Мудра вишну для чего
Индийские Мудры – Йога для пальцев рук: значения каждой мудры
Из книги Мудры Йога для пальцев рук – значения и описание каждой Мудры
Индийские Мудры – Йога для пальцев рук в фотографиях из эксклюзивной иллюстративной книги мудр. Всего 31 мудра с описанием значения каждой мудры.
Применять мудры может каждый человек в любое время, проявивший интерес и изучив каждую мудру в отдельности. Каждая мудра заключает в себе свой уникальный смысл и предназначение. Есть мудры для ума и тела, а есть целительные мудры для лечения и здоровья, мудра для познания и мудрости, нужной психологической настройки и энергетических каналов.
Мудры способны помочь человеку стать более успешным в жизни, более здоровым и счастливым. Попробуйте применить некоторые мудры, как вы почти сразу же ощутите новый, свежий прилив жизненных сил, духовный подъём и легкость, впадая в состояние ясности ума и просветления, умиротворения.
Но для того, чтобы осуществить свои более серьезные цели и задачи, например в целительной практике, касающихся здоровья, или же в достижение успеха в каких либо важных делах необходимо время, старание и дисциплина, стремление и настойчивость. И если к этому делу отнестись серьёзно, с уважением и почтением, то, положительный результат обязательно будет достигнут.
Ну а пока учите, изучайте мудры, а затем пробуйте, применяйте при необходимости, становитесь успешными и счастливыми.
Мудры из книги Йога для пальцев рук — описание значения 31 мудры
Мудра «Анжали»
Мудра «Голова Дракона» (лечащая, исцеляющая мудра)
Мудра «Зуб Дракона»
Мудра «Йони»
Мудра «Лестница Небесного Храма»
Мудра «Морской Гребешок»
«Мудра — Спасающая Жизнь»
«Мудра Ветра»
«Мудра Вишну»
«Мудра Воды»
«Мудра Жизни»
«Мудра Земли»
«Мудра Знания»
«Мудра Коровы»
«Мудра Лечения Неврастении»
«Мудра Лечения Трахеита»
«Мудра Неба»
«Мудра Укрепления Здоровья»
«Мудра Энергии»
Мудра «Окно Мудрости»
Мудра «Парящий Лотос»
«Поднимающая Мудра»
Мудра «Раковина»
Мудра «Стрела Ваджра»
Мудра «Три Колонны Космоса»
Энциклопедия мудр
Абхая мудра
Анджали-мудра (Пранама-анджали)
Апана мудра
Бхутадамара мудра (Трилокьявиджайя мудра)
Ваджра мудра
Вайю (ваю) мудра
Варуна-мудра
Вишну мудра
Джняна мудра
Йони мудра
Линга мудра
Мудра «Голова Дракона»
Мудра «Лестница Небесного Храма»
Мудра «Морской Гребешок»
Мудра «Окно Мудрости»
Мудра «Парящий Лотос»
Мудра «Три Колонны Космоса»
Мудра «Флейта Майтрейи»
Мудра «Чаша Чандмана»
Мудра «Черепаха»
Мудра «Шапка Шакьямуни»
Мудра «Щит Шамбалы»
Мудра лечения неврастении
Мудра подношения мандалы
Мудра укрепления здоровья
Прана мудра
Притхви мудра
Шанкха мудра
Шунья мудра
Мудры: йога для пальцев
Mudra в переводе с санскрита означает «печать», или «знак», и первое упоминание о мудрах мы находим в канонических текстах. Эти символические и ритуальные жесты широко используются в религиозных течениях индуизма и буддизма.
У современного человека мудры ассоциируются в первую очередь с такими понятиями, как «йога», и это не случайно, так как йогическая традиция широко использует данную систему жестов. Мудры включены в некоторые асаны, такие как, например, асана под названием «йога-мудра». Название говорит само за себя. При её выполнении всё тело становится «мудрой» — жестом, и при этом ладони и пальцы рук сложены определённым образом.
Во многих асанах медитативного типа подразумевается выполнение мудр пальцами рук. Это хорошо видно на примерах Падмасаны и Ваджрасаны, где руки покоятся на коленях, а пальцы сложены определённым образом, часто в форме мудры Знания.
Также одна из базовых асан стоя, Тадасана, использует этот элемент, и, выполняя её, вы включаете в свою практику и мудру Намасте, более известную в странах Азии как жест приветствия; для европейских же народов это молитвенный жест.
Это всего лишь несколько наиболее наглядных примеров того, как органично вписывается выполнение мудр в практику йогических асан.
Но это ещё только самое начало. Вспомним хотя бы пранаямы, посредством которых регулируется поток и распределение энергии (праны) в организме при помощи дыхания. Базовая техника дыхания Анулома-Вилома использует Насагра мудру (Носовую мудру).
Мудры на пальцах
Иконография также оперирует терминами мудр, это видно при изучении орнаментов в традициях индуизма и буддизма.
Мудры рук в восточных боевых искусствах
Также интересно отметить, что в традициях восточных боевых искусств встречаются жесты, идентичные мудрам. Особенно это заметно в тех формах, которые берут своё начало в традициях Тендай и Сингон-сю. В целом это неудивительно, если принять во внимание, что направление Сингон-сю своим появлением во многом обязано тантрическим текстам.
Йога для пальцев, или йога-мудра: исцеляющие мудры
Чаще всего мудры известны как йога для пальцев.
Выполняя мудры руками, вы определённо стимулируете те части тела и органы, которые непосредственно связаны с энергетическими каналами, проходящими через ладони и пальцы рук, и окончание которых находится на кончиках пальцев. Не случайно большое количество мудр задействует именно такие комбинации, когда подушечки пальцев выполняют значительную роль.
Нужно отметить, что в данном случае мы говорим только о тех мудрах, которые используются для профилактики и коррекции физических и психических расстройств. Мудры, направленные на улучшение благосостояния и удачи в делах, на помощь при выполнении желаний, пока рассматриваться не будут. Мы более подробно остановимся на целительной силе и терапевтическом эффекте мудр для пальцев и расскажем базовые принципы их воздействия на организм в целом.
Мудры для начинающих
В первую очередь, мы должны знать их предназначение и те энергии, которые они активируют.
Итак, каждый палец связан с одним из 5 элементов стихий.
Таким образом, выполняя комбинации из положений пальцев, вы перераспределяете энергию в своём теле, регулируя её течение посредством открытия и закрытия энергетических каналов так, как вы это делаете, практикуя хатха-йогу. Там вы достигаете этого эффекта путём принятия телом различных поз, здесь же используются более мелкие структуры, статичные, как и йогические асаны.
Первый палец, представляющий стихию Огня, считается главным. С каким бы другим пальцем ни соприкасался кончик большого, он будет усиливать ту стихию, которую представляет данный палец или сочетание нескольких пальцев.
Получается, что если вы соедините кончики первого и второго пальцев, то усилится элемент Воздуха посредством Огня. Огонь дает силу, поистине «зажигает», — на выходе получится мудра Знания.
Когда вы соединяете первый и третий пальцы (опять же их подушечки), то вы активизируете космическую энергию, или эфир. В результате получается Акаш мудра.
Соединение подушечек первого и четвёртого пальцев связывает вас с энергией Земли, и вы делаете Притхви мудру (Prithvi).
Пятый в сочетании с первым стимулируют стихию Воды, и получается Варуна мудра (Varuna mudra).
В следующем разделе мы рассмотрим более подробно их выполнение и ту пользу, которую вы получите, регулярно практикуя йогу пальцев.
Знания о том, как правильно делать мудры
Многие мудры довольно просты в исполнении. Когда вы освоите базовые, вы сможете перейти и к более продвинутым комбинациям пальцев в мудрах, если посчитаете это нужным.
Для их выполнения не требуется каких-то особых приготовлений. Нужно лишь принять медитативную позу, выбрать одну из асан — Сукхасану, Ваджрасану или Падмасану — и, пока вы медитируете, вы можете легко удерживать мудру.
Если же вы не настроены на медитацию в одной из йоговских асан, вы можете, просто расслабившись, удобно сесть и начать выполнять мудру. Также очень хорошо практиковать йогу пальцев, если вы едете в транспорте, слушаете музыку или смотрите фильм. Мудры имеют один очень привлекательный фактор: сконцентрированы вы на их исполнении или нет, глубоко вы верите в их целительную силу или нет, — они будут работать вне зависимости от ситуации и вашего настроя.
Базовые комбинации. Как правильно выполнять мудры
Gyan mudra, или мудра Знания (Джняна мудра): подушечки первого и второго пальцев соединены, образуя кольцо; остальные пальцы свободны. Эта комбинация стимулирует интеллектуальную деятельность, открывает для сознания путь к новым знаниям. Божественная энергия Огня (Agni Tattva) активирует энергию Воздуха (Vayu tattva), отвечающую за индивидуальность практикующего, и направляет его ум на познание глубины вещей.
Поэтому данная мудра так часто используется в практике медитации. До нашего времени дошли изображения Будды и Махавира, исполняющих данную мудру.
Вайю мудра (Vayu mudra) — это противоположный вариант предыдущей мудры. Задействована та же комбинация из первого и второго пальцев, но здесь подушечка второго пальца находится у основания первого пальца. Энергия Воздуха (Ветра) уменьшена, поэтому все недомогания, вызванные её избытком в организме, проходят. Большую пользу эта мудра приносит, избавляя от разного рода болей. Предотвращает и исцеляет артрит и ревматизм, уменьшает боли в коленях. Если выполнять эту мудру ежедневно, то работа нервной системы станет более сбалансированной.
Акаш мудра (Akash Vardhak mudra): первый и третий пальцы соединены, образуя кольцо. Энергия Эфира активизируется, индивидуальное сознание практикующего соединяется с коллективным. Также энергия Эфира отвечает за пространство. Практикуя эту мудру, вы освобождаете место для того, чтобы энергии других стихий могли свободно двигаться.
В эмоциональном плане эта мудра поможет освободиться от негативных эмоций, заменяя их позитивными. С точки зрения физиологии, она имеет большой очищающий эффект и стимулирует детоксикацию организма, нормализует кровяное давление, отвечает за работу костей и даже может уменьшить зубные боли.
Шунья мудра (Akash Shamak/Shunya mudra) выполняется по аналогии с Вайю мудрой. Подушечка третьего пальца находится у основания первого. В переводе с санскрита «шунья» означает ‘ноль’, или ‘небеса’. Её лечебный эффект состоит в том, что улучшается слух и голос, предотвращаются головокружения, а также её можно и нужно делать, если вы чувствуете неприятные ощущения во время авиаперелетов на длинные расстояния.
Притхви мудра (Prithvi Vardhak mudra): четвёртый палец соединяется с первым, и получается кольцо, также как в Джняна и Акаш мудрах. Элемент Земли (четвёртый палец) отвечает за волосы, ногти и кожу. Ведущая стихия здесь уменьшает влияние Огня, таким образом системы организма стабилизируются, растёт уверенность в себе и терпимость к окружающим. Терапевтический эффект выражен тем, что эта мудра предотвращает выпадение волос, делает ногти крепче, улучшает состояние кожи.
Сурья мудра (Prithvi Shamak/Surya mudra) выполняется по аналогии с Шунья и Вайю мудрами, когда четвёртый палец прижимается к основанию первого, образуя внутреннее кольцо. Значение этой мудры будет без перевода понятно практикующим Сурью Намаскар. Это мудра Солнца. Активизируется элемент Солнца, что выражается в общем омоложении организма. За счет большей выработки тепла эта мудра очень подходит тем, кто следит за уровнем холестерина в крови, и, следовательно, очень эффективна для похудения, а также отвечает за щитовидную железу.
Варуна мудра (Jal Vardhak mudra): пятый и первый соединяются кончиками, как в Джняна, Акаш и Притхви мудрах. Здесь активизируется элемент Воды: она восстанавливает и поддерживает водный баланс в организме, улучшает работу почек и мочевого пузыря. Усиливая водный элемент, она улучшает состояние кожи, уменьшает сухость глаз, предотвращает судороги и обезвоживание, а также показана при анемии.
Джал Шамак мудра (Jal Shaamak Mudra, или Jaludhara Nashaka Mudra): пятый палец упирается в основание первого, образуя малый круг так же, как в Вайю, Шунья и Сурья мудрах. Она уменьшает содержание излишней жидкости в организме, показана при диарее, удаляет лишнюю жидкость в теле, слизь и, следовательно, может быть использована при простудных заболеваниях.
Для того чтобы усилить эффект каждой из вышеперечисленных мудр, сразу же после основной мудры можно выполнять Прана мудру. Выполненная сама по себе, эта мудра активизирует работу иммунной системы, увеличивает прану, шакти, или жизненную силу в организме, а также очень благотворно влияет на зрение. Кончики четвертого и пятого пальцев соединены с первым.
Хакини мудра, или мудра для ума, когда кончики пальцев правой и левой рук соединены. Помогает концентрации внимания и укрепляет память, напрямую связана с активизацией работы шестой Аджна чакры.
Мудры: как выполнять
Мудры рекомендуется выполнять ежедневно. Каждую в течение 30–45 минут, для того чтобы вы смогли ощутить её терапевтический эффект. Для удобства можно разбить этот временной отрезок на несколько сессий по 15 минут. Таким образом в течение дня вы сможете уделить внимание тем мудрам, которые вы выбрали. Обычно мудры выполняются обеими руками, так как это активизирует работу обоих полушарий мозга. Вы не только работаете над исправлением тех проблем, которые скопились в вашем физическом теле, но и стимулируете работу ума, что, в свою очередь, позитивно отражается на эмоциональном плане.
Мудры. Выполнение их способствует общему оздоровлению организма
В традиции Yoga Tattva Mudra Vigiyan, или Yoga Mudra мудры выполняются наряду с практикой асан, пранаям, концентрации и медитации. Они усиливают связь внутренних органов с соответствующими им центрами в головном мозге. Правильная практика мудр, разобранных в этой статье, уже поможет вам восстановить корректную работу многих систем организма.
Освоив базовые мудры и практикуя их в ваших ежедневных медитациях, вы сможете добавлять к ним новые усложненные варианты. Ваши пальцы со временем привыкнут к новым позициям, и ежедневный ритуал, посвященный практике мудр, принесет не только положительные результаты по улучшению вашего здоровья, но и откроет для вас новый мир образов, на активизацию которых также направлено выполнение мудр.
Запаситесь терпением, будьте последовательны, и остальное приложится. Результат от работы с одними мудрами проявляется довольно быстро, иногда почти мгновенно, другие же требуют выдержки, и на достижение результата потребуется некоторое время, но всё окупится сполна, как только вы почувствуете ощутимый результат. В сочетании с адекватной диетой и физической активностью вы значительно улучшите общее состояние организма и эмоциональный настрой.
Все в наших руках
Образ бога Шивы – верховного йога в пантеоне индуистских богов – встречается в Индии чуть ли не на каждом шагу. Нередко его изображают в ипостаси Натараджи – четырехрукого бога танца, балансирующего на одной ноге. В различных регионах детали его облика могут варьироваться, однако жесты рук всегда остаются неизменными. В индийском искусстве эти жесты, называемые мудрами, являются отличительной чертой Бога или святого. Кроме того, мудры – мощная составляющая йогической традиции.
В Индии жесты рук занимают особое место в религиозной культуре. У каждого из бесчисленных индуистских божеств и буддийских бодхисаттв есть свой характерный жест. В индийской иконографии эти жесты не просто выразительный художественный прием: у них есть глубокий философский подтекст, они символизируют определенные духовные качества.
В йоге мудры развились в сложный символический язык, служащий двум целям – донесению эзотерического знания и в буквальном смысле воплощению, материализации духовных идеалов. Пожалуй, наиболее распространенные йогические мудры – это те, что присутствуют в медитативных позах. К ним относятся мудра Вишну, используемая в пранаяме нади-шодхана (в попеременном дыхании ноздрями), и джняна-мудра – жест мудрости, известный также как чин-мудра, или жест осознанности, в котором положение рук символизирует союз индивидуального «Я» с Богом. Классических мудр много – всего 108, согласно традиционному йогическому представлению. Некоторые из них включены в практику асан. Например, соединяя ладони в Сурья Намаскар (Приветствии Солнцу), вы выполняете анджали-мудру (мудру поклонения). Ладони, сложенные над головой, – это жест призыва и почитания богов, опущенные на уровень «третьего глаза» – жест приветствия и уважения по отношению к старшим, а поместив их перед грудью в «намасте», вы восхваляете божественное в тех, кто вам равен.
Экскурс в историю
Мудры менее распространены на Западе, чем асаны и пранаяма. Однако они могут сделать практику йоги глубже. Мудры – это «тонкая» разновидность асан, берущая начало в самих основах индийской йоги и обеспечивающая связь с универсальным, глубинным способом человеческого самовыражения. Одни йоги утверждают, что мудры обладают целительной силой, другие – что с их помощью можно развить сверхъестественные способности. Ясно одно: мудры способны влиять на состояние нашего ума. Попробуйте провести следующий эксперимент: в положении сидя наклонитесь вперед, положите левое предплечье поперек бедер и обхватите ладонью левой руки правый локоть. Положите подбородок в «чашу» правой ладони, между большим и указательным пальцами. Вы только что выполнили «мудру мыслителя», увековеченную Роденом. Задержавшись в этой позе на несколько минут, вы обнаружите, что погружаетесь в созерцательное состояние. Теперь выпрямитесь и помашите правой рукой в воздухе, как будто хотите поприветствовать кого-то. Вас немедленно охватит состояние доброжелательности, а на лице сама собой возникнет улыбка.
Жесты – это не только способ донести идеи до собеседника, они «материализуют» наши эмоции. И так же, как речь может стать проводником духовного опыта через молитву, жест становится молитвой благодаря практике мудр. К примеру, когда мы выполняем джняну-мудру во время медитации, легчайшее соприкосновение большого и указательного пальцев создает точку концентрации внимания и помогает сосредоточиться. Если учитывать, что большой палец в йогической традиции обозначает божественное начало, а указательный – индивидуальное «Я», поддержание контакта между ними одновременно является символом этого священного союза и служит напоминанием о нем.
Универсальный язык
Разумеется, йога не уникальна в использовании жестов рук как способа выражения идей и сакрального смысла. Египетские жрецы применяли мудры для общения с богами. Греки разрабатывали утонченную хореографию рук для своих пьес. Римские ораторы обучались не только произносить пламенные речи, но и выразительно жестикулировать. И у американских индейцев, и у аборигенов Австралии есть свой «язык знаков», некогда служивший инструментом общения между различными племенами и дошедший до наших дней как неотъемлемая часть традиции сказателей.
Мы реагируем на жесты рук с колоссальной скоростью. Причина в том, что в нижней височной доле нашего мозга есть нервные окончания, отвечающие исключительно за это. Они расположены в относительно примитивном, с эволюционной точки зрения, участке головного мозга, и это позволяет предположить, что язык жестов предшествовал возникновению вербальной коммуникации. Эволюционный лингвист Шерман Уилкокс, доктор философии и соавтор труда «Жесты и природа языка», рассматривает современную человеческую коммуникацию как целостный, «словесно-жестовый» способ экспрессии. «Дети приобретают жестовые и речевые навыки одновременно», – говорит Уилкокс. На протяжении всей человеческой жизни речь и жесты совместно служат задаче донесения мыслей и чувств до собеседника. Именно поэтому без жестикуляции мы не чувствуем, что самовыразились полностью.
При этом руки часто передают оттенки значения, которые мы осознанно не собирались доносить. Джон Напиер, доктор медицины и крупный авторитет в области изучения движения рук с эволюционной точки зрения, говорил: «Если язык был дан людям, чтобы скрывать мысли, то цель жестов – выдать их». Исследования образов, формирующихся в ходе мозговой деятельности, показывают, что жесты рук предшествуют речи в том, что неврологи именуют «глубинной стадией формирования высказывания», таким образом обозначая момент, предваряющий его «точку развития», когда вы осознаете собственные мысли. Другими словами, жестовый импульс формируется в нашем мозге до того, как возникает побуждение к речи.
Движения рук являются выражением того, что неврологи называют «образным» мышлением. В момент «глубинной стадии», прежде чем мысли превратятся в слова, идеи «всплывают на поверхность» в виде конкретных образов и чувств. Например, пытаясь донести до собеседника сложную абстрактную идею, мы можем сжать руки перед собой, будто формируем для нее некий «контейнер». Чем абстрактнее идея, тем интенсивнее мы будем использовать руки, чтобы «схватить» ее, будто бы она обладает субстанцией. «Наши руки помогают делать абстрактные концепции конкретными, чтобы мы могли их сформулировать, – говорит Уилкокс. – Слова представляют идеи, жесты материализуют их».
Материализация мысли особенно важна, когда мы пытаемся транслировать невыразимые на уровне слов реалии духовного мира, которые невозможно до конца понять, пока они не стали частью нашего непосредственного опыта. Для того чтобы духовное воззрение обрело истинную силу трансформации, оно должно укорениться в нас, стать буквально «осязаемым». Свами Шивананда Радха, первая западная женщина, посвященная в монашеский орден Свами Шивананды, так описывала трансформирующую силу асаны: «Когда асана оттачивается до совершенства практикой, в какой-то момент она обретает духовную силу и становится мудрой». Другими словами, в своем идеальном исполнении каждая асана преобразовывает тело таким образом, чтобы вызвать или укрепить соответствующее состояние высшей осознанности. И хотя сейчас термин «мудра», как правило, относится к жестам рук, им также можно обозначить ряд практик – от некоторых асан до энергетических замков: бандх. Во всех этих случаях мудра выступает в качестве «хранилища», с помощью которого «запечатывается» в теле определенное энергетическое состояние.
Этимологически слово «мудра» имеет санскритские корни, указывающие на нечто, «дарующее радость», однако большинство мастеров йоги утверждают, что изначально этот термин произошел от ассирийского слова, которое обозначало «оттиск», используемый при клинописном письме. Далее оно перекочевало в санскрит и стало означать «печать», с помощью которой индийские цари подтверждали истинность своих указов. Это понятие распространилось и на духовный опыт: «мудра» – это «печать», служащая выражением и «подтверждением истинности» внутреннего состояния йогина.
Взгляд Свами Шивананда Радха на трансформирующую силу жеста нашел подтверждение и в научной среде. Нейроученые говорят о том, что наблюдение за жестом может стимулировать те же популяции моторно-командных нейронов, что и его непосредственное выполнение. Они назвали этот феномен «зеркальными нейронами». Уилкокс предполагает, что это имеет прямое отношение к мудрам. Если определенное внутреннее состояние через духовную практику ассоциировано с неким жестом, то существует вероятность, что наблюдение этого жеста – его изображения или в исполнении другого человека – может активизировать наши зеркальные нейроны и вызвать аналогичное духовное переживание.
Танцы с Богом
Использование мудр в йоге имеет глубокую связь с жестами индийского классического танца. «Танец рук» появился на свет в качестве разновидности йоги в шиваитских храмах Южной Индии. Легенда гласит, что священный танец был создан святыми пророками и жрецами на заре индийской цивилизации. В Бхарате Натье Шастре – древнейшем классическом трактате по индийской драматургии – говорится, что Господь Брахма, творец всего сущего, явил танец как способ передачи ведического знания всем кастам. Для того чтобы рассказывать истории о Божественном, храмовые танцоры использовали священный арсенал жестов, называемых «хасты». Задача танцора: с помощью жеста «выразить состояния души», или «бхавы». Центральной фигурой всех историй, как правило, является Вишну или Шива, соответственно, поддерживающий и разрушительный аспект индуистской космической триады. Цель подобных историй – «перенести аудиторию в священное пространство, где каждый наблюдатель может лично пережить встречу с Божественным, будто танцор – это воплощение Вишну или Шивы». Обретение танцором божественной сущности происходит постепенно и достигает кульминации, когда он выполняет мудру Бога. Причем между мудрами и другими жестами рук – хастами (что буквально означает «руки») – все же есть различие. Хаста «рассказывает» историю, однако в конечном счете повествование подходит к своему апогею, когда демонстрируется знак Бога. Только если танцор искусен, а аудитория внимательна, то на сцене Бог обретет плоть.
Спонтанная мудра
Несмотря на то, что мудры в традиционных танце и йоге строго формализованы и передаются в неизменном виде от поколения к поколению, некоторые последователи йоги утверждают, что мудра может возникнуть как естественное и стихийное проявление пробудившейся энергии кундалини. Аналогично тому, как обычные жесты рук спонтанно рождаются вместе со словами, чтобы помочь нам передать смысл, мудры являются манифестацией нашего духовного опыта. Адепты средневековой школы сахаджа-йоги, название которой обычно переводят как «спонтанная йога», верили, что просветление приходит только благодаря спонтанному внутреннему переживанию, а не вследствие жесткой дисциплины и внешних ограничений. В частности, они практиковали произвольный экстатический танец. Стюарт Соватски, директор клиники кундалини в Окленде, штат Калифорния, и автор книги «Слова из глубины души: время, духовность Востока и Запада в контексте психотерапии», говорит, что мудры произошли от этих свободных, возбужденных праной танцевальных движений.
С точки зрения Соватски, современного последователя сахаджа-йоги, рассматривать мудры как регламентированную формальную практику, предназначенную для того, чтобы «достучаться» до кундалини, – это своего рода шаг назад. По его словам, это сравнимо с тем, как если бы мы, например, «утвердили набор шаблонов для улыбки или нахмуривания бровей». Соватски предлагает скорее видеть в мудрах рожденные движением праны «жесты восторга», нежели воспринимать их как некий инструмент контроля над энергией кундалини. Однако мудра может быть спонтанным отражением высшего состояния сознания, и в то же время ее можно осознанно использовать, чтобы вызвать это состояние.По словам Кали Рэй, эффект от практики мудр достигается за счет стимуляции «тонкого» тела. Каждый из пальцев соответствует одному из пяти чувств, элементов и видов пран (жизненных энергий). Три фаланги пальца символизируют гуны, или три основных начала материальной природы, обусловливающих бытие человека: саттва (чистота, или благость), раджас (деятельность, или страсть) и тамас (невежество). Дотрагиваясь до различных точек на пальцах рук и ног, можно воздействовать на «тонкое» тело, которое таким образом в конечном итоге приводится в равновесие.
Мудры предоставляют нам множество новых возможностей для исследования своего потенциала. Они весьма благотворно влияют на наше здоровье и состояние ума, открывают доступ к тонким энергиям тела и позволяют углубить практику йоги. Кроме того, классический подход к мудрам и свободное самовыражение через силу рожденного практикой жеста могут внести свою лепту в процесс духовной трансформации. На самом деле любой жест можно рассматривать как послание нашего внутреннего «Я». Практикуя таким образом и развивая осознанность, мы постепенно превращаем каждое действие рук в мудру – живую молитву.
Джняна-мудра
(жест мудрости)
Этот узнаваемый медитативный жест символизирует союз человеческого и божественного сознаний. Примите любую позу сидя для медитации, положите руки ладонями вверх на колени и соедините кончики указательного и большого пальцев. Остальные пальцы пусть будут выпрямлены, слегка разведены друг от друга и расслаблены. Основное предназначение этой мудры – улучшение концентрации, но также она помогает при бессоннице, беспокойстве ума и депрессии.
Грантхита-мудра
(жест узла майи)
Каждый день миллионы людей во всем мире склоняют головы и переплетают пальцы в замок для вознесения хвалы небесам. Как жест благодарности, эта мудра укрепляет связь с высшими силами. В йоге тот же самый жест используется для обозначения «переплетения» материального и духовного мира.
Анджали-мудра
(жест поклонения)
Анджали-мудра является жестом почитания божественного и символизирует единство космических противоположностей. Соедините ладони на уровне сердца, прижав их друг к другу и вытянув вверх пальцы, при этом правый большой палец должен лежать на левом. Складывая ладони таким образом, мы гармонизируем работу правого и левого полушарий, приводим ум в состояние равновесия и готовности к медитации.
Йони-мудра
(мудра женского лона)
Эта мудра – классический знак богини, высшего женского начала. Она также символизирует силу женского плодородия, муладхара-чакру (корневую чакру) и домашний очаг – основы нашего бытия. Для того чтобы выполнить йони-мудру, сложите вместе руки и переплетите пальцы. Выпрямите средние пальцы, и пусть они соприкоснутся подушечками. Теперь раскройте ладони как книгу: средние пальцы должны образовать треугольник. Указательными пальцами захватите безымянные пальцы другой руки и направьте их вниз. Большие пальцы согните и прижмите к основанию указательных. Эта мудра успокаивает дыхание и снимает менструальные спазмы.
Мудра Вишну
Эта мудра является знаком Бога Вишну, поддерживающего иллюзию проявленной вселенной. Подчиненная ему вселенная разворачивается из изначального единства как бесконечная игра противоположностей: созидания и разрушения, женского и мужского начал, тьмы и света. Объединение этих полярностей посредством йогической мудрости является высшим уровнем понимания сути вещей. Чтобы выполнить мудру, вытяните пальцы правой руки и согните указательный и средний пальцы, прижав их кончики к подушечке у основания большого пальца. Йоги используют ее в практике анулома-вилома пранаямы (попеременного дыхания ноздрями без задержки).
Абхайя-мудра
(жест дарования бесстрашия)
Эта мудра тесно связана с приветственным взмахом руки. Многие восточные божества изображаются выполняющими абхайя-мудру, и это служит нам напоминанием о том, что все в конечном итоге будет в порядке. Поднимите обращенную вперед раскрытую правую ладонь на уровень плеча. Пальцы вытянуты, но не напряжены. Она символизирует милосердие и дарование духовного богатства. Если вы находитесь в положении сидя, левая рука может покоиться на колене, ладонью вверх. Абхайя-мудра часто сопровождается варада-мудрой (жестом благодеяния и ниспослания даров), выполняемой левой рукой: раскрытая ладонь развернута наружу, пальцы направлены вниз.
Витарка-мудра
(жест доказательства и наставления)
Во время своей первой проповеди Будда явил эту мудру, символизирующую логическое обоснование и передачу учения от наставника ученику. Для того чтобы выполнить витарка-мудру, соедините кончики указательного и большого пальцев правой руки (получится «кольцо») и поместите развернутую наружу ладонь у анахата-чакры в области сердца. Сложите пальцы левой руки аналогичным образом и положите кисть на колено, ладонью вверх. Существует вариация этой мудры, когда вместо указательного используется безымянный палец: в этом случае она символизирует удачу и радость.