Мтс цифровая экосистема что это такое
Экосистемный клиент: как им стать и зачем? Лайфхак от экспертов МТС
Как научиться выстраивать собственную цифровую экосистему, контролировать все услуги и подписки, экономить деньги и время
Как мы с вами знаем из школьного курса: экосистема — это совокупность растений, живых организмов и среды их обитания, которые функционируют как единое целое и при этом динамично развиваются. Бизнес заимствовал термин у биологов и перенес его принципы на экономику. Мы видим, что сейчас активно развиваются экосистемы, которые объединяют телеком, финтех и ИТ-инструменты.
Какую же выгоду от экосистем получаем мы с вами, как обычные клиенты, и как научиться всем этим эффективно пользоваться?
Экосистема цифровых сервисов
Первый и важный вывод: если поставщиками домашнего интернета, телевидения, телефонии и мобильной связи являются разные компании, то, скорее всего, мы с вами существенно переплачиваем.
В МТС считают, что самый простой способ избегать лишних трат и оптимизировать платежи — подключить комплексный пакет услуг. Тогда по факту вы будете оплачивать только доступ в интернет и возможность смотреть более сотни телеканалов, а как бонус получаете мобильную связь.
У многих провайдеров есть такие «конвергентные» предложения. Поэтому при выборе тарифа обращайте внимание не только на цену, но и на наполнение.
Наполнение тарифов
Перейдем к конкретике и практике. Например, тариф «Мы МТС+» включает домашнее телевидение, интернет, мобильное онлайн ТВ с подпиской «Супер+» и тариф для смартфона с «Блокировкой спам-звонков».
Этим набором услуг, включая безлимитный мобильный интернет, может пользоваться целая семья до шести человек, объединенная в одну группу. При этом ее участники будут звонить друг другу без ограничений, а телевидение можно транслировать одновременно на пять телевизоров. Подключая такие услуги по отдельности, в среднем, вы будете переплачиваете более 1000 рублей ежемесячно.
Между прочим, этот тариф доступен в Курске, Железногорске, в деревне Ворошнево и Анахина.
Отключаем лишнее, следим за акциями и скоростями
Уезжая в отпуск или длительную командировку, не забудьте временно отключить домашний интернет и телевидение. А чтобы не переплачивать, обращайте внимание на новые рекламные акции.
Сейчас у МТС акция на «Тарифище», в которой можно дополнительно подключить безлимитный мобильный интернет и получить подписку на онлайн-кинотеатр ivi, чтобы смотреть фильмы, сериалы и мультфильмы в высоком качестве и без рекламы.
Второй вывод: лучше определиться со всем списком своих интересов и потребностей и соотнести их с предложениями поставщиков услуг. Например, одним необходима МТС Библиотека, другим полезен сервис МТС Поиск, чтобы следить за местонахождением и информацией о состоянии телефона близких. Кого-то интересует приложение МТС-Фитнес для здорового образа жизни, спутниковое телевидение на даче или бесплатная подписка на популярное музыкальное приложение Spotify Premium. Для бизнеса список потребностей вырастает в разы, но и здесь МТС предлагает услуги на выбор. Хотя эта тема уже для отдельной статьи.
Дополнительная экономия времени и денег
Удобно контролировать все услуги и подписки из одного приложения оператора, а если подключить функцию автоплатежа, которая экономит время, можно получить еще и скидку.
Полученный кэшбэк полезно расходовать на оплату услуг мобильной связи или на скидку на товары в салоне. А благодаря карте МТС Cashback, это, кстати, универсальная карта Mastercard World, можно не только расплачиваться за покупки, но и получать кэшбэк до 25% от партнеров сервиса.
Дополнительно участники специальной программы экосистемы «МТС Premium» получают доступ к бонусам и скидкам на сервисы МТС, более выгодные ставки кредитования и накопления в МТС Банке, скидки на гаджеты в собственных салонах, бесплатный доступ к пакету ТВ-каналов, фильмов и сериалов в МТС ТВ и другие предложения. Причем, в программе могут принять участие не только клиенты мобильного бизнеса МТС, но и домашнего, спутникового телевидения, домашнего интернета и других цифровых сервисов.
МТС представила новую стратегию на 2020–2022 годы
Телекоммуникационная компания МТС в понедельник, 25 ноября, представила детали своей новой стратегии до 2023 года, утвержденной советом директоров в конце октября и предполагающей создание экосистемы новых цифровых продуктов.
Как планирует меняться МТС
В рамках стратегии оператор намерен увеличить число конвергентных абонентов, то есть тех, кто пользуется несколькими услугами компании. Число таких клиентов должно достичь 40% (сейчас их около 1 млн, или 1,3%). В частности, компания рассчитывает, что 10 млн пользователей приложения «Мой МТС» станут покупать платный видеоконтент, включая стриминговые сервисы и интерактивное ТВ (сейчас — 4 млн), количество активных пользователей финансовых услуг вырастет также до 10 млн человек (сейчас — 3 млн).
Стратегия предусматривает создание «сервисов завтрашнего дня». Компания намерена расширять число услуг в своем приложении «Мой МТС». По итогам третьего квартала 2019 года у него было 20 млн пользователей, им доступны различные услуги от компаний, входящих в группу МТС, в том числе МТС Банка, Ticketland (билеты на мероприятия), WASD (стриминговая платформа) и др. В презентации отмечается, что МТС намерена добавить в свое приложение сервисы партнеров, в том числе от Ivi, Facebook, Apple Music, Pepsico, AliExpress, Lamoda, «Яндекс.Такси», Badoo, Tinder, Twitch и др. Это возможные партнеры, хотя с частью из перечисленных компаний оператор уже сотрудничает по программе кешбэка, пояснили в МТС.
За счет создания экосистемы сервисов МТС рассчитывает повысить лояльность клиентов и увеличить ARPU (средний счет одного абонента в месяц), но конкретные показатели президент МТС Алексей Корня не назвал.
В рамках стратегии компания выделит четыре основных направления бизнеса: телеком, финтех, медиа и решения для корпоративных клиентов. Также МТС намерена развивать новые цифровые решения и партнерства. В ближайшие годы МТС инвестирует до 20% капитальных затрат в развитие новых решений. Собеседники РБК не уточнили конкретные детали, но сообщили, что МТС интересны рынки, где существует несколько продуктов. «Например, у пользователя может быть несколько карт от разных банков, несколько подписок на медиасервисы. Мы верим, что будем одним из лидеров этих рынков и точно войдем в топ-3 в финтехе и в медиа. Набор продуктов у разных игроков рынка сейчас схож, но мы ставим на качество клиентского опыта и верим, что у нас хорошие предпосылки, потому что мы развиваемся не как компиляция разнородных сервисов, а наши рост и развитие — органические и преемственные», — пояснил Корня.
Есть ли перспективы новой стратегии
Анонсированные изменения — обновление действующей стратегии МТС. Новая концепция сфокусирована на удержании лидерства на рынке телеком-услуг, повышении эффективности операций и поиске новых точек роста в цифровых сервисах для российских клиентов, считает старший аналитик Альфа-банка Анна Курбатова. «В целом такая стратегия соответствует общему тренду в индустрии на обеспечение большего присутствия операторов на комплиментарных рынках с более быстрыми темпами роста, чем в традиционном телекоме», — уверена Курбатова.
Стратегия МТС не выглядит прорывной, согласен инвестиционный менеджер «Открытие Брокер» Тимур Нигматуллин, но в ней есть несколько интересных нюансов, которые при удачном стечении обстоятельств могут позволить компании сохранить лидерство на российском рынке в долгосрочной перспективе.
В отличие от конкурентов, которые активно развивают партнерства, МТС старается сформировать собственную экосистему, так как имеет соответствующие финансовые возможности. «Но риски подобного подхода велики. Возможен чрезмерный рост капитальных вложений, который может не оправдаться. Для компаний, занявших устойчивое место в своем сегменте, — это двойной риск. В телеком инвестируют ради стабильных дивидендов, а активный уход оператора от традиционного бизнеса может вызвать опасения у инвесторов», — отмечает Нигматуллин.
По его словам, пока на российском рынке нет примеров, когда мобильным операторам без партнеров удавалось успешно развивать свои не телекоммуникационные сегменты. «Ранее Veon списал свои многомиллионные инвестиции в одноименное приложение, и непонятно, почему аналогичные инвестиции в условный «Мой МТС» в базовом сценарии рано или поздно не спишет МТС. Однако, если мотивация менеджмента будет адекватной, возможен и прорывной сценарий», — предполагает Нигматуллин.
Как МТС пыталась меняться
В последний раз МТС вносила серьезные изменения в свою стратегию в 2017 году. Тогда, в дополнение к развитию передачи данных и выплате дивидендов, среди приоритетных направлений компании появилась диджитализация, то есть расширение количества сервисов, которые оператор предоставляет клиентам. В частности, МТС намеревалась увеличить количество услуг в области финансовых технологий, OTT (over the top — услуги, которые не привязаны к сети конкретного оператора, например интернет-телефония или онлайн-кинотеатры), big data (большие данные), интернет вещей, электронная коммерция. Как пояснял занимавший на тот момент пост президента МТС Андрей Дубовсков в интервью РБК, за последние годы между традиционным телекомом и конечным пользователем встали такие компании, как Google, Facebook, Amazon, Uber и пр. Клиент начал доверять им больше, чем операторам, требовать их сервисы. Операторы, которым приходится вкладывать десятки миллиардов долларов в качество покрытия и услуг, сейчас готовы сами предлагать те сервисы, которые предоставляют интернет-компании. Кроме того, под диджитализацией понималось изменение внутренней культуры, бизнес-процессов, среды взаимодействия с клиентами. В конечном счете это должно было привести к более частому взаимодействию аудитории и компании через диджитал-каналы.
В середине этого года МТС объявила о смене логотипа, слогана и концепции позиционирования. Последний раз компания проводила ребрендинг в 2006 году, хотя последние изменения были не такими радикальными: вместо старого слогана «Ты знаешь, что можешь!» появился «Быть лучше каждый день». Белое яйцо на красном фоне на логотипе сменилось красным яйцом на белом. Также изменился шрифт лого.
Как МТС отказывается от статуса международной компании
Российские мобильные операторы давно задумывались над вопросом, чем компенсировать замедление роста на основном для них рынке сотовой связи в России. В середине 2000-х годов МТС и «ВымпелКом» активно выходили на рынки мобильной связи в СНГ, где проникновение услуги тогда было ниже, чем в России, и ожидались высокие темпы роста. В 2002 году МТС запустила сеть в Белоруссии (оператор владеет 49% в местной компании), в 2003-м купила лидера рынка мобильной связи Украины UMC, в 2004-м — контрольный пакет узбекского оператора «Уздунробита», в 2005-м запустила сеть в Туркмении и объявила о приобретении киргизского оператора «Бител», но сделка не состоялась из-за корпоративного конфликта. Наконец, в 2007 году МТС купила 80% армянского оператора K-Telecom (бренд VivaCell).
Однако в следующие десять лет МТС пришлось выйти из части зарубежных бизнесов. В 2010 году компания впервые приостановила операции в Туркмении, а в 2012 году — в Узбекистане. В обоих случаях причиной были разногласия с местными властями. Впоследствии компания возвращалась на эти рынки, но в конце концов покинула их.
В понедельник, 25 ноября, МТС объявила о продаже своей украинской «дочки» «Vodafone Украина» — ее купила компания, принадлежащая азербайджанскому оператору Bakcell. В сообщении МТС говорилось, что «сделка комплементарна обновленной стратегии» компании. Так, стратегия предполагает концентрацию усилий на российском рынке, который генерирует более 90% выручки группы. Успешность цифровых продуктов в одной стране не гарантирует популярности этих же продуктов в другой. «На телеком-рынке отсутствует межстрановая синергия», — отметил Алексей Корня.
Впрочем, во время презентации новой стратегии Алексей Корня пояснил, что на бизнес в Армении и Белоруссии компания смотрит «очень оппортунистически» (от англ. opportunity — возможность). «У нас нет задачи продать эти бизнесы, и мы будем их развивать, но если появится хорошее предложение о покупке, мы его рассмотрим», — сказал Корня.
МТС запускает первую подписку на связь и сервисы экосистемы
ПАО «МТС», российская компания по предоставлению цифровых, медийных и телекоммуникационных сервисов, представила первую экосистемную подписку «НЕТАРИФ» с возможностью точно настраивать количество минут, гигабайт, дополнительные опции и формировать уникальный пакет услуг связи и цифровых сервисов.
«НЕТАРИФ» включает в себя услуги связи и подписки на развлекательные сервисы экосистемы МТС. В приложении Мой МТС и на сайте МТС пользователь может настроить пакет услуг связи с шагом до 1 минуты и 1 гигабайта, а также подключить безлимитный интернет. Чем больше минут и гигабайт подключает абонент, тем дешевле будут дополнительные опции — подписки на музыку, онлайн-кинотеатры, приложение МТС Библиотека, безлимитные опции на видеосервисы и соцсети и многое другое.
«Запуск единой подписки на услуги связи и цифровые сервисы — стратегический шаг в развитии экосистемы МТС. Особенно важно, что переход от привычных тарифов к системе подписок сопровождается экономией для пользователей — теперь цифровые и развлекательные продукты в подписке дешевле, а услуги связи можно настроить с учетом любых предпочтений. Подписчики получают больше возможностей для кастомизации своих цифровых продуктов, больше гибкости в их настройке за счет возможности менять наполнение “НЕТАРИФА”», — отметила директор по маркетингу экосистемы МТС Ольга Зиборова.
В сравнении с покупкой цифровых сервисов по отдельности пользователь получает существенную экономию. Например, житель Москвы при выборе 200 минут и 25 ГБ интернета сможет оформить подписку на МТС Music за 99 руб. вместо 169 руб., а подписку «Супер+» в онлайн-кинотеатре МТС ТВ — за 99 руб. вместо 299 руб.
После подключения и настройки «НЕТАРИФА» пользователь может в любое время изменить выбранные опции и пакеты услуг связи, в зависимости от потребностей.
Новая стратегия МТС: экосистемность и клиентоцентричность
Компания МТС сменила логотип
МОСКВА, 25 ноя — ПРАЙМ. Крупнейший российский сотовый оператор МТС представил новую стратегию до 2022 года CLV 2.0 (Customer Lifetime Value 2.0), ориентированную на создание экосистемы цифровых сервисов и «клиентоцентричность».
В результате реализации стратегии компания рассчитывает увеличить количество клиентов, пользующихся конвергентными продуктами, нарастить средний счет от них (ARPU), увеличить «срок жизни» абонентов и сократить их отток, сообщил президент МТС Алексей Корня на презентации стратегии в понедельник.
ЭКОСИСТЕМНОСТЬ И КЛИЕНТОЦЕНТРИЧНОСТЬ
Прежняя стратегия компании называлась 3D (Data, Digital, Dividends) и предполагала акцент на цифровизацию, данные и дивиденды, напомнил Корня.
«Новая стратегия – это следующий шаг в эволюции нашего предложения клиенту, в нашей цифровой трансформации и выход за границу традиционных продуктов и сервисов. Она подчеркивает две вещи: первое — это клиентоцентричность нашей стратегии, а «2.0» – это новый взгляд на цифровую трансформацию. То, что мы будем предлагать нашему клиенту — это за пределами сегодняшнего дня, то есть это уже завтрашний день. Мы хотим улучшить клиентский опыт, жизнь нашего клиента за счет новых сервисов завтрашнего дня», — сказал Корня.
По его словам, основной задачей стратегии станет наполнение экосистемы приложениями и сервисами – как своими, так и партнерскими. При этом, по его словам, важным элементом стратегии является и сохранение фокуса на традиционном бизнесе компании – телекоммуникационном, вокруг которого будет выстраиваться экосистема сервисов.
Стратегия предполагает и организационные изменения: оператор выделяет четыре бизнес-вертикали — телеком, финтех, медиа, облачные услуги и цифровые решения для корпоративных клиентов. «Мы должны создать у себя настоящие продуктовые команды и компетенции создания продуктов в тех вертикалях, где мы обеспечиваем новые цифровые сервисы и продукты», — отметил Корня.
ЛОЯЛЬНОСТЬ КЛИЕНТОВ
Своей долгосрочной стратегической целью компания видит увеличение проникновения «экосистемных» продуктов в абонентскую базу до 30-40%, двукратный рост ARPU и снижение оттока абонентов втрое.
Сейчас конвергентными продуктами (несколько услуг в одном пакете) пользуется около 1 миллиона человек (20% из них пользуется не телекоммуникационными сервисами). «Уже по этому миллиону клиентов мы видим, что клиенты, пользуясь мультипродуктами, остаются с нами дольше, более лояльны к нам и готовы платить нам больше. Поэтому наша задача — расширять набор продуктов, увеличивать количество таких клиентов и растить пользование нетелекомовскими сервисами», — отметил глава МТС.
В компании рассчитывают, что повышение лояльности абонентов повлечет и рост операционной эффективности – оператору не придется затрачивать значительные средства на привлечение новых клиентов.
Стратегия также подразумевает и изменение в розничном бизнесе. Компания ранее объявляла, что планирует в ближайшие 1,5-2 года сократить минимум 600 салонов. МТС также намерен трансформировать розницу, превратив салоны во фронт-офисы своих цифровых сервисов, открыть шоу-румы и флагманские салоны.
По словам Корни, оператор намерен направлять на развитие новых сервисов 15-20% своих инвестиций. При этом он отметил, что после продажи украинского бизнеса, о которой было объявлено в понедельник, общий объем капзатрат сократится на сумму, которая приходилась на это подразделение. Цифр он не назвал.
МТС ЗА РУБЕЖОМ
Ранее в понедельник, объявляя о продаже украинского бизнеса, МТС заявил, что сделка комплементарна обновленной стратегии оператора, которая предполагает концентрацию усилий на российском рынке, генерирующем более 90% выручки группы, и развитие на основе базового телеком-бизнеса комплекса современных цифровых сервисов.
Позднее Корня сказал журналистам, что МТС видит уникальные возможности, которые появляются у телеком-компаний на российском рынке в области развития digital-продуктов. «В этом смысле у нас были определенные ограничения на украинском рынке. Если мы хотим развивать цифровые сервисы там, то, учитывая конкретную, в том числе, тактическую ситуацию на этом рынке, там возникали бы ограничения. А с другой стороны, синергии между разными географиями у телекомов очень ограничены. Если вы реализуете успешный цифровой продукт здесь, он не имплементируется непосредственно обязательно на другой рынок», — сказал Корня.
При этом у компании за пределами РФ остается еще бизнес в Армении и Белоруссии. По совам Корни, перед компанией не стоит задачи продать и их.
«Мы смотрим на нашу стратегию в этом смысле, в том числе, трансграничную оппортунистически. Поэтому у нас сейчас конкретной задачи продать армянский или белорусский бизнес нет. Мы готовы и совершенно спокойно будем развивать органично эти бизнесы. Если будут какие-то интересные возможности — как для расширения географического присутствия, так и для его сокращения — мы будем к этому подходить открыто», — сказал президент МТС.
Экосистемы. МТС
Рынок услуг трансформируется на наших глазах. Если раньше компании старались сосредоточится вокруг одного продукта, то теперь в центре внимания концепция экосистем.
Раньше, я уже рассказывал о том, какие виды экосистем выделяют специалисты в настоящее время, а сегодня рассмотрю «компанию с яйцом на лого» для анализа перспектив вложения.
Сразу оговорюсь, что я не буду рассматривать выручки, мультипликаторы и прочее. Я смотрю развитие экосистем.
Вбив в поисковике «мтс история», на первой же ссылке вы найдете следующую информацию о компании МТС:
Компания МТС образована в октябре 1993 года ОАО «Московская городская телефонная сеть» (МГТС), Deutsсhe Telecom (DeTeMobil), Siemens и еще несколькими акционерами как закрытое акционерное общество.
На мой взгляд, намного важнее то, что компания представляет из себя на данный момент. На текущем этапе развития компания является классической вертикально-ориентированной экосистемой продуктов. Так, при покупке сим карты можно сразу оформить пакет домашнего интернета в комплекте с ТВ. А если решил открыть бизнес, то МТС предоставляет все услуги, начиная с открытия счета, заканчивая обеспечения онлайн-кассой. Очевидно, что весь бизнес компании построен вокруг обслуживания сотовой связи, что подтверждается отчетами компании. Однако, на 2018 год показал сокращение количества сим карт, что вынуждает телекомов искать новые точки роста.
МТС является лидером среди операторов сотовой связи. Так, на конец 2019 года абонентская база МТС насчитывала почти 80 млн абонентов. Такие успехи поддерживают котировки как самой МТС, так и основного владельца компании: АФК «Система».
Помимо этого компания имеет сильные позиции на рынке широкополосного доступа в интернет. Так, на конец 2019 года МТС оказалась в числе лидеров РФ в этом направлении!
Также, компания активно развивает продажу смартфонов посредством своих точек продаж, например, после коронавируса компания объявила о закрытии 600 точек продаж, однако даже так МТС является лидером по числу точек, имея в своем активе более 5000 магазинов!
Важным активом компании, приносящим около 7% выручки, является наличие собственного банка. В 2012 году подконтрольный банк «МБРР» был переименован в «МТС-Банк», что упростило продвижение брендов, а также позволило формировать полноценную инфраструктуру для привлечения новых клиентов. Так, помимо классических банковских услуг (способствующих росту продаж смартфонов), наличие собственного банка позволило компании выкатить инвестиционный сервис «МТС Инвестиции»
В 2019 году менеджмент компании заявлял о важности трансформации компании в развитую ИТ инфраструктуру с множеством различных бизнесов.
В конце 2019 года компания уже запустила свой сервис продажи билетов Ticketland. И, помимо выгодных предложений, предлагает кэшбеки пользователям МТС.
Для меня было открытием узнать, что сервис YouDo частично принадлежит МТС. Это позволяет компании получать прибыль с доходов сервиса, доступ к пользовательской базе (что важно для скорринга клиентов банка), а для интеграции сервиса, компания предлагает особые условия для клиентов МТС. Неплохая мотивация быть клиентом МТС!
Отмечу из последних достижений лишь первую в РФ лицензию на частоты 5G. Конечно, есть нюансы, но успех очевиден.
Также компания активно включилась в стриминговую гонку, но с некоторой оговоркой. Сервис МТС-Music работает на API Яндекс.Музыки, что позволяет компании без особых первоначальных вложений продвигать свой сервис.
И наконец, компания влилась в хайп вокруг инвестиций. МТС представила свой сервис, позволяющий гражданам среднего достатка инвестировать в компании РФ.
В общем, компания МТС является примером отличного менеджмента и органического роста компаний без господдержки. Не имея ресурсов Ростелекома компания на всех фронтах с ним борется, но имеет более хорошую репутацию. На мой взгляд это вполне хорошее вложение на перспективу.
сайт у них выглядит чрезмерно стрёмным, к примеру доходность инструментов написана не за год, а за три, либо от начала создания инструмента.. понятно что они хотят выглядеть лучше чем они есть.. но впечатление что лохов ищут..
Как МТС украл у меня 6к рублей или МТС Кэшбек
Всем здравствуйте, пишу скорее просто чтоб поделиться, так-как за год с потерей денег уже смирился, но если этот пост предостережет кого-то от обращения к ОПСОСу буду рад.
Искал в подарок смарт часы в августе 19 года, выбор пал на Samsung galaxy watch 3 41мм и попал на заприметил акцию в МТС, стоили 23к(как у всех на тот момент), но аж целых 6.000р кэшбеком, который можно потратить на услуги связи, либо скидку на будущие покупке(как выяснилось хер там плавал, да и связываться в с этой конторой никакого желания нет).
Кэшбэк очень неохотно начислили через месяц + и с этого момента пошло самое интересное: при попытке зачисления средств на телефон «Произошла ошибка Списание кэшбэка невозможно, обратитесь в контакт-центр». Ну чтож, обратился..
Опыт моего общения с МТС за этот год:
— поддержка в приложении МТС кэшбек отправила лесом писать reclamat@nnov.mts.ru
— контакт-центр по 8-800. послал лесом подтвержать мои паспортные данные в салон связи
— салон связи взял мои данные и отправил гулять(жду звонков от микрозаймовых организаций))
— поддержка МТС в VK и прочих соц. сетях вообще смех один
— оставил гневное письмо на банки.ру описав все тоже самое, что и здесь(так как у многих людей были тяжбы с кэшбэком мтс и после обращений там вопросы решались), НО я не клиент мтс банка и оператором этим не пользуюсь, поэтому клали они на меня болт. Правда после данного письма reclamat@nnov.mts.ru зашевелились, опять создали новый номер претензии и ушли на очередной месяц думать.
Финал такой: спустя 8 месяцев общения ответили очередной отпиской без конкретики.
Цитата: «Уважаемый клиент, мы рассмотрели ваше обращение 1-709627910383: в соответствии с Правилами сервиса «МТС Cashback» при выявлении недобросовестных действий участника сервиса МТС может приостановить расходование начисленного кэшбэка. Ознакомиться с Правилами сервиса можно на сайте cashback.mts.ru или в приложении программы. Благодарим за обращение! С уважением, ваш МТС»
Ответ МТС-банка: » Организатор программы вправе принимать такие решения.
Ха-ха, спасибо! С*аный мтс, если вы это читаете: Недобросовестная тут ваша контора, все чеки предоставил, данные предоставил. МТС делает все лишь бы честный покупатель не вывел кэшбэк.
Таким образов оформляя заказ в мтс и рассчитывая на мнимый кэшбек лучше учитывать, что вас максимально попытаются обуть на бабки и сделают все чтоб вы его, не дай бог, не вывели.
Зато эти черти каждый день мне шлют спам на почту со своими «выгодными» предложениями, спасибо, больше ни ногой. Пост запилил т.к. сегодня они мне прислали смс, что баллы скоро сгорят, они еще издеваются =)
Как я начал (и закончил) спекулировать на фондовом рынке
В марте 2021 года я выделил 75000 рублей (примерно 1000$), чтобы попытаться обогнать рынок путем покупки акций с высоким риском, но потенциально высоким апсайдом (до 100% за 1 год).
Скорее всего, многие из моих читателей задаются сейчас следующими вопросами:
Как же так получается? Ты на пути к FIRE, пишешь о том, что покупка индекса — оптимальная стратегия для большинства инвесторов, приводишь данные исследований, где утверждается, что большинство активных трейдеров и активно управляемых фондов на длинном временном отрезке не могут превзойти результаты индекса и в то же самое время сам пытаешься спекулировать, чтобы превзойти рынок? Что-то здесь не так…
Почему я решил перейти на темную сторону, какие цели я ставил, каких результатов добился и какие выводы сделал — читайте ниже.
Что может знать веган о мясе, если он его никогда не пробовал? Можно прочитать книгу «1000 рецептов блюд из мяса», но это не поможет ощутить вкус мяса. Можно сколь угодно долго рассказывать дальтонику о цветах, но ничто не заменит ему реального опыта созерцания “цветного мира”.
Основная цель заключалась в приобретении опыта. Я готов был заплатить 1000$ (но ни копейкой больше), чтобы посмотреть какие эмоции я буду испытывать во время бурного роста акций в портфеле или крупного падения, как я буду с этим всем справляться, какие решения принимать и вообще насколько мне будет комфортно в шкуре биржевого спекулянта. Отмечу, что я направил на спекуляции незначительный процент от общего капитала, чтобы это не сильно повлияло на мое общее финансовое положение, но вполне достаточный для того, чтобы переживать за судьбу этой суммы.
Я пишу этот пост только сейчас, потому что мой эксперимент подошел к концу. В планах было поделиться своими результатами, какими бы они ни были, но я очень не хотел публично подавать плохой пример, делая отчеты в процессе. 22 ноября 2021 года я продал последние акции, вывел все деньги со счета и теперь могу открыто поделиться результатами.
Биржевой спекулянт. Начало.
Я искал компании с хорошими отчетами, неплохими фундаментальными показатели, но акции которых ещё не успели вернуться к доковидным уровням. Если гиганты вроде ExxonMobil и Chevron достаточно быстро отскочили вслед за нефтью, то вот мелкие нефтяные компании ещё находились в районе дна. Отмечу, что это были среднесрочные спекуляции, то есть я не занимался торговлей внутри дня.
Все компании, которые успели побывать в моем спекулятивном портфеле, торговались на Нью-Йоркской бирже (NYSE). Для покупки акций я использовал брокера Финам, где у меня был активирован статус квалифицированного инвестора, позволяющий покупать акции на иностранных биржах.
Vista Oil & Gas, S.A.B. de C.V (VIST) — прибыль +99,8% (+240,72$)
Alliance Resource Partners (ARLP) — прибыль +92,1% (+225,54$)
Vermilion Energy (VET) — прибыль +37,1% (+47,16$)
Графически все это будет выглядеть так:
Сравнение результата с S&P500
А что если я бы эту сумму (75000₽) в марте 2021 года направил не на покупку высокорисковых акций с целью обогнать рынок, а просто купил ETF на американские акции (например FXUS)?
На счет я заводил 75000₽ в марте, а вывел 91741₽ в ноябре (минус НДФЛ, но в расчетах я не буду это учитывать).
Грубо говоря, итоговый результат моих спекуляций совпал с доходностью вложений в ETF на индекс. Но если посмотреть на график доходности за этот период, то получим следующую картину:
Можно заметить, что практически 80% времени мой спекулятивный портфель уступал в доходности обычному индексному инвестированию.
На этом графике индекс S&P500 в конечном итоге обгоняет мой портфель, так как формула расчета учитывает покупку акций и их продажу (в соответствующие даты покупку и продажу индекса). Но если сравнивать покупку и удержание индекса на всем временном отрезке с результатом моих спекуляций, то разница составляет 259₽ в пользу спекуляций, которой можно пренебречь (скриншот выше).
Я целиком и полностью приписываю такой неплохой финансовый результат именно удаче, а не своему мастерству выбора отдельных акций. Мне просто повезло и я получил доходность на уровне рынка. Я покупал акции с целью продать их дороже позже, но, как вы видите, пришлось фиксировать как прибыль, так и убытки.
Если честно, то мне было очень некомфортно держать эту 1000$ в таких рисковых активах. Это всё равно что сдать в аренду свою квартиру не внушающим доверия людям, которые обещали платить больше рыночной цены. Каждый день заходишь и проверяешь — а не вынесли ли они полквартиры, пока тебя не было. Это всё при условии, что я изначально смирился с тем, что плачу эту сумму за опыт и не стану убиваться, если всё потеряю. У меня не было плечей, я не торговал на последние деньги и всё равно мне не нравились те эмоции, которые у меня вызывал этот спекулятивный счет.
В тот момент когда моя бумажная доходность обогнала рыночную в 2 раза, я немного успокоился. Но у меня не было понимания когда нужно фиксировать прибыль. Если фиксировать, то в какие бумаги перекладывать деньги? А вдруг они упадут или вырастут не так сильно, как те бумаги, из которых я вышел? Если одни акции падают, а другие растут, то может зафиксировать убыток и переложиться в более перспективные акции? Стало возникать слишком много вопросов, на которые я не хотел искать ответы и тратить своё время. Если в казино можно получать удовольствие от самого процесса, то вот в биржевой торговле лично я удовольствия не нашел.
Боюсь представить что было бы с моим эмоциональным состоянием, будь у меня 100% капитала в спекулятивных бумагах или наличие плеч.
Биржевой спекулянт. Конец.
На прошлой неделе произошла коррекция на российском фондовом рынке. И вот у меня возник вопрос: зачем мне держать свои деньги в каких-то мусорных бумагах, судьба которых туманна, если можно взять ТОП-2 компании России (Газпром и Сбербанк) по хорошей скидке? Ранее я говорил о том, что планирую начать собирать вручную индекс Московской биржи, так почему бы не начать это делать в “Черную пятницу”?
Я распродал все акции со спекулятивного счета, перевел деньги на основной счет и купил согласно индексной стратегии акции Газпрома и Сбербанка.
Психологический комфорт: +100.
Для себя сделал следующий вывод: психологический комфорт мне гораздо важнее, чем потенциально высокая доходность. Покупая акции из индекса на долгий срок и придерживаясь своей стратегии, я ощущаю такой же уровень комфорта, как и при вложении денег на банковский вклад. Трейдинг и спекуляции точно не для меня.
Я получил такой опыт абсолютно бесплатно (получив доходность на уровне индекса S&P500 или +16000₽), но это только благодаря удаче. Можно сказать, что “ненадежные люди выехали из моей квартиры, оставили за собой порядок, но заплатили обычную рыночную ставку за 8 месяцев аренды”.
Зачем я вообще все это делаю?
Если сравнивать мой опыт спекуляций на фондовом рынке с поездкой в Лас-Вегас, то я — тот игрок, который пару раз сыграл на рулетке, выиграл сумму на билеты обратно, обменял фишки на деньги и вернулся домой, в свою зону комфорта (в долгосрочные инвестиции).
Некоторое время назад я вместе со своей женой принял решение копить на собственную пенсию самостоятельно, откладывая ежемесячно некоторую часть своей зарплаты. Банковские вклады дают достаточно маленькую доходность, которой не хватает, чтобы покрыть хотя бы инфляцию.
Покупка акций крупных компаний (без спекуляций!) видится мне оптимальным вариантом сохранения и приумножения своих накоплений по соотношению доходность/риск. Если всё будет ок, то я могу выйти на пенсию (обеспечить своей семье доход от капитала) в возрасте 40-45 лет.
Если вам интересна эта тема, можете почитать множество интересных и полезных статей у меня в профиле на Пикабу или же в блоге, который я веду в Телеграм (можно найти в поиске, вбив @wkpbro).
Первая абсолютно честная сводка новостей о фондовом рынке
Нашел на просторах интернета одну сатирическую заметку из газеты середины 1990-х годов. Забавно, что всё описанное в этой заметке было смешно ещё тогда и остается смешным даже сейчас. Только газеты сменились новостными сайтами.
FRIDAY’S MARKETS (перевод)
Сегодня рано утром фондовый рынок вырос по причинам, которые никому непонятны и которых никто не предсказывал. Аналитики CNBC уверенно утверждают, что это как-то связано с денежной массой Сенегала, но другие аналитики указывают на пересмотр ежемесячных данных, свидетельствующих о плохом улове тунца у перуанского побережья.
Рано утром индекс Dow Jones упал из-за фиксации прибыли — это бессмысленная фраза, которую мы, финансовые журналисты, используем, когда не знаем, о чем говорим.
Около полудня акции технологических компаний начали расти (возможно, в результате получения прибыли?), прежде чем последняя волна продаж привела к падению акций. (Эта волна продаж была чудесным образом встречена волной покупок, поскольку в каждой сделке участвует один покупатель и один продавец).
В общем, это обычный день на Уолл-стрит. Рост, который привел к падению, скукота на рынке облигаций, команда Mets обыграла Phillies со счетом 6-2, а показатели Кейт Уинслет остались 35-29-38.
Как и во всех новостях о фондовом рынке, я должен процитировать ряд известных болтунов, которые предсказывали, что этот бычий рынок достигнет своего максимума на отметке 7500 пунктов.
«Некоторые молодые люди думают, что рынки только растут и не падают. Опыт последних 17 лет вводит их в заблуждение», — считает Сеймур Кауфман из Dean-Witter-Marcus-Carvey.
«Да, я пропустил последние 6000 пунктов этого ралли, — говорит Шерман МакКой из First Swiss-Credit Boston, который прошлой весной перевел свои активы в золото, — но когда наступит коррекция, моё положение будет довольно выгодным».
«Я думал, что рынок переоценен на отметке 8000 пунктов», — говорит Крис Клаф из Travelers-Citicorp-Disney-American-Express-Baskin-Robbins-Lynch & Jenrette. «Сейчас, когда коэффициенты PE в 67 раз выше, мои аргументы последовательны как никогда».
Мы, журналисты, вставляем эти цитаты в свои истории, чтобы доказать, что мы тоже соображаем. Если вы прислушаетесь к любому совету от этих старых козлов, то вы сошли с ума. На самом деле, если вы дочитали эту статью до конца, то вы тоже сошли с ума.
Профессиональные трейдеры будут знать все о вчерашних рынках благодаря своим терминалам и им нет нужды читать что об этом думают журналисты с зарплатой в 37000$ в год. Нормальным инвесторам не следует читать ежедневные рыночные новости, потому что это приведет только к уменьшению средств на их счетах.
Имя Элейн Карцарелли нужно упоминать в каждой истории о фондовом рынке, так что в этом абзаце я так и поступлю. «Прошлые показатели не являются гарантией будущих результатов», — мудро сказала госпожа Карцарелли.
Мне нужно заполнить оставшуюся часть колонки в газете, чтобы я мог пойти домой, поэтому я сейчас добавлю результаты нескольких компаний, которые вы могли бы и так найти в списке самых популярных акций за сегодня, если бы действительно этим интересовались. Microsoft поднялась на 1/4. Dell упал на 1/8. Motorola упала в 2 раза. Привет, мама. Акции Exxon выросли на 3 и 1/8. Если кому-то нужен немного бэушный велотренажер, звоните по телефону (212) 555-2000. Ford вырос на 1/2. Германия вторгается в Бельгию. Я вижу Англию, я вижу Францию, я вижу чьи-то трусы. Блумберг отстал на 2 и 1/2.
За 30 лет ничего не изменилось: по-прежнему никто не знает будущего, но огромная масса аналитиков/журналистов/блогеров/копирайтеров создает бесполезный информационный шум.
Взято из моего блога в Telegram, где я пишу о своем личном опыте достижения ранней пенсии и финансовой независимости в условиях нашей страны.
Сорванные башни МТС
МТС решил выделить башенную инфраструктуру в самостоятельный бизнес, который компания собирается продать. Руководство говорит об оценке в 90-100 миллиардов рублей.
Уверен, что сумма сделки будет примерно на 25% выше.
Состояние рынка на текущий момент: примерное количество вышек и доля каждого игрока.
Как выглядит башенный бизнес в России на данный момент?
Рынок прямо сейчас переживает тектонические изменения и на глазах меняет ландшафт.
О своём желании продать башни давно заявляли и в Мегафоне, и в Теле2, и в Вымпелкоме.
Но M&A долгие годы не происходили, хотя переговоры между участниками рынка шли с 2015 года.
В 2021 всё изменилось:
— Мегафон продаёт свою ПБК компании Kismet Capital (Вертикаль),
Замечу, что Tele2 вёл переговоры с Русскими Башнями ещё в 2015-2016 годах, но слияния так и не произошло, после чего оператор решил развивать инфраструктуру самостоятельно.
И вот на этом фоне МТС, молчавший до последнего, теперь хочет продать свои башенные активы. Борются за них, Сервис-Телеком и Вертикаль. Вероятно, принципиальные договорённости уже достигнуты с первым претендентом.
Цены сделок по продаже ПБК и НБК известны, диапазон цены за башни МТС также озвучен менеджментом продавца.
При озвученной оценке в 100 млрд рублей, цена 1 башни МТС:
— ниже на 5% чем у НБК,
— отставание в цене от ПБК 27%.
— от “среднерыночной оценки” по этим двум сделкам МТС дешевле на 16%
Одно это говорит нам, что реальную сумму продажи можно двигать в район 115-120 миллиардов рублей. Но есть более важное обстоятельство.
Tenancy ratio решает всё
У кэптивных компаний внутри телекомов TR сейчас в районе 1,1, у независимых операторов около 1,9.
Тот, кто купит башни у МТС, Сервис-Телеком или Вертикаль, станет игроком с долей рынка 50+% и резко повысит эффективность своего бизнеса.
Борьба идёт не только за башни, как таковые, но и за возможность получить уникальное конкурентное преимущество и в дальнейшем попытаться консолидировать весь рынок.
А это стоит дорого.
Подпишись на telegram https://t.me/revenandrevenue
Там посты выходят раньше
Есть ли защита от инфляции?
Инфляция по Росстату: 8,1%
Инфляция по разным оценкам диванных экспертов: 15-30%
Прибыль Сбер: +28,3% | выручка Сбер: +13,4% | Стоим. акций Сбер: +48%
Прибыль Северсталь: +639% | выручка Севст: +70.5% | Стоим. акций Севст: +73%
Прибыль Новатэк: +194% | выручка Новатэк: +69% | Стоим. акций Новатэк: +42%
Прибыль Магнит: +41% | выручка Магнит: +27% | Стоим. акций Магнит: +38%
Прибыль Фосагро: +119% | выручка Фосагро: +64% | Стоим. акций Фосагро: +108%
Прибыль Детский Мир: +84% | выручка ДМ: +14% | Стоим. акций ДМ: +22.5%
Прибыль Фикс Прайс: +83% | выручка ФП: +18% | Стоим. акций ФП: торгуется менее года
Прибыль Хэд Хантер: +130% | выручка ХХ: +155% | Стоим. акций ХХ: +135%
Список можно продолжать. Взяты известные компании из России, которые есть у меня в моём личном пенсионном портфеле. Если взять американские компании, то там всё примерно так же. Данные по чистой прибыли и выручке взяты по международным стандартам фин. отчётности, сравнивался 3 квартал (июль-сентябрь) 2021 года с 3 кварталом 2020 года. Данные по стоимости акций взяты с учетом выплаченных за период дивидендов.
Такие крупные компании как Газпром и Лукойл ещё не показали свои результаты, поэтому их здесь нет.
Все компании, допущенные к торгам через российскую СПБ Биржу в одной таблице
Доступ к таблице получить нетрудно.
Если вам просто посмотреть, то можно использовать эту ссылку.
По секторам это преимущественно акции технологических компаний (316 шт.) и компаний из сектора Здравоохранения (310 шт.).
В таблице для каждой компании указаны не только сведения о стране и секторе экономики, но и сведения о под-секторе. Пользуясь фильтрами, можно к примеру отфильтровать только «Железные дороги» или только «Производителей алюминия» и посмотреть, что доступно.
Примеры использования привёл в формате небольшого видео: https://youtu.be/VsddnTY_uGI
Упрощение уплаты налогов с дивидендов иностранных акций (Ура Товарищи!)
Мосбиржа подготовила поправки в Налоговый кодекс, благодаря которым брокеры и депозитарии смогут выполнять функции налогового агента по дивидендам иностранных ценных бумаг, выплачиваемым частным инвесторам из России. Об этом газете «Известия» рассказал управляющий директор по взаимодействию с эмитентами и органами власти Мосбиржи Владимир Гусаков.
В Мосбирже пояснили газете, что если брокеры и депозитарии смогут выполнять функции налогового агента, то траты компаний на консультантов сократятся. Кроме этого, изменения в Налоговом кодексе помогут сократить ставку налога в отдельных случаях с 43% до 13%, а инвесторов освободят от обязанности отчитываться перед налоговой службой РФ.
Согласно данным газеты, проект документа сейчас находится на рассмотрении в НФА и НАУФОР, а затем будет внесен в комитет Госдумы по финрынку.
Отмечается, что в официальном порядке в Банк России данная инициатива не поступала. Однако в регуляторе рассказали «Известиям», что в целом поддерживают предложения по упрощению фискального администрирования операций с ценными бумагами для инвесторов. В БКС, «Финаме», «Фридом Финанс», Сбербанке, МКБ и Совкомбанке подчеркнули, что поправки облегчат жизнь частным инвесторам, так как им не нужно будет самостоятельно заполнять формы и сдавать отчетность в ФНС. В Сбербанке изданию отметили, что у клиентов возникают сложности со сбором и заполнением документов, и законодательная инициатива сможет им помочь в этом. В Санкт-Петербургской бирже рассказали «Известиям», что поддерживают нововведения, так как они позволят профессиональным участникам предложить удобный для клиентов сервис и повысить привлекательность российского рынка международных акций.
По данным газеты, НАУФОР не только поддерживает предлагаемые поправки, но и вместе с Мосбиржей их инициировал. В пресс-службе НФА сообщили «Известиям», что в целом поддерживают концепцию законопроекта, но некоторые аспекты инициативы требуют доработки. В Минфине не ответили на вопросы «Известий» касательно предлагаемых изменений в Налоговый кодекс.
П.С. Учитывая тренд на автоматизацию процессов, закон будет принят в том или ином виде.
Машина времени и будущая доходность акций
Так или иначе все частные инвесторы, которые поставили себе цель достичь финансовой независимости, рассчитывают на то, что фондовый рынок поможет сохранить и приумножить вложенные средства. Глядя на график индекса S&P500, как-то не очень верится в то, что какой-нибудь “черный лебедь” вообще может появиться и разрушить наши планы.
Как показал 2020 год, этот самый “черный лебедь” появляется оттуда, откуда совсем не ждешь. Потеря капитала не так страшна, как потеря здоровья или жизни. Заранее предугадать как поступить сегодня, чтобы через 20 лет оказаться “в шоколаде”, невозможно. Именно поэтому многие приверженцы FIRE по-прежнему продолжают использовать индексные фонды, как основной способ достижения своих целей. Это работало последние 100 лет, поэтому есть вера (но не уверенность) в то, что и в следующие десятилетия это окажется оптимальным способом накопления капитала.
Сегодня хочу поделиться переводом интересного поста из блога Джима Коллинза, который начал инвестировать в 1975 году и уже давно достиг финансовой независимости. Мне всегда интересно читать посты людей, которые не в теории, а на практике осуществили то, к чему я только стремлюсь.
Переводы других постов Джима Коллинза можно глянуть по ссылкам ниже:
Машина времени и будущая доходность акций (перевод поста, оригинал тут)
В наши дни распространено мнение, что в следующие несколько десятилетий нам следует ожидать более скромной доходности от акций, чем в предыдущие десятилетия. На самом деле это мнение моего личного героя, основателя Vanguard и создателя индексных фондов Джека Богла. Но давайте вместе проведем небольшой мысленный эксперимент.
Предположим, что мы все вместе собрались за пивом или кофе в далеком 1975 году. Я выбрал 1975 год, потому что именно в этом году я начал инвестировать и в этом же году мистер Богл учредил первый индексный фонд. К тому же временной период получается в 40 лет (1975-2015).
Предположим, что кто-то из вас вздыхает и говорит что-то вроде этого:
Я только что прочитал статью об этом парне Богле. Кажется, он только что создал такую штуку, которая называется индексным фондом. Идея заключается в том, что он будет покупать и удерживать все акции из индекса S&P 500, и просто отслеживать изменения в составе и весах, не прилагая усилий для того, чтобы превзойти сам индекс. Интересно, как это будет работать в течение следующих 40 лет?
Так получилось, что я только что вернулся из 2015 года, воспользовавшись машиной времени. Интересно послушать что же произошло за эти 40 лет?
Как вы все знаете, президент Никсон отказался от привязки курса доллара к золоту, что увеличило рост инфляции. Оказывается, стало намного хуже, а в сочетании с застоем в экономике это привело к тому, что кто-то придумал новый термин: стагфляция. Ужасное название.
Состояние фондового рынка было настолько ужасным, что в 1979 году издание Business Week заявило о его крахе:
К началу 1980-х годов ставки по ипотеке превышали 15%.
Но затем, примерно в 1982 году, рынок акций развернулся и начал довольно удивительную бычью гонку. По крайней мере, до осени 1987 года и Черного понедельника…
Это было одно из крупнейших процентных падений в истории рынка. Это привело к довольно неприятной рецессии, которая продлилась до 1990-х годов.
Далее на рынках начали происходить события, которые впоследствии привели к пузырю доткомов.
Как видите, это закончилось довольно плачевно.
Но все это было не так ужасно, как события 11 сентября 2001 г. (самое ужасное нападение на США со времен Перл-Харбора):
В свою очередь, это привело к тому, что США оказались втянутыми в две очень дорогостоящие (как в деньгах, так и в жертвах) войны – в Афганистане и Ираке, которые все еще продолжались, когда я сел в свою Машину времени в 2015 году.
В период между крахом доткомов, 11 сентября и последующими войнами экономика сильно пострадала. В ответ на это процентные ставки были снижены еще больше, и кредит стал еще более доступным.
Понадобится целая книга (или даже 12 книг), чтобы рассказать вам о том, что сделала со всем этим финансовая индустрия.
Достаточно сказать, что это привело к невероятному росту цен на жилье и ипотечному кризису 2008 года. Произошел крупнейший обвал фондового рынка со времен Великой депрессии…
Тогда рынок упал более чем на 50%, и казалось, что дна мы никогда не увидим. Но в 2009 году началось восстановление.
В 2015 году, когда я решил отправиться на Машине времени к вам, рынок снова растет.
Вау! Какой ужасный 40-летний период!»
Да, действительно это так.
Я полагаю, что новый индексный фонд S&P500 показал себя не лучшим образом за это время. Лучше держаться от него подальше.
Фактически, с 1975 по 2015 год он имел среднегодовую доходность чуть менее 12%.
Несмотря на весь этот хаос? Ни за что не поверю! Теперь мы знаем, что ты просто подшучиваешь над нами, Джим.
Итак, прогнозирую ли я 12% доходности в следующие 40 лет? Нет, конечно нет. Но я полагаю, что 12% годовых не требуют идеального Золотого Века. Процветание возможно, даже если на этом пути будут различные потрясения, войны, горе и экономические кризисы.
Дополню Джима Коллинза и скажу, что за период с 2015 по 2021 средняя годовая доходность индекса S&P500 составила более 12% без реинвестирования дивидендов и более 14% с реинвестированием дивидендов, не смотря на коронакризис. Но эта доходность без учета инфляции, а реальная доходность окажется скромнее.
Также как и Джим, я не считаю, что нужно рассчитывать и строить свои планы, опираясь на доходность в 12% годовых. Но стоять в стороне и бояться покупать индекс сейчас из-за возможных кризисов в будущем — это очень неразумно, особенно если принять во внимание опыт за последние 45 лет, о котором написал Джим.
Лучшего способа для сохранения своих накоплений от инфляции, чем покупка акций или индексных фондов, я для не вижу. Способы может и есть, но тот риск, который в них заложен, меня не устраивает. Но для кого-то риск инвестиций даже в индексные фонды слишком велик (обычно эти люди приводят в пример индекс японского рынка Nikkei 225). Поэтому принимать решения и нести за них ответственность нужно каждому самостоятельно.
Взято из моего блога в Telegram, где я пишу о своем личном опыте достижения ранней пенсии и финансовой независимости в условиях нашей страны.
КТО ВЛАДЕЕТ РОССИЕЙ #1 СберБанк — самый дорогой российский бренд и самый сильный банковский бренд в мире по версии Brand Finance
Финансовые результаты Сбербанк за 8 мес. 2021г.
*Выдано кредитов на 3,7 трлн руб. (в 1,7 раза больше, чем в 2020)/74% потребительских и 48% ипотечных кредитов/
Министерство финансов РФ 50% + 1 акция
Все статьи из серии «Кто владеет Россией» буду также собирать в телеграм
Как МТС решает проблемы клиентов
Короче ситуация такая: Неожиданно, ни с того ни с сего, моей маме начинают сыпаться звонки с информацией о задолженности от МТС.
В личном кабинете никакой информации об этом нет. Попытались дозвониться на номер техподдержки, но там конечно же очередь на несколько часов. Установили Мой МТС и связались с поддержкой. Там выяснили, что есть долг в 100 руб, но по какому номеру не могут сказать, только лицевой счет.
Посмотреть информацию об этом лицевом счете тоже нигде не получается, а вообще интересно действительно ли он принадлежит нам. Подумав подозрение пало на закрытый в прошлом году договор, но откуда взялся долг не понятно (документ о расторжении, к сожалению, не сохранился, но с задолженностью его бы не закрыли).
Итак, уже ситуация интересная, по закрытому год назад договору, хотя не факт что по нему, вдруг вырисовывается задолженность в 100 руб, но о лицевом счете никакую информацию посмотреть нельзя. Причем предложили погасить долг либо по непонятной ссылке (не объяснив что там еще и нужно увидеть мелкую серую надпись для оплаты по лицевому счету), либо в салоне МТС (до которого 100 км) или через голосовой помощник. Искали подтверждение о разорванном договоре, но не нашли, поэтому для спокойствия просто оплатили гребанные 100 руб на сайте.
НО! Представьте себе звонки не прекратились. Через 2 дня с изрядно испорченным настроением снова пишем в поддержку. Поддержка не может посмотреть историю чата, чтобы разобраться в ситуации я должен заново объяснять всё, что было неделю назад. ОФИГЕННО! БРАВО МТС! Все же кое-как выясняем, что долг не погашен. Нужно доплатить еще 37 копеек, чтобы нам перестали названивать, а для этого нужно положить 2 рубля на счет. С ЧЕГО? ПОЧЕМУ? И ОТКУДА ВЗЯЛИСЬ ЭТИ 37 КОПЕЕК? Поддержка нифига не знает и не видит. Еще забавнее то, что минимальная сумма платежа 10 рублей.
Дело естественно не в деньгах, а в отношении и неразберихе. Пока разбирался в вопросе мне вынесли мозг, запросив кучу информации, но почему-то не смогли объяснить ни откуда взялся долг на закрытом договоре, ни точную сумму.
Но главная вишенка на торте. Я собрался жаловаться в ФАС, Роспотреб и Роскомнадзор, но перед этим еще раз решил разобраться в вопросе, но уже в группе в вк. Все таки репутация, огласка. думал может как-то что-то объяснят, а вот нифига)))
Оставил коммент и его тут же потерли. Оставил еще раз, даже отредактировал, и его тут же опять потерли. Благо успел скриншот сделать. Но после второго стирания, попросили написать все то же самое в личку (походу их техподы еще и группу ведут). Я к этому сообщению снова прикрепил уже скриншот с подписью «в этом комментарии все есть, можете сами ответить в личку. Хотя ваше отношение к клиентам уже понятно». И тут этот комментарий стерли)))
Сейчас пишу этот пост просто из желания отомстить на вынесенный мозг. Ну реально достали.
МТС занимается подлогом документов
Добрый день, сложилась такая ситуация. Я, являясь абонентом ОАО МТС, изъявила желание перейти к другому оператору мобильной связи с сохранением номера. Сим карта у меня очень давно, была приобретена ещё до моего совершеннолетия на мою мать. Примерно в сентябре прошлого, 2020 года, я и мама, с паспортами явились в офис МТС и перенесли владение номера на меня, за эту услугу с меня было списано 300р. О переносе номера на меня я была удостоверенна, посмотрела в личном кабинете, что все ок, успокоилась и уничтожила документы. Так вот, в пятницу, 11 июня, я подписала заявление о переносе номера к другому оператору. На следующий день мне приходит смс от МТС, о том, что допущена ошибка в паспортных данных, нужно явиться в офис с паспортом и исправить эту ошибку. В итоге, только что вернувшись из офиса обслуживания, я узнаю, что номер опять оформлен на мою мать, заявления никакого не поступало от нас и 300р мне никто возвращать не будет. Проверив личный кабинет, я в этом убедилась, да, номер снова оформлен на нее. Хотела заказать детализацию, чтоб у меня было подтверждение о списании 300р за перенос номера, но заказать ее можно только за полгода. Получается, доказательств у меня нет, надо проходить процедуру переоформления номера заново, что мне не очень удобно, и не очень приятно платить мошенникам ещё 300р не понятно за что. Конечно, все шито белыми нитками, мтс всеми силами хочет удержать абонентов и уничтожает документы. Надеюсь, на Пикабу есть представитель МТС? Хотелось бы получить комментарии
Мошенничество в при покупке в интернет-магазине МТС
Если вы думаете, что сможете купить телефоны или любую другую технику по акции в интернет-магазине МТС, то вы крупно ошибаетесь. Не тратьте свое время и не замораживайте деньги!
Дело было так. 4.04.2021г. на сайте мтс были приобретены 2 телефона iPhone 11 на 128Gb черного и белого цвета по 46990р. за штуку. Понимаю, цена приятная, но не я же ее установил, такая была на сайте, телефоны мне были нужны, соответственно, я их приобрел.
Заказ №46136152 Хочу отметить, что телефоны были полностью оплачены, соответственно, я их купил, это не был просто предзаказ или резерв устройств. Тут же мне пришло письмо-подтверждение заказа, оплаты и адрес, откуда на следующий день я мог забрать iPhone.
Наступило воскресенье, я дождался смс о том, что телефоны готовы к выдаче, приехал в салон и что?? А моего заказа нет и телефонов нет, но они как бы есть, но не для меня. В салоне сказать ничего не могут, говорят, мы вообще разные подразделения, сайт лагает и происходят какие-то ошибки, отправляют звонить на горячую линию.
На две недели я остаюсь без ста тысяч и без телефонов, которые мог бы где-то в другом месте купить.
Решил прийти в салон на следующий день и написать претензию, пока писал, разговаривал с девушкой, она мне улыбаясь говорит: «Так телефоны-то есть, просто, что еще интернет-магазин может вам говорить, как не то, что их нет в наличии?». Честно, я в шоке от этого.
Заказ №46136152, все документы, подтверждающие покупку и оплату, есть.