Мсб казахстан что это

МСБ vs Крупный бизнес

Мсб казахстан что это. Смотреть фото Мсб казахстан что это. Смотреть картинку Мсб казахстан что это. Картинка про Мсб казахстан что это. Фото Мсб казахстан что это

Казахстанский бизнес, в основном, составляют малые предприятия в форме ИП, крестьянских хозяйств и юридических лиц

МСБ и крупный бизнес: кто больше?

Мсб казахстан что это. Смотреть фото Мсб казахстан что это. Смотреть картинку Мсб казахстан что это. Картинка про Мсб казахстан что это. Фото Мсб казахстан что это

Иными словами, казахстанский бизнес по количеству в основном составляют малые предприятия в форме индивидуальных предпринимателей, крестьянских хозяйств и юридических лиц.

Таблица. Сравнение количества субъектов МСП за 2014-2015гг.

На 01.01.2015

На 01.01.2016

Динамика (снижение)

Зарегистрированные субъекты МСП

Действующие субъекты в МСП

Вклад МСБ в экономику

Несмотря на большое количество МСБ в Казахстане, львиную долю вклада в ВВП страны оказывает крупный бизнес. Так, в 2014 году доля крупных предприятий в ВВП составила 74%, МСБ – 26%, соответственно.

Для сравнения, в развитых странах ОЭСР доля МСБ в ВВП находится на уровне 50%. Это говорит о том, что вклад МСБ в экономику остается невысоким, и экономика продолжает зависеть от деятельности крупных компаний, работающих, в основном, в сырьевых отраслях экономики.

По итогам 2015 года, наибольшая часть МСБ сосредоточена в торговле и строительстве, что составляет 24,7% и 14,2%, соответственно, от общего количества действующих субъектов МСБ.

Выпуск продукции МСБ

Выпуск продукции субъектами МСП в январе-сентябре 2015г. составил 10 558,8 млрд. тенге, в том числе:

По сравнению с январем-сентябрем 2014г., выпуск продукции (в сопоставимых ценах) МСП увеличился на 0,7%.

Мсб казахстан что это. Смотреть фото Мсб казахстан что это. Смотреть картинку Мсб казахстан что это. Картинка про Мсб казахстан что это. Фото Мсб казахстан что это

МСБ – это 37% занятого населения РК

Занятость в МСП ежегодно возрастает. Численность рабочих мест в МСП по итогам трех кварталов 2015 года составила 3 214,9 тыс. человек, увеличившись на 6,3% по сравнению с соответствующим периодом прошлого года. Занятость в малом предпринимательстве выросла на 12,5% (1 108 тыс.чел.), в среднем предпринимательстве – на 12,9% (352 тыс.чел.).

В целом, в Казахстане 37% занятого населения составляет малый и средний бизнес.

Данные подготовлены Департаментом стратегического анализа и развития НПП РК «Атамекен»

Источник

О развитии МСБ в Казахстане

Сегодня малый и средний бизнес (МСБ) – опора экономического развития любого государства. Именно от него во многом зависит решени.

Сегодня малый и средний бизнес (МСБ) – опора экономического развития любого государства. Именно от него во многом зависит решение проблем занятости населения, наполнение внутреннего рынка отечественными товарами и формирование конкурентной среды. Для того чтобы и в Казахстане МСБ стал реальным «локомотивом» экономики, государству необходимо и дальше оказывать всестороннюю поддержку. Об этом и многом другом в интервью «Капитал.kz» рассказал Рахим Ошакбаев, первый заместитель председателя правления Национальной экономической палаты Казахстана «Союз «Атамекен».

– Как сегодня Вы можете оценить состояние МСБ в Казахстане?
– Судя по цифрам статистики и рейтингам – безусловно, есть позитивные улучшения в самочувствии отечественного МСБ. Например, вклад малого и среднего бизнеса в ВВП страны с 2005 по 2011 гг. увеличился на 7,2% и составляет 17%. В рейтинге Всемирного банка «Doing Business» в прошлом году Казахстан занял 49 место в мире из 185 стран. Это одна из самых высоких позиций среди стран СНГ. Для сравнения: Россия расположилась лишь на 112 строчке рейтинга.

Необходимо признать, что правительство достаточно активно и относительно эффективно работает в направлении развития как МСБ, так и бизнес-климата в целом. К примеру, все большей популярностью у МСБ пользуются инструменты государственной программы «Дорожная карта бизнеса-2020».

– Программы поддержки отечественных предпринимателей внедряются с 1992 года. Однако до сих пор МСБ в республике еще не стал основой динамично развивающегося среднего класса, как в развитых странах. Что, на Ваш взгляд, осложняет ведение бизнеса в Казахстане?

Ключевой проблемой продолжает оставаться доступ к финансам в отечественных банках. У многих заемщиков есть проблемы с обслуживанием займов: текущий уровень проблемных кредитов в ссудном портфеле банков второго уровня (БВУ) составляет 71%. Из них 43% – сомнительных и 29% – безнадежных. Часть заемщиков брали деньги на развитие бизнеса, на оборотные средства, но не справились с обязательствами по кредитам. Одна из причин такой ситуации – высокие процентные ставки – в среднем порядка 14%, и это без учета скрытых комиссий.

Если говорить про глобальную конкурентоспособность не только в Едином экономическом пространстве (ЕЭП), но и во Всемирной торговой организации (ВТО), то мы должны сравнивать ставки по кредитам для МСБ с уровнем в 4-5% как в Южной Корее, Евросоюзе и т.д. Ведь при 14% по кредиту многие бизнес-идеи, актуальные для малого и среднего бизнеса, просто не смогут обеспечить возврат денег. А те предприниматели, которые все же решаются финансироваться под такие проценты, с большой вероятностью столкнутся с проблемой обслуживания этих займов.

Вторая трудность заключается в нехватке квалифицированных кадров и качестве человеческого капитала. Очень многие предприниматели жалуются на то, что запросы по зарплате не соответствуют квалификации и добросовестности сотрудников. Желание получать больше – понятно, цены растут, но компетентность и преданность работе оставляют желать лучшего. Отчуждение работника от сферы его труда – это очень интересный, но еще не достаточно изученный феномен для Казахстана. Сложившееся отношение наемных сотрудников к труду на работодателя еще не получило должного освещения на уровне публичных дискуссий. Словом, серьезного анализа нет, а значит, и огромная часть производственных отношений провисает.

Немаловажной проблемой до сих пор остается тема правовых рисков ведения бизнеса. Среди предпринимателей существует распространенное убеждение, что крайне редко можно рассчитывать на справедливое, беспристрастное отношение к нему во властных органах, судах и т.д. Многих людей, задумывающихся о собственном бизнесе, сдерживает мнение: предприниматели неизбежно сталкиваются с необходимостью постоянной уплаты коррупционной ренты, а если бизнес станет процветать, то его попытается кто-нибудь отобрать. И это системная проблема, которую необходимо решать.

Кроме того, есть много других факторов, осложняющих ведение бизнеса. В их числе административные барьеры, налоговое администрирование и прочее.

– Заинтересованы ли, по Вашему мнению, казахстанские банки в финансировании начинающих предпринимателей?
– Для банков финансирование бизнеса – это свой бизнес с резонами получения прибыли и минимизации рисков. А начинающий бизнес, так называемый startup – высокорискованное финансирование и никогда не будет приоритетом для казахстанских банков.

«Союз «Атамекен» выделил отдельное направление деятельности – проект «Атамекен Startup». Мы создаем другую форму финансирования начинающих предпринимателей – так называемый Клуб бизнес-ангелов. В прошлом году в рамках «Атамекен Startup» мы провели 6 выездных конкурсов для молодежи в регионах и сразу почувствовали ощутимый интерес.

В отдельных городах на наших мероприятиях присутствовали спонсоры, желающие вложиться в новые проекты. В других – мы выявляли интересные проекты и предоставляли вниманию заинтересованных компаний. В этом году мы планируем продолжить проект «Атамекен Startup», проведя свыше 20 конкурсов, расширив охват до всех городов Казахстана, плюс, отдельно – в ряде моногородов.

Хотелось бы отметить, что с абсолютной точностью задача вовлечения казахстанцев в предпринимательство была поставлена президентом в Стратегии «Казахстан-2050» – «…создать условия, чтобы человек смог попробовать себя в бизнесе, стать полноценным участником проводимых в стране экономических преобразований, а не ждать, что государство решит за него все проблемы. Важно поднять общий уровень деловой культуры и стимулировать предпринимательскую инициативу».

– Как Вы можете охарактеризовать отношения между бизнесом и государством?
– За последний год наблюдается достаточно позитивная динамика развития отношений между бизнесом и государством. В том числе связанная с тем, что в 2012 году многими госорганами, например министерством экономического развития и торговли, а также министерством сельского хозяйства продемонстрирован высокий уровень открытости к конструктивной дискуссии с бизнесом. К предпринимателям и к позиции НЭПК «Союз «Атамекен» стали всерьез прислушиваться не только в государственных структурах, но и в парламенте.

В частности, в июне прошлого года на встрече Нурсултана Назарбаева с предпринимателями практически по всем предложениям НЭПК «Союз «Атамекен» получена поддержка президента, и сегодня они находятся на различных стадиях реализации в госорганах. Кроме того, с осени 2012 года реализуется практика ежемесячных селекторных совещаний генеральной прокуратуры со своими областными территориальными подразделениями, которые проводятся совместно с НЭПК «Союз «Атамекен» и с региональными бизнес-ассоциациями.

Сейчас бизнес в регионах получил постоянную возможность публично информировать надзорные органы об имеющихся нарушениях своих прав. В этом есть и другой позитивный эффект – институциональный. Когда предприниматели и чиновники знают, что в «прямом эфире» перед главным надзорным органом ежемесячно поднимаются проблемные вопросы бизнеса в регионах, то это предостерегает все стороны от злоупотреблений.

– Какие приоритетные направления у НЭПК «Союз «Атамекен» на 2013 год Вы можете обозначить?
– В 2013 году мы ожидаем серьезного реформирования – будет создаваться Национальная палата предпринимателей (НПП). Ее миссией станет представление, защита прав и законных интересов бизнесменов. НПП предполагается делегировать на принципах саморегулирования существенные функции, связанные с обеспечением привлекательного бизнес-климата.

К примеру, участие в урегулировании налоговых споров, участие в управлении как индустриальными, так и свободными экономическими зонами, строительство инфраструктуры таможенных переходов на основе принципов государственно-частного партнерства, организация работы отраслевых комитетов по всестороннему и детальному изучению состояния отраслей экономики и другие.

Закон будет предусматривать обязательное членство в НПП всех субъектов частного предпринимательства, но с уплатой членских взносов только крупным и средним бизнесом. В Казахстане свыше 750 тыс. активных субъектов предпринимательства, в том числе крупных и средних – порядка 10 тыс. компаний. Таким образом, основная часть – предприятия малого бизнеса: индивидуальные предприниматели, крестьянские хозяйства и т.д. будут только пользоваться услугами НПП, но не будут платить деньги.

Концепцией предполагается, что взносы для предприятий среднего бизнеса составят до 300 тыс. тенге в год, для крупных предприятий – до 3 млн тенге, что для их размеров достаточно незначительно. На переходный период, в первый год, финансировать ее предполагается из республиканского бюджета. В дальнейшем, когда органы НПП сформируются, она будет способна перейти на сбор обязательных платежей.

У нас 160 районных центров и 27 моногородов, итого – палата должна будет создать 187 представительств на районном уровне. Их основная функция будет заключаться в оказании сервисной поддержки малому бизнесу в регионах, который и будет основным выгодополучателем этой реформы. Предполагается широкое вовлечение в деятельность палаты существующих отраслевых и региональных ассоциаций. Последние получат квоту на значительное представительство в коллегиальных органах управления областных палат, а отраслевые – на республиканском уровне.

Планируется, что до 50% бюджета Национальной палаты предпринимателей пойдет на финансирование деятельности отраслевых и региональных бизнес-ассоциаций. Таким образом, опасения, что создание НПП повлечет за собой ухудшение позиций бизнес-ассоциаций, сводятся на нет. Поскольку концепция реформы, утвержденная в правительстве, наоборот, предусматривает их усиление.

– Как вторая волна приватизации поможет отечественному МСБ?
– Необходимость «второй волны масштабной приватизации» возникла по причине того, что за последние 10 лет государство значительно расширило свое присутствие в экономике. Это в некоторой степени объективно связано с необходимостью «ручного» управления в рамках борьбы с финансовым кризисом. Избыточное присутствие государства в активах проявляется в первую очередь в квазигосударственных структурах.

Например, совокупные активы Фонда национального благосостояния «Самрук-Казына» составляют примерно 60% от ВВП. Но если посмотреть Стратегию «Казахстан-2030», разработанную в 1996 году, то там краеугольным камнем экономического успеха была определена частная собственность и соответственно выход государства из тех сфер, в которых его присутствие не имеет особых причин.

Есть статья 31 закона «О конкуренции», которая предусматривает лишь три основания участия государства в предпринимательской деятельности: обеспечение национальной безопасности, использование стратегических объектов, и в тех сферах, где есть общественная потребность в товарах, услугах, но отсутствует конкуренция частного сектора. Это так называемое Правило желтых страниц – Yellow Pages Rule.

В общенациональном плане мероприятий пункт о разгосударствлении поручено реализовать «при участии «Атамекена». В этой связи сейчас мы вступаем в обсуждение с госорганами, как лучше провести эту приватизацию. Конечно, в первую очередь рассматриваются механизмы IPO. Кроме того, нужен серьезный анализ квазигосударственных компаний на предмет их функционала и соответствия Yellow Pages Rule, поскольку зачастую их деятельность конкурентная по отношению к частной инициативе.

Вообще, негативные эффекты могут быть значительными. К примеру, государственные закупки услуг зачастую получают дочерние с госорганами структуры, которые затем нанимают частные компании на субподряд. Соответственно, конечные исполнители уже получают меньшую оплату за свою работу. Помимо этого, компании квазигоссектора, имея стабильное и гарантированное финансирование, забирают с рынка лучшие кадры, предлагая зарплату, которую частный бизнес не может себе позволить. Принимая во внимание кадровый голод – для МСБ это очень актуально. Тезис о том, что самые высокие зарплаты в бизнесе – миф. На самом деле лидеры по доходам работников – это компании квазигоссектора.

Задача по сокращению доли государственного сектора поставлена совершенно верно, и ее необходимо эффективно решить. Другого пути к устойчивому процветанию, кроме рыночной экономики с частной собственностью на средства производства и свободной реализацией предпринимательской инициативы гражданами, в настоящий момент нет. А ограниченное присутствие государства в предпринимательской деятельности – одно из фундаментальных условий функционирования рыночной экономики.

– Как работа Таможенного союза (ТС) отразилась на малом и среднем бизнесе в Казахстане?

– Согласно официальным данным, в целом товарооборот стран ТС значительно вырос. Но другой вопрос – его качество и структура, что серьезно беспокоит предпринимателей. В частности, не может радовать сокращение экспорта и рост импорта. В ТС и ЕЭП, созданных в целях обеспечения свободного передвижения товаров, работ и услуг, еще есть много работы для реального соблюдения этих принципов на местах.

Мы постоянно поднимаем вопросы по проблемам доступа казахстанских товаров на рынки России и Беларуси. В частности, по продвижению алкогольной и кондитерской продукции. Много на пути становления ЕЭП различного вида административных препон – явных и скрытых. Сейчас задача, которая стоит перед Евразийской экономической комиссией (ЕЭК) – обеспечить безусловное соблюдение всеми сторонами принятых на себя обязательств.

– Под силу ли продукции отечественных производителей конкурировать с аналогичными товарами из стран-участниц ТС?

– Пусть не массово, не по всем позициям, но примеры производства качественной продукции есть, особенно на рынке продовольствия. Казахстанские товары по основным позициям, по качеству намного лучше ввозимых. Другое дело, что часто хорошо начинавшееся производство вдруг сворачивается.

Так, из-за нежелания пойти навстречу в финансовой поддержке мы «благополучно» загубили собственное производство сыров. Теперь потребляем привозную сырную продукцию, которая порой сомнительного качества. Между тем, наши сыры еще несколько лет назад получали очень высокие оценки экспертов. Но высокая себестоимость, отвлечение оборотных средств, в целом незащищенность наших производителей не позволили им выжить.

– Что необходимо предпринять для более эффективного развития МСБ в Казахстане?
– У правительства есть абсолютно адекватное понимание направлений по улучшению бизнес-климата. В части системных вопросов необходимо постоянное, эффективное взаимодействие и консультирование с бизнесом, что, мы надеемся, институционально будет реализовано через создаваемую Национальную палату предпринимателей. Чтобы решения принимались не волюнтаристски, а в координации с бизнесом, в соответствии с его интересами.

В качестве ключевых направлений улучшения бизнес-климата – либерализация налогового и таможенного администрирования, по которому мы занимаем одно из последних мест в мире. Также в послании президента справедливо поднят вопрос по либерализации доступа на казахстанский рынок квалифицированной рабочей силы. В первую очередь инженеров, управленцев. И третье – проведение политики так называемого «тэтчеризма», для которой Стратегия «Казахстан-2050» создает все предпосылки. Это приватизация, выход государства из предпринимательской деятельности, самоограничение и либерализация регулирования.

Источник

МСБ в Казахстане: быть или не быть?

Существует аксиома: чем выше доля МСБ в ВВП, тем лучше живет население и более динамично развивается экономика. Доля МСБ в ВВП в развитых странах мира составляет от 50 процентов и выше (Япония, к примеру, 75 процентов), а доля работающих в развитых странах в сфере МСБ составляет от 60 до 98%. Казахстан планирует достичь 50 процентной доли МСБ в ВВП страны к 2050 году. В 2019 году этот показатель составил 28 процентов. По актуальным подсчетам, три миллиона триста человек работают в секторе МСБ, что составляет более 30% от общей доли активного населения страны.

Предприятия малого и среднего бизнеса — это не только сфера торговли и услуг. В развитых странах МСБ задействованы во многих сферах экономики, включая финансовую, научную и производственные сферы. В Казахстане наиболее характерным видом экономической деятельности МСБ является торговля, в ней занято более трети активных на сегодняшний день предприятий малого и среднего бизнеса. Учитывая роль МСБ в развитии экономики страны, поддержка малого и среднего бизнеса является важнейшим приоритетом правительства.

МСБ чутко реагирует на конъюнктуру рынка, любое негативное влияние может сильно сказаться на развитии предпринимательства в стране. Поэтому иногда складывается ситуация, что несмотря на все усилия государства облегчить жизнь отечественных предпринимателей, частный бизнес все равно «буксует». Налоговые послабления помогают, однако, помимо финансовой стороны вопроса ведения бизнеса, предпринимателям часто приходится сталкиваться с существующим законодательным регулированием.

Юридические тяжбы — дорогостоящее удовольствие. И если крупные корпорации со штатом юристов к ним готовы, то для владельца малого и среднего бизнеса со сравнительно-небольшим оборотом финансовых средств любая судебная тяжба может стоить потери бизнеса.

А ты зарегистрировал свой товарный знак?

К сведению, в нашей стране существует Национальный институт интеллектуальной собственности, который регистрирует товарный знак на физическое либо юридическое лицо. После процесса регистрации товарный знак закрепляется за определенным владельцем сроком на 10 лет при условии, что владелец использует зарегистрированный товарный знак. В случае, если товарный знак по каким-либо причинам не используется, то регистрация аннулируется по истечении трех лет. Существует регистр товарных знаков на территории Евразийского союза. Есть и международный регистр, где производитель, импортер, продавец и т. д. может зарегистрировать право на товарный знак сразу в нескольких странах, чтобы не обременять себя процессом регистрации в каждой отдельной стране.

Часто объектом споров является схожесть товарных знаков «до степени смешения». Степень смешения определяет специальная экспертиза.

Во избежание возникновения проблем относительно производимой продукции, а также в целях защиты своих прав и интересов, каждому производителю необходимо зарегистрировать свой товарный знак, прежде чем осуществлять торговую деятельность. Однако, Законодательством РК в области регулирования торговой деятельности, не предусмотрена обязанность покупателя проводить проверку покупаемого товара, вплоть до его возникновения/изготовления, тем более не предусмотрена обязанность проверять принадлежность наименования продукции, как товарного знака, продавцу/поставщику.

Должны ли продавцы нести ответственность за нарушения производителя?

Допустим, вы владелец магазина. У вас есть ассортимент товаров, который вам поставляют поставщики. К вам приходит покупатель, покупает что-нибудь и потом заявляет, что вы нарушили права правообладателя на такой-то товарный знак. Покупателем может оказаться либо владелец товарного знака, либо представители государственных органов. И вместо того, чтобы подать в суд на производителя, который незаконно использует товарный знак, дело возбуждается на продавца. Как быть продавцу в такой ситуации? Ведь он не производитель этого товара, он купил товар у поставщика, который в свою очередь купил его у оптовика либо у производителя. И таким образом возникает вопрос: должен ли продавец нести ответственность за нарушения прав на товарный знак?

Судебная практика по данному вопросу неоднозначна, толкование норм законодательства в области регулирования товарных знаков судами происходит по-разному, в некоторых случаях суды при рассмотрении административных дел органов юстиции отказывают в привлечении торговых сетей к ответственности по причине того, что торговые точки не являются производителями товара, в отношении которого составлен Протокол и соответственно не являются лицами, которые ввели этот товар в оборот, а в иных случаях суды привлекают торговые точки к ответственности.

Одни обстоятельства, разные судебные решения

По делам с одними и теми же обстоятельствами, когда на торговую точку подают иск о незаконном использовании товарного знака, суды выносят решения диаметрально-противоположные и даже противоречащие друг другу.

Сценарий первый: Суд прекращает дело из-за отсутствия состава административного правонарушения на основании того, что субъект торговли не обладает специальными познаниями и компетенциями, для установления наличия или отсутствия степени смешения товарных знаков той или иной продукции и за кем закреплено право пользование.

Как было упомянуто ранее, степень смешения определяется лишь специальной экспертизой уполномоченного органа, то есть да, действительно, торговая точка не может знать на момент получения товара и его реализации, кто является правообладателем товарного знака и является ли наименование того или иного товара на полках (а их тысячи) «схожим до степени смешения» с наименованием другого товара.

Сценарий второй: Суд берет за основание договор поставки между торговой точкой и поставщиком и выносит решение не инкриминировать торговой точке состав правонарушения, принимая во внимание тот факт, что существование договора поставки свидетельствует о том, что введение товара в оборот на территории страны было произведено не торговой точкой. Таким образом, ответственность за отсутствие регистрации в теории должен нести производитель.

Однако, на практике встречается и третий сценарий развития событий.

Сценарий третий: Суд выносит удовлетворительное решение по заявлению истца, а на торговую точку налагается штраф на основании несанкционированного введения товарного знака в гражданский оборот, либо использование товарного знака без согласия правообладателя. При этом вся установленная при проверке продукция, подлежит уничтожению, которая соответствует всем нормам и требованиям, действующим в Республике Казахстан, и соответственно является абсолютно пригодной к употреблению/использованию.

Отсутствие понимания различий данных терминов очевидно. Отсюда и все проблемы, которые могут стоить предпринимателю потерянного времени, финансовых затрат и нервов, а то и бизнеса.

Во-первых, право использования Товарного знака должно быть предоставлено Владельцем товарного знака, к примеру по Лицензионному договору. Однако Лицензионный договор предполагает, что тот, кому передали право на Товарный знак, осуществляет его производство и дальнейшую реализацию, а не перепродажу товара.

Во-вторых, ни торговая точка, ни поставщик (посредник) не являются владельцами товарного знака, так как торговая точка осуществляет перепродажу товара, а оптовые поставщики не всегда заключают лицензионные договоры с Владельцем товарного знака, так как наименования товаров исчисляются тысячами. И если даже соответствующий договор заключен, то обычно без права заключения «сублицензионных» договоров.

В-третьих, что подразумевает под собой термин «введение товара в оборот»? Тот, кто производит товар и реализует его? Да, торговые точки реализуют товар, но ведь производитель производит товар с тем, чтобы его реализовывать, то есть вводить в оборот? Отсутствие конкретного обозначения термина «введение товара в оборот» и является препятствием и неким запутывающим фактором для определения субъекта правонарушения.

По логике продавец является промежуточным звеном и не должен нести ответственность за нарушения прав использования товарного знака. Выявление в торговых точках товаров с нарушением прав на товарный знак должно являться обстоятельством установления и обнаружения факта нарушения и служить основанием для обращения с соответствующей претензией к производителю данного товара или импортеру. Как промежуточное звено, продавец больше является свидетелем правонарушения, нежели объектом обвинения в правонарушении.

В некоторых судебных актах черным по белому прописано, что, к примеру, торговые сети не могут потребовать от поставщика является ли он правообладателем товарного знака. По какому же принципу тогда продавцы должны нести ответственность за то, чего знать они не могут?

В Казахстане Закон РК №456-I «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» был принят 26 июля 1999 года. Учитывая сравнительно недолгую историю существования законодательства в сфере товарных знаков, статьи закона зачастую трактуются двойственно и принятие решений по рассматриваемым делам со схожими обстоятельствами неравнозначно.

Поддержка МСБ в Казахстане должна быть комплексной, вместе с программами финансирования предпринимательства должна развиваться и законодательная система. Иначе получается, бизнес профинансировать возможность дали, а потом закидали повестками в суд. И как в таких условиях развиваться предпринимательству и есть ли на это возможность…?

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *