Мтс колхоз что такое
Что такое МТС — колхозный пережиток или элемент современного агрокомплекса?
Аббревиатура МТС для молодого поколения ассоциируется с мобильной связью. Но те, кто родился и вырос в советское время, хорошо помнят первое значение этого сокращения, которое связано с сельским хозяйством.
МТС в советский период
МТС расшифровывается как машинно-тракторная станция. Это предприятие, которое предоставляет сельскохозяйственную технику во временное пользование.
В конце 1920-х годов в СССР начали создаваться колхозы, которые нуждались в переходе на современные технологии земледелия. Но почти все они были очень бедны и не могли приобрести всю необходимую им сельхозтехнику. Машинно-тракторные станции позволили решить эту проблему и быстро механизировать сельское хозяйство.
Первые МТС появились в СССР в 1928 г. по решению Совета труда и обороны. Они просуществовали 30 лет. Сначала МТС были акционерными обществами, которые вскоре были преобразованы в госпредприятия.
Некоторое время колхозы платили за аренду техники деньгами по твёрдым ценам, но потом перешли на бартер — оплату зерном и другой продукцией. МТС не просто предоставляли услуги по выполнению машинных операций — они фактически стали координаторами производственных и экономических процессов в сельском хозяйстве. В начале коллективизации и в первые годы войны в МТС действовали политотделы, возглавляемые чекистами.
Но государству так и не удалось выбрать удачные критерии оценки труда МТС (и всей системы колхозного хозяйства) и построить эффективную систему их заинтересованности в качественном результате выполнения всего комплекса сельхозработ. МТС существовали и в других странах социалистического лагеря. Через несколько лет после войны многие колхозы уже имели собственную технику и был поднят вопрос о ликвидации МТС с продажей всей техники колхозам. Но Сталин был против такого решения, считая, что это разорит многие колхозы, не имеющие достаточно оборотных средств. Тем не менее это произошло: в 1958 г. МТС были срочно ликвидированы, колхозы обязали принять их персонал и выкупить технику без учёта их инфраструктуры и финансовых возможностей.
Для смягчения последствий этого потрясения в 1961 г. была создана сервисно-техническая государственная структура — Союзсельхозтехника.
МТС при капитализме
БСЭ1/Машинно-тракторные станции (МТС)
Точность | Выборочно проверено |
Словник: Маммилярия — Мера стоимости. Источник: т. XXXVIII (1938): Маммилярия — Мера стоимости, стлб. 529—541 ( РГБ ) |
МАШИННО-ТРАКТОРНЫЕ СТАНЦИИ (МТС), государственные прокатные пункты особого типа, созданные Советским социалистич. государством для обслуживания колхозов тракторами, сложными машинами, оказания им агротехнич. помощи в борьбе за высокий урожай социалистических полей, помощи в решении всех основных вопросов, связанных с завершением технич. реконструкции сельского х-ва и перевоспитанием колхозников в духе социализма. МТС—по природе своей предприятия последовательно социалистич. типа—представляют собой вид государственной собственности (всенародное достояние). Их особенность, по сравнению, например, с совхозами, состоит в том, что МТС не имеют собственных посевов, сенокосных угодий, не имеют товарного животноводства, а выполняют за определенную плату все основные с.-х. работы в колхозах. Роль МТС не ограничивается руководством только хозяйственной стороной жизни колхозов—МТС сыграли колоссальную роль в истории коллективизации с. х-ва СССР, способствовали завершению сплошной коллективизации, ликвидации кулачества, как класса и дальнейшему организационно-хозяйственному и политич. укреплению колхозов. «Главнейшим рычагом переустройства, сельского хозяйства на социалистический лад. и непрерывного усиления советского влияния на колхозников являются машинно-тракторные станции и совхозы, как крупнейшие фабрики социалистического земледелия» [ВКП(б) в резолюциях. ч. 2, 5 изд., 1936, стр. 525]. В районах деятельности МТС, как правило, более быстрыми темпами шел процесс завершения сплошной коллективизации. Так, на 20/VI 1937 по РСФСР в районах деятельности МТС процент коллективизации крестьянских х-в составлял 73,89, тогда как на это же число в районах, не обслуживаемых МТС, процент коллективизации был 47,7.
МТС с самого их возникновения стали основной формой производственной помощи колхозам со стороны пролетарского государства, укрепляя тем самым производственную смычку между городом и деревней, между индустрией и сельским х-вом. Начиная с конца 1925, со времени XIV Съезда партии, тяжелая промышленность—материальная база социализма—развивалась ускоренным темпом. К 1929 были созданы все необходимые условия для превращения аграрной, отсталой страны в страну индустриальную, металлическую, передовую. «Победы в развитии промышленности обусловили гигантские успехи по переводу сельского хозяйства на рельсы машинной техники» [Резолюции XVII Съезда ВКП(б) «О втором пятилетнем плане развития народного хозяйства СССР (1933—1937 гг.)», в книге: ВКП(б) в резолюциях. ч. 2, 5 изд., 1936, стр. 576]. Грандиозная, коренная перестройка земледелия на новый социалистический лад проводилась партией и Советским правительством так, что одновременно проходили два взаимно обусловленных, дополняющих друг друга процесса—социальная и техническая реконструкция. Городская социалистич. индустрия, внедряя новейшую с.-х. технику в земледелие, побуждает бедняцко-середняцкие крестьянские х-ва к объединению в коллективы. Колхозы, объединяя мелкие крестьянские х-ва в крупные, создают хозяйство социалистич. типа с неограниченными возможностями применения тракторов, комбайнов, современных машин и внедрения научных достижений в земледелие, что на клочке единоличника совершенно исключено.
Самой передовой современной техникой колхозы СССР пользуются через МТС. Это—форма хозяйственного обслуживания колхозов, которая по характеру своей работы наиболее соответствует принципам осуществления Ленинско-Сталинского кооперативного плана революционного преобразования деревни. Колхозам, колхозникам предоставляется самая широкая инициатива и самодеятельность в области ведения их хозяйства. Одновременно земля и основные средства производства находятся в ведении советского государства, к-рое руководит колхозами и оказывает им производственную помощь. «В лице МТС выявлена и проверена на массовом опыте форма организации советским государством крупного коллективного сельского хозяйства на высокой технической базе, в котором наиболее полно сочетается самодеятельность колхозных масс в строительстве своих коллективных хозяйств с организационной и технической помощью и руководством пролетарского государства» [О производственной программе Трактороцентра на 1931. Постановление ЦК ВКП(б) от 29 декабря 1930, в кн.: Справочник партийного работника, вып. 8, М., 1934, стр. 552]. Закрепить победу колхозного строя, уничтожить до конца капиталистич. элементы, поднять деревню до уровня города—все это можно сделать только на базе крупной машинной техники в виде тракторов, комбайнов и других с.-х. Машин.
Партия, под руководством товарища Сталина, осуществила гениальные заветы Ленина: начиная с 1929 применение тракторов и новейших машин в социалистич. сельском хозяйстве происходит в массовом масштабе, причем возможности расширения этих масштабов из года в год увеличиваются.
С созданием политотделов МТС действительно стали центром партийно-политической работы в деревне. Партийные и комсомольские организации колхозов, обслуживаемых МТС, были подчинены непосредственно политотделам, а не райкомам партии. Политотделы, опираясь на широкие массы актива партийных и непартийных большевиков, проделали огромную работу по разоблачению врагов народа, притаившихся в колхозах и МТС. Проводя огромную массовую партийно-политич. и культурную работу по перевоспитанию широких масс колхозников, политотделы в то же время, совместно с советскими органами, вели беспощадное разоблачение и разгром врагов, сурово карали расхитителей общественной социалистич. собственности, дезорганизаторов трудовой дисциплины как в среде работников самой МТС, так и в обслуживаемых ею колхозах. В частности, при непосредственном содействии политотделов, в колхозах была в 1933—34 проведена огромная работа по внедрению в сознание колхозников ясного понимания того, что выполнение обязательства перед своим социалистическим государством есть первая задача колхозника. Одновременно в колхозах проведена большая работа по внедрению социалистических принципов распределения доходов по труду и борьба с мелкобуржуазной уравниловкой в распределении доходов. Политотделы МТС проделали большую работу в деле превращения колхозов в большевистские, подлинно социалистические хозяйства. Выполнив основную задачу партии по наведению большевистского порядка в МТС и колхозах, политотделы к осени 1934 были реорганизованы. Партийные организации МТС и обслуживаемых ими колхозов, на основе общих уставных положений, перешли в ведение райкомов ВКП(б). Для ведения партийно-политической работы среди работников МТС имеется специальный работник—заместитель директора по политической части.
Современная энциклопедия общественного знания
Инструменты пользователя
Инструменты сайта
Содержание
Ликвидация Хрущевым машинно-тракторных станций (МТС).
Наследие царской России.
Сельское хозяйство страны в период НЭПа.
Хоть после революции 1917 года жизнь крестьян в России изменилась к лучшему, так как они получили земли помещиков и кулаков, но угроза голода ежегодно нависала над страной, так как с помощью НЭПа невозможно было осуществить индустриализацию, а только она могла обеспечить деревню техникой, с помощью которой было возможным впервые в истории накормить Россию досыта. Подробно об этом читайте НЭП.
Создание и развитие машинно-тракторных станций в СССР.
Но денег на технику у вновь образованных колхозов не имелось, поэтому государство начало создавать систему МТС, государственные промышленные предприятия на селе. Сами по себе колхозники были не в состоянии не то что купить, но даже и содержать тракторы с комбайнами; так что вся работа с сельхозтехникой велась в государственных централизованных центрах по обслуживанию техники, тех самых МТС, которые выдавали колхозам технику в аренду, по мере надобности. Руководство СССР быстро уловило суть, опыт первых МТС, которые были созданы в результате наиболее рационального использования малочисленной техники в разных регионах, и быстро распространило данный, ценный опыт на всю страну.
В 1937 году система МТС обслуживала 90% колхозов 20)
Но недостатки легко объяснимы. Издержки роста. Слишком мало времени прошло от «средневекового» сельского хозяйства России конца 20-х годов до одного из ведущих в мире, высокоразвитого сельского хозяйства СССР 1940 года.
Восстановление МТС после ВОВ 1941-1945 г.г.
Но при всем этом к 1952 г. с/х СССР было не только восстановлено, но и превзошло уровень 1940 г.. Количество техники: 969 000 тракторов и 255 000 зерновых комбайнов в 1952 г. против 530 тысяч тракторов и 182 тысячи комбайнов в 1940 году. Причем техника была в лучшем состоянии, новее. Почти все МТС имели мастерские и гаражи, в крайнем случае навесы.
Основные показатели развития МТС с 1929 г. по 1957 г.
Ликвидация МТС Хрущевым.
Обнищание большинства колхозов, как следствие ликвидации МТС.
К тому же враз обнищавшие колхозы, хоть не имели соответствующих специалистов, не могли массово привлечь бывших работников МТС. Государство могло позволить платить им большую зарплату, чем колхозы, в результате большинство рабочих нашло себе другое применение. Как итог, многие машины остались без механизаторов и превратились в металлолом. Убытки были колоссальные. Что сильно подорвало экономический потенциал советской деревни.
Лишь немногим, самым крупным колхозам, колхозам-миллионерам, которые располагались в основном в черноземной зоне на юге СССР, ликвидация МТС пошла на пользу, так как система МТС сдерживала их развитие, лишала независимости, свободы маневра. Но таких было не более 5-7% на всю страну. Их специально ставили в пример, когда уничтожали МТС.
Хрущёв, считая себя большим специалистом в области сельского хозяйства, запустил сразу несколько разрушительных проектов. В конце эпохи Сталина и в первые годы после его гибели сельское хозяйство успешно развивалось. Однако успешному подъёму сельского хозяйства быстро пришёл конец.
Последнее.
МТС или как нужно работать.. (статья урок)
(ТЕМА) И во времена Российской империи, и при советской власти вопросы сельского хозяйства были важнейшими для нашего государства.
Аграрные преобразования способствовали развитию экономики, обеспечению населения продуктами, а в лучшие времена – и успешному сельскохозяйственному экспорту. Поэтому всем нам нелишне будет вспомнить различные формы хозяйствования, что успешно прошли испытания временем и могут быть эффективно использованы сейчас, в начале XXI века. Одной из самых интересных форм технического обеспечения аграрного сектора до конца 1950-х были машинно-тракторные станции (МТС). Три десятилетия они способствовали решению непростых задач ускоренной модернизации страны, успешно доказали свою жизнеспособность – и сейчас мы, обратившись к их истории, можем увидеть много полезного для нашего времени и избежать ошибок прошлого…
Сразу после окончания Гражданской войны перед Советской Россией встал вопрос масштабных изменений всего устройства сельскохозяйственного производства в стране. Важнейшая роль в этом отводилась подведению под сельское хозяйство мощной базы машинной техники. Идея создания машинно-тракторных станций, помогающих колхозам, выросла из разнообразных форм реальной государственной помощи тракторами и другими сельхозмашинами беднякам и середнякам, а острая нехватка сельскохозяйственной техники обусловила необходимость ее централизованного распределения и использования.
В качестве первого опыта в 1927 году на Украине, при совхозе имени Шевченко, был организован отряд из 10 тракторов, обслуживавший окрестные бедняцкие и середняцкие хозяйства, а в 1928-м на его базе была создана первая в СССР машинно-тракторная станция, предоставлявшая сельскохозяйственную технику колхозам.
С точки зрения партийного руководства страны, это стало мощным рычагом государственной помощи деревне, и XVI конференция ВКП(б) в 1929 году признала, что МТС предстоит стать одной из главных форм производственной смычки с крестьянством. Совет труда и обороны 5 июня 1929 года принял постановление «Об организации машинно-тракторных станций», вскоре был создан Всесоюзный центр машинно-тракторных станций – «Трактороцентр», а повсеместное строительство МТС началось после постановления ЦК ВКП(б) от 5 января 1930 года «О темпах коллективизации и мерах помощи государства колхозному строительству».
Эффект от деятельности МТС трудно переоценить – миллионы крестьян получили возможность использовать на полях машинную технику, прежде им совершенно недоступную; легче стал крестьянский труд, повысились урожаи. МТС дали колхозам все преимущества механизации без непосильных капитальных вложений. К тому же они сыграли важнейшую роль в ускорении коллективизации – крестьяне убеждались в преимуществах крупного машинного сельского хозяйства, и если в 1930 году в колхозы входило 23% крестьянских дворов, то к 1937-му – уже 93%! МТС: первые тракторы в колхозах
Для работы в МТС на село направлялись лучшие рабочие – члены партии и комсомольцы. Наиболее ярким примером стало движение «двадцатипятитысячников», когда по решению ВКП(б) в начале 1930 года в деревню выехало более 27 000 человек!
Взаимодействие колхозов и МТС было, по существу, межхозяйственным производственным сотрудничеством, особой формой соединения города с деревней. Причем с самого начала советское руководство возлагало на МТС задачи не одного лишь технического обслуживания, но и обустройства всего хозяйства колхозов. В ходе коллективизации страна покрылась сетью машинно-тракторных станций, которые стали прекрасной кузницей кадров – благодаря им ежегодно многие тысячи человек становились квалифицированными механизаторами.
Основным производственным звеном в МТС была постоянная тракторная бригада, за которой закреплялись тракторы, комбайны и другие сельхозмашины. Обычно МТС имели 10–20 тракторно-полеводческих бригад, до 100 тракторов, более 30 зерноуборочных комбайнов и много почвообрабатывающей и посевной сельхозтехники. Также МТС располагали механической мастерской, нефтебазой, складскими помещениями, грузовым автотранспортом, общежитиями для механизаторов-ремонтников.
Создание МТС шло по всей стране ударными темпами: в 1929–1930 годах было создано всего 260 МТС, в 1932-м – уже 2446, 1937-м – 5818, 1938-м – 6350, а в 1940 году – 7069!
Самым суровым испытание и для всего советского народа, и для МТС стала Великая Отечественная война. Трактористы в военное время быстро переучивались на танкистов и тысячами уходили на фронт, а задачи полной и своевременной уборки урожая (и обеспечения продовольственной безопасности страны) с машинно-тракторных станций никто не снимал. В условиях войны и жесточайшего дефицита кадров в МТС начали массово создавать женские тракторные бригады, работницы которых равнялись на знаменитую стахановку Пашу Ангелину. Именно женщины, ставшие механизаторами МТС, вынесли на своих плечах основную тяжесть четырех долгих военных лет.
Во время войны было разорено и разграблено 98 000 колхозов и почти 3000 МТС – так что в ходе послевоенного восстановления экономики одной из основных задач стало возрождение сельского хозяйства, восстановление разрушенных войной производственных сил деревни, главной составляющей которых были машинно-тракторные станции. И поставленная государством задача возродить МТС была выполнена. Если в 1938 году тракторный парк МТС (без совхозов) составлял 394 000 штук, а парк комбайнов и других машин – 153 500 штук, то в 1952-м в МТС насчитывалось уже 969 000 тракторов (в пересчете на 15-сильные), 255 000 зерновых комбайнов и много другой техники. Техническая вооруженность МТС неуклонно росла: в 1953 году государство поставило машинно-тракторным станциям и совхозам 150 000 тракторов (в 15-сильном исчислении) и 42 000 комбайнов, а с 1954 по 1957 год – более 500 000 тракторов общего назначения, 250 000 пропашных тракторов и много других сельскохозяйственных машин. К началу 1950-х МТС в среднем имели по 75 тракторов, 32 комбайна, 12 автомобилей, 350 работников и выполняли в год 60 000 усл. га пахоты.
За 5–7 послевоенных лет материальная база колхозов была восстановлена, и это дало повод заговорить о коренной реорганизации МТС. Большинство в высшем руководстве партии полагало, что производственно-техническое обслуживание колхозов через МТС перестало соответствовать потребностям развития сельского хозяйства и всю технику машинно-тракторных станций следует продать в собственность колхозам. Таким образом предлагалось разгрузить государство от капитальных вложений в сельское хозяйство. Вот интересная цитата из газет того времени:
«Было бы неправильно полагать, что колхозные вложения должны главным образом направляться на нужды культуры колхозной деревни, а на нужды сельскохозяйственного производства по-прежнему основную массу вложений должно производить государство. А не верней ли будет освободить государство от этого бремени ввиду полной способности колхозов принять это бремя всецело на себя?»
Впрочем, такой вопрос поднимался не впервые. Еще в конце 1929 года, на волне массового колхозного движения и первых успехов МТС, ЦК ВКП(б) принял решение передать МТС в собственность колхозов, при этом колхозам в течение трех лет предстояло выплатить государству стоимость переданной им техники. Решение это было принято по предложению группы ударников-колхозников, причем только в виде опыта, для пробы. Но первый же опыт оказался столь неудачным, что высшая партийная инстанция уже в конце 1930-го была вынуждена отменить свое решение как нецелесообразное. Причина тогда оказалась в бедности колхозов, которые просто не в силах были вынести такое финансовое бремя. Но теперь-то, когда колхозы стали богатыми, почему бы не вернуться к вопросу о продаже МТС?!
Тут можно вспомнить интересные слова И.В. Сталина, в сентябре 1952 года высказавшегося против передачи техники МТС колхозам: «Мы все радуемся колоссальному росту сельскохозяйственного производства нашей страны, росту зернового производства, производства хлопка, льна, свеклы и т.д. Где источник этого роста? Источник этого роста в современной технике, в многочисленных современных машинах, обслуживающих все эти отрасли производства. Дело тут не только в технике вообще, а в том, что техника не может стоять на одном месте, она должна все время совершенствоваться, что старая техника должна выводиться из строя и заменяться новой, а новая – новейшей. Без этого немыслим поступательный ход нашего социалистического земледелия, немыслимы ни большие урожаи, ни изобилие сельскохозяйственных продуктов. Но что значит вывести из строя сотни тысяч колесных тракторов и заменить их гусеничными, заменить десятки тысяч устаревших комбайнов новыми, создать новые машины, скажем, для технических культур? Это значит нести миллиардные расходы, которые могут окупиться лишь через 6–8 лет. Могут ли поднять эти расходы наши колхозы, если даже они являются миллионерами? Нет, не могут, так как они не в состоянии принять на себя миллиардные расходы, которые могут окупиться лишь через 6–8 лет. Эти расходы может взять на себя только государство, ибо оно и только оно в состоянии принять на себя убытки от вывода из строя старых машин и замены их новыми, ибо оно и только оно в состояния терпеть эти убытки в течение 6–8 лет с тем, чтобы по истечении этого срока возместить произведенные расходы. Что значит после всего этого требовать продажи МТС в собственность колхозам? Это значит вогнать в большие убытки и разорить колхозы, подорвать механизацию сельского хозяйства, снизить темпы колхозного производства».
Но через год после того, как Сталин это написал, и через шесть месяцев после его смерти, в сентябре 1953-го состоялся пленум ЦК КПСС, заложивший основу национализации колхозов, а в конце марта 1958 года Верховный Совет СССР принял закон «О дальнейшем укреплении колхозного строя и реорганизации машинно-тракторных станций». В соответствии с ним МТС постепенно реорганизовывались в ремонтно-технические станции (РТС), при этом вся их сельскохозяйственная техника передавалась или продавалась по самым низким ценам в те колхозы или совхозы, на которые она работала, а механизаторы становились колхозниками (при этом сохранялись трудовой стаж и стабильные расценки по заработной плате). Государство, предоставляя колхозам право купить комбайны, тракторы и другую сложную технику, предусматривало льготы для экономически слабых колхозов – рассрочку платежей сроком до 2–3, а в отдельных случаях и до 5 лет.
Реорганизация МТС стала самым важным шагом после коллективизации сельского хозяйства, оказала огромное воздействие на развитие всей экономики страны. Сменился весь уклад сельской жизни. И все-таки люди долго не могли смириться с тем, что МТС не стало… Сейчас машинно-тракторные станции – далекое наше прошлое, предмет изучения историков и экономистов. Но хотелось бы отдать должное механизаторам и работникам МТС – тем людям, что кормили страну в такое трудное для нее время!
Фильм «Трактористы», в котором показана история одной из МТС, стал популярнейшей советской комедией.
xommep
xommep
Идея написать данную статью родилась после просмотра имхо интересных роликов от левой молодёжи:
Первые годы СССР, Ёжик Лисичкин
Часть вторая, после-Сталинский СССР, Вестник Бури.
Как известно, первой политикой СССР был военный коммунизм, с 1918-го по 1921-й годы. В эту пору была запрещена частная собственность, экономика была милитаризована, и при окончании гражданской войны эту экономику пришлось сворачивать и переходить к НЭП. Во времена НЭП частная собственность снова была легализована; СССР от этого не стал капиталистической страной, потому что в крупную промышленность частникам вход был закрыт по вполне объективным причинам; однако элементы капитализма в нём определённо присутствовали. С 1928-го года НЭП принудительно свернули, и заменили на ускоренную коллективизацию и индустриализацию, в рамках пятилеток.
В отличие от деятелей РКМП, перед СССР стояла задача не столько вывезти зерно, сколько повысить эффективность сельского хозяйства; потому что основной целью всё же была индустриализация, для которой нужны рабочие, учителя и прочие квалифицированные кадры, которые брать было опять же неоткуда, кроме как из крестьянской массы:
Где-то в ЖЖ встречал замечательный сборник дореволюционной инфографики на основе переписи 1897-го года; оттуда. А ещё больше впечатляет численность рабочего класса при многомиллионном населении.
Первым решением проблемы были предложены вышеупомянутые совхозы; но на их создание государству требовались практически те же ресурсы, что и для индустриализации, так что их создание в эпоху коллективизации замедлилось. Нужно было как можно менее затратное решение, и было решено немного гробануть крестьянскую массу; так, ненадолго, но это местами аукается до сих пор. Полностью раскрывать тему коллективизации не буду; это отдельная большая тема, и про неё много кем говорится и хайпится; однако основные её положения нужно показать, для понимания основной темы статьи.
Первые МТС появились в 1928-м году, и были государственными промышленными предприятиями на селе, по обеспечению колхозов и совхозов техникой. Сами по себе колхозники были не в состоянии не то что купить, но даже и содержать тракторы с комбайнами; так что вся работа с сельхоз-техникой велась в государственных централизованных центрах по обслуживанию техники, тех самых МТС, которые выдавали колхозам технику в аренду, по мере надобности. Замечу, что МТС были своего рода коллективом коллективов, т.е. следующим этапом коллективизации, объединяя сразу несколько колхозов или совхозов; но уже не принудительно, а наоборот.
Так что, когда вам рассказывают про ужасы коллективизации, неплохо бы представлять картину, зачем это всё затевалось и какими методами велось. Понимаю, что слушать байки про миллиарды замученных кому-то интереснее, чем реальная жизнь, но зачем уподобляться.