Мцыри тема о чем
«Мцыри»: краткое содержание и анализ произведения
Военно-Грузинская дорога близ Мцхеты: Wikimedia / М. Ю. Лермонтов
Величественной природе Кавказа, его гордым и свободолюбивым людям посвятил Лермонтов поэму «Мцыри». Краткое содержание поможет узнать историю романтического витязя. Полезен также анализ «Мцыри», в котором представлен разбор тематики, жанровых и композиционных особенностей произведения Лермонтова.
«Мцыри»: краткое содержание
«Мцыри» — поэма, которая написана в 1839 году и опубликована годом позже. Подобную романтическую историю Лермонтов однажды услышал на Кавказе и решил воссоздать ее в поэтическом слове.
Краткое содержание «Мцыри» таково:
Мцыри в горах: YouTube / MyBook
Чем же стали дни побега для Мцыри? Кратко их можно описать так:
Так, в восьмой главе автор рассказывает о том, какие эмоции вызвала у главного героя гроза, которая для него словно родственная, мятежная душа.
В следующих главах он любуется природой, ручьем, небесным сводом. Юноша очень тонко ощущает природу, его душа откликается на все ее проявления, но ему трудно найти слова, чтобы описать свое состояние.
В таком состоянии выходит из леса Мцыри. О чем он думает? Юноша пытается понять, куда пришел, надеется на встречу с родными.
Но внезапно слышится звон колоколов — он вновь перед монастырем. Выходит, что все было зря. Обессиленный, юноша падает и видит сон о рыбках, которые играют на дне реки и уговаривают его принять холод и покой. Таким израненным и без сознания находят его монахи.
История Мцыри: YouTube / MyBook
Перед смертью главный герой жаждет в последний раз увидеть любимый Кавказ — голубое небо и цветущие акации. С мыслями о родине он успокаивается и прощается жизнью.
«Мцыри»: анализ произведения
История создания «Мцыри» связана с первой ссылкой Лермонтова на Кавказ, которая состоялась в 1837 году. Принято считать, что тогда одинокий монах рассказал ему историю своей жизни. Она и стала основой поэмы. Монаха оставили когда-то ребенком при монастыре, воспитывали там. Он много раз пытался бежать, а однажды серьезно заболел после очередной попытки.
Разобраться в художественных особенностях произведения поможет аналитическая справка:
Основная мысль поэмы находится в плоскости личностных отношений, заключена в идеи свободы. Поэт задумывается о проблемах угнетения народов, когда власти используют насильственные методы, стараются подавлять и уничтожать волю аборигенов.
Тему свободы Лермонтов раскрывает сразу в двух измерениях:
Воспитанный в неволе Мцыри, который оказался в плену из-за войны, чувствует себя одиноко среди монахов. Его влечет свободная и вольная жизнь, а монастырские стены тяготят. Выход один — побег. И вот пусть на три дня свободолюбивый юноша обретает желанную свободу. Оказывается, что он не может жить самостоятельно, вне монастырского плена.
Мцыри никогда не любили родные люди, ему неизвестны забота и поддержка. Встреча с молодой девушкой приоткрывает ему завесу иной жизни, однако найти в нее дорогу у него так и не получается.
Свободолюбивый Мцыри: YouTube / MyBook
Таким образом, главная тема поэмы — призыв к свободе, борьба против угнетателей. Автор настаивает на том, что в любой ситуации надо искать правильный путь и возможность улучшить свою жизнь.
Композиция в поэме замкнутая: действие заканчивается там, откуда началось. В самом начале дается объяснение, почему мальчик оказался в монастыре, показаны его воспитание и жизнь. Завязка — побег, кульминация сюжета — жестокая схватка с барсом. Важно, что Мцыри не только смело борется, но и выходит из поединка победителем.
Многообразные художественные средства, метафоры, эпитеты, сравнения, которые использовал автор, накаляют страсти, наполняют поэму эмоциональностью и одухотворенностью. Злой рок пересиливает юношу, и он вновь оказывается в монастырских стенах.
В состоянии между жизнью и смертью главный герой открывает душу старому монаху. В исповеди подробно описывает три дня побега без сожалений и желания что-либо исправить. Ему удалось почувствовать воздух свободы, дышать полной грудью и радоваться жизни. В развязке Мцыри счастлив, хоть и умирает, но никого не проклинает.
По жанровым признакам произведение — поэма. Здесь раскрываются разные периоды жизни главного героя: раннее детство, отрочество, побег и гибель. Юноша так хотел свободы, что ради пожертвовал своей жизнь. Он романтический герой. Отметим, что сам Лермонтов — бунтарь и борец. Романтическое направление представлено во многих его произведениях и ярко выражено в этой поэме.
Одиночество, любовь к родной земле, бунт против устоев — обо всем этом повествует «Мцыри». Краткое содержание знакомит со страстной и бунтарской натурой главного героя. К тому же события происходят на Кавказе, где люди от природы очень свободолюбивые.
Художественное своеобразие и актуальность проблем делают поэму интересной и для современного читателя. Полный текст поможет глубже проникнуться ее значимостью и красотой.
Узнавайте обо всем первыми
Подпишитесь и узнавайте о свежих новостях Казахстана, фото, видео и других эксклюзивах.
Анализ «Мцыри» Лермонтова
Всего получено оценок: 2396.
Всего получено оценок: 2396.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Мцыри.
Год написания – 1838–1839 гг.
История создания – Есть предположения о том, что идею «Мцыри» поэт взял из предания монаха, с которым встретился на грузинских просторах. В истории создания были использованы и фольклорные мотивы.
Тема – Главенствующей темой «Мцыри» является свобода физическая и духовная. Тема одиночества: именно одиночество среди чуждых по духу людей вынудило героя совершить побег из ненавистных стен монастыря. На втором плане остаются темы войны и любви: сиротой он стал по вине войны, а встреча с молодой девушкой разбудила в нём незнакомые чувства.
Композиция – Поэма разделена на две части. В первых двух главах дана экспозиция – рассказ о том, как Мцыри попал в монастырь, его жизнь в тех стенах. Затем происходит завязка сюжета – побег из плена. Во второй, большей части поэмы, звучит исповедь беглеца о его свободной жизни, продолжавшейся всего лишь несколько дней.
Жанр – Жанр «Мцыри» – поэма.
Направление – Поведение и жизненная цель юноши, его желание приобрести свободу любой ценой – всё это относит его к романтическому герою, и направление поэмы – романтизм.
История создания
Когда Лермонтов отбывал ссылку на Кавказе, однажды он столкнулся с монахом, который рассказал поэту историю своей жизни. Он поведал поэту, как в детстве был захвачен в плен генералом, как заболел и его оставили у монахов. Его не оставляла мысль о свободе, и пленённый горец делал неоднократные попытки убежать в горы. Есть вероятность того, что этот рассказ и взят за основу сюжета произведения.
В поэме использован и местный фольклор: в одном из эпизодов, где происходит схватка юноши с барсом, основой послужила грузинская песня, героями которой были молодой юноша и тигр.
Год написания поэмы – 1839, она претерпела много редакций, чтобы пройти через цензуру. Поэту пришлось убрать много фрагментов из глав, где особенно сильно воспевалась свобода, а также, где были ярко выраженные антиправославные эпизоды.
Название поэмы сначала было другим, так же, как и эпиграф, в поэтическом сборнике писателя поэма была издана под названием «Мцыри», это слово у грузин имеет два значения. Одно из них – «послушник», а другое – «чужеземец», и это название полностью отобразило суть поэмы. Первая публикация поэмы датируется 1840 годом, она вошла в прижизненный томик произведений поэта.
Анализ произведения «Мцыри» ясно показывает основную мысль поэмы, которая затрагивает проблему личностных отношений. Поэту были близки проблемы угнетения народа, когда власти действуют насильственными методами, стараясь подавить и уничтожить волю мирных жителей.
Тема свободы выражена в двух измерениях, в одном случае, затрагиваются проблемы Грузии, подчинённой империи России, а во втором – воля к свободе отдельного человека, в данной поэме – главного героя. Мцыри, воспитанный в неволе, чувствующий себя одиноким среди чуждых ему монахов, мечтает о свободной и вольной жизни, его тяготят монастырские стены, и он совершает побег. Он является жертвой военных действий, развязанных властью, по их вине мальчик остался сиротой, и оказался в плену у чужих людей. На три дня свободолюбивый и гордый Мцыри стал свободным человеком, вся беда его в том, что он не умеет жить самостоятельно и снова оказывается в плену монастыря.
Мцыри никогда не был любим родными людьми, не чувствовал заботы близких людей. Когда он встретил молодую девушку, то понял, что в жизни всё может быть по-другому, но судьба распорядилась иначе, юноша не в силах найти дорогу, и возврат в монастырь неизбежен.
Общая характеристика этой поэмы – открытый призыв к свободе, к борьбе против угнетателей. Поиски правильного пути, стремление к лучшей жизни – в этом заключается смысл произведения.
Композиция
Строение поэмы «Мцыри» является замкнутой композицией – действие возвращается туда, откуда оно и начиналось – в монастырь.
Действие начинается с описания того, как Мцыри попадает в монастырь к монахам. В первых двух главах описывается его воспитание и жизнь. Завязка поэмы – побег юноши из плена. В остальных главах описана жизнь на воле и кульминация поэмы – схватка героя с барсом. Это главный и пафосный момент, где Мцыри вступает в борьбу и одерживает победу.
Многообразие художественных средств «Мцыри»,: эпитеты, метафоры, сравнения – всё это придает поэме накал страстей, особую эмоциональность и одухотворённость. Но злой рок сильнее юноши, не приспособленного к самостоятельности, герой не может найти дорогу и вновь оказывается в монастыре.
Мцыри находится на грани жизни и смерти, и он открывается старому монаху. Звучит исповедь Мцыри, в которой он описывает свои три дня, проведённые на свободе. Он не сожалеет ни о чем: эти три дня дали герою больше, чем вся его жизнь под неусыпным надзором монахов. Он был свободен, дышал полной грудью воздухом свободы. И действие приходит к развязке: Мцыри уже умирает, но он счастлив и никого не хочет проклинать.
Главные герои
О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Мцыри».
Жанр «Мцыри» относится к поэме. В ней рассказывается о периоде жизни героя, начиная с раннего детства и до времени, когда он находится на краю смерти. Юноша всю свою жизнь стремится к свободе, ради неё он готов пожертвовать своей жизнью, всё это говорит о романтическом герое, и потому “Мцыри” – романтическая поэма. Это была эпоха романтизма, и Лермонтов, сам бунтарь и борец, не мог не использовать романтического направления в своих произведениях.
Критики восторженно приняли поэму Лермонтова, они увидели в Мцыри отражение самого поэта, его горячность и бунтарский пыл.
Краткий и полный анализ поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри»
В образе лирического героя поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри» отчасти можно узнать натуру самого поэта. Бунтарское свободолюбивое начало героя перекликается с теми стремлениями, которые были свойственны поэту. Это придало поэме живую эмоциональность и силу.
Краткий и полный анализ поэмы раскрывают приемы, которые позволили достичь глубокого погружения в мир Мцыри.
Годы написания — 1838-1939, год публикации – 1840.
История создания — Сюжет поэмы родился из реальной истории старика-монаха, рассказанной поэту. Также в поэме использованы фольклорные мотивы горских народов и военные кавказские истории.
Жанр — поэма.
Направление — поздний романтизм.
Основная идея — Герой пытается вырваться из предопределенных для него условий, но его попытка заканчивается катастрофой.
Тема — Стремление человека к свободе и счастью.
Проблема — Несвобода может привести человека к духовной и социальной смерти, а иногда – и к физической гибели.
Композиция — поэма композиционно состоит из 26 частей и 2 частей. В одной из них описаны события и условия, в которых оказался герой, в другой – рассказ самого героя о пережитом.
п.1. Тематика и проблематика
Тема: У каждого человека есть духовная потребность в свободе.
Проблема: В условиях несвободы общественные устои и правила сковывают личность человека, не позволяют раскрыть его потенциал, ведут к потере смысла жизни.
Если старик-монах сам пришел к выбору монашеской жизни, то у Мцыри выбора не было. Он не по своей воле с детства стал узником, и это морально подкосило его.
Тема: Конфликт между мечтой и реальностью.
Проблема: Герой не может принять реальность и смириться с той жизнью, которая ему уготована другими. Он всегда хотел жить иначе и искал способ исполнить свою мечту-клятву.
Тема: Любовь к родной земле и своему народу.
Проблема: Герой стремится достичь своей родины и народа, чтоб ощутить свое единение с людьми. Представление Мцыри о родине несколько идеализировано, но это самое настоящее, что он чувствовал в жизни.
Тема: Вынужденное одиночество и бессилие.
Проблема: Убежище теряет свою спасительную функцию и превращается для героя в тюрьму. Монастырская жизнь становится средой, убивающей все жизнеспособное и человечное. Мцыри одинок в монастыре, хотя он полон людей.
п.2. Идея и пафос
Судьба Мцыри глубоко трагична, потому что он почти всю жизнь провел в чуждом ему обществе, вдали от дома, родственников и своей культуры.
Православные монахи выходили мальчика и спасли его от смерти, дали кров и пищу, обучили и подготовили к подвигу чистой монашеской жизни. Однако все это не соответствовало стремлениям мальчика. Усвоив внешние правила, Мцыри всегда тяготился пребыванием в монастыре и мечтал о вольной жизни. Он хотел вернуться на родину, обнять близких, почувствовать тепло понимающей души, познать любовь.
Убежав и прожив три дня на свободе, юноша лучше узнает себя, чувствует в себе силу и мощь, которую мог бы применить с пользой. Его близость с природой, бунтарский дух и желание «жизни сердца» не имеют ничего общего с монашеским смирением. Однако юноша умирает, не достигнув цели, и это лучший исход для него: жизнь в монастыре для него все равно была бы равносильна смерти.
п.3. Основные герои (их место в образной системе)
Мцыри — юноша-горец, послушник при храме. Был взят в плен русским генералом в возрасте шести лет и оставлен в православном монастыре на попечение старого монаха. Всегда стремился попасть на родину, но решил это осуществить только в юношестве, накануне пострига в монахи. Убежав из храма, скитается по округе три дня, не достигая родины.
Успевает пережить на воле массу впечатлений, чувств и ощущений. Истощенный и раненый в битве со снежным барсом, он снова оказывается у монастыря, так как сбился с пути и сделал круг. Умирает, так как не в силах смириться с существованием в неволе.
Старик-чернец — православный русский монах, спасший от смерти пленного горского мальчика. Он главный слушатель его исповеди после побега и возвращения, он же провожает юношу в последний путь. Единственный человек, с которым контактирует Мцыри. Это подчеркивает одиночество Мцыри и его отчужденность от общества, в котором он так и не смог прижиться.
п.4. Литературные приёмы
✓ Олицетворение – природа в рассказе Мцыри описана так, словно она живая и полностью откликается на его чувства. Живыми оказываются и горы, и реки, и грозовая стихия – все природные явления
(я как брат обняться с бурей был бы рад; потока…вечный спор с упрямой грудою камней; и все природы голоса сливались тут). Природа то противник Мцыри, то помощник, то отражение его состояния.
✓ Эпитет – сердитый вал, голос живой, думы пылкие, золотая тень, сладкая тоска, взор кровавый, туманный лес и др.
✓ Метафора – следы небесных слез; кудри виноградных лоз; зной дышал от уст ее и щек; вершины цепи снеговой вдали сверкали предо мной; миллионом черных глаз смотрела ночи темнота и т.д.
✓ Что касается языковых средств, Лермонтов использует и другие приемы художественной выразительности – восклицания и риторические вопросы, обращения, инверсию (непрямой порядок слов), сравнения, гиперболы.
✓ Картины природы как отражение психологического состояния героя (гроза в момент побега, ревущий шум горной реки, ночной пугающий шорох леса или, наоборот, тихое утро как символ умиротворения в душе героя).
п.5. Конфликт произведения
Главный конфликт заключается в традиционном для романтизма противостоянии двух состояний – свободы и неволи. Герой всеми силами рвется на свободу, хочет жить вольной жизнью, но его существование в монастыре предопределено на долгие годы.
Это не конфликт между Мцыри и спасшими его монахами. Они не враги, да Мцыри и не сражается с ними, просто не может смириться с такой жизнью, не приемлет ее.
Также важен внутренний конфликт между реальной свободой и иллюзорной, представление о которой сложилось в условиях изоляции. Мцыри не в состоянии оценить даже свои физические возможности, ограничения и слабости, из-за этого его побег заканчивается неудачей и бессмысленной тратой сил. Герой оказывается неспособным жить на воле, так как «тюрьма» оторвала его от реальности. Это придает поэме черты реализма.
Мцыри: краткое содержание и анализ поэмы Лермонтова. О каких горах идет речь в произведении?
«Мцыри» рассказывает о мальчике-горце, который во время Кавказской войны попал в плен к русским, а затем рос в грузинском монастыре. Уже юношей он сбегает из обители в надежде добраться на родину.
«Мцыри» считается одним из последних образцов классического романтизма в русской поэзии.
«Мцыри»: кратчайшее изложение поэмы М.Ю. Лермонтова
Русский генерал во время Кавказской войны возвращается из похода и везет с собой пленного мальчика. Ребенок болен, и его оставляют на попечение монахам в неназванном грузинском монастыре.
У главного героя нет имени, по заглавию поэмы его называют Мцыри («послушник» по-грузински). Мальчик все время томится воспоминаниями о родине, воспринимает монастырь как тюрьму. О себе он говорит:
Я мало жил, и жил в плену.
Таких две жизни за одну,
Но только полную тревог,
Я променял бы, если б мог.
Перед смертью юношу тяготит то, что он так и не повидал родной край:
И я как жил, в земле чужой
Умру рабом и сиротой.
Мцыри просит похоронить его в дальнем углу монастырского сада, где на его могилу будут взирать горы Кавказа, и обещает, что это принесет ему успокоение.
Слушать поэму М.Ю. Лермонтова «Мцыри» в формате аудиокниги:
Что значит «мцыри» по-грузински? Перевод на русский
О каких горах идет речь в произведении Лермонтова?
В поэме Лермонтова «Мцыри» речь идет о горах Кавказа. Сам автор указывает конкретное место:
Немного лет тому назад,
Там, где, сливаяся, шумят,
Обнявшись, будто две сестры,
Струи Арагвы и Куры,
Был монастырь.
Очевидно, что Лермонтов вдохновлялся храмом Джвари, расположенным близ Мцхеты, у впадения Арагви в Куру.
В конце произведения Мцыри называет горы, на которые будет смотреть его могила:
Когда я стану умирать,
И, верь, тебе не долго ждать,
Ты перенесть меня вели
В наш сад, в то место, где цвели
Акаций белых два куста…
Трава меж ними так густа,
И свежий воздух так душист,
И так прозрачно-золотист
Играющий на солнце лист!
Там положить вели меня.
Сияньем голубого дня
Упьюся я в последний раз.
Оттуда виден и Кавказ!
Рассказ старого монаха. Был ли Мцыри на самом деле?
Если верить первому лермонтовскому биографу П.А. Висковатову, Лермонтов якобы услышал историю о побеге молодого послушника на Кавказе в 1837 году, во время первой ссылки.
Путешествия по Военно-грузинской дороге, поэт «наткнулся в Мцхете на одинокого монаха», сообщает Висковатов. И «узнал от него, что родом он горец, плененный ребенком генералом Ермоловым. Генерал его вез с собою и оставил заболевшего мальчика монастырской братии. Тут он и вырос; долго не мог свыкнуться с монастырем, тосковал и делал попытки к бегству в горы. Последствием одной такой попытки была долгая болезнь, приведшая его на край могилы. »
Что касается история о схватке Мцыри с барсом, то это отражение грузинского фольклорного сюжета. Известны полтора десятка вариантов древней песни «Юноша и тигр», этот же сюжет использовал в поэме «Витязь в тигровой шкуре» Шота Руставели.
«Мцыри»: анализ произведения
Таким образом, автор смотрит на происходящее с высоты вечности. И это примиряет читателя с жизненной трагедией, дает успокоение.
Если вы хотите глубже понять поэму «Мцыри», послушайте, как вдохновенно о ней рассказывал ведущий советский лермонтовед Ираклий Андроников:
Тема и идея поэмы «Мцыри» Лермонтова
Тема свободы в русской литературе поднимается очень часто. Писали о свободе и Пушкин, и Гоголь, и множество других выдающихся творцов. Обращался к теме свободы и Лермонтов, более того, он, как писатель-представитель романтизма, развивал ее особенно вдохновенно. Тема свободы звучит во многих его поэмах – «Беглец», «Монах», «Демон» – во всех этих произведениях таки или иначе исследуется стремление человека к воле. Тема «Мцыри» тоже не становится исключением.
Поэма «Мцыри» написана в форме исповеди молодого монаха. Воспитанный в монастыре, вдали от родины, он не забыл ни своей страны, ни своей семьи. Поэтому незадолго до пострига он совершает побег, надеясь добраться домой. Побег, казалось бы, завершается неудачно: едва живого беглеца приносят в монастырь, где он вскоре и умирает. Однако за внешней неудачей Лермонтов раскрывает глубокую художественную идею «Мцыри»: за свободу нужно бороться, не обращая внимания на препятствия.
«Я знал одной лишь думы власть,
Одну, но пламенную страсть»
Так говорит Мцыри о своей мечте. Вся его жизнь была подчинена желанию вырваться на свободу, и он ее осуществил. Отдать всего себя за свой идеал – именно к этому стремится герой Лермонтов. Нетрудно догадаться, что такова позиция и самого автора. Он соединяет в поэме две идеи: идею свободы и патриотическую идею. Любовь к Родине и стремление к свободе – для Мцыри эти два понятия неразрывны.
Время, в которое жил Лермонтов, было для России нелегким временем. Не так давно закончилась кровопролитная война с Наполеоном, но герои той войны уже уходили в прошлое. На смену им приходила эпоха реакции. Неудавшееся восстание декабристов окончательно перечеркнуло мечты современников Лермонтова о лучшей, вольной жизни. Выражать свои мысли прямо в николаевской России было опасно, и оттого поэт прибегает к иносказанию. Суть «Мцыри» – в выражении гражданской позиции автора, но свои размышления он переносит в другую страну, в Грузию, которая в то время тоже управлялась Россией: «Такой-то царь, в такой-то год, Вручал России свой народ».
Мцыри – идеальный герой, он прекрасен и душой, и телом, он смел и непримирим. Такими бы хотел видеть Лермонтов своих современников, но, как он сам понимает, на них, как и на Мцыри, оставила свою печать тюрьма. Мцыри сравнивается с тюремным цветком, выросшим в неволе и боящимся солнца. Едва «добрая рука» переносит этот цветок в «прекрасный сад» свободы, как он тут же увядает от солнечных лучей. И так в поэме тема свободы раскрывается с еще одной стороны: со стороны подготовленности каждого человека к получению этой свободы. Декабристы призывали к освобождению простого народа, однако потерпели неудачу. Лермонтов понимает: освобождение должно прийти не со внешней, а с внутренней стороны. Каждый человек должен стать свободным прежде всего в своей душе, – такова идея «Мцыри». И у главного героя это получается: не добравшись до родных мест, он все-таки не смирился со своей судьбой. Последний взгляд его, умирающего, обращен на Кавказ. Можно сказать, что после смерти он все же обретет желанную свободу.
Для раскрытия основной темы свободы поэт обращался и к частным темам, которые помогают посмотреть на нее с разных сторон. Темы поэмы «Мцыри» Лермонтова переплетаются между собой, образуя сложное художественное единство. Это – темы человека и природы, человека и общества, тема одиночества и, разумеется, любви.
Тема взаимоотношений человека с природой становится одной из основных в поэме. Через пейзажи Кавказа Лермонтов изображает внутренний мир героя. Все, увиденное и описанное Мцыри, характеризует его как сильного и свободного человека, не приспособленного к монастырской жизни. Так, характерны эпизоды с бушующим потоком, к которому спускается герой, преодолевая опасность упасть, с грозой, с ночью в лесу и безжалостным полуденным зноем. Первозданная, дикая природа Кавказа становится для Мцыри своеобразным испытанием – и он с честью его проходит. Кульминацией этого испытания становится победа над барсом. Этот бой описан Лермонтовым очень поэтично, с использованием разнообразных художественных средств. Поэтому картина борьбы Мцыри с хищным зверем выглядит прямо-таки устрашающе. Но ничто не может испугать самого юношу, поскольку это его родной край и естественная среда обитания.
Однако в то же время сердце Мцыри открыто и для красоты, он отмечает мельчайшие изменения в природе, восхищается привольностью открытых полей. Его восприятие природы глубоко поэтично. Растущие вместе деревья он сравнивает с танцующими людьми, в шуме ручья и листьев ему слышатся голоса, разговаривающие о тайнах бытия. Так Лермонтов опровергает точку зрения монахов, считавших Мцыри просто дикарем. Да, для Мцыри смысл жизни заключается в бунте и свободе. Но это совсем не мешает ему видеть окружающий мир во всей полноте, вот о чем говорит поэт.
Тема любви, ключевая для многих произведений Лермонтова, здесь дается лишь полунамеком, в эпизоде встречи с грузинкой у ручья. Девушку, бывшую, скорее всего, христианкой, поэт одевает в чадру – родную одежду для сестер Мцыри. Тем самым девушка становится лишь еще одним символом родины для Мцыри, и ничем большим. Такой отказ от развития любовной темы связан, очевидно, с желанием Лермонтова полностью сосредоточиться на основной теме поэмы, свободе. Любовная же коллизия могла запутать сюжет и сделать его в результате менее выразительным.
Тема человека и общества неразрывно связана в поэме с темой одиночества. Для изображения этой темы Лермонтов выбирает монастырь, сузив все общество до одного монаха. Об остальных обитателях монастыря читатель не знает ничего, однако можно догадаться, что и они относились к Мцыри недружелюбно. Мы видим противостояние двух сил: монаха, воспитывающего Мцыри в духе покорности и смирения, и Мцыри, отвергающего такую жизнь.
«…прекрасный свет
Тебе постыл; ты слаб, ты сед,
И от желаний ты отвык»
Такими словами описывается в поэме монах. Монастырь стал его домом и его же тюрьмой, но Мцыри с этим смириться не может, он вырывается «от келий душных и молитв» на волю. Такая точка зрения неприемлема для монаха, и между ними зарождается конфликт. Монах выслушал исповедь Мцыри, но понять и принять он ее не может: слишком уже велика между ними пропасть.
«…понять не мог
Он этих жалоб и тревог,
И речью хладною не раз
Он прерывал его рассказ»
Мцыри умирает непонятым, но его это не пугает, ведь такова, по сути, судьба всех романтических героев. И здесь тема противостояния обществу переходит в тему одиночества. Нестандартные идеи и устремления редко воспринимаются окружающим миром, оттого сильная личность зачастую оказывается в полном одиночестве. Лермонтов отлично знал, о чем он пишет, поскольку и самого его ждала такая же участь.
«И скучно и грустно, и некому руку подать
В минуту душевной невзгоды…»
Так он напишет через год после завершения «Мцыри».
В образе монаха Лермонтов изображает все реакционное общество своего времени, столь же негативно реагирующее на любые свободные высказывания. И намек был понят, ведь после издания «Мцыри» в 1840-м году на поэта обрушился шквал критики. «Если человек «добровольно не смиряется, так его смирят и выбьют-таки из него этот могучий дух», – вот как высказывается по поводу «Мцыри» один из критиков. Обещание «выбить могучий дух» при этом относилось, разумеется, не к Мцыри, а к самому Лермонтову… Но свободолюбивый герой поэта понравился читателям, пробудив в них новые, смелые мечты и желания. Поэма получила огромную известность, имя же критика сегодня никто не вспомнит. Так основная идея поэмы «Мцыри» Лермонтова еще раз подтвердилась самой жизнью: никто не может отнять у человека свободы, если он действительно к ней стремится.
С момента написания «Мцыри» прошло уже немало лет, но образ его все так же любим многими. Свобода по-прежнему привлекает людей, и это главный показатель того, что произведение «Мцыри» не может ни устареть, ни забыться.