Мунафик это что означает
Черты мунафика
وفي الحديث : (ثَلاثٌ مَنْ كُنَّ فِيهِ فَهُوَ مُنَافِقٌ وَإِنْ صَامَ وَصَلَّى وَزَعَمَ أَنَّهُ مُسْلِمٌ : إِذَا حَدَّثَ كَذَبَ إِذَا وَعَدَ أَخْلَفَ ، وَإِنِ اؤْتُمِنَ خَانَ)
В хадисе Пророка (мир ему и благословение) сказано: «Есть три черты характера, кому бы ни были присущи эти черты – тот мунафик, даже если он соблюдает пост, совершает намаз и утверждает, что он мусульманин: это лживость речей, неисполнение договора, злоупотребление доверием».
О смысле этого досточтимого хадиса есть разные мнения.
Большинство учёных сходятся в одном: все черты характера, перечисленные в досточтимом хадисе, свойственны мунафикам, и те, у кого имеются такие черты, схожи с ними. Таких людей в общем назвали мунафиками (в целях предостережения), исходя из большой вероятности того, что они могут стать таковыми.
Всевышний Аллах в 96-м аяте суры «Алю Имран» сказал (смысл): «Кто бы ни стал неверующим. » – вместо: «Кто бы ни совершил хадж, имея возможность. », поскольку несовершение хаджа при наличии возможности является мерзким деянием. В досточтимом хадисе говорится, что обладающий упомянутыми чертами является мунафиком, поскольку эти черты относятся к мерзким, отвратительным чертам характера.
Есть ещё хадис Пророка (мир ему и благословение): «Есть четыре черты характера, и кому бы они ни были присущи, тот настоящий мунафик: это лживость речей, злоупотребление доверием, неверность слову и склонность к спорам с отстаиванием неправильного. Кому свойственна одна из этих черт, тот настолько же будет мунафиком до тех пор, пока не избавится от неё».
Имам ан-Навави, да смилуется над ним Аллах, говорит: «Приведённый хадис вызывает множество вопросов среди учёных, потому что эти черты свойственны и настоящему мусульманину, чья вера не вызывает сомнений. Алимы пришли к единому мнению, что не будет считаться пребывающим в неверии, мунафиком, остающимся в аду навечно, тот, кто принимает Ислам сердцем и признаёт это устами, даже если ему присущи упомянутые черты. Эти черты проявлялись и у братьев Пророка Юсуфа (мир им всем), но из-за этого их не исключили из числа пророков. Эти черты – все или какие-то из них – обнаруживаются у отдельных салафов и у некоторых алимов».
Далее имам ан-Навави говорит: «Этот хадис не является сомнительным, но всё же у учёных возникли разночтения (хилаф) в толковании его смысла. Что касается настоящего, достоверного смысла данного хадиса, которого придерживаются мухакикуны [учёные, основывающиеся в своих утверждениях на неопровержимых доказательствах] и многие алимы, [то он сводится к следующему]: перечисленные черты влекут к нифаку (лицемерию), и человек, обладающий этими чертами, похож на мунафика, так как он проявляет их. Он уподобляется мунафикам в их нравах, поскольку нифаком называется изречение устами противоположного тому, что в сердце, и это присуще ему. И лицемерие его проявляется в том, что он лжёт, не соблюдает договор, не оправдывает доверия, ведёт спор, будучи неправым, то есть он является лицемером во всём этом, но не по отношению к Исламу».
Он лицемер не потому, что, скрывая неверие, проявляет приверженность Исламу. Например, если кто-либо, обладающий подобными чертами характера, нарушит договор, соглашение с кем-то или не оправдает доверия, то он окажется лицемером по отношению к тому человеку, но не лицемером вообще, остающимся навечно в аду, т. е. неверующим лицемером. Пророк (мир ему и благословение) не имел целью утверждать, что тот, кому свойственны упомянутые черты, является неверным лицемером, навечно остающимся в аду.
Слова Пророка (мир ему и благословение) о том, что такой человек является настоящим лицемером, означают, что он очень похож на неверующего лицемера.
Один из алимов сказал: «Изложенное в упомянутом хадисе относится к тем, у кого эти черты проявляются часто, а не к тем, у кого они проявляются изредка». В этом и состоит основной смысл данного хадиса.
Из книги «Побуждение внять призыву Корана», Саид-афанди аль-Чиркави
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.
Мунафик
Полезное
Смотреть что такое «Мунафик» в других словарях:
мунафик — сущ., кол во синонимов: 1 • лицемер (32) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
Мунафик — Нифак (от араб. nifaq лицемерие) в исламе внешняя показная приверженность к добру, скрывающая приверженность злу. Выражается в непоследовательности. Лицемер мунафик. Борьба с нифаком (фарисейством) являлась сутью миссии Исы. Этимология Слово… … Википедия
Исламские термины — Ислам Столпы Ислама … Википедия
Ересь — (др. греч. αἵρεσις «выбор, направление, мнение») сознательное отклонение от догматов веры, предлагающее иной подход к религиозному учению; выделение из состава церкви новой общины. Не следует смешивать с расколом. Следует иметь в виду … Википедия
Иман — У этого термина существуют и другие значения, см. Иман (значения). Ислам … Википедия
Мусульманин — Категории людей в исламе Мусульмане Муслим (мусульм … Википедия
Шахид — Категории людей в исламе Мусульмане … Википедия
Бойсангур — Картина с изображением Байсангура Бенойевского Байсангур (Байсунгур) Бенойевский (чеч. БойсанхІар Бено) (1794, Беной, Чечня 1861, Хасав Юрт, Дагестан) чеченский полководец XIX века, наиб имама Шамиля. Активный участник Большой Кавказской войны… … Википедия
Бойсангур Беноевский — Картина с изображением Байсангура Бенойевского Байсангур (Байсунгур) Бенойевский (чеч. БойсанхІар Бено) (1794, Беной, Чечня 1861, Хасав Юрт, Дагестан) чеченский полководец XIX века, наиб имама Шамиля. Активный участник Большой Кавказской войны… … Википедия
Ереси — Ересь (греч. αἵρεσις «выбор, направление, мнение») сознательное отклонение от догматов веры, предлагающее иной подход к религиозному учению; выделение из состава церкви новой общины. Не следует смешивать с расколом. Следует иметь в виду, что в… … Википедия
Мунафик это что означает
Вопрос: Кого называют мунафиком? Каковы признаки лицемерия? Если в человеке присутствуют признаки лицемерия, то называют ли его лицемером?
«У мунафика есть три признака: врет, не держит слово и покушается на аманат (доверенное)». (Бухари)
Если человеку доверили товар, имущество, слово, секрет, а он это слово или секрет выдал другим, нанес вред оставленному на хранение, украл, т.е. совершил вероломство, то поступок будет лицемерием. (Барика)
Несколько хадисов где говорится о признак лицемерия:
«Болезни мумина служат искуплением его грехов. Выздоровев он понимает какое это назидание. А лицемер похож на верблюда которого держали на привязи и затем развязали. Верблюд не понимает почему его держали на привязи и почему отпустили, так и мунафик поправившись не поймет какое от болезни назидание». (Абу Давуд)
«Мунафики будут заучивать Коран, будут попрекаться с учеными». (Табарани)
«Лицемеры совершают предвечерний намаз отсрочив до вечернего намаза». (Хаким)
«Когда было приказано совершать намаз открыто они приняли, когда было приказано давать закят скрытно, они не стали выплачивать». (Баззар)
«Мунафик не станет совершать утренний и ночной намазы». (Хаким)
«Совместный утренний и ночной намаз это, то что отличает нас от лицемеров. Лицемеры не смогут продолжать совершать утренний и ночной намазы». (Байхаки)
Не совершать утренний и ночной намазы совместно с джамаатом, признак лицемерия. Также как ложь является признаком лицемерия, так и не совершение совместного намаза тоже является признаком лицемерия. Это не значит что тот, кто не приходит на совместный намаз, является мунафиком. Это значит что в человеке есть один из признаков лицемерия.
Не сдержанное слово тоже может стать доводом присутствия лицемерия. Но не сдержавшего слово человека не называют лицемером. Но человек совершил одно из деяний лицемерия. В благородных хадисах по этому поводу говорится:
«Лицемерам очень тяжело совершать совместно с мусульманами утренний и ночной намазы. Если бы знали сколько за это есть вознаграждения, то прибегали бы на намаз. Я бы хотел сжечь дома людей которые не приходят на намаз». (Бухари)
«Если бы не дети и жены, я бы приказал предать огню дома мужчин не приходящих на совместный намаз». (И. Ахмед, Ибни Маджа)
«Клянусь, я подумал приказать разрушить дома тех кто не совершают совместный намаз без уважительной причины». (Муслим)
В трудах по фикху приводятся уважительные причины позволяющие не посещать совместный намаз. Кроме этих причин, не участвовать в совместном намазе не разрешается. Это люди, в которых есть признаки лицемерия. Нужно обратить внимание чтобы не оказаться в числе таких людей!
Ибни Хаджар говорит:
Нифак, мунафикство, не соответствие внутреннего мира с внешним. Слова не совпадают с действием. Лицемерие в вероучений, вере, хуже других видов лицемерия. Дозволено дать слово исполнить, сделать и это даже хорошо. Выполнить такое обещание не является ваджибом, это мустахаб. Не выполнить данное обещание, танзихан макрух. В хадис шарифе сказано:
«Если человек не смог выполнить обещание имея намерение сделать, то грехом не будет». (Тирмизи)
В Ханафи и Шафии, нарушить клятву без уважительной причины – макрух. Можно это сделать если появилась уважительная причина. Но нужно заранее предупредить что будет нарушено. В Ханбали сдержать обещание является ваджибом. Не выполнить, не сдержать, запрещено. Во всех четырех мазхабах исполнение возможного дела, относится к таква. (Ислам ахлакы)
Если мусульманин находиться в чужой стране, живет среди немусульман, втайне совершает намазы, как только возможно скрывает свою принадлежность к Исламу, то его нельзя назвать мунафиком. Это мудаара. Это защита веры отказавшись от мирских благ, обходительность к окружающим не покидая при этом пределы веры. В хадис шарифе сказано: «Аллаху тааля приказал исполнять фарзы и вместе с тем приказал и мудаара». и «Мудаара садака». (Дейлеми)
Мудахана, обратное мудаара. Предавать религию ради обретения мирских благ. В хадис шарифе было сказано: «Тот, кто имея возможность выбрал совершение греха, отвергнув нахи-уль мункар, покинет свою могилу в виде обезьяны и свиньи». (Шира)
ДЖАМААТ И ЛИЦЕМЕРИЕ
Вопрос: Как толкуются хадисы в которых говорится что сплетники, клеветники войдут в Ад. Не совершающие совместный намаз, лицемеры, те кто не женятся, не из уммы мусульман?
Ответ:
Хадиси нужно писать с толкованиями. «Сплетник не войдет в Рай», означает не войдет в Рай пока не очистится от грехов пройдя через наказания, или же не будучи прощенным или же получив заступничества. «Заглазно осуждающий (гыйбат) обитатель Ада», означает, если савабов меньше грехов, то гыйбат введет в Ад. Савабы сплетника, будут записаны в тетрадь записей того, кого он осуждает. «Не из меня тот кто не женится» означает, не следует моей сунне.
Также в хадисе сказано, что верующий сможет совершить любой грех, но не сделает три вещи, и одно из них это вранье. Как сказано в хадисе, солгавший не является верующим. Означает, что не является безупречным верующим. Кроме этого было сказано что ложь, является признаком лицемерия. Совравший не лицемер, но совершил один из признаков лицемерия.
(У слова мунафик есть два определения. Первое кафир. Второе, двуличный, лицемер внутренне, настоящее состояние которого не соответствует внешнему. Мунафик в этом определений не является кафиром.)
Не приходить на совместный намаз тоже признак лицемерия. Если не приходит уважая эту сунна, то он не мунафик. Если не придает значения сунне то и без того не считается мусульманином.
Когда в хадисах сказано ′′Совершивший такой-то грех не войдет в Рай, станет обитателем Ада, это не мумин а мунафик′′, означает ′′Если не раскаялся в этих грехах, не получил прощения или заступничества, то не войдет в Рай пока не очистится от грехов′′. Потому что грех и неверие, разные вещи. Каким бы большим не был грех, совершивший его не является кафиром. Но грех, каким бы он ни был, у беспрерывно совершающего грехи пачкается сердце, он начинает двигаться в направление Ада. Поэтому грехи очень опасны.
Вопрос: Верю в Аллаха, совершаю намазы. Но совершаю много грехов. Я мунафик?
Ответ:
Тот, кто верит в Аллаху тааля значит верующий. Если добровольно совершаете намаз без всякого принуждения, то невозможно чтобы вы были мунафиком.
Вранье, покушение на доверенное и не сдержанное слово, признаки лицемерия. Но совершившего эти грехи не называют мунафиком.
Мунафик [лицемер], не веря, ради мирских достижений, выдает себя за верующего. Мунафиком не может быть человек любящий сахабов. В хадиси шарифе сказано:
«Любовь сразу к Абу Бакру, Умару, Осману и Али (радиаллаху анхум) не может быть в сердце мунафика». (Табарани)
«Ансаров любит только мумин. Обвиняют и упрекают их только мунафики». (Бухари)
ЛИЦЕМЕРИЕ И ЛИЦЕМЕР
Вопрос: товарищ мне сказал, ′′ты солгал, ты мунафик′′. Я ответил, ′′Мунафик это кафир который выдает себя за мусульманина, а я не кафир. Тот, кто обвиняет мусульманина в неверии, сам кафир.′′ На что он привел хадис:
«У лицемера есть три признака: лжет, не держит слово и покушается на аманат (доверенное). Если такой человек утверждает что он мусульманин, совершает намаз, держит пост, то все равно мунафик».
Становится ли кафиром тот, кто солгал или совершил другие грехи?
Ответ:
Человека совершившего большой грех не причисляют к кафирам. Такие утверждения как ′′становится кафиром, становится мунафиком′′, противоречит общине суннитов. Есть признаки которые определяют лицемерие. Если одно из них обнаруживается в человеке, то его нельзя из-за этого прозвать мунафиком, про него говорят «в нем есть признаки лицемерия». Пусть ложь и признак лицемерия, но солгавшего не называют мунафиком. Он сделал то, что делают мунафики.
Ваххабиты, толкуя аяты и хадисы по явным смыслам, во многих случаях становятся кафирами. Например, преподносят хадис «не совершающий намаз, кафир» и называют кафирами мусульман не совершающих намаз. В ахли сунна, амаль (деяние) не является частью имана (веры). Того, кто верит в обязательность намаза, но не совершает его по лени, не называют кафиром.
Мусульманина который лжет, не выполняет обещание или покусившегося на аманат, даже если совершил харам, нельзя называть кафиром. Про него говорят «в нем есть признаки лицемерия».
Мунафик, также подходит под такое определение как, двуличие, не соответствие слов с делами. Подобное двуличие на словах не куфр, это харам.
Если кому-то доверили какой-либо предмет, деньги, слово или секрет и он проговорился об этом другим или же повредил оставленное на хранение имущество, украл, т.е. покусился, то эти действия показатель лицемерия. Но опять же такого человека нельзя назвать лицемером или кафиром. Потому что в одном из случаев, один из сахабов рассказал секреты пророка врагам и узнавший об это Умар сказал, «Позволь мне и я снесу голову этого лицемера». Когда пророк сказал: «Он из асхаби кирам, участник Бадра, обитатель Рая.» то Умар пожалел о сказанном и раскаялся. Такие слова как кафир и мунафик нельзя употреблять не к месту. Также нельзя называть мунафиком, подразумевая что он кафир.
Куфр лицемерия (нифак)
С точки зрения Ислама, лицемерие бывает двух видов:
Про таких Аллах говорит:
يَقُولُونَ بِأَفْوَاهِهِم مَّا لَيْسَ فِي قُلُوبِهِمْ وَاللَّهُ أَعْلَمُ بِمَا يَكْتُمُونَ
«Они [лицемеры] произносят своими устами то, чего нет в их сердцах, но Аллаху лучше знать о том, что они утаивают» (3:167)
وَإِذَا لَقُوا الَّذِينَ آمَنُوا قَالُوا آمَنَّا وَإِذَا خَلَوْا إِلَى شَيَاطِينِهِمْ قَالُوا إِنَّا مَعَكُمْ إِنَّمَا نَحْنُ مُسْتَهْزِئُونَ
«Когда они встречают верующих, то говорят: «Мы уверовали». Когда же они остаются наедине со своими шайтанами, они говорят: «Воистину, мы — с вами. Мы лишь издеваемся»» (2:14)
وَإِذَا لَقُوكُمْ قَالُوا آمَنَّا وَإِذَا خَلَوْا عَضُّوا عَلَيْكُمُ الْأَنَامِلَ مِنَ الْغَيْظِ
«Когда они встречаются с вами, то говорят: «Мы уверовали». Когда же остаются одни, то кусают кончики пальцев от злобы к вам» (3:119)
إِنَّ الْمُنَافِقِينَ فِي الدَّرْكِ الْأَسْفَلِ مِنَ النَّارِ وَلَن تَجِدَ لَهُمْ نَصِيرًا
«Воистину, лицемеры окажутся на нижайшей ступени Огня, и ты не найдешь для них помощника» (4:145)
Абдуллах ибн `Амр передал, что посланник Аллаха ﷺ сказал:
أربع من كنّ فيه كان منافقا خالصا، ومن كانت فيه خصلة منهنّ كانت فيه خصلة من النّفاق حتّى يدعها، إذا ائتمن خان، وإذا حدّث كذب، وإذا عاهد غدر، وإذا خاصم فجر
« (Человек), которому присущи четыре (качества), является истинным лицемером. Тот же, кому присуще хотя бы одно из них, будет обладать одним из качеств лицемерия до тех пор, пока не избавится от него. (Это – качества того), кто:
(Бухари 34, Муслим 207, Абу Дауд 4688, Тирмизи 2632, Насаи 5035).
Так, например, если один мусульманин обманывает другого ради мирской выгоды, то это — малое лицемерие и большой грех. Если же человек пытается обмануть Аллаха и Его посланника ﷺ — это большое лицемерие, которое является куфром.
Точно также, если мусульманин нарушает договор, заключенный с другим мусульманином, переходит границы дозволенного в споре с ним, начиная несправедливо оскорблять, или растрачивает доверенное ему имущество, то всё это — большие грехи, которые являются малым лицемерием.
Если же человек нарушает договор, заключенный с Аллахом и Его посланником ﷺ или оскорбляет их, то это уже большое лицемерие, которое является большим куфром.
Признаки лицемеров
Помимо предательства, лжи и вероломства, Кур’ан и Сунна подробно разъясняют нам и другие признаки, присущие лицемерам. Их много. Перечислим основные:
وَإِذَا لَقُواْ ٱلَّذِينَ ءَامَنُواْ قَالُوٓاْ ءَامَنَّا وَإِذَا خَلَوْاْ إِلَىٰ شَيَٰطِينِهِمْ قَالُوٓاْ إِنَّا مَعَكُمْ إِنَّمَا نَحْنُ مُسْتَهْزِءُونَ
«Когда они встречают верующих, то говорят: «Мы уверовали». Когда же они остаются наедине со своими шайтанами, они говорят: «Поистине, мы с вами. Мы всего лишь насмехаемся»» (2:14)
То есть такие люди находятся в состоянии страха и, боясь упустить какую-то мирскую выгоду, говорят людям, с которыми находятся то, что те желают от них услышать.
Если человек колеблется подобным образом между мусульманами и кафирами, то это — большой куфр. Если же он ведет себя подобным образом, заискивая с заблудшими группами из числа мусульман, то это — большой грех и признак лицемерия.
بَشِّرِ ٱلْمُنَٰفِقِينَ بِأَنَّ لَهُمْ عَذَابًا أَلِيمًا
ٱلَّذِينَ يَتَّخِذُونَ ٱلْكَٰفِرِينَ أَوْلِيَآءَ مِن دُونِ ٱلْمُؤْمِنِينَ ۚ أَيَبْتَغُونَ عِندَهُمُ ٱلْعِزَّةَ فَإِنَّ ٱلْعِزَّةَ لِلَّهِ جَمِيعًا
«Обрадуй вестью о мучительных страданиях лицемеров, которые делают своими близкими неверующих [врагов Аллаха] вместо верующих. Неужели они хотят обрести могущество рядом с ними? Поистине, могущество целиком принадлежит Аллаху» (4:138-139)
لَّا يَنْهَىٰكُمُ ٱللَّهُ عَنِ ٱلَّذِينَ لَمْ يُقَٰتِلُوكُمْ فِى ٱلدِّينِ وَلَمْ يُخْرِجُوكُم مِّن دِيَٰرِكُمْ أَن تَبَرُّوهُمْ وَتُقْسِطُوٓاْ إِلَيْهِمْ ۚ إِنَّ ٱللَّهَ يُحِبُّ ٱلْمُقْسِطِينَ
«Аллах не запрещает вам быть добрыми и справедливыми с теми, которые не сражались с вами из-за религии и не изгоняли вас из ваших жилищ. Поистине, Аллах любит беспристрастных» (60:8)
وَإِذَا قِيلَ لَهُمْ لَا تُفْسِدُواْ فِى ٱلْأَرْضِ قَالُوٓاْ إِنَّمَا نَحْنُ مُصْلِحُونَ
«Когда им [лицемерам] говорят: «Не распространяйте нечестия на земле!», — они отвечают: «Мы всего лишь поступаем правильно»» (2:11)
إِن تُصِبْكَ حَسَنَةٌ تَسُؤْهُمْ ۖ وَإِن تُصِبْكَ مُصِيبَةٌ يَقُولُواْ قَدْ أَخَذْنَآ أَمْرَنَا مِن قَبْلُ وَيَتَوَلَّواْ وَّهُمْ فَرِحُونَ
«Если тебе достаётся благо, это печалит их. Если же тебя постигает беда, они говорят: «Мы заранее приняли меры». И они уходят, радуясь» (9:50)
وَمِنْهُم مَّن يَلْمِزُكَ فِى ٱلصَّدَقَٰتِ فَإِنْ أُعْطُواْ مِنْهَا رَضُواْ وَإِن لَّمْ يُعْطَوْاْ مِنْهَآ إِذَا هُمْ يَسْخَطُونَ
«Среди них есть такие, которые порочат тебя из-за милостыни. Если им достаётся что-либо из неё, то они довольны, если же им ничего не достаётся, то они гневаются» (9:58)
6) Лицемеры призывают людей к плохому и запрещают благое :
ٱلْمُنَٰفِقُونَ وَٱلْمُنَٰفِقَٰتُ بَعْضُهُم مِّن بَعْضٍ ۚ يَأْمُرُونَ بِٱلْمُنكَرِ وَيَنْهَوْنَ عَنِ ٱلْمَعْرُوفِ وَيَقْبِضُونَ أَيْدِيَهُمْ ۚ نَسُواْ ٱللَّهَ فَنَسِيَهُمْ ۗ إِنَّ ٱلْمُنَٰفِقِينَ هُمُ ٱلْفَٰسِقُونَ
«Лицемеры и лицемерки похожи друг на друга. Они велят совершать предосудительное, запрещают одобряемое и сжимают свои руки, [скупясь на пожертвования]. Они забыли Аллаха, и Он забыл их. Поистине, лицемеры суть нечестивцы» (9:67)
При этом не всегда это происходит явно. Зачастую они не призывают открыто совершать грехи, однако могут действовать более хитро.
Например, в наше время получили широкое распространение необоснованные обвинения в адрес обладателей знания (так называемый «джарх»). Как результат — нет ни одного призывающего к религии Аллаха, на которого бы не вылили грязь и не повесили ярлык, что пугает и отвращает от них простых людей, являясь большим препятствием к развитию и распространению Ислама.
Лицемерие и мусульманские правители
Среди современных мусульман принято считать, что «рыба гниёт с головы», и что во всех проблемах Уммы виноваты именно правители мусульман.
Этот пост не является их защитой в целом или, тем более, кого-то лично. Я лишь хочу дать пищу к размышлению в дополнение к теме о лицемерии.
بَشِّرِ ٱلْمُنَٰفِقِينَ بِأَنَّ لَهُمْ عَذَابًا أَلِيمًا
ٱلَّذِينَ يَتَّخِذُونَ ٱلْكَٰفِرِينَ أَوْلِيَآءَ مِن دُونِ ٱلْمُؤْمِنِينَ ۚ أَيَبْتَغُونَ عِندَهُمُ ٱلْعِزَّةَ فَإِنَّ ٱلْعِزَّةَ لِلَّهِ جَمِيعًا
«Обрадуй вестью о мучительных страданиях лицемеров, которые делают своими близкими [аулия] неверующих [врагов Аллаха] вместо верующих. Неужели они хотят обрести могущество рядом с ними? Поистине, могущество целиком принадлежит Аллаху» (4:138-139)
Посредством СМИ, из различных репортажей и фото, мы узнаем о том, что правители мусульманских стран регулярно встречаются с правителями немусульманских стран. Мы видим, как они жмут друг другу руки, дарят подарки, заключают различные договора, занимаются торговлей и так далее.
Складывается впечатление, что правители мусульманских стран с головой окунулись в дунья и им нет дела до мусульман и их религии.
Возможно, так оно и есть, однако обратите внимание: Аллах называет в этом аяте кафиров словом «аулия», которое указывает не просто на приятельские отношения или наличие общих интересов, но на нечто большее — на любовь и довольство друг другом.
Можем ли мы быть уверены, что в сердцах правителей мусульманских стран только лишь довольство куфром, меркантильные намерения и безразличие к Исламу?
Здесь уместно вспомнить аят:
لَّا يَتَّخِذِ ٱلْمُؤْمِنُونَ ٱلْكَٰفِرِينَ أَوْلِيَآءَ مِن دُونِ ٱلْمُؤْمِنِينَ ۖ وَمَن يَفْعَلْ ذَٰلِكَ فَلَيْسَ مِنَ ٱللَّهِ فِى شَىْءٍ إِلَّآ أَن تَتَّقُواْ مِنْهُمْ تُقَىٰةً ۗ وَيُحَذِّرُكُمُ ٱللَّهُ نَفْسَهُۥ ۗ وَإِلَى ٱللَّهِ ٱلْمَصِيرُ
«Верующие не делают неверующих своими близкими [аулия] вместо верующих. А кто поступает так, тот не имеет никакого отношения к Аллаху, Если только вы не опасаетесь их сильно. Аллах предостерегает вас от Самого Себя, и к Аллаху предстоит прибытие» (3:28)
Комментируя этот аят, Ибн Касир приводит слова имама Бухари, который передает, что Абу ад-Дарда сказал: « Мы благодарим некоторых людей в лицо, хотя сердца наши проклинают их ».
Там же Ибн Касир приводит слова Хасана: « Тукйя (внешняя дружелюбность) дозволена до Судного дня ».
Нужно понимать, что с учётом экономической, военной и технологической слабости мусульманских стран, их правители, возможно, считают целесообразным и более безопасным находиться на данном этапе в состоянии мира со странами Запада.
Было бы неразумно полагать, что правители мусульман могут вести политику мирного сосуществования с правителями немусульманских стран, а затем открытым текстом говорить в своей стране мусульманам, что это — лишь игра. Подобное является невозможным.
Важен в этом вопросе и следующий аят:
وَإِذَا لَقُواْ ٱلَّذِينَ ءَامَنُواْ قَالُوٓاْ ءَامَنَّا وَإِذَا خَلَوْاْ إِلَىٰ شَيَٰطِينِهِمْ قَالُوٓاْ إِنَّا مَعَكُمْ إِنَّمَا نَحْنُ مُسْتَهْزِءُونَ
«Когда они встречают верующих, то говорят: «Мы уверовали». Когда же они остаются наедине со своими шайтанами, они говорят: «Поистине, мы с вами. Мы всего лишь насмехаемся»» (2:14)