Мпс что за предмет
Мпс что за предмет
муфта полиэтиленовая соединительная
во мн. ч. дисциплина
образование и наука
Министерство путей сообщения СССР
с 1946 по 20 января 1992
ранее: НКПС
после: МПС России
магнитный пеленг самолёта
Словари: Словарь сокращений и аббревиатур армии и спецслужб. Сост. А. А. Щелоков. — М.: ООО «Издательство АСТ», ЗАО «Издательский дом Гелеос», 2003. — 318 с., С. Фадеев. Словарь сокращений современного русского языка. — С.-Пб.: Политехника, 1997. — 527 с.
Словарь: С. Фадеев. Словарь сокращений современного русского языка. — С.-Пб.: Политехника, 1997. — 527 с.
Словарь: С. Фадеев. Словарь сокращений современного русского языка. — С.-Пб.: Политехника, 1997. — 527 с.
международная платёжная система
международный производственный секретариат
отраслевое объединение профсоюзов МКСП
машинная путевая станция
Словари: Словарь сокращений и аббревиатур армии и спецслужб. Сост. А. А. Щелоков. — М.: ООО «Издательство АСТ», ЗАО «Издательский дом Гелеос», 2003. — 318 с., С. Фадеев. Словарь сокращений современного русского языка. — С.-Пб.: Политехника, 1997. — 527 с.
Международная палата по судоходству
Словарь: С. Фадеев. Словарь сокращений современного русского языка. — С.-Пб.: Политехника, 1997. — 527 с.
Словарь: С. Фадеев. Словарь сокращений современного русского языка. — С.-Пб.: Политехника, 1997. — 527 с.
Министерство путей сообщения Российской Федерации
с 20 января 1992 по 9 марта 2004
ранее: МПС СССР
после: Минтранссвязи
Словарь: С. Фадеев. Словарь сокращений современного русского языка. — С.-Пб.: Политехника, 1997. — 527 с.
Словарь: С. Фадеев. Словарь сокращений современного русского языка. — С.-Пб.: Политехника, 1997. — 527 с.
методика преподавания сольфеджио
название учебной дисциплины
муз., образование и наука
Межрегиональный продовольственный союз
Москва, организация, строительство
Митсубиси Паджеро спорт
митральный порок сердца
максимальная произвольная сила
Международная парламентская стипендия
стипендиальная программа
нем.: Internationales Parlaments-Stipendium, IPS
Московский полиграфический союз
маломерное плавательное средство
Межрегиональный промышленный союз
механическая противоугонная система
морская подвижная служба
Полезное
Смотреть что такое «МПС» в других словарях:
МПС РФ — МПС России МПС МПС РФ Министерство путей сообщения Российской Федерации с 20 января 1992 по 9 марта 2004 ранее: МПС СССР после: Минтранссвязи http://www.mps.ru/ гос., РФ МПС России … Словарь сокращений и аббревиатур
мпс — МПС, аббрев. Мой Правый Сосед (аббревиатура употребляется, когда надо, чтобы присутствующий не понял, что речь идет о нем). Ср. общеупотр. аббрев. «мпс » Министерство путей сообщения … Словарь русского арго
МПС — метод пространственных сейсмозондирований. Геологический словарь: в 2 х томах. М.: Недра. Под редакцией К. Н. Паффенгольца и др.. 1978 … Геологическая энциклопедия
МПС Э и Э — микропроцессорные системы, электроника и электротехника кафедра образование и наука, техн … Словарь сокращений и аббревиатур
МПС — магнитный пеленг самолёта машинная путевая станция машинопрокатная станция Международная палата по судоходству Международный производственный секретариат (отраслевое объединение профсоюзов) Межпарламентский союз мочеполовая система… … Словарь сокращений русского языка
МПС РФ — Министерство путей сообщения Российской Федерации … Словарь сокращений русского языка
МПС России — МПС МПС РФ Министерство путей сообщения Российской Федерации с 20 января 1992 по 9 марта 2004 ранее: МПС СССР после: Минтранссвязи http://www.mps.ru/ гос., РФ МПС России … Словарь сокращений и аббревиатур
МПС СССР — МПС МПС СССР Министерство путей сообщения СССР с 1946 по 20 января 1992 ранее: НКПС после: МПС России гос., СССР … Словарь сокращений и аббревиатур
МПС СССР — Министерство путей сообщения орган государственного управления в Российской империи, СССР и Российской Федерации (до 9 марта 2004 года), обеспечивавший проведение единой политики с сфере водного, сухопутного и железнодорожного транспорта, а… … Википедия
Введение в курс МПС. 1 урок
Современное общество, образование и профессия человека. Почему человек интересуется своим будущим? Профессиональное самоопределение личности и выбор профессии. Основные компоненты процесса самоопределения: «хочу», «могу», «надо» и необходимость их соотнесения при выборе проф. деятельности в условиях Сибирского региона и Новосибирской области.
Просмотр содержимого документа
«Введение в курс МПС. 1 урок»
Введение в курс МПС
Знакомство учащихся с житейским способом выбора профессий, с основными компонентами процесса самоопределения.
Информирование о качествах, присущих людям тех или иных профессий.
Помощь в определении своих интересов и способностей.
Провести игру: «‘Назови профессии или специальности на заданные буквы'».
Изучить житейский метод выбора профессии, основные компоненты самоопределения.
Провести игру: «Угадай профессию».
Выявить и перечислить профессиональные качества.
Оборудование: карточки с названиями профессий.
/. Организация начала занятия (1 мин.):
Проверка готовности учащихся к уроку
//. Постановка целей (2 мин.)
///. Изложение нового материала с профориентационными играми (40 мин.)
В вашем возрасте это сделать нелегко. Помочь вам могут ваши родители, старшие братья и сестры, друзья, люди, к мнению которых вы прислушиваетесь, которые служат вам примером.
При выборе профессии существует множество нюансов. Можно применить целую научно разработанную систему, состоящую из нескольких способов поиска.
Сегодня мы с вами познакомимся с некоторыми из них.
А для начала проведем игровую разминку. Я предлагаю вам разделиться на две команды.
(Деление на команды повышает активность учащихся)
Игра первая: на доске написаны буквы: К, Р, Ф, П
Надо придумать профессии или специальности, начинающиеся на эти буквы. Чья команда это сделает лучше?
Контролер Разведчик Фрезеровщик Проводник
Киноартист Рыбак Фотограф Плотник
Крановщик Редактор Фигурист Пилот
Кочегар Радиоведущий Фармацевт Пожарный
Киномеханик Рентгенолог Фтизиатр Полицейский
Космонавт Радист Фокусник Полярник
Кабельщик Репортер Фотомодель Пограничник
Кровельщик Фотокорреспондент Печник
Вторая игра: «САМАЯ-САМАЯ «. А теперь вы ответите на вопросы с элементами юмора.
Самая денежная (банкир, профессиональные теннисисты, боксеры, модель. )
Самая волосатая (парикмахер. )
Самая детская (воспитатель, педиатр, учитель. )
Самая неприличная (венеролог, ассенизатор. )
Самая смешная (клоун, пародист. )
Самая общительная (журналист, экскурсовод, тренер, учитель, массовик-затейник. )
Самая серьезная (сапер, хирург, разведчик, милиционер, политик, психолог. )
Играя, мы освежили свою память и вспомнили множество разнообразных профессий и специальностей. Возможно необычных для нашего региона, но востребованных в стране и мире.
Давайте мы выясним, почему же так происходит и что влияет на наш выбор.
Само слово житейский говорит за себя. Это не научный специфический подход, а то, чем люди руководствуются в повседневной жизни, исходя из существующих обстоятельств, своего опыта и возможностей.
Итак, что же мы должны учитывать при выборе профессии, следуя этому методу?
Востребованность на рынке труда.
Требования к умственным и физическим способностям, здоровью (космонавт, водолаз).
Нервно-эмоциональная напряженность (милиционер, учитель, МЧС, шахтер).
Образованность (врач, учитель, психолог, ученый).
Возможность проявить творчество (художник, поэт, танцор, дизайнер, парикмахер,
портной).
Положительное влияние па семейную жизнь.
Общение в труде (работа в коллективе или индивидуальная работа).
Возможность карьерного роста (важно или не важно).
В нашем регионе большую роль играет пункт: ‘»востребованность на рынке труда'».
Вот именно поэтому вы и не мечтаете, стать полярниками и балетмейстерами, а выбираете более знакомые вам профессии.
Лучшее, что можно сделать для каждого из вас, – пригласить в твое Будущее. Да, именно в Будущее. Наверное, «приглашение в Будущее» звучит несколько странно. Оно ведь приходит в нашу жизнь само, без приглашений. Утром открыл глаза – и получил его в готовом виде, автоматически. Приехал в него, как на поезде, катящемся по рельсам, проложенным из… Из чего? Откуда в нашей жизни обычно появляется Будущее?
На бытовом уровне это знакомо каждому из нас. Открывая глаза утром, ты просыпаешься не в вакууме, не в космосе, не в пустоте. Есть некая реальность, которая вползла в «сегодня» из «вчера» и уже ждет тебя. Проснувшись, ты знаешь, кто ты, где работаешь, куда тебе сегодня идти, кто твой начальник и чего ожидать от окружающих. Все это ты получил из «вчера», мы действуем автоматически, не задумываясь и упуская множество других возможностей, так, как привычно и, стало быть, удобно.
Помните, как начинается «Винни-Пух»?
«Ну вот, перед вами Винни-Пух. Как видите, он спускается по лестнице вслед за своим другом Кристофером Робином, головой вниз, пересчитывая ступеньки собственным затылком: бум-бум-бум. Другого способа сходить с лестницы он пока не знает. Иногда ему, правда, кажется, что можно было бы найти какой-то другой способ, если бы он только мог на минутку перестать бумкать и как следует сосредоточился. Но, увы, сосредоточиться-то ему и некогда.»
Привычка закрывает иные возможности. Не то чтобы их нет – мы их не видим. Существует очень показательная известная история на этот счет.
Один рыбак измерял пойманную рыбу линейкой, а затем самую крупную бросал обратно в воду. Удивленный прохожий спросил его:
– Почему ты самую большую, жирную и вкусную рыбу выбрасываешь, а мелкую, сухонькую, никакую забираешь себе?
– У меня дома одна сковородка! Размер ее – точно с эту линейку. Большая и вкусная рыба не помещается на моей сковородке.
Кто заставляет нас выкидывать самую большую рыбу? Никто. Мы сами проходим мимо самых вкусных и жирных возможностей в своей жизни, не замечая их или отказываясь от них, поскольку наш прошлый опыт (размер имеющейся сковородки) диктует высоту планки, которую мы себе устанавливаем. Возможностей в этом мире – миллион, и мы их вычеркиваем, иногда даже не отдавая себе в этом отчета.
Вернемся к приглашению в Будущее, которое прозвучало ранее. Ясное дело, когда я говорю, что приглашаю
вас в Будущее, то не имеем в виду то Будущее, что уже предопределено твоим Прошлым, тем, что создается в данный момент, в данный месяц, год. Поэтому очень важно не забывать, что современное общество не будет видеть вас без образования и без профессии.
Давайте вспомним, о чем говорит формула выбора профессии: «Хочу – Могу – Надо», которую мы разбирали в восьмом классе?
Вот лучший совет, который можно дать юношеству: «Найди что-нибудь, что тебе нравится делать, а потом найди кого-нибудь, кто будет тебе за это платить».
Как в этом совете воплощается формула?
А теперь давайте отдохнем и поиграем в «Угадай профессию «.
Желающим я раздам карточки с указанной там профессией. Показывать содержимое карточки одноклассникам нельзя.
Задание: необходимо изобразить профессию, указанную в карточке при помощи жестов и мимики, без слов. Команды должны угадать, какую профессию им демонстрируют.
Прилагаемый список профессий:
Плотник, пилот, жонглер, штукатур, доярка, швея, врач, художник и т.д.
Давайте настроимся на серьезную работу.
Каждая профессия требует набора определенных качеств, которыми должен обладать представитель данной профессии.
Сейчас мы выясним качества, присущие тем профессиям, которые чаще всего выбирают выпускники нашей школы. (Учащиеся самостоятельно анализируют и перечисляют качества заданных профессий. Запись осуществляется учителем на доске.)
ВРАЧ УЧИТЕЛЬ ЮРИСТ ЭКОНОМИСТ
Гуманность Любовь к детям Честность Терпение
Тактичность Гуманность Порядочность Собранность
Интуиция Образованность Эрудированность Информированность
Мпс что за предмет
Для этой игры все (кроме водящего) должны сидеть в круге. Задача водящего – отгадать, что такое МПС. Можно сразу сказать водящему, что это – человек, а можно дать возможность самому об этом догадаться. Вопросы в этой игре можно задавать любые, не только те, на которые можно отвечать «да» или «нет». Лучше, если один вопрос задается нескольким людям. Как только водящий догадается, что МПС – это о каком-то человеке, наступает самая смешная часть – у одного сидящего МПС будет девочка, у другого – мальчик, у третьего – учитель; у одного с голубыми глазами, у второго – с карими. Редко кому удается отгадать, что же такое МПС, но после этой игры общая добрая атмосфера в группе обеспечена. Ясно, что в одном коллективе в эту игру можно играть лишь однажды. Однако если этот коллектив «открытый», например – разновозрастная группа школьников, занимающихся в одном туристическом клубе, где всегда есть старожилы и новички, в нее вполне можно играть один раз за поход. Совет. Водящим в этой игре стоит выбирать «интеллектуала» – человека, который уверен в своих умственных способностях. Особенно полезна игра для ребят, которые становятся отличниками за счет хорошей памяти. Дело в том, что школьное урочное пространство редко создает для них ситуации дискомфорта. Им кажется, что всегда они будут такими же успешными, как на уроках, просто потому, что могут запомнить все что угодно. Скорее всего эти ребята не догадаются, что такое МПС, но обязательно задумаются, почему им не удалось этого сделать. Они, конечно же, захотят развить новое для себя качество, которое так необходимо в жизни – логическое и креативное мышление. Это поможет им и в дальнейшей учебе.
Ведущих в этой игре два – один объясняет правила всем играющим, а другой «жертве». Именно жертве, т.к. этому игроку придется изрядно попотеть. Жертва должна отгадать якобы загаданного человека из остальных играющих, для этого она задает разные наводящие вопросы по кругу каждому, на что все должны отвечать только «да» или «нет». Основной прикол игры заключается в том, что играющие говорят каждый про своего правого соседа и никого не загадывают. Увидите, каково будет лицо «жертвы», когда на вопрос, например, «носит или нет очки» получит ответ и «да», и «нет». Задача жертвы отгадать эту фишку.
Нужно группе, задавая по кругу друг другу вопросы, догадаться, что такое МПС. На самом деле, это «мой правый сосед». Несколько человек в кругу должны знать это, чтобы остальным постепенно становилось понятно.
Когда участники становятся в круг, ведущий объявляет, что все сейчас будут играть в игру, которая называется МПС. Выбирается водящий, которому говорится, что сейчас будет загадан человек, которого надо отгадать. Водящий имеет право задавать всем участникам любые (кроме прямого) вопросы о загаданном человеке. После того, как водящий покинул круг, ведущий расшифровывает название игры: «МПС – мой правый сосед.» Таким образом, на вопросы водящего игроки будут отвечать про своего правого соседа, а водящий для выполнения задания должен будет проявить такие качества, как наблюдательность, логическое мышление.
Конечно, на роль «жертвы» нужно выбирать человека сообразительного и с чувством юмора. Надеюсь, что других среди вас и нет. 🙂
Комплекс по дисциплине Cпециальность 050102 Биология Чебоксары
2. Виды МПС и их классификация
3. Пути осуществления межпредметных связей
Современные преобразования в образовании направлены на повышение качества обучения. Об этом говорится в документах по модернизации биологического образования. Это качество определяется необходимостью того, чтобы учащиеся усваивали не просто сумму фактов, а умели отбирать нужные знания, обобщать их, объединять вокруг ведущих идей наук, учебных предметов. Только в этом случае мы получим комплексные разносторонние знания, которые, преломляясь через опыт общественной жизни учащихся, «применяются, практикуются» (И.П.Павлов) в новых ситуациях, в новых условиях, превращаются в инструмент дальнейшего познания – компетентности в разных сферах деятельности.
Ученые и учителя ищут наиболее эффективные пути решения этой проблемы. Одним из них является решение задачи синтеза знаний с помощью межпредметных связей. Чтобы действительно знать предмет, надо охватить, изучить его стороны, все связи.
Проблема взаимосвязи школьных дисциплин в раскрытии целостной картины мира является одной из актуальных проблем современной дидактики. Еще в трудах Я.А.Каменского и И.Г.Песталоцци, Ф.Дистервега, К.Д.Ушинского, В.Ф.Одоев-ского обосновывается необходимость осуществления МПС в процессе обучения учащихся как в средней, так и в высшей школе, поскольку эти связи способствуют преодолению формализма, предавая процессу обучения эффективный характер.
Н.К.Крупская в своих работах по проблемам образования подчеркивает исключительно большое учебно-воспитательное значение межпредметных связей, указывает, что они стимулируют познавательную деятельность, содействуют всестороннему развитию учащихся, расширяют кругозор в различных областях науки, а главное, формируют у школьников диалектический подход к пониманию явлений природы и общества.
Первые попытки показать установления межпредметных связей в связи с развитием биологических понятий, их преемственности в биологии даны в трудах методистов В.М.Корсунской – при обучении общей биологии (1949), Н.М.Верзилина – при обучении ботанике (1950), Н.А.Рыковым – при обучении зоологии (1950). А в 1956 году появляется углубленное исследование межпредметных связей, изложенное в труде «Развитие биологических понятий в 5-9 кл.» Верзилин, Рыков, Корсунский, Казакова, Зверев и Соколов. Они первые дали пути решения МПС в биологии, показали МПС биологии с другими предметами – хронологические таблицы. К МПС они пришли при разработке вопроса о формировании и развитии понятий.
В педагогической литературе имеется свыше 30 определений категории «межпредметные связи», существуют самые различные подходы к их педагогической оценке и различные классификации.
Большая группа авторов определяет межпредметные связи как дидактическое условие повышения эффективности учебного процесса (Ф.П.Соколова), обеспечивающее последовательное отражение в содержании школьных естественнонаучных дисциплин объективных взаимосвязей, действующих в природе (В.Н.Федорова, Д.М.Кирюшкин).
Другие: И.Д.Зверев – МПС как проявление принципа систематичности; Н.А.Лошкарева, С.А.Рашкова – МПС как дидактический принцип;
Как видно из этих определений, установление межпредметных связей ведет к качественной перестройке не только содержания, но также системы методов и организационных форм, в результате формирования знаний на межпредметной основе возрастает их мировоззренческое значение и происходит рост познавательных возможностей учащихся.
Несмотря на большое учебно-воспитательное значение МПС, использование их в процессе обучения биологии в настоящее время недостаточно. Не во всех учебных программах введен раздел «Межпредметные связи», в котором бы перечислялись предметы и вопросы, с которыми можно связать изучаемое содержание
Что затрудняет использование МПС в школе?
Незнание смежных программ по географии, физике, истории и др. И очень часто –«не требуют, так зачем». Поэтому межпредметные связи активно используют передовые широкоэрудированные в различных областях науки, те, кто регулярно читает научно-популярную литературу, учителя, не отстающие от развития науки, жизни;
Отсутствие достаточного числа прямых рекомендаций по проведению уроков, экскурсий с МПС;
Недостаточная координация деятельности учителей смежных предметов со стороны методических объединений, администрации школы;
Недостаточная разработка МПС биологии с другими предметами (то, что указано в программах – не все уточнено и не все необходимы). Многие биологические понятия формируются вне связи с соответствующими химическими и географическими понятиями;
Иногда расположение учебных дисциплин вне зависимости от возраста и психологических особенностей учащихся не обеспечивает непрерывно действующую взаимосвязь физических, химических и биологических теорий, раскрываемых в школьных курсах, как частей единой системы. Иногда их содержание, структура даже противоречат друг другу и нарушают последовательность процессов обучения.
Пример: Преподавание ботаники в 6 (5) классе начинается раньше, чем учащиеся приступают к изучению физики и химии. В связи с этим, знания о главных процессах в жизни растений: минеральном и углеродном питании, обмене веществ, дыхании – в целом усваивается без должного научного обоснования, на элементарном уровне, так как ученики не владеют многими физическими и химическими понятиями: атом, вещество, молекулярное, атомное, ионное строение вещества, диффузия, осмос, энергия, электричество, взаимодействие простых и сложных веществ при различных реакциях, электрическая диссоциация и др. Вот почему ученые ратуют за курс «Естествознание» как пропедевтику физики, химии, биологии, географии. Сейчас же во многих школах преподается курс «Природоведение», которое является пропедевтикой в основном географии и биологии.
В настоящее время органическая химия не предшествует курсу общей биологии, а преподается параллельно с ним, даже изучение таких ведущих тем курса общей биологии, как «Учение о клетке», «Основы генетики и селекции» не имеют необходимой физико-химической предпосылки, хотя биохимическая основа крайне необходима при изучении основ наследственности, химической организации клетки.
Наука учит рассматривать все процессы и явления в природе и обществе во взаимосвязи и взаимозависимости. Исходя из этого: 1. Для успешного формирования у школьников целостного представления о мире, необходимо в процессе преподавания установить тесную взаимосвязь между отдельными естественнонаучными предметами, прежде всего, предусмотренную учебным планом и программой;
2. На необходимость МПС указывает и развитие научной мысли: достижения радиоастрономии, кибернетики, биотехнологии и другое – результат тесного содружества ученых различных специальностей: физиков, математиков, биологов, химиков, биохимиков, медиков и др.
3. В современных условиях деятельность не только ученого, но и любого члена общества требует разносторонних знаний. Так, рядовой работник сельского хозяйства для того, чтобы повысить производительность, должен знать взаимодействия разнообразных факторов, влияющих на сложные биологические объекты. Это предусматривает:
— изучение влияния условий внешней среды (света, тепла, влаги, электрических и магнитных полей) на животных и растения;
— выяснения роли физических явлений в биологических процессах роста и развития растений и животных (испарение, диффузия);
— целенаправленные воздействия на жизнь растений и животных (облучение светом, радиоактивные излучения, воздействие теплом, электрическим током) и др. А задача школы – подготовка школьников к жизни и труду.
На основе накопленного в последние годы опыта по использованию в преподавании биологии межпредметных связей можно сделать некоторые выводы и обобщения :
1. МПС содействуют развитию логического мышления учащихся и более глубокому, сознательному усвоению изучаемого материала. Это обеспечивается выработкой ассоциаций, фактический материал для которых учащиеся черпают из различных учебных дисциплин.
Пример : Если в 8 классе при изучении дыхания человека не использовать сведения из физики и химии, то этот процесс будет усвоен учащимся примитивно, его сущность для них останется не ясной. Физиологическая сущность обмена газов в легких и тканях живого организма будет более понятна, если школьники узнают, что газообмен протекает в организме по закону диффузии и, следовательно, тем энергичнее, чем больше разница плотности газов в легочных пузырьках и в венозной крови легочных капилляров, в тканях и протекающих через них крови. (См. табл. «Газообмен в легких»).
Значение дыхания учащиеся усваивают лучше, если процесс дыхания ассоциировать с экзотермическими окислительно-восстановительными реакциями, известными учащимся из курса химии.
Сложные знания о катализаторах и ферментах, их сходстве и отличии при согласованном раскрытии учителями химии, физики, биологии подводят учащихся к более полному и глубокому применению сущности и значения закона сохранения материи и энергии.
2. Установление МПС является одной из форм логического повторения, совершенствования и углубления ранее приобретенных знаний. Привлечение знаний из другого предмета фактически является повторением материала этого предмета, способствует взаимопомощи между преподавателями в процессе обучения учащихся
3. При использовании межпредметных связей осуществляется один из принципов дидактики «от простого к сложному, от частного к общему».
Пример : процесс фотосинтеза у зеленых растений в учебных программах затрагивается дважды: в 6 кл и в 9 кл., но на разном уровне:
6 кл.: процесс фотосинтеза происходит на свету при обязательном наличии хлоропластов.
9 кл. – зная о теплоемкости, учащиеся дают объяснение этому факту: хлоропласты обладают большой теплоемкостью, что и обеспечивает процесс фотосинтеза тепловой энергией.
4. МПС способствует исследовательскому подходу учащихся к изучению учебного материала.
5. Установление МПС раскрывает перед учащимися практическую значимость научных знаний, определенных учебным планом и программой, для использования их в практике, в производстве, будущей самостоятельной деятельности.
Пример : Курс «Человек» дает знания о влиянии на организм различных производственных условий: вибрация, влажность, запыленность – и о защите организма от этих воздействий, профилактике производственных заболеваний. В курсе зоологии при изучении вопросов организации звероводства, рыболовства и рыборазведении учащиеся приходят к выводу о необходимости использования различных знаний из курсов географии, физики, химии (условия обитания, рН среды, рацион кормления и т.д.).
6. МПС обеспечивают профессиональную мобильность выпускников школы ( за счет политехнической направленности обучения и трудовой, физической подготовки, умение синтезировать, выбирать знания из различных областей науки и производства), способствует формированию профессиональных интересов.
2. Виды МПС и их классификация:
До сих пор нет полной и общепринятой системы классификации МПС, ни в дидактике, ни в методике преподавания биологии.
Подавляющее большинство дидактов, методистов, среди них И.Д.Зверев, В.Н. Максимова, И.Н. Пономарева и др., выделяют МПС по общности ведущих теорий, законов, понятий – с точки зрения содержательного критерия.
В.Н.Федорова, Д.М.Кирюшкин: определяют на основе временного критерия
— предшествующие, сопутствующие и перспективные МПС.
Виды межпредметных связей наиболее распространены в учебном процессе.
По способу взаимодействия связеобразующих элементов ученые выделяют МПС:
— хронологические (связи по последовательности их осуществления)
В процессе преподавания биологии учитель имеет дело, в основном, с тремя формами привлечения знаний учащихся из других учебных предметов:
Пример: изучение свойств и структуры почвы по программе опытно-практической работы по труду в 6кл. совпадает с изучением на уроках географии свойств почвы влагоемкость, водопроницаемость.
1. Педагогический опыт показывает, что межпредметные связи можно осуществлять при применении любого метода и методического приема обучения : беседы, рассказа учителя, при демонстрации опытов, видеофильмов, диафильмов, диапозитивов, а также в процессе самостоятельной работы учащихся. При всем многообразии этой работы можно выделить три общих логических этапа в осуществлении МПС.
1 этап – выбор элементов ранее усвоенных знаний, необходимых для изучения нового материала. Этот выбор направляет учитель путем постановки вопросов.
Пример : Что нужно вспомнить из курса природоведения, чтобы изучить дыхание семян? – Ответ: Состав воздуха, свойства кислорода и углекислого газа..
Или: Какое уже знакомое вам географическое понятие родственно понятию « Зона растительности?» Ответ: Понятие «природная зона».
В какой теме и по какому предмету вы изучали ярусность растений в сообществах? Ответ: В «учебнике «География материков», тема «Экваториальные леса Африки».
2 этап : активное восстановление учащимися полученных ранее знаний.
При этом учитель задает вопросы по конкретному содержанию материала: «Из чего состоит воздух?», «Какие свойства имеет кислород? Расскажите о свойствах углекислого газа».
3 этап : использование восстановленных знаний в связи с решением новых познавательных задач. Мыслительная деятельность стимулируется постановкой соответствующих вопросов.
Почему для изучения дыхания семян нужно было вспомнить состав воздуха?
Ответ: Дыхание семян увидеть нельзя. Мы узнали о нем по изменению состава воздуха, узнали, что для дыхания семян нужен кислород.
Пример : При изучении темы «Возникновение жизни на земле» для доказательства теории А.И.Опарина используется кинофильм «Возникновение жизни на земле», в котором глубоко раскрываются вопросы химии, физики, астрономии, биологии. Комплексные обобщающие таблицы: Воздух, вода, азот и др.
3. Через формы организации обучения: комплексные семинары; экскурсии (изучение природных комплексов); уроки-конференции («Возникновение жизни на Земле», «Происхождение человека»); общешкольные внеклассные конференции «Охрана природы и твоя будущая профессия»; факультатив «Охрана природы»; кружок юннатов «Охрана природы»; реферативные работы школьников (Электрические явления в организме человека, Что ты знаешь о воде из разных предметов? и др.).
4. Требования к реализации МПС
1. При изучении теоретических основ необходимо приучать школьников использовать сведения по другим дисциплинам. Но нельзя забывать основного: каждый урок обеспечивает усвоение учащимися в строгой последовательности системы знаний, умений и навыков по изучаемой теме. Не уяснив дидактической сущности МПС, можно превратить их в самоцель, что отрицательно скажется на качестве знаний учащихся.
2. Поэтому – необходимо МПС планировать: тщательно проанализировав содержание темы, выявив ведущие положения, проанализировать программы и учебники по другим школьным дисциплинам и определить, какие учебные темы могут быть использованы не только по содержанию, но и по срокам изучения.
3. В кабинете биологии должны быть учебники и программы по всем смежным дисциплинам!
4. Необходимо учитывать как специфику курса в целом, так и особенности каждой учебной темы и отдельного урока. Так, межпредметные связи курса общей биологии могут осуществляться в двух направлениях:
1 – использование знаний по другим предметам как «опорных» для формирования ведущих биологических понятий, законов, теорий – их конкретизация, углубление, обобщение;
2 – биологические знания учащихся могут быть основой при изучении учебных тем других предметов (биохимические явления в клетке, свойства и строение органических веществ клетки).
На каждом уроке можно использовать межпредметные связи, но необходимо это делать продуманно.
1.Межпредметные связи возникли в начале 50-х годов одновременно с теорией развития понятий, в ходе ее разработки как необходимое условие развития биологических понятий.
2. МПС выделяют по разным признакам.
3. Урок биологии должен быть уроком биологии. МПС не самоцель, а условие для активизации познавательной деятельности учащихся на уроке биологии.
4. Реализация МПС – сложный педагогический процесс. Для облегчения его кабинет биологии должен быть оснащен необходимым оборудованием, учебниками и программами по географии, физике, химии, истории и т.д.
Литература: Зверев И.Д., Максимова В.Н. Межпредметные связи в современной школе.- М., Педагогика, 1981.
Примеры заданий для текущего контроля
1. Контрольная практическая работа (индивидуальная для каждого студента)
1. Подготовить демонстрационный опыт по разделу «Растения» и продемонстрировать как фрагмент урока.
Темы демонстрационных опытов
Доказать наличие в семенах воды, минеральных и органических веществ.
Значение воды, воздуха и тепла для прорастания семян.
Верхушечный рост корня.
Поступление воды в корень.
Движение листьев к свету.
Поглощение листьями СО 2 и выделение О2 на свету.
Испарение воды листьями.
Передвижение питательных веществ по стеблю.
Питание проростков запасными веществами семени.
Приспособленность растений к совместной жизни (на черенках комнатных растений).
Доказать строение лишайников (грибы – водоросли).
Влияние температуры на скорость фотосинтеза.
Опыт Сенебье (вариант опыта 6).
Влияние степени освещенности на скорость укоренения черенков комнатных растений (цветные фильтры).
Влияние цветных фильтров на эффективность фотосинтеза.
Влияние глубины заделки семян на рост и развитие растения.
2.1.К демонстрационному опыту оформить «Паспорт опыта» по схеме:
— Титульный лист – название опыта, предназначение (для какого класса, какой темы урока или занятия кружка (факультатива);
Оборудование и материалы;
Методика постановки опыта (эксперимента);
Задания на наблюдение;
Записи и рисунки к опыту, как одна из форм представления выводов и результатов;
Вопросы, сопровождающие демонстрацию.
2. Контрольная практическая работа
Составить тематический план учебной темы (по программе), где предполагается опыт, по схеме:
Демонстрационный опыт (показываемое явление)
Время закладки опыта (за какое время до урока)
3. Зачетное задание: работа в парах
Раскрыть и доказать примерами приемы активизации познавательного интереса школьников на уроках биологии (раздел «Растения») с помощью содержания изучаемого материала.
Раскрыть и доказать примерами приемы активизации познавательного интереса школьников на уроках биологии (раздел «Животные») через формы обучения.
Раскрыть и доказать примерами приемы активизации познавательного интереса школьников на уроках биологии (раздел «Животные») с помощью содержания изучаемого материала.
Раскрыть и доказать примерами приемы активизации познавательного интереса школьников на уроках биологии (раздел «Растения») с помощью наглядных средств обучения.
Раскройте виды самостоятельной работы школьников на уроке с учебником. Каковы цели организации такой работы на уроках биологии.
Покажите на примерах приемы контроля знаний учащихся на уроках биологии (раздел «Животные»).
7. Докажите, что практические методы обучения являются наиболее эффективными в обучении биологии и их можно отнести к методам активного обучения.