Мозжечок за что отвечает у детей
Мозжечок и психические расстройства
Кроме того, было показано, что мозжечок участвует в патогенезе многих психических расстройствах, включая расстройство гиперактивности дефицита внимания, расстройства аутистического спектра, шизофрению, биполярное расстройство, большое депрессивное расстройство и тревожные расстройства. Было высказано предположение, что двигательные, когнитивные и эмоциональные аномалии могут быть вызваны повреждением частей мозжечка, взаимодействущих с двигательной областью, префронтальной корой и лимбической системой соответственно. Некоторые авторы предполагают, что роль мозжечка в когнитивном функционировании аналогична его контролю над целенаправленными двигательными навыками во время соверешения движений.
Исследования, касающиеся роли мозжечка в моторных побочных эффектах, наблюдаемых у пациентов с шизофренией, находящихся на терапии антипсихотическими препаратами, ограничены. Например, одно исследование показало снижение активности мозжечка у больных шизофренией с симптомами акатезии во время лечения оланзапином, однако не известно, как изменения функции мозжечка могут привести к этому осложению терапии нейролептиками. Меньший объем мозжечка в ASD можно объяснить уменьшением числа клеток Пуркинье; однако, количество клеток Пуркинье не отличаются у здоровых людей и пациентов с шизофренией. Это означает, что уменьшение объема мозжечка при шизофрении, возможно, связана с уменьшением или отсутствием различных его частей.
Атаксии у детей
Атаксия у детей — это нарушение координации движений, которое связано с поражением мозжечка, вестибулярного аппарата или спинного мозга. Возникает как наследственное заболевание, а также под влиянием инфекционных, токсических, дегенеративных церебральных поражений. Атаксия проявляется расстройствами статики, изменениями походки, неспособностью к точной и мелкой моторике. Для диагностики требуется полный неврологический осмотр, нейровизуализация (КТ, МРТ), электрофизиологические методики (ЭНМГ, вызванные потенциалы). Лечение включает устранение основной причины (если это возможно), общеукрепляющую терапию, ЛФК и физиотерапию.
МКБ-10
Общие сведения
Термин образован от греческого «ataxia», что в переводе значит «беспорядок». Атаксия может быть как синдромальным диагнозом при травматических и дегенеративных поражениях ЦНС, так и самостоятельным заболеванием, что наблюдается при ряде наследственных патологий у детей. Истинная частота проблемы неизвестна, поскольку вторичная атаксия (как симптом другой патологии) не учитывается в статистике. Наследственные формы относят к орфанным (редким) болезням.
Причины
Атаксии детского возраста в большинстве случаев ассоциированы с генетическими дефектами. Наследование мутаций происходит по аутосомно-доминантному (атаксия Пьера-Мари, Фридрейха), аутосомно-рецессивному (синдром Луи-Бар), Х-сцепленному (синдром Артса, FXTAS) или цитоплазматическому типу наследования. Основные причины приобретенных вариантов атаксии у детей:
Патогенез
В норме в поддержании равновесия и обеспечении слаженности движений участвуют мозжечковые структуры, лобные и височные зоны коры, вестибулярный аппарат и чувствительные волокна спинного мозга. Если на одном из этих уровней происходят нарушения, клинически они проявляются атаксией. Однако мышечная сила и объем движений сохранены, поскольку парез нехарактерен.
Чаще всего атаксические реакции у детей выявляются при поражении мозжечка, который состоит из 3 частей. Повреждение на уровне архицеребеллума вызывает нарушения равновесия по типу вестибулярной дисфункции, поражение мозжечкового червя сопровождается нарушениям ходьбы и поддержания устойчивой позы. Если повреждены мозжечковые полушария, возникают расстройства скоординированного движения конечностей.
Классификация
По клиническим признакам различают статическую форму, при которой у детей нарушается равновесие в неподвижном положении, и динамическую, характеризующуюся сложностями при выполнении движений. Условно можно разделить патологию на врожденную (наследственную) и приобретенную, которая выступает одним из признаков неврологического заболевания. С учетом локализации поражения выделяют 3 группы расстройств:
Симптомы атаксии у детей
Возраст манифестации клинических проявлений варьирует от первого года до подросткового периода. Весь промежуток детства (до 18 лет) считается ранним началом атаксии и указывает на вероятную генетическую причину, даже если в семье не было подобных случаев. В основном заболевание протекает хронически, постоянно прогрессирует, но некоторые приобретенные формы дают резкое ухудшение за пару месяцев.
Мозжечковая атаксия
Характерна неустойчивая шаткая походка (как по палубе корабля), которая дополняется неуклюжими и неловкими движениями. В раннем возрасте это не всегда вовремя диагностируется, поскольку незначительно выраженные отклонения родители списывают на нормальное становление походки. Типичный симптом — когда ребенок стоит, он широко расставляет ноги, а при сведении их вместе начинает раскачиваться.
Мозжечковая форма атаксии характеризуется невозможностью попасть пальцем по носу с закрытыми глазами, трудностями с выполнением чередующихся движений (сгибание-разгибание). Атаксия у детей сопровождается нарушениями речи: ребенок говорит невнятно, слишком отрывисто и по слогам, делает неправильные ударения и интонации (мозжечковая дизартрия). У школьников изменяется почерк, он становится крупным, небрежным, размашистым.
Вестибулярная атаксия
У ребенка развиваются расстройства ходьбы, стояния, однако мелкая моторика и согласованные движения конечностями при этом не страдают. Помимо двигательных расстройств, дети жалуются на головокружение, снижение слуха или шум в ушах, приступы тошноты и рвоты. При одностороннем поражении ребенку не удается идти прямо по заданной линии, он всегда отклоняется в стороны патологического очага.
Сенситивная атаксия
Типично нарушение ощущений в конечностях, из-за чего ребенку кажется, что он ходит по мягкой, проваливающейся поверхности. Внешне это проявляется чрезмерным сгибанием в коленных и тазобедренных суставах, «тяжелыми» шагами в попытке удержать равновесие. При ходьбе ребенок постоянно смотрит под ноги, при закрытии или отведении глаз атаксия усугубляется.
Осложнения
При грубых нарушениях координации и неспособности к точным целенаправленным движениям происходит инвалидизация. Ребенок не может учиться в обычной школе, затрудняется при выполнении простых бытовых действий и самообслуживании. В зависимости от причины атаксия дополняется другими неврологическими дефицитами, усугубляющими состояния больного. Вследствие нарушений нервно-мышечной регуляции у детей возможна прогрессирующая дыхательная недостаточность.
Диагностика
Основные данные для постановки диагноза детский невролог получает при физикальном осмотре пациента. Врач обращает внимание на характер и выраженность нарушений, проводит базовые пробы (поза Ромберга, пальценосовой тест). Для дифференцировки видов атаксии специалист оценивает глубокую чувствительность и сохранность рефлексов, проверяет речь и слух. С целью уточнения причины патологического состояния используются следующие методы диагностики:
Лечение атаксии у детей
Консервативная терапия
Специфическое лечение атаксии не разработано. Если она вызвана острым неврологическим заболеванием, нутритивным дефицитом или отравлением, проводится коррекция основной проблемы, после чего расстройства координации у детей уменьшаются или полностью исчезают. При объемных образованиях, врожденных церебральных аномалиях ребенку требуется консультация нейрохирурга для определения показаний к операции.
Детям назначают поддерживающее лечение витаминами, нейрометаболическими средствами, препаратами, которые улучшают функционирование митохондрий. Важное звено схемы лечения — регулярные занятия ЛФК, укрепляющие разные группы мышцы и уменьшающие проявления дискоординации. При необходимости применяется массаж, физиотерапевтические методики, логопедическая коррекция и медико-социальная реабилитация.
Экспериментальное лечение
Эффективные терапевтические методы находятся на стадии разработки. Известен успешный клинический опыт использования антидепрессантов и антиконвульсантов при наследственных формах заболевания у детей. Исследователи работают над созданием персонифицированной генной и клеточной терапии, которая могла бы помочь больным с наследственной атаксией. Перспективным считается применение мультипотентных стволовых клеток.
Прогноз и профилактика
Наследственные варианты патологии отличаются неуклонным прогрессированием, поэтому со временем состояние ребенка будет ухудшаться. Однако, современные методы поддерживающей терапии и реабилитации замедляют этот процесс и улучшают качество жизни. Прогноз приобретенных форм зависит от их причин. Основная профилактика — генетическое консультирование семей и пренатальная диагностика генных дефектов, если у родителей отягощен анамнез.
Мозжечковая дизартрия у детей
Обновлено 20 авг. 2020 г.
Дизартрия занимает второе место среди других речевых нарушений у детей. Возникает вследствие поражения мозжечка. Почти всегда диагностируется у детей с ДЦП. Мозжечковую дизартрию обязательно нужно лечить у невролога и логопеда — в этом случае прогнозы очень хорошие. В противном случае заболевание грозит осложнениями.
В статье мы поговорим о мозжечковой дизартрии (структуре дефекта), причинах развития болезни, ее коррекции и профилактике.
Характеристика мозжечковой дизартрии
Форма заболевания сопровождается такими признаками:
К перечисленным характеристикам мозжечковой дизартрии добавляются и признаки мозжечковой атаксии.
Мозжечковая дизартрия: структура дефекта
Мозжечок выполняет регулирующую функцию. Он отвечает за мышечный тонус, двигательные функции (равновесие, синхронизацию и координацию движений). Воздействует на артикуляционные и мимические мышцы, голосовые связки. Если же регулирующая функция органа нарушена, развивается мозжечковая форма дизартрии.
К речевым нарушениям добавляется и неврологическая симптоматика:
Такова особенность мозжечковой дизартрии (структуры дефекта): изолированно болезнь диагностируется редко.
Причины развития мозжечковой дизартрии
В основе заболевания — поражение червя мозжечка и полушарий, нарушение связи мозжечка с другими отделами центральной нервной системы. Эти нарушения могут спровоцировать такие факторы:
При диагностике заболевания сначала определяют причину его развития.
Симптомы мозжечковой дизартрии
Базовый признак нарушения — диспраксия речи. Для нее характерны:
Мозжечковая дизартрия (структура дефекта) проявляется и в особенностях голоса: его сила непостоянна, речевой поток толчкообразный.
Дети произносят многие звуки через нос. Протяжные гласные иногда говорят дрожащим голосом.
Еще один симптом мозжечковой дизартрии — смазанная речь, которая с трудом дается ребенку. В процессе вербального общения появляются вазомоторные реакции: кожа лица бледнеет или краснеет, потоотделение повышено. Он так устает от экспрессивной речи, что старается говорить кратко или по возможности промолчать.
Отмечают и такие характеристики мозжечковой дизартрии как шаткая походка, плохой почерк, плохая координация движений, дети с трудом пережевывают твердую пищу.
Осложнения мозжечковой дизартрии
Если заболевание не лечить, оно приводит к негативным последствиям. К ним относятся социальные, эмоциональные, личностные проблемы.
К социальным проблемам приводит смазанная речь, которая непонятна окружающим. Человеку тяжело налаживать социальные контакты, заводить друзей, работать в коллективе.
В свою очередь это приводит к личностным и психоэмоциональным проблемам. У человека снижается самооценка, развиваются невроз, депрессия, ипохондрия, он замыкается в себе, становится неуверенным, подавленным.
Еще одно осложнение — дисфагия, или нарушение глотания. Это уже угроза жизни, ведь при поперхивании пища может попасть в дыхательные пути, что чревато асфиксией.
Диагностика мозжечковой дизартрии
Заболевание требует комплексной диагностики маленького пациента. В ней принимают участие педиатр, невролог и логопед. В некоторых случаях малыша направляют к нейрохирургу, травматологу, онкологу, генетику.
Педиатр собирает анамнез, оценивает общее состояние здоровья малыша и направляет его к узким специалистам.
Невролог оценивает неврологический статус, направляет малыша на аппаратную диагностику — электронейрографию, МРТ головного мозга, электроэнцефалографию, электромиографию. В некоторых случаях проводят ИФА и ПЦР-диагностику, если к мозжечковой дизартрии привела инфекция.
На основании полученных данных невролог ставит диагноз, выявляет причину заболевания и назначает схему лечения.
Во-первых, назначают медикаментозную терапию нейропротекторными препаратами. В зависимости от фактора-провокатора болезни, могут назначить и другие лекарства. Цель медикаментозного лечения — устранить первичную причину болезни и ее последствия.
Во-вторых, физиопроцедуры. К ним относятся иглоукалывание, массаж, лечебные ванны, ЛФК, акупрессура, механотерапия, гирудотерапия.
Эффективны и альтернативные методы: арт-терапия, дельфинотерапия, психологическое консультирование.
Логопедическая работа при речевых нарушениях
Логопед оценивает строение органов речи, артикуляционную мускулатуру и дыхание, подвижность губ, гортани и языка, диагностирует устную речь (ее темп, четкость, артикуляцию) и письменную (разборчивость). На основании полученных данных разрабатывает план логопедической работы. Она ведется в нескольких направлениях.
Первое — артикуляционная и дыхательная гимнастика, логопедический массаж для плавности речи. Малыша нужно научить управлять своим голосом и дыханием, понимать, откуда берутся и как произносятся звуки.
Второе — ортофонические упражнения для овладения навыком правильного произношения звуков. Для этого сначала учат правильно выговаривать изолированные звуки, потом — в словах и предложениях.
Третье — работа над выразительностью речи. К этому этапу приступают после ее восстановления. Малыша учат расставлять акценты в речи (ударения), говорить четко, выбирать оптимальный темп повествования.
Логопед может дать комплекс упражнений, по которым родители будут дополнительно заниматься с малышом и дома.
Прогноз и профилактика мозжечковой дизартрии
Прогнозы на регресс заболевания хорошие. Но при условии своевременного и комплексного лечения.
Первое условие — нужно выявить причину болезни и направить терапию именно на ее устранение.
Второе условие — логопедическая работа, направленная на восстановление и улучшение речевых навыков.
Насколько будут выражены остаточные симптомы мозжечковой дизартрии, зависит от степени поражения мозжечка. Сложнее всего поддается лечению недуг, который развился на фоне онкологии или наследственных заболеваний.
Профилактика мозжечковой дизартрии у детей
Чтобы предупредить речевое нарушение, придерживайтесь ряда рекомендаций.
Выбирайте способ родоразрешения. Если в роддоме вам рекомендуют кесарево сечение как более безопасный вариант, прислушайтесь к акушерам. Если естественные роды могут навредить вашему малышу, не геройствуйте.
Обеспечьте безопасность ребенка. Все дети, которые научились ползать и ходить, падают, получают ушибы. Но ваша задача — максимально оградить дитя от серьезных травм. То же касается и нейроинфекций.
Ведите здоровый образ жизни. Еще на стадии планирования беременности и в период вынашивания плода откажитесь от спиртного, сигарет и наркотиков. Старайтесь создать вокруг себя благоприятный психоэмоциональный фон, избегать стрессов.
Консультируйтесь с генетиком. Беременных женщин планово направляют к генетику. Вы имеете право отказаться, но лучше сходите к врачу. А еще лучше обратитесь к нему на стадии планирования беременности. Особенно если у близких родственников или у вас имеются генетические заболевания.
Спасибо! Мы скоро свяжемся с вами
Оставьте заявку на бесплатное диагностическое занятие
- Познакомимся. Методист определит степень развития речи и проблемы, которые можно исправить. Покажем работу платформы и подберем подходящего специалиста для занятий.
Спасибо! Мы свяжемся с вами
Оставьте заявку на бесплатное диагностическое занятие
- Познакомимся. Методист определит степень развития речи и проблемы, которые можно исправить. Покажем работу платформы и подберем подходящего специалиста для занятий.
Мозжечок за что отвечает у детей
Ожидайте
Перезвоните мне
Ваш персональный менеджер: Маргарита
Ответственная и отзывчивая! 😊
Современная педагогика и психология обладает огромным арсеналом научных данных, среди которых особое место занимают нейронауки.
Бесплатные занятия с логопедом
Современная педагогика и психология обладает огромным арсеналом научных данных, среди которых особое место занимают нейронауки. Несмотря на то, что полного понимания процесса развития человеческого мозга у ученых пока нет, существует достаточное количество фактов, понимание которых может сильно облегчить жизнь родителей и специалистов, работающих с детьми.
Развитие мозга до и после рождения. Почему будущая мама должна хорошо питаться и избегать стрессов, а уже состоявшимся родителям стоит серьезнее относиться к досугу малыша
Развитие мозга начинается ещё до рождения крохи, а полностью взрослым учёные считают мозг людей старше двадцати лет. Самый сложноустроенный орган человека претерпевает множественные изменения, невероятно чувствителен к внешним воздействиям, а также во многом зависит от наследственных факторов. Как же развивается мозг человека?
Что происходит до рождения?
В момент, когда ваш малыш сделал первый вдох, его организм уже проделал огромную работу и заложил основу для всего будущего функционирования крохи. Несмотря на то, что размер его мозга увеличится ещё в 4 раза до своего полного созревания, основная масса нейронов в нём уже существует, а биохимия его уже отлажена.
Тот факт, что мозг, управляющий нашими чувствами, мыслями и способностями, формируется ещё в утробе матери, накладывает большую ответственность на беременных женщин. Нельзя недооценивать научные данные о том, что образ жизни, качество пищи и даже эмоциональное состояние женщины во время беременности имеет огромное влияние на развитие малыша.
Так, например, существуют явные доказательства, что стресс во время беременности нарушает формирование структуры трактов лимбической системы, которая, в свою очередь, ответственна за эмоциональные реакции будущего человека. Прием различных лекарств, в том числе безобидного на первый взгляд парацетамола, ученым удалось связать с гиперактивностью детей, а злоупотребление сахаром во время беременности сказалось на когнитивных способностях детей.
Мозг новорожденного. Какой он?
Уникальность человека в том, что его мозг огромен относительно остального тела, поэтому для прохождения родовых путей ребенок рождается слегка недоразвитым, а почти полного размера (около 80%) мозг достигает уже к трём годам. Вы наверняка знаете о родничке, мягкой зоне на голове новорожденного. Именно эта зона ответственна за возможность рождения человека естественным путём и того самого быстрого роста детского мозга.
Итак, ребенок рождается, а перед ним огромный мир и безумно сложно устроенное общество, в котором ему необходимо научиться жить самостоятельно как можно быстрее. Мозг малыша буквально создан для выучивания огромных объемов информации, ведь синапсы (соединения нервных клеток, которые являются основой всех знаний и умений) формируются гораздо быстрее, чем у взрослых и даже подростков.
Принцип формирования синапсов простой. Чем чаще определенная информация попадает к ребенку, тем более значимой считает её организм, соединение крепнет, а навык и память в этой сфере улучшается. Так жизненно важные навыки (например, речь и ходьба) остаются с малышом на всю жизнь, а случайные события с возрастом забываются. Тот же процесс характерен и для мозга взрослых, но скорость освоения информации у них существенно ниже.
Мозг ребенка жаждет новой информации и учится сортировать её по категориям важной и неважной. Именно поэтому дошкольникам важно регулярно и много контактировать с разнообразной средой. Благодаря балансу между различными активностями (творческими и развивающими занятиями, общением со старшими и сверстниками, игрой в одиночестве, нахождении в городе и на природе, на улице и в помещении и так далее) происходит гармоничное развитие малыша, ведь его мозг регулярно встречается с разнообразными ситуациями и учится адекватно реагировать на разные стимулы и решать разноплановые задачи.
Как растёт мозг?
Структура мозга меняется не только за счёт синапсов. Целые зоны мозга и нервные клетки новорожденного ещё не до конца сформировались к моменту появления малыша на свет.
Зрительная кора
Всем известно, что зоркие глаза малыши приобретают не сразу, а рождаясь едва различают границы предметов и цвета. Это происходит из-за того, что клетки зрительной коры развиваются и учатся распознавать образы перед собой в течения первых шести месяцев!
Удивительно, что даже с такой незрелой системой зрения (даже фокусироваться новорожденные почти не умеют), они уже умеют различать самый важный образ – человеческое лицо. Именно во время визуального контакта с мамой новорожденные тренируют свое зрение и учатся видеть мир.
Развитие органов зрения и зон мозга, отвечающих за зрительную информацию, начинается с визуального контакта с матерью. Специалисты по раннему развитию рекомендуют как можно больше смотреть на ребенка и разговаривать с ним, особенно во время кормления грудью, ведь этим несложным действием вы стимулируете развитие младенца.
Мозжечок
Еще со школьного курса биологии многие помнят, что мозжечок отвечает за развитие движений, к тому же участвует в работе памяти, внимания, освоении речи и даже формировании эмоций. Несложно догадаться, что гармоничное развитие этой важнейшей зоны мозга во многом зависит от достаточной физической активности ребенка. Начиная с переворачиваний и ползания и заканчивая спортивными кружками и занятиями танцами, умеренная физическая активность стимулирует активное развитие мозжечка. Чтобы понять, насколько необходимым является движение для благополучия ребенка, следует лишь упомянуть, что мозжечок увеличивается в три раза только за первый год жизни младенца.
Мозжечок, участвующий в огромном количестве мозговых процессов, развивается только в условиях адекватной физической нагрузки. Именно поэтому родителям младенцев важно давать своим детям возможность двигаться, ползать и хватать предметы вокруг, непременно пробуя их на зуб.
Миелинизация нейронов
Если представить, что нейроны – это провода организма, то миелинизация – это их качественная изоляция. Покрытие отростков клеток специальном веществом (миелином) позволяет нервной системе быстрее и точнее передавать сигналы. Именно из-за незавершенного процесса миелинизации младенцам сложнее обрабатывать информацию и быстро реагировать на изменения в окружении. По этой же причине они не могут совершать тонкие и сложные действия.
От простого к сложному
Решение всё более сложных задач становится по силам молодому мозгу благодаря достройке всё более сложных цепочек нейронов, а также настройке и автоматизации совместной работы этих цепочек. Правило простое: чем больше отдельных операций включает в себя задача, тем позже она станет доступна мозгу. Именно поэтому малыши сначала учатся переставлять ноги, а уже потом могут использовать ходьбу для того, чтобы добраться до нужного места или предмета.
Как создать оптимальные условия для гармоничного развития мозга ребенка?
Как вы уже поняли, несмотря на роль наследственности в развитии нервной системы детей, грамотно организованная среда имеет гораздо большее значение. В данном разделе мы бы хотели уделить внимание основным характеристикам по-настоящему развивающей среды, положительно воздействующей на гармоничное развитие мозга ребенка с рождения.
Социальное окружение
Стремление быть среди других людей заложено в нас на уровне инстинктов, поэтому неудивительно, что для нормального развития ребенку просто необходим контакт с другими людьми. Наш мозг претерпел множество изменений именно благодаря появлению культуры (например, у человека особенно развиты лобные доли, ответственные за произвольность и сложную обработку информации), поэтому и для его нормального развития ребенку просто необходимо общение с себе подобными. Широкий круг знакомств и возможность общаться со взрослыми и ровесниками в различных условиях стимулирует зоны мозга, ответственные за развитие речи, самоконтроль и эмоциональный интеллект.
Исследователи, изучающие работу мозга людей, которые в детстве были изолированы от общества, отметили, что даже во взрослом возрасте их мозг сильнее реагирует на стресс, более остро реагирует на критику, а также хуже поддаётся осознанному контролю.
Посещение развивающих занятий, вечера в кругу семьи, совместные прогулки с другими семьями и любые другие формы общения необходимы даже самым маленьким детям, ведь они стимулируют развитие мозга ребенка, вследствие чего улучшаются его коммуникативные и когнитивные способности.
Сбалансированное питание
Родителям важно помнить один очевидный факт: являясь органом человеческого организма, мозг нуждается в разнообразном и сбалансированном питании. Даже взрослый мозг очень сильно зависит от качества питания, а для детского мозга здоровая диета критически важна. Мы говорим как о достаточном количестве витаминов и минералов, так и о балансе белков, жиров и углеводов. В настоящий момент неврологи активно изучают влияние различного вида диет на развитие мозга детей, но уже сейчас есть доказательства связи повышенного потребления сахара и когнитивных нарушений у детей, а также пагубного влияния ожирения на работу мозга подростков.
Многие родители ударяются в крайности и вместо разнообразной диеты начинают кормить детей целыми горстями витаминных и минеральных добавок. Помните, что любые пищевые добавки и лекарства следует давать детям только после консультации с врачом и по результатам анализов. Здоровый рацион, включающий овощи, крупы, зелень, животный и растительный белок, растительные и животные жиры в умеренном количестве, а также максимальное исключение ненатуральных добавок и полуфабрикатов вполне достаточно для здорового питания.
Физическая активность
Мы уже писали, что физическая активность критически важна для здоровья детей. Старайтесь прививать у детей любовь к движению уже с первых месяцев жизни, используйте гимнастику для младенцев, позволяйте малышу ползать и трогать разные предметы, знакомьте его с разными поверхностями. Чуть позже смело включайте в распорядок дня физкультминутки, прогулки на свежем воздухе, игры в детских городках, занятия танцами, гимнастикой и интересным для малыша спортом. Старайтесь быть для ребенка примером и не снижайте и собственную физическую активность!
Новые впечатления – залог здоровья!
Мы много раз писали, что для ощущения стабильности, развития чувства времени и улучшения контроля детям важен достаточно жесткий распорядок дня. Тем не менее важно понимать, что содержание занятий должно меняться. Используйте разные виды творческих материалов, посещайте разные детские площадки и парки, ходите в гости, приглашайте другие семьи к себе, разучивайте новые песни и стихи. Новая информация стимулирует образование связей в мозге: чем больше у малыша было позитивного и разнообразного опыта в раннем возрасте, тем легче ему будет справляться с новыми задачами в более взрослом возрасте.
В каждой новой задаче наш мозг ищет сходства со своим прошлым опытом, этим он похож на поисковые системы в интернете. Представьте, что в детстве у каждого человека складывается своя база данных, и именно от её обширности зависит качество работы поисковой системы. Новые впечатления расширяют кругозор ребенка и делают его более успешным и адаптивным в старшем возрасте.
Избегайте травмирующих ситуаций
Сотни исследований доказали, что последствия детских травм затрагивают целые зоны мозга, нарушая их связи с другими участками и препятствуя нормальному процессу переработки информации, приводя к посттравматическим расстройствам, депрессии и другим нарушениям.
Выводы
Человеческий мозг – это самый сложный орган организма, неудивительно, что для его развития требуется не один год, а качество его функционирования зависит не только от генетических факторов, но и от особенностей окружающей среды. Понимание принципов развития мозга родителями, позволяет создать для ребенка оптимальную среду.