Мсико что это в образовании
Разбираемся в концепции основных международных сравнительных исследований качества школьного образования
В материале использованы данные, подготовленные под руководством Г. С. Ковалевой в Центре оценки качества образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО».
Новый виток интереса к международным исследованиям связан с поручением президента правительству РФ обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования и вхождение России в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования.
«Топовая позиция в мировом рейтинге международных исследований — не самоцель. Прежде всего, всех волнует качество полученных знаний и конкурентоспособность российской образовательной системы. Это зафиксировано и в государственной программе «Развитие образования»».
Почему страны участвуют в международных сравнительных исследованиях?
Особенности международных сравнительных исследований
1. Наличие четких концептуальных положений. Формируются за несколько лет до начала цикла исследования. Сначала создается концептуальная рамка, а потом — создание конкретного инструментария для решения целей.
2. Очень строгие подходы к выборке и математической обработке результатов.
3. Регулярность проведения.
4. Уровневый подход в описании результатов.
5. Сбор контекстной информации (анкеты учащихся, родителей, учителей, администрации).
«Несмотря на неоспоримые отличия, в каждом цикле есть то, что объединяет все исследования — грамотность. Приоритетной целью в системе общего образования становится формирование функциональной грамотности: математической, естественно-научной, читательской и т. д.»
В каждом цикле один из компонентов является доминирующим. И на его оценивание направлено больше заданий, чем на остальные из трех компонентов. Хотя все они обязательны. В 2018 году факультативным компонентом был навык решения проблем, а в 2021 году таким компонентом будет оценка креативного мышления, свойственного 15-летним школьникам.
Так происходит и в жизни: мы анализируем информацию, учимся понимать, что нам нужно, а что нет.
«Жизнь ставит перед нами задачи, не предупреждая о том, какие навыки она будет проверять. Нужно быть готовым действовать по обстоятельствам, принимать верные решения в непростой момент».
Выборка регионов, обработка результатов
Для того чтобы сделать объективное заключение о том, нравится вам суп или нет, нужно попробовать его не чайной ложкой, и даже не столовой, а съесть хотя бы тарелку, при этом не обязательно съедать всю кастрюлю, — это аналогия к выборке регионов страны при проведении исследования. Всю страну исследовать не обязательно, одного города и даже региона мало, а вот нескольких субъектов будет вполне достаточно для сбора актуальных данных об уровне грамотности учеников по всей стране.
На обработку результатов исследования уходит год-полтора. Тест PISA, например, был проведен в июне 2018 года, но результаты будут опубликованы лишь в конце 2019-го.
Согласно данным исследования PIRLS, результаты девочек из года в год стабильно лучше, чем результаты мальчиков:
И это кажется логичным: речевое развитие мальчиков, приходящих в школу, отличается от речевого развития девочек. Кстати, исследование направлено в том числе на то, чтобы мы увидели эту разницу воочию, хотя многие и так знают о ней на интуитивном уровне, ведь не секрет, что в младшем школьном возрасте развитие девочек происходит действительно немного быстрее.
Исследуя причины разного уровня читательской грамотности, эксперты выявили, что тематика текстов из заданий может демотивировать именно мальчиков.
Регулярность проведения исследований
Международная Ассоциация по оценке образовательных достижений – IEA – проводит сравнительные исследования.
Организация экономического сотрудничества и развития – OECD – изучает, насколько качество образования соответствует требованиям современности.
Всем международным исследованиям свойственна цикличность. Засчет этого мы можем наблюдать динамику. Например, исследование TIMSS проверяет естественно-научную грамотность школьников на 4-м и 8-м годах обучения. Так легко можно проследить, какие результаты показывает одно поколение в разные годы.
Уровневый подход в описании результатов
Очень важный аспект в подсчете результатов исследований — деление на уровни. Это не сухое отметочное представление результатов, а более глубокое и более четкое понимание способностей и недостатков ученика.
Отметочный подход не позволяет разбираться в сути: что уже получается у ребенка и куда стоит двигаться дальше.
«Стандартных ситуаций становится все меньше, чаще жизнь проверяет, как мы можем мыслить в неординарных обстоятельствах. Задача международных исследований заключается в том, чтобы раскрыть способности каждого, оценив его возможности».
Сбор контекстной информации
После тестирования ребята заполняют анкеты. Все руководство школы, учителя и даже родители учеников тоже обязаны это сделать. Информацию из анкет анализируют эксперты и сопоставляют с результатами учеников. Важно иметь представление о том, в каких обстоятельствах живет и развивается школьник: семья, окружение, ситуации в школе и дома. Один из примеров – PIRLS. Читательская грамотность школьников имеет прямую зависимость от отношения к чтению в семье. Дети, чьи родители не проявляют интерес к книгам, дали низкие результаты. И наоборот: у детей, родители которых любят читать, показатели заметно выше.
Международные исследования качества образования
Международные сравнительные исследования по оценке качества образования организуются и проводятся международными организациями: Международная ассоциация по оценке учебных достижений IEA (International Association for the Evaluation of Educational Achievement), Организация Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР).
Международные сравнительные исследования позволяют выявить и сравнить состояние и изменения, происходящие в системах образования в разных странах и оценить эффективность стратегических решений в области образования.
Сравнение осуществляется не умозрительно на основе изучения различных источников литературы, не на основе сравнения результатов престижных международных олимпиад для избранных, а по результатам исследований, проводимых на представительных выборках учащихся различных стран с использованием одного и того же инструментария, который создается с учетом международных приоритетов в образовании.
Россия принимает участие в международных исследованиях с 1990 г.
Международные сопоставительные исследования получили активное развитие в нашей стране и, наряду с государственной итоговой аттестацией, всероссийскими проверочными работами и национальными исследованиями качества образования формируют Единую систему оценки качества образования (ЕСОКО) в Российской Федерации.
Более подробную информацию о международных сопоставительных исследованиях Вы можете узнать на сайте Федерального института оценки качества образования
Это не ЕГЭ. Что измеряют знаменитые тесты PISA и в чём пока не так сильны наши школьники
С начала двухтысячных наша страна принимает участие в международных программах исследования качества образования. Повышение места России в подобных рейтингах стало одной из целей национального проекта «Образование». В 2022 году в России пройдет очередное крупное исследование — PISA. Разбираемся, в чем особенность этого раунда и как его будут проводить.
Что такое международные исследования качества образования
С конца ХХ века — времени развития международных организаций и институций и появления мировых сопоставительных исследований — Россия участвует в измерениях качества образования. Эти исследования используют для оценки эффективности образовательных систем в разных странах и для изменения и улучшения на основе полученных результатов самого образования. Проводят их более чем в ста странах разные международные организации, в России их локализует Центр национальных и международных исследований качества образования Федерального института оценки качества образования.
В каких международных исследованиях участвует Россия
Разные программы исследований посвящены разным предметам и проверяют различные навыки у учеников разных возрастов, учителей и взрослых. TIMSS («Тренды в математике»), например, исследует уровень знаний детей 4-х и 8-х классов по математике и естественно-научным предметам, а еще одиннадцатиклассников — по углубленным курсам математики и физики. Проводят его раз в четыре года — следующий этап будет в 2023-м.
А в 2022 году в России пройдет очередной этап самого масштабного из международных исследований — PISA (Programme for International Student Assessment).
Каждые три года оно тестирует у школьников и студентов колледжей старше 15 лет (но не старше 16 лет и 2 месяцев) уровень знаний и умение практически их применять. PISA, разработанную в 1997 году, проводят с 2000 года, а трехлетний цикл сбился лишь однажды: исследование 2021 года из-за ковида сдвинулось на год.
Качество образования PISA изучает по четырём основным направлениям: читательская, математическая, естественно-научная и компьютерная грамотности.
Что такое все эти грамотности, почему так звучат названия изучаемых направлений? PISA не проверяет знание теоремы Пифагора и не ждет от учеников определения закона Авогадро. Напротив, школьникам предлагают интересные практические задания, которые могут показать знание сразу нескольких дисциплин, умение мыслить и применять знания на практике.
Скажем, в тесте на естественно-научную грамотность студентам предлагалось показать, что они знают о беге в жаркую погоду. Надо было проложить пеший маршрут через Сахару, рассчитать необходимое количество воды на день, если известны температура воздуха, даны показатели потери воды при различных температурах и темпе движения и так далее. Для решения нужны знания анатомии человека, климатических особенностей пустыни, навыки применять географические сведения, умение пользоваться картой и вести простейшие расчеты.
В других тестах нужно было оценивать выгоду различных типов ипотечного кредитования, рассчитывать сложные проценты и принимать стратегические решения, оперируя знаниями сразу в нескольких областях.
Неудивительно, что задания PISA нетривиальны: в их составлении принимают участие многие научные центры и передовые институты педагогики и образования всего мира.
Конечно, исследования исследованиями, но результаты PISA принимают во внимание во всем мире, они служат данными для рейтингования стран.
Например, по суммарным данным за 2000–2015 годы, лучшее среднее образование дают в Восточной Азии: Китае, Корее, Сингапуре, Японии. В Европе же в десятке лидеров Финляндия, Эстония, Швейцария, Польша и Нидерланды.
А что же Россия
Мы привыкли считать российское образование одним из лучших в мире, поэтому первое участие России в исследованиях PISA многих не впечатлило: мы оказались в третьей десятке стран по умению применять теоретические знания на практике.
С 2000-го в рейтингах PISA Россия занимает места около 30-го: выше — по математике, чуть ниже — по чтению, и еще ниже — по естественно-научной грамотности. Правда, в исследовании PISA в 2015 году по финансовой грамотности Россия стала 4-й в мире. По количеству же баллов, набираемому школьниками в каждом цикле, показатели России растут, но все еще остаются в третьем и четвертом десятке.
PISA демонстрирует и то, как географически зависимо наше образование: традиционно исследование проводится широко — в столицах, городах-миллионниках, в сельской школе. Результаты Москвы значительно опережают провинцию — по всем компетенциям школьники столицы попали в десятку лучших результатов мира.
На конференции в апреле 2021 года министр просвещения Сергей Кравцов указывал, что по показателям исследований читательской и математической грамотности PIRLS и TIMSS Россия регулярно занимает место среди стран с лучшими показателями качества образования, а результат России в PISA хоть и выше среднего показателя и растет от года к году, но его нельзя назвать лидирующим. Очевидно, что российским школьникам надо учиться применять знания на практике, и это вызов для всей образовательной системы страны.
«PISA — самое сложное исследование для наших школьников, где имеющиеся результаты пока находятся не на том уровне, который нам бы хотелось видеть. Улучшение результатов наших школьников в этом международном исследовании способно серьезно повысить позиции России по качеству общего образования по сравнению с другими странами», — отмечал руководитель Рособрнадзора Анзор Музаев в ходе пресс-конференции в ноябре 2020 года.
PISA-2022
Объектом особенного внимания ближайшего цикла исследования станет математическая грамотность, и впервые исследование будет изучать креативное мышление. Хотя — как и обычно — будут проверены все грамотности: математическая, естественно-научная, читательская и финансовая. Еще в этом раунде впервые будут изучать оценку личного благополучия учащихся и учителей.
Математическая грамотность — способность человека применять и интерпретировать математику для решения задач в разнообразных практических условиях.
Она предусматривает знание понятий, фактов и предполагает свободное применение математических инструментов и процедур. Особое внимание уделяется использованию математики для решения практических задач в различных контекстах.
В концепции по математике исследования PISA-2021 обещают, что исследование сосредоточится на математическом рассуждении — способности рассуждать логически и формулировать аргументы. Это навык, который все больше ценится в современном мире.
Обещают проверить умение школьников делать д едуктивные и индуктивные умозаключения, оценивать ситуации, выбирать стратегии, делать логические выводы, описывать решения и их применение на практике.
Анонсировано, что м атематические знания будут проверять по четырем категориям (см. стр. 10) : количество, неопределенность и данные, изменение и зависимости, пространство и форма.
Каков формат? Школьникам предложат компьютерное тестирование и заполнение анкеты. На тесты дают два часа, на анкеты — чуть меньше часа. Предложат анкетирование и учителям.
Если вы заинтересовались, мы с вами! Правда, итогов придется подождать: результаты PISA-2022 будут официально объявлены в декабре 2023 года.
Когда будем исследоваться
Основной этап международного исследования намечен на апрель 2022 года — ровно через полгода. Исследование пройдет во всей России, затронет учащихся старше 15 лет и трех месяцев и 16 лет и двух месяцев, в прошлом исследовании ребята представляли 42 региона РФ, видимо, и в 2022-м будет так же.
В апреле 2021-го в России прошел подготовительный (региональный) этап исследования PISA-2022. В нем участвовали три тысячи школьников из 58 образовательных организаций пяти регионов страны — Москвы, Вологодской, Рязанской, Московской и Орловской областей. В рамках «PISA для школ» инструментарий PISA используется вне цикла международного исследования для получения данных о состоянии системы образования России.
В 2021 году исследование «PISA для школ» пройдет масштабно — на общероссийском уровне — и затронет Амурскую, Кировскую, Мурманскую, Новосибирскую, Свердловскую, Калужскую, Орловскую области, Пермский и Красноярский край, Республики Марий Эл, Дагестан, Алтай, Адыгею и Удмуртию.
Читать результаты региональной оценки предыдущего исследования очень любопытно — к примеру, такое исследование опубликовано для Московской области. Оно продолжает демонстрировать образовательное неравенство в России — показатели Московской области в нем высоки, как и показатели Москвы в международном исследовании.
В общем, есть о чем подумать — о том, как у нас преподают физику, химию, биологию и географию, какие результаты покажут наши школьники по креативности и по уровню критического мышления, какими будут результаты по математике и что именно укажут школьники в графе «Удовлетворенность образовательным процессом».
Мсико что это в образовании
Методический отдел комитета
Марксовского муниципального района
Международные сопоставительные исследования качества образования ( PISA, TIMSS, PIRLS )
Россия накопила уже достаточно большой опыт участия в международных сопоставительных исследованиях качества образования, проводимых Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и Международной ассоциацией по оценке учебных достижений IEA ( International Association for the Evaluation of Educational Achievement).
Эти исследования позволяют выявить и сравнить изменения, происходящие в системе образования в разных странах, оценить эффективность стратегических решений в этой области. Наша страна участвует в них с 1995 года. Это позволяет нам понять, насколько конкурентоспособной является российская школа сегодня.
Основные международные сопоставительные исследования качества образования, в которых участвует Россия:
PISA – международная программ по оценке образовательных достижений учащихся 15-летнего возраста в области математической и естественнонаучной грамотности, а также грамотности чтения.
PIRLS – международное исследование качества чтения и понимания текста для учащихся 4 классов.
TIMSS – международное мониторинговое исследование качества математического и естественнонаучного образования для учащихся 4, 8 и 11 классов.
ICCS – международное исследование качества граждановедческого образования 14-летних школьников.
TALIS – международное сравнительное исследование педагогического корпуса.
PIAAC – международное исследование компетенций взрослого населения.
ICILS – международное исследование компьютерной и информационной грамотности для учащихся 14-летнего возраста.
Международная ассоциация по оценке учебных достижений
International Association for the Evaluation of Educational Achievement (IEA)
Международная ассоциация по оценке учебных достижений (International Association for the Evaluation of Educational Achievement – IEA) – это международная организация, состоящая из национальных исследовательских институтов, государственных исследовательских агентств, ученых и аналитиков, занимающихся исследованиями, пониманием и улучшением образования во всем мире. IEA проводит высококачественные крупномасштабные сопоставительные исследования в сфере образования по всему миру, чтобы дать преподавателям, политикам и родителям представление о том, каких результатов достигли учащиеся. IEA – некоммерческая и независимая организация. Более 60 стран принимают активное участие в работе IEA, и более 100 систем образования участвуют в исследованиях IEA.
Краткая информация об IEA
Деятельность IEA
IEA и исследования
Международная ассоциация по оценке учебных достижений является организатором проведения таких крупнейших международных сопоставительных исследований качества образования в мире, как:
В Российской Федерации международные сопоставительные исследования качества образования в партнерстве с IEA проводит Центр национальных и международных исследований качества образования Федерального института оценки качества образования.
С более подробной информацией о работе Международной ассоциации по оценке учебных достижений, различных программах и проектах можно ознакомиться на сайте IEA.