Мудрость это высшее чего может достичь человек это
Высшее, чего может достичь человек, — это мудрость. (по Б. Бим-Баду) (ЕГЭ по русскому)
В предложенном для разбора тексте академика РАО Б. Бим-Бада ведется рассуждение о мудрости. Автора волнует вопрос: «В чем заключается мудрость?»
Пытаясь разобраться в данном вопросе, автор статьи акцентирует внимание на том, что мудрость – это высшее, чего может достичь человек, но мудрости следует учить. Автор также замечает: «мудрость нуждается в знаниях, но не сводится к ним».
Борис Михайлович Бим-Бад заостряет внимание на следующем. Мысль требует долгого спора с собой, выстраивания цепочек рассуждений, которые следует удерживать «вниманием долгих дум». Это, безусловно, очень серьезная работа. Автор уточняет, что всех людей можно разделить на две группы: одни способны удерживать это самое «внимание долгих дум», а другие – нет.
Позиция автора предельно ясна и пряма: следует учиться «долгим думам». Тогда действительно станешь мудрым человеком. С этим нельзя не согласиться.
Мудрости учит вся русская классическая литература. Способность к «долгим думам» развивают А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, А. П. Чехов, И. С. Тургенев, И. А. Гончаров, Ф. М. Достоевский и, конечно же, Л. Н. Толстой.
Так, например, в своем романе-эпопее «Война и мир» Лев Николаевич Толстой учит самой главной мудрости – «диалектике души». Человек должен всю жизнь стремиться к самосовершенствованию и тогда он будет по-настоящему счастливым человеком.
Не только читая книги, можно учиться мудрости. Мудрость – «это больше, чем знания, это еще и интуиция, и отвращение к самообману». Мудрость – это всегда движение вперед.
Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
Сочинения-рассуждения по русскому языку (ЕГЭ): Высшее, чего может достичь человек, — это мудрость … Б. Бим-Бад (сочинение)
Сборник идеальных эссе по обществознанию
(1)Позвольте напомнить известное изречение: «Где наша мудрость, потерянная в знаниях? Где наше знание, потерянное в информации?»(2)Высшее, чего может достичь человек, — это мудрость. (3)Ей бы полагалось стать школьным предметом, мудрости надо учить. (4)Точнее, к мудрости надобно приучать — как к осторожности суждений, воздержанию от недостаточно обоснованных утверждений, умению принимать во внимание множество факторов, опираясь на то, что рождено разнообразием исторического опыта. (5)Это больше, чем знания. (б)Это ещё и интуиция, и отвращение к самообману. (7)Мудрый человек никогда не самонадеян: он не считает конечными полученные им результаты раздумий, он допускает их ошибочность, сопоставляя их с прямо противоположными утверждениями и находя пробелы в том, что казалось бесспорным.
(8)Мудрость нуждается в знаниях, но не сводится к ним.
(9)Кто-то может знать, допустим, все разновидности бабочек и ничего не смыслить в проблемах экологии. (10)Даже не интересоваться ими. (11)В таком случае человек упускает из вида связь отдельно взятой бабочки с устройством мира.
(12)3нания отвечают на вопрос «Почему?», а информация — только на вопросы «Что? Где? Когда? Как?». (13)3нание состоит из «пониманий» и является достоянием науки. (14)3нание нуждается в информации, но не сводится к ней — оно выше, поскольку знает, как проверять достоверность информации.
(15)3нание в европейской, а теперь и в общемировой научной традиции всегда противостояло мнению. (16)Мнение — это всего лишь некоторое отношение к чему-либо, а знание — это, повторю, понимание закономерности. (17)Важно не столько отстаивать непременно своё мнение, сколько думать о том, чтобы оно было доказано, хотя бы стремилось стать знанием. (18)Стремление всячески поощрять безосновательные мнения как самоцель очень опасно для растущего человека. (19)Недостаточно мыслить самостоятельно — надо ещё мыслить правильно.
(20)Вкусу к свободе, к полёту мысли надо долго учиться. (21)Вспомните: мысли у Буратино были коротенькие-коротенькие. (22)А совсем молодой Пушкин в послании другу написал такие слова: «Учусь удерживать вниманье долгих дум…»
(23)Оказывается, своя мысль требует долгого и мучительного спора с собой, внутреннего жёсткого требования проверок и перепроверок, выстраивания длинных цепочек рассуждений. (24)Их надо все удержать в круге своего напряжённого внимания — это серьёзная работа. (25)Вот что значит «удерживать вниманье долгих дум».
(26)И для некоторых людей это — удовольствие. (27)Сократ, как передаёт легенда, однажды так увлёкся размышлением, что простоял неподвижно на одном месте почти сутки, не замечая ничего вокруг.
(28)Людей, очевидно, можно разделить на две категории: способных «удерживать внимание долгих дум» и тех, кто предпочитает короткие, простенькие мысли, что не мешает их самодовольству и самовлюблённости. (29)Когда поощряют необоснованные мнения, то поддерживают в человеке вот эту самовлюблённость и склонность к самообману.
(ЗО)Потому сегодня так важно уйти от одобрения, от поощрения коротеньких, как у Буратино, мыслей и учиться у Пушкина с его предпочтеньем «долгих дум».
*Борис Михайлович Бим-Бад (род. в 1941 г.) — академик РАО.
Сочинение егэ на тему мудрости
(1)Позвольте напомнить известное изречение: «Где наша мудрость, потерянная в знаниях? Где наше знание, потерянное в информации?» (2)Высшее, чего может достичь человек, — это мудрость. (3)Ей бы полагалось стать школьным предметом, мудрости надо учить. (4)Точнее, к мудрости надобно приучать — как к осторожности суждений, воздержанию от недостаточно обоснованных утверждений, умению принимать во внимание множество факторов, опираясь на то, что рождено разнообразием исторического опыта. (5)Это больше, чем знания. (б)Это ещё и интуиция, и отвращение к самообману. (7)Мудрый человек никогда не самонадеян: он не считает конечными полученные им результаты раздумий, он допускает их ошибочность, сопоставляя их с прямо противоположными утверждениями и находя пробелы в том, что казалось бесспорным. (8)Мудрость нуждается в знаниях, но не сводится к ним. (9)Кто-то может знать, допустим, все разновидности бабочек и ничего не смыслить в проблемах экологии. (10)Даже не интересоваться ими. (11)В таком случае человек упускает из вида связь отдельно взятой бабочки с устройством мира. (12)3нания отвечают на вопрос «Почему?», а информация — только на вопросы «Что? Где? Когда? Как?». (13)3нание состоит из «пониманий» и является достоянием науки. (14)3нание нуждается в информации, но не сводится к ней — оно выше, поскольку знает, как проверять достоверность информации. (15)3нание в европейской, а теперь и в общемировой научной традиции всегда противостояло мнению. (16)Мнение — это всего лишь некоторое отношение к чему-либо, а знание — это, повторю, понимание закономерности. (17)Важно не столько отстаивать непременно своё мнение, сколько думать о том, чтобы оно было доказано, хотя бы стремилось стать знанием. (18)Стремление всячески поощрять безосновательные мнения как самоцель очень опасно для растущего человека. (19)Недостаточно мыслить самостоятельно — надо ещё мыслить правильно. (20)Вкусу к свободе, к полёту мысли надо долго учиться. (21)Вспомните: мысли у Буратино были коротенькие-коротенькие. (22)А совсем молодой Пушкин в послании другу написал такие слова: «Учусь удерживать вниманье долгих дум…» (23)Оказывается, своя мысль требует долгого и мучительного спора с собой, внутреннего жёсткого требования проверок и перепроверок, выстраивания длинных цепочек рассуждений. (24)Их надо все удержать в круге своего напряжённого внимания — это серьёзная работа. (25)Вот что значит «удерживать вниманье долгих дум». (26)И для некоторых людей это — удовольствие. (27)Сократ, как передаёт легенда, однажды так увлёкся размышлением, что простоял неподвижно на одном месте почти сутки, не замечая ничего вокруг. (28)Людей, очевидно, можно разделить на две категории: способных «удерживать внимание долгих дум» и тех, кто предпочитает короткие, простенькие мысли, что не мешает их самодовольству и самовлюблённости. (29)Когда поощряют необоснованные мнения, то поддерживают в человеке вот эту самовлюблённость и склонность к самообману. (ЗО)Потому сегодня так важно уйти от одобрения, от поощрения коротеньких, как у Буратино, мыслей и учиться у Пушкина с его предпочтеньем «долгих дум».(По Б. Бим-Баду*) *Борис Михайлович Бим-Бад
(род. в 1941 г.) — академик РАО.
Вопрос:
(1)Позвольте напомнить известное изречение: «Где наша мудрость, потерянная в знани ях? Где наше знание, потерянное в информации?» (2)Высшее, чего может достичь человек, — это мудрость. (3)Ей бы полагалось стать школьным предметом, мудрости надо учить. (4)Точнее, к мудрости надобно приучать — как к осторожности суждений, воздержанию от недостаточно обоснованных утверждений, умению принимать во внимание множество факторов, опираясь на то, что рождено разнообразием исторического опыта. (5)Это больше, чем знания. (6)Это ещё и интуиция, и отвращение к самообману. (7)Мудрый человек никогда не самонадеян: он не считает конечными полученные им результаты раздумий, он допускает их ошибочность, сопоставляя их с прямо противоположными утверждениями и находя пробелы в том, что казалось бесспорным. (8)Мудрость нуждается в знаниях, но не сводится к ним. (9)Кто-то может знать, допустим, все разновидности бабочек и ничего не смыслить в проблемах экологии. (10)Даже не интересоваться ими. (11)В таком случае человек упускает из вида связь отдельно взятой бабочки с устройством мира. (12)3нания отвечают на вопрос «Почему?», а информация — только на вопросы «Что? Где? Когда? Как?». (13)3нание состоит из «пониманий» и является достоянием науки. (14)3нание нуждается в информации, но не сводится к ней — оно выше, поскольку знает, как проверять достоверность информации. (15)3нание в европейской, а теперь и в общемировой научной традиции всегда противостояло мнению. (16)Мнение — это всего лишь некоторое отношение к чему-либо, а знание — это, повторю, понимание закономерности. (17)Важно не столько отстаивать непременно своё мнение, сколько думать о том, чтобы оно было доказано, хотя бы стремилось стать знанием. (18)Стремление всячески поощрять безосновательные мнения как самоцель очень опасно для растущего человека. (19)Недостаточно мыслить самостоятельно — надо ещё мыслить правильно. (20)Вкусу к свободе, к полёту мысли надо долго учиться. (21) Вспомните: мысли у Буратино были коротенькие-коротенькие. (22) А совсем молодой Пушкин в послании другу написал такие слова: «Учусь удерживать вниманье долгих дум…» (23)Оказывается, своя мысль требует долгого и мучительного спора с собой, внутреннего жёсткого требования проверок и перепроверок, выстраивания длинных цепочек рассуждений. (24)Их надо все удержать в круге своего напряжённого внимания — это серьёзная работа. (25)Вот что значит «удерживать вниманье долгих дум». (26)И для некоторых людей это — удовольствие. (27)Сократ, как передаёт легенда, однажды так увлёкся размышлением, что простоял неподвижно на одном месте почти сутки, не замечая ничего вокруг. (28)Людей, очевидно, можно разделить на две категории: способных «удерживать внимание долгих дум» и тех, кто предпочитает короткие, простенькие мысли, что не мешает их самодовольству и самовлюблённости. (29)Когда поощряют необоснованные мнения, то поддерживают в человеке вот эту самовлюблённость и склонность к самообману. (30)Потому сегодня так важно уйти от одобрения, от поощрения коротеньких, как у Буратино, мыслей и учиться у Пушкина с его предпочтеньем «долгих дум». помогите написать аргументы и проблему в данном тексте
Ответы:
Сегодня так важно уйти от одобрения и тд
От автора
Понимая, что молодежь в своей начальной взрослой жизни делает много ошибок из-за отсутствия жизненного опыта и мудрости, я решил собирать мудрые высказывания ученых, философов, писателей, государственных и общественных деятелей по тем или иным жизненным вопросам, с тем чтобы позже, когда подрастут, передать эти высказывания моим внучатам.
Заповедь гласит: учись на чужих ошибках, а не на своих.
Надеюсь, что, познакомившись с моими записями, они будут немного мудрее, умнее и осмотрительнее. Высказанная мудрость поможет им более правильно и безболезненно решать возникающие жизненные проблемы. Предвидеть, какие последствия вызовут те или иные их решения.
У меня возник вопрос: а почему не передать мои многолетние записи молодежи? Жизненный опыт поколений народов мира в большом количестве пословиц и поговорок послужит не только для украшения их речи, но и, безусловно, будет важен и полезен в деловой и повседневной жизни.
Русская речь богата образными выражениями, а хорошая пословица и поговорка бьет не в бровь, а в глаз.
Накапливая жизненный опыт, молодежь будет совершать меньше ошибок, при общении у них будет возникать меньше конфликтов, спокойнее и радостнее будет проходить их жизнь.
Мудрость придет к ним раньше, чем старость. Не должно быть так, как отмечал французский философ-гуманист, писатель Мишель де Монтень: «Мы научаемся жить, когда жизнь наша уже прошла».
В данный сборник вошли мудрые высказывания: из периодической русской и иностранной печати; из речей, выступлений, литературных справочников; от составителей подобных сборников. Большая часть высказываний – это изречения ученых, философов писателей – Н. М. Карамзина, В. Т. Ключевского, Н. В. Гоголя, М. Горького, В. Г. Белинского, С. И. Ожегова, К. Д. Ушинского, Платона, Аристотеля, Б. Шоу, Э. Золя, У. Черчилля и многих других – более 4 тыс. человек. Учитывая свой большой жизненный и педагогический опыт, и я внес ряд своих мыслей.
Я обратил внимание, что есть множество высказываний по одним и тем же темам. Если их объединить, то получается жизненная цепочка-диалог. При этом нежелательно указывать автора после каждой цитаты, так как теряется цепочка разговора – надпись автора отвлечет читателя от содержания и потеряется смысл данного сборника. Из более чем 5 тыс. высказываний ученых и общественных деятелей бóльшая часть массовому читателю незнакома.
В этом сборнике встречаются противоположные мнения, и выводы должен делать для себя сам читатель.
В сборник включено много пословиц, усиливающих выразительность языка говорящего. Они помогут молодежи обогатить и разнообразить свою речь.
При составлении сборника ставилась цель: не так важно, кто
сказал, а важно,
что
сказано.
Французский философ Пьер де ла Раме утверждал, что никакой авторитет не должен господствовать над разумом.
Если читателя заинтересуют авторы высказываний, он может обратиться за информацией к любому удобному для него источнику.
Очень важно эту книгу не читать, как говорится, «запоем», а руководствоваться высказыванием нидерландского философа, писателя и гуманиста Эразма Роттердамского: «Ты должен основательно продумывать, чтобы прочитанное обратилось в твою плоть и кровь, а не было сложено в одной памяти, как в каком-нибудь словаре». Только тогда прочувствуешь и поймешь всю мудрость этих высказываний.
В данном сборнике отражено около 70 тем – это многие стороны нашей повседневной жизни – и более пяти тысяч мудрых изречений и поговорок.
Вергилий, древнеримский поэт, отмечал, что молодому читателю необходимо учесть, что «никто не может быть ни всезнающим, ни всемогущим». А Жак-Анри Бернарден де Сен-Пьер, французский писатель и естествоиспытатель, говорил: «Авторитет громких имен слишком часто служит основанием для заблуждений».
Надеюсь, что эта книга будет у многих (и прежде всего молодого читателя) настольной и станет товарищем по жизни.
Сочинение-рассуждение В чём заключается мудрость? по тексту Б.М. Бим-Бада
Текст академика Б.М. Бим-Бада представляет собой тактичное приглашение читателя к совместному рассуждению по вопросам, заключённым в известном изречении: «Где наша мудрость, потерянная в знаниях? Где наше знание, потерянное в информации?». Рассуждая о соотношении таких понятий, как информация, знания и мудрость, автор задаётся вопросом: «В чём заключается мудрость?».
Предложения 2-8 раскрывают суть этого понятия и глубокую убеждённость автора в том, что «мудрости надо учить», как любому школьному предмету. Академик предлагает читателю задуматься: чем человек, много знающий, отличается от человека, наделённого мудростью, приводя пример о знаниях разновидностей бабочек, но неумении связать отдельно взятую бабочку с устройством мира. Отводя большую роль знаниям и раздумьям, автор подчёркивает, что мудрость – «это ещё и интуиция, и отвращение к самообману».
Позиция автора по данной проблеме однозначна: мудрость заключается, прежде всего, в осторожности суждений, в умении при обосновании суждений опираться на знания, принимая к сведению множество факторов. Поступаете в 2020 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.
Мнение автора мне близко, и я полностью согласна с тем, что, рассуждая о чём-либо, принимая ответственное решение, необходимо опираться на знания, но чтобы прийти к окончательному суждению, необходимо учитывать исторический опыт и противоположные утверждения. Самонадеянность в таких случаях может привести к непоправимым ошибкам.
Аргументом, подтверждающим моё мнение, может послужить роман Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». Р. Раскольников, уязвлённый несправедливым устройством окружающего мира, решил исправить общественную несправедливость и изложил в статье «О преступлении» свою теорию. Опираясь на знания об исторических деятелях, которые прославились тем, что ради достижения своих целей не останавливались ни перед чем, даже преступали закон, он пришёл к мысли о делении людей на две группы: большинство — «твари дрожащие» и единицы — «право имеющие» повелевать «всем муравейником». Самонадеянность Раскольникова (уверенность в непогрешимости созданной им теории) привела его к преступлению, а его теорию опровергла сама жизнь, так что нельзя назвать этого совсем неглупого человека мудрым.
Следующим аргументом, доказывающим, что мудрость больше, чем знания, является эпизод из романа Л.Н. Толстого «Война и мир». На военном Совете в Филях в1812 году Кутузов, выслушав и обдумав мнения генералов, приняв во внимание тот фактор, что после Бородинской битвы пытаться остановить французов — значило для русской армии понести новые большие потери, проявив интуицию, приказал отступать. История подтвердила: более мудрого решения быть не могло.
Часто мудрыми мы называем тех, у кого богатый жизненный опыт, но ведь опыт может быть разным и совсем не обязательно отличаться мудрыми решениями и поступками. Иногда, занимая высокую должность, человек, подчеркивая своё превосходство над другими, упиваясь воображаемой неповторимостью и незаменимостью, только вредит общему делу. Ни выслушать мнение других, ни признать свои заблуждения и ошибки такие люди не способны. Поэтому трудно не согласиться с автором в том, что мудрости надо учиться всю жизнь…
Полезный материал по теме:
Вариант 28
Высшее, чего может достичь человек, — это мудрость.
Мудрости полагалось бы стать школьным предметом, ей надо учить.
В чем заключается мудрость? Над этим вопросом предлагает нам задуматься Б.М. Бим-Бад.
Анализируя проблему, автор приводит в пример ситуацию со своим знакомым-директором школы, который кичился тем, что в его учебном заведении дети без подготовки пишут сочинения на сложные, философские темы. Пишут без погружения в тему, без подробного её изучения, без аргументов – просто высказывают свое мнение. Профессор делает акцент на том, что подобное высказывание мыслей нельзя назвать мудростью – в таком мнении отсутствует интеллектуальная честность, отсутствует доля сомнения, отсутствует опора на сторонние мнения, а также аллюзии к творчеству известных мыслителей. Автор обращает наше внимание на то, что мудрость это не пустое высказывание мнения, это не знания, пусть даже и глубокие, в понятии «мудрость» нет места самонадеянности и самоуверенности.
Б.М. Бим-Бад считает, что мудрость заключается прежде всего в осторожности суждений, в умении при обосновании своего мнения опираться на знания, принимая к сведению множество факторов.
Я полностью согласна с мнением автора и тоже считаю, что мудрым можно назвать человека, который способен осознать свои ошибки, способен сомневаться в том, что он говорит. Мудрость воплощает в себе и знания, и умение высказывать своё мнение – но знания должны быть разносторонними, глубокими, связанными друг с другом цепью логики, а мнение должно опираться на опыт других людей, на множество факторов, на собственную интуицию и «отвращение к самообману».
Всем нам известны слова Сократа: «Я знаю только то, что ничего не знаю». Это высказывание смело можно причислить к жизненным кредо всех мудрых людей, каким, конечно же, являлся и сам Сократ. В хрониках жизни этого философа написано о том, что он, несмотря на большое количество знаний, на собственное мнение, которое оставило отпечаток в истории, всю свою жизнь потратил на поиск истины. И даже в произведении Э. Радзинского «Беседы с Сократом» автор подчеркивает, что древнегреческий философ был подлинным мудрецом, т.к. он никогда не считал своё мнение истиной, т.к. он всегда подвергал сомнению собственные высказывания и знания.
Мудрым можно назвать и героя романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир». Платон Каратаев был воплощением народной мудрости: с помощью него Пьер смог обрести новый взгляд на привычные ему вещи, уверенность, внутреннюю свободу, смог приобщиться к народному началу. Мудрость Платона Каратаева воплощена в его мягких, спокойных, размеренных движениях, не сходящей с лица улыбке, ласку и простоту в словах – и это в период войны. Герой буквально разговаривает пословицами, тем самым делая аллюзию к опыту своего народа, в его мировоззрении присутствует христианское милосердие, сострадание и любовь к людям, а также идея жизни по совести и справедливости. Платон Каратаев мудр потому, что не привязан к обыденным вещам и мыслям – он любит все и всех, готов принимать мысли и чувства любого человека и проецировать их на себя. Однако в итоге, исходя из опыта Пьера, все, кто когда-либо встречался с этим народным мудрецом, перенимали именно его философию жизни.
Образовательный сайт учителя русского языка и литературы Захарьиной Елены Алексеевны
Интерактивные технологии в образовании
Текст Бим-Бада Б.
(1)Позвольте напомнить известное изречение: «Где наша мудрость, потерянная в знаниях? Где наше знание, потерянное в информации?»
(2)Высшее, чего может достичь человек, — это мудрость. (3)Ей бы полагалось стать школьным предметом, мудрости надо учить. (4)Точнее, к мудрости надобно приучать — как к осторожности суждений, воздержанию от недостаточно обоснованных утверждений, умению принимать во внимание множество факторов, опираясь на то, что рождено разнообразием исторического опыта. (5)Это больше, чем знания. (6)Это ещё и интуиция, и отвращение к самообману. (7)Мудрый человек никогда не самонадеян: он не считает конечными полученные им результаты раздумий, он допускает их ошибочность, сопоставляя их с прямо противоположными утверждениями и находя пробелы в том, что казалось бесспорным.
(8)Мудрость нуждается в знаниях, но не сводится к ним.
(9)Кто-то может знать, допустим, все разновидности бабочек и ничего не смыслить в проблемах экологии. (10)Даже не интересоваться ими. (11)В таком случае человек упускает из вида связь отдельно взятой бабочки с устройством мира.
(12)3нания отвечают на вопрос «Почему?», а информация — только на вопросы «Что? Где? Когда? Как?». (13)3нание состоит из «пониманий» и является достоянием науки. (14)3нание нуждается в информации, но не сводится к ней — оно выше, поскольку знает, как проверять достоверность информации.
(15)3нание в европейской, а теперь и в общемировой научной традиции всегда противостояло мнению. (16)Мнение — это всего лишь некоторое отношение к чему-либо, а знание — это, повторю, понимание закономерности. (17)Важно не столько отстаивать непременно своё мнение, сколько думать о том, чтобы оно было доказано, хотя бы стремилось стать знанием. (18)Стремление всячески поощрять безосновательные мнения как самоцель очень опасно для растущего человека. (19)Недостаточно мыслить самостоятельно — надо ещё мыслить правильно.
(20)Вкусу к свободе, к полёту мысли надо долго учиться. (21) Вспомните: мысли у Буратино были коротенькие-коротенькие. (22) А совсем молодой Пушкин в послании другу написал такие слова: «Учусь удерживать вниманье долгих дум. »
(23)Оказывается, своя мысль требует долгого и мучительного спора с собой, внутреннего жёсткого требования проверок и перепроверок, выстраивания длинных цепочек рассуждений. (24)Их надо все удержать в круге своего напряжённого внимания — это серьёзная работа. (25)Вот что значит «удерживать вниманье долгих дум».
(26)И для некоторых людей это — удовольствие. (27)Сократ, как передаёт легенда, однажды так увлёкся размышлением, что простоял неподвижно на одном месте почти сутки, не замечая ничего вокруг.
(28)Людей, очевидно, можно разделить на две категории: способных «удерживать внимание долгих дум» и тех, кто предпочитает короткие, простенькие мысли, что не мешает их самодовольству и самовлюблённости. (29)Когда поощряют необоснованные мнения, то поддерживают в человеке вот эту самовлюблённость и склонность к самообману.
(30)Потому сегодня так важно уйти от одобрения, от поощрения коротеньких, как у Буратино, мыслей и учиться у Пушкина с его предпочтеньем «долгих дум».
*Борис Михайлович Бим-Бад (род. в 1941 г.) — академик РАО.