Мученицы в чем смысл
Картину Паскаля Ложье «Мученицы» трудно однозначно приписать к какому-то кинематографическому жанру, ибо существуя на стыке оных, она одновременно балансирует на грани философской драмы, психологического триллера, мрачного фильма ужасов и мистической религиозной притчи о поисках ответа на самый главный вопрос бытия: «Зачем мы здесь и что будет с нами после?»
Несмотря на то что большую часть времени на экране льется кровь, а уровень насилия в кадре зашкаливает, этот фильм производства Франции и Канады удивительным образом избежал клещей цензуры и сумел пробиться на ряд профильных форумов и фестивалей независимого кино, хотя в некоторых странах лента все же была формально «забанена» в прокате жесткими возрастными рейтингами. Зрители же разделились на два лагеря: одни свято верят в то, что режиссеру стоит повериться у психиатра и «сдохнуть в корчах», другие, наоборот, считают, что без изощренного членовредительства и ужасных истязаний, коим подвергаются героини фильма, авторский моральный посыл был бы не полон и невозможен в принципе, как не существует просветления без мученичества.
…15 лет тому назад совсем еще юная Люси чудом избежала смерти. Попав в лапы семейке садистов, она уже и не надеялась вырваться из душного и темного подвала, когда ее надзирательница оступилась и девочка, воспользовавшись моментом, сбежала на волю. Очутившись в приюте, она поклялась своей подруге Анне, что однажды отыщет своих мучителей и жестоко отомстит им за все.
Паскалю Ложье не откажешь в чувстве юмора, ведь режиссер скандальной ленты однажды отметил в интервью, что сам определяет жанр своего фильма как мелодраму с плохим концом. Художнику, конечно, виднее, но зритель, подхлестываемый сарафанным радио, шел все-таки на жесткий хардкор, а не на историю любви. И получал сполна, ибо, как выразился американский кинокритик Скотт Уайнберг, вся популярная франшиза «Пила» по сравнению с «Мученицами» — просто эпизод телешоу «Улица Сезам». Утверждение столь же провокационное, сколь и правдивое, ибо такого количества жестокости, надругательства над психикой и натуралистично снятого насилия мир не видел со времен полудокументального «Ада каннибалов» Руджеро Деодато. Но если итальянец творил в рамках так называемого кинотечения «эксплотейшн муви», то бишь осознанно науськивал публику, то его сосед француз действительно умудрился впихнуть в свое творение больше смысла, чем десятки американских слэшеров и ужастиков, способных только на то, чтобы развлекать аудиторию бессмысленным членовредительством. Его фильм, безо всякого сомнения, можно смело назвать одним из самых жутких и тяжелых за последнее десятилетие.
Понятное дело, что история создания фильма хранит в себе множество трудностей, с коими Ложье пришлось столкнуться в части реализации проекта. Начиная от поиска продюсеров, согласных вложить деньги в жанровое кино со столь непредсказуемым финансовым будущим, и заканчивая подбором актрис на главные роли. Большинство девушек отказывалось от предложения, не дочитав сценарий до конца. А таки согласившиеся сниматься Морьяна Алауи и Милен Джампаной еще не знали, что им придется долгие часы не выходить из образа, много плакать, выглядеть большую часть времени как кусок мяса и отчаянно импровизировать, ибо Ложье принципиально не давал указаний оператору и актерам, пытаясь достичь максимального реализма. Для обеих девушек результат превзошел ожидания, они если и не стали в одночасье популярными, то, по крайней мере, получили неоценимый опыт и возможность продолжить карьеру в кино на новом уровне.
К «Мученицам» можно относиться по-разному, но одного у фильма отнять точно не получится: он запоминается. Не доверительно вкрадывается в душу, а вбивается гвоздем в череп. Поклонники ужастиков не дадут соврать — из всех частей уже упомянутой «Пилы» или какой-нибудь «Техасской резни бензопилой» в памяти остались, в лучшем случае, первые части, остальные же превратились в сплошное бессмысленное и беспощадное месиво. Быть может, как раз по этой причине сам Ложье отказался по горячим следам превращать картину в киносериал, хотя такие предложения ему поступали.
Разумеется, режиссер также стал вертеться на языке у многих голливудских продюсеров, чьи бесчисленные ремейки, сиквелы и спин-оффы нуждались и нуждаются в талантливых постановщиках. Однако француз не только сумел достойно пережить этот период «звездной болезни», в том числе отказавшись от повторной экранизации знаменитого романа Клайва Баркера «Восставший из ада», но и спланировать будущее без оглядки на «Мучениц», хотя и продолжил работу в том же направлении («Верзила», 2012).
Единственное, что немного смазывает общее впечатление от картины — это концовка, в которую было вложено столько не подтвердившихся амбиций. С одной стороны, и не хотелось бы, чтоб режиссер в финале ушел в дебри фантастики и религии, но и подобное окончание смахивает, скорее, на отсутствие мысли, нежели ее нестандартную реализацию. Эффект ради эффекта. Что особенно несправедливо по отношению ко всему, что было ранее. Ведь лента рвет душу по нарастающей, начинаясь как незаурядный криминальный триллер, а затем превращаясь в жуткую драму одиночества, боли и страха.
С другой стороны — конец этой истории предсказуемо плох, и автор не скрывает своих намерений, медленно и верно накручивая нервы и страсти до пресловутого катарсиса. Ответы на животрепещущие вопросы так и повиснут в воздухе, ибо узнает их только тот, кому пришлось выстрадать знание ценой неимоверных мучений.
О чем фильм «Мученицы» (2008)
Картина «Мученицы» Паскаля Ложье была представлена на Канском фестивале в 2008 году и вызвала неоднозначную реакцию публики. Реалистичные сцены пыток, детальные изображение мучений главных героев и необычный финал — все это делает фильм тяжелым для восприятия, но и вызывает интерес. Кинофильм не просто касается вечной проблематики, но и дает свой вариант ответа в открытом финале. Косвенно и осторожно, подталкивает к размышлению вероятности именного такого исхода.
1. Сюжетная линия главных героинь и её специфика.
Ключевой момент раскрытия приверженцев организации заключается в их слепой вере в идею жизни и смерти. Организация, которая следует концепции мучеников, готова на все ради ответа на вопрос о загробной жизни, и именно в их руки попадает Анна. Во главе всего стоит Мадмуазель, которая станет ключевым персонажем в понятии мысли, заложенной автором в эту жестокую кинокартину.
2. Роль образов неизведанного в сюжете.
По мере развития сюжета становится ясно, что за кошмары мучают Люси всю жизнь. В сцене побега она, будучи ребенком, не в силах спасти женщину, молящую о помощи. Чувство вины принимает форму чудовища, которое причиняет боль героине и толкает ее на путь саморазрушения. Что в конечном итоге приводит к самоубийству.
Что касается всей темы образов, встречающихся в фильме, можно сказать об их ярком контрасте на фоне острого натурализма. Детализированный показ пыток и издевательств, глубина реальности происходящего выделяет мистическую составляющую в общей композиции.
Сам загробный мир предстает полной противоположностью привычным канонам. Режиссер намекает, что не все так облачно, как мечтает человечество, что за чертой таятся ужасы, которые сложно себе вообразить. Здесь можно провести параллель с известной в христианстве истории об Иисусе Христе, который также играет роль мученика. Однако его отличие в добровольном выборе и знании того, что его ждет. Девушки же, подвергаемые пыткам, становятся заложницами ситуации и шагают в неизвестность в поиске избавления.
3. Концепция мучеников
На примере Организации зрителю открывается жестокая правда о том, на что готовы люди на пути познания бытия. Из диалога Мадмуазель и Анны становится понятно, что есть несколько этапов по мере которых человек приближается к этому принятию смерти будучи еще живым. Когда душа уже покидает тело, оставляя лишь пустую, но живую оболочку. Создается впечатление об отрицательном характере приверженцев концепции, однако заглянув глубже в их цели и мотивы, можно изменить свое мнение. Так они воплощать в себе не исчерпываемое любопытство человечества в волнующих философских вопросах, которые не готово к истине, не готово в своем стремлении дойти до желаемой цели. И на этом примере автор дает развернутое понятие нашего общества и человеческого страха перед неизвестным. Имея результат сложно судить о гуманности путей его достижения. В этом и раскрывается дуализм нашего существования.
Финал фильма «Мученицы» (2008 г.)
Вся жестокость картины, каждый сюжетный ход неустанно приводит к открытой развязке. Косвенно дан ответ на вопрос страждущих: что ждет человека после смерти? Мастерство режиссера заключается в этом тонком и неуловимом подытоживании — жить с этим знанием невозможно. Картина приводит зрителя к размышлению о том, что не все запертые двери должны быть открыты. Что ждет человека после смерти? Мастерство режиссера заключается в этом тонком и неуловимом подытоживании — жить с этим знанием невозможно. Это доказывает нам последний диалог между членом Организации и Мадмуазель, которая ставит точку в повествовании своим самоубийством.
И именно эти последние минуты станут запоминающимися для зрителя. Картина приводит к размышлению о том, что не все запертые двери должны быть открыты. В конце мы видим то, с чего начинался фильм: подборка кадров из детства главных героинь. Создавая перед нами цикл, режиссер сообщает, что смысл жизни и есть в самой жизни в её необыкновенном разнообразии. И именно погоня за иллюзией отделяет нас от настоящего, который является главным ответом на все вопросы.
Мученицы / Martyrs
МУЧЕНИЦЫ или НАУКА ЗАПЫТАТЬ.
Научно-популярный садо-мазо хоррор с элементами псевдо философии.
самый страшний и кровави сочний филм когда либо виденный
Ужасный фильм. Идея тупая, градус насилия просто зашкаливает.
Я любитель всяких Хостелов и Пил, но такое. смотреть нормально не смог. проматал пол фильма до концовки.
Нельзя такое снимать!
весьма-весьма занятный фильм. трудно взгляд отвести. после просмотра ощущение, что прошло не полтора часа, но 25-30 минут. красивое, немногословное кино. большое спасибо раздающим)
ты давно к психиатру ходил?
а что, собственно, не так?)
Может в строке жанра написать «ужасы, жесть» а то тут некоторые смотрят кино как драму и потом оставляют не конструктивные каменты, упоминая психиатров
Фильм больной и режисер шизоманьяк
Я не поклоник хорора, но фильм мне не то чтобы понравился, после просмотра фильма у меня немного башню подорвало, сижу в трансе.
Фильм необычный, странный, психоЁбнутый, (как и режиссёр), но цуко такие фильмы нужны, чтобы мы не забывали, что рядом с нами могут быть ребята в чёрном со своими злыми умыслами.
В жизни не видела такого отвратительного фильма. Лужи крови и абсолютно никакого смысла. Смотреть невозможно, прокрутила до концовки. Лучше бы я этого не делала.
Ппц. вы смотрите ужасы или же дешовый кинчик за 2 бакса?=)Люди. ЛОл =)Поездка в Америку в другой раздаче.А вы что привыкли ждать от этого жанра только кривых зомби или же беспонтовой резни.Фильм несёт смысл.Причём глубокий,кто не понял,значит ещё не дорос.Все кто ипытал отвращение,так и должно быть.На то и делалалась ставка.А тот кто не испытал,того слёгкостью можно назвать маньяком.Только они при виде жертвы испытывают воодушевление и радость
,вместо отвращения,призрения и боли.
Ага это шедевр! уникален по атмосферности и сюжету. и сколько не искал аналогов. их нет
Девочка Люся убежала от нехороших дяденек и тетенек, она не может ничего толком рассказать, известно только, что ее не насиловали… ну, просто обращались жестковато… колотили почем зря и еще (что уж совсем недопустимо) кормили из ложки… сволочи…
Использован метод псевдо документального кино, очень популярный в конце нулевых.
В приюте Люсю достают не только полицейские, но и еще некие твари, похожие на японских волосатых приведений, только куда более наглые, агрессивные и подвижные от этого Люся жутко истерит и рефлексует.
Да, что-то вроде этого, и ни кто не может ребенка успокоить, не педагоги, не подружка Анна.
Однако вступление заканчивается. Неслабый переход на пятнадцать лет вперед…
Мы видим вполне приличную семью, если не считать веселых шуточек с дохлыми мышами и то, что мама сама чинит водопровод. В любом случае идиллия не долго продолжалась… В дверь постучали…
Это папа, полетел от выстрела из берданки…
Это мама попыталась увернуться… тщетно…
— Ты знал, чем занимались твои родители?
— Ннннееет….
Сынок попытался разжалобить, да ну тебя… смеешься что ли…
Дочка вот под кроватью заховалась, да не, не, ни кто не уйдет от нашего киллера…
Выстрелы грохочут на всю округу, наверное, все соседи просто уже привыкли к постоянному шуму…
Вся сцена расправы, очень напоминает эпизод из «Церемонии преступления» Шаброля.
Бедная Люся едва убежала, жуть просто…
Тут выясняется, что Люся не одна, она с повзрослевшей подружкой из приюта, девочкой Аней.
— Останься здесь.
— А ты куда?
— Мне нужно посмотреть.
Сыграно не плохо, однако текст «супер оригинальный»… Сколько же вас, безвестных всем известных героев, жертв любознательности сгинуло в пучине хоррор-синема, вклад ваш в дело развлечения народных масс, просто не поддается адекватной оценке…
Тем не менее Аня идет посмотреть… И что она видит?
Что, что кровь да трупы, что же еще? А она на что надеялась в нормальном триллере? Однако Анна почему то сильно удивляется увиденному, долго ходит, ходит смотрит, как будто яйца «Чужого» ищет… (пожалуй это было бы чересчур)
Короче решили девчонки погостить немного, ну а че, прибраться, полы помыть, нормальный такой дом… Хотя бы подлечится слегка, раны позашивать… ну вы же знаете, молодых девчонок медом не корми, дай зашить чего…
А еще любимое занятие молодых девушек, переносить окровавленные трупы с места на место. Трупы в ванную сложим, хорошо места много…
Вот живучая, ну ничего Люська ее кувалдой дорихтует, Аня правда не в понятках, да все нормально, это же те самые, ну которые, я ж их узнала…
Так, а где же наше фамильное привидение? А вот и оно!
Нарисовалось, и ну, опять колоть Люсю.
И еще бритвой резать… Аня смотрит, нет же ни кого, тьфу ты, Люська сама себя бритвой режет и притворяется что это типо чудо японское виновато. Короче это вовсе не мистика была… ну так просто привиделось… фу бля… да, а как же тогда на спине… ну ладно…
В общем, пора заканчивать с этими видениями, а как с ними заканчивать? А так. Хозяйке видений бритвой по горлу, и в колодец, прощай Люся, а заодно и экшн. Пора заняться нормальным, серьезным делом. Нас ждет, наконец-то, оригинальное изобретение – садизм лишенный сексуальной составляющей! Ура господа!
Итак, наша любознательная Аня возвращается, и находит… вход в подземелье! Вот удача то! (Дети хозяев за пятнадцать лет не нашли)… А там…
Правильно, жертва не спровоцированной агрессии. Существо закованное красивыми, хромированными цепочками, в красивых, алюминиевых трусах, с железной хренью на голове, прибитой гвоздями.
— Я не смогу тебя вылечить.
Да тут, пожалуй, медицина бессильна…случай хромированный хронический.
Ну, хотя бы хрень с головы уберу, гвоздями прибитую, полюбуешься на себя…
А вот, кстати, приехал кто то, что-то на милицию не похоже… да,… наверное, полиция! Но вопросов задают много…
— Кто эта девушка?
А это, похоже, главный научный руководитель. Бабушка быстро все расставила по местам.
Да ты не парься, это чисто научная работа. Наш НИИ занимается «концепцией мучеников», твое дело десятое, отдыхай, мы сами все сделаем… цель, узнать, что там за гранью…
…вот видно же по глазам, знает что-то собака, но молчит. Твоя задача, в нужный момент рассказать все, описать подробно… и будет тебе премия, благодарность и царствие небесное. «Ну ладно че…» соглашается Анна, типо пострадаю за науку… «А трусы алюминиевые дадите?»
И дальше в течение оставшихся тридцати минут, в основном крики и вопли, нормальная научно-исследовательская деятельность.
Описывать собственно особо не чего, следуют мощные удары в голову и по печени, от которых здоровый мужик, я думаю, склеит ласты в 24 часа, но наша Анна крепкая девушка, держит удар…
И опять суки из ложечки кормят, да отморозки, от таких что хочешь ожидай… Ну вот, поели, и снова за работу…
Ну вот, почти кондиция…
В конце ее на такой вот научный прибор, и сняли кожу… полностью, показано подробно, натуралистично, с особым «смаком»… а она такая живучая, не может же провалить эксперимент…
— Вы увидели другой мир?
И вот момент истины! Собираются важные господа, чтобы узнать, наконец, тайну тайн…
— Вчера после обеда, в этом месте начиная с 12.15. приняла мученичество Анна, прошу выразить ей свое соболезнование почтение (а трусы алюминиевые так и не дали). Анна особенное существо, за семнадцать лет наших опытов, только четверо достигли этой стадии, но она первая рассказала то, что она видела. Между 12.15. и 14.30. мадмуазель Анна четко видела то, что случается после смерти. Вы правильно услышали, ее экстатичное состояние длилось два часа пятнадцать минут, речь не идет о неизбежной смерти, то, что она пережила, настоящее мученичество в 14.30. это состояние прекратилось в 15.05. она заговорила, на данный момент она все еще жива… но не говорит. Мадмуазель выслушала ее признание, через минуту господа она поделится им с вами.
— Этьен, можете представить, что бывает после смерти? Отсосите Этьен…
В общем, мое сугубо личное мнение: фильм заказной, предназначен исключительно для особо завернутых извращенцев, какую либо «серьезную» смысловую нагрузку (кроме, не суй свой нос, куда попало), не несет.
Мученицы (2008) ( Паскаль Ложье ). Обзор психолога.
В фильме показана схватка – игра третьей степени (в терминах трансактного анализа) между жертвой и насильником. Отношения между героями фильма несколько напоминают игру «Давайте надуем Джо». И жертва, и насильник обрушаются сразу в два аварийных люка – «убить себя» и «убить другого». (В первой части фильма еще представлен люк «сойти с ума»). Выигравших нет. Жертва (Анна), умирая, утаскивает с собой на тот свет и старую психопатку Мадемуазель. Мы не знаем, что такое могла сказать Анна на ушко Мадемуазель, после чего та застрелилась. Да и не важно, что она сказала. Важно, что схема работает. Игровой треугольник тем и показателен, что роли в нем все время меняются. Благодаря этому в конце фильма происходит очередное переключение, и Жертва (Анна) становится Насильником (фактически убийцей).
Фильм, конечно, эмоционально очень сложный, но он классно передает архитектонику отношений в драматическом треугольнике. С жертвой, если задуматься, происходят парадоксальные вещи – чем больше издевательств она переносит, тем больше она крепнет духом, чтобы потом сделать финальный рывок и уже одной силой духа уничтожить свою мучительницу. Удивительно и то, что чем более мучительница порабощает тело и дух жертвы, тем более она становится уязвимой сама. Замечу, что третья роль в треугольнике – роль Спасателя, не меняется, она идет как сквозная, как некий лейтмотив отношений – Мадемуазель мнит себя Спасателем, при этом совершает акт взращивания Спасателя также и в Анне. Но идея спасения и спасательства терпит совершеннейший крах (кстати, почему никакие христианские движения пока не требуют запрета фильма?).
Да. Кажется, что насильник и психопат не уязвим ввиду своей тотальной нечувствительности. Но он уязвим в тех своих желаниях и верованиях, которые касаются лично его. Мадемуазель готовит себя к особенной миссии – стать свидетелем откровений просветленной мученицы Анны. Но реальность такова, что никаких откровений попросту не существует (и не может существовать). Все, что есть – это зло, зло в обличии мучителя. Но Мадемуазель ведь не знает, что она – зло. Она верит в свою миссию, и это становится для нее ловушкой.