Мститель солоухин чему учит

Пушкин сделал!

Разбор домашних заданий 1-4 класс

Home » читательский дневник » Солоухин В. «Мститель» Читательский дневник, краткое содержание

Солоухин В. «Мститель» Читательский дневник, краткое содержание

Автор: Солоухин Владимир Алексеевич

Название: «Мститель»

Жанр: Рассказ

Тема произведения: месть и прощение.

Число страниц: 7

Главные герои и их характеристики:

О чем произведение:

Рассказ о том, как Витька Агафонов неожиданно ударил по спине мальчика, рассказчика. Он решил отомстить, продумал план, как перехитрить Витьку. Но когда они встретились в лесу, им было очень весело и интересно вместе, так что в итоге они подружились.

Сюжет — краткое содержание:

Понравившийся эпизод:

Мне очень понравился эпизод, когда мальчики побежали к реке. Была уже осень, а они по колено залезли в холодную воду и стали пить прямо из реки. Хорошо, что раньше вода в реках была такая чистая и вкусная.

План произведения для пересказа:

Главная мысль:

Прощение обидчиков делает человека счастливее, а местью и дракой ничего хорошего не добиться.

Чему учит эта книга:

Рассказ учит нас тому, что обидчиков лучше прощать, чем мстить им. Учит нас, что дракой и битьём ничего не решить. А ещё учит нас тому, что вместе всегда интереснее и веселее.

Отзыв, отношение к произведению, чем понравилось произведение, мое отношение к прочитанному:

Мне очень понравился этот рассказ. Главные герои, мальчишки, они такие же, как и мы, любят игры и проделки. Конечно, нехорошо, что Витька так хитро ударил в спину и даже не извинился, но очень радостно, что они в итоге подружились, и рассказчик решил не мстить.

Новые слова и выражения:

На любака – добровольный кулачный или рукопашный бой.

Теплинка – костёр, разведённый на открытом месте.

Дёрн – верхний слой почвы.

Катыш – круглый комок, скатанный шарик из мягкого вещества.

Пословицы к произведению:

Чтобы сохранить друзей, нужно прощать.

Тому тяжело, кто помнит зло.

Упавшего не считай за пропавшего.

Доброе слово лечит, а худое калечит.

Источник

(Урок-размышление по рассказу В.А. Солоухина «Мститель»).

Урок литературы в 6 классе по анализу текста художественного произведения. В ходе урока выявляются представленные в тексте проблемы, определяется характер главного героя. Учащиеся оценивают поступки героев и приходят к выводу о сознательном отказе от мести, о гуманном отношении к другому человеку.

Портрет В. Солоухина.

Рассказ В. Солоухина «Мститель».

Карточки с текстом притчи.

Зорко лишь одно сердце.

Самого главного глазами не увидишь

Цели урока:

I .Образовательные: научиться понимать и решать поставленные в рассказе проблемы; совершенствовать навыки анализа художественного произведения.

II .Развивающие: продолжить формирование умения анализировать, сравнивать, делать выводы; работать над развитием речи учащихся.

III .Воспитательные: формировать чувство ответственности, гуманного отношения к человеку.

Мотивационное начало урока.

Ребята, сегодня у нас урок внеклассного чтения по рассказу В.Солоухина «Мститель». Но начать нашу работу я бы хотела с чтения притч

Притча-это краткий иносказательный поучительный рассказ.

Сейчас я прочитаю вам притчу.

Некий отшельник вышел из своего уединения, чтобы принести весть людям и вопрошал у каждого встречного:

Люди недоумевали и спрашивали:

-Почему ты не говоришь о милосердии, терпении, преданности, доброте, любви, обо всех благих основах жизни, но только «имеешь сердце»?

-Лишь бы люди не забыли о Сердце, остальное всё приложится!

-Как вы думаете, почему отшельник так спрашивал и так отвечал? (Потому что всё исходит от сердца).

Действительно, можем ли мы обратиться к любви, если ей негде пребывать? А где поместится терпение, доброта, отказ от дурного, если Сердце закрыто?

2. Итак, чувства человека. Вдумаемся в значение слова.

Чувство— внутреннее состояние человека, то, что находится в душе.

Чувства бывают положительные и отрицательные, добрые и недобрые. Какие чувства вы знаете? И какие вы отнесёте к положительным и отрицательным? (Положительные: любовь, защита, прощение, помощь, забота, радость. Отрицательные: ненависть, обида, месть, злость, негодование, зависть).

Они всегда идут рядом. Нам, людям, порой бывает трудно сопротивляться, чтобы не поддаться отрицательным чувствам. Вы согласны?

3. Представим ситуацию: вас обидели. Какие чувства сразу возникают? (Чувство мести).

Месть. На что похожа? Ассоциации с данным словом. (Пожар, смерч, огонь, буря).

4. Желание отомстить- очень сильное чувство, проявляющееся независимо от того, в какие времена живут люди. Сопротивляться ему бывает очень трудно. Так и герой рассказа Владимира Солоухина ваш ровесник, оказывается в сложной ситуации нравственного выбора: отомстить обидчику или удержаться от этого желания.

Сегодня мы проведём урок-размышление по рассказу «Мститель». А эпиграфом к сегодняшнему уроку я взяла слова французского писателя А.Экзюпери. (Зачитывается эпиграф)

IV . Работа с текстом В. Солоухина «Мститель».

1. Какова проблема рассказа? (сильное желание отомстить обидчику)

– Правильно, но мне еще кажется, что этот рассказ о любви. Удивлены? Кто же прав. Решить нашу проблему поможет текст.

Сколько героев в тексте? (Два: герой-рассказчик, Витька Агафонов)

– Как вы считаете, кто главный герой и почему? (Главный герой-рассказчик, т.к. основное внимание в тексте уделено мыслям, переживаниям героя-рассказчика, кроме того, он участник всех событий в произведении)

С чего начинаются события в рассказе? (Ученики убирают картошку на школьном участке)

– Что за происшествие случилось на школьном участке? ( Витька Агафонов, тайком подкравшись, земляным комом ударил героя-рассказчика). Между героями произошёл конфликт.

Все события рассказа можно разделить на 2 части: до и после конфликта

— Какое настроение у героя-рассказчика было до конфликта? Докажите текстом. (Радостное: «дурачились как могли», «копать картошку-чудесное занятие»).

Как изменилось настроение героя- рассказчика? Докажите текстом. («… В горле у меня стоял горький комок, на душе черно от обиды и злости …»)

-Какую роль играет пейзаж в этом рассказе? Какая погода была до конфликта и после? Докажите текстом. (До конфликта: «Денёк стоял на редкость: тихий, тёплый, сделанный из золотого с голубым…» После конфликта: «…наверное, небо по-прежнему было голубое, а солнышко красное. Но я уж не видел ни картошки, ни солнца, ни неба») Мы видим, что пейзаж отражает чувства героя- рассказчика.

-После конфликта появляются обида и злость. А что порождает обида и злость? (Месть).

– Как вы понимаете слово МЕСТЬ? (Работа над лексич.значением слова)

— Подберите синонимы к слову месть. (Отмщение, отплата; отместка (разг.); вендетта (шутл. и иро нич.)

– Какой план мести созрел у героя? («Через несколько дней, когда все позабудется, я как ни в чем не бывало позову Витьку в лес жечь теплинку. А там в лесу и набью морду.»)

– Что означает слово ТЕПЛИНКА? (Работа над лексическим значением слова).

— Как вы думаете, почему автор называет костёр диалектным словом «теплинка»? (От этой теплинки маленький комочек мести растаял. Мальчик впоследствии принимает решение не бить Витьку Агафонова)

– Что испытывает герой, осуществляя план мести? (Приглашая Витьку в лес, герой волнуется. «Даже в горле стало сухо, отчего голос сделался глухой и вроде бы чей-то чужой. А руки пришлось спрятать в карманы, потому что они вдруг ни с того ни с сего задрожали»).

– Что герою трудно скрыть за своим волнением? («Затаенное коварство»).

Что означает слово КОВАРСТВО? (Работа над лексич.значением слова)

– Подберите синоним к слову ЗАТАЕННОЕ. (Cкрытое).

– Как по дороге в лес главный герой готовился к мщению? Приведите примеры из текста . («Пока шли до горы, я всю дорогу старался вспомнить, как он ни за что ни про что ударил меня промежду лопаток. » Герой искусственно разжигает в себе обиду).

– Что мешает герою осуществить план мести? (Общие интересные дела: раскопка шмелиной норки, разжигание теплинки, приготовление пищи, купание в реке; доверчивость и искренность Витьки).

А теперь, ребята, обратимся к вашим рисункам, на которых вы изобразили Витьку Агафонова. Почему вы изобразили его именно таким? («улыбка от уха до уха», «глазища по чайному блюдечку», «оттопыренные уши», «соломенные волосенки»).

– Что можно сказать о Витьке, гляди на его портрет? (Витька – добрый мальчишка с открытой душой).

– А как вы считаете, герой-рассказчик – злой человек? Аргументируйте свой ответ. (Добрый, т. к. отказывается от мести, видит красоту природы, несмотря на обиду, замечает хорошие качества в Витьке).

– Следовательно, почему герой не отомстил? (Потому что добрый и потому что «. очень непросто ударить человека, который доверчиво идет впереди тебя»).

– Что происходит в душе героя, когда он отказывается от мести? («легко от принятого решения не бить Витьку»).

– А если Витька – не плохой мальчишка, то кем он может стать для героя? Как об этом говорится в тексте? (Другом. «И мы заходим в село как лучшие дружки-приятели»).

Вывод: Ребята, мы с вами убедились, что необдуманный поступок или слово может сделать лучших друзей врагами. И мы переживаем за них. Но герой рассказа сделал мужественный выбор: он отказался от мести. На душе стало легко и радостно.

-А что помогает писателю достичь такого результата, воздействия на читателя? (Художественные средства выразительности, которые помогают подчеркнуть настроение, чувство героя).

2. Работа с терминами «сравнение», «эпитет», «олицетворение».

— Какие средства выразительности вы встретили в рассказе? Найдите в тексте и зачитайте.

Эпитеты: «серебряные ниточки паутинок»; «горький комок в горле»; «затаенное коварство»; «злодейский замысел»; «душистые рыжики»; «светлая текучая вода»; «большие вкусные глотки».

Олицетворение: «Сосновая веточка…плясала, как девчонка в ярко-красном платьице».

Сравнения: «рыжики холодные, как лягушки»; «глазищи по чайному блюдечку».

3. А теперь вернёмся к началу урока, где мы размышляли, о чём этот рассказ. Какую любовь я имела в виду? (Дружескую, любовь к людям, к ближнему) Значит, этот рассказ не только о мести, но и о милосердном, гуманном отношении друг к другу.

– Ребята, как вы считаете, почему рассказ называется «Мститель»? (Потому что герой хотел отомстить, но мститель он несостоявшийся, т.к. его добрая натура все время сопротивляется им же придуманному «злодейскому замыслу». В названии содержится мягкая авторская ирония).

— Ребята, как бы вы назвали наш сегодняшний урок-размышление? Я предложила бы назвать его: «Думайте Сердцем!» А как вы понимаете это выражение? Напишите небольшое сочинение-рассуждение.

— Солоухин рассказал нам историю из своего детства. Проблема, отсутствия душевной теплоты, взаимопонимания, милосердия, поставленная в рассказе, особенно актуальна в наш жестокий век. На примере рассказа мы убедились, что месть разрушительна для человека, побороть это чувство непросто. Только по-настоящему сильный и мужественный человек может отказаться от мести. Герой рассказа стал для всех нас примером доброты, человечности и милосердия.

— А теперь, ребята, приложите руку к Сердцу и скажите, что оно вам говорит после разбора данного произведения? (Надо всегда поступать по-доброму, уметь добрыми глазами увидеть радость или беду другого человека. Добрым сердцем откликнуться на неё, добрым сердцем помочь).

VIII . Домашнее задание. Поделитесь собственным жизненным опытом: были ли в вашей жизни случаи, когда кто-то прощал вас или вы сами прощали другому? Напишите сочинение-рассуждение.

Башкова Татьяна Ивановна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Порецкая СОШ»

Источник

Конспект урока по рассказу Владимира Алексеевича Солоухина «Мститель»

Конспект урока по рассказу

Владимира Алексеевича Солоухина «Мститель»

Составитель: Юдина Ю. В.,

студентка 205 группы.

Тема: «Учись прощать. » (по рассказу В. А. Солоухина «Мститель»)

Цель: выявление идейно – художественного своеобразия рассказа В. А. Солоухина «Мститель».

познакомить учащихся с биографическими фактами жизни писателя;

вызвать эмоциональный отклик на произведение;

продолжить обучение анализу художественного произведения;

способствовать воспитанию в детях милосердия и умения прощать.

способствовать развитию связной речи, образного мышления;

Средства обучения: фотография В. А. Солоухина, ксерокопии рассказа В. А. Солоухина «Мститель».

Методы обучения: репродуктивный, эвристический.

Приемы обучения: выразительное чтение, беседа, словарная работа, работа с темой урока, стилистический эксперимент, словесное рисование, подбор цитат, создание проблемной ситуации, анализ языка пейзажа, кроссворд.

Тип урока: урок изучения художественного текста.

Текст учащиеся читали дома.

Выявление первичного восприятия текста:

-Ребята, к сегодняшнему уроку вам нужно было прочитать рассказ Владимира Алексеевича Солоухина «Мститель»

— Какое впечатление произвел на вас рассказ?

-Какие чувства вы испытали во время чтения?

-Ребята, любое произведение призвано поднимать какие-либо проблемы.

-Какие проблемы общества затронул в рассказе Солоухин Владимир Алексеевич?

-Чтобы узнать как внимательно вы читали рассказ, давайте разгадаем небольшой кроссворд.

Закончите фразу из текста: «Да и Витька, в сущности, не плохой мальчишка – вечно он что-нибудь… (придумает)».

Кем стали после похода в лес герои рассказа.

Какое чувство вызывает у героя обида?

Закончите фразу из текста: «Придумал вот яйца …(стащить)»?

Что порождает обида и злость?

Фамилия одного из героев рассказа.

Что почувствовал герой после удара в спину?

Как называется небольшой костер?

-Ребята, какое слово у нас получилось?

-Правильно, нужно уметь прощать и быть добрым и гуманным по отношению друг к другу.

Готовность детей к уроку

Рассказ понравился, так как главный герой все же простил Витю и не совершил ничего плохого

Чувство уважения, симпатии к главному герою и радости от того, что все закончилось хорошо: ребята стали хорошими друзьями

Проблемы милосердия, сострадания, гуманизма, дружбы, об умении прощать и быть добрым к ближнему.

III- этап подготовки к активному и осознанному восприятию нового материала

— Тема нашего урока : «Учись прощать…»

-Подумайте в течение урока почему тема нашего урока звучит именно так, раскрывает ли она основную мысль рассказа?

Задачи нашего урока:

познакомиться с автором произведения, это расширит наш кругозор;

рассмотрим проблемы, поднятые автором в рассказе

IV- этап усвоения новых знаний

Начнем с биографии

(работа с фотографией В. А. Солоухина).

— Что вы знаете о Владимире Алексеевиче Солоухине?

-Давайте узнаем о нем побольше фактов?

(доклад учащихся или слово учителя)

Вот как В. А. Солоухин рассказывает о себе:«Я родился десятым (последним) в крестьянской, можно бы сказать, патриархальной семье.»

Во время войны Солоухин служил в войсках особого назначения, охранявших Кремль.

«В августе 1942 года меня призвали в армию, как и всех моих сверстников. Но, в отличие от них, сложивших головы при первом же соприкосновении с фронтовым огнем, я оказался в Полку Специального Назначения (лотерея и рулетка судьбы).»

В 1946, опубликовав свои первые стихи в «Комсомольской правде» и осознав свое призвание, поступил в Литературный институт им. М.Горького, который окончил в 1951. Первый сборник стихотворений «Дождь в степи» появился в 1953. Затем последовали поэтические сборники «Журавлиха (1959), «Имеющий в руках цветы (1962), «Жить на земле (1965), в которых со временем все усиливалось стремление автора к философскому осмыслению жизни.

Главная тема творчества Солоухина — русская деревня, ее настоящее и будущее.

В течение многих лет Солоухин вёл активную борьбу за сохранение русских традиций и с этой целью использовал в своём творчестве разные формы, жанры, чаще всего публицистические.

Также Владимир Солоухин много путешествовал, его произведения переведены на иностранные языки.

— Как вы понимаете значение слова «месть», «мститель»?

-Вот какое лексическое значение нам дает Толковый словарь С. И. Ожегова:

-Какой антоним слова «месть»?

-Как вы понимаете слово «милосердие»?

Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.

3. Анализ художественного текста

Владимир Солоухин обращается к жанру новеллы.

— А что такое новелла?

Новелла (от итал. novella – новость) – эпический жанр, в основе которого лежит художественное описание одного завершенного события и его авторская оценка.

— Как вы считаете, кто главный герой и почему?

— Какое настроение у героя в начале рассказа?

-Почему настроение радостное?

( «Вместо того чтобы сидеть на скучном уроке по арифметике, нам выпала удача копать картошку на школьном участке. Если вдуматься, копать картошку — чудесное занятие по сравнению с разными там умножениями чисел, когда нельзя ни громко высморкаться, ни повозиться с приятелем (кто кого повалит), ни свистнуть в пальцы.

Вот почему все мы, и мальчишки и девчонки, дурачились, как могли, очутившись вместо унылого класса под чистым сентябрьским небом.»)

— Что за происшествие случилось на школьном участке?

– Работа над лексическим значением слова КАТЫШ.

КАТЫШ-маленький круглый комок, скатанный из чего-н. мягкого.

— Что особенно возмутило героя в поступке Витьки?

— Какое чувство овладело мальчиком?

-Как герой рассказа решает отомстить?

– Что испытывает герой, осуществляя план мести?

-Что герою трудно скрыть за своим волнением? («Затаенное коварство»).

– Подберите синоним к слову ЗАТАЕННОЕ. (Cкрытое).

– Как по дороге в лес главный герой готовился к мщению? Докажите текстом.

– Что мешает герою осуществить план мести? (Общие интересные дела: раскопка шмелиной норки, разжигание теплинки, приготовление пищи, купание в реке; доверчивость и искренность Витьки).

-Вы, наверное, при чтении обратили внимание на то, что, несмотря на небольшой объем новеллы, автор вводит в повествование описание природы.

-Найдите в тексте описание дня.

«Денек стоял на редкость: тихий, теплый, сделанный из золотого с голубым, если не считать черной земли под ногами, на которую мы не обращали внимания, да на серебряные нити паутинок, летающих в золотисто-голубом.»

-Но меняется настроение героя, и нет уже прежних красок.

«По-прежнему все собирали картошку, наверное, небо по-прежнему было голубое, а солнышко красное. Но я не видел ни картошки, ни солнца, ни неба…»

– Как вы думаете, почему?

-Какие выразительные средства вы встретили в новелле? Найдите в тексте и зачитайте. ( Анализ языка пейзажа)

Эпитеты: «серебряные ниточки паутинок»; «горький комок в горле»; «затаенное коварство»; «злодейский замысел»; «душистые рыжики»; «светлая текучая вода»; «большие вкусные глотки».

Олицетворение: «Сосновая веточка…плясала, как девчонка в ярко-красном платьице».

Сравнения: «рыжики холодные, как лягушки»; «глазищи по чайному блюдечку».

– Какую роль они выполняют в тексте?

— А что автор нам рассказывает о Витьке Агафонове?

-Есть ли описание внешности?

– Что можно сказать о Витьке, гляди на его портрет?

– А как вы считаете, герой-рассказчик – злой человек? Аргументируйте свой ответ.

– Следовательно, почему герой не отомстил?

– Что происходит в душе героя, когда он отказывается от мести?

– К какому выводу о Витьке приходит герой-рассказчик?

– А если Витька – не плохой мальчишка, то кем он может стать для героя? Как об этом говорится в тексте?

Источник

Мадам Жизнь

Познавательно-развлекательный проект

Мститель солоухин чему учит. Смотреть фото Мститель солоухин чему учит. Смотреть картинку Мститель солоухин чему учит. Картинка про Мститель солоухин чему учит. Фото Мститель солоухин чему учит

Отзыв о рассказе Солоухина «Мститель»

Мститель солоухин чему учит. Смотреть фото Мститель солоухин чему учит. Смотреть картинку Мститель солоухин чему учит. Картинка про Мститель солоухин чему учит. Фото Мститель солоухин чему учитГлавный герой рассказа Владимира Солоухина «Мститель» — деревенский школьник. Однажды осенью вместе с одноклассниками он принимал участие в уборке картофеля на школьном огороде. Мальчишки придумали веселую игру: они накалывали на прутья комки земли и старались бросить их как можно дальше.

Через несколько дней школьник подошел к своему другу и стал звать его в лес, чтобы пожечь там костер. Витька сначала с недоверием отнесся к предложению приятеля, которого он обидел. Но тот сумел убедить Витьку в своем дружелюбии и мальчишки отправились в лес.

По пути к лесу герой рассказа все время ждал удобного момента, чтобы поколотить своего обидчика. Но такой момент никак не наступал. То они раскапывали гнездо шмеля, то находили полянку с грибами, которые можно было запечь на огне.

Найденные в лесу рыжики отвлекли школьника от планов мести. Разжигание костра и поджаривание на нем грибов увлекло ребят настолько, что настроение главного героя стало улучшаться. Потом приятели отправились на речку, чтобы отмыться от сажи и выпить чистой речной воды.

Обиженный, глядя на Витьку, пытался разжечь в себе злость и вражду, но у него ничего не получилось. Он решил не колотить своего обидчика, и на душе у него от этого решения стало легко. Домой мальчишки вернулись добрыми приятелями.

Таково краткое содержание рассказа.

Главная мысль рассказа Солоухина «Мститель» заключается в том, что обида – не лучший способ реагирования на проблему. Обида, искусственно взращиваемая в душе человека, разрушает, в первую очередь, его самого. Герой рассказа сумел преодолеть свою обиду и сохранил добрые отношения с приятелем.

Рассказ Солоухина «Мститель» учит не копить в себе обиды и не строить планы мести, а решать проблемы мирным путем.

В рассказе мне понравился главный герой, деревенский школьник, который сумел побороть свою обиду и отказался от мести, сохранив добрые отношения с приятелем Витькой. Нормальному, хорошему человеку не так-то легко взять и отомстить. У такого человека нет посыла к ненависти. Все же лучше откровенно поговорить, подобрать такие слова, чтобы собеседник понял. Тот, кто замышляет месть, растравляет свои раны, которые иначе уже давно бы исцелились и зажили.

Какие пословицы подходят к рассказу Солоухина «Мститель»?

Месть — это дорога в пропасть, у которой нет дна.
Всякому своя обида горька.
На обиженных воду возят.
У мести нет чести.

Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.

Источник

Урок внеклассного чтения в 6-м классе по рассказу В.Солоухина «Мститель»

Разделы: Литература

А каждый читатель как тайна,
Как в землю закопанный клад,
Пусть самый последний, случайный,
Всю жизнь промолчавший подряд.
Наш век на земле быстротечен,
И тесен назначенный круг,
А он неизменен и вечен –
Поэта неведомый друг.

Месть – намеренное причинение зла с целью отплатить за оскорбление, обиду.

Коварство – намерение совершить зло, прикрытое добром.

Гуманизм – любовь к людям, человеколюбие.

Цели урока.

Ход урока

– Ребята, сегодня у нас урок внеклассного чтения по рассказу В. Солоухина «Мститель». В. Солоухин – один из писателей, который очень много писал для детей. Дома вы прочитали один из его рассказов. Но начать нашу работу я бы хотела с отрывка стихотворения А. Ахматовой «Тайны ремесла», текст которого перед вами (чтение учителем стихотворения).

– О чем это стихотворение? (О неразрывной связи читателя и писателя).

– О чем рассказ В. Солоухина «Мститель»? (Об обиде, злости, о желании отомстить)

– Правильно, но мне еще кажется, что о любви. Удивлены? Кто же прав. Решить нашу проблему поможет текст.

Сколько героев в тексте? (Два: герой-рассказчик, Витька Агафонов)

– Как вы считаете, кто главный герой и почему? (Главный герой-рассказчик, т.к. основное внимание в тексте уделено мыслям, переживаниям героя-рассказчика, кроме того, он участник всех событий в произведении)

С чего начинаются события в рассказе? (Ученики убирают картошку на школьном участке)

Что за происшествие случилось на школьном участке? (Витька Агафонов, тайком подкравшись, земляным комом ударил героя-рассказчика)

– Работа над лексическим значением слова КАТЫШ.

Как изменилось настроение героя- рассказчика? Докажите текстом. («… наверное, небо по-прежнему было голубое, а солнышко красное. Но я уж не видел ни картошки, ни солнца, ни неба. В горле у меня стоял горький комок, на душе черно от обиды и злости. »)

– Что порождает обида и злость? (Месть).

– Как вы понимаете слово МЕСТЬ? (Работа над лексическим значением слова).

– Какой план мести созрел у героя? («Через несколько дней, когда все позабудется, я как ни в чем не бывало позову Витьку в лес жечь теплинку. А там в лесу и набью морду.»)

– Что означает слово ТЕПЛИНКА? (Работа над лексическим значением слова).

– Что испытывает герой, осуществляя план мести? (Приглашая Витьку в лес, герой волнуется. «Даже в горле стало сухо, отчего голос сделался глухой и вроде бы чей-то чужой. А руки пришлось спрятать в карманы, потому что они вдруг ни с того ни с сего задрожали»).

– Что герою трудно скрыть за своим волнением? («Затаенное коварство»).

– Подберите синоним к слову ЗАТАЕННОЕ. (Cкрытое).

Что означает слово КОВАРСТВО? (Работа над лексическим значением слова).

– Как по дороге в лес главный герой готовился к мщению? Докажите текстом. («Пока шли до горы, я всю дорогу старался вспомнить, как он ни за что ни про что ударил меня промежду лопаток. » Герой искусственно разжигает в себе обиду).

– Что мешает герою осуществить план мести? (Общие интересные дела: раскопка шмелиной норки, разжигание теплинки, приготовление пищи, купание в реке; доверчивость и искренность Витьки).

А теперь, ребята, обратимся к вашим рисункам, на которых вы изобразили Витьку Агафонова. Почему вы изобразили его именно таким? («улыбка от уха до уха», «глазища по чайному блюдечку», «оттопыренные уши», «соломенные волосенки»).

– Что можно сказать о Витьке, гляди на его портрет? (Витька – добрый мальчишка с открытой душой).

– А как вы считаете, герой-рассказчик – злой человек? Аргументируйте свой ответ. (Добрый, т. к. отказывается от мести, видит красоту природы, несмотря на обиду, замечает хорошие качества в Витьке).

– Следовательно, почему герой не отомстил? (Потому что добрый и потому что «. очень непросто ударить человека, который доверчиво идет впереди тебя»).

– Что происходит в душе героя, когда он отказывается от мести? («легко от принятого решения не бить Витьку»).

– А теперь вернемся к началу нашего урока, где мы размышляли, о чем этот рассказ. Какую любовь я имела в виду? (Дружескую, любовь к людям, к ближнему).

Прочитать к следующему уроку внеклассного чтения отрывок из повести В. Закруткина «Матерь человеческая» в пособии «Вокруг тебя – мир», стр. 63-66.

Ответить на вопрос, что побудило главную героиню отказаться от мести.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *