Мудрость и разум в чем разница
6 различий между умными и мудрыми людьми
1. Всестороннее развитие
Умные люди, как правило, многое знают в рамках своей узкой специализации или основной сферы интересов. Люди мудрые черпают знания из разных источников и понемногу осведомлены обо всем. Это не делает их «всезнайками», но открывает огромное поле возможностей.
Известно, что многие научные открытия были сделаны аутсайдерами — просто потому, что их способ мышления менее консервативный, косный, ригидный. Когда мы становимся специалистами в какой-либо сфере, это, по сути, связывает нам руки: менять мнение и ошибаться становится очень страшно, ведь это подрывает нашу идентичность как эксперта, на кону оказывается наша репутация.
Мультидисциплинарное мышление не подразумевает того, что вы обязательно должны быть уверены в своей точке зрения и точно знать ответы на все вопросы, и это освобождает.
2. Умение побеждать собственную предвзятость
Все мы так или иначе склонны искать подтверждение своей точки зрения. Это значит — если мы в чем-то уверены, то будем обращать внимание на любые факторы, убеждающие нас в нашей правоте, и игнорировать все, что может подорвать нашу веру.
Бороться с собственными предубеждениями крайне непросто, и, как ни странно, умным людям особенно сложно сохранять объективность, ведь в их распоряжении уйма фактов и данных.
Мудрый человек способен разглядеть собственную предвзятость, честно спросить себя, не мешает ли она ему в жизни, и, если ответ утвердительный, хотя бы попробовать с ней справиться.
3. Способность понимать реальность
В некотором смысле этот пункт — продолжение предыдущего: умные люди часто считают, что знают ответы на все вопросы — в том числе, как исправить наш несовершенный мир.
Именно поэтому они часто принимают решения, которые ничем хорошим не оборачиваются: идеализм ослепляет их и не дает разглядеть реальность — такую, какая есть.
Мудрые люди пытаются познать истинную природу вещей. Преуспеть в этом на 100% нельзя, но они хотя бы стараются. Они настроены оптимистично, но никак не идеалистично, и умеют признать тот факт, что иногда лучшее решение — оставить все как есть, вместо того, чтобы отчаянно пытаться «сделать хоть что-нибудь».
© Предоставлено: Psychologies.Ru 6 различий между умными и мудрыми людьми
4. Возможность видеть дальше первого шага
Увы, даже самые умные люди порой не могут просчитать последствия своих шагов. Ученый и эссеист Нассим Талеб называет таких людей ИНИ — интеллектуалами, но идиотами.
По его мнению, именно они часто ратуют за свержение диктатора, не задумываясь о том, что заменить его пока что некем, а образовавшаяся «пустота» может привести к еще более разрушительным для страны последствиям.
Или призывают поднять средний уровень зарплаты, не думая о том, будут ли в этом случае выплачены деньги хоть кому-то. Мудрые люди не совершают подобных ошибок.
5. Осознание собственного невежества
Как уже было сказано ранее, умные люди уверены, что знают все. Мудрые люди, как говорил Сократ, «знают лишь то, что ничего не знают».
Отличить одних от других несложно: если у человека есть ответ на любой вопрос и решение любой проблемы, в том числе, глобальной, мудрым его точно не назовешь. Мудрые люди легко признаются в том, что чего-то не знают; умным это дается с трудом.
Мудрые люди никогда не называют себя таковыми: да, они могут понимать, что знают многое и что их кругозор широк, но все же не забывают о своих «слепых зонах». Нередко они могут считать себя дилетантами, но быстро и охотно учатся.
6. Способность получать желаемое
Тут все просто: если человек не может жить так, как ему хочется, действительно ли он такой умный, каким кажется? Если он не может обрести счастье и/или смысл жизни, что толку от его «ума»?
Мудрость помогает понимать, чего мы действительно хотим, идти к своей цели, преодолевать препятствия, падать и вставать, и так до тех пор, пока мы не обретем желаемое.
Умные люди часто так и не отваживаются отправиться навстречу своей мечте. Любой промах ставит под угрозу их идентичность, и часто они предпочитают вообще ничего не делать — лишь бы не оступиться.
А еще они расценивают свои неудачи как признак глупости, в то время как ошибки — наш величайший источник опыта и мудрости. Только усвоив болезненные уроки, можно стать сильнее, смелее и лучше.
Ум и разум — в чем разница, в чем отличие от интеллекта. Что такое мудрость
Две отдельные составляющие нашего я, это ум и разум — в чем разница, вопрос на миллион. Ведь зная, как работает ум и разум по отдельности и в совокупности, можно в жизни добиться гораздо большего. И это не громкие слова. Мы пойдем чуть дальше. Обо всем по порядку.
Притча об уме
Без лишних прелюдий сразу начнем, но для затравки темы, — короткая притча.
Как-то шах отправил учиться одного из своих сыновей способностям провидца. Видеть то, что скрыто от глаз. По прошествии многих лет его сын вернулся, и шах тут же решил его проэкзаменовать, на сколько сын стал прозорлив.
-Что у меня в кулаке? — спросил шах, спрятав там перстень с рубином.
Сын немного поразмыслил и ответил:
-Я вижу у тебя камень.
Шах обрадовался приобретенным способностям своего сына, но продолжил:
-Хорошо, действительно за счет этого камня можно вдоволь насытиться, еще и останется. А какого рода этот камень? — продолжил шах
— Это жернова, которыми перетирают зерно в муку, заявил молодой человек.
-Глупец! — ответил шах. Как можно жернова спрятать в кулаке?
Ум и разум — в чем разница. Функции ума
Что такое ум в стандартном определении? Вот ссылка из Википедии :
Ум — это совокупность способностей к мышлению, познанию, пониманию, восприятию, запоминанию, обобщению, оценке и принятию решения кем-либо. Ум определяется ощущениями, эмоциями, пониманием, памятью, желаниями, индивидуальными особенностями и мотивами, а также бессознательным.
И чтобы лучше понять разницу между умом и разумом, мы чуть подробнее разберем функции нашего ума, за что он отвечает.
Первая функция — это память. Все, что мы получаем с помощью наших чувств, нашего восприятия, откладывается в уме. Ум запоминает полученную информацию и при необходимости черпает ее из кладовых памяти.
Вторая функция нашего ума — просчет, расчет, выведение алгоритмов, цепкость восприятия и усвояемость полученной информации в связке с памятью. У каждого эта функция по своей силе разная. Если объем своей памяти можем увеличить в разы, то вторую функцию нашего ума только в некоторой степени.
Очень тонкое и сложное сплетение ума и разума
Ум воспринимает окружающее через пять своих проводников, через пять чувств. Зрение, слух, обоняние, осязание, вкус.
Хочу здесь, хочу сейчас, хочу много, надо еще и так далее. Ум постоянно что-то запрашивает. Именно уму частенько наплевать на этикет поведения в обществе, на моральные и нравственные принципы. Здесь и сейчас получить желаемое — его кредо.
Отличие ума от разума простыми словами
У разума всего одна функция, но какая! Разум, в хорошем смысле этого слова, пользуется всей информацией и данными ума. Разум имеет прямой доступ ко всему, что получил и обработал ум, но теперь обрабатывает полученные данные на более высоком уровне.
А именно, разум, понимает, что такое хорошо, а что такое плохо, но уже комплексно для человека в целом, с учетом перспективы.
Подходящий пример с детьми.
Ребенок, кричит — хочу, хочу, хочу! Мы понимаем, что ребенок почти не имеет разума. Он естественно не понимает «что такое хорошо и что такое плохо», так и что вред и благо для него. А это так раз функция разума.
Дай-дай. Хочу-хочу!
Много мороженого и сладкого! Да, кричит ум! Нет — отвечает разум, но пока разум не ребенка, а взрослого.
Когда мы становимся взрослыми, нам неугомонный ум продолжает выставлять счета на потенциальное удовольствие или отнекиваться от обязанностей и выполнения долга. Дорогой автомобиль в кредит!? Класс! Ум произвел первичный расчет, сколько стоит автомобиль, сколько будет кредит в рублях. Расчет ума — 50% от дохода.
Тут вступает в роль разум и говорит, автомобиль — супер, а кредит дорогой. Все твои минимальные расходы уже 80% от твоего дохода. Разум говорит — нет. Второй вариант — найти машину подешевле, чтобы уложиться в оставшихся 20%.
Вообще, если ум далек от нравственных ценностей и норм поведения в обществе, то разум стремится его одергивать.
На сколько у человека сильнее разум, на столько человек адекватен для себя и окружения. =) ) То самое горе от ума!
Слабый разум, значит много бед.
Человек идет на поводу своего ума. А ум, всегда идет на поводу своих чувств, что близко к катастрофе. Как мы понимаем, руководствуясь чувствами, которые не совершенны в своем восприятии, терпим фиаско.
Правда, есть исключение, есть нечто иное, чем разум. Об этом пойдет речь дальше.
Отличие интеллекта от ума и разума
Но что бы логично идти дальше, давайте уточним любопытную и важную деталь. Ум и разум мы разобрали. Есть еще такое понятие, как эрудиция.
Эрудиция — это свойство ума.
Начитанность и образованность в связке с хорошей памятью. Человек может быть очень эрудированным, но не разумным. Много знать, но поступать не верно. Это мы видим не редко.
Интеллект, это уже гармоничная связка эрудированного ума и разума.
Наш ум может быть очень силен. Крепкая память, великолепные способности к восприятию информации, эрудиция и так далее. Наш разум может быть еще круче, он четко справляется с сильным умом, более того, они дружат друг с другом. Совершенство! Про таких говорят — человек с сильным интеллектом.
Наш любимый Шерлок Холмс
Вместе с тем, мы наверняка замечали, что не все интеллектуальные люди, приятные, или попросту — хорошие люди. Человек с легкостью решает сложные математические задачи, раскладывает по полочкам запутанные клубки причино-следственных связей, гений бизнеса и тому подобное. Однако, такой человек может быть скрягой, не чувствовать, когда обижает людей, или просто с дрянным характером.
Что это? Он же чертовски умен! Его интеллект завораживает! Все его планы аргументированы и безупречны. Как можно такому умному человеку дурно поступать? Значит есть что-то еще кроме ума и разума?
Что не хватает для полноценного интеллекта
У интеллекта есть две ступени, две стороны. Первую сторону только, что изучили. Вторая — это эмоциональный интеллект. Здесь имеется ввиду следующее:
Человек наделен развитыми эмоциями. Грубо говоря, кроме светлой головы имеет еще и сердце. Человек открыто умеет выражать свои эмоции, он не бесчувственный “сухарь”.
Человек наделенный эмоциональным интеллектом, умеет в зависимости от обстоятельств проявлять свои эмоции или их уровень, амплитуду. То есть реагировать адекватно происходящему.
Такого человека отличает от того, кто идет на поводу своих чувств, сильный разум. Такой человек знает как и где уместно применять свои эмоции. Человек наделенный развитым эмоциональным интеллектом конструктивен, позитивен, умет слушать и сочувствовать. При этом не дает слабины аргументировано и корректно отстаивает свои позиции.
Чаще сильнее тот, кто владеет своим умом и эмоциями
Понимать, что такое эмоциональный интеллект — весьма важно, но этим знанием обладают не многие. Правда, сейчас, все чаще проявляется тенденция при наборе на работу брать людей именно с развитым эмоциональным интеллектом.
Все потому, что знания и опыт относятся к наработанным компетенциям. Можно человека достаточно быстро всему научить. Главное, что бы он имел определенный уровень развития своего ума. А вот эмоциональный интеллект больше относится к заложенной природе человека. Это качество развивается, но куда сложнее и больше по времени.
Конечно может быть и по-иному. Человек наделенный эмоциональным интеллектом, может не иметь тот «классический» интеллект, что описан в предыдущей главе.
Если мы говорим о полноценном интеллекте, то следует брать к учету две стороны интеллекта.
Тогда все становится на свои места.
Если вы видите перед собой образованного, умного человека, но не с адекватным стилем общения — у него развита одна часть интеллекта.
Если же видите «хорошего парня», но не имеющего эрудиции и высокого ума, то это вторая часть интеллекта. Подчеркну — эмоциональный интеллект снабжен сильным разумом и развитыми морально-нравственными качествами. Это ценно.
Ум и разум — в чем разница и отличие от мудрости
В заключении, я не могу пропустить изюминку этой темы. Чем отличается разум от мудрости?
Все, что мы с вами прошли, относится к одной весомой нашей стороне. А знаете, что является венцом всего этого? Да, мудрость! Если мы думаем, что мудрость, это развитый интеллект, теперь пусть с учетом эмоционального интеллекта, то мы будем не совсем правы.
Мудрость отличается от интеллекта тем, что мудрый умеет всегда поступать в соответствие с местом, временем и обстоятельствами.
Каждый раз, при новых вводных, разум часто действует близко к шаблону.
Мудрость — с учетом места, времени и обстоятельств.
И мудрый человек, конечно должен иметь развитый эмоциональный интеллект, потому что решения принимаются не только на основании сухих данных, но и сердца. Ведь наилучший алгоритм действий нам может рассчитать и компьютер. Но компьютер никогда не учтет то, что дает развитие нашей души и сердца.
Баланс нашего разума и сердца
Мудрость, это отдельная и большая тема. Этой тему я постараюсь разобрать подробно в одной из следующих моих статей.
Ниже, может быть немного рекламы =)). Я сделал максимум, чтобы реклама не мешала вашему чтению.
Ум и разум – в чем разница простыми словами
Наверняка вы слышали выражение «Ум за разум зашел» – что означает: «утратить способность рационально мыслить и логически рассуждать». У некоторых людей это случается от самой этой пословицы, ведь непонятно в чем разница между умом и разумом.
Об этом сегодня и поговорим: разберем коротко, что это такое в психологии, и чем первое отличается от второго.
Что такое ум?
Ум – это способность думать, понимать и усваивать информацию. Согласно определению из психологического словаря, это «обобщенная характеристика познавательных возможностей человека».
Функция
Функция ума – определять и сообщать человеку, что нравится, а что не нравится. Например, нам не нравится принимать горькое лекарство или терпеть укол, но разум говорит, что это полезно, важно, нужно. И теперь давайте разберем последнее понятие подробнее.
Что такое разум?
Homo sapiens, то есть «человек разумный» – так называется наш вид. Разумный – это тот, который умеет рассуждать, разумно мыслить.
Разум – это высший тип мыслительной активности, способность мыслить рационально и творчески. А также это способность мыслить широкими, абстрактными и духовными категориями.
Дословно термин можно перевести как «просветленный ум». А слышали ли вы выражение «игры разума»? Как думаете, что оно означает? Оно означает, что ваш ум захватил контроль над вами, обманывает вас.
Чтобы противостоять играм, нужно выключить автопилот и вернуть себе осознанность, контроль. То есть ваш разум дал сбой и уступил место уму.
Иногда разумность отождествляют с мудростью. А также психологи отмечают, что разум связан с волей человека.
Функция
Функция – определять, что хорошо и плохо, правильно и неправильно, полезно и неполезно. Проще говоря, он помогает человеку быть человеком, то есть быть гуманным, социальным.
Чем отличаются?
В чем отличие ума от разума? Это две психические структуры, но первая подчиняется второй. Говоря простыми словами, разум – это совесть, внутренняя мораль человека.
Ум – это знания человека, его опыт. Обе структуры тесно связаны друг с другом и со сферой чувств, но понятие разума все-таки шире. Он контролирует ум.
Разберем на примерах, какая разница между умом и разумом:
К тому же раньше они встречались, но расстались из-за того, что не видели совместного будущего (при этом влечение никуда не исчезало).
Еще и чувства нашептывают: «А вдруг врачи ошибаются, вдруг надежда еще есть». Но разум говорит, что единственное разумное, то есть правильное решение – усыпить животное, как и советуют медики.
В оригинальном выражении «ум за разум зашел» под умом понимали духовное, чувственное начало, а под разумом – способность рационально мыслить. То есть в оригинале это означает, что духовность уступает рациональному познанию мира. Сейчас же эта пословица понимается совершенно наоборот.
Ум, разум, сознание, рассудок, интеллект – в чем разница?
Вместе с понятиями «ум» и «разум» часто используются еще несколько терминов: интеллект, сознание, рассудок. Чем они отличаются, в чем между всем этим разница?
Давайте обозначим коротко отличия:
Таким образом, самое широкое понятие из всех этих – сознание.
Чем мудрый человек отличается от умного
Необходимо научиться различать ум и мудрость. Все люди обладают совершенно разными понятиями о характеристиках ума. Некоторые люди считают, что умный человек может с легкостью найти выход практически из любого положения. Чем мудрый человек отличается от умного.
Кто-то считает, что ум – это обладание большим количеством академических знаний. А кто-то путает ум и мудрость.
Виды интеллекта
Есть два вида интеллекта – вербальный и невербальный. Чаще всего у человека развит какой-либо конкретный вид. Однако, бывает так, что оба вида развиваются параллельно. Тогда личность человека будет вполне гармоничной.
Вербальный интеллект. Этот вид интеллекта подразумевает собой способность человека мыслить в процессе своего разговора. Он может продумывать дальнейшие шаги в разговоре, не отвлекаясь от диалога;
Невербальный интеллект – это способность умело оперировать образами в собственном сознании. Таким видом мышления обладают преимущественно творческие личности.
Человек, в процессе своей жизни, развивает оба вида мышления. Все зависит от возраста. Например, уровень развития вербального мышления у ребенка будет ниже, чем у взрослого человека. Однако, ребенок обладает более развитым невербальным мышлением.
Мудрость
Понятия ум и мудрость не являются синонимами, но они вполне могут дополнять друг друга. Мудрость человека является его приобретенным качеством, которое развивается в процессе всей жизнедеятельности. Мудрость не распространяется на какую-то отдельную область жизни, она проявляется в общем смысле.
Также мудрость человека проявляется в способности дать правильный совет в сложной ситуации. Эту мудрость можно назвать жизненным опытом, который приобретается человеком на протяжении всей его жизни. Примеры здесь. (Откроется в новом окне).
Чем мудрый человек отличается от умного
Самым основным отличием ума от мудрости является то, что умом можно обладать с самого детства. А мудрость приходит только со временем и опытом.
Мудрый человек не должен в обязательном порядке обладать глубокими академическими знаниями. Мудрость человека определяется тем, что он может справиться с определенной ситуацией, опираясь на опыт прожитых лет. Он смог обнаружить решение этой ситуации методом проб и ошибок.
Умный человек имеет знания, которые помогают ему равномерно развиваться. Он может быть являться умным в различных областях. Мудрый же человек может вообще не иметь образования. Но разбираться в жизни, руководствуясь собственным опытом и совершенными ошибками.
Умный и мудрый человек обладают различными жизненными ценностями. И знает, что иногда личный жизненный опыт мешает.(Откроется в новом окне). Умный человек больше руководствуется конкретными знаниями. А мудрый – спокойствием и решительностью.
Есть люди, имеющие определенные отклонения в развитии, но обладающие определенной мудростью. Про таких обычно говорят, что они мудры сердцем. Они совершают поступки, которые им подсказывает сердце и внутреннее чувство, а не знания и разум.
Такие люди с самого детства могут обладать высоким уровнем мудрости. Причем этот уровень может быть выше, чем у человека с нормальным развитием интеллекта. В некоторых ситуациях интеллект не является помощником, лучше руководствоваться эмоциональной и сердечной мудростью.
Обмен положительными эмоциями на статью: Чем мудрый человек отличается от умного,
Я вам Благо Дарю, а вы пройдитесь по звездочкам!
Что такое: Интеллект, ум, разум, мудрость?
Их определение и различие друг от друга.
Вот так, ни больше ни меньше! Согласно «Википедии», интеллект, это самое высшее, чем только может обладать мозг, ибо он объединяет все мыслительные способности.
А вот определение понятия «ум», взятое из Современного энциклопедического словаря:
То есть, получается, что между умом и интеллектом нет никакой разницы, интеллект – тот же ум, только на латинском языке. Но ведь не может быть так, чтобы два разных слова означали абсолютно одно и тоже, иначе такие слова становятся лишь мусором.
Вот ещё одно определение (Толковый словарь русского языка Д.Н.Ушакова):
Что ж, это уже что-то, выходит, что ум только подготавливает рассудок к интеллекту. Из всего сказанного ясно, что ум – это работа мозга в одной плоскости – мышление. В то время, как интеллект включает в себя большое разнообразие подобных качеств: мышление, память, воображение, внимание и т.д.
Выходит, что интеллект отличается от ума тем, что способен работать в нескольких плоскостях. Он более обширен, его возможности выгодно разнятся именно в горизонтальной проекции. Другими словами, говоря, человек с высоким интеллектом мыслит не лучше, или не глубже, чем умный человек, но его познания более обширны.
Хорошо, пусть будет так. Но вот вопрос: когда в цирке или других местах, обучают различным номерам и трюкам животных, что у них задействовано в первую очередь?
Восприятие? – безусловно!
Память? – прежде всего, иначе вся работа насмарку!
Воображение? – очень может быть…
Мышление? А вот здесь вспоминается один показательный случай:
Когда-то давно, в одном из институтов был поставлен эксперимент – дрессировать волков также как и собак, чтобы выявить их способности. Но волки почему-то не обучались. Собаки, ради куска мяса, без проблем обучались командам «сидеть», «лежать», исполнять несложные задания и т.д. А волки просто нападали на дрессировщика и силой отбирали этот кусок. Так продолжалось до тех пор, пока кто-то не додумался посадить волка в обыкновенную клетку. И, о чудо – недавний «тупой» волк стал исполнять все команды с точностью, без ошибки, дабы заполучить награду. Но как только он оказывался вне клетки, то снова принимался силой отбирать мясо. Выходит, что волк лучше анализировал ситуацию, нежели собака, он прекрасно понимал: зачем ему лишний раз напрягаться, когда можно просто припугнуть слабого человека и отобрать у него заветный кусок. Но всё показанное он запомнил не хуже собаки. Собака же этого не осознавала и безропотно исполняла то, что ей зададут.
Выходит, что волк занимался именно мышлением. Он правильно оценивал ситуацию и исходил из внешних обстоятельств, собака же только использовала свои познавательные способности и каждый раз, когда встречалась с подобной проблемой, искала её решение в своём опыте, так сказать «оперировала своими знаниями», и даже не попробовала создать свой новый способ решения проблемы.
«Под современным определением интеллекта понимается способность к осуществлению процесса познания и к эффективному решению проблем, в частности при овладении новым кругом жизненных задач»… Интеллект — это способность планировать, организовывать и контролировать свои действия по достижению цели с учетом совпадения истины и блага. (Мигашкин Н. В.)
Но волк решил свою задачу несмотря на предоставленный ему «процесс познания», он правильно оценил обстановку и выбрал куда более оптимальный способ решения!
Поэтому, катание медведей на велосипедах, прыжки диких кошек через круги, прыжки в высоту дельфинов, игра тюленей в мяч или ходьба собак на задних лапах и лай в нужный момент – всё это ещё не мышление, не ум, хотя использование познавательных способностей идёт здесь полным ходом. Поэтому можно заключить, что такое качество, как «ум», гораздо выше по своей значимости, чем «интеллект»
Хотелось бы также не обойти стороной и такое явление, как «искусственный интеллект». Наиболее яркий пример – сложнейшие электронные машины, способные в доли секунды просчитывать миллионы вариантов и находить оптимальный. Но снова загвоздка: они способны лишь воспроизводить, а не создавать.
Например: когда Гарри Каспаров проиграл в шахматном поединке ЭВМ, все заговорили о том, что машины уже превзошли людей по своим умственным способностям, что скоро они достигнут такого уровня, что полностью смогут заменить собой людей. Этакий «Закат Европы» в стиле XXI века.
Хотелось бы спросить: а что, эта ЭВМ проявила ум, проницательность, нестандартность? Она решила прибегнуть к каким-нибудь «нешахматным» методам – отвлечь внимание противника, заговорить его? – Нет! Она просто просчитывала варианты, то есть, воспроизводила свою программу. То есть, действовать так, как человек, она не способна. С каких пор прототип зомби стал считаться эталоном ума?!
Представим недалёкое будущее: вот появятся роботы, следящие за чистотой на улице, за безопасностью на дорогах, обслуживающих людей в магазинах и иных массовых скоплениях народа. Допустим, произошло стихийное бедствие, или ЧП, или военные действия (не приведи Господь). Ведь все эти роботы будут продолжать выполнять свою, заложенную в них программу. Да, идеально, совершенно. Но у кого тогда повернётся язык назвать такое создание умной? Когда, спасающегося от приближения катастрофы, человека, будет догонять и останавливать за превышение скорости робот-полицейский?
Не будет техника обладать умом, никогда, потому что для этого необходима душа (дыхание жизни). Другое дело люди и животные, это присуще только им, потому как Господь наделил их таким качеством. Кстати, именно поэтому я считаю создание киборгов аморальным (киборг – соединение кибернетики и органики).
Приведу ещё один пример: мой дед был охотником – медвежатником. Однажды он не успел вовремя вернуться в охотницкую избу, пришлось заночевать в тайге. Дед расположился на берегу, будучи готовым в любой момент отплыть на середину реки. Отправился за валежником, а когда вернулся, заметил, что у его лодки орудует медведь – тот возился с дедовыми припасами в рюкзаках и снастях. Дед оставил валежник и поспешил к высокому, толстому дереву. Медведь, заметив человека, предпринял следующее: для начала он, чтобы человек не смог ускользнуть, оттолкнул лодку от берега. После этого ринулся за дедом. Как потом вспоминал сам дед, он просто поразил его своей сообразительностью. Медведь почти догнал и не дал возможности человеку влезть на дерево. Он стал гоняться за ним вокруг дерева. Но, поскольку человек более вёрткий, он всё время ускользал от медведя, который, из-за своей габаритной туши никак не мог его поймать. Тогда этот «мишка» стал собирать поленья и раскидывать их вокруг дерева, чтобы человек споткнулся о них и упал. Когда он заметил, что человек откатывает коряги, пока медведь ищет новые, то зверь попытался даже вкапывать их! Он рыл землю лапой и вонзал в ямы эти пни. За человека он не опасался, поскольку понимал, что человек, ночью в тайге, ни за что не отойдёт от дерева на берегу, которое хоть как-то освещалось луной. Спас деда случай: уже под утро мимо проплывала «моторка», охотники увидели медведя на берегу и пальнули с ружья. Медведи – существа очень пугливые, одного выстрела оказалось достаточно, чтобы он в страхе удрал.
Я слышал от отца немало рассказов о медведях и поражался их уму. Они находили смелые решения, как освободиться от капканов, или задрать охотников. Их много гибло в тайге. Были случаи, что убитого охотника медведь притаскивал к его собственной избе. Чтобы дать родственники понять, что его не просто задрали, а отомстили, понятно за кого.
Месть – это особое чувство, оно невозможно ни при каком интеллекте, и это не просто эмоция. Это настолько изощрённый способ воздаяния, чтобы даже представители другого вида догадались, что это не просто убийство. Это слишком сложно, это качество доступно только уму, поскольку здесь необходимо настоящее мышление.
Но, увы, в нашем современном образовании мышлению отводят какую-то второстепенную роль. Упор делается на загрузку новыми знаниями, развитие памяти и механическое заучивание: схем, формул, определений, событий, дат и т.д.
Разум и мудрость
Что ж, мы разобрались, что интеллект и ум имеют между собой отличие. Но что такое, тогда разум, разве обязательно ему иметь свои уникальные черты?
Обязательно! Особенно, когда вспоминаются слова А.В. Суворова: «Ум без разума – беда».
Просмотрев достаточное количество определений понятию «разум», мы обнаружили, что оно ничем не отличается от определений ума или интеллекта:
«РАЗУМ, или сознание. В обыденном представлении разумное существо – это существо воспринимающее, мыслящее, обучающееся, обладающее желаниями и эмоциями, делающее свободный выбор и демонстрирующее целесообразное поведение»
И, наконец, мудрость. Здесь вы можете быть со мной согласны или нет. Но, по моему, мудрость это:
Состояние, когда человек готов не только впитывать новую информацию, не только на её основе находить новые решения неизведанных задач, не только создавать прекрасные творения, и не только осознавать ответственность за последствия своих действий.
Мудрость – это когда человек не занят поиском смысла жизни, а нашёл его! И смысл этот заключается в том, чтобы делать мир вокруг себя добрее и радостней. Чтобы преображать окружающих тебя людей, дарить им любовь и освещать радостью, чтобы они становились такими же мудрыми. Чтобы простые люди повышали свой интеллект, интеллектуалы набирались ума, умные обретали разум, а разумные открывали глаза и видели, что наш мир – прекрасен. И только от нас зависит: погубить его окончательно или сделать по настоящему прекрасным, добрым и светлым.
Спасибо Вам всем!
Градация:
-1 (минус первый уровень)
Быдло – человек, сознательно противящийся приобретению знаний и живущий только потребительскими интересами: дорогая и модная одежда, изысканное питание, неограниченность в финансах, времяпрепровождение в сплошных удовольствиях и полное потакание своим желаниям – вот предел их исканий. По своему качественному состоянию такой тип людей ничем не отличается от амёбы или паразитов, поскольку ведёт паразитарный образ жизни – сплошное потребление при нулевом уровне производства. Их жизнь лишена смысла, по их собственному признанию «Смысл жизни – в самой жизни». Говоря другими словами, они едят, чтобы есть, а не чтобы дать энергию своему организму, копят деньги ради накопления, а не для реализации их на полезное дело и т.д. В их образе жизни отсутствует главный фактор – цель. Бесцельное существование, приходят в этот мир ни для чего и ни с чем уходят.
Доля среди населения примерно 20-25%
0 (нулевой уровень)
Обыватель – человек, который стремится, главным образом, к достижению земных благ, умственные и моральные качества развивает только в том случае, если это помогает ему достичь своих меркантильных интересов. В отличие от быдла, способен, и, как правило, с интересом приобретает знания, если встретится с более знающим человеком. То есть, сам к знанию не стремится, но противиться ему не станет. Способен меняться в зависимости от окружения, пересматривать свои интересы, увлечения, смысл существования, что роднит его с конформизмом. Именно такой тип людей попадает в различные псевдорелигиозные культы и секты, поскольку очень подвержены внушению и контролированию сознания. Любая экстремистская организация или агрессивная политическая организация, делает ставку на этот слой людей.
Доля среди населения примерно 35-40%
1 (первый уровень)
Интеллектуал – человек, обладающий обширным багажом знаний, очень развитый. Он постоянно ищет и усваивает новую информацию. Обладает хорошей памятью. Способен применять свои знания на практике для успешного выполнения задач, быстро прорабатывать множество вариантов развития ситуации. Эти люди, в большинстве своём, успешны, ответственны к своей работе. Но часто они превозносятся своими качествами перед другими, хотя ни за что это не признают. Для таких людей опасен срыв, неудача на своём поприще, поскольку редко кто из них находит силы пережить поражение. Причина этого кроется, опять же, в их завышенной самооценке и слишком явного самолюбования.
Знания для таких людей – это всё, они видят смысл жизни только в нём. Повторимся: с менее одарённым или нижестоящими по служебной лестнице они нередко бывают грубы и жестоки.
Доля среди населения примерно 15-20%
2 (второй уровень)
Умный – прежде всего, это мыслящий человек, способный не только понять и усвоить, но совершить открытие, способный создать как научный труд, так и шедевр творчества в поэзии, музыке, скульптуре, архитектуре и т.д. Представители этого типа становятся учёными с мировым именем, новаторами, первооткрывателями. Творческая и научная интеллигенция – классический пример. Однако, зачастую человек умный может и не обладать моральными качествами, в таком случае уместно говорить о «злом гении». Увы, таковых также не мало. Короче говоря, умный – совершенство ума, при возможном нравственном уродстве (ассиметрия духовного и умственного начал). Как бы кому ни нравилось, но прогресс человечества (вернее, его техническая часть) идёт именно благодаря людям этого типа.
Доля среди населения примерно 3-5%
3 (третий уровень)
Разум. Человек разумный – не просто homo sapiens sapiens. А обладающий мышлением, способный создавать и творить, но при этом и сознающий свою ответственность за то, что он создаёт. Данный тип людей никогда не будут делать того, что, по их мнению, может негативно сказаться на других людях. Их моральные качества на высоте, они руководствуются не просто созиданием, но преследуют благородную цель: с помощью своих изобретений или творений сделать людям добро. Благая цель для них стоит выше личного творчества. Нередко такие люди уничтожали свои творения (вспоминаем А. Пушкина, А. Чехова, М. Булгакова и других). Подобное поведение и благородство – большая редкость в наши дни.
Доля среди населения в процентном соотношении трудно уловима, однако такие люди, бесспорно, есть, иначе мир давно прекратил бы своё существование.