Мрц лента алкоголь что это
Изменились МРЦ на алкогольную продукцию (водка, коньяк, бренди и другие свыше 28%) с 01.01.2020 года
01 января 2020 года будут изменены минимальные розничные цены на водку, коньяк, брэнди и другие алкогольные напитки крепостью свыше 28%. Согласно Приказу Минфина России от 11.12.2019 N 225н. МРЦ на водку вырастут с 215 до 230 рублей за пол литра, в свою очередь МРЦ на коньяк повысится с 388 до 433 руб. за 0,5 л. за пол литра, на бренди вырастут с 307 до 315 руб. Согласно приложению к Приказу Минфина №225н МРЦ на водку другие ликеро-водочные напитки крепостью свыше 28% будет стоить от 180 до 329 руб. за 0,5 литра.
Министерство финансов устанавливает минимальные цены, не ниже которой будет осуществляются закупка товара: для брэнди — 261 рубль за 0,5 литра готовой продукции, для коньяка 359 руб.
Политика установки стартовых фиксированных розничных цен ведется Министерством финансов еще с 2009 года в целях борьбы с нелегальным производством и продажами.
Как сообщает ТАСС: Минфин также планирует поднять цены на шампанское (игристые вина), но законопроект пока еще не был принят. Согласно проекту минимальная розничная цена на игристые вина составит 207 рубля за 0,75. На данный момент действует старая стоимость на шампанское — 164 руб. за 0.75 л. В законопроекте значится, что повышение МРЦ на шампанское создаст здоровую и естественную конкурентную среду и позволит наконец вытеснить нелегальных поставщиков. Такие меры позволят увеличить доход честного бизнеса и повысить собираемость налогов. Минфин разъяснил, что повышение цен обосновывается многими изменениями, в частности: повышением ставок на акциз в 2019 году, ростом ставки НДС, тарифов на электроэнергию. На рост цен также повлияли: введение помарочного учета, рост цен на сырье и расходные материалы, повышение цен на специальные федеральные марки. Данный законопроект позволит винодельческому рынку успешно развиваться за счет создания необходимых условий для стабильной работы заводов.
Таблица МРЦ на 2020 год
Название
Литраж / МРЦ, ₽
Понравилась статья? Поделись ею в соцсетях.
МРЦ – что это такое, расшифровка и особенности. МРЦ на сигареты: требования и особенности расчета
МРЦ устанавливается государством и позволяет ему контролировать оборот конкретной продукции. В данном случаем имеется в виду алкоголь, а также сигареты. На законодательном уровне прописана обязанность продавцов и производителей придерживаться МРЦ.
МРЦ – что это такое?
На законодательном уровне закреплены рамки стоимости, которые обязательно нужно соблюдать. Расшифровка МРЦ буквально означает максимальную розничную цену.
Предприниматель должен опираться на эти нормы, когда устанавливает расценки на табачную, либо же алкогольную продукцию. Ему не обязательно придерживаться максимальной или минимальной стоимости, однако выходить за эти рамки строго запрещено законом.
Данный аспект регулируется статьей 187.1 НК РФ. Согласно этому документу МРЦ должна быть указана на упаковке готовой продукции. Также строго запрещено производить товар и не указывать на нем дату и МРЦ.
Табачная продукция
Согласно закону о запрете курения, сигареты нельзя реализовывать по цене меньше 75 % от максимальной розничной цены. Часто табак продается по наибольшей стоимости. Это именно та цифра, которая наносится на саму пачку.
Подобными мерами государство пытается сохранить здоровье своих граждан. Высокая цена на табак является стимулом отказаться от вредной привычки, так как затраты на сигареты будут расти. У данного метода также есть один большой недостаток. С постоянным ростом МРЦ на сигареты, граждане все чаще будут употреблять продукцию собственного производства или подделки сомнительного качества. Такие меры могут крайне негативно сказаться на здоровье людей.
Дополнительно МРЦ на сигареты не позволяет некоторым продавцам устроить монополию. Например, маленький магазинчик, единственный на весь поселок, мог бы бесконтрольно повышать цены. Продукция все равно пользовалась бы спросом, так как альтернативы нет, а следовательно продавец наживался бы на зависимости людей. МРЦ же устанавливает наивысшую возможную цену. Это означает, что предприниматель не может поднять ее выше установленной планки. Если же продавец нарушает закон и реализует свой товар по завышенной цене, ему грозит административная ответственность.
Предприниматель, реализующий сигареты, обязательно должен знать, что это такое – МРЦ на табак. Согласно статье 187.1 Налогового кодекса РФ, продавец должен устанавливать цены самостоятельно.
Производитель может сделать это следующими способами:
Это делается для правильности подсчета уплаченного производителем акцизного сбора.
Акцизы
Так называют вид налога на популярные товары, устанавливаемый внутри страны. Им облагается:
Подобные налоги помогают государству получать прибыль с товаров, которые наиболее часто приобретаются гражданами. В то же время такие товары не являются предметами первой необходимости, поэтому человек может легко прожить без них.
Акциз можно назвать налогом на роскошь. Правительство постоянно вводит новые сборы, а также повышает уже существующие. Эти меры позволяют снизить налогообложение с товаров первой необходимости, а значит, существенно уменьшить их стоимость.
У этого налога есть и негативная сторона – вред здоровью населения. При повышении цен, например, на алкоголь, людям приходится искать более дешевую альтернативу. В этом случае очень высок риск столкнуться с контрафактом – незаконно реализуемым продуктом низкого качества.
Алкогольная продукция
Если говорить о спиртных напитках, что это такое – МРЦ? Это меры, которые позволяют государству контролировать оборот подобного товара, а также сохранять здоровье граждан.
Министерство финансов предложило установить МРЦ на водку в размере 205 рублей за 0,5 литра. При этом теперь подобные условия относятся к продукции, имеющей крепость 37 %. Раньше производители изготавливали алкоголь с показателями чуть ниже 40 градусов. Это позволяло им избежать ограничений, касающихся МРЦ.
Установление МРЦ на алкоголь позволяет государству сохранить здоровье граждан, так как покупать дорогостоящее спиртное регулярно крайне невыгодно. Однако здесь опять таится подводный камень.
Некоторым людям, имеющим невысокий достаток, приходится все чаще обращаться к продавцам контрафактного или самодельного алкоголя. Подобная продукция изготовлена без соблюдения ГОСТ, а также прочих стандартов и может нанести непоправимый вред здоровью человека. В отличие от контрафактных сигарет, алкоголь намного опаснее.
Эта аббревиатура подразумевает под собой рекомендуемую розничную цену. Ее устанавливают производители и советуют реализаторам ее придерживаться. В определенных обстоятельствах при заключении договоров это является обязательным условием.
Государство никак не наказывает продавцов за превышение этого барьера, однако производитель товара может отказаться от сотрудничества. Возможно также применение штрафных санкций за нарушение условий договора.
Основное отличие между двумя рассмотренными выше понятиями заключается в том, что МРЦ вводит государство и таким образом контролирует оборот конкретной продукции. А РРЦ устанавливают производители, исходя из потребностей рынка, сложившихся обстоятельств, а также личных планов. За игнорирование РРЦ не грозит административная ответственность.
Наказание за несоблюдение
Важно учесть, что производитель и поставщик не несут ответственности за действия продавца, а значит, штраф грозит только последнему.
Таким образом, продавцу обязательно нужно знать что это такое – МРЦ, а также соблюдать требования нормативных документов. В противном случае наступает административная ответственность и нарушителю грозят большие штрафы.
В России захотели ввести минимальную цену на весь алкоголь
Российские власти захотели ввести в стране минимальные розничные цены (МРЦ) на все алкогольные напитки. С такой рекомендацией в Совете Федерации обратились к Минфину. Об этом сообщает газета «Известия» со ссылкой на протокол совещания комитета по экономической политике.
Сейчас МРЦ установлена на напитки с содержанием спирта свыше 28 процентов, а также на игристые вина. Распространить такую практику на менее крепкий алкоголь можно будет только после корректировки договора о ЕАЭС, поправки уже подготовлены.
В Союзе российских пивоваров идею поддержали: там считают, что введение МРЦ на пиво будет способствовать оздоровлению конкуренции в отрасли. В Союзе считают, что литр кегового пива должен стоить 85 рублей, в стеклянной таре — 110 рублей, а в заводской ПЭТ-упаковке — 90 рублей. В Союзе виноградарей и виноделов тоже поддержали идею. Глава организации Леонид Попович напомнил, что МРЦ уже используется для шампанского и было бы логично ввести минимальные цены и на другую винную продукцию.
Против выступили крупнейшие игроки рынка — транснациональные корпорации. Например, директор по правовым вопросам и корпоративным отношениям компании AB InBev Efes Ораз Дурдыев уверен, что МРЦ на пиво навредит как бизнесу, так и потребителям, а доля контрафакта на рынке вырастет.
Ранее в апреле Минфин предложил провести эксперимент по маркировке импортного алкоголя федеральными специальными марками. С 1 апреля в стране начался эксперимент по маркировке питьевой воды, пива и слабоалкогольной продукции, он должен продлиться до конца лета 2022 года. Объясняя необходимость маркировки, в Минпромторге говорили, что такой эксперимент важен, ведь указанная сфера «особенно подвержена контрафакту и фальсификату».
Повышение акцизов на алкоголь грозит наводнить рынок контрафактом
Есть ли смысл пополнять бюджет таким образом?
С января в России вырастут минимальные розничные цены (МРЦ) на крепкий алкоголь. Проект приказа Минфина опубликован на федеральном портале нормативных актов. Первое за последние 2 года повышение МРЦ произошло 1 января 2020 года, второе в начале 2021 года. За это время цены на водку выросли с 215 до 230 рублей, на коньяк с 388 до 420 рублей. Приказ Минфина в начале года предусматривал сохранение установленных цен до конца 2026 года. Но, как мы видим, решение поменялось, правительством страны движет несколько целей — деалкоголизация населения и дополнительное пополнение бюджета за счет выросших акцизов, отмечает колумнист «Реального времени» Артур Сафиулин. Экономист с многолетним банковским опытом — о том, к чему это может привести и какую реакцию вызвало грядущее повышение цен у игроков рынка алкогольной продукции.
Что предлагается?
Минимальная цена на водку повысится на 7,4%, до 261 рубля за 0,5 литра, а коньяка на 7,6%, до 480 рублей за аналогичный объем. Прочий алкоголь тоже подорожает — бренди и другие продукты из дистиллятов на 7,4%, до 348 рублей за 0,5 литра, а алкоголь крепостью выше 28 градусов на 7,3%, до 205—372 рублей за 0,5 литра. Цены в рознице с учетом НДС и акциза.
Весной 2021 года был принят закон о новых ставках акцизов на алкогольную продукцию — с 1 января 2022 года акциз вырастет на 4%. Остальной рост в розничных ценах обусловлен инфляцией, удорожанием сырья. В частности, пшеница подорожала за год на 50%, стоимость деревянных паллет (в которых поставляется продукция) увеличилась на 200%.
По мнению ряда экспертов, без повышения цен производители были бы вынуждены работать в убыток и МРЦ это просто приведение в соответствие затрат производителей. При этом, по данным статистики, с начала 2021 года алкоголь в стране подорожал на 2,25%. Это гораздо ниже средних темпов роста цен потребительских товаров, который составил 8,13%.
Минимальная цена на водку повысится на 7,4%, до 261 рубля за 0,5 литра, а коньяка на 7,6%, до 480 рублей за аналогичный объем. Фото: merkata.ru
Последствия и реакция участников рынка
Производители, с одной стороны, рады, потому как рост себестоимости надо чем-то компенсировать. С другой стороны они не в восторге, лучшим решением для них была бы заморозка акцизов на пару-тройку лет. Повышение приведет к росту поставок из стран Евразийского экономического союза, производители боятся недобросовестной конкуренции.
Основным риском многие специалисты считают рост производства контрафактного алкоголя. Нелегальный оборот вырастет из-за повышения акциза и увеличения розничной цены водки. Причем из-за того, что наш акциз намного выше, чем в странах Евразийского экономического союза (ЕАЭС), увеличиваются поставки из этих стран. Как официальные, так и неофициальные. В частности, в Киргизии акциз в пять раз меньше, в Беларуси на 20%, в Казахстане на 50%. Российский рынок становится своего рода эльдорадо для дельцов всех мастей. Ряд экспертов считают повышение МРЦ инициативой Минздрава, который видит только легальные продажи. А то, что народ переключается на контрафактный алкоголь и не пьет меньше, не видит. Вроде бы и инициатива благая, но нюансы нашего менталитета накладывают ограничения — растет количество смертей людей, пьющих непроверенный алкоголь. Самое интересное, что в период с 2015 по 2018 годы, когда рост акцизов был заморожен, поступления в бюджет выросли, а доля нелегального спиртного на рынке упала. Совпадение? Вряд ли.
С другой стороны, есть мнение, что увеличение МРЦ не вызывает фактического роста цен в рознице, а является индикатором для бизнеса и проверяющих — если продукция продается дешевле установленного уровня, значит она нелегальна.
Профильный комитет Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам предложил Минфину зафиксировать ставку акцизов в целях снижения темпов роста цен на алкогольную продукцию и заняться гармонизацией ставок в рамках ЕАЭС. По другим предложениям Минфина Совфед поддержит министерство. Речь идет об изменениях на алкогольном рынке — предлагается выдавать лицензии на розничную продажу индивидуальным предпринимателям и ввести госрегулирование производства и оборота самогонных аппаратов, вплоть до запрета на открытую продажу аппаратов.
Основным риском многие специалисты считают рост производства контрафактного алкоголя. Фото: news.1777.ru
Рост самогоноварения в России в этом году составит 20%, это ли не результат уже третьего повышения цен за два года? В целом за 9 месяцев текущего года было закрыто более 700 нелегальных заводов. Бутлегерство расцветает пышным цветом в гаражах, промзонах — там вовсю делают суррогат крепкого алкоголя. Очень опасная тенденция, надо отметить. Рост поисковых запросов о покупке самогонных аппаратов за 2020 год вырос на 30% чем годом ранее. Все это происходит на фоне снижения количества магазинов с лицензией на розничную продажу алкоголя с 2012 по 2017 год (с 305 тыс. до 215 тыс. магазинов). Получается, что из 160 тысяч сельских населенных пунктов 45% не имеют магазинов с лицензией. Люди вынуждены пить самогон или нелегальный алкоголь.
Есть мнение, что увеличение акцизов не будет отменено, хотя у государства есть огромные резервы для получения дохода — более эффективно вести учет производства и оборота пивных напитков, отменить льготы по акцизу на псевдомедицинские изделия, парфюм (включая те самые «питьевые лосьоны»). Помимо этого, необходимо использовать все возможности по борьбе с нелегальным производством алкоголя — у нас не преследуется нелегальный оборот оригинальной стеклянной тары, этикеток, укупорки самых известных брендов. В продаже есть ароматизаторы для имитации знаменитых коньяков и виски. Ароматизированный метанол может привести к трагическим смертям.
Большой проблемой для мелких производителей является текущее регулирование производства крепкого алкоголя — из одного куба сырья получается 10 литров продукции, которую можно продавать только легально, лицензия же стоит 10 млн рублей. Ответ на вопрос, будет ли такой производитель оформлять лицензию, прост — нет. Возможно, стоит присмотреться к опыту других стран в части разрешения продажи индивидуально произведенного алкоголя.
Власти в первую очередь видят в увеличении акциза возможность деалкоголизации населения. Фото: Максим Платонов
Рискуем увидеть рост производства контрафакта
В заключение хотелось бы отметить, что власти в первую очередь видят в увеличении акциза возможность деалкоголизации населения. Дополнительный доход в бюджет невелик — поступления от алкоголя, включая все акцизы и НДС, составляют только 1% от доходов бюджета страны. Более того, бюджет сейчас сбалансирован, Фонд национального благосостояния стал достаточно крепким. Нет срочной необходимости искать источники дополнительного дохода.
Более того, как уже говорилось выше, мы рискуем увидеть рост производства контрафакта и поставок нелегальной продукции из стран ЕАЭС, включая суррогаты. Что касается запрета на оборот самогонных аппаратов, то чисто физически регулировать такое оборудование очень сложно. Где провести грань между личным потреблением и полупромышленным производством. Есть мнение, что минимальный порог для контроля должен быть 30—50 литров. Но, если максимальная мощность оборудования позволяет делать тысячи литров, то необходима регистрация и лицензирование производства. Возможно, стоило бы снизить пошлину для легализации небольших производств. Не зря ведь говорят — не можешь победить — возглавь.
Справка
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции «Реального времени».
Названы последствия повышения цен на водку в России
Эксперты отрасли назвали последствия повышения цен на водку и другой крепкий алкоголь в России. Увеличение минимальной розничной цены (МРЦ) не вызывает фактического роста цен в рознице, а является индикатором для бизнеса. Об этом сообщает РИА Новости.
«Установленные МРЦ фактически не влияют на уровень розничных цен, это индикативный показатель для того, чтобы проверяющие видели, что продукция легальна», — пояснил председатель Национального союза защиты прав потребителей Павел Шапкин. Он добавил, что, если продукция продается дешевле, это значит, что она нелегальна.
Директор Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя (ЦИФРРА) Вадим Дробиз добавил, что в минимальной цене отражается социально-экономическая ситуация и рост стоимости сырья.
Ранее с инициативой повысить минимальную стоимость водки выступил Минфин. С 1 января 2022 года минимальные розничные цены на водку должны вырасти на 7,4 процента, с 243 до 261 рубля за бутылку объемом пол-литра. Кроме того, повысятся цены на коньяк — на 7,6 процента, с 446 до 480 рублей за тот же объем. Стоимость бренди вырастет с 324 до 348 рублей. В Кремле на это ответили, что у президента нет никакой позиции по этому поводу, и указали на то, что повышение цен — это вопрос экономической целесообразности.
Со своей стороны, замглавы бюджетного комитета Совфеда Сергей Рябухин предупредил, что повышение акцизов на крепкий алкоголь рискует привести к росту количества суррогатов. Парламентарий заявил, что Совфед рекомендовал Минфину отказаться от такой меры. Он подчеркнул, что бюджет сейчас сбалансирован, а Фонд национального благосостояния стал достаточно крепким, поэтому повышение акцизов будет иметь негативные последствия.