Мрэк что это такое
Обновлен ряд положений по вопросам деятельности МРЭК и проведения медэкспертиз
3 июня 2021 г. Совет Министров принял постановление № 304, которым утверждены:
Первым положением определены правовой статус медико-реабилитационных экспертных комиссий (МРЭК), структура, порядок организации деятельности, полномочия и функции МРЭК и их структурных подразделений, порядок обжалования заключений МРЭК.
Вторым установлен порядок проведения МРЭК медико-социальной экспертизы. Ее цели, в частности:
Третьим положением определен порядок осуществления независимой медицинской экспертизы при несогласии пациента, субъекта страхования с заключением:
Что касается Правил, то ими установлен порядок определения степени утраты профессиональной трудоспособности у лица, получившего повреждение здоровья в результате несчастного случая на производстве и (или) профессионального заболевания, при проведении медико-социальной экспертизы.
Ряд постановлений Правительства признается утратившим силу. В их числе:
Постановление вступает в силу с 23 июля 2021 г.
За официальным опубликованием следите в разделе «Официальное опубликование».
По информации Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала гиперссылка на источник обязательна!
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите «Ctrl+Enter».
МРЭК. ВИДЫ. ЗАДАЧИ. СОСТАВ
МРЭК осуществляет экспертизу нарушений жизнедеятельности граждан, составляет индивидуальные программы реабилитации. МРЭК находится в подчинении управлений здравоохранения исполкомов. Работа организуется по территориальному принципу, т.е. существуют областные, городские, районные, межрайонные комиссии. МРЭК делятся также на общие и специализированные. Финансирование этих организаций осуществляется из бюджета области, выделенного на охрану здоровья.
Состав областных МРЭК:
I. Основной состав: реабилитологи-эксперты (терапевт, хирург, невропатолог), старшая медицинская сестра, медрегистратор (оператор ЭВМ).
II. Дополнительный штат (в зависимости от объема работы): реабилитологи-эксперты (узкие специалисты: педиатр, окулист, психиатр и др.), врач-статистик.
III. Другой персонал: юристконсульт, главный бухгалтер, бухгалтер-кассир, инспектор по кадрам, водитель, уборщица, гардеробщица.
Состав районных, межрайонных и городских МРЭК: реабилитологи-эксперты (терапевт, хирург, невропатолог), методист-реабилитолог, старшая медсестра, медрегистратор (оператор ЭВМ).
Состав специализированных МРЭК: два врача-реабилитолога по профилю комиссии, терапевт или невропатолог, методист-реабилитолог, старшая медсестра, медрегистратор (оператор ЭВМ).
Обязанности и права областной МРЭК:
1. Организационно-методическое руководство и контроль за деятельностью нижестоящих МРЭК.
2. Анализ состояния медико-социальной экспертизы и реабили-тации.
3. Установление причин инвалидности.
4. Разработка мероприятий по профилактике инвалидности.
5. Повторная экспертиза по направлению нижестоящих МРЭК.
6. Выдача направлений в Республиканский научно-практический центр экспертизы и реабилитации инвалидов в сложных случаях.
7. Определение потребности в выделении специальных транспортных средств.
8. Внедрение научно-обоснованных методов работы.
9. Работа по повышению квалификации экспертов.
Руководит работой областных МРЭК главный эксперт области по медико-социальной экспертизе и реабилитации. Он же является председателем одного из составов областной МРЭК.
Председателем комиссии назначается один из врачей.
Обязанности и права городских, районных, межрайонных и специализированных МРЭК:
1. Установление степени ограничения жизнедеятельности больных, причину и время наступления инвалидности.
2. Установление процентной доли утраты профессиональной трудоспособности для лиц, которые получили увечье в связи с исполнением производственных обязанностей.
3. Составление индивидуальных программ реабилитации для инвалидов.
4. Анализ результатов работы.
5. Участие в проведении конференций, совещаний, семинаров.
6. Решение вопросов трудоустройства инвалидов.
7. Оказание консультативной помощи ЛПО в вопросах МСЭ.
8. Осуществление контроля за проведением экспертизы временной нетрудоспособности в ЛПО.
9. Выдача удостоверений инвалидам.
МРЭК имеют право требовать сведения об условиях работы инвалидов, а также направлять их на дообследование или на восстановительное лечение.
При проведении независимой медицинской экспертизы гражданам предоставляется право выбора экспертного учреждения и экспертов. При несогласии граждан с заключением окончательное решение по результатам медицинской экспертизы выносится судом.
Положение о независимой медицинской экспертизе утверждается Советом Министров Республики Беларусь.
ПОРЯДОК НАПРАВЛЕНИЯ НА МЕДИКО-СОЦИАЛЬНУЮ ЭКСПЕРТИЗУ
Гражданин направляется на медико-социальную экспертизу врачебно-консультационной комиссией организации здравоохранения, оказывающей ему медицинскую помощь (ВКК).
На медико-социальную экспертизу могут быть направлены также лица:
· без гражданства, иностранный гражданин, если иное не установлено международными договорами;
· без определенного места жительства;
· содержащиеся в учреждениях уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Республики Беларусь (учреждение) в случаях, установленных законодательными актами Республики Беларусь.
ВКК имеет право оформить направление на медико-социальную экспертизу военнослужащему, лицу рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, финансовых расследований, органов (подразделений) по чрезвычайным ситуациям в случае признания его военно-врачебной комиссией (ВВК), военно-летной комиссией (ВЛК) негодным к военной службе.
ВКК направляет гражданина на медико-социальную экспертизу после проведения необходимых диагностических, лечебных и реабилитационных мероприятий при наличии данных, подтверждающих стойкое нарушение функций организма, обусловленных заболеванием, последствием травмы или дефектом, и приведших к ограничениям жизнедеятельности.
При этом в направлении («Направление на МРЭК» (ф. № 088/у) на медико-социальную экспертизу, форма которого утверждается Министерством здравоохранения, указываются анамнез, данные о состоянии здоровья гражданина, отражающие степень нарушения функций органов и систем, степень выраженности ограничений жизнедеятельности, а также результаты проведенных диагностических, лечебных и реабилитационных мероприятий.
При необходимости к направлению на медико-социальную экспертизу могут быть приложены медицинские и иные документы, необходимые и достаточные для принятия обоснованного заключения МРЭК.
В исключительных случаях, связанных со сложными вопросами медицинской экспертизы, ВКК может направить гражданина в комиссию на консультацию.
Консультативное заключение комиссии заносится в первичную медицинскую документацию гражданина.
ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ГРАЖДАНИНА
Дата регистрации в комиссии направления на медико-социальную экспертизу является датой начала проведения медико-социальной экспертизы.
Освидетельствование гражданина проводится по месту расположения комиссии не позднее 30 дней с даты регистрации в ней направления на медико-социальную экспертизу.
Гражданин, направленный в комиссию в период длительной временной нетрудоспособности, освидетельствуется вне очереди.
Если гражданин не может явиться в комиссию по состоянию здоровья, соответствующая запись вносится в направление на медико-социальную экспертизу. Освидетельствование гражданина в указанном случае может проводиться на выездном заседании комиссии:
§ по месту его жительства;
§ в организации здравоохранения, оказывающей медицинскую помощь;
§ в стационарных учреждениях социального обслуживания.
При невозможности организовать выездное заседание комиссии заключение комиссии в исключительных случаях при согласии гражданина может быть вынесено заочно.
Медико-социальная экспертиза проводится врачами-экспертами комиссии путем экспертного обследования гражданина, изучения направления на медико-социальную экспертизу, представленных медицинских и иных документов, анализа социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических и иных данных. В проведении медико-социальной экспертизы имеют право принимать участие по приглашению председателя комиссии с правом совещательного голоса врачи-специалисты (консультанты) соответствующего профиля, представители органов по труду, занятости и социальной защите, страховых и иных организаций.
Заключение МРЭК о признании гражданина инвалидом либо об отказе в признании его инвалидом принимается большинством голосов врачей-экспертов комиссии, проводивших медико-социальную экспертизу, на основе обсуждения ее результатов. Голос председателя комиссии при равенстве голосов является решающим.
Заключение МРЭК объявляется гражданину, проходившему медико-социальную экспертизу (его законному представителю), председателем комиссии устно в присутствии всех врачей-экспертов, проводивших освидетельствование, которые в случае необходимости дают ему разъяснения по вопросам, связанным с установлением инвалидности. !Дата, когда комиссией вынесено заключение МРЭК, считается датой окончания медико-социальной экспертизы.
В случае признания гражданина инвалидом датой установления инвалидности считается дата регистрации в комиссии направления на медико-социальную экспертизу при условии освидетельствования гражданина в срок не позднее 60 дней с указанной даты.
В случае невозможности вынесения заключения МРЭК на основании представленных в нее медицинских экспертных документов в целях уточнения степени выраженности ограничений жизнедеятельности, реабилитационного потенциала, а также получения иных дополнительных сведений комиссия составляет программу дополнительного обследования, которая утверждается председателем комиссии и направляется ВКК направляющей организации здравоохранения.
Программа дополнительного обследования может предусматривать проведение необходимого дополнительного обследования в организациях здравоохранения, получение заключения кабинета медико-профессиональной реабилитации, запрос необходимых сведений в иных организациях и другие мероприятия.
Выполнение программы дополнительного обследования должно быть завершено исполнителями, предусмотренными в ней, с представлением в комиссию необходимых сведений и медицинских документов в 14-дневный срок с даты ее составления (при освидетельствовании гражданина в случае длительной временной нетрудоспособности – в 3-дневный срок). После получения необходимых данных, предусмотренных программой дополнительного обследования, комиссия выносит заключение о признании гражданина инвалидом либо об отказе в признании его инвалидом. В случае отказа гражданина (его законного представителя) от дополнительного обследования и представления необходимых для принятия заключения комиссии документов заключение о признании гражданина инвалидом либо об отказе в признании его инвалидом принимается на основании имеющихся данных, о чем в акт освидетельствования вносится соответствующая запись.
Комиссия при проведении медико-социальной экспертизы гражданина ведет протокол.
По результатам медико-социальной экспертизы гражданина составляются:
§ акт освидетельствования в МРЭК (акт освидетельствования), который подписывается председателем комиссии, врачами-экспертами, проводившими медико-социальную экспертизу, а затем заверяется печатью;
Форма индивидуальной программы реабилитации инвалида утверждается в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.
В акт освидетельствования заносятся или приобщаются к нему заключения консультантов, привлекаемых к проведению медико-социальной экспертизы, перечень документов и основные сведения, послужившие основанием для принятия заключения МРЭК.
В протокол заседания комиссии, в отрывной талоннаправления на медико-социальную экспертизу заносятся:
1.заключение о признании гражданина инвалидом либо об отказе в признании его инвалидом;
2.заключение для организации здравоохранения по месту жительства инвалида о формировании индивидуальной программы медицинской реабилитации инвалида.
Протокол подписывается председателем, врачами-экспертами комиссии, а затем заверяется печатью.
Отрывной талон направления на медико-социальную экспертизу подписывается председателем комиссии, заверяется печатью и направляется в организацию здравоохранения по месту жительства гражданина.
В сложных экспертных случаях специализированная, межрайонная (районная, городская) комиссия имеет право в 3-дневный срок со дня проведения ею медико-социальной экспертизы направить в центральную комиссию акт освидетельствования гражданина с приложением всех имеющихся документов. Центральная комиссия проводит повторную медико-социальную экспертизу гражданина в 20-дневный срок со дня регистрации в ней вышеуказанных документов.
Гражданину, признанному инвалидом (его законному представителю), комиссия выдает удостоверение инвалида, подтверждающее факт установления инвалидности, с указанием группы инвалидности, причины инвалидности и сведений о сроке переосвидетельствования. Детям в удостоверении инвалида указывается категория «ребенок-инвалид» и степень утраты здоровья.
ПОРЯДОК ОБЖАЛОВАНИЯ ЗАКЛЮЧЕНИЯ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЙ, МЕЖРАЙОННОЙ (РАЙОННОЙ, ГОРОДСКОЙ), ЦЕНТРАЛЬНОЙ КОМИССИИ
Гражданин (его законный представитель) может обжаловать заключение специализированной, межрайонной (районной, городской) комиссии в 30-дневный срок на основании письменного заявления, подаваемого в комиссию, проводившую медико-социальную экспертизу, либо в центральную комиссию.
Комиссия, проводившая медико-социальную экспертизу гражданина, в 3-дневный срок со дня регистрации его письменного заявления направляет его заявление, акт освидетельствования с приложением всех имеющихся документов в центральную комиссию.
Центральная комиссия не позднее 30 дней со дня регистрации письменного заявления гражданина проводит его медико-социальную экспертизу (освидетельствование по обжалованию) и на основании полученных результатов выносит заключение МРЭК.
В случае обжалования гражданином заключения центральной комиссии главный врач МРЭК соответствующей области (г. Минска) поручает проведение медико-социальной экспертизы другому составу врачей-экспертов центральной комиссии МРЭК.
При несогласии гражданина (его законного представителя) с заключением МРЭК, вынесенным при освидетельствовании по обжалованию, в 30-дневный срок его медицинские экспертные документы могут быть рассмотрены при проведении независимой медицинской экспертизы в порядке, установленном Правительством Республики Беларусь.
Заключения центральной комиссии могут быть обжалованы гражданином в судебном порядке в сроки, установленные законодательством Республики Беларусь.
Медико-реабилитационные экспертные комиссии (МРЭК): виды, состав, функции
Организация деятельности и функции МРЭК регламентированы постановлением Совета Министров РБ от 17.10.2014 г. № 185 «О некоторых вопросах проведения медико-социальной экспертизы и деятельности медико-реабилитационных экспертных комиссий». МРЭК создается в каждой области и г. Минске на основании специального разрешения и находится в подчинении управления здравоохранения облисполкома, комитета по здравоохранению Минского горисполкома. Руководство МРЭК осуществляет главный врач, который назначается на должность и освобождается от должности начальником управления здравоохранения облисполкома, председателем комитета по здравоохранению Минского горисполкома.
Функции МРЭК:
• освидетельствование граждан в целях проведения экспертизы нарушения жизнедеятельности (медико-социальной экспертизы) в порядке и сроки, установленные Министерством здравоохранения;
• определение вида, сроков, объема проведения реабилитационных мероприятий гражданам, прошедшим МСЭ;
• учет и анализ инвалидности.
Виды МРЭК:
• специализированные комиссии (кардиологические, онкологические, ортопедотравматологические, педиатрические, пульмонологические, офтальмологические и иные);
• межрайонные (районные, городские) комиссии;
• кабинеты медико-профессиональной реабилитации;
• иные структурные и (или) обособленные подразделения (филиалы), обеспечивающие деятельность МРЭК.
Количество первичных и центральных комиссий в МРЭК определяется из расчета:одна первичная комиссия на 100 тыс. человек, проживающих в районе (городе) обслуживания первичной комиссии, при условии проведения освидетельствований 1,6– 1,8 тыс. человек в год, а также с учетом объемов выполняемой работы, относящейся к компетенции МРЭК. Комиссии осуществляют свою деятельность по территориальному признаку или по профилю заболеваний. На четыре межрайонные (районные, городские) и (или) специализированные комиссии организуется одна центральная комиссия.
Специализированные МРЭК предназначены для проведения МСЭ при наиболее распространенных на конкретной территории заболеваниях.
В составе МРЭК имеются кабинеты медико-профессиональной реабилитации. Это расширяет диагностические возможности, позвояет проводить медицинскую реабилитацию в сочетании с профессиональной ориентацией и подбором доступных условий труда дляинвалидов.
С 2001 г. введена в действие Международная классификация функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья. Обобщающий термин «ограничение жизнедеятельности» относится ко всем нарушениям, ограничениям активности и возможности участия. Классификация позволяет делать выводы о причинно-следственных связях, факторах риска заболеваний. Она применима для оценки результатов реабилитации, профессиональной пригодности, качества жизни населения.
Причины инвалидности:
• инвалидность с детства;
• инвалидность с детства вследствие профессионального заболевания;
• инвалидность с детства вследствие трудового увечья;
• инвалидность с детства вследствие ранения, контузии или увечья, связанных с боевыми действиями в период Великой Отечественной войны (либо с последствиями военных действий);
• инвалидность с детства в связи с катастрофой на Чернобыльской АЭС (другими радиационными авариями);
• заболевание получено в период военной службы;
• заболевание (увечье), вызванное катастрофой на Чернобыльской АЭС (другими радиационными авариями);
• заболевание получено при исполнении обязанностей военной службы в связи с ликвидацией последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС (других радиационных аварий);
• инвалидность в результате противоправных действий по причине алкогольного, наркотического, токсического опьянения, членовредительства;
• иные причины, установленные законодательством Республики Беларусь.
Состав МРЭК:
В состав комиссии входит, как правило, не менее трех врачей-экспертов. Комиссию возглавляет председатель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности главным врачом МРЭК. Каждая комиссия имеет печать со своим наименованием и наименованием МРЭК.
При временном отсутствии одного или нескольких врачей-экспертов, входящих в состав комиссии, и невозможности их замены освидетельствование пациента проводится не менее чем двумя врачами-экспертами, один из которых является председателем комиссии.
Обязанности и права областной МРЭК:
1. Организационно-методическое руководство и контроль за деятельностью нижестоящих МРЭК.
2. Анализ состояния медико-социальной экспертизы и реабилитации.
3. Установление причин инвалидности.
4. Разработка мероприятий по профилактике инвалидности.
5. Повторная экспертиза по направлению нижестоящих МРЭК.
6. Выдача направлений в Республиканский научно-практический центр экспертизы и реабилитации инвалидов в сложных случаях.
7.Определение потребности в выделении специальных транспортных средств.
8. Внедрение научно-обоснованных методов работы.
9. Работа по повышению квалификации экспертов.
В состав комиссии входит, как правило, не менее трех врачей-экспертов. Комиссию возглавляет председатель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности главным врачом МРЭК. Каждая комиссия имеет печать со своим наименованием и наименованием МРЭК.При временном отсутствии одного или нескольких врачей-экспертов, входящих в состав комиссии, и невозможности их замены освидетельствование пациента проводится не менее чем двумя врачами-экспертами, один из которых является председателем комиссии.
Председатель комиссии:
руководит ее деятельностью и несет ответственность за выполнение возложенных на комиссию задач, в том числе за своевременность и качество проведения комиссией медико-социальной экспертизы;
подписывает медицинские документы и удостоверение инвалида, а также заверяет их печатью комиссии;
решает иные вопросы деятельности комиссии.
Руководитель МРЭК определяет в порядке, установленном Министерством здравоохранения, категории пациентов (основные категории граждан, имеющих право на социальные льготы, граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий, членов их семей и других граждан), медико-социальная экспертиза которых осуществляется первичными или центральными комиссиями.
Последнее изменение этой страницы: 2019-03-22; Просмотров: 1120; Нарушение авторского права страницы
Медико-реабилитационные экспертные комиссии
Законом N 94-З внесены изменения в Закон о здравоохранении, которые вступили в силу с 23 июля 2021 г. Изменения в Закон о здравоохранении направлены на создание дополнительных условий для дальнейшего улучшения качества и доступности медицинской помощи и медицинских экспертиз, в том числе на совершенствование правового регулирования организации и проведения медико-социальной экспертизы (далее — МСЭ) медико-реабилитационными экспертными комиссиями (далее — МРЭК). Далее в материале подробнее о нововведениях в этой части.
Изменения коснулись ст. 34 Закона о здравоохранении, которая касается проведения одного из видов медицинских экспертиз — МСЭ. МСЭ проводится МРЭК (ч. 1 ст. 34 Закона о здравоохранении).
Областные МРЭК, Минская городская МРЭК входят в систему Минздрава (абз. 3 п. 7 Положения о Минздраве).
При этом впервые установлено, что руководители МРЭК назначаются на должности служащих и освобождаются от них Министром здравоохранения по согласованию с соответствующими местными исполнительными и распорядительными органами (ч. 2 ст. 34 Закона о здравоохранении).
В целях реализации ч. 22 ст. 34 Закона о здравоохранении приняты Положение о МРЭК и Положение о проведении МСЭ, которые также вступают в силу с 23 июля 2021 г.
Положение о МРЭК определяет их правовой статус, структуру, порядок организации деятельности, полномочия и функции МРЭК и их структурных подразделений, а также порядок обжалования заключений МРЭК.
Положение о проведении МСЭ устанавливает порядок ее проведения.
1. Организационная структура и организация деятельности МРЭК
МРЭК является госорганизацией здравоохранения, создается в каждой области и г. Минске и находится, соответственно, в подчинении главных управлений по здравоохранению облисполкомов, Комитета по здравоохранению Минского горисполкома (далее — главные управления по здравоохранению, Комитет по здравоохранению) (п. 3 Положения о МРЭК).
Руководство МРЭК осуществляется главным врачом, который согласно нововведениям назначается на должность служащих и освобождается от нее Министром здравоохранения по согласованию с соответствующими местными исполнительными и распорядительными органами (ч. 2 ст. 34 Закона о здравоохранении). Главный врач руководит деятельностью МРЭК и несет ответственность за выполнение возложенных на МРЭК функций (п. 5 Положения о МРЭК).
В структуру МРЭК входят первичные комиссии (специализированные, межрайонные (районные, городские)) центральные комиссии, которые являются вышестоящими по отношению к первичным комиссиям, кабинеты медико-профессиональной реабилитации, отделы оценки качества медицинской помощи, иные структурные подразделения, обеспечивающие деятельность МРЭК (п. 6 Положения о МРЭК).
Количество комиссий в МРЭК определяется из расчета: одна первичная комиссия на 100 тыс. человек, проживающих в районе (городе) обслуживания первичной комиссии, при условии проведения освидетельствований 1,2 — 1,4 тыс. человек в год, а также с учетом объемов выполняемой работы, относящейся к компетенции МРЭК, одна центральная комиссия на 4 первичные комиссии (ч. 1 п. 7 Положения о МРЭК).
Первичные комиссии осуществляют свою деятельность по территориальному принципу (межрайонные, районные, городские) или по профилю заболевания (специализированные) (п. 8 Положения о МРЭК).
Специализированные комиссии создаются в МРЭК как для проведения МСЭ при заболеваниях, наиболее распространенных на данной территории, а также в случаях, когда требуются специальные условия для проведения МСЭ (ч. 2 п. 7 Положения о МРЭК).
Комиссию возглавляет, руководит ее деятельностью и несет ответственность за выполнение возложенных на комиссию задач, в том числе за своевременность и качество проведения комиссией МСЭ, председатель. В состав комиссии входят, как правило, не менее 3 врачей-экспертов. При этом в случае временного отсутствия одного или нескольких врачей-экспертов, входящих в состав комиссии, освидетельствование пациента проводится не менее чем 2 врачами-экспертами, один из которых председатель комиссии или лицо, на которое возложены его обязанности (п. 14, 15 Положения о МРЭК).
Кабинеты медико-профессиональной реабилитации, входящие в структуру МРЭК, осуществляют проведение профессиональной консультации пациентов, направленных в МРЭК для проведения МСЭ, в том числе профессиональной диагностики, подбора профессии рабочего (должности служащего), соответствующей состоянию здоровья, с учетом возможности их последующего трудоустройства, определение необходимых условий и характера труда и (или) нуждаемости в исключении вредных и (или) опасных производственных факторов, проведение профессиональной консультации детей-инвалидов, детей с особенностями психофизического развития в возрасте от 14 до 18 лет, а также иные функции в пределах установленной компетенции (п. 9 Положения о МРЭК).
Установлено, что к работе МРЭК привлекаются с правом совещательного голоса врачи-специалисты, специалисты по социальной работе, представители комитетов по труду, занятости и социальной защите областных (Минского городского) исполнительных комитетов, управлений (отделов) по труду, занятости и социальной защите районных (городских) исполнительных комитетов, управлений социальной защиты местных администраций районов в городе, главных управлений по образованию областных (комитета по образованию Минского городского) исполнительных комитетов, управлений (отделов) по образованию районных (городских) исполнительных комитетов, управлений по образованию местных администраций районов в городе (ч. 3 ст. 34 Закона о здравоохранении).
Комиссии независимо от того, являются ли они первичными или центральными, проводят МСЭ в порядке, установленном законодательством о здравоохранении, направляют пациентов в кабинет медико-профессиональной реабилитации для проведения консультации, в организации здравоохранения, государственные медицинские научные организации для проведения дополнительного обследования, уточнения клинико-функционального диагноза, запрашивают в установленном порядке у организаций здравоохранения и иных организаций информацию о пациенте, в том числе сведения о характере и условиях труда, проводят анализ выполнения мероприятий, предусмотренных ИПРА, ПРП (при переосвидетельствовании инвалида), а также индивидуальной программой медицинской реабилитации пациента в организациях здравоохранения, оказывающих медицинскую помощь и направивших пациента на МСЭ, анализируют показатели инвалидности, а также дают разъяснения пациентам, иным заинтересованным по вопросам МСЭ, осуществляют иные функции, предусмотренные законодательством (п. 16 Положения о МРЭК).
Кроме того, первичные комиссии имеют право направить пациентов в центральную комиссию в случаях возникновения затруднений при вынесении решения для получения консультаций или проведения МСЭ, а также выполняют иные функции, предусмотренные законодательством о здравоохранении и страховой деятельности (п. 17 Положения о МРЭК).
Центральные комиссии осуществляют методическое руководство и оценку деятельности первичных комиссий по проведению МСЭ, консультируют первичные комиссии, проводят МСЭ при обжаловании пациентом (его законным представителем), субъектом страхования заключения МРЭК, оформленного первичной комиссией, а также по направлению первичных комиссий, направляют пациента на консультацию в государственное учреждение «Республиканский научно-практический центр медицинской экспертизы и реабилитации», выполняют иные функции, предусмотренные законодательством о здравоохранении и страховой деятельности (п. 18 Положения о МРЭК).
При этом в случае, если в течение 30 календарных дней с даты вынесения решения первичной комиссии выявляются нарушения в деятельности этой комиссии при проведении МСЭ, центральная комиссия поручает первичной комиссии устранить выявленные нарушения (при условии устранимого характера этих нарушений), информирует заинтересованных лиц о выявленных нарушениях, а также проводит МСЭ (при условии явки пациента для переосвидетельствования и подачи им соответствующего заявления) (подп. 18.3 п. 18 Положения о МРЭК).
2. Одной из основных функций комиссий является проведение МСЭ
Цели проведения МСЭ указаны в п. 3 Положения о проведении МСЭ.
МРЭК осуществляет МСЭ на основании направления, оформленного организацией здравоохранения, оказывающей пациенту медицинскую помощь, направившей пациента на МСЭ в порядке, установленном Инструкцией N 77.
Пациент (его законный представитель) вправе отказаться от направления на МСЭ, кроме случаев направления в период временной нетрудоспособности пациента. Отказ оформляется записью в медицинских документах, что в последующем не лишает его права в любое время повторно обратиться по вопросу установления инвалидности (ч. 6 ст. 34 Закона о здравоохранении).
МСЭ должна быть проведена не позднее 30 календарных дней со дня поступления в МРЭК направления на МСЭ, в котором указывается цель ее проведения, а в отношении пациента, признанного временно нетрудоспособным, — не позднее 3 (при освидетельствовании на выездном заседании МРЭК — 5) рабочих дней со дня поступления в МРЭК направления на МСЭ (п. 7 Положения о проведении МСЭ).
МСЭ проводится в очной или заочной форме. МСЭ в очной форме осуществляется по месту нахождения МРЭК и на выездном заседании: по месту жительства (пребывания) пациента, в организациях здравоохранения, учреждениях социального обслуживания, осуществляющих стационарное социальное обслуживание, в учреждениях уголовно-исполнительной системы МВД. МСЭ в заочной форме осуществляется только в случаях, установленных международными договорами Республики Беларусь, на основании медицинских и иных документов пациента, которые представляются в МРЭК компетентными органами (п. 4 — 6 Положения о проведении МСЭ).
МСЭ осуществляется путем проведения освидетельствования пациента (абз. 2 п. 2 Положения о проведении МСЭ).
Порядок освидетельствования (переосвидетельствования) пациентов (инвалидов) при проведении МСЭ установлен Инструкцией о порядке освидетельствования.
При МСЭ пациенту устанавливаются инвалидность, группа инвалидности, категория «ребенок-инвалид» и степень утраты здоровья, причина инвалидности, дата наступления и срок инвалидности, дополнения к экспертному решению (инвалид с нарушением зрения, инвалид с нарушением слуха, инвалид с нарушением опорно-двигательного аппарата, иные), а также степень утраты профессиональной (общей) трудоспособности в процентах при страховых и иных случаях, предусмотренных законодательством (ч. 4 ст. 34 Закона о здравоохранении).
В зависимости от степени выраженности ограничений жизнедеятельности, обусловленных стойкими нарушениями функций органов и систем организма, возникших в результате заболеваний, а также клинико-трудового прогноза, наличия анатомического дефекта по перечню, устанавливаемому Минздравом, лицам старше 18 лет, признанным инвалидами, устанавливается I, II или III группа инвалидности, а детям в возрасте до 18 лет устанавливается категория «ребенок-инвалид» с определением первой, второй, третьей или четвертой степени утраты здоровья (ч. 8 ст. 34 Закона о здравоохранении).
— сроком на 3 года — при установлении инвалидности I группы;
— сроком на 2 года — при установлении инвалидности II или III группы;
— сроком на 5 лет — при установлении инвалидности, связанной с катастрофой на ЧАЭС, другими радиационными авариями;
— без указания срока переосвидетельствования (ч. 16 ст. 34 Закона о здравоохранении).
Детям в возрасте до 18 лет категория «ребенок-инвалид» устанавливается в соответствии с критериями, устанавливаемыми Минздравом:
— сроком на 1 год, 2 года или 5 лет;
— до достижения ребенком возраста 18 лет (ч. 18 ст. 34 Закона о здравоохранении).
При установлении инвалидности МРЭК устанавливается одна из причин инвалидности. При установлении инвалидности лицам в возрасте старше 18 лет устанавливается одна из причин инвалидности, указанных в ч. 10 ст. 34 Закона о здравоохранении. При установлении инвалидности детям в возрасте до 18 лет устанавливается одна из с причин инвалидности, указанных в ч. 11 ст. 34 Закона о здравоохранении.
В случае признания пациента инвалидом датой установления инвалидности считается дата поступления в МРЭК направления на МСЭ. Датой окончания МСЭ является дата вынесения решения МРЭК (п. 11, 12 Положения о проведении МСЭ).
Решение МРЭК объявляется устно пациенту, проходившему МСЭ, или его законному представителю (п. 10 Положения о проведении МСЭ).
По результатам МСЭ оформляются заключение МРЭК, ИПРА инвалида, ПРП, листок нетрудоспособности и (или) справка о временной нетрудоспособности (при проведении МСЭ в периоде временной нетрудоспособности пациента) (ч. 4 ст. 34 Закона о здравоохранении).
Пациенту, признанному инвалидом (ребенком-инвалидом), выдается удостоверение инвалида по форме, установленной Совмином, в порядке, установленном законодательством об административных процедурах (ч. 5 ст. 34 Закона о здравоохранении).
Получение документов подтверждается собственноручной подписью пациента. При невозможности пациента по состоянию здоровья подтвердить собственноручной подписью получение этих документов и отсутствии его законного представителя их получение подтверждается собственноручной подписью лица, сопровождающего пациента при проведении МСЭ, при предъявлении документа, удостоверяющего личность (ч. 2 п. 13 Положения о проведении МСЭ).
Заключение МРЭК в течение 3 календарных дней после окончания МСЭ направляется: в орган, назначающий (назначивший) и (или) выплачивающий пенсию, в страховую организацию при наступлении страховых случаев, нанимателю.
Заключения МРЭК, ИПРА, ПРП с письменного согласия пациента могут направляться в органы и (или) организации, расположенные за пределами Республики Беларусь, если иное не установлено законодательством о здравоохранении или международными договорами Республики Беларусь (п. 13 Положения о проведении МСЭ).
Сведения о всех случаях признания инвалидами граждан, состоящих или обязанных состоять на воинском учете, в недельный срок со дня вынесения решения МРЭК направляются в военные комиссариаты (обособленные подразделения военных комиссариатов), иные организации, осуществляющие воинский учет (п. 16 Положения о проведении МСЭ).
Заключение МРЭК, оформленное по результатам МСЭ, утрачивает силу по истечении срока его действия или в день, предшествующий дню оформления иного заключения МРЭК (п. 15 Положения о проведении МСЭ).
Переосвидетельствование инвалидов проводится по истечении срока действия заключения МРЭК (ч. 20 ст. 34 Закона о здравоохранении).
Переосвидетельствование инвалидов ранее установленного срока действия заключения МРЭК или при установлении инвалидности без указания срока переосвидетельствования проводится на основании заявления инвалида (его законного представителя), оформленного в письменной форме, которое подается в организацию здравоохранения, оказывающую ему медицинскую помощь (ч. 21 ст. 34 Закона о здравоохранении).
Читайте этот материал в ilex >>
* по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex