Мститель солоухин чему учит
Пушкин сделал!
Разбор домашних заданий 1-4 класс
Home » читательский дневник » Солоухин В. «Мститель» Читательский дневник, краткое содержание
Солоухин В. «Мститель» Читательский дневник, краткое содержание
Автор: Солоухин Владимир Алексеевич
Название: «Мститель»
Жанр: Рассказ
Тема произведения: месть и прощение.
Число страниц: 7
Главные герои и их характеристики:
О чем произведение:
Рассказ о том, как Витька Агафонов неожиданно ударил по спине мальчика, рассказчика. Он решил отомстить, продумал план, как перехитрить Витьку. Но когда они встретились в лесу, им было очень весело и интересно вместе, так что в итоге они подружились.
Сюжет — краткое содержание:
Понравившийся эпизод:
Мне очень понравился эпизод, когда мальчики побежали к реке. Была уже осень, а они по колено залезли в холодную воду и стали пить прямо из реки. Хорошо, что раньше вода в реках была такая чистая и вкусная.
План произведения для пересказа:
Главная мысль:
Прощение обидчиков делает человека счастливее, а местью и дракой ничего хорошего не добиться.
Чему учит эта книга:
Рассказ учит нас тому, что обидчиков лучше прощать, чем мстить им. Учит нас, что дракой и битьём ничего не решить. А ещё учит нас тому, что вместе всегда интереснее и веселее.
Отзыв, отношение к произведению, чем понравилось произведение, мое отношение к прочитанному:
Мне очень понравился этот рассказ. Главные герои, мальчишки, они такие же, как и мы, любят игры и проделки. Конечно, нехорошо, что Витька так хитро ударил в спину и даже не извинился, но очень радостно, что они в итоге подружились, и рассказчик решил не мстить.
Новые слова и выражения:
На любака – добровольный кулачный или рукопашный бой.
Теплинка – костёр, разведённый на открытом месте.
Дёрн – верхний слой почвы.
Катыш – круглый комок, скатанный шарик из мягкого вещества.
Пословицы к произведению:
Чтобы сохранить друзей, нужно прощать.
Тому тяжело, кто помнит зло.
Упавшего не считай за пропавшего.
Доброе слово лечит, а худое калечит.
(Урок-размышление по рассказу В.А. Солоухина «Мститель»).
Урок литературы в 6 классе по анализу текста художественного произведения. В ходе урока выявляются представленные в тексте проблемы, определяется характер главного героя. Учащиеся оценивают поступки героев и приходят к выводу о сознательном отказе от мести, о гуманном отношении к другому человеку.
Портрет В. Солоухина.
Рассказ В. Солоухина «Мститель».
Карточки с текстом притчи.
Зорко лишь одно сердце.
Самого главного глазами не увидишь
Цели урока:
I .Образовательные: научиться понимать и решать поставленные в рассказе проблемы; совершенствовать навыки анализа художественного произведения.
II .Развивающие: продолжить формирование умения анализировать, сравнивать, делать выводы; работать над развитием речи учащихся.
III .Воспитательные: формировать чувство ответственности, гуманного отношения к человеку.
Мотивационное начало урока.
Ребята, сегодня у нас урок внеклассного чтения по рассказу В.Солоухина «Мститель». Но начать нашу работу я бы хотела с чтения притч
Притча-это краткий иносказательный поучительный рассказ.
Сейчас я прочитаю вам притчу.
Некий отшельник вышел из своего уединения, чтобы принести весть людям и вопрошал у каждого встречного:
Люди недоумевали и спрашивали:
-Почему ты не говоришь о милосердии, терпении, преданности, доброте, любви, обо всех благих основах жизни, но только «имеешь сердце»?
-Лишь бы люди не забыли о Сердце, остальное всё приложится!
-Как вы думаете, почему отшельник так спрашивал и так отвечал? (Потому что всё исходит от сердца).
Действительно, можем ли мы обратиться к любви, если ей негде пребывать? А где поместится терпение, доброта, отказ от дурного, если Сердце закрыто?
2. Итак, чувства человека. Вдумаемся в значение слова.
Чувство— внутреннее состояние человека, то, что находится в душе.
Чувства бывают положительные и отрицательные, добрые и недобрые. Какие чувства вы знаете? И какие вы отнесёте к положительным и отрицательным? (Положительные: любовь, защита, прощение, помощь, забота, радость. Отрицательные: ненависть, обида, месть, злость, негодование, зависть).
Они всегда идут рядом. Нам, людям, порой бывает трудно сопротивляться, чтобы не поддаться отрицательным чувствам. Вы согласны?
3. Представим ситуацию: вас обидели. Какие чувства сразу возникают? (Чувство мести).
Месть. На что похожа? Ассоциации с данным словом. (Пожар, смерч, огонь, буря).
4. Желание отомстить- очень сильное чувство, проявляющееся независимо от того, в какие времена живут люди. Сопротивляться ему бывает очень трудно. Так и герой рассказа Владимира Солоухина ваш ровесник, оказывается в сложной ситуации нравственного выбора: отомстить обидчику или удержаться от этого желания.
Сегодня мы проведём урок-размышление по рассказу «Мститель». А эпиграфом к сегодняшнему уроку я взяла слова французского писателя А.Экзюпери. (Зачитывается эпиграф)
IV . Работа с текстом В. Солоухина «Мститель».
1. Какова проблема рассказа? (сильное желание отомстить обидчику)
– Правильно, но мне еще кажется, что этот рассказ о любви. Удивлены? Кто же прав. Решить нашу проблему поможет текст.
– Сколько героев в тексте? (Два: герой-рассказчик, Витька Агафонов)
– Как вы считаете, кто главный герой и почему? (Главный герой-рассказчик, т.к. основное внимание в тексте уделено мыслям, переживаниям героя-рассказчика, кроме того, он участник всех событий в произведении)
– С чего начинаются события в рассказе? (Ученики убирают картошку на школьном участке)
– Что за происшествие случилось на школьном участке? ( Витька Агафонов, тайком подкравшись, земляным комом ударил героя-рассказчика). Между героями произошёл конфликт.
— Все события рассказа можно разделить на 2 части: до и после конфликта
— Какое настроение у героя-рассказчика было до конфликта? Докажите текстом. (Радостное: «дурачились как могли», «копать картошку-чудесное занятие»).
– Как изменилось настроение героя- рассказчика? Докажите текстом. («… В горле у меня стоял горький комок, на душе черно от обиды и злости …»)
-Какую роль играет пейзаж в этом рассказе? Какая погода была до конфликта и после? Докажите текстом. (До конфликта: «Денёк стоял на редкость: тихий, тёплый, сделанный из золотого с голубым…» После конфликта: «…наверное, небо по-прежнему было голубое, а солнышко красное. Но я уж не видел ни картошки, ни солнца, ни неба») Мы видим, что пейзаж отражает чувства героя- рассказчика.
-После конфликта появляются обида и злость. А что порождает обида и злость? (Месть).
– Как вы понимаете слово МЕСТЬ? (Работа над лексич.значением слова)
— Подберите синонимы к слову месть. (Отмщение, отплата; отместка (разг.); вендетта (шутл. и иро нич.)
– Какой план мести созрел у героя? («Через несколько дней, когда все позабудется, я как ни в чем не бывало позову Витьку в лес жечь теплинку. А там в лесу и набью морду.»)
– Что означает слово ТЕПЛИНКА? (Работа над лексическим значением слова).
— Как вы думаете, почему автор называет костёр диалектным словом «теплинка»? (От этой теплинки маленький комочек мести растаял. Мальчик впоследствии принимает решение не бить Витьку Агафонова)
– Что испытывает герой, осуществляя план мести? (Приглашая Витьку в лес, герой волнуется. «Даже в горле стало сухо, отчего голос сделался глухой и вроде бы чей-то чужой. А руки пришлось спрятать в карманы, потому что они вдруг ни с того ни с сего задрожали»).
– Что герою трудно скрыть за своим волнением? («Затаенное коварство»).
– Что означает слово КОВАРСТВО? (Работа над лексич.значением слова)
– Подберите синоним к слову ЗАТАЕННОЕ. (Cкрытое).
– Как по дороге в лес главный герой готовился к мщению? Приведите примеры из текста . («Пока шли до горы, я всю дорогу старался вспомнить, как он ни за что ни про что ударил меня промежду лопаток. » Герой искусственно разжигает в себе обиду).
– Что мешает герою осуществить план мести? (Общие интересные дела: раскопка шмелиной норки, разжигание теплинки, приготовление пищи, купание в реке; доверчивость и искренность Витьки).
– А теперь, ребята, обратимся к вашим рисункам, на которых вы изобразили Витьку Агафонова. Почему вы изобразили его именно таким? («улыбка от уха до уха», «глазища по чайному блюдечку», «оттопыренные уши», «соломенные волосенки»).
– Что можно сказать о Витьке, гляди на его портрет? (Витька – добрый мальчишка с открытой душой).
– А как вы считаете, герой-рассказчик – злой человек? Аргументируйте свой ответ. (Добрый, т. к. отказывается от мести, видит красоту природы, несмотря на обиду, замечает хорошие качества в Витьке).
– Следовательно, почему герой не отомстил? (Потому что добрый и потому что «. очень непросто ударить человека, который доверчиво идет впереди тебя»).
– Что происходит в душе героя, когда он отказывается от мести? («легко от принятого решения не бить Витьку»).
– А если Витька – не плохой мальчишка, то кем он может стать для героя? Как об этом говорится в тексте? (Другом. «И мы заходим в село как лучшие дружки-приятели»).
Вывод: Ребята, мы с вами убедились, что необдуманный поступок или слово может сделать лучших друзей врагами. И мы переживаем за них. Но герой рассказа сделал мужественный выбор: он отказался от мести. На душе стало легко и радостно.
-А что помогает писателю достичь такого результата, воздействия на читателя? (Художественные средства выразительности, которые помогают подчеркнуть настроение, чувство героя).
2. Работа с терминами «сравнение», «эпитет», «олицетворение».
— Какие средства выразительности вы встретили в рассказе? Найдите в тексте и зачитайте.
Эпитеты: «серебряные ниточки паутинок»; «горький комок в горле»; «затаенное коварство»; «злодейский замысел»; «душистые рыжики»; «светлая текучая вода»; «большие вкусные глотки».
Олицетворение: «Сосновая веточка…плясала, как девчонка в ярко-красном платьице».
Сравнения: «рыжики холодные, как лягушки»; «глазищи по чайному блюдечку».
3. А теперь вернёмся к началу урока, где мы размышляли, о чём этот рассказ. Какую любовь я имела в виду? (Дружескую, любовь к людям, к ближнему) Значит, этот рассказ не только о мести, но и о милосердном, гуманном отношении друг к другу.
– Ребята, как вы считаете, почему рассказ называется «Мститель»? (Потому что герой хотел отомстить, но мститель он несостоявшийся, т.к. его добрая натура все время сопротивляется им же придуманному «злодейскому замыслу». В названии содержится мягкая авторская ирония).
— Ребята, как бы вы назвали наш сегодняшний урок-размышление? Я предложила бы назвать его: «Думайте Сердцем!» А как вы понимаете это выражение? Напишите небольшое сочинение-рассуждение.
— Солоухин рассказал нам историю из своего детства. Проблема, отсутствия душевной теплоты, взаимопонимания, милосердия, поставленная в рассказе, особенно актуальна в наш жестокий век. На примере рассказа мы убедились, что месть разрушительна для человека, побороть это чувство непросто. Только по-настоящему сильный и мужественный человек может отказаться от мести. Герой рассказа стал для всех нас примером доброты, человечности и милосердия.
— А теперь, ребята, приложите руку к Сердцу и скажите, что оно вам говорит после разбора данного произведения? (Надо всегда поступать по-доброму, уметь добрыми глазами увидеть радость или беду другого человека. Добрым сердцем откликнуться на неё, добрым сердцем помочь).
VIII . Домашнее задание. Поделитесь собственным жизненным опытом: были ли в вашей жизни случаи, когда кто-то прощал вас или вы сами прощали другому? Напишите сочинение-рассуждение.
Башкова Татьяна Ивановна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Порецкая СОШ»
Конспект урока по рассказу Владимира Алексеевича Солоухина «Мститель»
Конспект урока по рассказу
Владимира Алексеевича Солоухина «Мститель»
Составитель: Юдина Ю. В.,
студентка 205 группы.
Тема: «Учись прощать. » (по рассказу В. А. Солоухина «Мститель»)
Цель: выявление идейно – художественного своеобразия рассказа В. А. Солоухина «Мститель».
познакомить учащихся с биографическими фактами жизни писателя;
вызвать эмоциональный отклик на произведение;
продолжить обучение анализу художественного произведения;
способствовать воспитанию в детях милосердия и умения прощать.
способствовать развитию связной речи, образного мышления;
Средства обучения: фотография В. А. Солоухина, ксерокопии рассказа В. А. Солоухина «Мститель».
Методы обучения: репродуктивный, эвристический.
Приемы обучения: выразительное чтение, беседа, словарная работа, работа с темой урока, стилистический эксперимент, словесное рисование, подбор цитат, создание проблемной ситуации, анализ языка пейзажа, кроссворд.
Тип урока: урок изучения художественного текста.
Текст учащиеся читали дома.
Выявление первичного восприятия текста:
-Ребята, к сегодняшнему уроку вам нужно было прочитать рассказ Владимира Алексеевича Солоухина «Мститель»
— Какое впечатление произвел на вас рассказ?
-Какие чувства вы испытали во время чтения?
-Ребята, любое произведение призвано поднимать какие-либо проблемы.
-Какие проблемы общества затронул в рассказе Солоухин Владимир Алексеевич?
-Чтобы узнать как внимательно вы читали рассказ, давайте разгадаем небольшой кроссворд.
Закончите фразу из текста: «Да и Витька, в сущности, не плохой мальчишка – вечно он что-нибудь… (придумает)».
Кем стали после похода в лес герои рассказа.
Какое чувство вызывает у героя обида?
Закончите фразу из текста: «Придумал вот яйца …(стащить)»?
Что порождает обида и злость?
Фамилия одного из героев рассказа.
Что почувствовал герой после удара в спину?
Как называется небольшой костер?
-Ребята, какое слово у нас получилось?
-Правильно, нужно уметь прощать и быть добрым и гуманным по отношению друг к другу.
Готовность детей к уроку
Рассказ понравился, так как главный герой все же простил Витю и не совершил ничего плохого
Чувство уважения, симпатии к главному герою и радости от того, что все закончилось хорошо: ребята стали хорошими друзьями
Проблемы милосердия, сострадания, гуманизма, дружбы, об умении прощать и быть добрым к ближнему.
III- этап подготовки к активному и осознанному восприятию нового материала
— Тема нашего урока : «Учись прощать…»
-Подумайте в течение урока почему тема нашего урока звучит именно так, раскрывает ли она основную мысль рассказа?
Задачи нашего урока:
познакомиться с автором произведения, это расширит наш кругозор;
рассмотрим проблемы, поднятые автором в рассказе
IV- этап усвоения новых знаний
Начнем с биографии
(работа с фотографией В. А. Солоухина).
— Что вы знаете о Владимире Алексеевиче Солоухине?
-Давайте узнаем о нем побольше фактов?
(доклад учащихся или слово учителя)
Вот как В. А. Солоухин рассказывает о себе:«Я родился десятым (последним) в крестьянской, можно бы сказать, патриархальной семье.»
Во время войны Солоухин служил в войсках особого назначения, охранявших Кремль.
«В августе 1942 года меня призвали в армию, как и всех моих сверстников. Но, в отличие от них, сложивших головы при первом же соприкосновении с фронтовым огнем, я оказался в Полку Специального Назначения (лотерея и рулетка судьбы).»
В 1946, опубликовав свои первые стихи в «Комсомольской правде» и осознав свое призвание, поступил в Литературный институт им. М.Горького, который окончил в 1951. Первый сборник стихотворений «Дождь в степи» появился в 1953. Затем последовали поэтические сборники «Журавлиха (1959), «Имеющий в руках цветы (1962), «Жить на земле (1965), в которых со временем все усиливалось стремление автора к философскому осмыслению жизни.
Главная тема творчества Солоухина — русская деревня, ее настоящее и будущее.
В течение многих лет Солоухин вёл активную борьбу за сохранение русских традиций и с этой целью использовал в своём творчестве разные формы, жанры, чаще всего публицистические.
Также Владимир Солоухин много путешествовал, его произведения переведены на иностранные языки.
— Как вы понимаете значение слова «месть», «мститель»?
-Вот какое лексическое значение нам дает Толковый словарь С. И. Ожегова:
-Какой антоним слова «месть»?
-Как вы понимаете слово «милосердие»?
Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.
3. Анализ художественного текста
Владимир Солоухин обращается к жанру новеллы.
— А что такое новелла?
Новелла (от итал. novella – новость) – эпический жанр, в основе которого лежит художественное описание одного завершенного события и его авторская оценка.
— Как вы считаете, кто главный герой и почему?
— Какое настроение у героя в начале рассказа?
-Почему настроение радостное?
( «Вместо того чтобы сидеть на скучном уроке по арифметике, нам выпала удача копать картошку на школьном участке. Если вдуматься, копать картошку — чудесное занятие по сравнению с разными там умножениями чисел, когда нельзя ни громко высморкаться, ни повозиться с приятелем (кто кого повалит), ни свистнуть в пальцы.
Вот почему все мы, и мальчишки и девчонки, дурачились, как могли, очутившись вместо унылого класса под чистым сентябрьским небом.»)
— Что за происшествие случилось на школьном участке?
– Работа над лексическим значением слова КАТЫШ.
КАТЫШ-маленький круглый комок, скатанный из чего-н. мягкого.
— Что особенно возмутило героя в поступке Витьки?
— Какое чувство овладело мальчиком?
-Как герой рассказа решает отомстить?
– Что испытывает герой, осуществляя план мести?
-Что герою трудно скрыть за своим волнением? («Затаенное коварство»).
– Подберите синоним к слову ЗАТАЕННОЕ. (Cкрытое).
– Как по дороге в лес главный герой готовился к мщению? Докажите текстом.
– Что мешает герою осуществить план мести? (Общие интересные дела: раскопка шмелиной норки, разжигание теплинки, приготовление пищи, купание в реке; доверчивость и искренность Витьки).
-Вы, наверное, при чтении обратили внимание на то, что, несмотря на небольшой объем новеллы, автор вводит в повествование описание природы.
-Найдите в тексте описание дня.
«Денек стоял на редкость: тихий, теплый, сделанный из золотого с голубым, если не считать черной земли под ногами, на которую мы не обращали внимания, да на серебряные нити паутинок, летающих в золотисто-голубом.»
-Но меняется настроение героя, и нет уже прежних красок.
«По-прежнему все собирали картошку, наверное, небо по-прежнему было голубое, а солнышко красное. Но я не видел ни картошки, ни солнца, ни неба…»
– Как вы думаете, почему?
-Какие выразительные средства вы встретили в новелле? Найдите в тексте и зачитайте. ( Анализ языка пейзажа)
Эпитеты: «серебряные ниточки паутинок»; «горький комок в горле»; «затаенное коварство»; «злодейский замысел»; «душистые рыжики»; «светлая текучая вода»; «большие вкусные глотки».
Олицетворение: «Сосновая веточка…плясала, как девчонка в ярко-красном платьице».
Сравнения: «рыжики холодные, как лягушки»; «глазищи по чайному блюдечку».
– Какую роль они выполняют в тексте?
— А что автор нам рассказывает о Витьке Агафонове?
-Есть ли описание внешности?
– Что можно сказать о Витьке, гляди на его портрет?
– А как вы считаете, герой-рассказчик – злой человек? Аргументируйте свой ответ.
– Следовательно, почему герой не отомстил?
– Что происходит в душе героя, когда он отказывается от мести?
– К какому выводу о Витьке приходит герой-рассказчик?
– А если Витька – не плохой мальчишка, то кем он может стать для героя? Как об этом говорится в тексте?
Мадам Жизнь
Познавательно-развлекательный проект
Отзыв о рассказе Солоухина «Мститель»
Главный герой рассказа Владимира Солоухина «Мститель» — деревенский школьник. Однажды осенью вместе с одноклассниками он принимал участие в уборке картофеля на школьном огороде. Мальчишки придумали веселую игру: они накалывали на прутья комки земли и старались бросить их как можно дальше.
Через несколько дней школьник подошел к своему другу и стал звать его в лес, чтобы пожечь там костер. Витька сначала с недоверием отнесся к предложению приятеля, которого он обидел. Но тот сумел убедить Витьку в своем дружелюбии и мальчишки отправились в лес.
По пути к лесу герой рассказа все время ждал удобного момента, чтобы поколотить своего обидчика. Но такой момент никак не наступал. То они раскапывали гнездо шмеля, то находили полянку с грибами, которые можно было запечь на огне.
Найденные в лесу рыжики отвлекли школьника от планов мести. Разжигание костра и поджаривание на нем грибов увлекло ребят настолько, что настроение главного героя стало улучшаться. Потом приятели отправились на речку, чтобы отмыться от сажи и выпить чистой речной воды.
Обиженный, глядя на Витьку, пытался разжечь в себе злость и вражду, но у него ничего не получилось. Он решил не колотить своего обидчика, и на душе у него от этого решения стало легко. Домой мальчишки вернулись добрыми приятелями.
Таково краткое содержание рассказа.
Главная мысль рассказа Солоухина «Мститель» заключается в том, что обида – не лучший способ реагирования на проблему. Обида, искусственно взращиваемая в душе человека, разрушает, в первую очередь, его самого. Герой рассказа сумел преодолеть свою обиду и сохранил добрые отношения с приятелем.
Рассказ Солоухина «Мститель» учит не копить в себе обиды и не строить планы мести, а решать проблемы мирным путем.
В рассказе мне понравился главный герой, деревенский школьник, который сумел побороть свою обиду и отказался от мести, сохранив добрые отношения с приятелем Витькой. Нормальному, хорошему человеку не так-то легко взять и отомстить. У такого человека нет посыла к ненависти. Все же лучше откровенно поговорить, подобрать такие слова, чтобы собеседник понял. Тот, кто замышляет месть, растравляет свои раны, которые иначе уже давно бы исцелились и зажили.
Какие пословицы подходят к рассказу Солоухина «Мститель»?
Месть — это дорога в пропасть, у которой нет дна.
Всякому своя обида горька.
На обиженных воду возят.
У мести нет чести.
Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.
Урок внеклассного чтения в 6-м классе по рассказу В.Солоухина «Мститель»
Разделы: Литература
А каждый читатель как тайна,
Как в землю закопанный клад,
Пусть самый последний, случайный,
Всю жизнь промолчавший подряд.
Наш век на земле быстротечен,
И тесен назначенный круг,
А он неизменен и вечен –
Поэта неведомый друг.
Месть – намеренное причинение зла с целью отплатить за оскорбление, обиду.
Коварство – намерение совершить зло, прикрытое добром.
Гуманизм – любовь к людям, человеколюбие.
Цели урока.
Ход урока
– Ребята, сегодня у нас урок внеклассного чтения по рассказу В. Солоухина «Мститель». В. Солоухин – один из писателей, который очень много писал для детей. Дома вы прочитали один из его рассказов. Но начать нашу работу я бы хотела с отрывка стихотворения А. Ахматовой «Тайны ремесла», текст которого перед вами (чтение учителем стихотворения).
– О чем это стихотворение? (О неразрывной связи читателя и писателя).
– О чем рассказ В. Солоухина «Мститель»? (Об обиде, злости, о желании отомстить)
– Правильно, но мне еще кажется, что о любви. Удивлены? Кто же прав. Решить нашу проблему поможет текст.
– Сколько героев в тексте? (Два: герой-рассказчик, Витька Агафонов)
– Как вы считаете, кто главный герой и почему? (Главный герой-рассказчик, т.к. основное внимание в тексте уделено мыслям, переживаниям героя-рассказчика, кроме того, он участник всех событий в произведении)
– С чего начинаются события в рассказе? (Ученики убирают картошку на школьном участке)
– Что за происшествие случилось на школьном участке? (Витька Агафонов, тайком подкравшись, земляным комом ударил героя-рассказчика)
– Работа над лексическим значением слова КАТЫШ.
– Как изменилось настроение героя- рассказчика? Докажите текстом. («… наверное, небо по-прежнему было голубое, а солнышко красное. Но я уж не видел ни картошки, ни солнца, ни неба. В горле у меня стоял горький комок, на душе черно от обиды и злости. »)
– Что порождает обида и злость? (Месть).
– Как вы понимаете слово МЕСТЬ? (Работа над лексическим значением слова).
– Какой план мести созрел у героя? («Через несколько дней, когда все позабудется, я как ни в чем не бывало позову Витьку в лес жечь теплинку. А там в лесу и набью морду.»)
– Что означает слово ТЕПЛИНКА? (Работа над лексическим значением слова).
– Что испытывает герой, осуществляя план мести? (Приглашая Витьку в лес, герой волнуется. «Даже в горле стало сухо, отчего голос сделался глухой и вроде бы чей-то чужой. А руки пришлось спрятать в карманы, потому что они вдруг ни с того ни с сего задрожали»).
– Что герою трудно скрыть за своим волнением? («Затаенное коварство»).
– Подберите синоним к слову ЗАТАЕННОЕ. (Cкрытое).
– Что означает слово КОВАРСТВО? (Работа над лексическим значением слова).
– Как по дороге в лес главный герой готовился к мщению? Докажите текстом. («Пока шли до горы, я всю дорогу старался вспомнить, как он ни за что ни про что ударил меня промежду лопаток. » Герой искусственно разжигает в себе обиду).
– Что мешает герою осуществить план мести? (Общие интересные дела: раскопка шмелиной норки, разжигание теплинки, приготовление пищи, купание в реке; доверчивость и искренность Витьки).
– А теперь, ребята, обратимся к вашим рисункам, на которых вы изобразили Витьку Агафонова. Почему вы изобразили его именно таким? («улыбка от уха до уха», «глазища по чайному блюдечку», «оттопыренные уши», «соломенные волосенки»).
– Что можно сказать о Витьке, гляди на его портрет? (Витька – добрый мальчишка с открытой душой).
– А как вы считаете, герой-рассказчик – злой человек? Аргументируйте свой ответ. (Добрый, т. к. отказывается от мести, видит красоту природы, несмотря на обиду, замечает хорошие качества в Витьке).
– Следовательно, почему герой не отомстил? (Потому что добрый и потому что «. очень непросто ударить человека, который доверчиво идет впереди тебя»).
– Что происходит в душе героя, когда он отказывается от мести? («легко от принятого решения не бить Витьку»).
– А теперь вернемся к началу нашего урока, где мы размышляли, о чем этот рассказ. Какую любовь я имела в виду? (Дружескую, любовь к людям, к ближнему).
Прочитать к следующему уроку внеклассного чтения отрывок из повести В. Закруткина «Матерь человеческая» в пособии «Вокруг тебя – мир», стр. 63-66.
Ответить на вопрос, что побудило главную героиню отказаться от мести.