Мудрости не занимать что значит
ума не занимать
Полезное
Смотреть что такое «ума не занимать» в других словарях:
Ума не занимать — кому. Сиб. Одобр. Об умном, сообразительном человеке. ФСС, 79 … Большой словарь русских поговорок
ума палата — См. умный. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. ума палата прил., кол во синонимов: 9 • … Словарь синонимов
занимать — [брать в долг] глаг., нсв., употр. очень часто Морфология: я занимаю, ты занимаешь, он/она/оно занимает, мы занимаем, вы занимаете, они занимают, занимай, занимайте, занимал, занимала, занимало, занимали, занимающий, занимаемый, занимавший,… … Толковый словарь Дмитриева
острого ума — неглупый, котелок варит, башковитый, умница, умный, не дурак, дальнего ума, с понятием, мудрый яко змий, неглупого десятка, с головой, семи пядей во лбу, есть голова на плечах, ума палата, дельный, голова варит, многомудрый, многоумный, мудрый,… … Словарь синонимов
Не занимать стать — (иноск.) своего довольно. Ср. Конечно, конечно (вы сами справитесь) не боги горшки обжигаютъ, а ума вамъ не занимать стать. Маркевичъ. Утро карьериста. 1. См. Не Боги горшки обжигают. См. Занять рассудку … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)
не занимать стать — (иноск.) своего довольно Ср. Конечно, конечно (вы сами справитесь) не боги горшки обжигают, а ума вам не занимать стать. Маркевич. Утро карьериста. 1. См. не боги горшки обжигают. См. занять рассудку … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона
не занимать — (кому чего) что л. находится у кого л. в достаточном количестве Ума ему не занимать … Популярный словарь русского языка
голова варит — есть голова на плечах, котелок варит, шарики вертятся, ума палата, острого ума, умный, ума не занимать Словарь русских синонимов. голова варит прил., кол во синонимов: 9 • есть голова на плечах … Словарь синонимов
есть голова на плечах — умный, острого ума, ума не занимать, котелок варит, шарики вертятся, голова варит, ума палата Словарь русских синонимов. есть голова на плечах прил., кол во синонимов: 8 • голова варит (9) … Словарь синонимов
Ума не занимать
Смотреть что такое «Ума не занимать» в других словарях:
ума не занимать — прил., кол во синонимов: 7 • голова варит (9) • есть голова на плечах (8) • котелок … Словарь синонимов
ума палата — См. умный. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. ума палата прил., кол во синонимов: 9 • … Словарь синонимов
занимать — [брать в долг] глаг., нсв., употр. очень часто Морфология: я занимаю, ты занимаешь, он/она/оно занимает, мы занимаем, вы занимаете, они занимают, занимай, занимайте, занимал, занимала, занимало, занимали, занимающий, занимаемый, занимавший,… … Толковый словарь Дмитриева
острого ума — неглупый, котелок варит, башковитый, умница, умный, не дурак, дальнего ума, с понятием, мудрый яко змий, неглупого десятка, с головой, семи пядей во лбу, есть голова на плечах, ума палата, дельный, голова варит, многомудрый, многоумный, мудрый,… … Словарь синонимов
Не занимать стать — (иноск.) своего довольно. Ср. Конечно, конечно (вы сами справитесь) не боги горшки обжигаютъ, а ума вамъ не занимать стать. Маркевичъ. Утро карьериста. 1. См. Не Боги горшки обжигают. См. Занять рассудку … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)
не занимать стать — (иноск.) своего довольно Ср. Конечно, конечно (вы сами справитесь) не боги горшки обжигают, а ума вам не занимать стать. Маркевич. Утро карьериста. 1. См. не боги горшки обжигают. См. занять рассудку … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона
не занимать — (кому чего) что л. находится у кого л. в достаточном количестве Ума ему не занимать … Популярный словарь русского языка
голова варит — есть голова на плечах, котелок варит, шарики вертятся, ума палата, острого ума, умный, ума не занимать Словарь русских синонимов. голова варит прил., кол во синонимов: 9 • есть голова на плечах … Словарь синонимов
есть голова на плечах — умный, острого ума, ума не занимать, котелок варит, шарики вертятся, голова варит, ума палата Словарь русских синонимов. есть голова на плечах прил., кол во синонимов: 8 • голова варит (9) … Словарь синонимов
Чем отличается умный от мудрого?
Многим известен юмористический каламбур: «Чем отличается умный от мудрого?». Где ответ звучит следующим образом: «Умный знает, как выйти из сложной ситуации, а мудрый в сложную ситуацию не попадает».
Интересно, почему умный попадает в сложные ситуации, а мудрый нет? Что есть «ум», а что есть «мудрость»?
Ведь далеко не факт, что все умные со временем могут стать мудрыми. Может разница «ума» и «мудрости» в разном подходе к жизни? Ум – это то, что заставляет владельца оным постоянно соревноваться, желательно с такими же умными, как и он сам, а ещё лучше если умнее. Ведь часто звучит в народе фраза: «самый умный», и редко когда услышишь фразу: «самый мудрый». Отчего так? Умные всегда в поисках знаний, знания им нужны чтобы побеждать в разных дебатах с другими умными людьми, это соревнование никогда не будет остановлено. А раз есть соревнование, значит есть победители и проигравшие. Которые будут в следующий раз искать реванша.
Среди мудрых людей ситуация совсем другая. У мудрых взгляд и на жизнь, и на самих себя совсем другая. Мудрым человек становиться, когда он нашёл себя, определил и поставил сам себе оценку. Он не будет ни с кем соревноваться. Ему уже не важно, кто умнее, а кто нет. Такие люди согласятся с высказыванием в свой адрес, с тем, что они не умны. Зачем им, что-то кому-то доказывать? Ведь они сами себе уже всё доказали. Мудрость это гармония с самим собой, и когда это постигаешь, все остальное становиться несерьёзной суетой, которая ничего в себе не несёт. А если она ничего не несёт, зачем на неё тратить время, силы, энергию? Мудрый человек знает в чём он «силён», а в чём нет. В то время, как умный стремиться доказать, что он умён во всем, даже если это не так, он будет на это тратить время, узнавать и доказывать, не видя главного, что за этим спором, за этим доказательством ничего нет. Одна сплошная пустота. Умному помогает выбраться из сложных ситуаций его гибкий ум, который стал гибким от того, что набрался опыта в большом количестве таких ситуаций и отсутствие мудрости ему не даёт остановиться на достигнутом и увидеть жизнь под другим углом, посмотреть с другой стороны. А мудрый понимает, что в нашей жизни всё тщетно, ценность жизни совсем в другом, нежели мы привыкли видеть ценность жизни и того, что нас окружает. Зная себя, найдя свою гармонию, мудрый человек будет со многим соглашаться, даже если в душе он всё видит по другому.
.
Есть анекдот:
Один еврей приходит к Ребе и говорит:
— Ребе, возникла у меня сложность с деньгами, мой сосед предложил мне денег в долг и сказал, что «Когда смогу тогда и отдам». А тут они приходит и требует долг обратно, ну разве не гад он после этого?
— гад, конечно гад.
— а прав я, что не отдаю ему долг?
— прав.
Ушёл этот еврей. Приходит к этому ребе другой еврей и говорит:
— Ребе представляешь, пришёл ко мне сосед, попросил денег в долг, сказал: «Как только они тебе понадобятся, я тебе их сразу отдам». Они мне понадобились, я пришёл к нему за деньгами, а он их не отдаёт. Разве хороший он человек?
— нет, не хороший он человек?
— Ребе, кто прав, он или я?
— конечно, ты прав.
Ушёл от Ребе еврей. Жена подходит к Ребе и говорит:
— дорогой, ты тому сказал, что он прав, и этому сказал, что он прав. Разве бывает такое?
— ты права, такого не бывает.
Что такое мудрость — какая польза от нее для человека
Наверное, нет на земле человека, который не пытался узнать, что такое мудрость. Во все времена, это качество считалось одним из самых важных в человеке. Но объяснить значение слова мудрость не так уж и просто. Она приходит с возрастом и зависит от накопленного опыта человека. Но чтобы более точно определить это качество необходимо глубже вникнуть в эту тему.
Что такое мудрость
Если говорить простыми словами, мудрость — это глубокое познание, способность человека качественно оценивать любую ситуацию основываясь на жизненный опыт. Обладать какими-то знаниями недостаточно, чтобы обрести мудрость, нужно научиться правильно применять эти знания.
В философии считается, что мудрость — это определенный уровень человеческого познания мира, который приходит с опытом. В греческом языке слово Sophia (София), переводится как мудрость. Отсюда и пошло название науки философия.
В религии говорится, что настоящей и полной мудростью обладает только Господь Бог, а людям достается лишь малая часть этого бесценного качества.
Мудрость и быт
Что касается бытового понимания мудрости, так тут также прослеживается четкая связь умственных, а также интеллектуальных способностей вместе с приобретением опыта на протяжении всей жизни. Это так называемая житейская мудрость, она накапливается у людей в процессе взросления и образовывается она с приходом разных ситуаций, с которыми мы сталкиваемся.
Мудрость — это человеческий дар, который предназначен для совершения благих поступков. Обладая определенными навыками, каждый человек, применяя их на практике, должен осознавать свою ответственность перед другими людьми. Ведь все наши поступки способны влиять на судьбу других людей
Все это помогло нашим предкам открывать новые природные законы и развивать прогресс человечества. Люди изучали погодные явления, строили гипотезы и делали из этого выводы, таким образом возникало понимание всех известных нам законов физики и природы. Накопленный опыт передается из поколения в поколение и благодаря этому человечество создало цивилизацию.
Кто обладает мудростью
Мудрость — это инструмент, позволяющий любому человеку совершать правильные и рациональные поступки. Таким образом мы глубже можем понимать и осознавать тот мир, в котором живем, а также глубже познаем себя.
Как правило мудрость является продуктом зрелости человеческого ума, но стоит понимать, что каждый человек имеет свою уникальную индивидуальность, что в разных ситуациях дает возможность находится на разных уровнях развития мудрости в определенном возрасте. Проще говоря, есть люди, которые в 35 лет обладают мудростью старца, так и взрослые люди бывают с пониманием ребенка.
Пословицы о мудрости
О силе мудрости говорили везде и всегда. Во всех странах мира существует огромное количество пословиц, афоризмов, песен и фильмов, посвященных мудрости. Это и не удивительно, ведь каждый человек, обладающий высшим познанием, желает сохранить и передать другим поколениям наработанные жизненный опыт. Творчество всегда остается основным источником информации, которая является наследием каждого народа и всего человечества.
Мудрость накапливается на протяжении всей нашей жизни. Чтобы стать мудрее необходимо много работать над собой и научиться признавать собственные ошибки. Как правило, мудрые люди сдержанно и взвешенно принимают то или иное решение, опираясь на собственный опыт и на знания наших предков
Невозможно передать истинное значение мудрости, однако в каждой пословице или поговорке заложены самые главные составляющие понятия, позволяющие глубже понять, что такое мудрость. Например, такая пословица: «каждый день жизни прибавляет частичку мудрости». Данное изречение придает некую ценность мудрости для человеческого мировосприятия. Проживая каждый день, мы узнаем что-то новое и накопленные знания делают нас более разумными и понимающими.
На сегодняшний день собралось большое множество пословиц о мудрости, как мы уже выяснили очень важно передавать познания мудрейших людей другим поколениям. Далее приведены несколько пословиц о мудрости:
Как правило, мудрость вызывает ассоциацию со зрелым состоянием личности, но это не значит, что человек станет мудрее, как только достигнет определенного возраста. Чтобы стать мудрым, необходимо пройти много жизненных ситуаций и набраться большого жизненного опыта.
Мудрость дана человеку, чтобы совершать правильные поступки и уберечь всех людей от глупости. Чтобы постичь настоящую мудрость, необходимо владеть большим количеством знаний и применять их на практике в жизни. Мудрость заключается в том, чтобы быть образованным и приносить пользу всем живущим на земле
Этим качеством может обладать не только пожилой старец, который имеет седые волосы и длинную бороду, на самом деле гораздо большими познаниями может обладать мудрая женщина. Все зависит от намерений и обстоятельств, в этих условиях формируются принимаемые решения, а также происходят определенные последствия.
Проявление мудрости всегда было настолько неоднозначным явлением, что наши предки выделяли несколько видов мудрости, более подробно смотрите дальше.
Какие виды мудрости бывают
Многие люди, живущие в современном мире, сталкивались с несколькими трактовками, которым придают большое значение в религиозном мире. Наиболее часто встречаются такие понятия как:
Мудрость — это некое свойство или способность человеческого разума, которая строится на основании полученных знаний и степенью их освоения. В дальнейшем эти познания могут применятся в обществе для всеобщей пользы.
Премудрость — самая высшая степень состояния мудрости, которой первоначально обладает Господь Бог.
Благоразумие — это определенные человеческие качества, которые проявляются после приобретения знаний и умений.
В различных религиях мира, есть свои обозначения мудрости. Но, в любом случае, это понятие можно условно разделить на две категории: духовная, и жизненная.
Жизненная мудрость является умением грамотно применять приобретенные знания в жизнь.
Духовная мудрость — это божественное понимание, которое может наступить только в состоянии успокоения, например, в момент медитации или чтения молитвы.
Как и где можно найти мудрость
Стоит понимать, что мудрость может прийти к человеку различными способами. Кому-то необходимо учится у наставника, кто-то изучает письмена и книги, чтобы стать мудрее. Некоторым людям вообще не приходится ничего делать, и они осваивают это качество автоматически в моменты озарения.
Совершая различные поступки, каждый человек испытывает их последствия. Не зависимо от того, какими эти последствия будут, мы получаем определенный опыт. Исходя из этого, можно сделать выводы и применять полученные знания в будущем. Чем больше ситуаций происходит в жизни человека, тем более мудрым он становиться. В любом случае путь к мудрости у каждого свой
Если у вас возникает желание набраться мудрости, но при этом вы не можете понять, что для этого нужно сделать, можете воспользоваться простейшими советами:
Это самые простые способы накопления мудрости. Следуя этим советам можно значительно повысить уровень своей мудрости, при этом все действия очень просты для понимания и выполнения. Стоит понимать, что мудрость — это дар человеческой природы, который дает нам возможность получать наивысшую степень понимания получаемых знаний и рациональность их применения.
Подведение итогов
Еще раз хочется подчеркнуть, что мудрость, чаще всего приходит с возрастом. Но тем не менее не всегда люди в возрасте будут мудрее. Каждый из нас сталкивается с различными ситуациями и трудностями на своем жизненном пути. И по мере преодоления проблем мы становимся немного мудрее.
Таким образом можно понять, что мудрость зависит не только от наших знаний, которые мы получили в своей жизни, но и от насыщенности событий. Чем больше ситуаций мы переживаем, тем мудрее мы становимся.
О мудрости и её отношении к возрасту
Мудрость, что ни говори, хорошая штука. Много сказано о том, что есть мудрость и чем она отличается от ума. Мне кажется, главное отличие в том, что умом можно злоупотребить (что и происходит сплошь и рядом), а мудростью невозможно. Точно так же как можно злоупотреблять знанием, но нельзя истиной. Определение мудрости как человеческого качества в одном предложении дать невозможно. Сложно сделать это, даже и не загоняя себя в такие рамки. Попробую всё же выделить главное в ней, чтобы для себя прояснить, что она такое.
Конечно, мудрость связана с наличием интеллекта: может ли глупый человек быть мудрецом? Но при этом к нему не сводится. Если бы сводилась, то самые умные были бы одновременно и самыми мудрыми. Но мудрецов человечество с незапамятных времён выделяет в особый слой людей, отличая их от просто умных. Не сводится мудрость и к жизненному опыту, хотя, вне всякого сомнения, тоже без него немыслима.
Мудрость есть определённое качество ума при наличии его необходимого количества (а также знания жизни, житейского опыта). Что же это за качество?
Если говорить предельно просто и коротко, это понимание того, что в жизни по-настоящему ценно, и умение жить в соответствии с таким пониманием. Можно возразить: для разных людей главные ценности различны. И в разных условиях человеческого бытия они могут существенно отличаться. Но это не по существу возражение: во все времена в любых обществах вырабатываются примерно сходные стереотипы (в хорошем смысле этого слова) что есть истина, добро, красота, порядочность, правильное, естественное.
Да, есть разница в трактовке этих понятий, и они в чём-то могут быть относительны. Но не настолько, чтобы в них не просматривалось некое существенное и общее устойчивое ядро, некий целостный комплекс, независимый от культурного, социального, исторического контекста. Иначе понятие «мудрость» было бы совершенно бессмысленным. А оно несомненно имеет смысл – так же, как и многие другие понятия, вовсе не легко определимые, но с которыми мы неизменно связываем ясный и положительный смысл. Я думаю, если собрать мудрецов всех времён и народов и дать им общий язык, они легко бы понимали друг друга и были бы согласны друг с другом во всём. Ну или почти во всём, за исключением каких-то мелких, не столь существенных частностей.
У Сенеки есть хорошее высказывание: «Мудрость в том, чтобы всегда хотеть и отвергать одно и то же». Скорее, это не определение мудрости, а характеристика, указание на один из её существенных, устойчивых признаков. Здесь даже нет разъяснений, что именно и из чего выбирается. Подразумевается – из чего угодно: поведения, образа действий, пристрастий, вещей, связей, круга общения… Важно то, что мудрый неизменно предпочитает то, что соответствует его понятию о правильном, лучшем, истинном.
А вот ещё в тему, хорошо высказался польский сатирик Богуслав Войнар: «Мудрость – это умение выбрать наименьшую глупость». Тут уже предполагается знание жизни, аналитический ум, понимание необходимости смириться с неизбежным, способность оценить последствия своего выбора и принять за него ответственность.
Согласно таким характеристикам получается, что мудрость есть комплексное, составное, и в то же время целостное, монолитное понятие.
Конечно, способностью к выбору лучшего и оптимального мудрость не исчерпывается. Существенными чертами мудрости многие мыслители называли следующие.
Мудрец довольствуется малым или просто тем, что у него есть. Презирает гонку за выгодой, накопление материальных благ как самоцель, стремление к достижению положения в обществе, славы, почёта, власти. Для него в оценке всего происходящего в жизни на первом месте стоит этический аспект, а уже потом – какой-либо другой. Он признаёт в качестве подлинных критериев успеха самореализацию, познание и изменение к лучшему себя, других людей, мира в целом. Хотя он и признаёт важность материальной стороны жизни, филистёрство бесконечно чуждо ему.
Мудрец полностью осознаёт преходящий характер всех вещей и событий, помнит о неизбежном конце жизни – своей и чьей угодно. Это даёт ему понимание того, что значимость всех человеческих дел и устремлений относительна, а любые достижения и обладания ничтожны перед лицом смерти. Но при этом у него отсутствует тотальный пессимизм и страх перед смертью. Он признаёт самоценность жизни, умеет радоваться ей в целом и отдельным мелочам. Преобладающее его умонастроение – ровный умеренный оптимизм.
Мудрец по мере накопления опыта вырабатывает всё более искусное умение избегать, где это возможно, трудностей и бед. С возрастом это перерастает в способность заранее предвидеть и предупреждать различные проблемы и неприятности, к которым относятся (не в последнюю очередь) проблемы с собственным здоровьем. Мудрый ставит такое умение выше суетного стремления к счастью. Хорошо выражено это известным высказыванием: умный найдёт выход из трудного положения, а мудрый в нём не окажется.
Мудрец хорошо знает человеческую природу, её лучшие и худшие стороны. Знает главные закономерности жизни. Различает типовые ситуации и сценарии их развития. Разбирается в разнообразных мотивах человеческого поведения. Интуитивно и верно оценивает сложные, запутанные события и предвидит их далёкие последствия. Умеет видеть и лес, и отдельные деревья, когда это надо.
Мышление мудреца в основном ориентировано на целое, а не на части. Он расставляет приоритеты (для себя и для других) так, что главное, суть и ядро неизменно оказываются выше, существеннее, центральнее, чем второстепенное, детали и шелуха. Есть по этому поводу следующие хорошие высказывания.
«Мудр не тот, кто много думает о великом, а тот, кто мало думает о пустяках» (Хан Сян-Цзы).
«Мудрец отличается от обычных людей не тем, что он мыслит, говорит и делает. А тем, чего он не мыслит, не говорит и не делает, он отличается от других людей» (Гуань Инь-Цзы).
«Мудрость состоит в том, на что не следует обращать внимания» (Уильям Джеймс).
Для мудрого жизнь имеет безусловный смысл сама в себе, а всякий смысл непременно связан с жизнью. Для такого отношения ему совсем не обязательно разделять веру в разные мифы, созданные и поддерживаемые не столь мудрыми. Самой жизни для него вполне достаточно. Он не разделяет жизнь и «духовность». Он не будет искать нечто неуловимое и эфемерное, чего нет в его личном внутреннем опыте, что якобы оправдывает жизнь и придаёт ей значимость откуда-то из потусторонних сфер. Если в жизни самой по себе нет смысла, говорят в разной форме мудрецы разных эпох и стран, – не стоит тогда искать смысл и за её пределами.
Мудрый понимает, что жизнь проходит только «здесь и сейчас», именно «в формате» (как нынче модно выражаться) текущего момента. Не в прошлом и не в будущем. И к отрезкам времени, близким к текущему моменту, у него отношение сходное. Самый важный день твоей жизни – сегодня. Лучшее время для свершений, для начала новой жизни – между вчера и завтра. Главное – то, чем ты занят в данный час или в данную минуту. Самый важный человек – тот, с которым имеешь дело сейчас. Мудрый ценит время и не тратит его попусту – ни своё, ни чужое.
Мудрый неизменно терпелив, выдержан, снисходителен к слабостям и недостаткам других. Для него совсем не характерны категоричность, прямолинейность, резкость в суждениях. Хотя он знает, когда эти качества уместны, и может в случае необходимости их проявить. Он дорожит установившимися отношениями с другими достойными людьми и никогда не позволит этим отношениям разрушиться из-за сиюминутных недоразумений. Он большой мастер разумного компромисса. Принципы и идеи, даже самые возвышенные, он никогда не ставит выше реальных живых людей.
Мудрый готов совершать добрые поступки, помогать другим словом и делом без выгоды для себя и даже без простой ответной благодарности. Он не ожидает, что другие будут по отношению к нему вести себя столь же благородно, ибо, как уже сказано, хорошо знает человеческую натуру. «Кто хорошо понимает людей, тот не ищет у них понимания», как отметил тот же Богуслав Войнар.
И не зря сетовал Соломон, что во всякой мудрости много печали. Да, мудрость всегда с привкусом горечи. И мировая литература, и сама жизнь дают немало примеров того, как дорого порой приходится платить обладателю мудрости именно за её проявления. Но мудрец всё равно поступает так, как считает нужным, потому что ему ведомы мотивы более высокого порядка, чем личная выгода.
Мудрый неизменно придерживается реалистичного отношения к жизни. Он не питает беспочвенных иллюзий, не строит воздушных замков, не поддерживает утопические прожекты. Он твёрдо знает, что возможно, что маловероятно, а что неосуществимо в этом мире. Для его мировоззрения характерны трезвость и здравомыслие, здоровый скептицизм, высокая критичность мышления, умение отличать и отделять наполненное от пустого, реальное от выдумки, стоящее от ерунды, зёрна от плевел, настоящее от фальшивого.
При этом мудрый не впадает в другую крайность – цинизм и пошлость, такое отношение к жизни, которое ниспровергает любые ценности. Он избегает всяких крайностей и полярностей, за исключением редких случаев, когда третьего не дано и приходится выбирать между ними. Во всём он ищет оптимум, золотую середину, которая часто находится не между, и даже не в стороне, а вообще в другой плоскости.
Например, одни говорят, что для успеха в жизни надо быть ярким мечтателем, ломать каноны, замахиваться на цели, кажущиеся недостижимыми (и приводят примеры). Другие утверждают, что наоборот, надо быть реалистом, твёрдо стоять на земле, а не витать в облаках (и приводят не менее убедительные контрпримеры). Мудрый же понимает, что истина не может целиком принадлежать ни одной из этих точек зрения. У каждого может быть свой путь к успеху – так же, как и свои критерии успеха. В одних обстоятельствах у этой личности может быть вот такая дорога к его цели. А для другой личности и в других обстоятельствах эта стратегия не поможет, зато сработает другая. Третьего же эта цель и вовсе не интересует, ему от жизни нужно совсем другое.
Мудрый хорошо видит и ценит индивидуальное начало в людях и вообще в живых существах, насколько оно может проявиться. Являясь сам выраженной индивидуальностью, он знает, что настоящая жизнь манифестирует себя в индивидуальном, в отдельной единице жизни. А в чём-то общем, безличном и абстрактном можно найти только толкование жизни, но не её саму.
По отношению к ближнему мудрый ведёт себя соответственно личности данного человека, его характера, интеллекта, душевных качеств и всего остального. Мудрый всегда учитывает персональные особенности людей, делает ли он с ними общее дело или беседует. У него нет общего для всех метода, его подход всегда конкретен. Повторю мысль Ошо по этому поводу: «Человек знания отвечает на вопрос, а человек мудрости отвечает вопрошающему». Такое взаимодействие не только эффективнее, но и благотворнее: любой хочет, чтобы его личность замечали, отличали от других и уважали.
Наверное, можно продолжать ещё. Однако, пожалуй, достаточно. В завершение темы упомяну ещё один важный, на мой взгляд, элемент мудрости. Это глубокое осознание единства всего живого на планете, связанного общей судьбой. Можно сказать, мудрость есть экология мышления. Вот её-то и не хватает в современном мире.
Нехватка природных ресурсов, наверное, не так страшна, как нехватка экологической составляющей мышления. Если мудрость не станет всеобщим приматом в отношении человека к природе и ближнему, то цивилизацию, при сохранении её главных нынешних тенденций, ждёт печальная участь. Пока же мы видим, что цивилизация умна, но, к сожалению, мудрой её никак не назовёшь.