Мультибрендовые магазины что это
Значение слова «мультибрендовый»
мультибре́ндовый
1. занимающийся продажей, производством продукции нескольких брендов
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова двузубец (существительное):
Синонимы к слову «мультибрендовый»
Предложения со словом «мультибрендовый»
Понятия, связанные со словом «мультибрендовый»
Отправить комментарий
Дополнительно
Предложения со словом «мультибрендовый»
Рассмотрим пример мультибрендового гиганта Sony, который сдвигает свою маркетинговую стратегию в сторону массированной рекламы небольшого количества товаров.
Отсутствие на рынке мультибрендовых диагностических тестеров не даёт возможности конкурировать с авторизованными дилерами в ремонте электронных систем.
Отсутствие мультибрендового оборудования не позволяет независимым ремонтникам конкурировать с авторизованными дилерами.
Как мультибренды наживаются на российских дизайнерах и что с этим делать
Количество российских дизайнеров за последние три года выросло десятикратно: новые бренды появляются быстрее, чем покупатель успевает их запомнить. Тот же покупатель, впрочем, все равно предпочитает им иностранные. Как же тогда выживают отечественные марки?
Причина проста — более выгодная цена по сравнению с иностранцами. Под текущим ценовым давлением магазины начинают сотрудничать с местными марками. Более того — товар зарубежных поставщиков перед поставкой нужно выкупать в полном объеме, а с российскими можно договориться на условия реализации.
Что такое схема реализации и как она работает
Дизайнер разрабатывает модели и производит тираж изделий за свой счет, а магазину отдает бесплатно. Магазин принимает эти изделия «на комиссию», то есть дает разрешение разместить эти коллекции на своей площади. В случае продажи конечному покупателю магазин компенсирует часть стоимости товара (закупочную или оптовую цену), забирая комиссию за продажу. Схема возникла не в России, и даже не в фэшн-ретейле: в США на условиях scan-based (оплата поставщику по факту сканирования товара кассовым аппаратом, то есть розничной продажи) реализуется огромное количество товаров и почти все сезонные, например, открытки, подарки и игрушки к Рождеству.
На первом этапе эта схема дала российским брендам бурный рост. Найдя деньги на небольшой тираж (200–300 тысяч рублей, иногда даже меньше), дизайнер мог претендовать на размещение в магазинах. Бренд, представленный не только в инстаграме, но и на настоящей вешалке в настоящем магазине, становится более весомым в глазах покупателя.
Российская марка I Am Studio для поддержания хорошей репутации сотрудничала с разными московскими мультибрендами — от Bosco Pi и Podium Market до «Цветного», — но в большей степени все же полагается на собственный онлайн-магазин и шоу-рум
А вот марка «Форма» долго не могла обновить коллекцию, долгое время продавала одни и те же пальто, но как только запустила линию «Форма Спорт», немедленно попала в список обиженных «Подиумом»
Марка So Easy Moscow продается по всей России. Сезон простояла в Podium Маркет, но жалобы в публичное пространство не выносила
Марка Avgvst Наталии Брянцевой продается во многих мультибрендах — от ЦУМа до воронежских «Золотых россыпей», открыла флагманы в Екатеринбурге и Петербурге и успевает сотрудничать с российскими художниками, выдавая коллекции на тему космоса. Посмотреть на них можно здесь
Марка Volha Jewelry, созданная бывшим редактором Condé Nast, выбрала правильную тактику для продвижения: одела в свои ожерелья добрую половину российского бомонда, плотно осела в бутике российских дизайнеров DressOne и спокойно занимается выпуском ювелирных украшений и бижутерии
Почему эта схема не работает
Лакмусовой бумажкой этих проблем стали ситуации с крупными ретейлерами — Perfetta в 2014–2015 годах и Podium Market в 2017 году. Обе сети получали от покупателей деньги за товары — и все равно разорились. Каковы причины?
Низкий уровень ответственности
Как ни грустно, часто с обеих сторон. Как правило, магазин, который выкупает у марок коллекции, тщательно отбирает ассортимент — ведь в это вкладываются деньги ретейлера. Магазин, который берет вещи на реализацию, не вкладывает деньги в товар, отбор не делает и просит марку предоставить изделия по максимуму. Дизайнер проводит отбор самостоятельно и допускает многочисленные ошибки, а то и вовсе не отбирает изделия, а отдает в магазин то, что есть в наличии, — шанс, что эта подборка окажется удачной, минимальный.
Циркуляция товара
Дизайнер поставляет некий объем товара и продолжает его подсортировывать в надежде на то, что дополнительный ассортимент простимулирует продажи. В какой-то момент товар банально перестает помещаться в магазин, и часть ассортимента отправляется на склад магазина, часто вообще минуя торговые полки. В результате дизайнеры месяцами получают нулевые отчеты о продажах — логично, ведь товар так никогда в зал к клиенту и не попадал.
Распродажи
На условиях комиссии магазин традиционно получает 50–60% от розничной цены товара. Если же товар продан со скидкой, то комиссия взимается с цены реализации, то есть при скидке в 50% для покупателя магазин получит еще 50% от той цены, по которой товар в итоге был продан. Что остается дизайнеру — вопрос риторический. Что еще хуже, некоторые онлайн-магазины весь сезон отдают дизайнеру нулевые отчеты, вынуждая их делать скидку, а затем неожиданно показывают продажи, но уже по сниженной цене, чтобы удержать с дизайнера большую сумму. Такой откровенный обман очень сложно доказать и выявить, так как проверка бухгалтерии и кассовых книг реализатора не дастся дизайнеру легко.
Задержки выплат
Магазин, задерживая выплаты, фактически кредитуется за счет поставщика. Perfetta не скрывала, что на деньги дизайнеров, которые им не платятся в срок, открываются новые и новые магазины сети. Бесплатные кредиты стали источником роста и развития ретейлеров, которые постоянно поддерживали подушку долга на каждый бренд. Задержками платежа известны и многие другие участники рынка. Схему, при которой объем долга на каждый бренд поддерживается на уровне 100–150 тысяч рублей, применяют две трети участников российского рынка. Сумма небольшая, но для маленького бренда — это тираж коллекции, возможность платить аренду. Для ретейлера же эта сумма, умноженная на сотню дизайнеров в его портфеле, дает уже 15 000 000, не так плохо. А теперь представьте, что вы большой онлайн-ретейлер с тысячей брендов — это уже 150 000 000 рублей при минимальной сумме задолженности. Дизайнер в этой ситуации получает средства с отсрочкой или не полностью. Получая деньги хотя бы частично, он продолжает шить новые изделия для того же ретейлера, снова их поставляет, снова получает ровно столько, чтобы продолжать шить, — и так далее. Дизайнер не может разорвать эту финансовую пирамиду: боится потерять точку сбыта, не хочет ссориться с партнером, его бизнес-модель заточена на работу и производство, он закупает ткани, оплачивает производство, офис и не может прекратить деятельность, иначе вся машина встанет. Даже при задержках дизайнер зависит от ретейлера, особенно когда он делает три четверти продаж, как было в случае с Podium Market для многих марок. Круг замыкается, и выхода из него нет.
Российская марка Oh, my в этом году решила полностью сменить имидж — создала пару коллабораций с российскими художниками, открыла первый магазин в родном Петербурге и даже сделала детскую линию одежды…
…но от невыплат себя уберечь не смогли: за три года сотрудничества компания Podium Market задолжала Oh, my 1 641 868 р. Об этом написали представители марки на своей официальной странице в фейсбуке, спустя неделю удалили пост и отказались комментировать это СМИ. Сейчас все задолженности погашены
Марка Luch Design тоже продавалась в Podium Market и в итоге недосчиталась 50 000 р. Договор был расторгнут, жалоба отнесена в суд
Luch Design решили не унывать — сделали новую коллекцию и остались продаваться во других мультибрендах по всей России: в добросовестном московском Click-Boutique, петербургском Gate 31, а также в Перми, Владивостоке, Челябинске, Нижнем Новгороде, Архангельске и на собственном сайте
Еще одна марка, Wolf Empire, также год не могла дождаться выплат от Podium Market. Пройдя через пустые обещания, молчания по почте и телефону, основательница Wolf Empire решила обратиться в суд и получила свои деньги назад
Что делать дизайнерам
Юрист скажет, что надо идти в суд, но дизайнер боится: что ретейлер обидится, что на суд уйдет денег больше, чем сумма долга, что задержка будет еще дольше, чем без суда. А задолженность растет, ситуация выходит из-под контроля. Дальше — банкротство, обнуленные счета и длинная очередь из кредиторов.
Схема реализации, как бы ее ни клеймили, имеет плюсы. Это простой и быстрый вход на рынок для теста своей продукции — с ответственным поставщиком, который отбирает ассортимент и анализирует свои продажи, и ответственным ретейлером, который помогает составить подборку продукта и дает адекватную обратную связь и оплату. Это возможность начинать с маленького ассортимента, так как на условиях выкупа байер попросит и более широкую линейку, и большую глубину по размерам. Для малого бренда 1–2 ретейлера с 10–15 вещами на реализации — посильный старт даже без производственных мощностей. Магазину это дает возможность ротировать ассортимент за счет молодых имен.
Чтобы схема работала без ущерба для обеих сторон, необходимо соблюдение несколько условий. Первое — ответственность и контроль за бизнесом со стороны всех участников процесса. И второе — прозрачность. Долгое время дизайнеры не делились друг с другом информацией: где продажи идут плохо, где задерживают выплаты, где плохо обращаются с изделиями. Создание единой информационной системы обмена информацией о благонадежных покупателях и поставщиках стоит на повестке дня. Если за рубежом можно получить эту информацию на открытых порталах и даже в торгово-промышленных палатах, то в России все пока что сводится к обсуждениям в фейсбуке. Что хорошо, потому что три года назад не было и этого. Как только дизайнеры начнут сотрудничать, можно будет решить существенную часть проблем, приводящих к недобросовестному поведению ретейла и разорению многих брендов.
Как создать мультибрендовый интернет-магазин: частые ошибки, этапы и рекомендации
Современный потребитель становится все более взыскательным и избирательным при выборе товаров и продавцов, у которых его можно купить. Большое количество различных прайс-агрегаторов (hotline.ua, price.ua, ek.ua) дают возможность быстро найти желаемую вещь по самой выгодной цене. Поэтому одной только ценой сегодня не удивить. Многие готовы продавать дешево со скромной маржей. Но успешны ли они?
Принципы создания мультибрендового онлайн-магазина
Покупателю предстоит принять решение. Он смотрит на репутацию магазина и соотносит ее со стоимостью своей покупки. Можно ли пожертвовать сотней гривен, чтобы купить дороже, но получить крутой сервис и все сливки в одном месте? Число таких покупателей растет с каждым днем. Никто не хочет ждать более 3-х дней с момента оформления заказа и получения товара.
Никто не хочет тратить свое время на заказ одежды или техники, которой нет в наличии или на которую выставлена неправильная цена. Сегодня на первое место выходит ментальный посыл, скорость обслуживания, лояльная для клиента ценовая политика, проведение акций и скидочных кампаний. Установить с клиентом эмоциональную связь – один из ключевых козырей для успешных продаж.
Особое место в этом списке занимает упаковка. Имеется в ввиду не только то, каким образом запаковывается товар в посылку, но и то, как выглядит сайт, как общаются менеджеры, как сделаны фото продукции, логотип магазина. Все это называется упаковкой и сильно влияет на решение клиента сделать покупку.
Именно от этих постулатов стоит отталкиваться при создании мультибрендового интернет-магазина.
Определить тематику и целевую аудиторию
Прежде чем начинать любой бизнес, необходимо понимать, для кого он будет работать. Мультибрендовый формат предполагает, что в вашем ассортименте будет продукция разных производителей и ее будет много, поэтому вы сможете охватить довольно широкий целевой сегмент покупателей. Если речь идет об одежде, то есть несколько вариантов концепций:
Сегмент детской одежды довольно специфичен и требует отдельного рассмотрения и создания интернет-магазина. А вот мужскую и женскую одежду можно как совмещать на одной платформе, так и работать только по одному из направлений.
Тематика включает определение общей концепции бизнеса. На этом этапе вы должны придумать свой собственный бренд, под которым войдете на рынок. Это не только название, но и логотип, который передает смысл и главный посыл для клиента.
Касательно проработки целевой аудитории, то при формировании ассортимента рекомендуется воспользоваться помощью эксперта рынка или маркетолога, который поможет учесть потребности покупателей разных возрастов. На примере одежды: кому-то нравятся консервативные вещи, кто-то носит только молодежные товары. Еще одна градация – социальное сегментирование. Для более широкого охвата в ассортимент можно включить не только недорогие и средние по цене вещи, но и люксовую одежду.
Если это магазин электроники, то здесь применима та же концепция: дешевые и дорогие товары, как можно больше брендов.
Частые ошибки при создании мультибрендового магазина
Запуская проект, необходимо обойти несколько ошибок, которые допускают многие бизнесмены:
Еще одна важная ошибка – это использование неуникального контента. Скопированные описания товаров с других сайтов окажут «медвежью» услугу и ваш магазин будет ранжироваться в конце списков выдачи Google. Поэтому будьте готовы создать отдельные статьи затрат в продвижении на заказ рерайта текстов под описания товарных позиций. Уникальный контент и SEO-оптимизация позволяют со временем поднять ваш проект в поисковой выдаче.
Продвижение мультибрендового интернет-магазина
Заручитесь поддержкой известных компаний. Договоритесь о том, чтобы ваш магазин попал в прайс-агрегаторы. Как вариант, заключите договор с Укрпочтой о бесплатной доставке. Публикуйте статьи со скрытой рекламой на известных сайтах. Подключайте все маркетинговые каналы – Youtube, мессенджеры, социальные сети, Instagram.
Также не стоит сбрасывать со счетов поисковое продвижение и контекстную рекламу. Открыть магазин можно довольно быстро, но его раскрутка и продвижение потребует больше времени. SEO-продвижение и контент-маркетинг зависят от долгосрочных стратегий, поэтому эффект данных инструментов станет заметен только после нескольких месяцевс с момента запуска проекта.
Для быстрых продаж лучше всего подходит контекстная реклама, SMM и использование остальных каналов контакта, где клиенты могут быстро перейти по ссылке и совершить покупку.
Технические моменты
Адрес сайта не должен быть слишком длинным. Название должно легко выговариваться и хорошо запоминаться. Выяснить свободно ли данное имя, можно, к примеру, на сайте imena.ua.
Вам, как владельцу интернет-магазина или другому ответственному лицу, необходимо владеть навыками работы с аналитикой сайта. Это специальные инструменты, которые позволяют отслеживать активность пользователей, источники конверсии и другие данные. На основании полученной информации в маркетинговый план вносятся соответствующие изменения.
Вы может тестировать различные изменения с помощью систем аналитики. Так, изменив оформление каталога или внешний вид отдельных графических элементов, размещение текстов и функциональность корзины, можно отслеживать поведение пользователей и влиять на конечный результат. Правда, стоит учесть, что подобные эксперименты стоит проводить при суточной посещаемости от 1000 человек и выше.
Запуск мультибрендовго интернет магазина – это первый шаг. Чтобы создать прибыльный бизнес, необходимо непрерывно работать над продвижением. Именно таким путем развивались Розетка, Lamoda, ModnaKasta, LeBoutique, Make Up и другие гиганты украинского онлайн-ритейла.
Монобренд или мультибренд? Смотрим на плюсы и минусы
Популярные статьи
Секреты мерчендайзинга в бельевом бутике
Один из первоочередных пунктов, о которых стоит задуматься еще до открытия магазина — визуальный мерчендайзинг торгового зала. Грамотный подход к офор.
Читать далее image/svg+xml
Торговый франчайзинг и дистрибуция: найдите 3 отличия
Самая популярная классификация франчайзинга включает в себя четыре разновидности по видам деятельности: торговый, производственный, сервисный и смешан.
Читать далее image/svg+xml
МК Анатолия Васильева на LINGERIE SHOW-FORUM 2019!
Читать далее image/svg+xml
Другие наши проекты:
\r\n\u041a\u043b\u0430\u0441\u0441\u0438\u0447\u0435\u0441\u043a\u0438\u0439, \u0436\u0435\u043d\u0441\u0442\u0432\u0435\u043d\u043d\u044b\u0439, \u0443\u0442\u043e\u043d\u0447\u0435\u043d\u043d\u044b\u0439 \u0431\u0443\u0442\u0438\u043a \u043d\u0438\u0436\u043d\u0435\u0433\u043e \u0431\u0435\u043b\u044c\u044f, \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u044b\u0439 \u043f\u043e\u0437\u0432\u043e\u043b\u0438\u0442 \u043a\u043b\u0438\u0435\u043d\u0442\u0430\u043c \u043d\u0430\u0441\u043b\u0430\u0434\u0438\u0442\u0441\u044f \u043a\u0440\u0430\u0441\u0438\u0432\u044b\u043c \u0438 \u043a\u043e\u043c\u0444\u043e\u0440\u0442\u043d\u044b\u043c \u0448\u043e\u043f\u0438\u043d\u0433\u043e\u043c.
\u0412 \u043d\u0430\u0448\u0438\u0445 \u0431\u0443\u0442\u0438\u043a\u0430\u0445 \u043f\u0440\u0435\u0434\u0441\u0442\u0430\u0432\u043b\u0435\u043d\u0430 \u0448\u0438\u0440\u043e\u043a\u0430\u044f \u0440\u0430\u0437\u043c\u0435\u0440\u043d\u0430\u044f \u0441\u0435\u0442\u043a\u0430: \u043e\u0442 A \u0434\u043e J, \u0430\u0441\u0441\u043e\u0440\u0442\u0438\u043c\u0435\u043d\u0442 \u0434\u043b\u044f \u0440\u0430\u0437\u043d\u043e\u0439 \u0430\u0443\u0434\u0438\u0442\u043e\u0440\u0438\u0438: \u043a\u0430\u043a \u043d\u0430 \u043c\u043e\u043b\u043e\u0434\u0435\u0436\u044c, \u0442\u0430\u043a \u0438 \u043d\u0430 \u0431\u043e\u043b\u0435\u0435 \u0437\u0440\u0435\u043b\u044b\u0445 \u0434\u0430\u043c.\r\n
«,»image»:»images\/store_formats\/1\/main\/6ca2b76405a79d774d73f90ac53bb7d6.jpg»,»age_0″:»10″,»age_1″:»15″,»age_2″:»35″,»age_3″:»25″,»age_4″:»15″,»name_for_main»:»\u0411\u0443\u0442\u0438\u043a \u041f\u0430\u0440\u0438\u0436\u0430\u043d\u043a\u0430″,»text_for_main»:»\u0424\u043e\u0440\u043c\u0430\u0442 \u0434\u043b\u044f \u0441\u0430\u043c\u043e\u0434\u043e\u0441\u0442\u0430\u0442\u043e\u0447\u043d\u044b\u0445 \u0438 \u0441\u0430\u043c\u043e\u0441\u0442\u043e\u044f\u0442\u0435\u043b\u044c\u043d\u044b\u0445 \u0436\u0435\u043d\u0449\u0438\u043d, \u0432\u043e\u0437\u0440\u0430\u0441\u0442\u0430 \u0441\u0440\u0435\u0434\u043d\u0438\u0439 \u0438 \u0441\u0440\u0435\u0434\u043d\u0438\u0439+, \u043e\u0442\u043b\u0438\u0447\u043d\u043e \u0440\u0430\u0437\u0431\u0438\u0440\u0430\u044e\u0449\u0438\u0445\u0441\u044f \u0432 \u0431\u0435\u043b\u044c\u0435 \u0438 \u043a\u0430\u0447\u0435\u0441\u0442\u0432\u0435 \u043c\u0430\u0442\u0435\u0440\u0438\u0430\u043b\u0430.»,»image_for_main»:»images\/store_formats\/1\/for_main_1_D49.jpg»,»is_active_for_main»:1,»sort»:1,»is_active»:1,»created_at»:»2018-01-30 14:21:16″,»updated_at»:»2019-09-10 17:29:12″,»deleted_at»:null>,<"id":3,"alias":"parishop","icon_id":39,"name":"Parishop","text":"
\u041e\u0442\u043d\u043e\u0441\u0438\u0442\u0435\u043b\u044c\u043d\u043e \u043c\u043e\u043b\u043e\u0434\u043e\u0439 \u0433\u0438\u0431\u0440\u0438\u0434\u043d\u044b\u0439 \u0444\u043e\u0440\u043c\u0430\u0442 \u0441 \u043b\u0430\u0442\u0438\u043d\u0441\u043a\u0438\u043c \u043d\u0430\u0437\u0432\u0430\u043d\u0438\u0435\u043c, \u043e\u0442\u043a\u0440\u044b\u0442 \u0432 2016 \u0433\u043e\u0434\u0443. \u0421\u0442\u0438\u043b\u044c \u043c\u0438\u043d\u0438\u043c\u0430\u043b\u0438\u0437\u043c\u0430, \u0433\u043b\u0430\u0432\u043d\u043e\u0439 \u043e\u0442\u043b\u0438\u0447\u0438\u0435\u043c \u044f\u0432\u043b\u044f\u0435\u0442\u0441\u044f \u0433\u0438\u0431\u0440\u0438\u0434\u043d\u043e\u0441\u0442\u044c \u0441 \u0438\u043d\u0442\u0435\u0440\u043d\u0435\u0442-\u043c\u0430\u0433\u0430\u0437\u0438\u043d\u043e\u043c. \u041e\u0442\u043a\u0440\u044b\u0432\u0430\u044f \u0442\u0430\u043a\u043e\u0439 \u0444\u043e\u0440\u043c\u0430\u0442, \u043d\u0430\u0448\u0438 \u043f\u0430\u0440\u0442\u043d\u0435\u0440\u044b \u043f\u043e\u043b\u0443\u0447\u0430\u044e\u0442 \u0434\u043e\u043f\u043e\u043b\u043d\u0438\u0442\u0435\u043b\u044c\u043d\u044b\u0439 \u043a\u0430\u043d\u0430\u043b \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0436 \u0430\u0431\u0441\u043e\u043b\u044e\u0442\u043d\u043e \u0431\u0435\u0441\u043f\u043b\u0430\u0442\u043d\u043e. «,»image»:null,»age_0″:»10″,»age_1″:»15″,»age_2″:»35″,»age_3″:»25″,»age_4″:»15″,»name_for_main»:»\u0411\u0443\u0442\u0438\u043a Parishop»,»text_for_main»:»\u0424\u043e\u0440\u043c\u0430\u0442, \u043e\u0440\u0438\u0435\u043d\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u043d\u043d\u044b\u0439 \u043d\u0430 \u043c\u043e\u043b\u043e\u0434\u0435\u0436\u044c \u201c\u0432 \u0442\u0440\u0435\u043d\u0434\u0435\u201d, \u0433\u043e\u0442\u043e\u0432\u0443\u044e \u0442\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c fashion-\u043d\u043e\u0432\u0438\u043d\u043a\u0438 \u0438 \u0431\u044b\u0442\u044c \u0432 \u0433\u0443\u0449\u0435 \u0441\u043e\u0431\u044b\u0442\u0438\u0439 \u0441\u0442\u0438\u043b\u044f \u0438 \u043a\u0440\u0435\u0430\u0442\u0438\u0432\u0430.»,»image_for_main»:»images\/store_formats\/3\/for_main_3.png»,»is_active_for_main»:1,»sort»:2,»is_active»:1,»created_at»:»2018-02-13 13:37:04″,»updated_at»:»2019-09-13 14:56:35″,»deleted_at»:null>]» :icon__close=»» \n image\/svg+xml
Чем «стреляет» мультибренд
Мультибрендовость при продажах автомобилей дает экономический и синергетический эффект, перекрывающий сопутствующие риски, что и привлекает многие дилерские компании
Весной этого года автомобильный холдинг Major объявил о начале строительства на Новорижском шоссе Москвы автомобильного торгового центра, в котором будут продаваться автомашины 22 марок, а группа компаний «Арманд» – о планах создания аналогичного дилерского центра на 10 брендов на пересечении Рублевского шоссе и Кунцевской улицы. Влияние масштаба мультибрендовости на эффективность торговли автомобилями пока еще никто не изучал, поэтому аналогии с какими-либо образцами гигантомании вряд ли уместны. Однако судя по появлению столь масштабных проектов, мультибренд «стреляет» неплохо и сама идея явно набирает популярность, в том числе и на петербургском рынке.
Игроки рынка автомобильного ритейла за счет мультибрендовости в разных ее проявлениях не только экономят на инвестициях и операционных издержках, но ожидают получить эффект от притока дополнительных покупателей и стимулировать конкуренцию, в том числе и между брендами, заставляя их развиваться более активно. Причем большинство отчетливо представляют риски, сопутствующие мультибрендовому формату продажи автомобилей, но рассчитывают, что его позитивные качества перевесят негативные.
Формы жизни
Эффект мультибрендовости присутствует в дилерском авторитейле в нескольких вариантах. В чистом виде мультибрендовый формат реализуется, когда под крышей одного автоцентра объединено несколько марок автомобилей. Однако влияние соседства разных брендов наблюдается и при близком расположении автоцентров. Близкое соседство автоцентров может сложиться исторически и достаточно стихийно – по мере застройки района – или же это целенаправленное (при содействии органов власти) формирование «дилерской деревни» одним или несколькими игроками рынка в привлекательном для автобизнеса месте.
Игроки рынка автомобильного ритейла за счет мультибрендовости не только экономят на инвестициях и операционных издержках, но ожидают получить эффект от притока дополнительных покупателей и стимулировать конкуренцию
Мультибрендовые автоцентры тоже могут иметь разное происхождение. Управляющий директор автоцентра «Автобиография» (дилер Jaguar, Land Rover, Volvo) Виталий Дмитриев поясняет: «Существует два типа мультибрендовых дилерских автоцентров. Первый – это официальный мультибренд, соответствующий стратегии продвижения производителя. Так, „Автобиография“ – официальный дилер подразделения PAG (Premier Automotive Group) концерна Ford Motor Company». В качестве примеров официального мультибренда Виталий Дмитриев приводит дилерские центры GM и Daimler Chrysler, представляющие несколько брендов соответствующих производителей в одном автоцентре.
Второй тип мультибрендовых автоцентров основан на личных договоренностях дилера и производителей и более распространен в нижних ценовых сегментах автомобильного рынка. Основные ограничения в его использовании связаны не столько с выбором самих дилеров, сколько с ограничениями, накладываемыми автопроизводителями.
Кому дано
Работа автоцентра с несколькими брендами не только обеспечивает расширение клиентской базы, но и позволяет сглаживать спады в рыночной конъюнктуре отдельных марок
В некоторых регионах Северо-Запада, где ранее были представлены в основном мультибрендовые автоцентры, в последнее время все чаще стали появляться монобрендовые. Так, в Великом Новгороде 30 мая открылся новый дилерский автоцентр Ford фирмы «Альянс», генеральный директор которой Геннадий Ткаченко прокомментировал эту тенденцию следующим образом: «Будущее все-таки за монобрендовыми автоцентрами. Несмотря на существенные затраты на строительство, их рентабельность в сравнении с мультибрендовыми гораздо выше. К тому же сегодня производители диктуют дилерам очень жесткие условия по площадям, технологии продаж, складским помещениям, персоналу и т.д. И если дилер не вписывается в заданные рамки, производитель найдет другого, желающих – море».
Тем не менее число мультибрендовых автоцентров пока достаточно велико, особенно в тех регионах, где инвестиционные возможности дилерского бизнеса ограничены. В Карелии большинство опрошенных автодилеров не согласились с утверждением, что региональный дилерский бизнес тяготеет к монобрендовому формату. Рынок этой республики небольшой (население всего 760 тыс.), фирмы, торгующие автомобилями, сосредоточены исключительно в Петрозаводске. И среди открывшихся в последнее время в Карелии дилерских автоцентров есть как моно-, так и мультибрендовые. Да и Сергей Пляшкевич сообщает, что его компании «удалось получить разрешение на продажу в одном автосалоне автомобилей KIA и HYUNDAI», хотя это стоило немалых усилий и потребовалось внести изменения в проект здания.
Выбор привлекает
Создавая мультибрендовые автоцентры, дилеры стремятся привлечь покупателей за счет дополнительного выбора. «Мультибрендовые автоцентры очень удобны для клиентов, особенно если выбор автомобиля определяется его стоимостью. В этом случае покупатели могут оценить автомобили различных марок, сравнив их опции, качество сборки и т.д. Сделать выбор по соотношению „цена – качество“ становится намного проще», – считает Сергей Пляшкевич.
С этим утверждением согласны и другие. Руководитель отдела развития управляющей компании «Мега-Авто» Анна Либерова отмечает также, что «мультибренд особенно привлекателен для клиентов, живущих в больших городах: не нужно тратить время на дорогу от одного автоцентра до другого, стоять в пробках».
Привлекательность любого формата определяется не суммой достоинств и недостатков, а умением использовать преимущества и нейтрализовать риски с максимальной эффективностью
Работа автоцентра с несколькими брендами не только обеспечивает расширение клиентской базы, но и позволяет сглаживать спады в рыночной конъюнктуре отдельных марок. Сергей Вятченков из холдинга «Автомир» заметил в связи с этим: «Характерно, что на протяжении жизненных циклов разных марок бывают негативные периоды. В результате сбытовой тренд мультибрендового автоцентра остается на приемлемом уровне».
Возможность выбора привлекает клиентов в районы, где сосредоточено несколько автоцентров. В частности, Анна Либерова констатировала, что при размещении автоцентров в насыщенном окружении – в «дилерских деревнях» – «клиентский поток интенсивнее, чем в автоцентрах, стоящих обособленно. Клиенты едут туда, где больше выбор».
PR-менеджер компании «Питер-Лада» Екатерина Иванова отметила, что «автоцентры сети „Питер-Лада“ используют принцип соседства брендов с разделением в пространстве. Например, автоцентр „ПЛТ“ (дилер KIA) соседствует с „ЛАДА-Центр Купчино“ (дилер Lada), а „Прагматика“ (дилер Opel, Chevrolet) – с Василеостровским автоцентром (дилер Lada)». «Сделав буквально два шага, клиент может получить представление и о других брендах. Но их разделение дает преимущества в позиционировании этих марок», – поясняет она.
Позитивное влияние мультибрендовости часто используется при выборе места для размещения автоцентров и другими игроками рынка, что еще больше способствует географической концентрации авторитейла. В Санкт-Петербурге в последнее время в силу ряда причин появилась тенденция к локализации мест дислокации дилерских автоцентров. Наиболее динамично развиваются «дилерские деревни» в районах улицы Савушкина, Пулковского и Выборгского шоссе, на Витебском проспекте.
К сожалению, сегодня выбор места расположения «дилерской деревни» определяется реальными, а потому очень ограниченными возможностями города. Поэтому в последнее время основное строительство новых автоцентров сосредоточено на окраинах и в районах, примыкающих к КАД. Однако компактное размещение нескольких автоцентров в одном месте даже удаленный район делает более «раскрученным», притягивает и аккумулирует потенциальных клиентов. Правда, есть риск, что клиент получит в соседнем автоцентре не только представление об автомобиле, но и сам автомобиль.
Риски мультибренда
Сергей Вятченков полагает, что «риски потери потенциальных клиентов в «дилерской деревне» присутствуют. Но для сильных брендов они паритетны, а для более слабых компенсируются синергией места». Однако этим риски мультибрендовости не исчерпываются.
Для производителей нет практически никаких плюсов от сотрудничества с мультибрендовым автоцентром, поэтому у них негативное отношение к этому формату. К тому же есть небезосновательные опасения, что в таком автоцентре могут снизиться стандарты презентации автомобилей, уровень качества технического обслуживания и ремонта, снабжения запасными частями.
Действительно, марки автомобилей слишком разные. В официальных мультибрендовых автоцентрах российских дилеров даже в структуре брендов одного производителя – GM – не хватает упорядоченности. Встречаются машины разных марок, но одинаковые по классу и схожие по цене. Одновременно наблюдается очень большой разброс цен, приводящий к тому, что в одном автоцентре стоят автомобили и за 10 тыс., и за 100 тыс. долларов, ориентированные на совершенно разные категории клиентов. Не зря в недавно открытом московском автоцентре «Автомира» премиальные и бюджетные марки GM разнесены вместе с соответствующими ремзонами на разные этажи.
Свои особенности при мультибрендовой торговле автомобилями имеют репутационные риски. Виталий Дмитриев сформулировал это следующим образом: «Если продавец завоевал хорошую репутацию, то ему будет одинаково легко продавать автомобили разных марок. Но если с имиджем и репутацией дела обстоят не совсем благополучно, то проблемы с одним брендом распространятся на все остальные. Поэтому каждый сотрудник группы «Евросиб» знает, что от качества его работы зависит репутация не только его центра, но любого предприятия группы».
По мнению Анны Либеровой, на формирующемся российском рынке мультибрендовый формат несет дополнительные риски, связанные с возможностью изменения стратегии продвижения брендов: «Всегда есть вероятность, что импортер изменит условия дилерской лицензии и начнет требовать строительства отдельного монобрендового центра». Причем этот риск совсем не эфемерный. Леонид Клюев вспоминает: «Когда отделение Land Rover вышло из состава концерна BMW AG и влилось в корпорацию Ford Motor Company, мы как дилеры обоих брендов – и BMW, и Land Rover – столкнулись с необходимостью разведения их по различным шоу-румам, продиктованной изменившимися требованиями производителей».
Однако наличие рисков характерно для любого бизнеса, в том числе дилерского, и привлекательность любого формата определяется не суммой достоинств и недостатков, а умением использовать преимущества и нейтрализовать риски с максимальной эффективностью.
Результат со знаком плюс
Мультибрендовость содержит приличный потенциал соревновательности и конкуренции, от которых еще ни один нормально организованный бизнес не умирал, а потребитель, который всегда прав, в этих условиях бывает прав еще чаще.
Возможность выбора для клиента стимулирует здоровую конкуренцию между брендами в мультибрендовом автоцентре и между дилерами в «дилерской деревне». Виталий Дмитриев справедливо замечает, что «соседство с дилерскими центрами других марок служит отличным стимулом для конкурентной борьбы, в результате которой в выигрыше остается клиент. Такая ситуация интересна и нам, так как заставляет быть всегда на шаг впереди соперников». А конкуренция, как известно, холостыми не стреляет, стимулируя развитие бизнеса лучше любых дилерских нормативов и контролинга производителя.
В подготовке материала участвовали Наталья Владимирская (Петрозаводск) и Ольга Колотнеча (Великий Новгород)