Мультикультурализм что это такое простыми
Происхождение и смысл термина
Понятие употребляется в трёх контекстах: политическом, эмпирическом и философском. С одной стороны, мультикультурализм-это система политических мер, направленных на защиту и развитие культурных различий населения. С другой стороны — это научная теория о культурной неоднородности общества, и философия, которая заключается в изучении прав человека в условиях этнического и религиозного разнообразия.
К принципам многокультурности можно отнести:
Изначально это понятие означало этнокультурное, религиозное и расовое разнообразие населения, проживающего на едином политическом пространстве. Впервые основы идеологии в своих трудах кратко и понятно описали С. Бенхабиб, В. Малахов и В. Тишков. Развитию теории многокультурности способствовало несколько факторов:
В послевоенные годы в Европе и США началось интенсивное развитие экономики. Восстановить промышленность силами населения государства было крайне сложно, поэтому власти поощряли труд иммигрантов. Первоначально предполагалось, что приезжие быстро адаптируются и примут местную культуру, но этого не произошло. Чтобы предотвратить конфликты на религиозной и национальной почве, правительство стало поощрять самобытность разных социальных групп.
Развитию мультикультурной модели политики способствовал комплекс вины, который наблюдался в Европе после окончания Второй мировой войны. Радикальный национализм отвергался, поэтому люди стали более доброжелательными по отношению к другим народам.
Стоит отметить, что в социологии существуют понятия «поликультурность» и «межкультурализм». Первый термин означает взаимодействие разных этносов с целью развития общества. Второе слово связано с выработкой социального согласия, с целью предотвращения дискриминации любого характера. Отождествлять эти понятия с мультикультурализмом ошибочно.
Развитие мультикультурализма в разных странах
В современном мире проблема мультикультурности населения стала особенно актуальной. Политика многих развитых государств основана именно на этой идее. Но в каждой стране развитие и защита культурных различий протекает по-разному.
Канада и Австралия
Политика мульти- и поликультурализма зародилась именно в Канаде. В 1960-е гг. местное правительство пыталось найти оптимальный способ управления страной с процветающим бикультурализмом. В стране проживает как англоязычное, так и франкоговорящее население. Около 20% граждан являются выходцами из других держав. Основы мультикультуризации общества закреплены в ст. 27 Канадской хартии прав и свобод.
Лозунгом правительства стало выражение: «Одна нация, два языка, много народов и культур». Однако такая политика властей была принята не всеми. К примеру, население города Квебека хоть и поощряет межкультурные связи, но настаивает на интеграции иммигрантов во франкоязычную среду. Найти какой-либо компромисс с жителями города властям не удаётся. По мнению большинства специалистов, в Квебеке развивается политика интеркультурализма.
Австралийские власти сделали акцент на свободе выбора индивидом культурной принадлежности. До окончания Второй мировой войны в страну пускали только людей, принадлежащих к европеоидной расе, преимущественно британцев. В 1960-е гг. начал ощущаться дефицит трудовых ресурсов, поэтому иммиграционный контроль был ослаблен. В страну хлынул поток выходцев из Азии.
Чтобы предотвратить расовые и национальные конфликты, австралийское правительство предприняло серию антидискриминационных мер:
Несмотря на принятую концепцию, в стране наблюдаются конфликты между аборигенами и промышленниками, желающими присвоить земли. В XXI веке Канада и Австралия являются наиболее открытыми для иммиграции государствами.
Америка и Европа
В истории США мультикультурализм развивался совершенно по другому сценарию. До 1970-х гг. власти Америки признавали только политику ассимиляции иммигрантов, которая получила называние «плавильный котёл». Она подразумевала, что иммигранты из Европы должны были принять американскую культуру и интегрироваться в неё. Остальное, так называемое цветное, население подвергалось жёсткой дискриминации.
Во второй половине XX века на этой волне возникло множество молодёжных движений, защищающих права афроамериканцев, феминисток, сексуальных меньшинств. Активисты движений требовали выделения этнических квот и принятия юридических норм против дискриминации. Власти были вынуждены принять политику мультикультуральности.
В Европе эта идеология прижилась в меньшей степени. Уже в начале XXI века лидеры Франции и Германии заявили, что массовый приток иммигрантов негативно сказывается на развитии экономики и общества европейских держав.
Защита культурных различий в России
Специфический вид мультикультуры возник в России ещё во времена правления большевиков. Члены партии считали, что это явление предполагает «развитие культуры братских народов». Такое понимание термина согласуется с политикой правительства СССР.
После распада Советского Союза мультикультурализм в России начал испытывать кризис. В 2011 году представители государства заявили о полном провале такой политики и невозможности её осуществления.
Концепция мультикультурализма имеет как свои сильные, так и слабые стороны. Она показывает свою эффективность в урегулировании расовых и национальных конфликтов. Но если правительство страны утрачивает контроль над притоком и деятельностью иммигрантов, в государстве наблюдаются экономические и социальные проблемы.
Мультикультурализм
Из Википедии — свободной энциклопедии
Мультикультурали́зм — политика, направленная на сохранение и развитие в отдельно взятой стране и в мире в целом культурных различий, и обосновывающая такую политику теория или идеология.
Мультикультурализм противопоставляется концепции «плавильного котла», где предполагается слияние всех культур в одну. В качестве примеров можно привести Канаду, где культивируется подход к различным культурам как частям одной мозаики, и США, где традиционно провозглашалась концепция «плавильного котла», но в настоящее время более политкорректной признана концепция «салатницы».
Мультикультурализм — один из аспектов толерантности, заключающийся в требовании параллельного существования культур в целях их взаимного проникновения, обогащения и развития в общечеловеческом русле массовой культуры. Идея мультикультурализма выдвигается главным образом в экономически развитых странах Запада, где наблюдается значительный приток иммигрантов. В современной Европе мультикультурализм предполагает прежде всего включение в её культурное поле элементов культур иммигрантов из стран «третьего мира».
Что такое Мультикультурализм
Определение мультикультурализма
Мультикультурализм — это концепция необходимости сосуществования различных культур внутри одного общества; идея о том, что сохранение и поощрение культурного разнообразия способствует обогащению общества.
Для мультикультурализма свойственно:
Слово мультикультурализм было образовано сочетанием двух латинских: multum — «много» + cultura — «культура».
Мультикультурность — это идеология, которая способствует обереганию и продвижению различий между культурами.
Большую роль в процессе создания мультикультурного общества играет воспитание и образование. Именно они освобождают человека от чувства ненависти, расизма, ксенофобии и др.
Мультикультурный — характеристика того, кто/что находится вне одной культуры (например, человек, который не может включать себя только в одну культуру); либо само желание сохранить межкультурные различия.
Мультикультурализм: плюсы и минусы
Мультикультурализм проявляется либо посредством пропаганды культурных убеждений иммигрантов, либо путём эволюции тех, кто принадлежит разным этническим группам.
Плюсы:
Минусы:
Мультикультурализм в России
Мультикультурализм проявился уже во времена СССР, когда народы разных республик получили свои автономные права. Из-за этого объединения множества различных культур и сложилась ситуация многонациональности внутри страны. Поэтому можно считать, что исторически сложилось, что для России должна быть характерна многокультурность.
По мнению отечественных учёных, российская модель мультикультурализма аналогична австралийской. Схожи они тем, что существует ясно видимое разграничение этих разделений, т. е. это федерация, в которой население выделятся по этническим показателям.
Мультикультурализм в Канаде
Само понятие «мультикультурализм» появилось в Канаде, эта же страна стала первой, которая приняла эту политику (в 1971 году).
Мультикультурализм был политическим решением для того, чтобы управиться с ростом:
Мультикультурализм в Европе
В Европе ни одно общество не является однородным. В основном Европа состоит из наций, которые и разграничивают культуры, языки и традиции (но они могут не совпадать с государственными границами).
Существуют нации без государства (каталонцы, баски, валлийцы и др.). Ещё существуют национальные меньшинства (например, венгры в Румынии).
Европа считается континентом миграций: из-за войн или смещений границ, миграции выходцев из бывших колоний или рабочих.
Мультикультурализм в США
США считается страной иммиграции, т. к. они построили свою страну из европейских иммигрантов (за счёт коренного населения).
Страна развивала импорт людей (африканских рабов), а в 19 веке привезли много китайских и японских рабочих на Гавайские острова и западное побережье.
Затем люди бежали из Европы в США либо от дискриминации, либо от бедности. Эти волны иммиграции и создали такое разнообразное общество.
В США, в отличии от Европы, концепция меньшинств определяется этнически или расово.
Мультикультурализм
Мультикультурали́зм — политика, направленная на сохранение и развитие в отдельно взятой стране и в мире в целом культурных различий, и обосновывающая такую политику теория или идеология. Важным отличием от политического либерализма является признание мультикультурализмом прав за коллективными субъектами: этническими и культурными группами. Такие права могут выражаться в предоставлении возможности этническим и культурным общинам управлять обучением своих членов, выражать политическую оценку и так далее.
Мультикультурализм противопоставляется концепции «плавильного котла» (англ. melting pot ), где предполагается слияние всех культур в одну. В качестве примеров можно привести Канаду, где культивируется мультикультурализм, и США, где традиционно провозглашается концепция «плавильного котла».
Мультикультурализм — один из аспектов толерантности, заключающийся в требовании параллельного существования культур в целях их взаимного проникновения, обогащения и развития в общечеловеческом русле массовой культуры. Идея мультикультурализма выдвигается главным образом в высокоразвитых обществах Европы, где издавна существует высокий уровень культурного развития. В современной Европе мультикультурализм предполагает прежде всего включение в её культурное поле элементов культур иммигрантов из стран «третьего мира» (в том числе из бывших колоний европейских стран).
Содержание
Критика
Критики мультикультурализма могут стоять на позиции культурно-социальной интеграции различных этнических и культурных групп в соответствии с существующими законами и ценностями страны. Помимо этого, критики могут настаивать на ассимиляции различных этнических и культурных групп, приводящей в итоге к единой национальной идентичности.
Россия
Постоянный представитель России при НАТО Дмитрий Рогозин, выступая 8 сентября 2011 года на третьем Мировом политическом форуме в Ярославле с докладом по национальному вопросу, обрушился с критикой на европейскую политику мультикультурализма:
Идеология «мульти-культи» сформирована левацким послевоенным движением как реакция на европейский нацизм и фашизм и представляет собой «другую крайность». Предполагалось, что новая европейская культура полностью отрешится от консерватизма, национализма и христианской религиозности — и станет удобной «толерантной» средой для снятия старых конфликтов и адаптации вновь прибывающих иммигрантов из стран Юга к «свободному миру». Произошло прямо обратное: радикально ослабленная «автохтонная» культура Европы ничем не привлекала иммигрантов (в отличие от социальных благ и мечты о «красивой жизни»). Массово переезжая в Старый свет, они сохраняли свою самобытность и обособлялись от «безликих европейцев».
Сейчас в Европе нет конфликта христианства и ислама, поскольку европейская христианская цивилизация искусственно ослаблена секуляризмом и левацкой «культурной революцией». Мусульмане Европы религиозно крепче и солидарнее, чем коренное население, и держатся своих корней, образуя целые этнические кварталы. Я сейчас временно живу и работаю в Брюсселе и могу вам сказать, что местная полиция порой не рискует просто так заглядывать в т. н. арабские кварталы своей столицы.
Там же, на Ярославском форуме, выступил с докладом председатель Конституционного Суда РФ Валерий Зорькин. Он рассказал о кризисе теории национального государства и об альтернативной концепции национально-государственной интеграции различных этноконфессиональных групп, получившей название мультикультурализма, а также о ее провале. [4]
Канада
Критика из Квебека
Германия
Япония
Югославия
До Второй Мировой Войны первые ростки напряжённости на Балканах возникали из-за многонационального состава монархической Югославии и абсолютного политического и демографического доминирования сербов. Для Югославских войн, которые имели место в период между 1991 и 2001 годами, были характерны острые этнические конфликты между народами бывшей Югославии, в основном, между сербами, с одной стороны, и хорватами, боснийцами и албанцами, с другой. Но и между боснийцами и хорватами в Боснии и македонцами и албанцами в Республике Македония также были трения.
Конфликт имеет свои корни в различных политических, экономических и культурных проблемах, а также в давней этнической и религиозной напряженности.
Норвегия
Норвежец Андерс Брейвик, признавшийся в совершении двойного теракта 22 июля 2011 года, главным объектом для своей критики избрал именно европейскую политику мультикультурализма:
Мультикультурализм и ислам
МУЛЬТИКУЛЬТУРАЛИЗМ
2) Политика государства, направленная на поддержку и правовое обеспечение мультикультурной ситуации, а также теоретическое и идеологическое обоснование такой политики.
В 1-й половине XX века формированию доктрины мультикультурализма способствовала разработанная Ф. Боасом и его учениками концепция историчности, множественности и автономности культур (вместо универсальности и единственности культуры эволюционистов XIX века) и культурного релятивизма. С 1930-х годов проблемы мультикультурализма и межкультурных контактов (процессы аккультурации и ассимиляции) исследовались в контексте усиливающихся миграций (особенно известными в этой связи стали работы манчестерской и чикагской школ).
С начаоа 1970-х годов, в связи с исследованиями этничности, акцент переместился на изучение так называемых постмигрантских сообществ, существующих в странах иммиграции нескольких поколений. В 1990-е годы приобрела актуальность тема глобализации и возникшее в её рамках новое направление исследований так называемого мигрантского транснационализма (взаимодействия мигрантских и постмигрантских сообществ поверх политических границ), в том числе в контексте политики мультикультурализма. Эти исследования стали настолько популярны, что понятие «мультикультурализм» связывается прежде всего с политикой в отношении мигрантских и постмигрантских сообществ.
С сеедине XX века политика мультикультурализма, направленная на борьбу с дискриминацией, поддержку прав меньшинств и поощрение толерантности, стала входить в практику государств с мультикультурным населением. В 1949 она была провозглашена Конституцией Индии, в 1970-е годы стала официальной политикой Канады, Австралии, некоторых стран Западной Европы, внедрена в сферу образования США.
С середины 1990-х годов теория и политика мультикультурализма подвергаются критике с позиций универсальности принципов либерализма; указывается, что лежащие в его основе натурализация культуры (представление о культуре как врождённой и неизменной) и культурный эссенциализм (рассмотрение культур как однородных целостностей) ведут к политизации межкультурных отношений, различным версиям этнонационализма (смотреть в статье Национализм) и шовинизма; что культурный релятивизм приводит к терпимости по отношению к нарушениям прав человека и подрыву основ гражданского универсализма.
В левых кругах политику мультикультурализма стали характеризовать как неорасистскую, в которой понятие расы было заменено понятием культуры (культурный расизм), сравнивая её с южно-африканским апартхейдом. Представления о групповых культурных правах и политическом представительстве культурных сообществ, отличающихся размытостью групповой идентичности, приводят к созданию корпораций на этнической основе (национально-культурных автономий).
Выявились объективные противоречия между политикой поддержки меньшинств и стремлением государств к интеграции сообществ мигрантов. Действующие мультикультурные режимы сталкиваются с серьёзными проблемами. В некоторых странах Западной Европы политика мультикультурализма начинает пересматриваться в пользу монокультурализма и культурной ассимиляции иммигрантских сообществ.
Дополнительная литература:
Taylor Ch. Multiculturalism and «The politics of recognition». Princeton, 1992;
Kymlicka W. Multicultural citizenship. Oxf., 1995; idem. Politics in the vernacular: nationalism, multiculturalism, and citizenship. Oxf., 2000;
Parekh Bh. Rethinking multiculturalism: cultural diversity and political theory. Basingstoke, 2000;