Мудьюг что это значит
Мудьюг
Мудьюг — остров в Белом море, вблизи устья Северной Двины. Остров песчаный, низменный. На острове расположен маяк, открытый в 1838 году, музей концентрационного лагеря 1918—1920 гг. в составе Архангельского областного краеведческого музея. Пожарно-спасательный пост (с 2007). [1]
История
Примечания
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Мудьюг» в других словарях:
Мудьюг (значения) — Мудьюг: Мудьюг остров в Белом море, вблизи устья Северной Двины. Мудьюг (Mudyug) портовый ледокол 1982 года постройки. Список значений слова или словосочета … Википедия
Мудьюгский концентрационный лагерь — Мудьюгская ссыльно каторжная тюрьма Местоположение Мудьюг, Северная область Координаты Координаты … Википедия
Природный газ — (Natural gas) Природный газ это один из самых распространенных энергоносителей Определение и применение газа, физические и химические свойства природного газа Содержание >>>>>>>>>>>>>>> … Энциклопедия инвестора
Ледоколы России — … Википедия
Бриги специальной постройки — Аракс Заложен 11.8.1838 в Астраханском адмиралтействе. Строитель С. Н. Неверов. Спущен 31.8.1839, вошел в состав КФл. 25×7,6×3,5 м; 12 орудий. В 1839–1844 находился в крейсерстве у берегов Персии и Туркмении. В 1846 тимберован в Астрахани.… … Военная энциклопедия
АРХАНГЕЛЬСК — город, обл. ц. в РСФСР; крупнейший центр лесной пром сти. Речной и морской порт. Расположен в начале дельты Сев. Двины, в 45 км от впадения ее в Белое м. (Двинская губа). Ж. д. станция. 256 т. ж. в 1959 (в 1897 20,9 т. ж., в 1913 43,4, в 1926… … Советская историческая энциклопедия
Муниципальное образование «Патракеевское» — Муниципальное образование «Патракеевское»[1] Страна … Википедия
Архангельск — город, центр Архангельской области РСФСР. Расположен на правом и левом берегах Сев. Двины и островах дельты. Морской и речной порт, один из крупнейших в СССР. Ж. д. узел. 343 тыс. жителей (1970; 20 тыс. в 1897, 48 тыс. в 1917, 76,8 тыс. в … Большая советская энциклопедия
Исторические музеи — научные учреждения, осуществляющие сбор, хранение, изучение и популяризацию памятников материальной и духовной культуры, отражающих развитие человеческого общества. И. м. имеют либо широкий исторический профиль общеисторические музеи… … Большая советская энциклопедия
Петров Александр Карпович — [23.11 (5.12).1875, Казань,‒ 21.11.1935, Москва], участник революционного движения в России и борьбы за Советскую власть в Архангельске. Член Коммунистической партии с 1898. Родился в семье рабочего. Рабочий. В революционном движении с 1893… … Большая советская энциклопедия
Мудьюг. Остров ужаса
Иностранная интервенция в России — это не столько честные сражения «грудь на грудь», сколько колониальная политика и военные преступления. Массовыми расстрелами и пытками мирного русского населения отметились в своё время и американцы, и японцы, но всех их превзошли английские интервенты, создавшие возле Архангельска самый настоящий концлагерь. О первой фабрике смерти для русских людей, об убийстве невинных, о памяти и забвении и пойдёт речь.
О том, что концентрационные лагеря придумали не карикатурные звероподобные фашисты с плакатов Кукрыниксов, а вполне себе аристократичные британские военные во время Второй бурской войны, сегодня знает каждый любитель истории. Бесстрастный интернет одну за одной открывает нам фотографии конца XIX века, с которых испуганно смотрят сидящие у белых палаток бурские семьи, загнанные за колючую проволоку на их же родной земле. И хотя английские историки эту мрачную страницу в книге судьбы Великобритании предпочитают перелистывать с торопливым неудовольствием, бурам в каком-то смысле повезло: по крайней мере, об их трагедии знает весь мир.
О британском концлагере на русском острове Мудьюг в англоязычном мире не знает практически никто. Ни всемогущая «Википедия», ни тематические форумы, ни многочисленные СМИ. Упоминание о настоящем лагере смерти, построенном англичанами для русских людей на русской земле, словно вычеркнуто из англоговорящего интернета, следуя простому принципу сети: «Если о событии нет ничего в интернете, то, по всей видимости, его и не было вовсе». Первый же полноценный репортаж, в котором прозвучало слово «Мудьюг», вышел на «Би-Би-Си» лишь в октябре 2017 года — спустя 99 лет после того, как здесь был замучен первый русский человек.
Памятная доска с острова Мудьюг
Впрочем, вместо честного признания: «Да, здесь был английский концлагерь, в котором англичане вместе с французами убивали русских», журналистка «Би-Би-Си» Люси Эш делает лишь то, что принято комментировать едкой фразой «а теперь следите за руками». Отметив вскользь, буквально в одном предложении: «Британские солдаты создали здесь то, что россияне считают первым концентрационным лагерем в своей стране», Эш в остальном повествует о происходящем в лагере без какого-либо упоминания о национальности его охранников, а уже спустя пару десятков абзацев «забывает» о главной теме репортажа, живописуя вместо этого зверства местных большевиков.
Несмотря на желание Лондона навсегда забыть эту тему, факт остаётся фактом: Мудьюг (а чуть позднее и Йоканьга) — это кровавые пятна английской интервенции. Мудьюг — это первый концлагерь для русских гражданских, первый из построенных на территории Советского государства и единственный, созданный военными страны, с которой СССР не находился в состоянии войны. Это потом, намного позже, появятся и Саласпилс, и Малый Тростенец — но первым местом для физического уничтожения просто подозреваемых в сотрудничестве с большевиками станет небольшой остров в 60 километрах от Архангельска.
Британские и французские военные в Архангельске. 1919 год
Британские интервенты, высадившиеся в Архангельске 2 августа 1918 года, не стали терять времени даром: планируя максимально быстро продвинуться вверх по течению Северной Двины, они сразу же ввязались в бои с частями красного Северного фронта. В активе островитян был не только мощный речной флот, состоявший из двух десятков кораблей, но и превосходство в вооружении (мощные пулемёты Льюиса против красноармейских «мосинок») Всё вместе это рисовало перед англичанами самые радужные перспективы, а командующий экспедиционным корпусом генерал Фредерик Пуль, предвосхищая знаменитую фразу Павла Грачёва о Грозном и двух десантных полках, заявлял, что уже 20 августа будет пить шампанское в Котласе.
Как это чаще всего бывает, реальность разошлась с ожиданиями британцев практически сразу — оборванные и полуголодные красные отряды почему-то не спешили сдаваться в плен и сражались с неожиданным упорством. Нехватку оружия большевики компенсировали высоким боевым духом, имели в командирах ветеранов Первой мировой и удачно чередовали набеговую партизанскую тактику с отчаянными, тщательно спланированными рейдами. В результате всего этого к осени 1918 года забуксовавшим британским частям не оставалось ничего иного, кроме как окопаться в районе Шенкурска — в 400 километрах от вожделенного Котласа.
Заключённые концлагеря на острове Мудьюг
Вместе с неудачами и потерями в боях к британцам пришло озлобление. Не имея возможности дотянуться до армии большевиков, интервенты вместе со своими коллегами из стана белогвардейцев развернули в Архангельске настоящий террор против гражданских.
Охотясь за шпионами и диверсантами, английская контрразведка в прямом смысле слова хватала всех, кто попадался на глаза, от кочегаров, служивших на кораблях под красным флагом, до вчерашних гимназистов, имевших несчастье «засветиться» секретарями в местных партячейках. Пойманных отправляли во вместительную городскую тюрьму, но уже совсем скоро она буквально захлебнулась от количества заключённых.
О масштабах устроенной англичанами грандиозной облавы можно судить всего по двум простым цифрам — хотя камеры тюрьмы были рассчитаны в среднем на 12–14 сидельцев, в каждую из них набивали по 60 (!) человек, а в целом за всё время британской интервенции в тюрьмах и лагерях побывал каждый десятый (!!) житель тогдашней Архангельской губернии. Частично «разгрузить» камеры по-своему (то есть массовыми ночными расстрелами без суда и следствия) пыталась белогвардейская «Особенная временная следственная комиссия по делам арестованных», но тюрьма продолжала неумолимо разбухать — и тогда за дело взялись компетентные англичане.
Братская могила русских заключённых, погибших на Мудьюге
23 августа 1918 года 134 узника архангельской городской тюрьмы были выведены под английским конвоем на улицы города. Уверенные в том, что идут на расстрел, заключённые успели проститься друг с другом и с белым светом, но конвоиры сначала привели их на местную пристань, а затем, погрузив в баржи, перевезли на расположенный неподалёку остров Мудьюг. После размещения в грубо сколоченных бараках людям наконец-то сообщили об их дальнейшей судьбе. С этого момента все они — ещё мгновение назад обычные советские граждане, находящиеся под следствием — переводились в разряд военнопленных, фактически превратившись в бесправных рабов английских и французских военных.
Чтобы понять весь ужас положения мудьюгских узников, стоить пояснить, что многие из них вообще не имели отношения к большевистскому подполью.
По свидетельству Павла Рассказова, человека, прошедшего Мудьюг и описавшего увиденное там в «Записках заключённого», идейными коммунистами (комиссарами, революционными матросами, председателями союзов рабочих, секретарями комитетов) была лишь половина попавших в лагерь. Остальные были в лучшем случае поставленной под красное ружьё крестьянской молодёжью, штатскими, служившими у большевиков по вольному найму, или просто обычными людьми с улицы, попавшими в сеть контрразведки по ложным доносам.
Сторожевая вышка и бараки
Как писал всё тот же Рассказов, интервенты выбрали изуверски гениальную стратегию:
« Под влиянием голода люди доходили до жуткого состояния, оставаясь до могилы верными этим низменным инстинктам, которые проснулись в них благодаря этой невозможной обстановке, созданной представителями „культурного“ запада. Эти варвары не лишали нас немедленно жизни, а создавали такие условия, в которых жить было невозможно. Они гуманны, они не убивают людей и если люди умирают „сами“, то это не их вина. Такова была политика и психология наших палачей».
Происходившее на Мудьюге следующие 10 месяцев, лучше всего охарактеризовать словосочетанием «фабрика смерти». Двенадцатичасовая рубка леса или земляные работы сменялись тревожными перерывами на сон: чтобы заключённые не чувствовали себя как дома, французские охранники каждую ночь врывались в бараки и избивали первых попавшихся под руку прикладами винтовок.
Обычным делом стали отмороженные конечности, цинга и гангрена. Отсутствие в промёрзлых насквозь бараках бань и умывальников привело к тому, что одежда сгнивала прямо на телах узников; вшей было так много, что с некоторых заключённых их сметали в буквальном смысле метлой.
С прибытием в декабре нового коменданта лагеря, французского контрразведчика Лерне, жизнь пленных окончательно превратилась в ад. Заключённым было запрещено варить и подогревать еду в печах, за малейшую провинность каждого из них ждала яма-ледник, в которой люди за ночь замерзали насмерть. Свирепствовал тиф, но единственным решением интервентов в этой ситуации стал лазарет, где сквозь щели в досках был явственно виден солнечный свет; лазарет, ставший, по словам Рассказова, «могилой не только для больных, но и для здоровых».
Впрочем, можно было бы пережить и это — если бы не жуткий голод, сводящий людей с ума, заставляющий их испражняться один раз в 10–14 дней и рисующий картины, которые мы все увидим ещё раз в концлагерях Третьего рейха:
«Помню, как в первые дни, срывая возвышенность для засыпки болота, откопали бочку гнилой воблы, зарытой за недоброкачественностью ещё во время пребывания на острове гарнизона Красной армии. Эта сгнившая рыба страшно воняла, но голод не тётка, и заключённые тайком от французов, вырывая друг у друга, хватали её и прятали в карманы, в шапки, под рубашки. Вечером после работы стали варить рыбу в бараке. Когда вода в котелках стала нагреваться, эта гниль расползалась, распространяя такое страшное зловоние, что невозможно было дышать и приходилось открывать двери, чтобы впустить струю свежего воздуха.
И всё же, несмотря ни на что, голодные люди с жадностью набрасывались на эту гнилую рыбу, один вид которой заставлял содрогаться. Но ещё более омерзительные сцены разыгрывались под окнами дома, где жили французы. Там выливались помои и проходившие мимо заключённые бросались под окна и, ползая на четвереньках в помойной яме, хватали всё, что могли найти мало-мальски питательного: кости, куски грязного сала, кожуху картофеля. „Культурные“ французы выбирали момент и выливали на несчастных вёдра помоев. Но забывшие всё, кроме голода, люди старались и в этих, вылитых на их головы помоях, найти для себя отбросы пищи, а сверху звучал сытый, пьяный смех французских солдат».
Напомним ещё раз: на момент существования концлагеря Антанта и Советская Россия не находились в состоянии войны. Английский контингент де-юре выполнял вспомогательные функции. Люди, собранные в лагере, не участвовали в боях против британских частей. Они не убили ни одного англичанина, де-юре и де-факто не являлись военнопленными, а подавляющему большинству из них даже не было предъявлено обвинение в сотрудничестве с большевиками. Для жестокости, которую демонстрировали англичане и французы, не было даже номинальных причин — и тем более жутким кажется упорство, с которым интервенты низводили русских людей до состояния живых трупов.
Обо всём, происходившем в лагере, отлично знал новый командующий британским корпусом Эдмунд Айронсайд. Музей лагеря в Мудьюге хранит фотокопии его записок, в которых генерал упоминает о том, что «среди русских заключённых на острове Мудьюг начинается цинга…из-за труднодоступности лагеря пайки были урезаны».
И хотя далее Айронсайд старательно выводит для потомков каллиграфическое: «Посмотрим, что можно сделать. Нам нельзя, чтобы о лагере пошла дурная слава», фразой позже он так же, как и корреспондентка «Би-Би-Си», умело уводит разговор в сторону, сетуя на кровожадность «русских охранников» концлагеря.
Дневники командующего британским контингентом Эдмунда Айронсайда
Слова Айронсайда о русских, от которых он намеревается требовать «хорошего отношения к соотечественникам», насквозь пропитаны ложью и лицемерием. Да, в лагере на Мудьюге были своеобразные «капо» — бывшие царские офицеры. Назначенные комендантом лагеря начальниками бараков, они не гнушались избивать своих товарищей по несчастью и отбирать у них половину скудного пайка. Но не они приказывали морить людей голодом. Не они приказывали замораживать русских в ледниках заживо. Не они поставили врачом лагеря садиста, который вместо лечения избивал больных заключённых. Всё это делали руками французских охранников «цивилизованные» англичане.
Кошмар на Мудьюге продолжался вплоть до июля 1919 года. После решения генштаба Антанты о срочной эвакуации всех союзнических частей, история с лагерем наконец-то закончилась — но только для англичан и французов. Часть заключённых (по разным источникам от 50 до 200 человек) была увезена в Англию, в концлагерь Уитли-Бэй, где русские узники в качестве бесплатной рабской силы целый год работали в местных каменоломнях. Кого-то перевели в заботливо оборудованный англичанами концлагерь у села Йоканьга, кто-то остался на Мудьюге, переделанном под белогвардейскую каторгу. Лагерь опустел только 16 сентября 1919 года, когда после неудачного мятежа заключённых всех пойманных и выживших окончательно перевели в Йоканьгу.
Обелиск на острове Мудьюг. В передней части отчётливо виден обрушившийся от времени барельеф. Фото Сергея Яковлева
В наследство от англо-французской фабрики смерти на мудьюгской земле осталось 93 безымянных креста. Учитывая, что некоторые могилы стали пристанищем сразу для двух или трёх тел, общее число погибших — умерших от тифа и дифтерии, замороженных в карцере, расстрелянных охранниками, погибших от истощения — варьируется от 200 до 300 человек. И хотя на каждом из этих крестов в своё время была табличка с именем и датой смерти, по приказу одного из комендантов каторги Прокофьева (желающего скрыть следы преступлений интервентов и белогвардейцев) все эти таблички были уничтожены, кресты срублены, а могильные насыпи срыты.
Потомки к памяти замученных отнеслись по-разному. Кровавые коммунисты уже 12 августа 1928 года возвели на острове памятник «Жертвам интервенции», заменив его через 30 лет на исполинский гранитный обелиск высотой с девятиэтажный дом. Кроме того, в 1938 году на Мудьюге был открыт «Музей каторги», посетители которого могли пройти мрачной тропой заключённых и увидеть лагерь изнутри, от бараков и карцера до вышек с ограждениями из колючей проволоки. Регулярные экскурсии сделали его довольно популярным местом: по количеству бывавших здесь ежегодно туристов «Музей каторги» занимал второе место по области — сразу после Соловецких островов.
Экскурсии в «Музей каторги»
Пришедшие к власти после развала Союза демократы и либералы отметились совсем иными решениями. Сначала коммунистической пропагандой были признаны экспозиции музея, потом прекратились экскурсии, чуть позже на остров перестали ходить пассажирские суда, а в 2012 году Мудьюг и вовсе был исключён из расписания Архангельского краеведческого музея. В сентябре 2020 года репортёр «Regnum» Владимир Станулевич застал Мудьюг в постапокалиптическом состоянии:
«Рухнувшие бараки, вышки…деревья, упавшие на захоронения, сгнившие „в ноль“ мостки и крыльцо музея…раскачивающийся на ветру 25-метровый обелиск. Самое дикое — сваленные в кучу надгробия расстрелянных».
Подобное запустение проще всего было бы объяснить отсутствием денег, если бы на фоне ржавых оград братских могил русских заключённых не блистали новенькой краской надгробия погибших здесь в Гражданскую войну англичан. По мнению архангельских историков и общественных деятелей, сделано это было для того, чтобы не создавать неудобства именитым британцам — например, герцогу Кентскому или дочери королевы Елизаветы II принцессе Анне — регулярно посещающим воинские захоронения своих соотечественников. Всё по заветам современного чиновничьего российского мира: чужим — слава и вечная память, своим — унижение и забвение.
Сваленные в кучу надгробия с могил узников концлагеря
Вместо постскриптума. Как считает Станулевич, музей на Мудьюге стал одной из разменных монет в большой игре английского истеблишмента. В обмен на поддержку на международной арене Лондон мог настоятельно порекомендовать российским политикам «не ворошить прошлое», «забыть» об участии английских войск в иностранной интервенции или, по крайней мере, «облагородить» историческую память. В результате мы имеем полуразрушенную стену коммунаров на Вологодском кладбище Архангельска, убранный с центральной улицы города трофейный британский танк, гниющие бараки Мудьюга — и всё на это фоне торжественных и радостных публикаций в «Коммерсанте» о вычищенных и отремонтированных памятниках британцам в Архангельске, Мурманске и Североморске.
Непонятно, что в этой ситуации вызывает большую горечь: стремление отечественных чиновников-манкуртов выслужиться перед влиятельными европейскими «партнёрами» или абсолютная уверенность Англии в собственной правоте и непогрешимости.
За сотню лет, прошедших с момента смерти первого русского в британском концлагере, со стороны англичан не прозвучало ни единого извинения.
Англичане избегают упоминания об интервенции даже на могильных плитах, заменяя это слово обтекаемым определением «Великая война 1914–1919 годов». Апогеем точки зрения Лондона на мудьюгские события стала циничная фраза, прозвучавшая в уже упомянутом выше репортаже «Би-Би-Си»:
«Люди на войне умирают всегда и повсюду. Так что 300 погибших — это не так уж и много».
Семужьенерестовые и лососевые реки Архангельской области
70. Мудьюга. Приложение N 4 к Правилам рыболовства в
водоемах Архангельской области 12.4.1991.
Перечень рек и ручьев, являющихся местом нереста лосося
атлантического (семги) на территории Архангельской
области, 1.3. 2017 г.
Мудьюга
* Описание Российской Империи в историческом, географическом и статистическом отношении. Архангельская губерния, т.1. Санктпетербург, 1845 г.» (кратко)
Земледелие не развито, урожаи низкие, хлеба не хватало (природа, Север), лучше обстояли дела в скотоводстве. Основные промыслы (занятия населения): лесоразработки (в основном лес на дрова и деревянные изделия), морские промыслы: кораблестроение, судовождение, рыболовство морское, озерно-речное и зверобойный (зимой и летом) были развиты.
В период навигации в Архангельске работала Рыбная пристань, источники сообщают, что ежегодно прибывало до 500 морских судов с рыбой: семга, налим, у Мурманских берегов ловили треску, сайду и палтус. Общий ежегодный вылов рыбы оценивается приблизительно в 300 000 пудов (ок. 5000 т.). Главную пищу жителей Архангельской губернии составляла рыба, в особенности: треска, навага, сельдь.
а) Мудьюг(а) Приморского района Архангельской обл.
* Мудьюгский остров (Мудьюг), расположен в Белом море в юго-восточной части Двинской губы, отделяет мелководный залив под названием губа Сухое Море (доступна для малых судов в полную воду, глуб. 1-3 м) от остальной части Двинской губы. Песчаный, низменный, средняя часть покрыта кустарником и хвойным лесом. Восточный и южный берега его безлесные и сплошь покрыты дюнами. Вытянут в меридиональном направлении вдоль Зимнего берега Белого моря, длина 12 км, ширина 1—3 км. Напротив острова на восточном берегу Сухого Моря находится устье реки Мудьюга.
б) Исторические данные
* Мудьюжская Успенская церковь (Патрикеевка); http://parishes.mrezha.ru/parish_history.php?id=344
По благословению Преосвященного Варлаама, митрополита Новгородского и Великолуцкого, была построена церковь во имя свт. Николая Мирликийского, которая сгорела в 1597 г., причем это была не первая церковь, предыдущая также была в честь свт. Николая. В 1599 г. построена новая церковь, существовавшая до 1764 г., когда по ветхости была заменена другой, тоже Никольской (Св. Николай покровитель путешествующих, моряков и рыбаков, почитание св. Николая в поселениях на р. Онега зафиксировано с 1601 г.).
* Акты Холмогорской и Устюжской епархий. С.-Петербург, 1894 г.
* 1517—1518 г. Купчая Анфала Никитина на деревню съ угодьями въ Мудьюге
«Се язъ Анфалъ Никитипъ сынъ купилъ есми у Максима у Ондреева у Попова у Смышляева деревеньку въ Мудьюге въ реке на наволоке, что его владение, орамые земли и пожни и съ притеребы, и въ морьскихъ пожняхъ участокъ, и поездная ловля, и путнки, и ловища (место для лова рыбы), и наворници, и неводная ловля, и со всеме угодьи, и дворъ, и дворище, что исъ старины тяпетъ къ той деревне. «.
* 1517— 1518. Данная Николая Рычкова на свою деревню съ угодьями великому Николе Мудьюжскому
«Се язъ Микула Иваповъ сыпъ Рычкова. Что у меня деревне въ Мудьюгу реке верьховье дворъ и дворище, и (о)рамые земли, пожни и всякие угодья, где хъ той деревне ни есть, и язъ ту деревну отступаюся великому Николе въ Мудьюгу въ домъ ввеки, дворной наволокъ по верьхному концю Талматокъ да Чюхченима, по верьхному концю Послудки, да въ нилшой конець по ручью межи, да въ морьцкихъ воичинахъ жеребей да и въ подцкотинахъ жеребей да и въ речьныхъ водахъ жеребей. «.
«Се Язъ Омельянъ Осиповъ сынъ Суханова продал есми и отступился пречистой Богородици и Николы чюдотворцу въ домъ и всемъ крестьяномъ Мудьюжской волости тоню свою на зимной стороне, повыше Керецкого, отъ Ермолиныхъ тони вверхъ первая тоня; а продалъ есми по писцовымъ книгамъ писма князя Василья Ондреевича Звенигородцкого съ товарыщи. «.
а) Мудьюга — посёлок в Кодинском сельском поселении Онежского района Архангельской обл. Расположен на берегу Лазозера у реки Мудьюга (Онежской). Показан на Финской карте части Вологодской и Архангельской областей 1942 г., указана железнодорожная станция и деревня Мудьюга.
в) Исторические данные
* Онежский уезд 1852 г.
«Въ минералогическомъ отношеніи Онежскій уездъ не представляетъ пока ничего особенно-любопытнаго для естествоиспытателя; земля, кажется, отказала здесь людямъ во всемъ, одно только море и реки, впадающія въ него, доставляютъ средства къ существованію».
Распространенные виды рыбы на Онеге и притокам по сведениям 1852 г: семга, кумжа, нельма, сиги, щуки, налимы, окуни, лещи, язи, сороги, харьюсы, ерши, миноги, палтусина, треска, сайда, камбала, сельди, наваги и корюшка (часть видов относится к морским промыслам). Ловля речной и озерной рыбы производится преимущественно для собственного употребления. Всего на местных рыбных промыслах (речных и озерных) было добыто в 1893 г. — 13585 пудов рыбы (ок. 222 т., малонаселенная территория).
Подробная карта Российской Империи и близлежащих заграничных владений. Северная часть 1816 г.: Вол. Верхнемудьжинская, Михайловская, Вол. Вяземская.
Карта Онежского района Северной обл. 1935 г.: Бучарово, Попова Горка, Митинская, Ряхковская, Даыдовская, Екимовская, Грихновская, Андреевская.
* Икона из деревни Митинской
Воскресение – сошествие во Ад, с праздниками. Около 1734 г., Северное Поонежье
Дерево, левкас, темпера. Происходит из часовни Смоленской Богоматери (начало ХХ в.). д. Митинская (Верхняя Мудьюга) Онежского района Архангельской области.
На обороте доски – надпись, выполненная в четыре строки: «A;ЛД [1734] ГОДУ М(Е)С(Я)ЦА ЇУЛИЯ ВО ВI [12] ДЕНЬ ПОЛОЖИЛЪ СИЮ ЇКОНУ // СЫРЕНЪСКОЙ ПУСТЫНИ СЛУЖЕБНИКЪ ЇАКОВЪ АКАКЇЕВ// ЗУБОВЫХ В Ц(Е)РКОВЬ ПР(Е)СВ(Я)ТЫЯ Б(ОГОРО)Д(И)ЦЫ WДИГИТРЇЯ // ВЪ ВЕРХНОМУДЮЖСКУЮ В(О)Л(О)СТЬ».
3) Обобщение и вывод
Вывод
Целесообразно рассмотреть топонимы и гидронимы в связи с библейскими образами и терминологией.
4) Терминология иврита и библейский образ
Русская грамматика и фонетика
* Буква Д используется для записи звуков [Д] и [Д’].
* Ь, ь (современное название: мягкий знак) — буква большинства славянских кириллических алфавитов. Самостоятельного звука не обозначает (происхождение не установлено), может рассматриваться как диакритический знак, модифицирующий значение предыдущей буквы. Древнее значение — сверхкраткий вариант звука [И]; впоследствии этот звук во всех славянских языках исчез, часто оставив на память о себе смягчение предыдущей согласной.
* Ю — тридцать вторая буква русской азбуки, имеющая двоякое, а иногда, пожалуй, и троякое звуковое значение. В начале слов, затем в середине и в конце слова, после гласных, а также в немногих сложных с предлогами словах и после конечного согласного предлога (например, юноша, поющий, пою, объюродиветь и т. д.) она означает слог, состоящий из согласного J + гласной У (jунъша, паjу и т. д.); вообще же после согласных указывает на мягкость этих согласных, попутно с обозначением самого гласного у (нюхать = н’ухът’, полюс = пол’ус, варю = вар’у и т. д.).
* Буква Г используется для записи звуков Г.
Что там у нас в иврите ДУГ, ДУГА?
ивр. ДУГ удить, ловить рыбу, рыбачить.
ивр. ДУГА рыболовство, ловля рыбы.
ивр. ДАГ рыба (в различных сочетаниях).
ивр. ДАГА рыба.
ивр. ДАИГ рыболов, рыбак.
ивр. ДИГ ловить рыбу, рыбачить.
ивр. ДИУГ рыболовство (поздняя форма, есть в словарях).
ивр. ДАУАГ рыбак.
ивр. ДИЙГ ловить рыбу.
ивр. ДАЙАГ рыбак.
Словарь Кляйна (также Еврейско-русский словарь М. Дрор, Тель-Авив, 2000 г.)
https://www.sefaria.org/Klein_Dictionary.
МИДГЕ mn NH разведение рыбы, рыбоводство. [Формируется из Д.Г. (= для умножения, как рыба), с преф.].
русск. МУДЬЮГ = без гласных М.Д.Г. = ивр. корень Д.Г. в разных формах: рыба, рыбак, рыболовство; в форме М.Д.Г., с огласовками МИДГЕ разведение рыбы, рыбоводство.
Очевидно, что остров Мудьюг и реки Мудьюг рассматривались как нерестилища, места разведения рыбы; транслитерация еврейского термина с особенностями северного диалекта русского языка.
Поморский говор (самоназвание — поморьска говоря) — говоры севернорусского наречия, распространённые среди поморов в бывших Архангельской и северных частях Олонецкой и Вологодской губерний.
б) Библейский образ
* Иезекииль 47:10: «И будут стоять подле него рыболовы (множ.ДАУАГИМ) от Ен-Гадди до Эглаима, будут закидывать сети. Рыба (ДАГА) будет в своем виде и, как в большом море, рыбы (ДАГА) будет весьма много».
* Исаия 19:8 «И восплачут рыбаки (ДИУГ), и возрыдают все, бросающие уду в реку, и ставящие сети в воде впадут в уныние».