Мультики дисней что посмотреть
Мультики «Дисней»: список лучших мультфильмов для детей
Мультики «Дисней» — это отличное решение для тех, кто не знает, как скоротать вечер или выходной день. Детские анимационные фильмы научат маленьких зрителей дружбе, хорошему поведению и другим важным вещам. А родители смогут с удовольствием окунуться в детство и весело провести время с малышами.
Хотите смотреть онлайн мультфильмы «Дисней»? Тогда изучите подборку лучших картин и приступайте к поиску понравившейся.
Советуем обратить внимание на такие лучшие мультфильмы «Диснея»:
«В поисках Дори» (2016)
Этот полнометражный мультфильм — продолжение истории о рыбке Немо. Анимация вышла через 13 лет после предыдущей картины. Зрители смогут встретиться с полюбившимися персонажами из картины «В поисках Немо», а также познакомиться с новыми героями.
Кадр из мультфильма «В поисках Дори»: UGC
Оскароносным, в отличие от приквела, мультик не стал, несмотря на то что над ним работал тот же режиссер.
Перед созданием картины команда посетила множество океанариумов, чтобы изучить поведение морских обитателей. Наиболее сложным персонажем для команды оказался осьминог Хэнк: его рисовали целый год. Примечательно, что у героя не хватает одного щупальца, так как эта деталь не помещалась на экране.
«Олаф и холодное приключение» (2017)
Мультики 2017 «Дисней» непременно вызовут положительные эмоции у зрителей. Наверняка вы уже видели картину «Холодное сердце» и влюбились в одного из персонажей. Конечно же, речь идет о милом снеговике по прозвищу Олаф. Эта история как раз о нем.
Кадр из мультфильма «Олаф и холодное приключение»: UGC
Изначально фильм хотели показывать лишь по телевизору, однако затем решили запустить на большие экраны. Таким образом, мультик стал первой не полнометражной картиной, показанной в кинотеатре.
Зрители смогут встретиться с любимыми героями мультфильма «Холодное сердце», узнать много традиций Рождества и секретный рецепт вкусного блюда от Кристофера.
«История игрушек 4» (2019)
«История игрушек» — это старый мультфильм от компании «Пиксар» (Pixar) и компании, которую создал Уолт Дисней. Первая часть вышла еще в 1995 году, и с тех пор периодически на экране появляется продолжение.
Кадр из мультфильма «История игрушек 4»: UGC
Ищете самые новые мультики «Дисней»? «История игрушек 4» вновь рассказывает зрителям о жизни уже знакомых персонажей. События в мультике происходят через месяц после третьей части, хотя на самом деле прошло уже 9 лет. Аниматоры специально «состарили игрушки», чтобы показать естественное течение времени.
«Ральф против интернета» (2018)
Интересуют мультики 2018? «Дисней» предлагает вам относительно новый фильм о Ральфе и его войне с интернетом.
Кадр из мультфильма «Ральф против интернета»: UGC
Эта кинокартина — сиквел мультфильма «Ральф» 2012 года. Действие в нем происходит спустя шесть лет. На этот раз Ральф и его подруга попадают в большой мир интернета. Здесь они встретятся со многими героями мультфильмов «Дисней» и переживут немало приключений.
«Хороший динозавр» (2015)
Все диснеевские мультики, как правило, очень красочные и добрые. Так и эта история повествует о настоящей дружбе мальчика и динозавра.
Кадр из мультфильма «Хороший динозавр»: UGC
По мнению создателей картины, если бы динозавры не вымерли, они бы точно опередили многих существ в развитии. Поэтому мультфильм повествует как раз об их жизни и взаимоотношениях с людьми.
Чтобы воссоздать на экране правдивую картину, команда, работающая над мультиком, долго изучала дикую природу Америки, жила на природе и посещала музеи, где представлены кости динозавров.
«Головоломка» (2015)
Этот мультик «Дисней» расскажет о приключениях одиннадцатилетней школьницы по имени Райли и ее отношениях с эмоциями. Кинофильм понравился зрителям, так как вышел одновременно смешным и лирическим.
Кадр из мультфильма «Головоломка»: UGC
Мультфильм получил несколько премий: «Оскар», «Золотой глобус», а также награду от Британской академии в номинации «Лучший анимационный фильм».
Идея картины принадлежит режиссеру Питу Доктеру, которому было интересно, почему люди иногда смеются без причины или ведут себя другим странным образом. Чтобы воссоздать образ Райли, команда консультировалась с различными врачами и несколько раз меняла облик девочки.
«Вверх!» (2009)
Мультфильмы от «Дисней» практически всегда заставляют испытать большую гамму эмоций. Эта кинокартина получила премии «Оскар» и «Золотой глобус», а также награду Венецианского фестиваля и Британской академии.
Кадр из мультфильма «Вверх»: UGC
Мультфильм рассказывает о старом ворчуне Карле и его отношениях с непоседливым мальчиком Расселом. Сначала представители разных поколений не могут понять друг друга, однако, в конце концов, им удается поладить.
Интересно, что Райский водопад существует на самом деле. Его прототипом стал водопад Анхель. А образ Карла создали благодаря внешности двух людей — известных киноактеров Спенсера Трейси и Уолтера Маттау.
«Валл-И» (2008)
Этот детский интересный мультфильм завоевал множество престижных наград, в том числе и «Оскар». Анимационная картина затрагивает проблемы, которые касаются не только человеческих отношений, но и жизни на планете. Поэтому мультфильм получил несколько престижных наград, в том числе «Оскар», «Золотой глобус», «Сатурн» и «Жорж».
Кадр из мультфильма «Валл-И»: UGC
Идея создания мультика появилась еще в 1992 году, однако воплотить ее в жизнь получилось только через 16 лет. Чтобы анимация вышла правдоподобной, создателям пришлось путешествовать по свалкам и изучать настоящих роботов.
«Тачки» (2006)
Если любите смотреть мультики «Дисней» о машинах, непременно обратите внимание на анимацию «Тачки». Мультфильм получил награду «Золотой глобус» и «Сатурн», став лучшим анимационным фильмом.
Кадр из мультфильма «Тачки»: UGC
Главный герой мультика — гоночный автомобиль Молния МакКуин. Помимо него, в кинокартине были задействованы и другие известные марки машин. Интересно, что в некоторых странах героев озвучили настоящие профессиональные гонщики. Например, голос автомобиля Ferrari принадлежит Михаэлю Шумахеру.
«Зверополис» (2016)
Веселые и умные зверушки — одни из любимых персонажей компании «Дисней». Мультики о животных появляются на экранах почти ежегодно. «Зверополис» стал одним из самых запоминающихся и 55 картиной «Дисней». Среди его наград — «Оскар», «Золотой глобус», «Сатурн» и другие.
Кадр из мультфильма «Зверополис»: UGC
Так как мультфильм рассказывает о жизни животных, его создатели посетили Африку, чтобы посмотреть на зверей в естественной среде обитания. Кстати, на создание мультфильма одного из продюсеров вдохновила картина «Книга джунглей».
«Рататуй» (2007)
Мультики «Дисней», смотреть которые можно на любых онлайн-сервисах, считаются настоящими произведениями искусства. Так, этот анимационный фильм в свое время был номинирован на «Оскар» и получил его.
Кадр из мультфильма «Рататуй»: UGC
Сюжет мультика построен вокруг крыса по имени Реми. У него есть мечта — стать шеф-поваром элитного ресторана. И ради достижения своей цели Реми готов практически на все…
Мультфильм получился особенно «вкусным». Все потому, что создатели анимации внимательно изучали французскую кухню и даже привлекли к подготовке профессионального шеф-повара. Чтобы прорисовать блюда, их необходимо было сначала приготовить. Таким образом, команде довелось отведать более 270 кушаний.
«Рапунцель: Запутанная история» (2010)
Рапунцель — принцесса, которая живет в башне. Когда-то ее похитила злая ведьма, и с тех пор девушка не может покинуть свое убежище. Однако принцесса не теряет надежды на спасение. И она приходит неожиданно: в башню пробирается разбойник Флинн. Теперь ему так просто не уйти…
Кадр из мультфильма «Рапунцель: Запутанная история»: UGC
Рапунцель стала одной из самых любимых героинь всех девочек от мала до велика. Поспорить с ней могут разве что Золушка и Спящая Красавица.
Многих интересует длина волос мультяшной героини. Художники сообщают, что она достигала 21 метра. Во время работы над мультиком многие женщины стали отращивать волосы, чтобы пожертвовать их на парики для онкобольных людей.
«Моана» (2016)
Моана — дочка вождя, которая ищет остров в Тихом океане. Это необходимо, чтобы спасти свое племя и родных. Спутником Моаны становится не совсем подходящий человек — полубог Мауи с очень большим самомнением. Вместе героям предстоит пережить немало приключений.
Кадр из мультфильма «Моана»: UGC
Изначально планировалось создать историю о Мауи, Моана же должна была стать его возлюбленной. Однако затем историю радикально изменили.
Интересно, что в разных странах мультфильм называется по-разному. Также разногласия существуют с именем героини. Например, в Европе принцессу зовут Ваяна. Причина таких изменений — проблемы с авторскими правами.
«Храбрая сердцем» (2012)
Этот мультик получил «Оскар» в категории «Лучший анимационный фильм», поэтому, несомненно, рекомендован к просмотру.
Кадр из мультфильма «Храбрая сердцем»: UGC
Мерида — непослушная дочь короля и королевы, которая хочет делать все по-своему. Однако родители категорически против этого. В сердцах Мерида покидает родной дом и отправляется навстречу приключениям. Ведь все, о чем она мечтает, — это стать великим воином…
Мерида стала одиннадцатой принцессой в мультфильмах «Дисней». Несмотря на то что героиня позиционируется как девушка с поведением, не характерным для принцессы, в мультике она успела сменить 22 наряда и даже прическу.
«Корпорация монстров» (2001)
Несмотря на то что фильм далеко не новый, он по-прежнему популярен. Недаром анимация получила «Оскар» за лучшую песню. Сюжет фильма не банальный и смешной, поэтому он до сих пор интересен зрителям. Впрочем, как и все мультфильмы «Диснея».
Кадр из мультфильма «Корпорация монстров»: UGC
Верите ли вы в монстров? Оказывается, они существуют на самом деле! Некрасивые существа живут в собственном городе, однако иногда выбираются к людям. Все, что им необходимо, — это страх детей: только так они могут получить электричество.
В центре сюжета оказываются двое приятелей, которые случайно привели в свой город маленькую девочку. Теперь им предстоит исправить эту оплошность, однако это не так просто…
Как видите, создавать мультфильмы не так уж и легко. Команде мультипликаторов приходится трудиться над каждой деталью и проводить масштабную подготовительную работу.
Мультфильмы Диснея, новые или старые, привлекают внимание зрителей. Они добрые, веселые и поучительные. Поэтому выбирайте подходящий фильм и приступайте к просмотру.
Уникальная подборка новостей от нашего шеф-редактора
Лучшие мультфильмы Disney
Представить ребенка, который не любит мультфильмы, — невозможно. У каждого есть свой любимый, который он пересматривает из года в год, даже став взрослым. Сегодня мультфильмы – это не просто чудесный, волшебный мир. Это целая индустрия с игрушками, одеждой, книгами, аттракционами и прочими атрибутами детской жизни. И, скорее всего, той анимации, которую мы знаем сейчас, не было бы без братьев Уолта и Роя Диснеев, основавших в октябре 1923 года свою империю.
Именно их компания впервые в истории выпустила звуковые и музыкальные мультфильмы. Уолт был гениальным художником, режиссером и сценаристом. А Рой – предпринимателем и финансистом. Один творил, другой обеспечивал стабильность. В марте 1924 года студия Disney удивила мир, представив первый трюковой фильм «День Алисы на море». В кадре были совмещены живой актер и нарисованные персонажи. Через четыре года братья познакомили зрителей с героем, который стал символом их компании и американской поп-культуры, мышонком Микки Маусом, который почти 100 лет спустя красуется на футболках современных подростков.
Сегодня The Walt Disney Company — одна из самых известных и крупнейших медиакорпораций, работы которой многократно получали премию «Оскар». Мы решили вспомнить работы студии, на которых выросло не одно поколение детей и новинки, уже вошедшие в топ лучших мультфильмов за всю историю анимации.
1. «Райя и последний дракон», 2021
Страна: США
Режиссеры: Дон Холл, Карлос Лопес Эстрада
Роли озвучивали: Келли Мэри Трэн, Бенедикт Вонг и другие.
Рейтинг IMDb: 7,4
Рейтинг Кинопоиска: 7,6
Красивая сказка с обаятельными драконами, зрелищными сражениями и героями, которые не делятся на «плохих» и «хороших», а видят в своих поступках логику и правду.
Это история о волшебной стране Кумандре и тех древних временах, когда вместе с людьми жили драконы. Страна потерпела крах, когда появились темные друуны, превращающие обитателей Кумандры в каменные изваяния. С помощью магии драконы смогли расколдовать людей, но сами не воскресли, оставив в наследство только волшебный драконий камень. Страна раскололась на несколько государств: Клык, Коготь, Хребет, Хвост и Сердце, в котором и хранился амулет. Правитель Сердца мечтал вновь объединить племена, но человеческая зависть и жадность раскололи драконий камень на пять кусочков. И каждая страна забрала себе по осколку. И теперь только Райя, дочь правителя Сердца, не теряет надежды найти последнего дракона, объединить людей и победить друунов.
2. «Моана», 2016
Страна: США
Режиссеры: Джон Маскер и Рон Клементс,
Роли озвучивали: Аулии Кравальо, Дуэйн Джонсон
Рейтинг IMDb: 7,6
Рейтинг Кинопоиска: 7,5
Дочь вождя племени, проживающего на острове Мотунуи, вместе с полубогом Мауи, потерявшем свою волшебную силу, странствуют по океану, чтобы вернуть богине жизни Те Фити ее сердце и спасти природу. Красивые песни, захватывающие приключения, богатый растительный мир и живой Океан сделали это волшебную историю одной из любимых, как у детей, так и у взрослых.
Создатели мультфильма, чтобы оживить океан сделали специальный стенд с механизмом, который изменял структуру волны, а аниматоры копировали ее «поведение» для мультфильма.
Волшебный крюк полубога Мауи, наделяющий его силой, был нарисован с настоящего созвездия «Скорпион», которое в Океании называют «Крюк Мауи». Художники постарались одеть все персонажи «Моаны» в одеяния из материалов, которые можно было найти на островах Тихого океана две тысячи лет назад.
3. «Король Лев», 1994
Страна: США
Режиссеры: Роджер Аллерс, Роб Минкофф
Рейтинг IMDb: 8,5
Рейтинг Кинопоиска: 8,8
Ставшей культовой история о львенке по имени Симба, который потерял отца, пережил предательство и изгнание, но нашел настоящих друзей и любовь. Благодаря смелости и благородству, он смог стать королем, как и его отец.
Для многих именно этот мультфильм ассоциируется с The Walt Disney Company. Фильм завоевал два «Оскара» и две премии «Золотой глобус». «Король лев» стал лидером проката и впервые в истории анимации собрал рекордную сумму в 968 миллионов долларов. Интересно, что этот рекорд за 27 лет так и не удалось перекрыть ни одному мультфильму.
Более 600 художников занимались созданием истории. При этом на студии к «Королю льву» относились, как к второстепенному фильму, считая приоритетом работу над «Покахонтас». Аниматоры изучали повадки настоящих животных, а в студию неоднократно приезжали в качестве консультантов специалисты по дикой природе.
Песня Элтона Джона «Can You Feel the Love Tonight», получившая «Оскар» и «Золотой глобус», стала не менее легендарной, чем сам мультфильм. Но изначально создатели приглашали к сотрудничеству группу ABBA, которая им отказала из-за занятости. И тогда они обратились к Элтону Джону. В результате, саундрек к мультфильму стал самым продаваемым и единственным в истории, получившим бриллиантовый сертификат.
50 диснеевских мультфильмов
С них-то все и началось. Снимался фильм долго и был первым из многих, которые называли «Причудой Диснея». В то время сама мысль о том, что американская студия корпит над 83-минутным цветным целлулоидным мультфильмом, казалась амбициозной до безумия, а уж когда график съемок растянулся чуть ли не до бесконечности, а расходы взлетели до небес (в итоге они в шесть раз превысили первоначальные оценки и в шестьдесят(!) – стоимость обычной диснеевской короткометражки), Город Мишурного Блеска изготовился с улюлюканьем отправить Уолта в изгнание. Вместо этого хорошо смеялся Дисней, да что там смеялся – он чуть животики не надорвал, когда в банк ехал! До сих пор «Белоснежка» входит в десятку самых кассовых фильмов всех времен и народов, опережая (с поправкой на инфляцию) «Аватар» и пять из шести «Звездных войн».
Но действительно ли это хороший фильм? Вы знаете, да. Само собой, Белоснежке не суждено войти в историю в качестве великой героини-феминистки, но в самой ее бестолковости, как и в жеманных диснеевских лесных обитателях, ставших фирменным знаком студии, и в растущей привязанности гномов к своей новой подопечной, есть безмерное очарование. Мало того, Злая Королева остается одной из самых ужасных злодеек в истории Голливуда, и маленькие дети в кинотеатрах до сих пор вздрагивают от одного ее вида. Возможно, фильм кажется старомодным, но анимация по методу сжатия и растягивания вкупе с легко запоминающимися мелодиями обязательно вновь заставят вас почувствовать себя шестилетним ребенком.
«Дисней» – это по-прежнему корпорация, традиция и бренд, но в начале так подписывался художник…Шедевром Уолта Диснея стал «Пиноккио». Это был триумф его модели производства, своего рода «кустарного промысла» внутри Голливуда, глубоко личный фильм, который и сегодня столь же полон радости и ужаса, как в день выхода на экраны.
После мгновенного художественного и коммерческого успеха «Белоснежки и семи гномов» Дисней запустил в производство следующий фильм, который должен был во всех отношениях превзойти своего предшественника. Вместо волшебной сказки он взял за основу литературное произведение, написанное Карло Коллоди в 1881 году. Книга была тщательно адаптирована для того, чтобы с максимальной выгодой использовать все возможности мультипликации.
В романе Коллоди сверчок Джимини Крикет добровольно берет на себя роль совести деревянного мальчишки, и тот давит его ногой. В фильме Джимини – незабываемый персонаж, однако Диснею удается избежать столь характерного для многих детских историй морализаторства: сверчок выведен никчемным повесой, роль совести он получает, так сказать, за отсутствием других кандидатур, а затем вынужден, как говорится, соответствовать… Подобно «Белоснежке» и «Бемби», «Русалочке» и «Королю-льву», «Пиноккио» – это история взросления и морального развития. Деревянная кукла становится человеком, учась брать на себя ответственность и оставляя в прошлом дурные черты своего характера.
Фильм жесток, как и многие волшебные сказки: Фитиля, юного любителя пива и заядлого бильярдиста, любимое развлечение которого – бить окна в парке развлечений, мрачноватом предшественнике нынешних Диснейлендов, ужаснейшим образом превращают в осла, которого продают на соляные копи. На его примере Пиноккио получает хороший урок, но Фитиль-то так и остается животным… Дорога куклы к превращению в человека вымощена суровыми испытаниями, наиболее запоминающееся из которых – гигантский кит Монстро, один из самых убедительных злодеев-великанов в истории мультипликации.
Имя Диснея обычно ассоциируется с невинными развлечениями пятидесятых, с открытием Диснейленда и успехом «Клуба Микки Мауса» на телевидении, однако на первых порах он не шел ни на какие компромиссы ради того, чтобы фильм можно было смотреть всей семьей. В «Пиноккио» использовалась тотальная анимация – редко встретишь мультфильм, который оставляет такое ощущение материальности. А кроме того, фильм ещё удивительно земной, чувственный. Голубая фея, вдыхающая жизнь в главного героя, – в буквальном смысле слова олицетворение женской прелести, однако в нежных, хотя и несколько нервозных отношениях между котом Фигаро и золотой рыбкой Клео (Клео, на полном серьезе, – одно из самых сексапильных человекоподобных животных в истории кино) и знаменитых вызывающе фаллических эпизодах с растущим носом явственно чувствуются фрейдистские нотки.
Роскошно прорисованный фон, полный набор великолепно выписанных персонажей (согбенный и одинокий Джепетто; притворно веселый человек-гора, злодей Стромболи; учтивый мошенник-лис Дж. Уортингтон Фаулфеллоу; гротескно-зловещий кучер, перевозящий жертвы на Остров Удовольствий), лучший саундтрек в истории диснеевских мюзиклов (вспомните такие песни, как «Give a Little Whistle», «I’ve Got No Strings», «When You Wish Upon a Star», «Hi-Diddle-Dee-Dee»), написанный композитором Ли Харлайном и поэтом-песенником Недом Вашингтоном…Сюжет развивается постепенно и последовательно, так что фильм не превращается в простую последовательность блестящих сцен, над которыми работают разные команды аниматоров.
Об этом часто забывают, но Уолт Дисней был экспериментатором. Бесспорно, его моральные ценности, как личные, так и те, которые он пропагандировал в своих фильмах, тяготели к консерватизму, но в качестве художника он развлекался по полной программе, а в особенности в этом фильме 1940 года, когда он попытался переложить классическую музыку на язык мультипликации.
Получившийся в итоге гибрид вряд ли полностью удовлетворил кого бы то ни было – те, кому нравятся начальные, более абстрактные сцены, вряд ли приходят в восторг от танцующих гиппопотамов в концовке фильма. И все же те сцены, которые попадают в точку, к примеру, ужасающая «Ночь на Лысой горе» или бенефис Микки Мауса в «Ученике чародея», с лихвой искупают все недостатки, а сам замысел крут до невероятности. Более того, мальчики и девочки из интеллигентных семей вполне могут использовать этот фильм, чтобы получить доступ ко всему каталогу продукции «Диснея»: подсаживаете папу с мамой на мультики при помощи «Фантазии» и через пару дней без проблем смóтрите «Ханну Монтану»!
Такой непререкаемый авторитет, как Джон Лассетер, считает «Дамбо» лучшим фильмом в истории кино. «Дамбо» – идеальный фильм, – утверждает он. – Он идет чуть больше часа, поэтому сюжет очень компактен. Он невероятно трогателен, в особенности для родителей. «Дамбо» – «самый мультипликационный» из всех диснеевских мультфильмов. А еще он замечателен тем, что главный герой не разговаривает». А если уж Джон Лассетер считает, что фильм хорош, сами понимаете, к этому стоит прислушаться.
На взгляд современного зрителя, фильм почти до обидного короткий, но сама безумная идея – вы только подумайте, летающий слон! – и ужасно милый главный герой делают его практически неотразимым.
Влияние «Дамбо» легко заметно во многих фильмах из каталога Pixar, а особенно в необузданных мечтах Рами из «Рататуя» и безмолвном очаровании ВАЛЛ-И. Наверное, в какой-то степени это можно отнести на счет того, что Лассетер его фанат, но мы подозреваем, что «Дамбо» в течение многих лет оказывает влияние на мультипликаторов всего мира..
Этот фильм травмировал многие поколения детей, и, если уж на то пошло, и взрослых тоже. Но он вполне мог быть еще мрачнее: книга австрийского писателя Феликса Зальтена, по которой он был снят, куда тяжелее, а временами от нее просто веет безнадежностью. Уолт Дисней впервые начал работать над ней еще в 1936 году после того, как провалились попытки продюсера Сидни Франклина снять художественный фильм, но удовлетворивший его сценарий был написан только в 1942-м.
А пришел Дисней к убийственному сочетанию умилительного очарования и реальности. Мы видим рождение Бэмби, наблюдаем, как он заводит дружбу с миленьким крольчонком, как он веселится среди цветов и на льду замерзшего озера. Он весь – влажные глаза и подгибающиеся ножки. Воистину, надо иметь каменное сердце, чтобы не влюбиться в этого малыша безоглядно. Но проблема в том, что, как и все дети, он растет, и выясняется, что окружающий его мир порой несправедлив, иногда опасен, а времени, чтобы подготовиться к жестоким ударам жизни, частенько не хватает.
И все же… такой облом!
6. «Привет, друзья!» (1942)
Мы с вами подошли к «чертовски невразумительному» этапу карьеры «Диснея», в ходе которого он снял целый ряд фильмов, направленных на улучшение отношений между Соединенными Штатами и их южноамериканскими соседями во время Второй мировой войны. Этот заказ финансировался Госдепартаментом США и был настоящей находкой для компании, которой грозили бунт работников и банкротство, поскольку ее затраты не покрывались кассовыми сборами. В результате творческое наследие «Диснея» пополнилось рядом весьма странных лент, которые, тем не менее, довольно интересны.
Этот фильм, продолжительность которого всего 42 минуты, представляет собой своего рода коллаж из четырех разных сюжетов. В первом из них Дональд Дак посещает озеро Титикака, где вступает в конфликт с упрямой ламой; в «Педро» мы следим за первым полетом носящего это имя самолетика, которому необходимо забрать почту; в «Гаучо Гуфи» чудила-пес учится быть ковбоем (и при этом, представьте себе, курит!). В «Aquarelo do Brasil» («Бразильской акварели» для тех, кто не знает португальского) Дональд Дак путешествует по Южной Америке. Танцевать самбу его учит Жозе Кариока: популярный (по крайней мере, на Юге) попугай, уроженец Рио, впервые появляется именно в этом фильме.
Рассказывают, что Госдепартамент был обеспокоен связями некоторых южноамериканских правительств с нацистами и рассчитывал с помощью очень популярного на этом континенте Диснея нейтрализовать влияние Германии. Вопрос, заставил ли этот выбор хоть кого-то изменить свои политические ориентиры, остается открытым, однако сами фильмы достаточно занимательны.
7. «Три кабальеро» /Three Cabalieros, The/ (1945) (1944)
Фильм специально для птиц: в главных ролях Дональд Дак, бразильский попугай Хосе Кариока и мексиканский петух Панчито Пистолас. Как и предыдущий фильм, состоит из нескольких коротких историй (в некоторых снимались живые актеры), объединенных общим сюжетным ходом: Дональд Дак открывает подарки, присланные южноамериканскими друзьями ко дню его рождения. Хосе, а затем Панчито объясняют, что означают некоторые из них, а заодно и знакомят зрителей с другими культурами.
В фильме впервые появляется птица Аракуан, красочный шутовской персонаж, время от времени появляющийся в дальнейших похождениях Дональда Дака. На протяжении всех семи частей фильма этот болван Дональд Дак в основном занят тем, что влюбляется то в одну, то в другую девушку. Тем не менее, один из сюжетов рассказывает о летающем ослике, а другой – о пингвине, который желает жить в жарких странах (еще один блестящий ум…). В общем, фильм для упертых фанов и коллекционеров.
Фильм был запущен в производство в конце Второй мировой. Добрая половина работников Диснея была призвана в армию, а оставшиеся были по уши загружены учебными фильмами и пропагандой. Студия оказалась завалена недоработанными проектами, которые не тянули на полнометражный фильм, но оказались слишком большими для короткометражек из серии «Наивные симфонии». Поэтому было решено снять еще один кмноальманах, правда, на сей раз в меньшей степени сориентированный на южноамериканский рынок.
«Сыграй мою музыку» становится победителем в номинации «За наибольшее количество эпизодов»: в 67 минут экранного времени ухитрились втиснуть аж 10 различных сюжетов. Среди них выделяются «Петя и волк» по симфонической сказке Прокофьева, а также «Кит, который хотел петь» – история кашалота, мечтающего о карьере солиста в нью-йоркской «Метрополитен-опера». Ну что тут скажешь…идея оригинальная и здравого смысла в ней больше, чем в «Делай ноги»: киты по крайней мере музыкальны. Более того, развязка трагична, что вполне уместно в опере. Это к сведению тех, кто считает, что во всех фильмах Диснея конец обязательно счастливый.
* В России этот фильм известен также под названиями «Необыкновенный концерт» и «Развесели меня» – Прим. переводчика.
9. «Веселые и беззаботные» (1947)
После того, как все имевшиеся в наличии идеи засунули в «Сыграй мою музыку» и выбросили на экраны, на этот фильм, который вышел годом позже, остались всего-навсего две. В первой части, «Бонго», рассказывается о цирковом медвежонке, который хочет жить на свободе. В погоне за своей мечтой он сбегает, и тут выясняется, что в лесу живется не так уж сладко…особенно если учесть, что дикие медведи, по всей видимости, склонны выражать свою любовь при помощи хороших оплеух, что с непривычки весьма шокирует их циркового собрата. Довольно слезливая история, особенно если вы смотрите вариант с Диной Шор в качестве рассказчицы, а не тот, где наложен голос Джимми Крикета. Однако детям она вроде бы нравится.
Намного сильнее второй фрагмент. Микки Маус исполняет главную роль в «Джеке и бобовом стебле» (во избежание сомнений уточняем: главная роль – это роль Джека). Здесь сюжет развивается куда динамичнее: Микки, Дональд и Гуфи обречены жить в нищете, пока не украдут у великана волшебную арфу. Мультипликация чередуется с живыми кадрами, в которых, к удивлению рассказчика Эдгара Бергена, время от времени обнаруживается, что сюжет живет собственной, не подвластной ему жизнью. Однако, несмотря на все свои сильные стороны, до классики «Джек» все же не дотягивает. Сегодня фильм знаменит в основном тем, что именно в нем Уолт Дисней в последний раз сам озвучил Микки Мауса. После этого его заменил звукооператор Джеймс Макдональд.
10. Время мелодий (1948)
Как и «Сыграй мою музыку», это очередной альманах, в основу которого была положена главным образом современная музыка и мюзиклы. Среди главных героев персонаж американского фольклора Джонни Яблочное семечко, пчелка и маленький буксирчик. В наличии нравоучительная история о том, как опасно выделываться, катаясь на коньках по льду замерзшего пруда (а то мы сами не знали!), и очередная самба с птицей Аракуан в качестве главной звезды.
В историю вошел один-единственный фрагмент фильма, да и тот не по делу. «Пекос Билл», историю о герое-техасце, якобы носившем это имя (на самом деле он не существовал), в дальнейших изданиях изрезали вдоль и поперек, изничтожив все свидетельства того, что в оригинале герой дымил, как паровоз. Хорошо хоть, сделали это только для американских релизов, а не для всего мира. Поди пойми их…
11. Приключения Икабода и мистера Тодда (1949)
Последний из диснеевских киноальманахов, в которых объединялись два или больше коротких сюжета, поскольку на то, чтобы снять по ним полнометражные фильмы, денег не было. Последний, самый лучший из всех – и в то же время наиболее разочаровывающий. В течение долгого времени посмотреть его в оригинальном виде было весьма проблематично, так как эти сюжеты демонстрировались либо как короткометражки, либо как отдельные части диснеевского телесериала. Эти истории объединяет только то, что они были сняты по произведениям классической литературы (рабочим названием фильма было «Два сказочных персонажа»).
Бинг Кросби в зловещей фольклорной манере рассказывает «Легенду о Сонной Лощине» Вашингтона Ирвинга, в которой Икабода Крейна преследует Всадник Без Головы. Небольшой рассказ идеально укладывается в формат короткометражного фильма, а кульминационный момент, скачка призрачного всадника, – одна из наиболее волнующих и пугающих сцен у классического Диснея. (Тим Бертон, снимая свою собственную «Сонную Лощину», уделил ей самое пристальное внимание).
В новелле «Ветер в ивах», снятой по книге Кеннета Грэма, рассказчиком является Бэзил Рэтбоун. В определенной степени эта часть хороша, а мистер Тодд – настоящий сказочный персонаж: как лезут на лоб его глаза, когда он впервые видит автомобиль! Однако это не более чем набросок к полнометражному мультипликационному фильму по классическому роману, который в силу обстоятельств мы так и не увидели. Если бы Диснею удалось снять настоящий «Ветер в ивах», это, возможно, был бы фильм уровня «Алисы в стране чудес» и «Питера Пэна». Увы, нам остался всего лишь дразнящий кусочек того, что так и не случилось.
Если бы вам поручили снять стандартный диснеевский фильм, скорее всего дело закончилось бы чем-то весьма смахивающим на «Золушку». Все вертится вокруг покорной и прелестной принцессы, замечательной главным образом своей женственностью. Она готовит, она шьет, она добра к маленьким милым зверушкам, с уважением относится ко всем и каждому и обожает петь. Похоже, в ее головку в жизни не забредала ни одна свежая мысль. На подпевках у нее группа очаровательных смешных животных. В наличии также имеются прекрасный, хотя и пресноватый принц, жестокий злодей и волшебный deus ex machina.
Истина в том, что «Золушка», хотя и по-своему очаровательная, не является вечной классикой в отличие от многих других фильмов Диснея. Это типичный продукт 50-х годов прошлого века – положительный, благоразумный, безупречно чистенький фильм с легким налетом фальши. А если вспомнить, что «Золушка» вышла в промежутке между великими фильмами раннего Диснея («Белоснежка», «Пиноккио», «Дамбо») и шедеврами, которые ему еще предстояло снять (об этом дальше), то, похоже, мы имеем дело с легким случаем «синдрома среднего ребенка». Однако с учетом того, что это всего лишь вторая попытка снять кино о Диснеевской Принцессе, отсутствие «изюминки», столь характерной для последующих фильмов на эту тему, вполне объяснимо.
И все же от «Золушки» получаешь массу удовольствия. Редко в каком другом фильме, выпущенным студией, можно услышать столь жизнерадостную музыку, а сцена, в которой мышки, друзья героини, пытаются сшить ей бальное платье, – вечный источник наслаждения. Этот фильм имел огромное значение для самого Уолта: со времен «Белоснежки» у студии не было ни одного суперхита, и, хотя работа на правительство позволила ей остаться на плаву (да и то еле-еле) в годы войны, подобный хит был нужен, как воздух. Им и стала «Золушка», благодаря чему мы имеем все, что было снято потом. Только за это мы должны быть глубоко благодарны Золушке и остальным героям фильма.
До Диснея экранизировать культовую книгу Льюиса Кэрролла пытались шесть раз, и все шесть попыток провалились. Диснеевский фильм сначала тоже не пользовался популярностью у зрителей: чередование успехов и неудач в карьере Уолта продолжалось. Возблагодарим балдежные шестидесятые – именно в эти годы «Алиса», наряду с «Фантазией» и «Тремя кабальеро», стала хитом у определенной части студенчества (сам Дисней всеми силами боролся с подобной славой до 1974 года, когда вышло психоделическое переиздание фильма), после чего и заняла подобающее место в творческом наследии студии.
В наши дни вообще трудно понять, что же именно не устраивало зрителей. Цвета, в первую очередь усилиями влиятельной художницы Мэри Блэр, подчеркнуто живые и яркие, персонажи неправдоподобны, как и надлежит сказочным героям, сюжет романа сохранен почти полностью, да еще и добавлено кое-что из «Алисы в Зазеркалье». Однако критика метала громы и молнии по поводу изменений в сюжете – возможно, фильм просто-напросто слишком опередил свое время. С последующими переизданиями любовь к фильму все более крепла. Возможно, то же самое ожидает и ленту Тима Бертона, хотя над ней изначально не висело коммерческое проклятие, и не факт, что переоценка ценностей окажется для этого фильма столь же успешной.
Удивительно, но факт: бессмертие этому фильму главным образом обеспечила выпущенная Уолтом Диснеем в ни о чем не подозревавший мир фея Тинкербелл. За последнее десятилетие цифры продаж товаров с изображением феечки в фирменных диснеевских магазинах по всему миру стали просто заоблачными, а мультипликаторы выпустили на экраны фильм и сериал о крошечном волшебном создании, в которых ее вечно юный компаньон отсутствует как таковой.
И это не радует, потому что «Питер Пэн» – восхитительно динамичная экранизация популярнейшей пьесы Дж.М.Барри, которая в совершенстве раскрывает характер Питера Пэна, весельчака и упрямца. Даже если привкус анархии, если можно так выразиться, слегка притупился на пути к экрану, это с лихвой компенсируется образами жестокого Капитана Крюка и сострадательной Венди.
К тому же «Питер Пэн» – это своего рода рубеж, последний фильм, над которым вместе работали легендарные диснеевские «Девять стариков». Художники и мультипликаторы Лем Кларк, Марк Дэвис, Олли Джонстон, Милт Каль, Уорд Кимболл, Эрик Ларсон, Джон Лоунсбери, Вольфганг Райтерман и Фрэнк Томас определили диснеевский стиль, создали некоторые из самых запоминающихся сцен в фильмах компании и почти всех ее лучших персонажей. Несмотря на название группы, всем им в то время было по 30 – 40 лет (последний из «стариков» ушел со студии только в 1978 году), однако после «Питера Пэна» они никогда больше вместе не работали над одним и тем же проектом.
Первые наброски к диснеевскому фильму о спрингер-спаниеле были сделаны в 1937 году, когда вышла «Белоснежка». Художник-мультипликатор Джо Грант, легенда студии, работавший над «Дамбо» и «Пиноккио»и создавший образ Королевы в «Белоснежке», предложил Уолту эту идею и начал работать над ней. Но проект был отложен в долгий ящик до 1949 года (Грант тогда ушел из студии), когда было решено, что он соответствует диснеевской концепции.
В итоге появилась «Леди и Бродяга», история любви двух совершенно разных собак, которые вместе противостоят жестокому миру и парочке сиамских кошек-злодееев. Сцена со спагетти и фрикадельками стала культовой и неоднократно пародировалась (наш фаворит – «Горячие головы 2»), а отношения типа «хорошая девочка/плохой мальчик» показаны как нечто вечное и в то же время абсолютно новое.
Грант, между прочим, вернулся на студию через сорок лет и остался здесь до самой своей смерти в 2004 году после завершения работы над «Цыпленком Цыпой» (этот фильм посвящен его памяти). Он единственный человек, который работал и над «Фантазией»1940 года и над «Фантазией 2000″шестьдесят лет спустя; вот это мы и называем истинной преданностью своему делу! Его имя было убрано из оригинальных титров «Леди и Бродяги», однако в платиновом издании мультипликатор Эрик Голдберг (еще одна легенда) сделал все, что было в его силах, чтобы справедливость по отношению к Гранту восторжествовала.
Наряду с «Фантазией», «Спящая красавица»- самый неоднозначный среди «великих»диснеевских фильмов. Как и с «Фантазией», с ним связывались огромные надежды, на тот момент это был самый дорогой анимационный фильм. В то же самое время «Спящая красавица»- общепризнанный провал студии и личное поражение Уолта. С тех пор студия даже не пыталась сделать что-либо столь же масштабное.
«Спящая красавица» была попыткой вывести жанр фильма-сказки на новый уровень при помощи крайне стилизованного художественного ряда, выполненного гениальным художником Эйвиндом Эрлом, и помпезных оперных элементов. Кроме всего прочего, в фильме имеется потрясающая битва принца с жестоким драконом, который щелкает челюстями, изрыгая желто-зеленое пламя.
Мир «Спящей красавицы» был создан на основе средневековых гобеленов и в особенности так называемых «Гобеленов с единорогом», созданных около 1500 года. Подобный «декоративный» подход породил массу споров между художниками, которые считали, что главное в мультфильме – это изображение, и теми, кто придавал первостепенное значение проработке персонажей. В книге Майкла Барриера «Hollywood Cartoons»(«Голливудские мультфильмы») приводятся слова одного из режиссеров фильма Клайда Джероними, который проворчал: «Чудесно прорисованные деревья – это, конечно, здорово, только кто на них, черт возьми, смотреть будет?»
Критики фильма утверждают, что высокохудожественные элементы, не исключая и музыкальное сопровождение, в основу которого положен балет Чайковского, только отпугивают зрителей, а главные герои, включая трех добрых фей, которые беспрерывно, хотя и очень вежливо, ссорятся между собой, не столь убедительны, чтобы снова завладеть нашим вниманием. По крайней мере, злая колдунья Малефисент – сильный персонаж, вспомните хотя бы устрашающую сцену, в которой она издевается над принцем, обещая освободить его только тогда, когда он станет дряхлым стариком («храбрым героем, стройным и высоким!»). В наше время отзвуки «стиля гобеленов» слышны в ирландском мультфильме «Тайна Келлс», хотя и с поправкой на мизерный бюджет. ЭНДРЮ ОСМОНД
17. «101 далматинец» (1961)
В первой сцене «Далматинцев» пятнистый герой Понго изучает модный художественный журнал под названием «Лилипут». Это, как и бархатный голос Рода Тейлора («Стоял чудесный весенний денек – скучнейшее время года для холостяков…»), задает новый, утонченный тон диснеевской анимации. «Далматинцы» и смотрятся совершенно по-новому: полуабстрактные схематичные задние планы резко контрастируют с типичным для пятидесятых великолепием «Леди и Бродяги» и «Спящей Красавицы».
Здесь виден новый стиль Диснея: он вырастает из детских книжек с картинками и переходит к мультипликационному модернизму, пионером которого была соперничающая студия UPA (это те ребята, которые создали Джеральда МакБоинга-Боинга и Мистера Магу). Можно, конечно, оплакивать измену традициим диснеевского великолепия (новый стиль не нравился и самому Уолту), однако буквально все великолепные персонажи фильма – от героических Понго и Периты (которые, в отличие от большинства главных героев в диснеевских фильмах, взрослые, да к тому же еще и сами родители) до разжиревшей английской овчарки, озвученной Джеймсом Патриком О’Мэйли (в будущем Полковник Хатхи из «Книги Джунглей») и великолепной злодейки Круэллы де Виль, монстра из высшего общества с гоблинскими щеками и безумной черно-белой прической – соответствуют всем классическим критериям.
Круэлла похищает прелестных щеночков Понго и Периты, чтобы сшить шубу из их пятнистых шкурок, и наши герои пытаются их спасти. Несмотря на все крики о том, что Дисней с пренебрежением относится к британской культуре, «Далматинцы»- это комедийный триллер, в котором отдается дань горячего уважения саспенсу Хичкока и военным драмам (кульминация, когда собаки прокрадываются в фургон прямо под носом у злодеев – это же «Большой побег» в чистом виде!). Утонченной вполне можно назвать и единственную песню в фильме, шаловливую и дерзкую «Круэллу де Виль». ЭНДРЮ ОСМОНД
18. «Меч в камне» /Sword In The Stone, The/ (1963) (1963)
На студии было принято крайне странное решение относительно этого фильма: «Дисней» снял фильм о короле Артуре, в котором сам король появляется только в финале, а его рыцари Круглого стола и его сверкающие доспехи и вовсе отсутствуют начисто. Вместо них нам предлагают грубоватый фарс о несчастном посудомое и эксцентричном волшебнике, который абсолютно не похож на наставника и помощника даже самого захудалого короля.
В результате кажется, что действия в фильме нет вовсе. Нет, идея того, что Мерлин учит Артура быть храбрым, мудрым и добрым, прослеживается, но она настолько непроработана, что служит в основном поводом для бесконечных превращений людей в животных и несуразных приключений с мыльными пузырями.
И хотя здесь есть над чем посмеяться (по крайней мере, детям), все это кажется несколько неуместным, как будто артуровский цикл излагается в духе пьесы Стоппарда «Розенкранц и Гильденстерн мертвы». Хотя, если добавить сюда немного мрачности из «Черного котла», могло бы получиться что-то стоящее.
Если бы история повернулась чуть-чуть иначе, «Книга джунглей» могла бы стать первым анимационным фильмом, номинированным на Оскара в категории «За лучший фильм» – или даже получившим эту награду. Президентом Американской академии кинематографических искусств и наук был в то время Грегори Пек, которого полностью покорило сочетание киплинговского сюжета и музыки величайших джазовых талантов того времени. Он настойчиво лоббировал «Книгу Джунглей» в качестве номинанта в категории «Лучший фильм»*, и пускай из этого ничего не вышло, все соглашаются, что попытаться стоило.
В этом фильме буквально все на своем месте. История сироты по имени Маугли, воспитанного в джунглях добродушным медведем и пантерой, в определенной мере является всего лишь поводом для демонстрации бурного потока животной магии и джазовых номеров, исполнители которых, кажется, вот-вот спрыгнут с экрана в зал. Может быть, сюжет и не главное, но свою задачу он выполняет, да и кому есть дело до сюжета при такой жизнерадостной анимации и таких запоминающихся песнях? Большинство из них написали братья Шерман, за одним-единственным исключением: автором великолепнейшей «Bare Necessities» является Терри Гилкисон, но классикой ее сделало исполнение Луиса Примы и Фила Харриса.
В «Книге джунглей» достаточно опасностей, исходящих от комедийного злодея Хисса и внушающего ужас тигра Шер-Хана, чтобы зритель испытывал неподдельное волнение за героев. А концовка, одновременно радостная и грустная, в которой Балу и Багира прощаются с Маугли, возвращающимся в мир людей, в чем-то перекликается с реальностью: это был последний фильм, сначала до конца снятый при личном участии Уолта Диснея: основатель студии умер 15 декабря 1966 в возрасте 65 лет.
*Честно говоря, конкуренты в тот год были очень сильны: «Полуночная жара» одержала победу над «Бонни и Клайдом», «Доктором Дулитлом», «Выпускником»и «Угадай, кто придет к обеду?».Но у нас нет никаких причин считать, что «Книга джунглей»не смогла бы достойно заменить «Доктора Дулитла», поскольку этот последний, мягко выражаясь, далеко не шедевр.
20. «Коты-аристократы» (1970)
Весьма соблазнительно приклеить этому фильму ярлык «Леди и Бродяга» для кошатников» и закрыть на этом тему. Что ж, давайте попробуем. Кроме шуток, все элементы имеются: чистопородная главная героиня, прямо-таки принцесса; плутоватый главный герой; великодушный хозяин-человек, которого одурачивают гнусные типы, в результате чего холеные домашние любимцы оказываются вдали от всего, к чему привыкли. Даже похищение котов-аристократов мясником (тот охотится за наследством, которое хозяин им собирается оставить хозяин) словно позаимствовано из «101 Далматинца».
Элементы, которые напрямую не восходят к диснеевским собачьим историям, по большей части взяты из «Книги джунглей»: голос Фила Харриса, музыка братьев Шерман. Хотя и здесь есть свои моменты: яркая прорисовка персонажей и плотный комедийный сюжет. Последний фильм, лично одобренный самим Диснеем, проигрывает только в сравнении с прочими.
Задолго до того, как зародилось движение «зеленых», компания Диснея уже занималась переработкой отходов на постоянной основе. В «Робин Гуде», фильме с очень небольшим бюджетом, повторно использовались персонажи, а то и целые эпизоды из других фильмов. К примеру, Крошка Джон, медведь в этой антропоморфной компании – вылитый Балу, только бурый. Сэр Хисс напоминает Каа, принц Джон двигается как лев из «Набалдашника и метлы». Даже шутки здесь из вторсырья – слона, пытающегося затрубить, хватают за хобот, да так, что у него уши оттопыриваются. Да и танцы беззастенчиво сперты из «Котов-аристократов» и «Книги джунглей».
Этот фильм не получил так много внимания и художественного мастерства, как предыдущие (да и последующие тоже), и это чувствуется. Хотя и здесь есть, что похвалить: в легенде о Робине Гуде масса примеров отчаянного мужества, а болтливый аист, в которого Робин рядится для турнира лучников, – вообще один из самых смешных прикидов в истории кино (конечно, если не считать Арни во «Вспомнить всё», вы же помните ту старушку…). Музыка вполне достойная, да и животные вполне соответствуют своим персонажам. Слушайте, ребята, да он же вообще лучше, чем «Лесная братва»!
22. «Приключения Винни Пуха» (1977)
Это, по сути дела, тоже киноальманах, поскольку по большей части состоит из трех ранее выходивших на экраны короткометражек, объединенных в один фильм с целью сэкономить денежку. С другой стороны, он снят по книгам Алана Милна, которые тоже состоят их отдельных историй, так что вполне можно сказать, что он просто «близок к оригиналу». В любом случае, он восхитителен.
Хотя с первого взгляда понятно, что персонажи чисто диснеевские, аниматоры питали явную слабость к оригинальным иллюстрациям к книгам Милна, выполненным Эрнестом Шепардом. Вследствие этого фон прорисован куда более схематично и бледно, чем это принято на студии, в традициях выполненных тушью рисунков из книг. Но главная фишка фильма – его добрые, неуклюжие персонажи, не вполне понимающие, что происходит вокруг. И наше сердце еще не настолько очерствело, чтобы критиковать этот фильм. Поскорей бы наступило лето 2011, и Винни Пух вернулся на большой экран.
23. «Спасатели» (1977)
Это был конец «серебряного века» Диснея, его среднего периода, начавшегося «Золушкой» и продлившегося 27 лет. По всей видимости, это лучший диснеевский фильм семидесятых. Да, это очередная история с говорящими животными, но ее персонажи запоминаются надолго, а сюжет куда более динамичный и связный, чем у большинства диснеевских фильмов, вышедших на экран к этому времени.
Это был последний фильм для большинства из «Девяти стариков» (Олли Джонсон и Фрэнк Томас еще поработали над «Лисом и охотничьим псом») и первый для аниматоров нового поколения Дона Блата, Глена Кина и Рона Клеменса – своего рода символическая передача эстафеты от старых талантов новым. Ничего лучше за последующие десять лет на «Диснее» снять не смогут.
24. «Лис и охотничий пес» /Fox And The Hound, The/ (1983) (1981)
Репутация у «Лиса и охотничьего пса» в наша дни весьма и весьма неоднозначная: вместе с последовавшим за ним «Черным котлом» он считается позором студии. Это в высшей степени несправедливо. На самом деле «Лис и пес» – в своем роде чрезвычайно достойный фильм; однако это неприметная драма с таким количеством милых зверушек, что не любой взрослый желудок выдержит. Все вышесказанное, впрочем, нисколько не заботит детей; фильм собрал в прокате 50 миллионов долларов: вполне себе кругленькая сумма для 1983 года.
Имеющая репутацию слащавой, эта лента на самом деле – мрачная притча о том, как друзья детства под влиянием общества вырастают в переполняемых ненавистью взрослых. Друзья – это щенок Коппер и лисенок-сирота Тод (в напряженной начальной сцене его мать убивают – явное эхо «Бемби»). Тода вырастила добросердечная вдова, а Коппера – злой охотник, который не может ничего сделать с тем, что зверята становятся закадычными приятелями. «Мы будем дружить всегда!» – заявляет Тод. «Дорогой, – предупреждает его доброжелательная сова Большая Мама, – всегда – это очень долго, а время меняет многое…».
Именно это и случилось на студии Диснея. «Лис и охотничий пес» стал последним фильмом, над которым работали аниматоры старой гвардии Фрэнк Томас и Олли Джонстон. В нем демонстрирует свой талант и будущая звезда Глен Кин, который нарисовал потрясающую кульминационную сцену с чудовищно громадным медведем. (Затем Кин занимался анимацией в «Чудовище», «Тарзане», а недавно работал над образом главной героини в «Рапунцель: Запутанной истории»). Печально известен тот факт, что группа аниматоров-диссидентов во главе с Доном Блатом, который затем бросил вызов «Диснею» своими «Секретом Н.И.М.Х.» и «Американской сказкой», покинула корабль во время работы над фильмом.
25. «Черный котел» (1985)
Таран, мальчик-свинопас, который хочет стать воином, обнаруживает, что его призовой свинке Хен Вен известно местонахождение внушающего ужас котла, который в руках злобного Рогатого Короля (за него каркающим голосом вещает Джон Херт) способен погубить страну. Коммерческий провал этой сказки, снимавшейся на протяжении 12 лет по мотивам двух первых романов всеми любимого Прайденского цикла Ллойда Александера, стал последним звоночком, пробудившим студию и заставившим «Диснея» посмотреть на выпускаемые компанией мультфильмы свежим взглядом. Были приняты меры по возвращению к классической диснеевской модели, результатом чего стала «Русалочка».
Фильм честно заработал свою дурную репутацию: премиленькая свинка-экстрасенс – одно из худших животных у «Диснея», а из прекрасного материала при изложении получилась какая-то неудобоваримая сборная солянка. И все же «Котел» запоминается гораздо больше, чем многие другие, более успешные, но и более пресные фильмы от «Мышиного дома». К тому же это один из редких фильмов пост-Уолтовской эры, в котором проявляется мрачная сторона творчества «Диснея».
Перекликающийся скорее с «Убийцей дракона», чем с «Драконом Пита», «Черный котел» несколько раз заново редактировался: на студии, как огня, боялись ужасного рейтинга PG-13. До выхода «Пиратов Карибского моря» это был единственный диснеевский фильм, в котором действовала орда убийц-зомби. Двадцать пять лет спустя все это смотрится как достойная попытка сделать героическую фэнтези в духе «Властелина колец» в эпоху, когда уровень развития спецэффектов в художественных фильмах просто не позволял снять впечатляющую сагу так, как это сделал Питер Джексон. Если уж «Трон», в свое время провалившийся с не меньшим треском, смог получить второй шанс в 21 веке, почему бы не вернуться к нашим книгам и не снять «Черный котел» надлежащим образом? КИМ НЬЮМЭН