Муму тургенев что это
Название произведения | Муму |
---|---|
Автор | Иван Сергеевич Тургенев |
Жанр | Рассказ |
Год написания | 1852 |
Главные герои
Сюжет произведения
В столичном доме барыни среди многочисленной прислуги был глухонемой от рождения крестьянин – Герасим. Мужчина занимал должность дворника и охранял двор по ночам. Внешне он походил на настоящего великана, отличался крепкий здоровьем, работал за четверых и любил своё дело. Жил Герасим в небольшой каморке. Остальная челядь его побаивались.
Прачка Татьяна, худая запуганная женщина, полюбилась Герасиму. Его знаки внимания замечала не только Татьяна, но и другая прислуга. Всё бы хорошо, если не решение барыни сосватать прачку с беспробудным пьяницей Капитоном. Отвадить Герасима решили хитростью – Татьяна притворилась пьяной. Вскоре Татьяна и Капитон поженились, а через год из-за пьянства мужчины их вдвоём отправили в глухую деревню. Грозный и могущественный с виду Герасим тяжело переживал расставание с Татьяной. Провожая её, он свернул в сторону Крымского брода – в тине у берега он увидел небольшую собачку. Герасим спас щенка и приютил в своей каморке.
Собачонка стала его верным другом, назвал её Муму, ведь Герасим мог разве что мычать. Капризной барыне однажды не понравилось, как Муму оскалила на нее зубы, а после она еще пожаловалась и на ночной лай собаки – Муму прогоняла пьяного со двора. Барыня приказала избавиться от животного своим слугам, но Герасим взял эту участь на себя. В последний раз накормив Муму щами с мясом, он приласкал собачку и отправился к реке. Приделав петлю на шее Муму и привязав конец верёвки к кирпичу, Герасим утопил собаку. Страшные душевные переживания заставили его покинуть барский дом и вернуться пешком в родную деревню.
«Муму»: рассказ Тургенева
Рассказ «Муму» русского писателя И.С. Тургенева — одно из самых известных произведений автора. Написан в 1852 году. Опубликован в 1854 году.
Краткое содержание рассказа «Муму» Тургенева
В Москве, в богатом доме на Остоженке живет властная барыня. У неё много крепостных крестьян, часть из которых живет в деревне, а часть – вместе с ней в московском доме. Среди ее городской челяди особенно выделяется дворник Герасим – под два метра ростом, богатырского телосложения и при этом глухонемой от рождения. Когда-то барыня, объезжая свои владения, заприметила его в деревне и велела забрать с собой в город. Герасим сильно тосковал по родным местам, ему было непривычно и неуютно в городе, ведь родных людей рядом не было, а новыми знакомствами, в силу своей немоты, он особо обзавестись не мог. Но постепенно он привык, и работу свою всегда выполнял исправно.
Музей И. С. Тургенева (дом Муму)
Вскоре обитатели барского дома заметили, что Герасим проявляет знаки внимания к прачке Татьяне. Молодая женщина побаивалась могучего дворника, но и не отвергала его робкие ухаживания. Герасим же с воодушевлением ждал, когда ему справят новый кафтан, чтобы он мог явиться перед светлы очи барыни в пристойном виде и просить разрешения на свадьбу. Однако у хозяйки свои планы: она вдруг решает, что Татьяну следует выдать замуж за вечно хмельного башмачника Капитона, авось, семейная жизнь развлечет пьяницу, и он будет меньше пить.
Дворецкий, опасаясь непредсказуемой реакции Герасима, подговаривает Татьяну притвориться захмелевшей, чтобы дворник сам разочаровался в девушке и не препятствовал свадьбе. Ведь всем известно, что Герасим на дух не переносил пьяных. План дворецкого сработал: могучий богатырь более суток сидел в своей каморке, переживая крах любви, но чинить препятствий браку не стал.
Прошел целый год. Замысел барыни не увенчался успехом: Капитон окончательно спился, и барыня решила отослать его вместе с женой Татьяной в деревню. Герасиму велено было проводить башмачника с супругой, что он и сделал. На обратном пути дворник заметил в Москве-реке щенка, которого кто-то, видимо, решил утопить. Мужчина спас собачонку, принес в свою каморку, выходил и оставил себе. Он назвал щенка Муму – это было одно из словосочетаний, которые он мог произнести. Благодарная за спасение собачка привязалась к своему хозяину, и Герасим тоже полюбил ее все душой, найдя в питомице верного друга и отдушину для своей израненной души.
Со временем Муму подросла и стала симпатичной собачкой. Ее полюбили все дворовые люди, и она тоже ко всем относилась дружелюбно, но была предана только Герасиму. Наконец, настал день, когда о существовании собаки узнала барыня. Однако ее попытка знакомства с дворняжкой окончилась провалом. Непривыкшая к неповиновению кого бы то ни было старуха приказал в сей же день избавиться от псины. Перечить барыне не смел никто. Герасим был вынужден отвезти Муму на базар и продать собачку. Однако план не удался: преданная собака через сутки сбежала от нового хозяина и вернулась к дворнику. Челядь как могла на жестах объяснила Герасиму, что барыня сердится. Он понял и пообещал решить проблему.
«Муму». Художник Владимир Табурин
Финал рассказа трагичен. Герасим пошел с доверчивой Муму в трактир, накормил ее щами с мясом, затем отправился к Москве-реке, сел в лодку и, привязав к шее собаки камень, отпустил любимицу в воду. После он вернулся в свою каморку, собрал вещи и самовольно вернулся в родную деревню. Герасим был хорошим работником, но до конца жизни жил бобылём. Собак больше никогда не заводил.
История создания «Муму»
Прежде всего стоит сказать, что И.С. Тургенев был ярым противником крепостного права и всю жизнь ратовал за его отмену. Это было первой причиной написания рассказа.
Непосредственным же толчком к созданию произведения стал арест писателя в 1852 году. Весной того года Иван Сергеевич опубликовал некролог в память о Н.В Гоголе, хотя любые упоминания о Николае Васильевиче были в тот момент запрещены цензурой. Тургенев был помещен под стражу и содержался в заключении целый месяц. По стечению обстоятельств камера писателя находилась прямо напротив экзекуторской, где секли розгами крепостных слуг, присланных хозяевами-помещиками для наказания.
И вот, стоя в тесной каморке возле тюремного окна, Тургенев слушал визг розг, стоны крестьян, окрики палачей и в его душе всколыхнулись все детские воспоминания о крепостных. Сколько раз он доказывал матери Варваре Петровне Тургеневой (которая и стала прототипом барыни в рассказе «Муму»), что крепостные – это тоже люди, но живут они нечеловеческой жизнью. Что ни одни человек не имеет право властвовать над жизнями и судьбами других людей. Что нельзя живыми людьми распоряжаться как вещами: продавать и покупать их, насильно женить и разводить, физически наказывать….
Варвара Петровна Тургенева
Все 30 дней, что Тургенев провел в заключении, он писал рассказ. Полицейские всерьез обеспокоились тем, что писатель все время что-то строчит на бумаге. Они даже выкрали его рукописи, опасаясь, что он описывает работу полицейского участка. Но не увидев в записях ничего, что бы порочило работу полиции, вернули писателю бумаги.
Таким образом, осенью 1852 года Иван Сергеевич дал прочитать уже готовый рассказ Аксакову – читал не только писатель, а всё члены его семьи, и они пришли в восторг от произведения. Однако опубликовать «Муму» Тургенев смог лишь в 1854 году в журнале «Современник». Цензоры и тут чинили много препятствий, но в итоге рассказ все же увидел свет.
Основная мысль «Муму» Тургенева
Красной нитью через все произведение проходит тема тяжелого положения крепостных в России. Это может показаться невероятным для современного человека, но еще полтора-два века назад крепостной крестьянин был в полной и безраздельной собственности у помещика: его могли купить, продать, подарить и даже проиграть в карты. Обращаться с ними могли очень жестоко: если помещики били и даже убивали крепостных – это считалось нормой и никак не наказывалось.
В рассказе через Герасима выводится собирательный образ всего русского народа: он такой же, как и этот дворник, могучий, выносливый, трудолюбивый, добрый, с широкой открытой душой, готовой любить. Но даже обладая такой физической силой и душевным богатством, он остается безропотным, соглашается на угнетенное положение. Здесь раскрывается основная мысль произведения и смысл названия – крепостные такие же «немые», как и Герасим, и на все издевательства над собой в ответ могли лишь «промычать».
Иван Тургенев
Литературный Герасим единственный раз ослушался барыню, когда без позволения вернулся в деревню после того, как утопил Му-му. Реальный же прототип дворника – крепостной Андрей, с которого Тургенев и списал своего главного героя – не сделал даже этого, он остался и дальше служить жестокой хозяйке.
Почти все персонажи этого рассказа существовали в действительности и многие ситуации, описанные в «Муму», происходили в те или иные годы на глазах у автора. Иван Сергеевич лишь соединил разрозненные обрывки своих воспоминаний и придал им литературную форму, чтобы ярче высветить весь ужас крепостничества в России.
Рассказ «Муму», несмотря на небольшой объем и лаконичный сюжет, является одним из самых ярких и глубоких произведений русской литературы.
Отражение в культуре
Экранизации рассказа
Рассказ И.С. Тургенева несколько раз экранизировался: в 1949 году вышел одноименный диафильм; в 1959 году советские режиссеры Евгений Тетерин и Анатолий Бобровский сняли художественный фильм «Муму»; в 1987 году на экраны вышел мультипликационный фильм «Муму» режиссера Валентина Караваева; а в 1998 году режиссер Юрий Грымов выпустил свою версию этого рассказа в виде художественного фильма.
Кадр из фильма «Муму» 1959 год
Театральные постановки
В Санкт-Петербургском Театре Европы уже более 30 лет не сходит со сцены одноименный спектакль, поставленный 1984 году режиссером Вениамином Фильштинским.
Памятники
В мире на данный момент существует два памятника Муму. Первый был установлен по инициативе российского режиссера и продюсера Юрия Грымова и художника Владимира Цеслера в парке французского города Онфлер в 1997 году. Разрешение московских властей режиссер не получил, поэтому памятник был воздвигнут во Франции.
Памятник Муму, Онфлёр, Франция
Скульптура представляет собой собаку-русалку, которая сидит на камне. По оптимистичной версии Грымова и Цеслера Муму не утонула, а отрастила себе хвост и теперь живет в пруду, ожидая встречи с хозяином.
Памятник Муму в Санкт-Петербурге
В 2004 году памятник Муму был установлен и в России, в честь 150-летия выход рассказа в печать. Он находится в Санкт-Петербурге на площади Тургенева. Скульптура представляет собой собаку, которая лежит возле больших сапог хозяина.
«Муму»: краткое содержание и анализ произведения
Герасим и Муму: YouTube/MyBook
В середине XIX века в России еще не отменили крепостное право. В это время Иван Сергеевич Тургенев написал и опубликовал рассказ «Муму». Краткое содержание раскроет всю глубину этого произведения, созданного в жанре критического реализма. В статье представлена также история создания «Муму» и общий анализ рассказа.
«Муму»: краткое содержание
Имена Герасим и Муму на слуху у многих, но с полным текстом рассказа Тургенева знаком не каждый. Чтобы это исправить, предлагаем вашему вниманию краткое содержание «Муму».
В этом рассказе Тургенев мастерски раскрыл свободолюбие и отважность русского народа в собирательном образе Герасима, а также затронул широкий ряд социальных проблем того времени.
О чем именно написал Тургенев? «Муму» начинается с описания серого дома с белыми колоннами и его хозяйки — вдовствующей барыни, которую окружают многочисленные слуги. Среди челяди выделяется глухонемой от рождения дворник Герасим. Силач, настоящий богатырь, он работает на славу, но жизнь его непроста по таким причинам:
Больше служить барыне Герасим не захотел. Он вернулся в родные места и жил, чураясь женщин и собак, что особенно подчеркнул в эпилоге Тургенев. «Муму», краткое содержание которого теперь вам известно, невозможно читать без эмоций. Рассказ находит живой отклик в душе читателя даже сегодня, несмотря на то что времена крепостного права остались далеко позади.
«Муму»: анализ произведения
Уже упоминалось, кто написал «Муму». Автор рассказа — Иван Сергеевич Тургенев. Время создания произведения — 1852 год, а опубликован он был через два года в журнале «Современник». Автор впервые остановился на пороках крепостного строя. Анализ рассказа включает такие моменты:
«Муму»: автор и история написания
Весной 1852 года новый рассказ Тургенева уже был готов. Но понадобилось два года препираний с цензурой, чтобы его напечатать. Для того времени такой сюжет и постановка вопроса о крепостном праве были поистине революционными.
Отметим, что произведение создано на основе реальных воспоминаний Ивана Сергеевича о детском и юношеском времени. Со своей матери Варвары Петровны он срисовал образ капризной барыни. Служил у Тургеневых и похожий на Герасима дворник Андрей, у которого приключилась аналогичная история с собачкой. Вот только Андрей не ушел со двора и службу не бросил.
Иван Сергеевич, которого всегда волновала судьба крепостных, добавил главному герою сложности и драматичности. Герасим — олицетворение народа, который угнетен помещиками, но оковы, по мнению автора, будут однажды разорваны.
О чем рассказ «Муму»: тематика
Главная тема рассказа — жизнь крепостных. Во времена, которые описывает автор, помещик распоряжался ими по своему собственному усмотрению, у людей не было никаких прав. Их продавали, проигрывали в карты и дарили, а за побег часто убивали.
Герасим — собирательный образ. Персонаж наделен лучшими чертами, которые присущи простым людям, такими как:
Но всю описанную мощь безропотно угнетает положение крепостного, свобода для которого невозможна и недостижима. Таким образом, название рассказа передает его смысл и идею: как и Герасим, все крепостные безмолвны, а в ответ на жестокость только безропотно «мычали».
Развязка рассказа: YouTube/MyBook
Также в своем рассказе Тургенев коснулся проблем:
История Герасима с трогательной привязанностью к собачке получает трагическую развязку: дворник не может вступить в конфликт с барыней и спорить с ней, а потому решает сам утопить любимое животное.
Этот поступок передает рабскую привычку к беспрекословному подчинению воле господ. Но после столь сильного душевного потрясения Герасим уже не может сдерживать внутренний протест и покидает дом. Автор показывает читателю, что часто путь к истинной свободе лежит в потере всего, что человеку дорого.
«Муму»: композиция
Сюжет рассказа автор выстроил линейно:
Заканчивается рассказ тем, что дворник без предупреждения покидает вздорную барыню и отправляется в родные края. Больше в жизни не остается для него радости, и так он и доживает свой век в одиночестве и печали.
«Муму»: жанр
Тургенев «Муму» создал в краткой повествовательной форме, с одной сюжетной линией и маленьким количеством главных действующих лиц. Поэтому его определяют как рассказ, написанный в реалистическом ключе. К тому же история взята из реальной жизни.
Такова трагическая история крепостного Герасима и собачки по кличке Муму. Краткое содержание позволяет понять, насколько это произведение сильное и глубокое. Прочтение полной версии не займет много времени, но поможет понять и прочувствовать замысел Тургенева.
Уникальная подборка новостей от нашего шеф-редактора
Муму — Тургенев И.С.
Так прошел еще год. Герасим продолжал свои дворнические занятия и очень был доволен своей судьбой, как вдруг произошло одно неожиданное обстоятельство… а именно:
В один прекрасный летний день барыня с своими приживалками расхаживала по гостиной. Она была в духе, смеялась и шутила; приживалки смеялись и шутили тоже, но особенной радости они не чувствовали: в доме не очень-то любили, когда на барыню находил веселый час, потому что, во-первых, она тогда требовала от всех немедленного и полного сочувствия и сердилась, если у кого-нибудь лицо не сияло удовольствием, а во-вторых, эти вспышки у ней продолжались недолго и обыкновенно заменялись мрачным и кислым расположением духа. В тот день она как-то счастливо встала; на картах ей вышло четыре валета: исполнение желаний (она всегда гадала по утрам), — и чай ей показался особенно вкусным, за что горничная получила на словах похвалу и деньгами гривенник. С сладкой улыбкой на сморщенных губах гуляла барыня по гостиной и подошла к окну. Перед окном был разбит палисадник, и на самой средней клумбе, под розовым кусточком, лежала Муму и тщательно грызла кость. Барыня увидала ее.
— Боже мой! — воскликнула она вдруг, — что это за собака?
Приживалка, к которой обратилась барыня, заметалась, бедненькая, с тем тоскливым беспокойством, которое обыкновенно овладевает подвластным человеком, когда он еще не знает хорошенько, как ему понять восклицание начальника.
— Н…н…е знаю‑с, — пробормотала она, — кажется, немого.
— Боже мой! — прервала барыня, — да она премиленькая собачка! Велите ее привести. Давно она у него? Как же я это ее не видала до сих пор. Велите ее привести.
Приживалка тотчас порхнула в переднюю.
— Человек, человек! — закричала она, — приведите поскорей Муму! Она в палисаднике.
— А ее Муму зовут, — промолвила барыня, — очень хорошее имя.
— Ах, очень‑с! — возразила приживалка. — Скорей, Степан!
Степан, дюжий парень, состоявший в должности лакея, бросился сломя голову в палисадник и хотел было схватить Муму, но та ловко вывернулась из-под его пальцев и, подняв хвост, пустилась во все лопатки к Герасиму, который в то время у кухни выколачивал и вытряхивал бочку, перевертывая ее в руках, как детский барабан. Степан побежал за ней вслед, начал ловить ее у самых ног ее хозяина; но проворная собачка не давалась чужому в руки, прыгала и увертывалась. Герасим смотрел с усмешкой на всю эту возню; наконец Степан с досадой приподнялся и поспешно растолковал ему знаками, что барыня, мол, требует твою собаку к себе. Герасим немного изумился, однако подозвал Муму, поднял ее с земли и передал Степану. Степан принес ее в гостиную и поставил на паркет. Барыня начала ее ласковым голосом подзывать к себе. Муму, отроду еще не бывавшая в таких великолепных покоях, очень испугалась и бросилась было к двери, но, оттолкнутая услужливым Степаном, задрожала и прижалась к стене.
— Муму, Муму, подойди же ко мне, подойди к барыне, — говорила госпожа, — подойди, глупенькая… не бойся…
— Подойди, подойди, Муму, к барыне, — твердили приживалки, — подойди.
Но Муму тоскливо оглядывалась кругом и не трогалась с места.
— Принесите ей что-нибудь поесть, — сказала барыня. — Какая она глупая! к барыне не идет. Чего боится?
— Они не привыкли еще, — произнесла робким и умильным голосом одна из приживалок.
Степан принес блюдечко с молоком, поставил перед Муму, но Муму даже и не понюхала молока и всё дрожала и озиралась по-прежнему.
— Ах, какая же ты! — промолвила барыня, подходя к ней, нагнулась и хотела погладить ее, но Муму судорожно повернула голову и оскалила зубы. Барыня проворно отдернула руку…
Произошло мгновенное молчание. Муму слабо визгнула, как бы жалуясь и извиняясь… Барыня отошла и нахмурилась. Внезапное движение собаки ее испугало.
— Ах! — закричали разом все приживалки, — не укусила ли она вас, сохрани бог! (Муму в жизнь свою никого никогда не укусила.) Ах, ах!
— Отнести ее вон, — проговорила изменившимся голосом старуха. — Скверная собачонка! какая она злая!
И, медленно повернувшись, направилась она в свой кабинет. Приживалки робко переглянулись и пошли было за ней, но она остановилась, холодно посмотрела на них, промолвила: «Зачем это? ведь я вас не зову», — и ушла. Приживалки отчаянно замахали руками на Степана; тот подхватил Муму и выбросил ее поскорей за дверь, прямо к ногам Герасима, — а через полчаса в доме уже царствовала глубокая тишина и старая барыня сидела на своем диване мрачнее грозовой тучи.
Какие безделицы, подумаешь, могут иногда расстроить человека!
До самого вечера барыня была не в духе, ни с кем не разговаривала, не играла в карты и ночь дурно провела. Вздумала, что одеколон ей подали не тот, который обыкновенно подавали, что подушка у ней пахнет мылом, и заставила кастеляншу всё белье перенюхать — словом, волновалась и «горячилась» очень. На другое утро она велела позвать Гаврилу часом ранее обыкновенного.
— Скажи, пожалуйста, — начала она, как только тот, не без некоторого внутреннего лепетания, переступил порог ее кабинета, — что это за собака у нас на дворе всю ночь лаяла? мне спать не дала!
— Собака‑с… какая‑с… может быть, немого собака‑с, — произнес он не совсем твердым голосом.
— Не знаю, немого ли, другого ли кого, только спать мне не дала. Да я и удивляюсь, на что такая пропасть собак! Желаю знать. Ведь есть у нас дворная собака?
— Как же‑с, есть‑с. Волчок‑с.
— Ну, чего еще, на что нам еще собака? Только одни беспорядки заводить. Старшего нет в доме — вот что. И на что немому собака? Кто ему позволил собак у меня на дворе держать? Вчера я подошла к окну, а она в палисаднике лежит, какую-то мерзость притащила, грызет — а у меня там розы посажены…
— Чтоб ее сегодня же здесь не было… слышишь?
— Сегодня же. А теперь ступай. К докладу я тебя потом позову.
Проходя через гостиную, дворецкий для порядка переставил колокольчик с одного стола на другой, втихомолочку высморкал в зале свой утиный нос и вышел в переднюю. В передней на конике спал Степан, в положении убитого воина на батальной картине, судорожно вытянув обнаженные ноги из-под сюртука, служившего ему вместо одеяла. Дворецкий растолкал его и вполголоса сообщил ему какое-то приказание, на которое Степан отвечал полузевком, полухохотом. Дворецкий удалился, а Степан вскочил, натянул на себя кафтан и сапоги, вышел и остановился у крыльца. Не прошло пяти минут, как появился Герасим с огромной вязанкой дров за спиной, в сопровождении неразлучной Муму. (Барыня свою спальню и кабинет приказывала протапливать даже летом.) Герасим стал боком перед дверью, толкнул ее плечом и ввалился в дом с своей ношей. Муму, по обыкновению, осталась его дожидаться. Тогда Степан, улучив удобное мгновение, внезапно бросился на нее, как коршун на цыпленка, придавил ее грудью к земле, сгреб в охапку и, не надев даже картуза, выбежал с нею на двор, сел на первого попавшегося извозчика и поскакал в Охотный ряд. Там он скоро отыскал покупщика, которому уступил ее за полтинник, с тем только, чтобы он по крайней мере неделю продержал ее на привязи, и тотчас вернулся; но, не доезжая до дому, слез с извозчика и, обойдя двор кругом, с заднего переулка, через забор перескочил на двор; в калитку-то он побоялся идти, как бы не встретить Герасима.