Муфсид в исламе что это
Ислам
Ислам – это покорность Единому Создателю Аллаху в соответствии с ниспосланными Им предписаниями. Покорность Аллаху подразумевает признание всего того, что говорил пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, и исполнение того, к чему он призывал.
Ислам основывается на 5 столпах:
1. Исламское свидетельство (Признание истинности Ислама сердцем и подтверждение это языком).
2. Выполнение пятикратной молитвы-намаза.
3. Ежегодное соблюдение поста в месяц Рамадан.
4. Выплата обязательной милостыни-закят. Пожертвование состоятельным человеком определенной части своего имущества.
5.Паломничество-хадж. Для тех, у кого есть возможности обязательно совершение хаджа хотя бы раз в жизни.
Кто такой мукалляф?
Мукалляф – это психически нормальный (разумный) и достигший совершеннолетия человек.
Совершеннолетие наступает с половым созреванием, которое зависит от физического развития человека. Мальчики достигают совершеннолетия в возрасте 12-15 лет, а девочки – в 9-15 лет. Если у человека еще не появились признаки совершеннолетия до 15-ти лунных лет (примерно 14,5 лет по солнечному календарю), то он считается мукалляфом с этого возраста.
Мукалляф обязан соблюдать все повеления религии и избегать запретного.
виды действий мукалляфа
Действия мукалляфа (по-арабски – Аф‘али мукаллифин) подразделяются на восемь видов:
1. Обязательное (Фард) – действие, которое ясно и четко предписано в Священном Коране.Например, пятикратный намаз, пост в месяц Рамадан, милостыня-закят и т.д.
Тот, кто выполняет обязательное (фард), получает вознаграждение Всевышнего Аллаха; беспричинное невыполнение обязательного (фард) – грех, за который человека ждет наказание Аллаха, если Он не простит его. При этом тот, кто не совершает обязательное, не отсупает от веры, а отрицающий обязательное (фард) становится неверующим.
Обязательное (фард) делится на 2 вида:
а) Индивидуальная обязанность (фард-‘айн)– это действия, которые каждый мукалляф обязан выполнять самостоятельно, как, например, выполнение пятикратного намаза.
б) Коллективная обязанность (фард-кифайя)– это действия, не обязательные для всех, достаточно, чтобы его выполнил хотя бы один человек из мусульманской общины. Если же никто из общины его не выполнит, то грех за невыполнение обязанности ляжет на всех. К этому виду действий относится например, погребальная молитва – намаз аль-джаназа.
2. Необходимое (Ваджиб). В отличие от обязательного (фард), необходимое (ваджиб) имеет не столь конкретные и сильные доказательства об обязательности его выполнения. К необходимому (ваджиб), например, относится милостыня разговения (фитр-садака), праздничные молитвы, жертвоприношение в дни праздника (курбан) и т.д.
Выполняющий необходимое (ваджиб) будет вознагражден, не выполнение без уважительной причины строго порицается (макрух тахриман). Однако, отрицающий необходимое (ваджиб) не отступает от веры.
3. Желательное (Сунна)– это действия, которые дополнительно совершал и рекомендовал пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха. Выполняющий желательное (сунна) получает вознаграждение и заступничество Пророкав Судный День.
Желательное (сунна) делится на 2 вида:
а) Сунна муаккада – это действия, которые пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, выполнял постоянно и пропускал очень редко. Беспричинное невыполнение данной сунны порицается (макрух), но не является грехом. Однако, если ее оставление становится привычкой, это может стать грехом. Например, 2 ракяата сунны перед обязательной (фард) утренней молитвой-намазом.
б) Сунна гайри муаккада – это действия, которые Пророк, мир ему и благословение Аллаха, выполнял редко. Например, 4 ракяата сунны перед обязательной предвечерней молитвой-намазом.
4. Одобряемое (Мустахаб) – это дополнительные одобряемые действия. Выполняющий их получает вознаграждение, а невыполнение не порицается. Например, совершение дополнительных молитв-намазов.
5. Нейтральное (Мубах) – это любое нейтральное действие, такое как садиться, вставать, спать, есть, пить и т.д. Совершение и несовершение таких действий в своей основе не относится ни к хорошим, ни к греховным поступкам. Однако, если заниматься подобными делами в надежде на награду Аллаха, она не обойдет человека. Так, например, обыкновение ложиться спать пораньше можно использовать как средство, способствующее совершению дополнительных ночных молитв или, по меньшей мере, обязательной утренней молитвы. Такой сон считается благим и приравнивается к поклонению (‘ибада), за которые человек получает награду. А, например, излишество в еде или чрезмерный сон, будут порицаться.
6. Запретное (Харам)– это действие, категорически запрещенное в Исламе. Например, убийство, воровство, употребление алкоголя, наркотиков и свинины, азартные игры, прелюбодеяние, обвешивание, колдовство, непослушание родителей и т.д. (Более подробно об этом см. «Глава Третья», тема «Некоторые запрещенные действия»). Невыполнение обязательного (фард) также относится к запретному (харам).
Тот, кто совершает запретное (харам) делает грех, за который получит наказание от Всевышнего Аллаха, но, при этом, не отступает от веры. Тот, кто отрицает запретное (харам), говоря, например, о дозволенности употребления свинины, становится неверующим. Избегающий запретного (харам) из страха перед Аллахом получит вознаграждение от Него.
7. Порицаемое (Макрух)– это действие нежелательное и порицаемое, но не запрещенное категорически.
Порицаемое (макрух) делится на два вида:
а) Макрух тахриман – это строго порицаемые действия, близкие к запретному (харам). Например, невыполнение необходимого (ваджиб). Тот, кто воздерживается от совершения данных действий, получит вознаграждение Всевышнего Аллаха, а совершающий будет наказан, если Аллах его не простит.
б) Макрух танзихан – это нежелательные действия, за совершение которых не будет наказания, они ближе к нейтральному (мубах), чем к запретному (харам). Например, невыполнение желательного (сунна). Тот, кто избегает таких действий,получит вознаграждение, но совершающий их не будет наказан.
8. Нарушающее (Муфсид) – это действие, которое прерывает тот или иной обряд поклонения (‘ибада). Например, разговор во время молитвы-намаза, сознательный прием пищи или воды во время поста. Беспричинное нарушение обряда поклонения(‘ибада) т.е. совершение нарушающего действия (муфсид) наказуемо Всевышним Аллахом.
1. Что значит Ислам?
2. Сколько столпов Ислама? Перечислите их.
3. Кто такой мукалляф?
4. Что значит совершеннолетие в Исламе?
5. Расскажите о видах действий мукалляфа.
Муфсид в исламе что это
Различные виды шариатских предписаний в соответствии со степенью их важности ученые Ислама обозначают определенными терминами. Например, ученые мазхаба Ханафи используют в книгах по Фикху термины: Фард, Ваджиб, Сунна, Мустахаб, Мубах, Макрух, Муфсид, Харам.
Эти Предписания и Запреты называются «Таклиф«, а тех, кто обязан их выполнять, называют «Мукялляф«. Действия по Исполнению Строго Необходимых (Фард), Весьма Желательных (Сунна) и Рекомендованных (Мустахаб) Предписаний Совершеннолетними Дееспособными мусульманами обозначаются термином «Аф’алю-ль-Мукялляфин«.[1]
1. Фард: Обязательные, Строго Предписанные обязанности. Фард делится на два вида:
а) Фарду-ль-Айн – этот вид фарда Предписано исполнять каждому мусульманину индивидуально (например, пятикратная молитва, пост).
б) Фарду-ль-Кифайа – этот вид фарда достаточно исполнять некоторым мусульманам. Тогда, остальные освобождаются от ответственности за невыполнение этой строго предписанной обязанности. Например, исполнение «Саляту’д-Джаназа»- молитва перед погребением, или ответ на приветствие. Если же никто не исполняет этот вид Предписаний, то ответственными становятся все мусульмане, извещенные об этом.
Эта сунна имеет два вида:
а) Действия, которые Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) выполнял постоянно. Пропускал в крайне редких случаях. Например: «сунна» утренней, первая и вторая «сунна» полуденной, «сунна» вечерней и вторая «сунна» ночной молитв.Например, «сунна» утреннего, 1-ая и 2-ая «сунна» полуденного, «сунна» вечернего и 2-ая «сунна» ночного намазов. Например, «сунна» утреннего, 1-ая и 2-ая «сунна» полуденного, «сунна» вечернего и 2-ая «сунна» ночного намазов. Например, «сунна» утреннего, 1-ая и 2-ая «сунна» полуденного, «сунна» вечернего и 2-ая «сунна» ночного намазов
б) Действия, которые Пророк (мир ему и благословение Аллаха) иногда пропускал. Например «сунна» послеполуденной молитвы и первая «сунна» ночной молитвы.
4. Мустахаб— действия, которые иногда совершал Пророк (мир ему и благословение Аллаха). Например, раздача милостыни (кроме Закята) или дополнительный пост.
5. Мубах— действия, за исполнение которых нет вознаграждения, а за неисполнение нет греха. Например, такие действия как: садиться, вставать, есть, пить и т.п.
7. Муфсид— действия, нарушающие уже начатое поклонение; такие действия как смех при исполнении молитвы, прием пищи во время поста.
Совершающих Харам (Недозволенное), ожидает наказание и в этой жизни (шариатский суд), и в жизни потусторонней (мучения в Аду). Кто будет избегать Харама из-за страха наказания, получит благость Всевышнего Аллаха. Если же кто-либо осознанно отрицает установленное шариатом Недозволенность (Харам) чего-либо, и говорит, что это Дозволено (Халяль), тот автоматически становится неверующим. Такому человеку вновь надо принимать Ислам, дабы спастись от огня Ада.
Муфсид в исламе что это
5 – При обращении с мольбой к Всевышнему Аллаху, ладони, обращенные вверх поднять до уровня груди. Голова покорно склонена вниз. Руки держать примерно на ширине плеч. Пальцы рук в произвольном состоянии.
Глава 4. ДЕЙСТВИЯ ИЛИ ПОЛОЖЕНИЯ НАРУШАЮЩИЕ МОЛИТВУ (МУФСИД)
Начатую молитву могут нарушить следующие положения:
2.Намеренное покашливание без необходимости, нарушит молитву, а непроизвольное – нет. Не нарушится молитва и в том случае, если это делается для облегчения чтения аятов.
3.Произносение мольбы (дуа), отсутвовавшее в Коране или Сунне, нарушит молитву. В «Дурр-уль-мухтаре» говорится, что: «Любая мольба, произносимая до выхода из молитвы, должна быть на арабском языке. Делать это на других языках – запрещено (харам)».
8.Услышав плохое известие, сказать «Инна лильЛях ва …». Вне молитвы – это Сунна.
10. При чтении молитвы, проходить более чем на два ряда без остановки после первого шага.[1]
11.Молитва нарушится, если молящийся будет стоять на совместной молитве ближе к Кыбле, чем имам.
12.Если при исполнении молитвы, мусульманин, совершивший Таяммум, увидит воду, или мусульманин, обтиравший обувь перед молитвой, вспомнит что время обтирании специальной обуви (Хуффайн) уже истекло, или мест снялся с ноги, то молитва нарушается. Необходимо возобновления молитвы после нового Малого Омовения.
13.Чтение аятов Корана с ошибками, изменяющими смысл.[2]
14. Чтение обязательного Кыраата глядя непосредственно в Коран, нарушит молитву.
15. Нарушение Малого или Полного Омовений.
16. Обнаружение на теле, одежде или месте молитвы наджасы (нечистот), количество которой нарушает молитву.
17.Непреднамеренное раскрытие четвертой части аврата (части тела человека, запрещенные для обозрения другими людьми) на время исполнения одного рукна молитвы.[3]
[3] По мазхабу Шафии молитва нарушится, если аврат открылся умышленно, хоть на мгновенье.
По мазхабам Ханафи и Шафии запретными для обозрения посторонними людьми у мужчин являются части тела от пупка до колен. С той лишь разницей, что у шафиитов в число запретного входит пупок (граница запрета начинается от верха пупка и до верхнего края колен), а у ханафитов в число запретного для обозрения входит и колено (граница запрета начинается от низа пупка и до низа коленной чашечки). Ввиду этого, если в молитве какая-либо из частей тела в этих границах будет открыта, то молитва будет считаться Не действительной (Фасид).
При исполнении молитвы, укрытие мужчинами остальных частей тела (руки, голова), а также надевание длинной одежды (Джубба) с носками, чулками, является для них сунной. Отвергать же сунну является действием нежелательным (Макрух).
Для свободных мусульманских женщин в число запретного для обозрения (Аврат) другими людьми входят все части их тела, кроме лица и кистей рук. В число аврат входят и волосы (в том числе и косы, свисающие сзади, и ступни ног). Есть ученые, которые считают, что ступни ног и наружная часть запястья не являются Авратом, но и они считают, что не закрывать их нежелательно – макрух.
Если у мужчины или женщины при исполнении ими молитвы откроется одна четвертая часть аврата на протяжении одного рукна, то молитва будет нарушена. Если откроется меньшая часть, то такая молитва будет считаться нежелательной – макрух. К примеру, не будет действительной молитва женщины, если у нее откроется четвертая часть ноги.
(Более подробно об укрытии запретного (Сетру-ль-Аврат) смотрите в предыдущей части).
Муфсид
Муфсидом называют действия или недостатки, которые нарушают целостность, правильность богослужения или взаимоотношений. Корень слова — существительное «фасад». Понятия «сихха», «фасад» и «бутлан» связаны между собой.
При оценке какого-либо поступка человека разделение его деяний на сахих, фасыд и батыл связано с нарушением или соблюдением правил шариата. Это могут быть действия из разряда богослужений или муамала, на условия и правила совершения которых указал Аллах.
Деяния, соответствующие правилам и выполненные согласно условиям и правилам, называются сахих (правильные), будь то поклонения или муамала. Термины мутабар и джаиз имеют тот же смысл.
При оценке богослужений слова «фасыд» и «батыл» используются в одинаковом смысле. Поклонение, совершённое с нарушением одного из обязательных условий, становится батылом или фасыдом. Иногда применяются термины «гайри сахих» и «мутабар де’иль». Например, намаз считается фасыд, если при его совершении не сделать сажда или вуду (ритуальное омовение). В этом вопросе алимы всех мазхабов имеют единое мнение.
Большинство учёных-правоведов считают, что при нарушении условий термины «фасыд» и «батыл» используются в одинаковом значении, так же, как и во время богослужений. При этом несущественно, нарушены условия или основные положения. Например, не имеет юридической силы торговая сделка, заключённая умалишённым, или продажа товара, при которой время расчёта не определено. Такие соглашения можно назвать батыл или фасыд.
Однако ханафиты в вопросах муамала используют эти термины в разных значениях. Когда недостаток или нарушение основных условий сделки, как при иджаб (предложение) и кабул (согласие), делает соглашение батылом, то недостаток, не имеющий отношение к положениям, но присутствующий в одном из ключевых моментов, делает эту сделку фасыдом. Такое соглашение влечёт нежелательные последствия. Например, акт продажи, который осуществлен за незнакомый участникам сделки эквивалент, подобен торговому соглашению с нарушением условий или заключению брака без свидетелей. Он считается фасыд акит (договор) — юридическими отношениями с заведомо известными нарушениями.
Но ханафиты не считают такие сделки батыл и обязательно оговаривают требования. Например, если при фасыд аките (договор) покупатель забрал товар у продавца и при этом время продажи определил неточно, то в любом случае он становится собственником товара. А до тех пор, пока нарушение не будет устранено и соглашение не приобретёт правильную форму, покупатель не имеет права в полной мере пользоваться товаром.
Если при фасыда никах (сомнительное заключение брака) супруги провели вместе брачную ночь, то женщина приобретает право на получение махра. Но если брак был расторгнут, то для заключения нового ей придётся переждать срок идда — четыре месяца и десять дней. Если наступила беременность, то отцовство не подлежит сомнению. Однако до тех пор, пока брачный контракт не будет заключён по всем правилам, запрещено дальнейшее совместное проживание. Мужчина имеет полное право не обеспечивать супругу, и не может идти речи о наследовании имущества друг друга (Ас-Сарахси, «Мабсут», 13 / 8; Аль-Касани, «Бадаиус-санаи», 5 / 169, 174, 234, 300—304; Ибн Хумам, «Фатхуль-Кадир», 5 / 137, 186, 222; Хамди Дондурен, «Ислам хухукуна горе алым сатымда кар хадлери», Балыкасир, 1984, с. 101—103; Абу Захра, 47; Закиуддин Шабан, 232).
Глава 6. Классификация поступков по шариату
По шариату все человеческие поступки (таклиф) делятся на:
1. обязательные (фард)
2. близкие к обязательным (ваджиб)
3. желательные (сунна)
4. иногда совершаемые (мустахаб)
5. нейтральные (мубах)
6. нежелательные (макрух)
7. близкие к запрещенным (муфсид)
8. строго запрещенные (харам)
Градация от обязательных поступков до строго запретных называется аф» ааль – уль – мукаллафин. Люди, обязанные исполнять эти предписания, т.е. совершеннолетние и дееспособные, называются мукаллафы.
К общеобязательным (фард) деяниям относятся в основном религиозные обязанности мусульман (столпы). За их исполнение «правоверного» ожидает награда, за неисполнение – наказание. Во – первых, это исповедание единобожия (таухид) (К. 112:1), вера в Коран как откровение Божие и непосредственную речь Аллаха (К.4:57), а также Мухаммеда, через которого ниспослан Коран (К.4:47; 4:150,152). Это обязательная ежедневная пятикратная молитва (салят) (К.76:25,26), соблюдение поста (саум) рамадан (К.2:183,187). Необходимость совершения паломничества в Мекку (хадж) (К.2:196 – 198), а также ежегодная раздача милостыни (закят) (исключительно единоверцам) (К.9:60).
Обязанности желательные (мандуб, сунна) – похвальные действия, такие, как: дополнительные молитвы, посты, гостеприимство, прощение обидчиков, сдерживание гнева, переписывание Корана и т.д. За исполнение этих дел «правоверного» ждет награда, за неисполнение наказания не последует.
К дозволенным (джаиз, халяль) относятся общечеловеческие действия, не влекущие за собой ни порицания, ни одобрения, это: путешествие, работа, еда, сон и т.д.
Недостойные действия (макрух) или нежелательные – это те, которые находятся между халялем и харамом: небрежность в отправлении религиозных обязанностей, скупость или расточительность, пристрастие, жестокость, брак с иноверкой, употребление в пищу некоторых запрещенных сортов рыбы и т.д. Хотя они и уменьшают благость Аллаха к человеку, однако, не влекут за собой наказания. (За исполнение – нет наказания, за неисполнение – награда).
Строго запрещенные действия (харам, махзур) – это деяния, за которые мусульманин будет наказан и в этой жизни (ближайшей) и в жизни будущей (дальней). К строго запрещенным относятся:
Многобожие или нарушение единобожия (ширк), придание Аллаху равного: «Ведь кто придает Аллаху сотоварищей, тому Аллах запретил рай. Убежищем для него – огонь, и нет для неправедных помощников!» (К.5:76) Ширком считается, например, обращение в молитве к кому – нибудь, кроме Аллаха.
Самоубийство. «. И не убивайте самих себя. Поистине Аллах к вам милосерд! А кто делает это по вражде и несправедливости, того Мы сожжем в огне. Это для Аллаха легкой (К.4:33,34)
Колдовство, его изучение и реализацию. Колдовство считается неверием (куфр). «. и они последовали за тем, что читали шайтаны, в царство Сулаймана. Сулайман не был неверным, но шайтаны были неверными, обучая людей колдовству и тому, что было ниспослано обоим ангелам в Вавилоне, Харуту и Маруту. Но они оба не обучали никого, пока не говорили: «Мы – искушение, не будь же неверным!» И те научались от них, чем разлучать мужа от жены, – но они не вредили этим никому иначе, как с дозволения Аллаха. И обучались они тому, что им вредило и не приносило пользы, и они знали, что тот, кто приобретал это, – нет ему доли в будущей жизни. Плохо то, что они покупали за свои души, – если бы они это знали!.» (К.2:96)
Непочтение к родителям. «Аллах заповедал человеку относиться по – доброму к своим родителям и слушаться их. А если они настойчиво будут стараться отвратить человека от веры в Аллаха и придать Ему сотоварищей. то человек не должен повиноваться им в этом» (К.29:8; 17:24); «И Мы завещали человеку быть добрым к своим родителям и заботиться о них, особенно о матери» (К.31:14).
Прелюбодеяние (в мусульманском понимании). «И не приближайтесь к прелюбодеянию, ведь это – мерзость и плохая дорога!.» (К.17:34)
Гомосексуализм. «. Вот он сказал своему народу: «Неужели вы будете творить мерзость, в которой никто из миров вас не опередил? Ведь вы приходите по страсти к мужчинам вместо женщин. Да, вы – люди, вышедшие за предел!»» (К.7:8о,81; 27:55)
Обвешивание. «Горе обвешивающим, которые отмеривают себе у людей, берут полностью, а когда меряют им или вешают – сбавляют!» (К.8з:1–3)
Ростовщичество. « Те, которые пожирают рост, восстанут только таким же, как восстанет тот, кого повергает сатана своим прикосновением. Это – за то, что они говорили: «Ведь торговля – то же, что рост». А Аллах разрешил торговлю и запретил рост» (К.2:276).
Гастрономические ограничения. Запрещено вкушение свинины, мертвечины, крови, а также мяса животных убитых без призывания имени Аллаха. «Он ведь запретил вам только мертвечину, и кровь, и мясо свиньи, и то, что заколото не для Аллаха» (К.2:173). «Вам запрещается в пищу мертвечина, текущая кровь, свинина и то, что заколото без упоминания имени Аллаха, мясо удавленной скотины или павшей от удара, или убившейся от падения с высоты, или забоданной рогами другого животного, или мясо скотины, которую заел хищный зверь. мясо животных, приносимых в жертву идолам» (К.5:3). Однако при этом считается, что «кто будет вынужден есть запрещенную пищу, не будучи нечестивым или непослушным, – нет греха на нем, при условии, что он этой запрещенной пищи не съест больше, чем требуется для утоления голода, и не будет стремиться ее достать» (К.2:173; 5:3). Ситуация, в которой мусульманин может умереть от голода, не имея ничего, кроме запрещенной пищи, называется – махмас. В этом случае запрещенное в умеренном количестве дозволяется к употреблению.
Воровство и взяточничество. «Вору и воровке отсекайте руки в воздаяние за их злодеяния» (К.5:38). Но и здесь имеются различные оговорки. Например, во время нужды и голода воровство в умеренном количестве не запрещается и не наказывается.
Ложь и обман. «Горе всякому лжецу, грешнику\» (К.45:6) Однако в некоторых ситуациях ложь не считается грехом, например, для сохранения жизни себе или единоверцу, для расположения к себе женщины. Также разрешена ложная клятва (такыйя) с мысленной оговоркой.
Опущение намаза. «Поистине, молитва для верующих – предписанное в определенное время» (К.4:103). Хотя в определенных ситуациях намаз разрешается не только сокращать (в путешествии), но и оставлять (на джихаде).
Отказ от выплаты заката (денежный налог). «А те, которые собирают золото и серебро и не расходуют его на пути Аллаха, – обрадуй их мучительным наказанием» (К.9:34).
Предписания и запреты, установленные Аллахом, должны быть строго соблюдаемы, как данные раз и навсегда. Попытка сделать разрешенным то, что запретил Аллах, равносильна ширку, т.е. наделению божественными полномочиями кого – то, кроме Аллаха. Точно также «Аллах не разрешает вам запрещать то, что Он разрешил вам в пользование» (К.5:103). Также в исламе существует правило о том, что все, ведущее к греху, также является грехом (харам).