Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
МШИ’СТЫЙ, ая, ое; мшист, а, о. Обильный мхом. По мшистым топким берегам чернели избы здесь и там. Пшкн.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
мши́стый
1. поросший, покрытый мхом ◆ Ноги сами несли Иуду, и он не заметил, как мимо него пролетели мшистые страшные башни Антония. М. А. Булгаков, «Мастер и Маргарита», часть 2, 1929–1940 г. (цитата из НКРЯ)
2. внешним видом напоминающий мох ◆ Каково настоящее происхождение слова, решат филологи, для нас важно другое: это на самом деле мягкий, «мшистый» и эластичный материал, из которого издавна изготовляют изящные и элегантные туфли, сумки, перчатки, куртки, пальто, почти никогда не выходящие из моды. В. Бурдин, «Замшу можно чистить и красить дома», 1970 г. // «Химия и жизнь» (цитата из НКРЯ)
Фразеологизмы и устойчивые сочетания
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: нелегальщина — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Территорию, покрытую кочками, называют кочкарником.
В Северном полушарии известными кочкообразователями являются те виды рода Пушица (Eriophorum) из семейства Осоковые, которые имеют укороченные корневища. Наиболее обширные кочкарники образует Пушица влагалищная (Eriophorum vaginatum).
КО’ЧКА, и, ж. Бугорок земли на сыром или болотистом лугу. Мы шли по болоту, перепрыгивая с кочки на кочку.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
ко́чка
1. бугорок земли на низменном или болотистом месте (обычно поросший мхом или травой) ◆ Утки, с пестрыми селезнями своими, от крупной, тяжеловесной кряквы до маленького, проворного чирка, бродят по грязи, плавают по воде, сидят на кочках. С. Т. Аксаков, «Записки ружейного охотника Оренбургской губернии», 1852 г. ◆ Ноздрёв повёл своих гостей полем, которое во многих местах состояло из кочек. Н. В. Гоголь, «Мёртвые души», 1842 г. ◆ Бег оленьих райд, болота, кочки // И озёр нетронутую гладь // Срифмовать бы в песенные строчки // И потом с любовью распевать! А. В. Подстаницкий, «Мурманск вечером», 1940 г. // «Полярная правда»
2. неровность на дороге, почве и т. п. ◆ Часа три мы шли лесом по такой адской дороге, что я и теперь не могу вспомнить о ней без ужаса. Грязь по колено, кочки, пни, валежник, и на каждой версте два или три болота, в которых лошади вязли по самую грудь. М. Н. Загоскин, «Москва и москвичи», 1842—1850 г. (цитата из НКРЯ) ◆ При отчаянном лае собаки коляска выехала со двора и пошла колыхаться по засохшим кочкам немощёного переулка. И. А. Гончаров, «Обломов», 1859 г.
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: отход — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.
В тундр.. — в..сна. Со..нце дружески подмигива..т, посылая луч.. света из-под ни..ких обл..ков. Звенят большие (3) и малые руч..и со стоном взламывают..ся р..чушки в г..рах.
Выполните обозначенные цифрами в тексте к заданию 1 языковые разборы:
(1) — фонетический разбор;
(2) — морфемный разбор;
(3) — морфологический разбор;
(4) — синтаксический разбор предложения.
в — [ф] — согласный, глухой, твёрдый
с — [с’] — согласный, глухой, мягкий
ю — [у́] — гласный, ударный
д — [д] — согласный, звонкий,
твёрдый у — [у] — гласный, безударный
5 букв, 5 звуков, 2 слога
Морфемный разбор (по составу)
1) большие (ручьи) — имя прилагательное, обозначает признак предмета: ручьи (какие?) большие;
2) Начальная форма — большой; во множественном числе, в именительном падеже;
3) В предложении является определением
Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое.
Второстепенные члены предложения: (входит) робко — обстоятельство; (входит) в тундру — обстоятельство
В тундре — весна. Солнце дружески подмигивает, посылая луч света из-под низких облаков. Звенят большие и малые ручьи, со стоном взламываются речушки в горах.
Вода всюду. Ступишь ногой в мох — и мох сочится. Тронешь мшистую кочку — и сверху появится вода. Станешь ногой на ледок — и из-под ледка брызнет вода. Сейчас вся тундра — это разрастающееся болото. Оно живёт, всхлипывает под сапогами. Оно мягкое, покрыто жёлтой прошлогодней травкой и весенним мхом, похожим на цыплячий пух.
Весна робко входит в тундру, оглядывается. Вдруг замирает под напором холодного ветра, но не останавливается, а идёт дальше.
Выполните обозначенные цифрами в тексте к заданию 1 языковые разборы:
(1) — фонетический разбор;
(2) — морфемный разбор;
(3) — морфологический разбор;
(4) — синтаксический разбор предложения.
В тундр.. — в..сна. Со..нце дружески подмигива..т, посылая луч.. света из-под ни..ких обл..ков. Звенят большие (3) и малые руч..и со стоном взламывают..ся р..чушки в г..рах.
Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.
В тундре — весна. Солнце дружески подмигивает, посылая луч света из-под низких облаков. Звенят большие и малые ручьи, со стоном взламываются речушки в горах.
Вода всюду. Ступишь ногой в мох — и мох сочится. Тронешь мшистую кочку — и сверху появится вода. Станешь ногой на ледок — и из-под ледка брызнет вода. Сейчас вся тундра — это разрастающееся болото. Оно живёт, всхлипывает под сапогами. Оно мягкое, покрыто жёлтой прошлогодней травкой и весенним мхом, похожим на цыплячий пух.
Весна робко входит в тундру, оглядывается. Вдруг замирает под напором холодного ветра, но не останавливается, а идёт дальше.
в — [ф] — согласный, глухой, твёрдый
с — [с’] — согласный, глухой, мягкий
ю — [у́] — гласный, ударный
д — [д] — согласный, звонкий,
твёрдый у — [у] — гласный, безударный
5 букв, 5 звуков, 2 слога
Морфемный разбор (по составу)
1) большие (ручьи) — имя прилагательное, обозначает признак предмета: ручьи (какие?) большие;
2) Начальная форма — большой; во множественном числе, в именительном падеже;
3) В предложении является определением
Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое.
Система оценивания проверочной работы по русскому языку.
1.Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.
Текст 1
В тундр.. – в..сна. Со..нце дружески подмигива..т, посылая луч.. света из-под ни..ких обл..ков. Звенят большие(3) и малые руч..и со стоном взламывают..ся р..чушки в г..рах. Вода всюду(1). Ступ..ш.. ногой в мох – и мох сочит..ся. Трон..ш.. мшист..ю коч..ку – и сверху появит..ся вода. Стан..ш.. ногой на л..док – и из-под л..дка брызн..т вода. Сейчас вся тундра это разр..стающееся б..лото. Оно ж..вёт в..хлипыва..т под с..погами. Оно мя..кое, п..крыто ж..лтой прошлогодн..й тра..кой и в..сенним мхом, похож..м на ц..плячий пух. В..сна ро(б/п)ко вход..т в тундру оглядыва..т..ся.(4) Вдруг зам..рает(2) под напором х..лодного ветра но (не)останавлива..т..ся а идёт дальше.
№
Содержание верного ответа и указания по оцениванию
Баллы
В тундре – весна. Солнце дружески подмигивает, посылая луч света из-под низких облаков. Звенят большие(3) и малые ручьи, со стоном взламываются речушки в горах.
Вода всюду(1). Ступишь ногой в мох – и мох сочится. Тронешь мшистую кочку – и сверху появится вода. Станешь ногой на ледок – и из-под ледка брызнет вода. Сейчас вся тундра − это разрастающееся болото. Оно живёт, всхлипывает под сапогами. Оно мягкое, покрыто жёлтой прошлогодней травкой и весенним мхом, похожим на цыплячий пух.
Весна робко входит в тундру, оглядывается.(4) Вдруг замирает(2) под напором холодного ветра, но не останавливается, а идёт дальше.
К 1
Соблюдение орфографических норм
Орфографических ошибок нет (или допущена одна негрубая ошибка).
При оценивании выполнения задания по критерию К1 учитываются только ошибки, сделанные при вставке пропущенных букв, раскрытии скобок, восстановлении слитного, раздельного и дефисного написания слов
4
Допущено не более двух ошибок
3
Допущены три-четыре ошибки
2
Допущено пять ошибок
1
Допущено более пяти ошибок
0
К 2
Соблюдение пунктуационных норм
Пунктуационных ошибок нет
3
Допущена одна ошибка
2
Допущены две ошибки
1
Допущено более двух ошибок
0
К 3
Правильность списывания текста
Текст переписан безошибочно (нет пропущенных и лишних слов, нет слов с изменённым графическим обликом).
Допущено не более трёх описок и ошибок следующего характера:
1) изменён графический облик слова (допущены перестановка, замена или пропуск буквы, не приводящие к орфографической или грамматической ошибке);
2) в переписанном тексте пропущено одно из слов текста либо есть одно лишнее слово
2
Допущено четыре–семь описок и ошибок следующего характера:
1) изменён графический облик слова (допущены перестановка, замена или пропуск буквы, не приводящие к орфографической или грамматической ошибке);
2) в переписанном тексте пропущено одно из слов текста либо есть одно лишнее слово
1
Допущено более семи описок и ошибок следующего характера:
1) изменён графический облик слова (допущены перестановка, замена или пропуск буквы, не приводящие к орфографической или грамматической ошибке);
2) в переписанном тексте пропущено одно из слов текста либо есть одно лишнее слово
0
0
Максимальный балл
9
2.Выполните обозначенные цифрами в тексте к заданию 1 языковые разборы:
(1)– фонетический разбор;
(2) – морфемный разбор;
(3) – морфологический разбор;
(4) – синтаксический разбор предложения.
В ответе представлены языковые разборы (модель разбора свободная). В ключах дана основная информация, необходимая для верного ответа.
Фонетический разбор
всюду(1)
в − [ф] − согласный, глухой, твёрдый
с − [с’] − согласный, глухой, мягкий
ю − [у́] − гласный, ударный
д − [д] − согласный, звонкий, твёрдый
у − [у] − гласный, безударный
5 букв, 5 звуков, 2 слога
Морфемный разбор
замирает(2)
Морфологический разбор
большие(3) (ручьи)
1) большие (ручьи) – имя прилагательное, обозначает признак предмета: ручьи (какие?) большие;
2) начальная форма – большой; во множественном числе, в именительном падеже;
3) в предложении является определением.
Синтаксический разбор предложения
Весна робко входит в тундру, оглядывается.(4)
Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое.
В середине апреля из Африки возвращаются на родину соловьи.
2) обязательное указание отсутствующих в предложении частей речи: имя прилагательное, местоимение (ИЛИ личное местоимение), союз, частица.
Возможное, но необязательно указание: наречие, имя числительное, междометие
Обозначение частей речи в предложении
Отсутствие указания части речи над словом в записанном предложении приравнивается к ошибке
Верно определены все части речи в предложении
3
Допущена одна ошибка
2
Допущены две ошибки
1
Допущено более двух ошибок
0
Указание отсутствующих частей речи
Верно указаны все отсутствующие в предложении части речи. ИЛИ
Верно указаны все отсутствующие в предложении части речи из списка обязательных для указания
2
Допущена одна ошибка.
Одна из отсутствующих в предложении частей речи (из списка обязательных для указания) не указана
1
Допущены две или более ошибки.
Две из отсутствующих в предложении частей речи (из списка обязательных для указания) не указаны.
ИЛИ Ответ неправильный
0
Максимальный балл
5
5.Выпишите предложение с прямой речью. (Знаки препинания не расставлены.) Расставьте необходимые знаки препинания. Составьте схему предложения.
1) По словам Дениски всё стихотворение он выучил наизусть
2) Дениска робко сказал что не понял вопрос Раисы Ивановны
3) Раиса Ивановна громко произнесла Дениска прочтёт стихи русского поэта Некрасова
4) Что ты так сбивчиво декламируешь стихотворение Дениска
Содержание верного ответа и указания по оцениванию
Баллы
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) распознавание предложения и расстановка знаков препинания: Раиса Ивановна громко произнесла: «Дениска прочтёт стихи русского поэта Некрасова».
2) составление схемы предложения: А: «П».
Распознавание предложения и расстановка знаков препинания
Правильно определено предложение, и верно расставлены знаки препинания
2
Правильно определено предложение, при расстановке знаков препинания допущена одна ошибка
1
Правильно определено предложение, при расстановке знаков препинания допущены две или более ошибки.
Ответ неправильный
0
Составление схемы предложения
Схема предложения составлена верно
2
Схема предложения составлена верно, в ней допущена одна пунктуационная ошибка
1
Схема предложения составлена верно, в ней допущены две и более пунктуационные ошибки.
Ответ неправильный
0
Максимальный балл
4
6.Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую/запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
1) Маша любит рисовать пейзажи акварельными красками.
2) Возьми-ка со стола новые кисти и акварельные краски!
3) Сначала друзья прорисуйте контуры предметов.
4) В художественной школе мы рисуем пейзажи и натюрморты.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию
Баллы
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) распознавание предложения и расстановка знаков препинания: Сначала, друзья, прорисуйте контуры предметов.
2) объяснение основания выбора предложения: это предложение с обращением.
Обращение внутри предложения.
Объяснение выбора может быть сформулировано иначе
Распознавание предложения и расстановка знаков препинания
Правильно определено предложение и расставлены знаки препинания
2
Правильно определено предложение, при расстановке знаков препинания допущена одна ошибка
1
Правильно определено предложение, при расстановке знаков препинания допущены две или более ошибки.
Ответ неправильный
0
Объяснение основания выбора предложения
Верно объяснён выбор предложения
1
Ответ неправильный
0
Максимальный балл
3
7.Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
1) Всю ночь зима вязала кружевные узоры и щедро раздавала наряды деревьям.
3) Снег заботливо укутал все деревья и белой накидкой покрыл землю.
4) Вот показалось долгожданное солнце и залило всю окрестность ярким светом.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию
Баллы
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
2) объяснение основания выбора предложения, например: это сложное предложение.
В предложении две грамматические основы. Объяснение выбора может быть сформулировано иначе
Распознавание предложения и постановка знака препинания
Правильно определено предложение и поставлен знак препинания
2
Правильно определено предложение, при постановке знака препинания допущена ошибка
1
Ответ неправильный
0
Объяснение основания выбора предложения
Верно объяснён выбор предложения
1
Ответ неправильный
0
Максимальный балл
3
Прочитайте текст 2 и выполните задания 8 − 12.
Текст 2
(1)Жил у нас в доме огромный толстый кот Иваныч. (2)Мы все его любили за добрый нрав. (3)Только увидит нас утром – сразу подбежит, начнёт мурлыкать, об ноги тереться. (4)Нам даже казалось, что по своему характеру и уму кот больше походил на собаку. (5)Он и бегал за нами, как собака: мы на огород – и он следом, мама в магазин – и он за ней. (6)А возвращаемся вечером с реки – Иваныч уж на лавочке возле дома сидит, будто нас дожидается. (7)В старом доме мы прожили несколько лет, потом переехали в другой. (8)Переезжая, мы очень боялись, что Иваныч не уживётся на новой квартире и будет убегать на старое место. (9)Но наши опасения оказались совершенно напрасными. (10)Попав в незнакомое помещение, Иваныч начал всё осматривать, обнюхивать, пока наконец не добрался до маминой кровати. (11)Тут уж он почувствовал, что всё в порядке, вскочил на постель и улёгся. (12)В обед кот мигом примчался к столу и уселся, как обычно, рядом с мамой. (13)В тот же день он осмотрел новый двор, посидел на лавочке перед домом, но на старую квартиру не ушёл. (14)Значит, не всегда верно, когда говорят, что собака людям верна, а кошка дому: вот у Иваныча вышло совсем наоборот. (По Г. Скребицкому)
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
Баллы
Основная мысль текста.
Не всегда верно, когда говорят, что собака людям верна, а кошка дому: у Иваныча вышло совсем наоборот.
Основная мысль текста может быть приведена в иной, близкой по смыслу формулировке
Основная мысль определена верно, полно; предложение построено правильно, в нём употреблены слова в свойственном им значении
2
Основная мысль определена верно, но недостаточно полно; предложение построено правильно, в нём употреблены слова в свойственном им значении.
Основная мысль определена верно, полно; в предложении допущены одиндва речевых недочёта.
Основная мысль определена верно, но недостаточно полно; в предложении допущен один речевой недочёт
1
Основная мысль определена верно, полно; в предложении допущено более двух речевых недочётов.
Основная мысль определена верно, но недостаточно полно; в предложении допущены два и более речевых недочёта. ИЛИ
Основная мысль не определена / определена неверно независимо от наличия/ отсутствия речевых недочётов в построении предложения и словоупотреблении
0
Максимальный балл
2
9.Какой факт, по мнению автора текста, свидетельствует о том, что Иваныч был ласковым котом? Запишите ответ.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию
Баллы
Ответ может быть сформулирован так:
Завидев хозяев, кот мурлыкал, тёрся об их ноги.
Ответ может быть дан в иной, близкой по смыслу формулировке
Дан правильный ответ, в предложении может быть допущен один речевой недочёт ИЛИ допущена одна орфографическая, ИЛИ одна пунктуационная, ИЛИ одна грамматическая ошибка
2
Дан правильный ответ, в предложении могут быть допущены один речевой недочёт и одна орфографическая, или одна пунктуационная, или одна грамматическая ошибка.
Дан правильный ответ, в предложении могут быть допущены один речевой недочёт и две орфографические ошибки при отсутствии пунктуационных и грамматических ошибок.
Дан правильный ответ, в предложении могут быть допущены один речевой недочёт и две пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических и грамматических ошибок.
Дан правильный ответ, в предложении могут быть допущены один речевой недочёт и две грамматические ошибки при отсутствии орфографических и пунктуационных ошибок. Всего в предложении, содержащем правильный ответ, в сумме может быть допущено не более трёх ошибок (в их числе – только один речевой недочёт)
1
Дан правильный ответ, в предложении допущено более трёх ошибок.
Ответ неправильный
0
Максимальный балл
2
Правильный ответ на каждое из заданий 10–12 оценивается 1 баллом.
Ответ: описание; опасения
Система оценивания выполнения всей работы
Максимальный балл за выполнение работы − 45.
Рекомендации по переводу первичных баллов в отметки по пятибалльной шкале