Мозжечок за что отвечает в организме ребенка
Мозжечок и психические расстройства
Кроме того, было показано, что мозжечок участвует в патогенезе многих психических расстройствах, включая расстройство гиперактивности дефицита внимания, расстройства аутистического спектра, шизофрению, биполярное расстройство, большое депрессивное расстройство и тревожные расстройства. Было высказано предположение, что двигательные, когнитивные и эмоциональные аномалии могут быть вызваны повреждением частей мозжечка, взаимодействущих с двигательной областью, префронтальной корой и лимбической системой соответственно. Некоторые авторы предполагают, что роль мозжечка в когнитивном функционировании аналогична его контролю над целенаправленными двигательными навыками во время соверешения движений.
Исследования, касающиеся роли мозжечка в моторных побочных эффектах, наблюдаемых у пациентов с шизофренией, находящихся на терапии антипсихотическими препаратами, ограничены. Например, одно исследование показало снижение активности мозжечка у больных шизофренией с симптомами акатезии во время лечения оланзапином, однако не известно, как изменения функции мозжечка могут привести к этому осложению терапии нейролептиками. Меньший объем мозжечка в ASD можно объяснить уменьшением числа клеток Пуркинье; однако, количество клеток Пуркинье не отличаются у здоровых людей и пациентов с шизофренией. Это означает, что уменьшение объема мозжечка при шизофрении, возможно, связана с уменьшением или отсутствием различных его частей.
Повреждение мозжечка, что такое мозжечок и как работает реабилитация при повреждении мозжечка?
Повреждение мозжечка встречается редко, но его последствия могут быть довольно серьезными. Чтобы помочь пациенту справиться с этим типом повреждения мозга, мы написали эту статью.
Что такое мозжечок?
Мозжечок (лат. «Маленький мозг») расположен в основании мозга, сразу за стволом мозга.
Однако, если эта область повреждена, то этот процесс нарушается, что затрудняет координацию мышц, или делает ее невозможной.
Помимо движения мышц, новые открытия показывают, что мозжечок имеет решающее значение для нескольких других функций, в том числе: Познание, изучение языка, баланс и равновесие, движение глаз, рефлексы. Это означает, что повреждение мозжечка может повлиять на все эти функции и многие другие.
Причины поражения мозжечка.
Многие люди с повреждением мозжечка ходят широкой шатающейся походкой. Это происходит потому, что повреждение мозжечка часто влияет на способность координировать движения мышц.
Как обсуждалось выше, мозжечок посылает тормозящие или возбуждающие сигналы различным группам мышц, чтобы вызвать движение.
Например, чтобы взять вилку, трицепс должен активироваться, чтобы вытянуть руку, а это значит, что ваша двуглавая мышца не может работать, пока это происходит. В противном случае ваш локоть согнется не в то время и вилка может упасть. Таким образом, мозжечок посылает тормозящие сигналы вашему бицепсу, позволяя трицепсу легко разгибать вашу руку.
Однако, когда мозжечок получает повреждение, изменяется время передачи сообщений от мозжечка к мышцам. Это может значительно усложнить все, от ходьбы до использования вилки. Это нарушение координации известно как апраксия.
Апраксия также может влиять на мышцы лица и даже язык, что может вызвать невнятную речь и глотание.
Проблемы с балансом
Повреждение мозжечка головного мозга также может привести к серьезным проблемам с балансом. Поскольку равновесие зависит от координации нескольких мышц одновременно, отсутствие координации может повлиять на равновесие человека при ходьбе, подъеме по лестнице или выходе из машины.
У вас могут быть проблемы с удержанием вертикального положения, когда вы сидите или стоите. Вы также можете почувствовать сильное головокружение.
Это может затруднить, а иногда и сделать невозможным определение направления движения объекта.
К сожалению, способов лечения этой проблемы не так уж и много. Иногда, когда мозжечок заживает, он уходит сам по себе.
В противном случае вам нужно будет изучить некоторые методы компенсации. Эрготерапевт может показать вам несколько полезных методов, которые позволят вам безопасно перемещаться по окружающей среде.
Проблемы с движением глаз (нистагм).
Отличительной особенностью поражения мозжечка головным мозгом являются проблемы с движением глаз. Из-за этого побочного эффекта глаз обычно совершает быстрые неконтролируемые движения, из-за чего ваше поле зрения может казаться рассеянным.
Это состояние известно как нистагм, и возникает из-за того, что мозг больше не может координировать движения глаз.
Характеристики нистагма в основном включают быстрые неконтролируемые движения глаз. Однако направление движения глаз у каждого человека может немного отличаться. Фактически, есть три основных типа движений, которые может испытывать человек с нистагмом после травмы головы:
Эти движения могут происходить в одном или обоих глазах.
Нистагм также может вызвать плохое зрение и сильное головокружение, хотя для большинства людей зрение не сильно страдает.
В прошлом многие ученые считали, что мозжечок не играет роли в высшем когнитивном мышлении.
Некоторые из областей, на которые влияет повреждение мозга мозжечка, включают:
Способность организовывать, планировать и инициировать действия (также называемая исполнительной дисфункцией )
Сочетание логопедических упражнений может помочь вам улучшить когнитивные функции.
Лечение последствий повреждения мозжечка.
Большинство последствий повреждения мозжечка головного мозга является результатом плохой связи между мозгом и мышцами. Из-за нанесенного повреждения сигналы, которые мозг посылает для координации движений, не достигают нужных мышц.
Когда вы выполняете задание, даже если вы не можете выполнить его идеально, ваш мозг в ответ формирует новые нейронные пути. После достаточного количества времени и практики новые пути становятся сильнее, и связь с вашими мышцами может частично восстановиться. Это позволяет вам снова координировать движение.
Удивительный случай доказывающий теорию нейропластичности
24-летняя женщина из провинции Шаньдун (Китай) обратилась с жалобами на головокружение и тошноту и была госпитализирована в больницу, где рассказала врачам, что всю жизнь боролась с равновесием. Когда врачи провели сканирование мозга, они сразу же заметили проблему: у женщины отсутствовал мозжечок.
Случай женщины представляет собой увлекательный пример нейропластичности, процесса, с помощью которого одна или несколько областей мозга адаптируются, чтобы компенсировать повреждение другой области мозга или потерю некоторых функций организма. К примеру если в силу каких либо причин повредился зрительный нерв, и нейроны, отвечающие за зрение, будут поглощены нейронами, связанными с другими когнитивными функциями. Это одна из причин, по которой слепые люди обладают отличной остротой звука.
А вот один случай из нашей практики.
В видео фрагменты занятий пациента после инсульта. Он начал выполнять упражнения для координации после трех лет с момента инсульта. В видео он сидит на балансировочной подушке. Его задача, попытаться удержать равновесие и выполнить определённые действия. В июле он, с трудом удерживает равновесие с открытыми глазами, с закрытыми падает. Не может повернуть голову в сторону, вытянуть руки. В сентябре, положительные изменения: нейропластичность в действии. Он может передавать предметы за спиной и шеей, поднимать и разводить руки в стороны, поворачивать голову и все это с закрытыми глазами. Соответственно объективные улучшения. Пациент стал уверенее проходить большие расстояния, если раньше его пугали скопления людей, и он мог упасть или что-то задеть, то сейчас этих проблем нет.
Заключение
Повреждение мозжечка может вызвать серьезные проблемы с координацией мышц. К счастью, выздоровление возможно.
Ключ к исцелению после любого повреждения головного мозга- задействовать нейропластичность вашего мозга. Если вы хотите добиться прогресса, вам нужно поддерживать свое тело и ум активными.
Если вы обязуетесь выполнять лечебные упражнения каждый день, вы должны начать замечать некоторые улучшения в вашем балансе, координации и когнитивных навыках, в зависимости от того, насколько серьезным было ваше повреждение.
Мозжечковая дизартрия у детей
Обновлено 20 авг. 2020 г.
Дизартрия занимает второе место среди других речевых нарушений у детей. Возникает вследствие поражения мозжечка. Почти всегда диагностируется у детей с ДЦП. Мозжечковую дизартрию обязательно нужно лечить у невролога и логопеда — в этом случае прогнозы очень хорошие. В противном случае заболевание грозит осложнениями.
В статье мы поговорим о мозжечковой дизартрии (структуре дефекта), причинах развития болезни, ее коррекции и профилактике.
Характеристика мозжечковой дизартрии
Форма заболевания сопровождается такими признаками:
К перечисленным характеристикам мозжечковой дизартрии добавляются и признаки мозжечковой атаксии.
Мозжечковая дизартрия: структура дефекта
Мозжечок выполняет регулирующую функцию. Он отвечает за мышечный тонус, двигательные функции (равновесие, синхронизацию и координацию движений). Воздействует на артикуляционные и мимические мышцы, голосовые связки. Если же регулирующая функция органа нарушена, развивается мозжечковая форма дизартрии.
К речевым нарушениям добавляется и неврологическая симптоматика:
Такова особенность мозжечковой дизартрии (структуры дефекта): изолированно болезнь диагностируется редко.
Причины развития мозжечковой дизартрии
В основе заболевания — поражение червя мозжечка и полушарий, нарушение связи мозжечка с другими отделами центральной нервной системы. Эти нарушения могут спровоцировать такие факторы:
При диагностике заболевания сначала определяют причину его развития.
Симптомы мозжечковой дизартрии
Базовый признак нарушения — диспраксия речи. Для нее характерны:
Мозжечковая дизартрия (структура дефекта) проявляется и в особенностях голоса: его сила непостоянна, речевой поток толчкообразный.
Дети произносят многие звуки через нос. Протяжные гласные иногда говорят дрожащим голосом.
Еще один симптом мозжечковой дизартрии — смазанная речь, которая с трудом дается ребенку. В процессе вербального общения появляются вазомоторные реакции: кожа лица бледнеет или краснеет, потоотделение повышено. Он так устает от экспрессивной речи, что старается говорить кратко или по возможности промолчать.
Отмечают и такие характеристики мозжечковой дизартрии как шаткая походка, плохой почерк, плохая координация движений, дети с трудом пережевывают твердую пищу.
Осложнения мозжечковой дизартрии
Если заболевание не лечить, оно приводит к негативным последствиям. К ним относятся социальные, эмоциональные, личностные проблемы.
К социальным проблемам приводит смазанная речь, которая непонятна окружающим. Человеку тяжело налаживать социальные контакты, заводить друзей, работать в коллективе.
В свою очередь это приводит к личностным и психоэмоциональным проблемам. У человека снижается самооценка, развиваются невроз, депрессия, ипохондрия, он замыкается в себе, становится неуверенным, подавленным.
Еще одно осложнение — дисфагия, или нарушение глотания. Это уже угроза жизни, ведь при поперхивании пища может попасть в дыхательные пути, что чревато асфиксией.
Диагностика мозжечковой дизартрии
Заболевание требует комплексной диагностики маленького пациента. В ней принимают участие педиатр, невролог и логопед. В некоторых случаях малыша направляют к нейрохирургу, травматологу, онкологу, генетику.
Педиатр собирает анамнез, оценивает общее состояние здоровья малыша и направляет его к узким специалистам.
Невролог оценивает неврологический статус, направляет малыша на аппаратную диагностику — электронейрографию, МРТ головного мозга, электроэнцефалографию, электромиографию. В некоторых случаях проводят ИФА и ПЦР-диагностику, если к мозжечковой дизартрии привела инфекция.
На основании полученных данных невролог ставит диагноз, выявляет причину заболевания и назначает схему лечения.
Во-первых, назначают медикаментозную терапию нейропротекторными препаратами. В зависимости от фактора-провокатора болезни, могут назначить и другие лекарства. Цель медикаментозного лечения — устранить первичную причину болезни и ее последствия.
Во-вторых, физиопроцедуры. К ним относятся иглоукалывание, массаж, лечебные ванны, ЛФК, акупрессура, механотерапия, гирудотерапия.
Эффективны и альтернативные методы: арт-терапия, дельфинотерапия, психологическое консультирование.
Логопедическая работа при речевых нарушениях
Логопед оценивает строение органов речи, артикуляционную мускулатуру и дыхание, подвижность губ, гортани и языка, диагностирует устную речь (ее темп, четкость, артикуляцию) и письменную (разборчивость). На основании полученных данных разрабатывает план логопедической работы. Она ведется в нескольких направлениях.
Первое — артикуляционная и дыхательная гимнастика, логопедический массаж для плавности речи. Малыша нужно научить управлять своим голосом и дыханием, понимать, откуда берутся и как произносятся звуки.
Второе — ортофонические упражнения для овладения навыком правильного произношения звуков. Для этого сначала учат правильно выговаривать изолированные звуки, потом — в словах и предложениях.
Третье — работа над выразительностью речи. К этому этапу приступают после ее восстановления. Малыша учат расставлять акценты в речи (ударения), говорить четко, выбирать оптимальный темп повествования.
Логопед может дать комплекс упражнений, по которым родители будут дополнительно заниматься с малышом и дома.
Прогноз и профилактика мозжечковой дизартрии
Прогнозы на регресс заболевания хорошие. Но при условии своевременного и комплексного лечения.
Первое условие — нужно выявить причину болезни и направить терапию именно на ее устранение.
Второе условие — логопедическая работа, направленная на восстановление и улучшение речевых навыков.
Насколько будут выражены остаточные симптомы мозжечковой дизартрии, зависит от степени поражения мозжечка. Сложнее всего поддается лечению недуг, который развился на фоне онкологии или наследственных заболеваний.
Профилактика мозжечковой дизартрии у детей
Чтобы предупредить речевое нарушение, придерживайтесь ряда рекомендаций.
Выбирайте способ родоразрешения. Если в роддоме вам рекомендуют кесарево сечение как более безопасный вариант, прислушайтесь к акушерам. Если естественные роды могут навредить вашему малышу, не геройствуйте.
Обеспечьте безопасность ребенка. Все дети, которые научились ползать и ходить, падают, получают ушибы. Но ваша задача — максимально оградить дитя от серьезных травм. То же касается и нейроинфекций.
Ведите здоровый образ жизни. Еще на стадии планирования беременности и в период вынашивания плода откажитесь от спиртного, сигарет и наркотиков. Старайтесь создать вокруг себя благоприятный психоэмоциональный фон, избегать стрессов.
Консультируйтесь с генетиком. Беременных женщин планово направляют к генетику. Вы имеете право отказаться, но лучше сходите к врачу. А еще лучше обратитесь к нему на стадии планирования беременности. Особенно если у близких родственников или у вас имеются генетические заболевания.
Спасибо! Мы скоро свяжемся с вами
Оставьте заявку на бесплатное диагностическое занятие
- Познакомимся. Методист определит степень развития речи и проблемы, которые можно исправить. Покажем работу платформы и подберем подходящего специалиста для занятий.
Спасибо! Мы свяжемся с вами
Оставьте заявку на бесплатное диагностическое занятие
- Познакомимся. Методист определит степень развития речи и проблемы, которые можно исправить. Покажем работу платформы и подберем подходящего специалиста для занятий.
Мозжечок за что отвечает в организме ребенка
Если говорить именно о дисфункциях мозжечка, то в изолированном виде, они встречаются крайне редко.
Мозжечковая дисфункция может быть следствием врожденных или приобретенных патологий мозжечка.
Симптомы мозжечковой дисфункции обычно включают атаксию. Кроме того, нарушение функций мозжечка может включать следующие характеристики:
Методы мозжечковой стимуляции и программы упражнений
Мозжечковая стимуляция – это комплекс коррекционно-развивающих методик, направленных на восстановление или тренировку функций стволовых структур мозга и, непосредственно, мозжечка.
Самые актуальные программы мозжечковой стимуляции на сегодняшний день это:
Строение мозжечка и его влияние на психические функции человека
Мозжечок — отдел головного мозга, который участвует в регуляции всех двигательных, произвольных и непроизвольных, актов человека, тонуса его мышц, координации движений, поддержании равновесия и определенной позы. Мозжечок оказывает своё влияние через ядерные образования среднего и продолговатого мозга, а также с помощью двигательных нейронов спинного мозга. По своей сути, мозжечок – диспетчер головного мозга, поскольку он связан и взаимодействует со всеми зонами мозга, перерабатывает всю информацию, поступающую от органов чувств. Мозжечок играет большую роль в интегративной работе головного мозга, в связи с чем, адекватное функционирование мозжечка и связанного с ним мозолистого тела с тремя парами ножек очень важно для реализации высших психических функций человека.
На протяжении долгого времени считалось, что мозжечок – это структура мозга, которая регулирует именно координацию, равновесие, движения глаз, несмотря на накопленный в клинических исследованиях опыт, говорящий о том, что патологии мозжечка имеют непосредственную связь с такими заболеваниями как шизофрения, аутизм, некоторые виды деменции. В настоящее время, ученые считают, что мозжечок оказывает влияние и на интеллектуальные процессы, в частности, некоторые аспекты памяти, мышление, речь, и даже эмоционально-волевую сферу человека.
История создания программы мозжечковой стимуляции Фрэнка Бильгоу «Learning Breakthrough Programm» с использованием оборудования Balametrics
На сегодняшний день самой известной и наиболее часто применяемой методикой мозжечковой стимуляции является программа американского ученого, доктора педагогических наук, Ф.Бильгоу Learning Breakthrough с использованием оборудования Balametrics, которая была разработана в США более 30 лет назад. Она стала результатом многолетних исследований Фрэнка Бильгоу при поддержке ученых НАСА.
Работая со школьниками, доктор Бильгоу обратил внимание на взаимосвязь хорошей успеваемости и наличие физической активности, направленной на развитие координации, равновесия, тренировки зрительно-моторной координации. Кроме того, Фрэнк Бильгоу сформулировал принцип, гласивший, что любое действие человека влияет на функционирование его мозга. Регулярная и организованная деятельность, совершающаяся с целью совершенствования своих возможностей, развивает структуры мозга.
Методика мозжечковой стимуляции доктора Бильгоу называется так же «Прорыв в обучении» и помогает детям со всего мира справляться со школьной неуспеваемостью, дефицитом внимания, проблемами письма и чтения, в частности.
Суть методики мозжечковой стимуляции Learning Breakthrough Programm
Методика мозжечковой стимуляции Learning Breakthrough с применением специального комплекса оборудования Balametrics представляет собой серии упражнений и включает следующие этапы коррекционно-развивающей работы:
В зависимости от модификации методики мозжечковой стимуляции, оборудование может дополняться:
Занятия на балансировочной доске для мозжечковой стимуляции
Как выглядит занятие с использованием оборудования Balametrics?
Ребенок стоит на доске определенным образом и по команде специалиста совершает различные действия, используя перечисленное выше оборудование. Примером упражнений для мозжечковой стимуляции могут быть такие задания: перекидывание мешочка из одной руки в другую, отталкивание мячика на веревке по нужной траектории или попадание резиновым мячиком-попрыгунчиком в определенную серию чисел на деревянной доске с цифрами.
Мозжечок за что отвечает в организме ребенка
С точки зрения анатомического расположения мозжечок непосредственно примыкает к стволу мозга и соединен с ним с помощью своих трех ножек.
• В коре и ядрах мозжечка содержатся ганглионар-ные клетки, которые осуществляют функцию переработки информации и отправки импульсов.
• Информация о положении частей тела и активности мышц поступает в мозжечок через нижнюю ножку мозжечка (corpus restiforme) и частично через верхнюю ножку мозжечка (brachium conjunctivum).
• Вестибулярные импульсы, несущие информацию о положении головы в пространстве и ее движениях, поступают в мозжечок через нижнюю ножку.
• Импульсы, поступающие из большого мозга и имеющие переключение в ядрах моста, попадают в мозжечок через среднюю ножку мозжечка (brachium pontis).
• Информация, которая перерабатывается в коре мозжечка, проходит в виде импульсов через ядра мозжечка (и оливы), через верхнюю ножку к красному ядру и вентралатеральному ядру таламуса противоположной стороны. После переключения в таламусе и красном ядре эти импульсы достигают коры больших полушарий или через руброспинальный тракт передних рогов спинного мозга попадают в мышцы. Таким образом, мозжечок включен в систему регуляции, обеспечивающую гармоничность и скоординированность движений.
Эти структуры представлены на рисунке. Они отвечают за поступление информации, с одной стороны, о двигательных импульсах, с другой — о состоянии двигательного аппарата, позволяя мозжечку постоянно проводить сравнительный анализ плана движения с его осуществлением и контролировать двигательную функцию с помощью механизма обратной связи. Отдельные части тела имеют в коре мозжечка топическое представительство. Мозжечок снабжается кровью из ветвей позвоночной и основной артерий (задняя нижняя, передняя нижняя и верхняя артерии мозжечка).
Синдромы поражения мозжечка характеризуются следующими общими признаками:
• снижением тонуса мышц;
• отклонением произвольных движений от гармоничной идеальной линии;
• нарушением автоматических движений.
В отдельных случаях могут наблюдаться следующие симптомы:
• диссинергия (отсутствие координации участвующих в движении мышц или групп мышц):
• дисметрия (нарушение способности правильно определять необходимую амплитуду и темп движения);
• атаксия (нарушение гармоничной отлаженной работы мышц для достижения цели движения, следствием чего является отсутствие точности и плавности движения);
• интенционный тремор (нарастающее отклонение от основной линии движения по мере приближения к цели движения);
• патологический ребаунд-феномен (если внезапно сопротивление, направленное против группы напряженных мышц, исчезает, мышцы-антагонисты не успевают «включиться» для торможения избыточного движения);
• дисдиадохокинез (быстрые и плавные последовательные движения мышц-агонистов и антагонистов становятся невозможными);
• гипотония (выявляется при пассивных движениях, например «потряхивании» конечности);
• отклонение в позиционной пробе и промахивание в пробе Барани на стороне очага;
• неуверенность при стоянии в позе Ромберга;
• туловищная атаксия в положении сидя;
• неуверенная походка с широко расставленными ногами;
• нистагм (особенно установочный нистагм на стороне поражения);
• нарушение речи в виде обрывочной, скандированной речи.
К наиболее частым этиологическим факторам поражения мозжечка относятся:
• дегенеративные заболевания — системные атрофии, например оливопонтоцеребеллярная атрофия;
• генетически детерминированные нарушения обмена веществ (например, атаксия-телеангиэктазия Луи-Бар, болезнь Хартнапа, пароксизмальная на следственная атаксия, абеталипопротеинемия или болезнь Бассена—Корнцвейга, ганглиозидоз при недостаточности гексозаминидазы А);
• инфекционные заболевания, например инфекционный мононуклеоз (форма острой мозжечковой атаксии детского возраста), куру (медленная вирусная инфекция);
• острые отравления с преходящим поражением мозжечка (например, дифенилгидантоином);
• приобретенные нарушения обмена веществ, например гиперкальциемия или холестаз, или состояние после резекции тонкого кишечника, сопровождаемое недостаточностью витамина Е;
• симптоматическая атрофия (коры) мозжечка при токсическом повреждении (например, алкоголем, дифенилгидантоином, органическими солями ртути), при мальабсорбции, например, вследствие спру, при парапротеинемии или при злокачественных опухолях (особенно карциноме бронхов);
• рассеянный склероз (очаги в веществе мозжечка или его проводящих путях);
• редко — нарушения кровообращения и массивные кровоизлияния в мозжечок;
• очаги в области перехода от верхней к средней трети ножки моста, поражение мозжечка развивается внезапно и сопровождается гемипарезом;
• опухоли (медуллобластома и спонгиобластома [астроцитома мозжечка] у подростков, глиома, опухоли мостомозжечкового угла);
• абсцесс;
• описаны также ремиттирующие формы поражения мозжечка, отдельные случаи при рассеянном склерозе и более частые — при семейной эпизодической атаксии.