детские стихи:

—Где ты была сегодня, киска?

—У королевы, у английской.

—Что ты видала при дворе?

—Видала мышку на ковре!

Почему киска С. Я. Маршака увидела так мало?

Мышка для кошки привычный образ. А также цель кошки – поймать мышку. Поэтому ее внимание очень узконаправленно.
Кейс № 3
Проанализируйте приведенный текст. Верно ли наблюдение дрессировщика, описанного Ч. Дарвином? Есть ли связь между способностями и вниманием у человека?Воспитатель обезьян, — говорит Дарвин, — покупавший их в зоологическом обществе по пятидесяти рублей за экземпляр, предлагал двойную плату за право удерживать обезьян в течение нескольких дней у себя, чтобы сделать из них выбор. Когда его спросили, каким образом он узнает в такой короткий срок, будет ли данная обезьяна хорошим актером, он отвечал, что все зависит от способности их ко вниманию. Если в то время, когда говорят с обезьяной или объясняют ей что либо, внимание ее легко развлекается мухой, сидящей на стене, или каким-нибудь другим пустяком, то такое животное вполне безнадежно в смысле дрессировки. Когда пытались с помощью наказания заставить невнимательную обезьяну повиноваться, она становилась норовистой, между тем как, напротив, внимательная обезьяна всегда оказывается способной к дрессировке.Наблюдение дрессировщика верно. Чем выше способность к удержанию внимания и сосредоточенности, тем больше будет углубленности в деятельности, тем выше будет ее эффективность при меньших усилиях.

Источник

Программа профессиональной переподготовки Консультативная психология: эффективные стратегии практической психологической помощи (1610)

Можно ли заместить чем либо отсутствие ощущения той или иной модальности. Смотреть фото Можно ли заместить чем либо отсутствие ощущения той или иной модальности. Смотреть картинку Можно ли заместить чем либо отсутствие ощущения той или иной модальности. Картинка про Можно ли заместить чем либо отсутствие ощущения той или иной модальности. Фото Можно ли заместить чем либо отсутствие ощущения той или иной модальностиМожно ли заместить чем либо отсутствие ощущения той или иной модальности. Смотреть фото Можно ли заместить чем либо отсутствие ощущения той или иной модальности. Смотреть картинку Можно ли заместить чем либо отсутствие ощущения той или иной модальности. Картинка про Можно ли заместить чем либо отсутствие ощущения той или иной модальности. Фото Можно ли заместить чем либо отсутствие ощущения той или иной модальностиМожно ли заместить чем либо отсутствие ощущения той или иной модальности. Смотреть фото Можно ли заместить чем либо отсутствие ощущения той или иной модальности. Смотреть картинку Можно ли заместить чем либо отсутствие ощущения той или иной модальности. Картинка про Можно ли заместить чем либо отсутствие ощущения той или иной модальности. Фото Можно ли заместить чем либо отсутствие ощущения той или иной модальностиМожно ли заместить чем либо отсутствие ощущения той или иной модальности. Смотреть фото Можно ли заместить чем либо отсутствие ощущения той или иной модальности. Смотреть картинку Можно ли заместить чем либо отсутствие ощущения той или иной модальности. Картинка про Можно ли заместить чем либо отсутствие ощущения той или иной модальности. Фото Можно ли заместить чем либо отсутствие ощущения той или иной модальностиМожно ли заместить чем либо отсутствие ощущения той или иной модальности. Смотреть фото Можно ли заместить чем либо отсутствие ощущения той или иной модальности. Смотреть картинку Можно ли заместить чем либо отсутствие ощущения той или иной модальности. Картинка про Можно ли заместить чем либо отсутствие ощущения той или иной модальности. Фото Можно ли заместить чем либо отсутствие ощущения той или иной модальностиМожно ли заместить чем либо отсутствие ощущения той или иной модальности. Смотреть фото Можно ли заместить чем либо отсутствие ощущения той или иной модальности. Смотреть картинку Можно ли заместить чем либо отсутствие ощущения той или иной модальности. Картинка про Можно ли заместить чем либо отсутствие ощущения той или иной модальности. Фото Можно ли заместить чем либо отсутствие ощущения той или иной модальностиМожно ли заместить чем либо отсутствие ощущения той или иной модальности. Смотреть фото Можно ли заместить чем либо отсутствие ощущения той или иной модальности. Смотреть картинку Можно ли заместить чем либо отсутствие ощущения той или иной модальности. Картинка про Можно ли заместить чем либо отсутствие ощущения той или иной модальности. Фото Можно ли заместить чем либо отсутствие ощущения той или иной модальностиМожно ли заместить чем либо отсутствие ощущения той или иной модальности. Смотреть фото Можно ли заместить чем либо отсутствие ощущения той или иной модальности. Смотреть картинку Можно ли заместить чем либо отсутствие ощущения той или иной модальности. Картинка про Можно ли заместить чем либо отсутствие ощущения той или иной модальности. Фото Можно ли заместить чем либо отсутствие ощущения той или иной модальности

Программа профессиональной переподготовки

Консультативная психология: эффективные стратегии практической психологической помощи (1610)

Дисциплина: Общая психология (ИПП) new

Загрузите результат Индивидуального практического задания,

слушатель Болдина Диана Витальевна

Баринова Оксана Владимировна

г. Москва – 2021

Кейс № 1
ЗаданиеСитуацияВаш ответ
Объясните, прочитав приведенный текст, можно ли «заместить» чем-либо отсутствие ощущения той или иной модальности. За счет чего слепая от рождения О. И. Скороходова «видит» мир?

Многих зрячих чрезвычайно интересует вопрос: могу ли я представить тот или иной цвет? Некоторые даже спрашивали: нельзя ли с помощью осязания различать цвета?

На оба эти вопроса я отвечаю: «Конечно, нет». Но поскольку я пользуюсь языком зрячих, то о различных цветах и их оттенках говорю теми же словами, какими принято о них говорить. Представлять цвета мне очень хочется, и когда я была помоложе, то часто приставала к своим близким, чтобы они объяснили мне различные цвета. Например, однажды мне сшили хорошее шерстяное платье и сказали, что оно цвета кофе с молоком.

. Конечно, я представила чашку горячего кофе с молоком, представила даже запах и вкус кофе, но только не цвет, — вместо цвета мне представлялось мое платье, которое я очень тщательно ощупывала, хотя знала, что с помощью пальцев я не в состоянии увидеть кофейный цвет.

. Подобная же история повторилась при объяснении абрикосового цвета: в моем воображении возникли нагретые солнцем душистые абрикосы, которые я срываю с веток и тут же съедаю, но это отнюдь не помогло мне в смысле представления цвета абрикосов.

Заместить нельзя. Так как модальности разные, а компенсировать за счет других, нельзя.

О. И. Скороходова «видит» мир за счет эффекта сенсибилизации. Не имея зрения у человека, лучше развиваются другие ощущения.

Источник

общая психология практическое задание. ИПЗ общ психология. Программа профессиональной переподготовки Консультативная психология эффективные стратегии практической психологической помощи (1610) n Дисциплина Общая психология

АНО ДПО «Институт прикладной психологии в социальной сфере»

Консультативная психология: эффективные стратегии практической психологической помощи (1610)_n

Дисциплина: Общая психология

слушатель Рябенко Юлия Игоревна

Баринова Оксана Владимировна

г. Москва – 2021

Кейс № 1
ЗаданиеСитуацияВаш ответ
Объясните, прочитав приведенный текст, можно ли «заместить» чем-либо отсутствие ощущения той или иной модальности. За счет чего слепая от рождения О. И. Скороходова «видит» мир?

Многих зрячих чрезвычайно интересует вопрос: могу ли я представить тот или иной цвет? Некоторые даже спрашивали: нельзя ли с помощью осязания различать цвета?

На оба эти вопроса я отвечаю: «Конечно, нет». Но поскольку я пользуюсь языком зрячих, то о различных цветах и их оттенках говорю теми же словами, какими принято о них говорить. Представлять цвета мне очень хочется, и когда я была помоложе, то часто приставала к своим близким, чтобы они объяснили мне различные цвета. Например, однажды мне сшили хорошее шерстяное платье и сказали, что оно цвета кофе с молоком.

. Конечно, я представила чашку горячего кофе с молоком, представила даже запах и вкус кофе, но только не цвет, — вместо цвета мне представлялось мое платье, которое я очень тщательно ощупывала, хотя знала, что с помощью пальцев я не в состоянии увидеть кофейный цвет.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *