Мстера достопримечательности что посмотреть
Есть такой посёлок – Мстёра
Мстёра. Что-то сказочное есть в этом названии. Не правда ли? Перед глазами возникают какие-то волшебные образы, дивная природа, диковинные звери, вычурные храмы, причудливые терема, рукастые ремесленники и чудаковатые современники. Приятно и интересно было бы побродить по такой сказке, да ещё Золотой Осенью.
Мстёра — посёлок на самом краю Владимирской области. Сначала подумал дать краткую информацию о селе, воспользовавшись общедоступной приземлённой и совсем не сказочной информацией в сети. Но какой смысл это делать, и так все знают про этот крупнейший центр лаковой миниатюры в России. Именно лаковая миниатюра и иконопись являются визитной карточкой Мстёры. Меньше известно про вышивку (белая мстёрская гладь) и про ювелирные изделия.
Да и мы сами не стали заморачиваться только на произведениях древнерусского искусства. Хотелось просто побродить по посёлку, а он и не такой уж маленький, пообщаться с местными жителями. Что главное осенью? Правильно, гулять по аллеям, вдыхая свежий аромат осени, и загребать опавшую листву ногами, слушая её тихое шуршание. Настоящее торжество природы перед зимним забвением. И древняя Мстёра — очень подходящее для этого занятия место.
Мы свернули с дороги М-7, не доезжая Вязников, налево и тут же попали на представление осени.
Дорога до Мстёры идёт вдоль Клязьмы и на небольшом участке примыкает к ней. Сделать остановку надо обязательно. Ноги размять, к берегу выйти, ландшафтом полюбоваться.
Подъехав к посёлку, остановились у моста через речку Тара. Пару лет тому назад был опрос местного населения — какого же цвета должны быть буквы в названии посёлка при въезде в него. Поменяли красный на белый. Когда краска облупится, непременно надо будет провести очередной референдум.
Мы оставили машину на площади Ленина у дома с вывеской «Три сазана» и сразу пошли куда глаза глядят.
Глаза наши глядели в сторону реки, а ноги привели как раз к самым красивым видам. Забегая вперёд, сразу замечу, что мы, гуляя по посёлку по разным направлениям, трижды выходили на это место. Речка, высокий берег, силуэт Свято-Богоявленского монастыря, изящные главки храмов и грузный контур колокольни — это бесспорное архитектурное лицо посёлка.
Посёлок Мстёра стоит на реке Мстёрка. Мстёрка раньше была Мстёрой. И сам посёлок стали именовать по названию реки, на берегах которой он расположился. Позднее местные жители — мстеряне, чтобы не путаться в названиях, стали называть речку ласково — Мстёркой.
Местные жители — люди своеобразные, очень находчивые и талантливые. В большинстве своём ремесленники. Отдалённость от основных магистралей, как автомобильных, так и железнодорожных, заставило мстерян крутиться, кто как может. А руки-то у них из нужного места растут. И стали из-под их рук произведения искусства выходить: иконы, лаковые шкатулки с миниатюрной росписью, кружева, вышивки, чеканные и ювелирные изделия.
Чтобы всё это увидеть собственными глазами надо зайти в Мстёрский художественный музей. Нас там встретили как долгожданных гостей три бабуси — божиих одуванчика. Был буден день. Организованные туристы, видимо, приезжают только в выходные. Мы даже не подозревали, что с нашим приездом в Мстёре наступит Конец Света. Тем не менее, музей работал, нам выдали маленькие фонарики, и мы, как шпионы, стали тихо перемещаться от одной витрины к другой. В музее представлены лучшие образцы мстёрских художественных промыслов.
Не скажу, что музей богат своими экспонатами. Наверное, он всё-таки не так крут, как музей в Палехе, но представление о народных промыслах даёт полное. Многие сюжеты лаковых миниатюр схожи: снегурочка, русская тройка, масленица, сказки Пушкина, сбор урожая, сенокос, колхозная советская тематика. И всё это на ярком цветном фоне, в отличие от чёрного (палехская школа). Все работы объединяет единство стиля, традиции формировались веками. Интересно, что ранние работы выполнены в иконописной манере, а более поздние — в реалистичной. Жаль, что толстые стёкла музейных витрин слегка искажают изображения и отсвечивают. Но где ещё как не в Мстёре можно походить по тёмному музею с фонариком в руке!
За нами хвостиком ходила одна бабуля и рассказывала про жизнь мстёрскую. Про богомазов, про вышивание, про жителей Мстёры о которых уже ходят легенды. Она сама когда-то вышивала, и поэтому у моей супруги с ней был обстоятельный разговор. А меня почему-то интересовал простой житейский вопрос — куда подевалась знаменитая «портомойня» на Мстёрке? Ведь когда мы вышли к реке, покрутили головами — мы её не обнаружили. Для тех, кто не в курсе, поясню, что «портомойня» — это место, где мстёрские женщины полоскали бельё. Это старое деревянное сооружение под крышей, где по широкому жёлобу, вода естественным образом перетекала от более высокой точки к более низкой. Женщины, таким образом, могли полоскать бельё не нагибаясь. К сожалению «портомойня» пострадала во время строительства бетонного моста и дамбы. Взамен неё сколотили обычную «полоскалку», которая лежит на воде. Мэр посёлка (или как он там нынче правильно называется?) обещал общественности вернуть населению историческую «портомойню».
Ещё когда мы были в Холуе (это недалеко от Мстёры, но придётся делать большой крюк через Ковров, так как между ними много воды в виде болот и рек) слышали про то, что старших мстерян издавна называют «сазанами» за их особенный, «глубинный» характер. А младших ласково кличут «мальками». Когда мы оставили свою машину у заведения с названием «Три сазана», меня пронзило чувство дежа-вю, я вспомнил тот разговор в Холуе, и решил, что не уеду из Мстёры, пока не проясню ситуацию.
Расставить все точки над i помогла служительница музея, внучке которой, то ли по внеклассному чтению, то ли по краеведению задали прочитать поэму местного писателя Александра Гауна «Легенда о сазанах». Я нашёл это произведение в открытом доступе — «Легенда о сазанах». Настоятельно рекомендую к прочтению! Здесь всё — и мстёрское остроумие, и смётка, и неповторимый местный говор.
Прочитали? Правильно сделали. Тому, кто поленился или просто некогда расскажу вкратце. Много лет тому назад в Мстёру приехал жадный купец, который привёз целую подводу свежепойманных сазанов, но местные жители отказались их покупать по причине очень высокой цены. Из-за бойкота (а упрямый купец ни в какую не соглашался снижать цену) рыба в конечном итоге протухла, и расстроенному купцу пришлось выбросить ее в овраг за мостом. А вечером местные жители вытащили рыбу, закоптили ее и съели. И с того момента о жителях Мстёры пошла слава как о людях хитрых и предприимчивых. Вот такая вот история приключилась много лет назад на мстёрской земле. Творческие наклонности во мстерянах формируются уже восьмое столетие. Способности к художествам сидят в подкорке современных «сазанов» тоже. Вот и установили недавно мстёрские кузнецы этот памятник на пересечении Ленинградской и Советской улиц.
Пора переходить к архитектуре. Начну с двух монастырей, мужского и женского. Они расположены рядом и имеют общую стену. Это очень удобно и их обитателям, и местным жителям, и туристам.
Мстёра
Мстёра — край умельцев и мастеров, на протяжении многих веков создающих уникальные изделия народного творчества. Расположенный в Вязниковском районе Владимирской области в 100 км от Владимира поселок вплоть до XIX века носил название Богоявленская слобода в честь расположенного здесь Свято-Богоявленского монастыря. А вот современное свое имя получил от протекающей здесь реки. Гидроним «Мста» происходит от финно-угорского musta — «черная». И не случайно некогда населявшие владимирскую землю финно-угорские племена дали реке такое название: из-за большой глубины вода в ней кажется темной, почти черной. Впоследствии, чтобы разделить названия поселка и реки, местные жители назвали речку Мстёркой.
Первое упоминание о слободе как о родовой вотчине князей Ромодановских относится к 1628 году. Тогда же, в XVII веке, сюда переселилось несколько семей из Суздаля, владеющих иконописным мастерством. Среди них были и Голышевы, положившие начало печатанию народных лубочных картин. Уже в начале XVIII века мстёрские «богомазы» становятся востребованными для росписи храмов и украшения богатых домов в Москве и Петербурге.
Однако не только иконописание процветало во Мстёре: были здесь и искусные вышивальщицы, мастера по чеканке, скани и гравировке. Из-за обилия уникальных товаров Мстёра считалась одним из самых бойких торговых мест в этом регионе. Не случайно именно здесь появились офени — торговцы вразнос мелкими товарами. На тележках или санках (те, что побогаче, на конных подводах) развозили они свой товар по России, а некоторые даже уходили торговать за ее пределы. Нелегкое и даже опасное ремесло вынудило офеней создать свой жаргонный зашифрованный язык. К концу XIX века среди жителей Мстёры офеней уже не было, все были заняты в народных промыслах.
После революции, когда иконописное мастерство уже не было востребовано, мстёрские живописцы пришли к новой форме изделий — лаковые шкатулки и коробочки с миниатюрной росписью на различные темы.
На сегодняшний день население поселка составляет около пяти тысяч жителей, большинство из них занято в традиционных художественных промыслах. Поддерживать древние самобытные традиции помогает институт — Мстёрский филиал лаковой миниатюры им. Ф.А. Модорова.
Достопримечательностей в Мстёре не много, но все они пропитаны особой атмосферой тепла и трепетного отношения к старине.
Мстёрский художественный музей расположен в центре поселка в доме братьев Тюлиных, памятнике гражданской архитектуры середины XIX века. Один из братьев, Иван Федорович, был владельцем ризочеканной мастерской, где трудилась его семья. Второй брат выпекал и торговал хлебом, его магазин располагался в пристроенной к дому палатке.
В настоящее время музей является центром лаковой миниатюры, здесь также представлены направления ювелирного искусства, древнерусской живописи и художественной вышивки. Среди уникальных экспонатов музея — старинное скульптурное изображение «Христос в терновом венце» и горельеф головы Иоанна Крестителя.
Адрес: пл. Ленина, 3; тел. 8 492 335 03 62, сайт: museum-mstera.ru.
Эстет-музей Гжель распахнул свои двери сравнительно недавно, но уже получил широкую известность среди побывавших в Мстёре. В 4 залах расположились экспозиции, где представлены: фарфоровые картины, скульптура, пасхальные яйца, мелкая пластика, вазы самых знаменитых гжельских мастеров. К услугам посетителей не только интереснейшие экскурсии, но и проведение мастер-классов по росписи изделий, а также душевные чаепития.
Адрес: ул. Советская, 87, 2-й этаж; время работы: пн. — вс. с 10:00 до 15:00, тел.: 8 920 943 36 64, 8 930 223 24 32.
Свято-Богоявленский мужской монастырь. Первые упоминания о монастыре относятся к 1628-1629 годам. В 1687-1688 годах в нем была построена сохранившаяся доныне пятиглавая каменная церковь Богоявления. Здесь же была устроена усыпальница князей Ромодановских. В северо-западной части монастыря построили теплую (для проведения богослужений в холодное время года) церковь Владимирской Божией Матери. В 1869 году к ней пристроили часовню Александра Невского. Когда-то монастырская колокольня имела пять колоколов и часы с боем, но в 1873 году была повреждена ураганом, что послужило причиной для ее перестройки.
В советский период монастырь был закрыт, в нем располагался музей живописи, церковной и фольклорной старины и склад детских игрушек. С 1999 года монастырь вновь открыт. Сегодня при монастыре работает иконописная артель, у посетивших обитель есть возможность приобрести сувениры.
Женская обитель Святителя Иоанна Милостивого (пл. Ленина, 16). Деревянная церковь во имя святого Иоанна Милостивого впервые упоминается в 1628 году.
К середине XVII века при церкви был устроен женский монастырь, к сожалению, точных сведений о дате основания не сохранилось. Возможно, это был домовой монастырь княгинь Ромодановских. Говорят, что именно в этом монастыре зародилась мстёрская вышивка гладью. В начале XIX века деревянная церковь была разобрана и на ее месте построен однопрестольный каменный храм с одной главой на невысоком барабане. В 1860-е годы в храме был сделан чугунный пол и настенная роспись. Расписывала храм бригада мастеров из Палеха под руководством В.А. Салабанова. В 1867 году была обновлена колокольня. В советское время в храме размещается клуб, часовня, колокольня и ограда были разобраны. В 2005 году начинается его восстановление. На сегодняшний день при обители действует воскресная школа и социальный реабилитационный центр «Чаша Спасения».
Никольская церковь (ул. Ленинградская). Кирпичное здание храма было выстроено предположительно во второй половиной XIX века и является образцом эклектики с преобладанием классицизма.
Центральный храм выполнен формой четверика с плоским четырехскатным куполом, на котором возвышается луковичная глава на маленьком центрическом световом барабанчике.
Помещение трапезной не выделено. Колокольня примыкает к основному объему небольшим переходом.
Мстёрская миниатюра
Вид традиционной миниатюрной живописи темперной краской на папье-маше, сложившийся в поселке Мстёра в 30-х годах XX века. В основе ее лежат художественные традиции древнерусской иконописи и народного творчества. Изделия выполняются в охристо-желтой, красной и серебристо-голубой цветовых гаммах, сочетая в себе растительные и геометрические узоры. В качестве фона часто используется сказочный гористый или среднерусский пейзаж, в тематике преобладают русские народные сказки, бытовые сюжеты, исторические памятники.
Мстёрская вышивка
Основу этого промысла заложили в XVIII веке монахини женского монастыря Иоанна Милостивого, украшавшие золотым и серебряным шитьем предметы церковного ритуала. К концу XIX века Мстёра стала известным центром по вышивке белой гладью. Мастерство вышивальщиц вышло за пределы монастырских стен и прочно укрепилось в каждой семье. Вышивание тонкой белой нитью по белому полотну стали называть мстёрской белой гладью. Традиционное для монастырского шитья высокое качество обеспечило изделиям популярность на российском рынке. В 1950- х годах в Мстёре сложился и новый тип вышивки — русская гладь: растительный узор выполняется швом «вперед иголку» по прямой нити ткани рядами стежков, плотно прилегающими друг к другу.
Как добраться:
На авторбусе (из Москвы отправление с Щелковского автовокзала до г. Вязники), от города Вязники до Мстёры.
На автомобиле (из Москвы по трассе М7 около 300 км ) до г. Вязники, далее 20 км до Мстёры по указателям.
Ж.-д. станция «Мстёра» расположена в 14 км от поселка.
Праздники:
Главный праздник поселка — Мстёрский базар — колоритное событие с обширной развлекательной программой. Проводится он ежегодно в августе и включает:
Где остановиться:
В Мстёре гостиниц нет. Остановиться переночевать можно в Вязниках.
Достопримечательности Мстёры с описанием и фото
Мстёра — посёлок городского типа в Вязниковском районе Владимирской области России.
Мстёра расположеная на реке Мстёрке близ её впадения в реку Клязьму, в 14 километрах от одноимённой железнодорожной станции на линии Владимир — Нижний Новгород.
Первое упоминание о слободе Мстёра относится к 1626 году и связано со Свято-Богоявленским монастырем, стоящем на реке Мстёра. В конце XVII — начале XVIII веков в Мстёре зарождается иконописный промысел. Дальнейший импульс развитию народных ремёсел в Мстёре придала крестьянская реформа 1861 года. В конце XIX века в Мстёре открылась фабрика по производству окладов для икон, а в 1908 году был основан меднопрокатный завод. В советское время на его базе была создана ювелирная артель, в 1960 году преобразованная в фабрику, а в 1972 году — в завод.
В 1923 году иконописцы-кустари Н. П. Клыков и А. И. Брягин организовали артель «Древнерусская народная живопись», которая в 1931 году становится крупной артелью «Пролетарское искусство», объединившая работавших в технике лаковой живописи мстёрских художников, бывших иконописцев. Другой важный промысел Мстёры — вышивание кружев. В настоящее время целые семейные династии мастеров хранят древние самобытные традиции предков. В настоящее время в Мстёре продолжают действовать действует производств: обувная, клееночная, мебельная, игрушечная фабрики, керамический и ювелирный заводы.
Основные достопримечательности
В центре посёлка сохранилась старинная архитектура включающая купеческие дома и торговые лавки, действует мужской Богоявленский монастырь и несколько церквей.
Как добраться?
Самостоятельно до Мстёры можно доехать на общественном транспорте до Вязников или до станции Мстёра, а далее на автобусе.
Мстёра на карте
Карта Мстёры с достопримечательностями
GPS координаты: 56.375334, 41.926198
Список достопримечательностей и интересных мест Мстёры
Всего 13 статей с 0 отзывов по теме Мстёра.
Фотографии Мстёры
Памятник архитектуры в центре Мстёры.
Фото посёлка Мстёра во Владимирской области
Есть такой посёлок – Мстёра
Мстёра. Что-то сказочное есть в этом названии. Не правда ли? Перед глазами возникают какие-то волшебные образы, дивная природа, диковинные звери, вычурные храмы, причудливые терема, рукастые ремесленники и чудаковатые современники. Приятно и интересно было бы побродить по такой сказке, да ещё Золотой Осенью.
Мстёра — посёлок на самом краю Владимирской области. Сначала подумал дать краткую информацию о селе, воспользовавшись общедоступной приземлённой и совсем не сказочной информацией в сети. Но какой смысл это делать, и так все знают про этот крупнейший центр лаковой миниатюры в России. Именно лаковая миниатюра и иконопись являются визитной карточкой Мстёры. Меньше известно про вышивку (белая мстёрская гладь) и про ювелирные изделия.
Да и мы сами не стали заморачиваться только на произведениях древнерусского искусства. Хотелось просто побродить по посёлку, а он и не такой уж маленький, пообщаться с местными жителями. Что главное осенью? Правильно, гулять по аллеям, вдыхая свежий аромат осени, и загребать опавшую листву ногами, слушая её тихое шуршание. Настоящее торжество природы перед зимним забвением. И древняя Мстёра — очень подходящее для этого занятия место.
Мы свернули с дороги М-7, не доезжая Вязников, налево и тут же попали на представление осени.
Дорога до Мстёры идёт вдоль Клязьмы и на небольшом участке примыкает к ней. Сделать остановку надо обязательно. Ноги размять, к берегу выйти, ландшафтом полюбоваться.
Подъехав к посёлку, остановились у моста через речку Тара. Пару лет тому назад был опрос местного населения — какого же цвета должны быть буквы в названии посёлка при въезде в него. Поменяли красный на белый. Когда краска облупится, непременно надо будет провести очередной референдум.
Мы оставили машину на площади Ленина у дома с вывеской «Три сазана» и сразу пошли куда глаза глядят.
Глаза наши глядели в сторону реки, а ноги привели как раз к самым красивым видам. Забегая вперёд, сразу замечу, что мы, гуляя по посёлку по разным направлениям, трижды выходили на это место. Речка, высокий берег, силуэт Свято-Богоявленского монастыря, изящные главки храмов и грузный контур колокольни — это бесспорное архитектурное лицо посёлка.
Посёлок Мстёра стоит на реке Мстёрка. Мстёрка раньше была Мстёрой. И сам посёлок стали именовать по названию реки, на берегах которой он расположился. Позднее местные жители — мстеряне, чтобы не путаться в названиях, стали называть речку ласково — Мстёркой.
Местные жители — люди своеобразные, очень находчивые и талантливые. В большинстве своём ремесленники. Отдалённость от основных магистралей, как автомобильных, так и железнодорожных, заставило мстерян крутиться, кто как может. А руки-то у них из нужного места растут. И стали из-под их рук произведения искусства выходить: иконы, лаковые шкатулки с миниатюрной росписью, кружева, вышивки, чеканные и ювелирные изделия.
Чтобы всё это увидеть собственными глазами надо зайти в Мстёрский художественный музей. Нас там встретили как долгожданных гостей три бабуси — божиих одуванчика. Был буден день. Организованные туристы, видимо, приезжают только в выходные. Мы даже не подозревали, что с нашим приездом в Мстёре наступит Конец Света. Тем не менее, музей работал, нам выдали маленькие фонарики, и мы, как шпионы, стали тихо перемещаться от одной витрины к другой. В музее представлены лучшие образцы мстёрских художественных промыслов.
Не скажу, что музей богат своими экспонатами. Наверное, он всё-таки не так крут, как музей в Палехе, но представление о народных промыслах даёт полное. Многие сюжеты лаковых миниатюр схожи: снегурочка, русская тройка, масленица, сказки Пушкина, сбор урожая, сенокос, колхозная советская тематика. И всё это на ярком цветном фоне, в отличие от чёрного (палехская школа). Все работы объединяет единство стиля, традиции формировались веками. Интересно, что ранние работы выполнены в иконописной манере, а более поздние — в реалистичной. Жаль, что толстые стёкла музейных витрин слегка искажают изображения и отсвечивают. Но где ещё как не в Мстёре можно походить по тёмному музею с фонариком в руке!
За нами хвостиком ходила одна бабуля и рассказывала про жизнь мстёрскую. Про богомазов, про вышивание, про жителей Мстёры о которых уже ходят легенды. Она сама когда-то вышивала, и поэтому у моей супруги с ней был обстоятельный разговор. А меня почему-то интересовал простой житейский вопрос — куда подевалась знаменитая «портомойня» на Мстёрке? Ведь когда мы вышли к реке, покрутили головами — мы её не обнаружили. Для тех, кто не в курсе, поясню, что «портомойня» — это место, где мстёрские женщины полоскали бельё. Это старое деревянное сооружение под крышей, где по широкому жёлобу, вода естественным образом перетекала от более высокой точки к более низкой. Женщины, таким образом, могли полоскать бельё не нагибаясь. К сожалению «портомойня» пострадала во время строительства бетонного моста и дамбы. Взамен неё сколотили обычную «полоскалку», которая лежит на воде. Мэр посёлка (или как он там нынче правильно называется?) обещал общественности вернуть населению историческую «портомойню».
Ещё когда мы были в Холуе (это недалеко от Мстёры, но придётся делать большой крюк через Ковров, так как между ними много воды в виде болот и рек) слышали про то, что старших мстерян издавна называют «сазанами» за их особенный, «глубинный» характер. А младших ласково кличут «мальками». Когда мы оставили свою машину у заведения с названием «Три сазана», меня пронзило чувство дежа-вю, я вспомнил тот разговор в Холуе, и решил, что не уеду из Мстёры, пока не проясню ситуацию.
Расставить все точки над i помогла служительница музея, внучке которой, то ли по внеклассному чтению, то ли по краеведению задали прочитать поэму местного писателя Александра Гауна «Легенда о сазанах». Настоятельно рекомендую к прочтению! Здесь всё — и мстёрское остроумие, и смётка, и неповторимый местный говор.
Прочитали? Правильно сделали. Тому, кто поленился или просто некогда расскажу вкратце. Много лет тому назад в Мстёру приехал жадный купец, который привёз целую подводу свежепойманных сазанов, но местные жители отказались их покупать по причине очень высокой цены. Из-за бойкота (а упрямый купец ни в какую не соглашался снижать цену) рыба в конечном итоге протухла, и расстроенному купцу пришлось выбросить ее в овраг за мостом. А вечером местные жители вытащили рыбу, закоптили ее и съели. И с того момента о жителях Мстёры пошла слава как о людях хитрых и предприимчивых. Вот такая вот история приключилась много лет назад на мстёрской земле. Творческие наклонности во мстерянах формируются уже восьмое столетие. Способности к художествам сидят в подкорке современных «сазанов» тоже. Вот и установили недавно мстёрские кузнецы этот памятник на пересечении Ленинградской и Советской улиц.
Пора переходить к архитектуре. Начну с двух монастырей, мужского и женского. Они расположены рядом и имеют общую стену. Это очень удобно и их обитателям, и местным жителям, и туристам.