Мудрость и премудрость в чем разница
Толкования Священного Писания
Содержание
Толкования на Иак. 3:17
Свт. Лука Крымский
Но мудрость, сходящая свыше, во-первых, чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна
Часто слышите вы возглас диакона или священника: «Премудрость! Прόсти». «Прόсти» – значит с чистым, простым и открытым сердцем внимайте словам великой премудрости Божией. В лукавую душу не войдет премудрость (Прем. 1:4).
Премудрость – значит высшая мудрость. Много мудрости есть и в словах, и в делах, и в жизни человеческой. Огромные сокровища мудрости собраны в науке, в философии и даже в политике, но непременно нужно знать цену всей этой мудрости и ее отличие от премудрости. Нельзя сказать, что ценность земной мудрости невелика. Даже величайшие Святые Отцы Церкви высоко ее ставили и тщательно изучали. Три святителя, возглавляющие весь сонм святителей, – Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст – по молодости с превеликим усердием долгие годы изучали науки того времени и сумели найти немало заслуживающего внимания христианского ума даже в языческой философии.
И нам следует с глубоким уважением относиться к мудрости человеческой и стараться ее изучать, но уметь брать из нее только то, что подлинно ценно. Тем не менее, относиться к ней надо критично, даже недоверчиво, ибо к земной мудрости примешивается много и ложного, и дурного из того, чем руководствуется мышление человека: гордость, тщеславие, честолюбие, славолюбие, стремление быть выше всех.
Что такое человеческая мудрость? Это плод глубокой работы ума, плод мышления. Нужно знать, что мышление никогда не бывает только работой мыслительной, что оно руководствуется в значительной мере чувством человека, и наряду с волей определяется тем, к чему он стремится, что считает достойным. Ценны и заслуживают внимания только те плоды мышления, к которым не примешиваются страстные чувства и греховные стремления воли. Всякий, чье сердце просвещено словом Божиим, знает, что часто к такой мудрости примешивается ложь, клевета, коварство и предательство. Например, политическая мудрость нередко руководствуется дурными приемами, будто для достижения поставленных целей в политике допустимы все средства.
Священное Писание учит нас святой премудрости – тому, что выше всякой человеческой мудрости. Какая печать на ней? Об этом говорит святой апостол Иаков: Мудрость, сходящая свыше, во-первых, чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна. Она чиста, как солнце, ибо нисходит свыше, от Бога. О ней Иисус, сын Сирахов, сказал: Мысли ее полнее моря, и намерения ее глубже великой бездны (Сир. 24:31).
Премудрость есть дыхание силы Божией и чистое излияние славы Вседержителя; посему ничто оскверненное не войдет в нее. Она есть отблеск вечного света и чистое зеркало действия Божия и образа благости Его (Прем. 7:25–26). Не может стать причастником этой премудрости ничто оскверненное. В лукавую душу не войдет премудрость и не будет обитать в теле, порабощенном греху. Ибо Святой Дух премудрости удалится от лукавства, и уклонится от неразумных мудрствований, и устыдится приближающейся неправды (Прем. 1:4–5).
Святой Дух премудрости чужд всякой нечистоты, злобы, лукавства. Он обитает только в сердце смиренном, святом. Учение мудрого – источник жизни, удаляющий от сетей смерти (Притч. 13:15). Так ценна истинная премудрость, на которой лежит святая печать чистоты.
Вместе с тем не надо чуждаться мудрости человеческой, надо изучать ее, чтобы не стать причастниками греховной, отверженной Богом печати диавола. Чтобы отличить добро от зла, чтобы уметь видеть и понимать подлинно великие Божественные истины, Бог дал нам удивительную способность распознать мудрость человеческую своим сердцем, а не умом, ибо сердце нас не обманет, оно обличит заблуждающийся ум, укажет путь правды. Душа человека иногда скажет более, нежели семь наблюдателей, сидящих на высоком месте (Сир. 37:18).
Порой бывает, что вы слушаете, кажется, мудрого, красноречивого человека, слова которого вроде бы правильны, но все-таки смущаетесь и в глубине сердца чувствуете: что-то тут неладно, нет тут правды. Часто бывает и наоборот. Говор некрасноречивый, может, необразованный, простой, но смиренный, полный благочестия человек, и вы улавливаете сердцем, что в словах его настоящая Божественная истина. Итак, благодарите Бога за то, что Он дал каждому чистому способность отличать ложь от истины.
Вместе с тем, кроме ученых и профессоров, известных и ценимых людьми мирскими, были и есть другие истинные мудрецы, которых мир знать не желает, а драгоценные творения которых забыты. Их память празднует Святая Церковь. Это великие преподобные: Антоний Великий, его ученик Макарий Великий, его современник и друг Макарий Александрийский, русский святой Савва Сторожевский, живший намного позже, и многие другие. Все они занимались крайне важной и необходимой «наукой» – изучали психологию греха, пристально рассматривали сердце человеческое, тончайшим образом наблюдая в нем все чистые и нечистые движения. Все они вели непрестанную борьбу с бесами, желавшими увести их от этой великой и нужной мудрости. Борясь с врагом, святые изучали все те соблазны, которыми диавол увлекает человека с пути истинного ко злу. В своих великих творениях, дошедших до нас, они описали глубочайшую психологию борьбы с лукавым, происходящую в человеческом сердце.
В своих трудах они руководствовались горячей любовью к Богу, безудержным стремлением к правде. Их сердца были чисты, как капля небесной росы, и в них обитал Святой Дух премудрости. Именно поэтому изберем их своими учителями и руководителями, ибо эти мудрецы – самые надежные наши вожди. Пойдем же за ними, будем с молитвой на устах усердно читать их святые творения и глубоко вникать в них. Будем помнит что и среди новых писаний есть книги, полные мудрости и благочестия.
Ищите же мудрости у этих Отцов, и тогда молитвами их Господь и Бог наш Иисус Христос – Божия Сила и Божия Премудрость – благословит всех тех, кто будет искать истинной премудрости. Аминь.
Евангельское злато. Проповеди на темы Апостольских посланий. Ищите мудрости у святых.
Прп. Никодим Святогорец
Ст. 17-18 А яже свыше премудрость, первее убо чиста есть, потом же мирна, кротка, благопокорлива, исполнь милости и плодов благих, несуменна и нелицемерна. Плод же правды в мире сеется творящим мир
Здесь показывает великий брат Божий, отдельно, особенности свыше премудрости, по толкованию святого Митрофана. Как свыше премудрость отличается от человеческой и бесовской, так и плоды, одной и другой разные. И как земной, душевной и бесовской премудрости плоды, были уже показаны выше, горькая зависть, споры, нестроение и всякая гнилая вещь, потребно показать и плоды божественной свыше премудрости, которые, все есть противоположные: чистота, мир, кротость, благопокорность, богатая милостыня, несомненность или неколеблющаяся вера и надежда т.е. которая не имеет никаких сомнений и колебаний, нелицемерие, поскольку по слову Господню «всяко древо доброе плоды добры творит, а злое древо плоды злы творит» (Матф. 7:17). Сказав же, божественный Иаков, что свыше премудрость исполнена плодов благих, этим словом показал, что она имеет не только те плоды, которые он перечислил, но и все другие, которые он не перечислил. А то, что сказал здесь, чтобы «несуменна» и с твёрдой верой возделывалась благая премудрость, сказал в противоположность тому что пишет Павел говоря: «А сомняяся, (т.е. колеблющийся и сомневающийся) аще яст, осуждается, зане не от веры» (Рим. 14:23), и сам Иаков сказал в первой главе «Да просит же верою ничтоже сумняся» (1:6)[45]. Подобно и нелицемерной назвал премудрость, потому что, она не содевает добродетели по лицемерию и человекоугодию, но с чистым и истинным расположением. Так и Павел употребил это понятие обращаясь к Тимофею, да и в других местах «Конец же завещания есть любы от чиста сердца совести благия и веры нелицемерныя» (1Тим. 1:5). А, «плод же правды в мире сеется творящим мир» такой имеет смысл: плод, говорит, правды т.е. общей добродетели, если должен сеяться чтобы принести плоды, для пользы творящих её и для слушающих, подобает обязательно, чтобы он сеялся в мире и тишине и только. Тогда по истине бывает плод правды, для любящих приносить плоды в мире. И если кто-то совершает посты, бдения, коленопреклонения и другие добродетели, не печётся же о состоянии мирном и немятежном, но соблазняет и смущает своих братьев, то не будет он приносить плод правды и добродетели, но неправды и злобы. Поскольку смятением, которое он приносит братии, преступает закон любви. Без любви же, бесполезен и суетен весь перечень добродетелей, как показывает Павел в 13-ой главе к Коринфянам первого послания.
[45] Святой Феофилакт нерассуждающей назвал, свыше премудрость, так как она не рассуждает и не наблюдает обрезания и субботы, омовения и прочие плотские наблюдения ветхого закона.
Толкование на Соборное Послание Иакова брата Господня.
Прав. Иоанн Кронштадтский
Но мудрость, сходящая свыше, во-первых, чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна
Разумей: если ты от какого-либо движения сердечного испытываешь тотчас смущение, стеснение духа, то это уже не свыше, а с противоположной стороны – от злого духа. Скорее изменяйся к лучшему, и, по мере того как будешь преуспевать во внутреннем мире, благопокорности Промыслу, неусумняемости, нелицемерности, ты будешь все мудрее и мудрее.
Дневник. Том III. 1859-1860.
Блaж. Феофилакт Болгарский
Ст. 17-18 А яже свыше премудрость, первее убо чиста есть, потом же мирна, кротка, благопокорлива, исполнь милости и плодов благих, несуменна и нелицемерна. Плод же правды в мире сеется творящим мир
Чиста, то есть беспорочна, не привязана ни к чему плотскому. Несуменна, то есть не наблюдает разбора в пище и различных омовений. Но об этом подробно рассуждает Павел в Послании к колоссянам.
Блaж. Августин
Но мудрость, сходящая свыше, во-первых, чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна
О природе и благодати.
Беда Достопочтенный
Но мудрость, сходящая свыше, во-первых, чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна
Мудрость кротка, когда она, обладая вышним, умеет любить. Эта добродетель святых проповедников противостоит глупости горечи и раздора и объединяет себя в любви, мире и согласии со всяким ближним.
О семи Кафолических посланиях.
Это и есть та мудрая кротость, которую следует иметь, как выше наставлял апостол (см. Иак. 3:13). Ей чужды горькая ревность, соперничество и глупость. У святых проповедников она соединяет добродетель с учением в согласии мира и любви. Она, говорит апостол, во-первых, целомудренна, затем мирна. Целомудренна – потому что мыслит чисто, мирна – потому что никогда по высокомерию не удаляется от общения с ближними. А скромна, уступчива и в согласии с добром – потому что мудрый всегда соглашается с увещаниями к добру, подобно Петру, который в смущении согласился с обличениями Павла. Поучение же нечестивых мудрый отвергает изо всех сил – и словом, и жизнью. Полна милосердия и добрых плодов. А это и есть то достойное поведение, которое ранее апостол призывал показать, обращаясь к мудрым и сведущим (см. Иак. 3:13). Конечно, он призывал быть милосердными и приносить плоды милосердия в делах благочестия. Судящая без лицемерия (Не осуждающая, без лицемерия – Vlg.). Если эту добродетель обнаруживает исключительно чистая мудрость, то сварливая и злословная полностью её лишена. Ведь у того, кто жаждет оказаться учёнее и лучше других, очень много забот: ему нужно ловко суметь и ближнего опорочить как неуча, и своим лицемерием прикрыть обычные для него злословие и дурные поступки.
Толкование на Послание Святого Апостола Иакова.
Лопухин А.П.
Ст. 17-18 Но мудрость, сходящая свыше, во-первых, чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна. Плод же правды в мире сеется у тех, которые хранят мир
Толковая Библия.
Премудрость, Мудрость
Премудрость, Мудрость
(WISDOM) Способность направлять сознание к полному пониманию сущности человеческой жизни и ее моральному совершенству. Премудрость или мудрость — это особое качество, необходимое для полноценной жизни человека; оно может быть обретено посредством обучения и работы ума. Божественная премудрость. Хотя по большей части премудрость в ВЗ относится к людям, вся она в конечном итоге исходит от Бога и имеет в Нем свои корни. Премудрость — одно из основных свойств Бога. Бог в премудрости Своей сотворил вселенную ( Притч 3:19 ) и людей ( Пс 103:24 ).
Так, премудрость, в ее положительном значении, — это нечто присущее Богу, отразившееся в творении, и одна из причин человеческого существования. Премудрость сотворения отражена в форме и порядке, возникшем из первозданного хаоса. Премудрость Бога отразилась в сотворении человечества, и это значит, что человеческая жизнь тоже должна быть упорядоченной и что значение жизни может быть найдено в мире творения, сохраняющем отпечаток Божьей премудрости. Премудрость Бога — творческая, она связана с Его замыслом и блага; это не просто интеллектуальная деятельность Бога. Потенциал человеческой премудрости коренится в сотворении человечества. Сотворенные Божьей премудростью, люди обладают внутренней богоданной способностью обрести премудрость. Так, невозможно понять, что такое человеческая премудрость, не поняв сначала, что такое божественная премудрость. Человеческая премудрость. По отношению к людям слово «премудрость» используется в ВЗ весьма разнообразно. Часто это слово практически является синонимом «знания», но в общем и светском использовании обычно указывает на практические знания, навыки и даже хитрость. Премудрость может быть определена как «совершенные умственные способности» или «совершенные умения»: мудрыми называются как хитроумие царя Соломона ( 3Цар 2:1-6 ), так и навыки ремесленника Веселиила ( Исх 35:31 ).
Но слово это относится также к умственным способностям и навыкам, которые включают в себя моральную составляющую — способность распознавать и делать благо. Так, когда Моисей облек властью только что избранных судей, он выбрал людей мудрых, понимающих и опытных ( Втор 1:13 ).
Такие люди считались мудрецами в Древнем Израиле. Человеческая премудрость в этом конкретном значении — не просто Божий дар, получаемый при рождении; она развивается сознательно в ходе жизни, в общении с Богом. Этот позитивный и особый вид человеческой премудрости не может существовать вне Бога. Частая тема Книг Премудрости в ВЗ: «Начало мудрости — страх Господень» ( Притч 9:10 ; см. также Иова 28:28; Пс 110:10 ; Притч 1:7 ; Притч 15:33 ).
Эта тема задает перспективу, в которой рассматривается подлинная человеческая мудрость, или премудрость. Во-первых, человеческая премудрость возможна только потому, что Божья премудрость присутствует в творении; потенциал этой премудрости существует лишь потому, что его создал Бог. Во-вторых, если человек хочет воспитать в себе премудрость, он должен начинать с Бога — с уважения к Богу и страха Божьего. Представление евреев о премудрости разительно отличалось от греческого. Ионические философы разработали потрясающую систему мысли, в которой не принималось во внимание существование божества. Их мудрость была основана только на человеческом разуме. Но премудрость у евреев, хоть она и предполагала развитие интеллекта и разума, как у греков, могла начаться только с Бога. Ум и способности даны человеку Богом; поэтому, какой бы светской ни казалась еврейская премудрость на первый взгляд, ее основа — Бог. Почитание Бога — а именно, признание факта, что Он существует, сотворил мир и играет роль в человеческой жизни, — лежит в основе развития еврейской премудрости. Человеческая премудрость, по представлению евреев, — это развитие ума, расширение знаний, понимание значения жизни и того, как она должна быть прожита. Это познание интеллектуально, но имеет внушительные моральные последствия. Люди ищут премудрость не ради нее самой, но всегда для ее применения в жизни, потому что жизнь — как и премудрость — это Божий дар. Этот акцент в еврейском представлении о премудрости означал, что добродетели мудрецов никогда не описывались только в интеллектуальном плане. Мудрецы представляли собой не интеллигенцию Израильского общества — как становится понятно из Книги Притчей, их жизнь отличалась пониманием, терпением, усердием, верностью слову, самоконтролем, скромностью и тому подобными добродетелями. Одним словом, мудрецы были богобоязненными людьми; их премудрость заключалась не в статичном уважении к Богу, но в сознательном развитии ума для достижения премудрости в контексте благочестивой жизни. На основании этого общего представления о премудрости в Древнем Израиле возникла особая группа людей — мудрецы. Хотя мудростью обладали не только они, они несли ответственность за рост и сохранение премудрости в Израиле. Мудрецы составляли один из трех классов религиозных деятелей. Первым из них были священники и левиты, обязанности которых прежде всего осуществлялись в контексте официальной религии. Они были служителями в храме, руководителями поклонения и выполняли определенные обязанности в сфере религиозного обучения. Вторым классом были пророки, глашатаи Бога перед Божьим народом. Третьим классом были мудрецы. С определенной точки зрения, их функции были наиболее светскими. Они выполняли ряд задач, от административных обязанностей до морального светского обучения. Как учителя морали, они наставляли молодых людей того времени, преподавали им правильный образ жизни. Кое-что из их программы обучения сохранилось в Книге Притчей. Книги Иова и Екклесиаста тоже содержат мысли мудрецов. Премудрость в Новом Завете. Слова «премудрость» или «мудрость» в НЗ обозначают как премудрость Бога, так и мудрость людей. Продолжение традиций ВЗ в НЗ отражено в использовании данного слова по отношению к Богу и в его позитивных коннотациях применительно к людям. Но в НЗ есть и негативные отзывы о человеческой мудрости. Так, Павел говорит, что его проповедь «не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы» ( 1Кор 2:4 ).
Чисто человеческая мудрость — не заслуга, и Павел цитирует ВЗ, чтобы показать: Бог может лишить человека мудрости ( 1Кор 1:19 ; Ис 29:14 ).
Четкое разграничение благой и злой мудрости проводится в Послании Иакова ( Иак 3:13-18 ).
человек, в жизни которого есть место ревности и эгоистичным амбициям, не обладает подлинной премудростью от Бога, но думает о земном и не духовен. Подлинная мудрость — дар Бога; такая мудрость «во-первых, чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна» ( Иак 3:17 ).
Так как премудрость прежде всего принадлежит Богу, она также отразилась в жизни и служении Иисуса. Иисус в юные годы возрастал в премудрости ( Лк 2:40,52 ), и Его оппоненты, как и Его друзья, признавали мудрость Его учения ( Мф 13:54 ).
Так как премудрость имеет своим источником Бога, подлинная духовная премудрость — Божий дар. Она проявилась в жизни и речах таких слуг Божьих, как Стефан ( Деян 6:10 ) и Павел ( 2Пет 3:15 ).
О такой духовной премудрости, дающей человеку возможность полноценно прожить дарованную Богом жизнь, следует молиться для себя и остальных ( Кол 1:9 ).
Иисус для верующих стал конечным источником той премудрости, которая может прийти только от Бога ( 1Кор 1:30 ).
Мудрость, премудрость, мудрый, мудрец
Слово «мудрость» [евр. даат; греч. софиа] означает способность постижения смысла явлений в их взаимосвязи. Человек обретает М. частично благодаря врожд. способности, частично из опыта, но всегда как дар Божий ( Притч. 2:6 ).
I. МУДРОСТЬ БОЖИЯ
Божья М. проявляется в Его чудесном деянии ⇒ сотворении мира ( Пс. 103:24 ; Притч 3 и след.; Иер. 10:12 ) и в Его руководстве миром ( Иер. 31:2 ; Дан 2 и след.), но прежде всего – в откровении Его воли и деяний, направл. на спасение человека ( Рим. 11:33 ; Еф. 3:10 ; 1Тим 1 и след.). Говоря об откровении ВЗ, Иисус называет его «премудростью Божией» ( Лк. 11:49 ).
II. МУДРОСТЬ ХРИСТОВА
Еще ВЗ говорит о М. как о личности ( Притч. 1:20–33 ; Притч. 8 – Притч. 9:12 ), а НЗ называет Христа воплощ. М. ( 1Кор. 1:24 ); в Нем сокрыты все сокровища премудрости и ведения ( Кол. 2:3 ). Но Бог открыл эту спасит. М. таким образом, который воспринимается безбожным человеком как юродство ( 1Кор. 1:21–25 ). Поэтому М. названа также и тайной, сокров. ( 1Кор. 2:7 ), раскрывающейся лишь тем, кто не противится воздействию Св. Духа. В верующих, как в «теле Христовом», «многоразличная премудрость Божия» открывается также и для невидимого мира ( Еф. 3:10 ). Еще в отрочестве Иисус был вооружен премудростью и благодатью ( Лк. 2:40.52 ), и когда Он учил, у слушателей возникал вопрос: откуда у Него такая М. и власть ( Мф. 13:54 ; Мк. 6:2 )? Господу передана вся премудрость Божья ( Откр. 5:12 ), поэтому для всех верующих в Него Он может быть источником и дарителем всякой М. ( 1Кор. 1:30 ; Кол. 2:3 ).
III. МУДРОСТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ
1) в ВЗ М., даруемая человеку Богом, включает в себя и навыки в области ремесла и иск-ва; исполн. премудрости (т.е. мастерства, умения, искусности) называются изготовители священнических облачений ( Исх. 28:3 ) и ремесленники, сооружавшие скинию ( Исх. 31:1–11 ; Исх. 35:31.35 ), а также главы израильских колен ( Втор. 1:13.15 ) и Иисус Навин, преемник Моисея ( Втор. 34:9 ). М. ценилась прежде всего как добродетель властителей, судей и советников ( 2Цар. 16:23 ; 3Цар. 3:28 ; Притч. 8:15 ; Притч. 20:26 ), но люди осознавали, что она не всегда награждается по заслугам ( Екк. 9:15 ). Иуд предание из всех мудрецов ВЗ особо выделяет трех мужей: Соломона ( 3Цар. 3:28 ; 3Цар 5 и след.; 3Цар. 10:1 ; Мф. 12:42 ), Иосифа ( Быт. 41:39 ) и Даниила ( Дан. 2:48 ). Мудрецы имелись не только в народе Израиля. В языч. странах они, наряду с предсказателями и чародеями, часто являлись советниками властителей: в Египте ( Быт. 41:8 ; Исх. 7:11 ), Вавилонии ( Иер. 39:3 ; Иер. 50:35 ; Дан. 1:20; 2 ), Персии ( Есф. 1:13 ). Особой М. славились египтяне ( 3Цар. 4:30 ; Деян. 7:22 ), но упоминаются также и мудрецы Эдома ( Иер. 49:7 ; Авд. 1:8 ), Тира и Сидона ( Иез. 28:3–5 ; Зах. 9:2 ). В отличие от языч. народов, у израильтян М. была связана с осознанием той истины, что ее началом является Господь ( Пс. 110:10 ; Притч. 1:7 ; Притч. 9:10 ). Представление о богатстве М. израильтян дают Книга ⇒ Притч Соломоновых, ⇒ Книга Екклесиаста, а также апокрифич. книги Премудрости Соломона и Книга Иисуса, сына Сирахова;
2) НЗ также исходит из того, что истинная премудрость пребывает только в Боге ( Рим. 14:26 ; 1Тим. 1:17 ). Поэтому человек без Бога, переоценивая свою собств. М. ( Ис. 5:21 ; Рим. 1:22 ), впадает в заблуждение. М. мира сего в глазах Бога выглядит безумием ( 1Кор 3 и след.). Высшая мудрость заключена в Евангелии. Евангелием Бог посрамляет всю человеч. М. ( 1Кор 1:19 и след.,27), оно остается сокрытым от мудрых мира сего ( Мф. 11:25 ; Лк. 10:21 ) и кажется им юродством ( 1Кор. 1:18 ). Поэтому новозаветное благовествование опирается не на человеч. М., а на Божий Дух и Его силу ( 1Кор 2 и след.,13). Христ. жизнь руководствуется не «плотской мудростью», а благодатью Божьей ( 2Кор. 1:12 ). Христос – наша М. ( 1Кор. 1:30 ), только в Нем становится возможной «мудрость на добро» ( Рим. 16:19 ), только в Нем христиане могут поступать осмотрительно, как мудрые ( Еф. 5:15 ; Иак. 3:13–15 ). Дар М. дается человеку вместе с даром Св. Духа и через Него ( Деян. 6:3.10 ). Иисус обещает Своим ученикам «уста и премудрость», которым не смогут противостоять их враги ( Лк. 21:15 ), поскольку через них будет говорить Дух Отца ( Мф. 10:20 ). Даров. Духом премудрость может вскрывать тайное ( 1Кор. 2:7–10 ; Откр. 13:18 ; Откр. 17:9 ) и проявляется как в повседневной жизни христиан ( Кол. 4:5 ; Иак. 1:5, 3:13,17 ), так и в духовном опыте Церкви ( Еф. 1:8 ; Кол. 1:9 ; Кол. 3:16 ).
Человеческая мудрость и Божественная премудрость
Мудрость открывается духовно богатым людям.
Надо различать мудрость разума и мудрость духа, человеческую мудрость и Божественную премудрость. Умнейшие люди совмещают обе формы мышления. Среди них Мишель Монтень, Блез Паскаль, Исаак Ньютон.
Пансофию, т.е. всеобщую мудрость, создают Ян Коменский и Лев Толстой. Чешский и русский мыслители подступают к ней через педагогику и веру в Бога.
Лев Толстой следует за Эрнестом Ренаном, выделяя в его учении о Христе, прежде всего, нравственный смысл и житейскую мудрость.
Философ, богослов, врач, музыковед, органист Альберт Швейцер благоговеет перед мудростью и красотой жизни. В лице Швейцера гуманизм XX века достигает своего апогея.
Предлагаемая мною теория «Идеальной России» вбирает в себя мудрость русского народа, нравственный и духовный опыт, накопленный за всю его историю.
2. Человеческая мудрость
Мудрость – это золотые россыпи человеческого разума.
Мудрость – это многовековой опыт людей, вложенный в краткую словесную формулу.
Мудрость – это разум, дух и душа, созревшие для философского созерцания мира.
Мудрость – это простое и ясное понимание жизни.
Знание ценит новые открытия, мудрость – прошлый опыт.
Мудрость – это сплав истины, добра и красоты.
Мудрость соединяет все исторические эпохи в единую систему вечных духовных ценностей.
Рушатся города, страны, цивилизации, исчезают с лица земли большие и малые народы, но их мудрость остаётся навсегда.
Время не властно над мудростью!
3. Божественная премудрость
Мудрость восстанавливает гармонию между человеком и Богом.
Мудрость согревает и врачует души людей, как молитва, обращённая к Богу.
У мудреца – разумная мудрость, у верующего – сердечная.
Мудрость без милосердия – эфемерна.
Мудрость учит правильно жить на Земле.Божья премудрость подготавливает к вечной жизни на Небе.
Мудрость – это радостное благорасположение ума к Богу.
Мудрое слово – это Божья искра.
В Библии содержится мудрость на все века.
Мудрость угодна Богу!
Человеческая мудрость – преддверие божественной премудрости.
Отделить Божью премудрость от человеческой мудрости – это значит разрубить книгу жизни на две половины.
Божья мудрость и мудрость человеческая – это две стороны одной и той же медали.
Мудрость заключается не в том, чтобы жить по собственным понятия,ибо человеку только кажется, что он поступает разумно. На самом деле, человек – жертва случая, всесильной судьбы или непредвиденных обстоятельств. Но если человек верит в Бога, он будет следовать заповедям Иисуса Христа, которые являются выражением самого оптимального, самого достоверного жизненного опыта.